Монастырская колонизация на Севере 5. Монастырская колонизация на Западе 6. Монастырская колонизация в Понизовье 7. Монастырская колонизация Сибири 8. Монастырская колонизация на Юге 9. Общий характер колонизации Глава VIII. Монастырские владения и монастырское хозяйство в XVI-XVII вв. 1. Правовые документы, являющиеся источниками по истории монастырских вотчин 2. Опричнина и сельскохозяйственный кризис XVI века 3. Отдельные примеры ведения монастырского хозяйства 4. Рост монастырских земельных владений в Понизовье в XVI и XVII веке как пример колонизационной деятельности монастырей 5. Общая картина монастырского хозяйства 6. Государственно-правовая основа монастырского землевладения 7. Монастырские крестьяне 8. Монастырские вотчины и появление крепостного права 9. «Монастырские слуги» и «монастырские детеныши» 10. Монастырская торговля 11. Управление монастырскими имениями и повинности монастырей перед государством 12. Подсудность монастырских имений Глава IX. Строй монастырского быта в XVI-XVII вв. 1. Из истории монастырского Устава в Древней Руси от истоков до XVI века 2. Монастырские уставы XVI и XVII веков 3. Внутренний склад монастырского быта 4. Чин пострижения и духовное окормление новоначальных монахов 5. Богослужебный монастырский устав и повседневная жизнь монахов 6. Состояние монашеского жития 7. Подсудность монастырей по духовным делам 8. Епископат 9. Подвижничество в XVI и XVII столетии 10. Миссионерские труды монахов 11. Социально-благотворительная деятельность монастырей Глава X. Монашество и церковная письменность XVI-XVII вв. 1. Апологетически-полемические сочинения. Игумен Иосиф Волоцкий 2. Старец Артемий. Его аскетически-мистические и апологетические сочинения 3. Зиновий Отенский и его сочинения 4. Митрополит Даниил 5. Агиографические и исторические сочинения 6. Сочинения монаха Ермолая-Еразма 7. Литература XVII века Глава XI. Западные влияния и богословский спор о преложении Святых Даров 1. Проникновение западных влияний в XVII веке 2. Монах Евфимий и Патриарх Иоаким как представители московского консерватизма 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/r...

503 Домбровский О. И. Архитектурно-археологическое исследование... – Рис. 19, 20, 21; 22, 2; 23,2; 25; ср.: Кадеев В. М., Сорочан С. Б. Экономические связи античных городов Северного Причерноморья в I в. до н.э. – V в. н.э. – Харьков, 1989. – С. 61–62, 64, 73–74, рис. 26, 4, 6; 29, 1, 2, 5; 30, 4, 5, 9; 33, 5; Сорочан С. Б., Шевченко А. В. Западнопонтийские светильники II–VI вв. из Херсонеса//Вестник Харьковского университета. – 1983. – 238. – С. 97–100, рис. 5–6; 49, 108–110; Сазанов А. В. Амфорный комплекс первой четверти VII в. н.э. из северо-восточного района Херсонеса//МАИЭТ. – 1991. – Вып.2. – С. 69–70, 9; Сазанов А. В. Тонкостенные красноглинянные амфоры типа 95 по И. Б. Зеест: типология и хронология//Петербургский археологический вестник. – 1992. – 2. – С. 100–113; Сазанов А. В. Импортная краснолаковая керамика первой половины VII в. из Херсонеса//КСИА. – 1992. – Вып.208. – С. 104; Hayes J. W. Excavations at Sarachane in Istanbul. Vol. 2: The Pottery. – Princeton, 1992. – P.63, type 3; p.177–179; Романчук А. М., Сазанов А. В., Седикова П. В. Амфоры из комплексов византийского Херсонеса. – С. 44, табл. 13, класс 22. 504 Сорочан С. Б. Про так зbahi pyбчacmi cbimuльhuku з Херсонеса//Apxeoлoriя. – 1982. – Вип.38. – С. 46–47. 505 Домбровский О. И. Указ. соч. – Рис. 26, 10; Голофаст Л. А. Стекло ранневизантийского Херсонеса. – С. 154–158, тип1, табл. 9, рис. 16, 8–11; 92, 1–9 (самый ранний херсонесский комплекс – комплекс 3 с девятью подножками таких рюмкообразных сосудов датируется не ранее последней четверти V в., но наибольшее распространение этот тип получил в VI–VII вв.); Завадская И. А. Христианизация ранневизантийского Херсонеса. – С. 414; о назначении см.: Сорокина Η. П. Позднеантичное и раннесредневековое стекло с Таманского городища//Керамика и стекло древней Тмутаракани. – М., 1963. – С. 134–171; Sorochan S. Light for Life and Death in Early Byzantine Empire//Fire, Light and Light Equipment in the Graeco-Roman World. – Oxford, 2002. – P. 113; Щапова Ю. Л. Стеклянные потиры: археологический аспект истории священных сосудов//ВВ. – 2005. – Т. 64 (89). – С. 198–210.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Завершал ряд построек на террасе длинный наземный дом 4. Его поверхность покрыта деревьями, так что можно видеть лишь оставшуюся от него ровную площадку длиной до 50 м и тонкий культурный слой на ней. Рядом с этим домом в склоне над террасой вырезано небольшое квадратное помещение и нитевидная печь в нем (сооружение 8). В отличие от других эта печь имела дымоход, вырезанный в виде круглой трубы в материковой глине (рис. 63, 2). В помещении обнаружены кости животных, обломки посуды XI–XII вв., проволочные височные кольца (рис. 57, 5, 6; 60, 1–4). В этом помещении могли готовить пищу для общественных пиров, происходивших в длинных домах. Городище Звенигород находилось в окружении синхронных поселений. Самое раннее селище «У двух источников» существовало в X в. и занимало удобную для жизни террасу коренного берега Збруча. Поселения Замчище и Хаща возникли несколько позднее, на них жили в XI–XII вв. Оба эти поселения явно тяготели к святилищу и были расположены на трудных для обитания высоких холмах севернее Звенигорода. На Замчище раскопано несколько обычных жилых домов-полуземлянок с печами-каменками в углу и мастерских, где занимались ремесленной деятельностью. Раскопана целая усадьба, состоявшая из двух разновременных домов и нескольких хозяйственных построек (рис. 65). Здесь же выявлено пахотное поле, с поверхности которого были убраны и сложены по краям камни (рис. 27). Большие площади раскопаны на селище Бабина долина, расположенном по склону глубокого оврага Слепой яр, где течет ручей и находятся целебные источники. Это место сырое, лишенное солнца и существование здесь поселения было вызвано тяготением к святилищу и к священным источникам. На селище раскопана целая усадьба, многие жилые дома и ремесленные мастерские, относившиеся к XI–XII вв. После того как часть поселения уже была покинута жителями, здесь около священных источников возникли два культовых сооружения (рис. 66, 2; 67; 68; 69, 2). Одно из культовых сооружений (5) было такого же типа, как и на городище Звенигород: прямоугольная постройка со столбовой конструкцией стен и хлебной печью.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Скачать epub pdf Глава 5. Очерк истории славянских библейских текстов § 1. Объем рукописной традиции Как указывалось в Главе 4, количество рукописей латинской Библии доходит до 8 тысяч, рукописей Септуагинты более 2 тысяч, а греческого Нового Завета более 5 тысяч, армянских библейских рукописей более тысячи. На фоне этих цифр можно лучше оценить объем славянской рукописной традиции Библии. В 1911 г. И. Е. Евсеев закончил составление каталога славянских рукописей Ветхого Завета. Этот каталог был изготовлен по заказу А. Ральфса и оплачен из средств Геттингенской академии, отпущенных на изучение и издание Септуагинты (Septuaginta-Unternehmen, см. Глава 4, § 7). Начатое было печатание каталога в Берлине остановилось из-за технических и затем политических трудностей, в 1913 г. каталог был возвращен И. Е. Евсееву , поскольку его издание согласилась осуществить Академия наук в Санкт-Петербурге. Однако судьба каталога в России неизвестна, в личном архиве И. Е. Евсеева сохранился лишь черновой вариант каталога (Санкт-Петербургское отделение Архива Российской Академии наук, ф. 109, оп. 17 И. Е. Евсеев насчитал 4145 славянских ветхозаветных рукописей XI-haчaлa XVIII вв., из них на Псалтырь пришлось около 3750 единиц (Евсеев 1911). Столь большое количество списков Псалтыри связано с тем, что она находилась в постоянном литургическом употреблении. В действительности цифры должны быть несколько больше, потому что не все сохранившиеся рукописи были в тот момент известны. Небольшой, далекий от претензий на полноту каталог Р. Мэтьисена (Mathiesen 1983а) не принимает во внимание Псалтыри, Паримийника, списков XVII в., однако этот каталог хорошо организован и полезен для общей ориентации в рукописной традиции ВЗ и для решения небольшого круга исследовательских задач. Количество славянских новозаветных рукописей практически неизвестно. В работах Л. П. Жуковской (1968, 1976) учтено около 500 рукописей Евангелия XI-haчaлa XV вв., конечно, это неполная цифра. Количество новозаветных рукописей XVI-XVII вв. гораздо больше, возможно, вдвое превосходит количество ветхозаветных рукописей.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Разумеется, все это – с поправкой на традиционную культуру и религию данного этноса (культурные коды), а сегодня – еще и на урбанизацию, препятствующую рождаемости, и глобализацию, искажающую все природные этногенезы («борьба с перенаселенностью», организованные миграции и пр.). Примеры высокой пассионарности в фазе подъема: 1) завоевания арабами-мусульманами-1 огромных территорий от Испании до Индии в 7 - 8 вв., создание Арабского халифата; 2) образование европейских государств в 9 - 10 вв., движение викингов, Крестовые походы; 3) завоевания Северной Евразии и Китая монголами в 13 в. Пример низкой (отрицательной) пассионарности в фазе обскурации – Древний Рим периода упадка, где процветали все пороки и извращения, женщины перестали рожать, а люмпены-паразиты (субпассионарии) требующие «хлеба и зрелищ», стали диктовать свою волю всем остальным. И где к 4 - 5 вв. (период Великого переселения народов) мигранты вытеснили почти всё коренное население! Этническая система сгнила и рухнула сама. Варвары нанесли лишь последний несильный удар. Теперь легко ответить на вопрос, какой сегодня уровень пассионарности, например, в китайском суперэтносе, а какой в западноевропейском. Европейцы, за исключением немногих периферийных этносов, уже вступили в последнюю фазу обскурации. Им приблизительно 1200 лет. Это почти предельный возраст – «старость, но еще не дряхлость». А Китай – на пике – в начале акматической фазы, где пассионарность максимальная (это 4-е по счету китайцы от древнейших). Хотя ещё 200 - 300 лет назад китайцы находились в полупараличе, и их грабили все, кому не лень, в том числе и русские, использовавшие против Китая военную силу (см. русско-китайская война 1900 – 1901 гг.). Наряду с Китаем набирает силу пассионарный индийский суперэтнос (3-й (4)). На подъеме арабо-мусульманский (2-й) и латино-американский суперэтносы (складываются). Кроме того, есть еще большие пассионарные народы: персы, японцы, корейцы, вьетнамцы и др. (См. ст. Пассионарность (окончание)). Если же посмотреть на постсоветское пространство то мы увидим, что уровень пассионарности в большинстве среднеазиатских и ряде кавказских республик выше, чем в России. Не радикально выше, а сравнительно выше. Надо признать, что большая часть этих народов активнее русских. Но главное – в 20 веке эти этносы не были расколоты на ментально конфликтные группы, как это было у русских до начала 21 века (фаза надлома!). Поэтому они сейчас быстро размножаются и, чтобы выжить, едут на заработки в Россию.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/14/vt...

J. Haury, G. Wirth. – Lipsiae,1964. – Vol. 4: Peri Ktismaton libri VI sive de aedificiis. – III. 7.13–17. 651 ФирсовА. В. О положении страны Дори в Таврике//ВВ. – 1979 – Т. 40 – С. 106–113; Зубарь В.М., Сорочан С.Б. О положении Херсона... – С. 121; Герцен А.Г. Рассказ о городе Феодоро. Топографические и археологические реалии в поэме иеромонаха Матфея//АДСВ. – Екатеринбург, 2001. – Вып. 32. – С. 261–263; ср.: Мыц В.А. Укрепления Таврики X –X V вв. – К., 1991. – С. 69–70. 652 Сидоренко В.А. «Готы» области Дори Прокопия Кесарийского и «длинные стены» в Крыму. – С. 114 –115, Мыц В.А. Укрепления... – С. 69. 654 Procopii Caesariensis Opera omnia/Rec. J.Haury, G.Wirth. – Lipsiae: Teubner,1964.– Vol. 4: Peri Ktismaton libri VI sive de aedificiis. – III. 7. 11; cp. Амброз A.K. Юго-Западный Крым: Могильники IV–VII вв.//МАИЭТ. – (1994) 1995. – Вып. 4. – С. 64; Могаричев Ю.М. Средневековый Крым. – С. 96. Термином «фрурия» ромеи обозначали поселения, выполнявшие функции, присущие крепостям (Гоголев Д.А. Города и крепости Византии... – С. 22). 655 Kazhdan A. Byzantine Town and Trade as Seen by Niketas Choniates//BS. – 1995. – T. 56. – F. 1. – P. 213; Миланова А. Типология на укрепените селища в България под византийска власт (според лексиката на византийските автори)//CIVITAS DIVINO-HUM ANA В чест на професор Георги Бакалов. – София, 2004. – С. 247–248. 656 Ср.: Вус О. Npuмopcьki фopmeцi Biзahmicьkoi IMnepii у Nibдehhoмy Криму//Льbibcьkuй нац. ун-т im . I. Франка. Наукови зошити историчного факультету. – 2003. – Вип. 5–6. – С. 39–40. 657 Зеленко С. М. Торговельне судноплавство cepeдhьobiчhoi Таврики (VI–XII ст.): Днс .... канд. icm. наук/Kiebcьkuй нац. ун-т. – К., 2004 (рукопись). – С. 125. 658 На это указывает известная, остающаяся до сих пор уникальной для всех прочих кастра Юго-Западной Таврики находка Р.Х. Лепера в 1913 г. фрагмента надписи супоминанием «автократора Юстиниана», которая оказалась на части известняковой плиты (0,47 х 0,23 х 0,07 м) среди камней, вторично использованных в качестве стройматериала при устройстве одной из могил с левой стороны центрального нефа большой мангупской базилики (Производство археологических раскопок: Таврическая губерния.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Помимо три- и гексаграмм в «К. п.» термином «гуа» обозначались иные подобные символы. В частности, в Дуньхуане были найдены мантические тексты 2-й пол. I тыс. Р. Х.: «[Канон] главных секретов прорицания Гуань Гун-мина» («Гуань Гун-мин бу яо цзюэ [цзин]»), «Фрагмент книги гаданий и прорицаний» («Чжань бу шу цань цзюань»), «Законы прорицания» («Бу фа»), в которых фигурируют 2- и 3-частные гуа, образованные только целыми чертами в горизонтальном и вертикальном (напр.: ¦) расположении, что напоминает «сучжоускую» систему цифровой номинации. Там же система 8 гуа выражена с помощью имен значимых для кит. культуры личностей: Чжоу-гун (XI в. до Р. Х.), Конфуций (VI-V вв. до Р. Х.), Цюй Юань (IV-III вв.), Чи Сун-цзы (XXIX-XXVII вв. до Р. Х.) и др. Гуа стали фундаментальным понятием не только философии, но и науки (особенно астрономии, хронометрии, топографии, медицины, алхимии), лит-ры и искусства, всей традиц. духовной и материальной культуры Китая. Гадательная практика и нумерологическая теория Философское рассуждение из «Си цы чжуани» (I 11) о Великом пределе: «Перемены имеют Великий предел. Это рождает два образца [инь и ян]. Два образца рождают четыре символа. Четыре символа рождают восемь триграмм» - стало отправным пунктом для нумерологической концепции «развертывания» Великого предела в 64 гексаграммы через 5 промежуточных этапов - 2 монограмм («двух образцов», т. е. черт инь и ян), 4 диграмм («четырех символов»), 8 триграмм («восьми гуа»), 16 тетраграмм («шестнадцати гуа») и 32 пентаграмм («тридцати двух гуа»), что отражено в «Расположении 64 гексаграмм [согласно] Фуси». Аналогом принципа параллелизма филогенеза и онтогенеза явилось распространение подобного представления о происхождении 64 гексаграмм на структуру каждой отдельной гексаграммы, анализ к-рой также основывается на выделении всех описанных конструктивных элементов - от 1 черты до 6. Гексаграмма Гексаграмма В теоретическом (философском) аспекте каждая черта может быть иньской или янской, а в практическом (гадательном) - еще и «молодой» (шао) или «старой» (лао).

http://pravenc.ru/text/1841556.html

По начертанию письма греческие рукописи образуют две четко определенные группы – маюскульные и минускульные манускрипты. Именно такую классификацию и предложил швейцарский ученый Иоганн Якоб Веттштейн (1693−1754) в своем двухтомном издании Нового Завета, выпущенном в Амстердаме в 1751−1752 гг. Для обозначения маюскульных рукописей он использовал заглавные буквы латинского алфавита, минускульных – номера рукописей (числа указывали на порядок поступления рукописей в научный оборот). 212 Эта классификация просуществовала до конца XIX в., когда немецкий протестантский библеист Каспар Рене Грегори (1846−1917) предложил ее детализировать. 213 В качестве классификации, кроме начертания текста, он выбрал еще один критерий, по материалу письма. В таком случае, чисто теоретически, рукописи могли бы распадаться на 4 категории (папирусные маюскульные, папирусные минускульные, пергаменные маюскульные, пергаменные минускульные). Но поскольку минускульных рукописей Нового Завета на папирусе не сохранилось, то классификация свелась к трем остальным разрядам, которые получили для краткости следующие названия: • папирусные – маюскульные рукописи на папирусе; в настоящее время 214 их насчитывается 116 • маюскульные – маюскульные рукописи на пергамене в количестве 316 • минускульные – минускульные рукописи на пергамене в количестве 2877. Кроме того, К. Р. Грегори ввел еще один дополнительный разряд: • лекционарии – богослужебные книги, представляющие собой подборку фрагментов текста Св. Писания не в обычной последовательности, а в том порядке, которым церковный богослужебный календарь определяет библейские чтения в зависимости от того, сколько недель прошло после Пасхи. На сегодняшний день они известны в количестве 2432 экземпляров. Таким образом, на настоящий момент известна 5741 новозаветная рукопись, они имеют датировку со II в. по XVII в. Рассмотрим последовательно каждую из указанных четырех групп, уделяя внимание их наиболее важным представителям. 5. 9. Рукописи на папирусе Для обозначения рукописей на папирусе используется готическая латинская буква «P» () с индексом наверху, который указывает на номер рукописи (порядок поступления в научный оборот). Большая часть папирусов была обнаружена в Египте, где они сохранялись в песке, благодаря сухости воздуха, хотя не исключено, что не все из них имеют местное происхождение. Папирусы датируются II – VII вв. и написаны маюскульным письмом. Число ранних папирусов II – IV вв., более 40 (т. е. более трети от общего количества). Четыре из них, датируемые III – IV вв. 12, 13, 18 и 22), представляют собой остатки свитков, остальные – кодексов (при фрагментарной сохранности листов при наличии письма с двух сторон делают вывод, что фрагмент был частью кодекса). Ни одна папирусная книга не сохранилась в полном объеме. В дошедших до нас папирусах представлен весь текст Нового Завета, за исключением 1−2 Тим., наиболее сохранившиеся Евангелие от Иоанна (представлено в 22-х папирусах) и Евангелие от Матфея (в 18). 215

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

В.В. Бычков Содержание Введение Глава 1. Всеобъемлющий символизм патристики. Великие каппадокийцы Глава 2. Эстетика духовных озарений Эстетический дух «Ареопагитик» На пути к божественной трансцендентности Божественная иерархия Глава 3. Красота и прекрасное Онтологический смысл красоты Благоухание Свет Глава 4. Символология Анагогический символизм Многообразие символических феноменов Катафатические символы Неподобные подобия Апофатическая символика Сакрально-литургический символизм Глава 5. Завершение александрийско-каппадокийского символизма. Максим Исповедник Заключение Summary     Монография посвящена изучению эстетических представлений крупнейшего анонимного мыслителя ранней Византии (рубеж V-VI вв.), оказавшего сильнейшее влияние на средневековое богословие и эстетику греко-православного мира (включая Древнюю Русь) и Западной Европы. В работе путем анализа взглядов самого Ареопагита, его основных предшественников и ближайших комментаторов выявляется достаточно целостная эстетическая система, основывающаяся на принципах отыскания иерархических, богослужебных, символических посредников между земным миром и трансцендентным Богом. В центре ее стоят понятия красоты, света, благоухания, образа, символа, неподобного подобия, внерационального знания и др. Монографическое исследование на эту тему предпринимается впервые в мировой науке. Введение «Corpus Areopagiticum», или «Corpus Dionysiacum», дошедший до нас в составе четырех трактатов («О небесной иерархии», «О церковной иерархии», «О Божественных именах», «О мистическом богословии») и 10 писем, написанный по-гречески где-то на рубеже V-VI вв. и подписанный именем легендарного ученика апостола Павла Дионисия Ареопагита , был широко известен во всем средневековом мире. Прежде всего в Византии, где о нем впервые зашла речь в первой трети VI в., а затем он стал одним из авторитетнейших богословских текстов как у византийских авторов, так и на латинском Западе, а позже и в славянском мире. Его знали и использовали в богословской полемике, в том числе и по вопросам иконопочитания, древнерусские авторы, начиная с XIV в., особенно активно в XVI-XVII вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

Особенно важно было бы знать, в каком объёме читалась кн. Бытия в римской церкви до XII–ro в., в каком позднее – до 1241 г. (когда римские миссал и бревиарий были реформированы папой Григорием IX-м) и в каком, наконец, после этого года – до Тридентского собора. Латинские бревиарии, установленные этим собором, для моей цели не дают, к сожалению, никаких аналогий, так как состав кн. Бытия в них резко отличается от состава того же Бытия и в кирилловских паримейниках и в хорватских глаголических часословах по изданию Берчича. В печатных римских бревиариях (см. выше 1, 1584 г. и 5, 1733 г.) из кн. Бытия во­шли главы от 1-й до 14-й, затем 27, 37, 39 и 41-я, но не целиком, а с такими изъятиями: 2:11–14, 25; 3:21–24; 5:6–14; 6:16–22; 7:6–9, 18–24; 8:9 (часть от aquae), 13 (от et aperiens), 14; 9:7–11, 16–19; 10:7–32; 11:9, 31, 32; 12:20; 13:16 (от ci quis) –18; 14:1–7, 21–24; 27:30–46; 37:29–36; 39:5–23; 41:1–36, 45–75. В том же составе и на те же дни (кн. Бытия читается в бревиариях от Dominica LXX, когда «incipit Genesis», до Feria III Quinquagesimae, – дня, которым заканчивается 14-я глава; затем главы 27 и 37 положены in Dominicas secundam et tertiam in Quadragesima, а главы 39 и 41-я – на 19–е марта, день св. Иосифа), при несколько ином распределении чтений по dominica’м, читается кн. Бытия и в бенедиктинском бревиарии 1758 г. (см. 11). В несколько ином объёме, хотя на те же дни, читается кн. Бытия в бенедиктинских бревиариях 1581 и 1589 гг. (см. 1 и 2: первый по исправлении утверждён папою Юлием II в 1502 и в 1506 гг., второй – папою Григорием XIII в 1584 г.): против предыдущих бревиариев, тут мы совсем не нашли чтений из глав 4-ой, 10-ой, 11-ой, 39-ой и 41-ой, другие же главы попали с такими изъятиями: 3:23, 24; 5:1–31; 9:6–29; 14:7–24; 27:30–46 и 37:29–36. Таким образом, сравнительно с глаголическими часословами, которыми пользовался Берчич, в бревиариях римском (16–18 вв.) и бенедиктинском (18 в.) текст кн. Бытия очень сокращён: 1) в них нет всего того, что у Берчича напечатано из глав 15; 17–19; 21–23; 25; 26; 28–32; 40; 42–50, а сверх того во 2–х) ещё опущены: 2:11–14, 25; 3:21–24; 5:6–14; 6:16–22; 7:6–9, 18–24; 8:9 (часть), 13 (часть), 14; 9:7 – 11, 16–19; 12:20; 13:16–18; 27:29–41; 37:29–34; лишнего против Берчичева текста, напротив, в них очень мало, именно – 5:29–32; 10:2–6; 11:11, 15, 17, 19, 21, 23, 25, 30; 13:8–11; 14:8–13; 39:1–4 и 41:37–44. В бенедиктинских бревиариях 1581 и 1589 гг. эти пропуски против Берчичева издания увеличиваются, мы видим, сверх этого, ещё главами 4; 5:1–28; 9:12–15, 20–29; 10; 11; 14:14–20, а лишнее против текста Берчича заключается только в гл. 5:32; 13:8–11; 14:1–6. Очевидно, латинский оригинал (или оригиналы) хорватских часословов XIII–XIV вв., которыми пользовался И. Берчич, в отделе кн. Бытия совсем был не похож на римские и бенедиктинские бревиарии, известные нам в старопечатных изданиях, начиная с 16–го века. Рукописных и старопечатных бревиариев до 16–го в. мне, к сожалению, не пришлось видеть.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Miha...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010