Глава 16 Сара, будучи бесплодной, отдает свою служанку Агарь Авраму Быт.16:1 . Но Сара, жена Аврамова, не рождала ему. У ней была служанка Египтянка, именем Агарь. Необходимое вводное замечание, подготовляющее к последующему повествованию. Прошло уже целых десять лет ( Быт. 16:3 ) с того времени, как Аврам и Сара получили божественное обетование о многочисленном потомстве, а у последней не родилось еще ни одного сына. Быт.16:2 . И сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: Смиренно считая себя главной виновницей неисполнения божественного обетования о потомстве и желая оказать Авраму содействие в получении его, Сара великодушно отказывается от своих прав на мужа и добровольно предлагает ему в жены свою собственную служанку Агарь, вывезенную ими еще из Египта, вероятно, в числе прочих даров, которыми снабдили их египтяне ( Быт. 12:16, 13:1 ). Самое имя этой служанки «Агарь» значит бегство и дано ей было или по пророчественному предсказанию, или, вернее, по последующему воспоминанию ее двукратного бегства из дома госпожи своей ( Быт. 16:6, 21:14 ). может быть, я буду иметь детей от нее. В еврейском тексте сказано по другому: «чтобы мне создать дом (banch) мой от нее, опереться на нее», «усилиться чрез нее»; славянское (с LXX-u): «да чада сотворю от нея». Через это и сам поступок Сары становится гораздо понятнее: очевидно, она здесь основывает свои надежды на том обычном праве той эпохи, в силу которого дети мужа, рожденные от служанки, считались законными его детьми и, следовательно, равно принадлежали обоим супругам, т.е. как мужу, так и жене ( Быт. 30:3 ). Аврам послушался слов Сары. Хотя в поступке Аврама и было допущено нарушение чистоты брачного союза ( Быт. 2:24 ), но извинением для него служило, во-первых, то, что он сделал это не по собственной страсти, а из послушания жене, и во-вторых, то, что при совершении сего поступка преследовал не личные, низменные интересы, а высшие, теократические цели ( Мал. 2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Господи! Благодарю Тебя за двукратное спасение в классе (шестом) и за дарование спокойствия и дерзновения, за спасение по выходе из класса на пути к дому именем Твоим верою же моею, купно же и Твоею, яко от Тебя и вера моя в Тебя. Потом за неоднократное спасение вечером дома. О Иисусе мой, бездна спасения моего, бездна милосердия, любви, щедрот, – слава Тебе! 30 мая 1866 года. Дух пристрастия к земным благам и жаления их поистине есть дух дьявола. Надо равнодушие к ним иметь, презирать их, за прах считать, а быть горячим к Богу и ближнему ради Бога, прилежа о душе его, которая есть образ Божий. Как будем мы прилежать о душе ближнего, когда нерадим и об удовлетворении потребностям его телесным? Как будем полагать за него душу свою, когда жалеем для него и вещественного достояния своего, которое есть прах, когда безумно предпочитаем земные вещи человеку, созданному по образу Божию, когда на прах промениваем царя земли, разумного, одаренного свободою, предназначенного к бессмертию, к вечному царствию со Христом, к сожитию с Ангелами и святыми! Вошед в церковь и видя лики Господа, Божией Матери и святых, вспомни слова Апостола, обращенные к нам, верующим: вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем [ Еф. 2, 19 – 20 ], или: вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу [ Евр. 12, 22 – 24 ]. Храм наглядно представляет эту истину. Вот кто мы, братия мои христиане, вот члены какого мы общества! Не прах ли пред нами и для нас вся земля, все её блага? Не низко ли, не унизительно ли, не безумно ли нам иметь пристрастие сердца к этим благам? Не храмом ли Божиим должно быть непрестанно наше сердце? Не огнь ли любви к Богу должен пылать непрестанно на жертвеннике нашего сердца? Не кадилом ли живым, горящим, благоухающим должно быть наше сердце? А мы хотим совсем угасить его и угасили уже многие, многие из нас – как бы хотим, чтобы оно не только не благоухало фимиамом веры, упования, любви, но будто хотим, чтобы оно смердело зловонием неверия, маловерия, безнадежности на воскресение и лучшую жизнь, на воздаяние за зло и добродетель, злобы, гордыни, зависти, любостяжания, скупости, нечистоты, лжи, лености, чревоугодия и прочих страстей. Опомнимся, братия мои, воспрянем от духовного сна и да трезвимся прочее время живота нашего, ибо суд при дверях есть и на суд уготован престол Господа Вседержителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Двукратно указывает Лот на малость города, чтобы испросить у Господа его сохранение. Из Быт. 19: 21 видно, что и он был также предназначен к разрушению. Лот боится, что не успеет достигнуть гор, сознавая, как видно, что вся ложбина, по которой струился в то время Иордан (выходя, вероятно, из солёного озера, составлявшего нынешнюю северную часть Мёртвого моря), предназначена к разрушению. Цоар, или, как переводит русская Библия, Сигор (м. Филарет читает – Цоар), по всей вероятности, находился при южной оконечности долины Сиддим, может быть, при самом выходе Иордана в долину Вади-эль-Араба. Для тех, у коих нет перед глазами карты древней Палестины, мы присовокупляем, что к югу от Мёртвого моря находится так называемая солёная долина, а к востоку от Мёртвого моря простираются горы, впоследствии названные Моавитскими, куда переходит потом Лот из Цоара. Быт. 19:21 И сказал ему: вот, в угодность тебе Я сделаю и это: не ниспровергну города, о котором ты говоришь; Быт. 19:22 поспешай, спасайся туда, ибо Я не могу сделать дела, доколе ты не придешь туда. Потому и назван город сей: Сигор. Некоторые думают, что Цоар был тоже уничтожен после того, как Лот оставил его (блаж. Иероним, Феодорит и др.), основываясь на Прем. 10:6 , где сказано: «спасла праведного, который избежал огня, нисшедшего на пять городов». Эти пять городов суть: Содом, Гоморра, Адма и Севоим, упомянутые в Втор. 29:23 , и пятый – Цоар. Но, сравнивая авторитет Второзакония с книгой Премудрости, которая признаётся апокрифической (см. Апостольские правила, пр. 85), и сопоставляя сему свидетельство Евсевия, надо полагать, что Цоар, переименованный в Белу, был сохранён и существовал ещё при римлянах, которые держали там гарнизон. Велика милость Божия к праведникам. Ради слабого волею, но чистого душою Лота и ради родства его с избранником Божиим Авраамом не только Господь дарует спасение городу, но ещё присовокупляет: " Я не могу (по милосердию) сделать дела, пока ты не придёшь туда». Быт. 19:23 Солнце взошло над землею, и Лот пришел в Сигор.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Действительно, все еретики погрешают или в отношении к одному, или к двум, или ко всем трем лицам Св. Троицы вместе. Пусть этот толкователь утверждает, что ему заблагоразсудилось, ибо не должно отзываться дурно о понимании другого. А нам кажется, что три пастыря, пораженные в один месяц суть Моисей, Аарон и Мария [Мариам]; из них Мариам умерла в первый месяц, называющийся nisan ( ), в пустыне Син: в том же месте и в тот же месяц вследствие воды пререкания, Моисей и Аарон были осуждены к тому, чтобы не войти в землю обетования ( Числ.20:10–13 ) И было так, что из тех трех вождей одна была поражена действительною смертью , другие два осуждены на смерть приговором божественного суда. И вознегодовала, – говорит, – душа Моя на них, т. е. на трех пастырей, которых Я поставил во главе стада Моего, потому что и их душа изменилась относительно Меня и они не прославили Меня у воды пререкания. Если же мы отнесем последние слова к народу, т. е. что душа народа изменилась в отношении ко Мне, тогда истолковать нужно следующим образом: Я потому вознегодовал на них, что они колеблясь между Мной и идолами, восставали против Меня разными способами. Поэтому в негодовании Своем Я сказал Моисею: Я не буду пасти вас: оставь Меня, и Я рассею вас ( Исх.32:10 ). А когда в гневе Он говорит: Оставь Меня, этим Он призывает к прошению, и показывает, что Он может быть и удержан [от гнева]. То, что умирает, пусть умирает; и что убивается, пусть убивается; пусть тела всех валяются в пустыне, и пусть люди эти в междуусобной борьбе подобно зверям наносят себе взаимно раны, и пусть не один не войдет в землю обетования. Некоторые под этим разумеют двукратное призвание: призвание Иудеев и призвание язычников, первое касается Израиля, а последнее Христиан. Но так как призвание Христиан было отложено [на будущее], а Иудеи были сохраняемы и воспитываемы Богом, то они и не были достаточно внимательны [к Нему]. LXX: И возьму Я розгу Мою прекрасную и отброшу ее, чтобы разорить завет Мой, который Я завещал всем народам, и он будет разорен в день тот, и познают Хананеи – овцы, хранимые для Меня, что это – слово Господне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Действительно, если с этим вопросом соединяется домогательство и притязание определить, через сколько времени наступит царствование антихриста, в каком столетии или в каком году явится антихрист, то в таком виде этот вопрос – вопрос праздный. Потому что людям, живущим задолго до антихриста, невозможно определить время пришествия антихриста даже приблизительно, и тем менее можно дать точное указание года его пришествия. Бесполезно строить даже догадки о том, что антихрист может явиться через столько-то лет, и ещё менее имеют значения претензии указать время пришествия антихриста безошибочно, с уверенностью. Что нельзя определить время пришествия антихриста хотя бы приблизительно и догадочно, об этом свидетельствуют Священное Писание , исторический опыт и неспособность человека предузнавать с точностью отдалённое будущее. В Священном Писании решительно и неоднократно говорится о невозможности людям предузнать день второго пришествия Иисуса Христа, а так как царствование антихриста будет непосредственно предшествовать этому дню, то, говоря о невозможности предузнать наступление этого дня, Священное Писание тем самым косвенно и молчаливо даёт видеть, что нельзя предузнать и время царствования антихриста. Если бы люди знали, когда явится антихрист, то они знали бы и день второго пришествия Христа; потому что известно, что явление антихриста будет за три с половиной года до пришествия Христа. А что люди действительно не могут наперёд предузнать день второго пришествия Христова, и им даже воспрещено домогаться узнать, когда он наступит, об этом мы имеем двукратное свидетельство Иисуса Христа, позже повторенное Апостолами Павлом, Петром и Иоанном. О дне том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один ( Мф. 24:36 ). О дне том, или часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец ( Мк. 13:32 ). Так сказал Иисус Христос Своим ученикам в речи о разрушении Иерусалима, о кончине мира и о Своём втором пришествии, увещевая их и всех людей бодрствовать и всегда быть готовыми, так как день Господень наступит неожиданно для людей, внезапно, как приходит вор ночью ( Мф. 24:37–51 ; Мк. 13:33–37 ). После, перед вознесением на небо, на вопрос Апостолов: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он ответил им: не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти ( Деян. 1:6–7 ). О временах и сроках нет нужды писать к вам, братия, – пишет Апостол Павел Фессалоникийцам, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придёт, как тать ночью ( 1Сол. 5:1–3 ; Ср. 2Пет. 3:10 ; Откр. 3:3; 16:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Допускающие существование преадамитов, и, следовательно, не признающие Адама праотцем человеческого рода, представляют следующие соображения в подтверждение своего мнения. «Сам Моисей в первой главе книги Бытия иначе изображает происхождение первозданной четы человеческой, нежели потом во второй – происхождение Адама и Евы: в первой главе он повествует, что муж и жена созданы вместе, и созданы по образу Божию; а во второй пишет, что сначала создан был один Адам из земли, и уже чрез несколько времени создана из ребра его Ева, но уже не приписывает им образа Божия». Но Моисей говорит не о двух творениях, а об одном и том же только в первой главе говорит вообще, что Бог сотворил человека по образу Своему, мужчину и женщину сотворил их», отнюдь не определяя, вместе ли или не вместе; а во второй подробно рассказывает, как именно создал Бог мужа и как жену 38 . Если же, на основании повторения во 2 гл. описания происхождения человека, считать, что здесь говорится о творении разных людей, тогда надлежало бы допустить и двукратное творение неба, земли и растений, так как Моисей и об этом повторяет повествование в Быт.2:4–5 . Иначе надлежало бы дальше допустить, что Моисей в Быт 5:1–2 выставляет еще третье происхождение людей, когда говорит: «вот родословие Адама когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя; человек, в день сотворения их». Здесь очевидно краткое повторение всего прежде сказанного о сотворении человека, но с прибавлением важной для нас в данном случае мысли о том, что и в 1-й главе Бытья говорится о сотворении Адама и Евы, а не кого-либо другого. Далее, по книге Бытья встречают сомнения против мысли об одном родоначальнике Адама в истории Каина. Так, совершив братоубийство, Каин, между прочим, говорит всякий, кто встретится со мною, убьет меня» ( Быт. 4:114 ). Кого же Каин боялся: отца или матери? И Сам Бог полагает на Каине «знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его» ( Быт.4:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

е. заблуждение наше отнято, или помышление наше, прежде колебавшееся между тобою и идолами, укрепилось так что мы не носимся всяким ветром учения, но в Тебя, Господа Спасителя, веруем всем разумением. Вместо этого мы, чтобы смысл был яснее, перевели: прежнее заблуждение миновалось. И так как помышление наше укрепилось, то поэтому Ты сохранишь нам мир, который обещал апостолам, говоря: мир Мой даю вам, мир Мой оставляю вам ( Ин. 14:28 ) и не только однажды, но дважды, чтобы несомненна была награда, обещаемая двукратно повторенным словом, подобно чему и апостол говорил: радуйтеся, и паки реку радуйтеся (Филиппис. 4:4). Сего же мира достигает тот, о котором в книге Левит говорится: человек, человек от сынов Израилевых ( Лев. 17 ), и в книге Числ: «муж, муж, жена которого осквернит ложе» ( Числ. 5:12 ), чтобы вдвойне человеке и вдвойне муж получали двойной мир. И мы заслуживаем, говорят они, мира, ибо на тебя уповали всем сердцем. После слов народа и ответа Господа и опять слов народа, пророк говорит верующим: вы надеялись, или надейтесь на Господа во веки вечные и прочее, что далее следует. По LXX-mu, тот входит в ворота Господни, кто сохраняет правду в добрых делах и соблюдает или держится истины в правоте веры, чтобы чрез добрые дела и веру достигать мира превосходящего всякий ум и удостоиться получить самый мир; так как он уверовал в Бога, воздающего за добрые дела вечными благами. Поэтому и в другом месте написано: возжелев премудрости, соблюди заповеди, и Господь подаст ю тебе. Ст. 5–6. В Господе Боге, крепком во веки; ибо Он ниспровергнет живущих на высоте, город высокий смирит, смирит его даже до земли, ниспровергнет его даже до праха. Будет попирать его нога, ноги бедного, стопы нищих. LXX: Боже великий вечный, Ты Который смирил и ниспроверг живущих на высоте, Ты разрушишь города сильные и сравняешь их с землею и 6удут попирать их ноги кротких и смиренных. Это также говорит пророк, отвечавший начиная со слов: надейтесь на Господа во веки вечные, который присовокупляет теперь приведенное нами: на Господа Бога крепкого во веки и прочее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Евхаристия — центральное Таинство Церкви. Регулярное причащение необходимо человеку для спасения, в соответствии со словами Господа Иисуса Христа: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Ин.6:53-54 ). Может ли священник отказать в венчании? «Брак — это союз мужчины и женщины, общение жизни, соучастие в божеском и человеческом праве» Модестин (III в., римский юрист). Препятствия могут быть абсолютными, исключающими для определенного лица вступление в брак с кем бы то ни было, и условными, делающими невозможным брак между определенными лицами из-за их родственных отношений. Кроме того, различаются препятствия, в силу которых брак считается недействительным с момента его заключения и потому подлежащим расторжению. Могут быть также некоторые препятствия, обнаружение которых не влечет за собой расторжения брака, однако подвергает и вступивших в брак, и венчавшего их священника каноническим прещениям. 1. Абсолютные препятствия: А) Лицо, состоящее в браке, не может вступить в новый, ибо христианский брак — безусловно моногамный, т.е. единобрачный; Б) Что касается священного сана, то 26е Апостольское правило дозволяет вступать в брак после поставления на церковное служение лишь чтецам и певцам. Согласно 6му правилу Трулльского Собора , вступление в брак запрещается не только священнослужителям, но и иподиаконам; В) Согласно 16-му правилу Халкидонского Собора , 44-му правилу Трулльского Собора , 5му правилу Константинопольского Двукратного Собора , 18 и 19-му правилам святого Василия Великого , монахам и монахиням запрещается вступать в брак после принесения ими обетов; Г) Неокончательно расторгнутый или неаннулированный брак, а так же в соответствии с церковным законом, вдовство после третьего брака считается абсолютным препятствием к новому браку. Согласно «Томосу единения» (920 г.), изданному Патриаршим Синодом при Патриархе Константинопольском Николае (901–907; 912–925), «никто не должен дерзать вступлением в 4й брак.» А если таковой брак будет заключен, то он должен считаться несуществующим;

http://azbyka.ru/mozhet-li-svyashhennik-...

и нарек Иаков имя месту, на котором Бог говорил ему: Вефиль. Сообразно сходству внутреннего значения обоих вефильских богоявлений, Иаков в обоих случаях совершает одинаковые внешние монументы: поставление памятника-столпа и возлияние (только по некоторым комментаторам, в последнем случае было возлито и вино, nesech, (ср. Чис. 15:5 ), а не один елей, как в первом случае); наконец, снова Иаков закрепляет память о двукратном видении названием Вефиль (ст. 15). На пути Рахиль рождает Вениамина и умирает Быт.35:16 . И отправились из Вефиля. [И раскинул он шатер свой за башнею Гадер.] И когда еще оставалось некоторое расстояние земли до Ефрафы, Рахиль родила, и роды ее были трудны. Укрепленный видением и обетованием, счастливый сознанием исполненного долга, Иаков направляется из Вефиля к югу, в Хеврон, через позднейший Вифлеем. Но здесь он должен был опытно познать, что полного счастья на земле ему не суждено: любимая жена его, Рахиль, рождает ему второго сына, и вслед за тем умирает. Добавление (ст. 16) LXX (слав.-рус.): «И раскинул он шатер свой за башнею Гадер» взято, вероятно, из стиха 21. Смысл еврейского термина kibrat-haarez неизвестен был уже древним переводчикам: LXX лишь написали еврейское слово kibrat греч. буквами: χαβραθ; в Быт. 48:7 , то же слово LXX передают с толкованием: κατ τν ιππδρομον χαβραθ, разумея под последним словом расстояние, пробегаемое лошадью, может быть, в 1 час. Мидраш видит в данном выражении определение времени: отожествляя терм. kibrath со словом kebarah, решето, Мидраш передает: «в весеннее время, когда земля бывает вспахана плугами как решето» (Bereschr. r. Par. 82, s. 402) совершенно неудобоприемлемое понимание, разделяемое, однако, Вульгатою («verno tempore»). В новое время большею частью принимают означенное выражение, как обозначение расстояния, равного приблизительно французской миле (м. Филарет и др.) или версте (Мандельштам), что подтверждается равным этой величине расстоянием теперь указываемой гробницы Рахили от Вифлеема. Имена «Вифлеема» (с евр. «дом хлеба») и «Евфрафа» («плодоносная») синонимичны по значению; последнее было древнейшим, а первое позднейшим (как и Луз-Вефиль); употреблялись и совместно ( Быт. 35:19, 48:7 ; Мих. 5:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И находясь в повиновении у Своих родителей, Он, конечно же, исполнял все их приказания, в том числе и работал со Своим мнимым отцом Иосифом: плотничал или столярничал. Мы знаем, что всем жителям Назарета, в котором проживало Святое семейство, было известно о Его ремесле, так что Его называли " тектоном " , то есть плотником. Итак, Господь Иисус Христос, Который был Всемогущим Богом, Который двукратно несколькими хлебами накормил тысячи человек, Своим примером показал, что нужно повиноваться людям, когда они не требуют ничего противоречащего воле Божией, ничего противоречащего совести, ибо совесть, как учат святые отцы, есть голос Божий в человеке. Об этом евангельском эпизоде святитель Тихон Задонский рассуждает так: " Тебе повинуется, им… - а Кто? Господь. Кому? Рабам Своим. Чего ради? Да наше преслушание, непокорение, которое нас обличало перед Богом, загладит. Нас ради, тебе ради и мене ради, не только в мир пришел Господь, но и повиновался человеку. Тебе повинуется, им... А кому? Матери Своей Пресвятой и Иосифу. Видишь любовь к ним, видишь и смирение им, ради нас, Сына Божьего? Благодарим Тя все и поклоняемся Тебе, Слове Божий и Господь сил " . В Евангелии мы можем найти множество примеров, когда ученики Спасителя не просто проявляли послушание Ему, а исполняли приказание самым точным и буквальным образом, и благодаря этой точности как раз и исполнялась воля Божия, даже в тех случаях, когда приказание, казалось бы, противоречило здравому смыслу. Например, рассмотрим повествование о том, как был призван на проповедь апостол Петр с некоторыми другими апостолами. Господь вошел в лодку Петра и из нее проповедовал и сразу после этого совершил чудо - по видимости желая отблагодарить Петра за предоставленную лодку, а на самом деле призывая его через это чудо к апостольскому служению. Когда же перестал учить, сказал Симону: " Отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова " . Симон сказал Ему в ответ: " Наставник! Мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть " (Лк.5:4-5). Апостол Петр был рыбаком с детских лет: обычно дети наследовали ремесло своих родителей. Он был знатоком своего дела, и тем не менее, хотя и возразил Учителю: ничего, мол, мы не поймаем, ведь мы всю ночь трудились, а ночью гораздо легче заниматься рыбной ловлей и можно с большей надеждой ожидать успеха, - он послушался Его. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть (Лк.5:6-7). Апостол Петр в точности исполнил повеленное ему Господом Иисусом Христом и благодаря этому не только поймал много рыбы, но, самое главное, уверился в Божественности Спасителя, последовал за Ним и стал одним из Его избранных учеников.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010