И предшествовавшие этим событиям и последовавшие за ними обстоятельства были также неодинаковы. Первое насыщение было в то время, когда Христос по случаю известия об убиении Иоанна Иродом удалился в пустыню ( Мф.14:12,13 ); второе было по возвращении Иисуса из пределов тирских и сидонских к морю Галилейскому ( Мф.15:21,29 ). После первого насыщения ночью во время бури, когда Господь ходил по волнам и спас Петра от потопления, Он с учениками пришел в землю Геннисаретскую ( Мф.14:22–34 ); после второго насыщения Иисус отправился в лодке в пределы Магдалинские ( Мф.15, 39 ); наконец сам Спаситель в речи своей ученикам, сохраненной у того же Евангелиста ( Мф.16:9–10 ), напоминает им о двукратном чудесном насыщении народа. Неужели же это одно событие, только в разных редакциях, когда между ними столько различия? Могут, конечно, утверждать что угодно, но где же твердые основания? IV. Далее, говорят, что писатель первого Евангелия в его настоящем виде по местам повествует не как очевидец, и следовательно он не апостол, что признаки этого есть ясные и прямые. Какие же это признаки? «Сюда принадлежит прежде всего то, что он (писатель Евангелия) часто заставляет Иисуса говорить очень ясно о таких обстоятельствах, которые явились по смерти Иисуса, и говорить так, как сам Иисус не стал бы говорить». Любопытно, что это такое несообразное с временем жизни и речью Иисуса. А вот что: «Иисус говорит например священникам и фарисеям в храме ( Матф. 23:33 ): «змии, порождения эхиднины! Как убежите вы от осуждения в геенну? Ибо се Я пошлю к вам пророков, мудрых и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город: да придет на вас вся кровь праведная " … Это пророчество заимствовано от судеб первых христиан, следовательно из опыта, бывшего после смерти Иисусовой». 281 Очевидно, это доказательство основано на том, что Христос не мог предсказывать о судьбе своих посланников в таких чертах, в которых эти предсказания сбылись действительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/o...

И СЕ , послышался  ГЛАС ИЗ ОБЛАКА ГЛАГОЛЮЩИЙ: СЕЙ ЕСТЬ СЫН МОЙ ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ ,  В КОТОРОМ МОЕ БЛАГОВОЛЕНИЕ:  «в Нем покой Мой и услаждение, потому что Он во всем Мне равен совершенно и, будучи Сыном, во всем составляет едино со Мною», – поясняет святитель Златоуст; Он и на вас привлечет Мое благоволение:  ЕГО СЛУШАЙТЕ , с благоговейной и благопокорной верой принимайте слово Его, не пререкайте Ему, если Сам пойдет и вас поведет на крест, не бойтесь никаких опасностей: «Сей есть Сын Мой возлюбленный», а кто погубит того, кого любит? Как бы ни была безмерна ваша любовь к Нему, вы не можете любить Его так, как любит Родивший Его. Он откроет вам истинный смысл Закона и Пророков, ибо Он есть Тот, о Ком сказал Моисей: «Пророка... из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой... Его слушайте» ( Втор. 18:15 ). Пребывайте в послушании Ему, как Он пребывает в послушании Мне, и Он соделает вас Моими чадами по благодати, ибо Он для всех, послушных Ему, есть и будет «виновником спасения вечного»... ( Евр. 5:9 ) «Когда был глас сей, остался Иисус один» ( Лк. 9:36 ). Двукратно, при крещении и преображении, Отец Небесный торжественно возвестил миру, что Иисус Христос есть Его Сын возлюбленный. И в том, и в другом случае Господь наш был погружен в молитвенное собеседование с Отцом Своим. Крещением началось Его открытое служение спасению рода человеческого. Преображением предначиналось труднейшее, уничиженнейшее в глазах мира, но славнейшее в очах Божиих послушание Отцу Небесному в восшествии на Крест. И земной отец благословляет сына на новое поприще жизни; так и Отец Небесный свидетельствует о Своем Возлюбленном Сыне при вступлении Его в новые подвиги Его великого служения земного... Будучи не в состоянии выносить облачный свет и глас, ученики пали на землю: И ,  УСЛЫШАВ ,  УЧЕНИКИ ПАЛИ НА ЛИЦА СВОИ И ОЧЕНЬ ИСПУГАЛИСЬ . «Уединенность и высота места, глубокое молчание, свет чрезвычайный и облако простертое! все это повергло их в сильный трепет и они в ужасе пали и поклонились» (свт. Иоанн Златоуст ). Апостол Петр через много лет, уже в конце своей жизни, с воодушевлением вспоминал в своем предсмертном послании к верующим о дивном Фаворском видении и гласе ( 2Пет. 1:16 ). Да и можно ли было забыть это? Чтобы продолжительный страх не изгладил из их памяти видения, Господь ободряет их:  НО ИИСУС ,  ПРИСТУПИВ ,  КОСНУЛСЯ ИХ И СКАЗАЛ: ВСТАНЬТЕ И НЕ БОЙТЕСЬ . «Как глас Отца поверг их, так воздвиг их глас Сына» (преп. Ефрем Сирин ). Но дабы кто не подумал, что глас относится к Моисею или Илие, Господь уже остается один: ВОЗВЕДЯ ЖЕ ОЧИ СВОИ ,  ОНИ НИКОГО НЕ УВИДЕЛИ ,  КРОМЕ ОДНОГО ИИСУСА . Чудное видение кончилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

»И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария; ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего... и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышняго осенит Тебя« ( Лк. 1: 30–35 ). Так вот что значат эти слова двукратного ангельского приветствия! Так это Она – та Дева, о которой написано у пророка Исаии, Дева, о которой Она столь много думала, которую так возлюбила, что смиренно молила Господа удостоить Ее милости быть у Нея хотя бы последней служанкой. Так это Она – та Жена, та предвечная Избранница Божия, о которой Сам Господь Бог говорил в раю, обращаясь к древнему змию и человекоубийце-диаволу: " Вражду положу между тобою и между Женою, и между семенем твоим и между Семенем Ее; Оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить Его в пяту» ( Быт. 3:15 ). Так это Она – та Лествица высокая, которую видел Иаков, которая соединит небо с землей и по которой Бог снидет на землю, чтобы обновить, а затем обожить и возвести на небо человеческое естество. Она удостоена неизглаголанной чести стать Матерью Господа, вместить Того, Кого не вмещает вселенная, чревоносить и питать млеком непостижимого Царя Славы... О какая великая, неизреченная, недомыслимая радость! Но и не только радость... А и какой страшный и вышеестественный подвиг! Приснопамятный великий святитель Московский Филарет говорит, что Пречистая Дева Мария еще прежде благовещения Архангелова читала и уразумела божественные пророчества: «Дух Ея напитан был чтением Божественного Писания, и не только млеком, но и крепкою пищею Божественной мудрости». И конечно, проразумевая великую Славу Искупителя, имевшего, согласно пророчеству Исаии, родиться от Девы и быть нареченным Эммануилом, Она проникала и в тайну Его вольного уничижения и спасительных страданий, о которых говорил тот же Исаия, изображая Его Агнцем непорочным, имеющем быть закланным за грехи всего мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

И что Мне производить великие знамения, когда малым нет веры? Малыми их я называю по видимости, потому что по (внутренней) силе последние гораздо более первых. В самом деле, что может сравниться с отпущением грехов, воскрешением мертвого, изгнанием бесов, исцелением тела, словом — с восстановлением всего? Ты же заметь, как ожесточено сердце иудеев. Слыша, что не дастся им знамения, кроме знамения Ионы пророка, они не расспрашивают Его, хотя, зная пророка и все с ним случившееся, и вновь слыша об этом от Христа, они должны были спросить и узнать, что значило сказанное? Но я сказал, что они просят знамения не с желанием научиться. Вот почему и Христос, оставив их, отошел. “Переправившись, — говорит евангелист, — на другую сторону, ученики Его забыли взять хлебов. Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской” (Мф. 16:5-6). Почему не сказал: берегитесь учения? Очевидно, что хочет напомнить им о бывшем: знал, что они то забыли. Прямо обличать их не было видимого основания; но, от них же самих взяв повод укорить их, делает обличение не так для них чувствительным. Почему же не тогда укорил их, когда говорили: “Откуда нам взять в пустыне столько хлебов”? Казалось, что тогда кстати было сказать; но не сказал, чтобы не дать знать, что Он хочет сделать чудо. Притом, не хотел и их обличать, и сам хвалиться пред народом. Теперь же приличнее было обвинять их, так как и после двукратного чуда они не вразумились. Вот почему уже после второго чуда укоряет их, и выводит наружу то, о чем они думали. О чем же они думали? “Что хлебов, — говорит евангелист, — мы не взяли” (ст. 7). Они еще заботились об иудейских очищениях, и наблюдали разборчивость в пище. За все это Христос и укоряет их с большею строгостью, говоря: “Что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли? Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце? Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч [человек], и сколько коробов вы набрали? ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали?”(Мф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

Из них мы узнаем что переход проклятия от сознательной твари к бессознательной был не произволен, но внутренне необходим». Апостол показывает, что «как в человеке началось падение даже и твари, так в нем же начнется и восстановление твари... Как вначале вместе с появлением греха исчез рай на земле ( Быт. 3:18 ), а ум – νος – в человеке был подчинен греху; так восстановление чрез Христа начинается прежде всего освобождением ума ( Рим. 7:25 ), а в твари восстановлением рая при воскресении праведных... На это время указывают и предсказания пророков, что некогда пустыни процветут снова ( Ис. 35:1 и сл.), что ягненок и лев будут пастись вместе на лугу» ( Ис. 11, 6 и сл. 35; 9; 65; 25) и т. д. Таким образом, после сказанного ясно для каждого беспристрастного исследователя, что, вопреки мнению Фрошаммера и других, в посланиях ап. Павла содержится учение о первородном грехе и его последствиях совершенно согласное с Божественным первооткровением, как оно возвещено нам бытописателем. Наконец, в Апокалипсисе мы также находим двукратное упоминание о «древе жизни, которое, посреди, рая Божия ( Апок. 2:7 ; срв. 22:2). Новозаветный Провидец, изображая рай небесный, заимствует для этого черты рая земного по повествованию бытописателя. «И показал мне (ангел) чистую реку воды жизни... Среди улицы его древо жизни... И ничего уже не будет проклятого» ( Апок. 22:1–3 ). «Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия ( Апок. 2:7 ). В другом месте ( Апок. 12:9 ) св. Аностол Иоанн говорит о том, что он видел, как «низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним». Эти три места, приведенные из Апокалипсиса св. Иоанна Богослова, очевидно, могут быть ясными только для того, кто знает рассказ бытописателя о грехопадении прародителей. И так, все Священное Писание как ветхого, так и нового завета вполне согласно свидетельствует о том, что первоначально мир был создан добрым и что Бог зла не сотворил, что зло явилось в мире, как следствие грехопадения прародителей, которые, обладая свободною волей и разумом, подчинились, однако же, искушению дьявола и нарушили благую и легкую для них заповедь Творца.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Изъяснение псалма 56-го. Пс.56:1 .  Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру. «В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание, внегда ему отбегати от лица Саулова в пещеру». Избежав первой и второй опасности, Давид, как бы на некоем столпе, в памяти своей написал Божие благодеяние. Тот же и другой псалом отсылает читателей к концу, потому что оба содержат в себе предречение о будущем. Предыдущий псалом предвещал, что будет с народом Божиим, а сей предвозвещает призвание язычников. Приложено же к надписанию: «да не растлиши»; и сие открывает нам Давидов помысл. Поскольку, имея возможность умертвить Саула, не решился убийством истребить врага и приобрести царскую власть, как бы так сказав сам себе: «да не растлиши добродетель непамятозлобия», ибо говорит: «да не будет мне еже нанести руку мою нань, яко христос Господень есть сей» ( 1Цар.24:7 ); то справедливо к надписанию присовокупил: «да не растлиши», показывая тем, какими помыслами водясь, не умертвил неприязненнаго ему. Пс.56:2 .  Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды. «Помилуй мя, Боже, помилуй мя: яко на Тя упова душа моя, и на сень крилу Твоею надеюся, Дóндеже прейдет беззаконие». Будучи заключен в пещере и врагов видя заключенными, Пророк возвещает Божие милосердие, и обнаруживает, какое упование имеет на Бога. Сению крил, как неоднократно было объясняемо, называет Божию попечительность, а двукратное испрашивание помилования указывает на чрезмерность опасности. Слова: «дондеже прейдет беззаконие», Акила перевел яснее: «пока пройдет злоумышление», а Симмах: «пока пройдет обидчик». Итак, говорит Пророк, не перестану умолять, пока не избавлюсь от злоумышляющих. Ибо злоумышляющих, как дело их беззаконно, семьдесять наименовали беззаконием. Пс.56:3 .  Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне. «Воззову к Богу вышнему, Богу благодеявшему мне». Имея наставником опытное изведание Божией помощи, прошу о том, чтобы пользоваться ею стало для меня обычным делом. Воззванием же называет Пророк усердие души.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Изъяснение псалма 57-го. Пс.57:1 .  Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида «В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание». И сей псалом заключает в себе ту же мысль, потому что описывает лукавство Саула и лживость слов его. Не раз поклявшись прекратить вражду, нарушал он клятву, и старался уловить Давида. Прилагается же опять к надписанию: «да не растлиши», потому что Давид, двукратно имев Саула в руках, не восхотел умертвить его. Пс.57:2 .  Подлинно ли правду говорите вы, судьи, и справедливо судите, сыны человеческие? «Аще воистинну убо правду глаголете, правая судите, сынове человечестии». Слова сии обращены к Саулу, который поклялся не преследовать и вопреки клятвам ополчился. Будь, говорит Пророк, судиею того, что делаешь, и, как тебе поверяю суд, то произнеси приговор правый и справедливый. Пс.57:3 .  Беззаконие составляете в сердце, кладете на весы злодеяния рук ваших на земле. «Ибо в сердце беззаконие делаете на земли: неправду руки ваша сплетают». У тебя, говорит Пророк, речи мирныя, и намерения лукавыя и всякаго рода злокозненныя умышления. Поэтому разсмотри, согласны ли дела с словами. Но напрасно суд свой поручил я тебе, не имеющему и намерения судить справедливо. Пс.57:4 .  С самого рождения отступили нечестивые, от утробы матери заблуждаются, говоря ложь. «Очуждишася грешнщы от ложесн, заблудиша от чрева, глаголаша лжу». Издавна отступив от истины, возлюбили вы ложь. Пророк присовокупил: «от ложесн, от чрева», потому что Бог и до создания знал дела их. Так и Иеремии сказал: «прежде неже Мне создати тя во чреве, познах тя, и прежде неже изыти тебе из ложесн, освятих тя» ( Иер.1:5 ); и фараону: «на истое сие воздвигох тя, яко да покажу тобою силу Мою» ( Рим. 9:17 ). Но не предведение Божие, как фараона соделало злым, так Иеремию святым; напротив того, Господь, как Бог, предузнал только, каковы они будут. Пс.57:5 .  Яд у них – как яд змеи, как глухого аспида, который затыкает уши свои. Пс.57:6 .  И не слышит голоса заклинателя, самого искусного в заклинаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Иуда Иуда (хвала Иеговы, или хвалите Господа) – имя нескольких лиц: а) ( Быm. XXXV, 23 ) – четвертый сын Иакова от Лии, родился в Месопотамии около 22–49 г. до Р. X. Колено Иудино, во главе которого стоял он, было из наиболее многочисленных и могущественных, сравнительно с прочими ( Чuc. I, 27 ) и получило первый удел по жребию при разделе Земли Обетованной. Пророческое благословение, преподанное Иаковом Иуде ( Быm. XLIX, 8–12 ), очень замечательно. В нем содержится указание на воинственный дух его потомков, равно как на время и продолжительность его могущества и власти. Вот оно: Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих (т. е. во время войны). Поклонятся тебе стены отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев (Ариель – лев Божий) и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель и Ему покорность народов. Далее в пророчестве говорится, что места обитания Иуды будут изобиловать лозами превосходнейшего винограда. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего, и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей. Моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое (ст. 11). В этом пророческом благословении Иакова заключается такой смысл: Иуде должен принадлежать скипетр, т. е. правительственная царская власть, пока не приидет Примиритель, т. е. Мессия Христос, который примирит всех грешников с Богом и воцарится над всем человеческим родом. Некоторые черты характера Иуды можно видеть в библейском повествовании о продаже Иосифа и двукратном путешествии Иуды, вместе с братьями, в Египет для закупки хлеба, – равно как и в описании его греха, им содеянного с Фамарью ( Быm. XXXVIII, 26 ); б) ( I Eзд. III, 9 ) – левит, потомки которого возвратились из плена; в) ( I Eзд. X:23 ; IIEзд.IX:23 ) – из левитов, во дни Ездры, имевших жен иноплеменных; г) ( Heeм. XI, 9 ) – вениамитянин, называемый вторым над городом, – сын Сенуи; д) ( Heeм. XII, 8, 36 ) – лицо, вероятно, тождественное с левитом Иудой, упоминаемым в I кн. Ездры ( I Eзд.X, 23 );

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Когда израильтяне остановились при Иордане против Иерихона, Валак, царь Моавитский, послал с подарками старейшин моавитских и мадиамских 244 в Пефор на реке Евфрате 245 за Валаамом, чтобы он пришел и проклял израильтян, потому что верили, будто кого благословит Валаам, тот будет счастлив, а кого проклянет, тот погибнет. После двукратного приглашения Валаам поехал в Моавитянскую землю на ослице. В одном месте стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему ехать далее. Ослица увидела Ангела с мечом в руке и своротила с дороги на поле. Валаам стал бить ее, чтобы направить на дорогу. Потом Ангел стал на узкой дороге между виноградниками, где с той и другой стороны была стена. Ослица, увидев его, прижалась к стене и придавила ногу Валаама. Он опять стал бить ее. Наконец, Ангел стал в тесном месте, где некуда было своротить ни направо, ни налево. Ослица, увидев его, легла на землю. Разгневался Валаам и начал бить ее палкою. Тогда Господь отверз уста ослице, и она сказала Валааму: «Что я тебе сделала, что ты бьешь меня вот уж в третий раз?» И открыл Господь глаза Валааму, и он увидел Ангела, который сказал ему: «За что ты бил ослицу? Я вышел, чтобы воспрепятствовать тебе, потому что путь твой не прав предо мною. Если бы она не своротила, Я убил бы тебя». Валаам хотел возвратиться назад, но Ангел сказал ему: «Поди, только говори то, что Я скажу тебе» 246 . Когда Валаам пришел к Валаку, Валак трижды заставлял его проклинать израильтян; но Валаам, по повелению Божию, трижды благословил их. Наконец, по внушению Божию, он сказал: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова, и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава, и сокрушает всех сынов Сифовых» 247 . Когда Дух Божий оставил Валаама, он научил Валака вовлечь израильтян в идолопоклонство и другие беззакония чрез женщин. Господь прогневался на израильтян за нечестие и беззакония, поразил их язвою и велел казнить виновных смертью. Погибло 24000 человек. Благочестивая ревность Финееса, сына первосвященника, прекратила язву. Чрез несколько времени, по повелению Божию, израильтяне поразили мадианитян за то, что они вовлекли их в идолопоклонство и беззакония 248 . Между мадианитянами убит был и Валаам ( Чис. 22–25, 31 ). Приготовление израильтян ко вступлению в землю обетованную, перепись народа, назначение преемника Моисею, распоряжения о владении землею обетованною

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

" Константинопольский Епископ да имеет преимущество чести по Римском епископе, потому что град оный есть новый Рим " (Правило 3-е II Вселенского Собора//Там же. С.47). " По каждой епархии, в селах или предградиях сущие приходы, должны неизменно пребывати под властию заведывающих оными Епископов: и наипаче, аще, в продолжении тридесяти лет, безспорно имели оные в своем ведении и управлении. Аще же не далее тридесяти лет был, или будет о них какой спор: то да будет позволено почитающым себя обиженными, начати о том дело пред областным Собором. Аще же кто будет обижен от своего Митрополита: да судится пред Экзархом великия области, или пред Константинопольским престолом, якоже речено выше. Но аще Царскою властию вновь устроен, или впредь устроен будет град: то распределение церковных приходов да последует гражданскому и земскому порядку " (Правило 17-е IV Вселенского Собора//Там же. С.65). " Отцами нашими положенное сохраняем и мы правило, гласящее тако: аще Царскою властию вновь устроен, или впредь устроен будет град: то гражданским и земским распределениям да следует и распределение церковных дел " (Правило 38-е VI Вселенского Собора//Там же. С.98). 15. Например: " приличным признано просити их о вспомоществовании общей матери Кафолической Церкви в том случае, когда власть Епископов бывает пренебрегаема во градах " (Правило 78-е Карфагенского Собора); гражданской власти предаются для обуздания: епископы, непокорные собору (Правило 59-е Карфагенского Собора), пресвитеры и диаконы, непокорные епископу (Правило 5-е Антиохийского Собора), миряне, непокорные церковным епитимиям (Правило 9-е Двукратного Собора); епископ не должен продавать местным властям или кому иному землю, принадлежащую церкви (Правило 12-е VII Вселенского Собора); и т.п. 16. " Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам, зная,, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный. И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия " (Еф.6:5-9; см. также Кол.3:22-25; 4:1).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010