Впрочем, и это еще не все, чего требует от нас Господь наш. «Твоя заповедь безмерно обширна» ( Пс.118:96 ) 3 , – восклицал пророк Давид. Мало того, чтобы успокоить только душу свою, Господь говорит: «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» ( Мф.5:23–24 ). Вот еще нужно что – сходи к брату, поклонись и скажи: «Прости меня!» Ты скажешь: «Что ходить! Я не сержусь на него, а он сердится на меня». Пусть так, но ты разве не слыхал: «всякий гневающийся на брата своего напрасно подлежит суду» – осуждению Божию ( Мф.5:22 ). Потому не следует ли тебе по закону любви к ближнему постараться освободить брата от суда Божия! А ты еще говоришь: «Бог с ним! Суди его, Господи!» Э, брат! Это ли твое примирение с братом? Но, положим, что ты не сердишься на брата, отчего же не хочешь сходить к нему, чтобы примирить его с собой? Отчего не хочешь покориться Господу, Который говорит тебе: «пойди прежде примирись»? Тебе стыдно, унизительно кланяться и просить прощения, а это отчего? От гордости, друг мой, а не от иного чего. Но ее-то и нужно искоренять из сердца, ибо от нее, как от злого корня, происходят все злые отрасли – вражды и несогласия; от нее возрастает злоба в сердцах наших. «Но что делать, – скажешь, – когда брат твой не захочет примириться?» Послушай: случилось это с одним братом, и тот пошел к старцу, опытному в подвигах духовной жизни, рассказал ему, как он ходил к брату, а тот и на глаза не допустил его. «Знаешь ли, – сказал старец, – отчего не допустил тебя брат? Ты, идя к нему для примирения, не его оправдывал в мыслях своих, а себя; его же обвинял во всем. Я советую тебе поступить напротив: хотя и брат твой обидел тебя, но ты уверь себя, что ты подал причину к тому, и его оправдай в душе своей, а себя обвини». Тот поступил по совету старца, пошел к брату для примирения с такими мыслями, что брат, обидевший его, прав, а он сам виноват пред ним. И что же случилось? Не успел смиренный постучаться в двери, как непримиримый дотоле брат встретил его с распростертыми объятиями. Не так ли точно поступил и отец с блудным сыном, когда тот в душе своей не смел почитать себя сыном родным, но желал поступить в число наемников его ( Лк.15:11–32 )? Души наши как-то понимают друг друга, и когда кто извиняет другого, тот с своей стороны оправдывает его самого. Таким образом, водворяется мир и между непримиримыми врагами.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Литература. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. С. 207–222; Воронов Ливерий , прот. Догматическое богословие. Клин, 2002. С. 24; Давыденков О. , прот. Догматическое богословие. Ч. 3. С. 57–90; Макарий (Булгаков) , митр. Руководство к изучению христианского, православно-догматического богословия. С. 96–103. Вопрос 28. Назначение человека. Важность учения о происхождении человеческого рода от Адама и Евы (Деян.17:26; Рим.5:12). Попечение Божие о человеке до грехопадения Ответ. Выделяют три аспекта: назначение по отношению к Богу, назначение по отношению к самому себе и назначение по отношению ко всему прочему творению. По отношению к Богу назначение человека состоит в том, чтобы он неизменно пребывал верным тому высокому завету или союзу с Богом (религии), к которому призвал его Вседобрейший при самом сотворении, запечатлев в нем Свой образ, чтобы вследствие такого призвания постоянно стремился к своему Первообразу всеми силами своей разумно-свободной души, т. е. чтобы человек познавал своего Создателя и прославлял, жил для Него и в нравственном единении с Ним. «Исполнил их проницательностью разума», – говорит премудрый сын Сирахов о Боге и первых людях, – «положил око Свое на сердца их, чтобы показать им величие дел Своих, да прославят они святое имя Его и возвещают о величии дел Его. Он приложил им знание и дал им в наследство закон жизни; вечный завет поставил с ними и показал им суды Свои» ( Сир.17:6–10 ). Соответственно этому, и Спаситель заповедал нам: «так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф.5:16 ). Заповедали и свв. апостолы: «прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» ( 1Кор.6:20 ); «едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» ( 1Кор.10:31 ). По отношению человека к самому себе назначение его то, чтобы он, как созданный по образу Божию с нравственными силами, старался постоянно развивать и усовершенствовать эти силы через упражнение их в добрых делах, и, таким образом, более и более уподоблялся своему Первообразу.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

(19) При множестве скорбных мыслей моих внутри меня, утешения Твои радуют душу мою. (20) Сообщается разве с Тобою трон губителей, возводящих насилие в закон, (21) ополчающихся на душу праведника, кровь невинную обвиняющих? (22) Но Бог был оплотом моим, Всесильный мой – твердыня убежища моего. (23) Он обратит против них насилие их, злодейством их Он истребит их, истребит их Бог Всесильный наш. 95. (1) Идите, будем воспевать Бога, трубить будем твердыне спасения (2) Встретим Его с благодарением, с песнями восклицать будем Ему, (3) что Бог – великая сила, властелин великий над всеми силами. (4) В руке Его – тайны земли, высоты гор – Его же. (5) Море Его – Он создал его, сушу образовали руки Его. (6) Приходите, падем, поклонимся и преклоним колени пред Богом, Творцом нашим, (7) ибо Он – Всесильный наш, а мы, народ, – паства Его, ручное Его, – если бы только вы сегодня послушали голоса Его: (8) «Не ожесточайте сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне, (9) где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня и видели дело Мое. (10) Сорок лет раздражало Меня поколение то, и сказал Я: " Это народ, блуждающий сердцем. Не знают они путей Моих " . (11) Потому поклялся Я в гневе Моем, что не войдут они в покой Мой». 96. (1) Воспойте Богу новую песнь, воспойте Богу, вся земля! (2) Пойте Богу, благословляйте имя Его, возвещайте изо дня в день спасение Его. (3) Рассказывайте народам о славе Его, всем племенам – о дивных делах Его. (4) Ибо велик Бог и достоин похвал беспредельных, Он страшнее всех (5) Ибо все боги народов – никчемны, а Бог небеса сотворил. (6) Слава и величие пред Ним, могущество и краса в святилище Его. (7) Воздайте Богу, семьи народов, воздайте Богу славу и мощь. (8) Воздайте Богу славу имени Его, несите приношение, приходите во дворы Его (9) Поклонитесь Богу в священном трепете, благолепии, трепещите пред Ним, все [жители] земли! (10) Возвестите между народами: «Бог царствует, потому вселенная устроена – не поколеблется. Он будет судить народы по справедливости».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

(18) Если говорил я: " Пошатнулась нога моя! " – милость Твоя, Г-споди, поддерживала меня. (19) Когда много тревог у меня, утешения Твои ободряют душу мою. (20) Станет ли другом Тебе (сидящий) на престоле нечестивости, делающий беззаконие законом (себе)? (21) Толпами собираются они на душу праведника и кровь невинную обвиняют. (22) Но был Г-сподь оплотом мне, и Б-г мой – скалой защиты моей. (23) И Он воздал им за беззаконие их и за злодейство их истребил их, истребил их Г-сподь Б-г наш. 95 (1) Идите, петь будем Г-споду, восклицать радостно скале спасения нашего! (2) Предстанем пред Ним с благодарностью, с песнями восклицать будем Ему, (3) Потому что Б-г великий Г-сподь и Царь великий над всеми божествами, (4) В чьей руке глубины земли, и выси горные – Его; (5) Кому (принадлежит) море – и Он создал его, и сушу сотворили руки Его. (6) Придите, поклонимся и склонимся, преклоним колена пред Господом, (7) Создателем нашим, Ибо Он – Б-г наш, а мы народ, паства Его, овцы руки Его. (О), если бы ныне вы послушались голоса Его! (8) Не ожесточайте сердца своего, как в Мериве, в день Массы в пустыне, (9) Когда испытывали Меня отцы ваши, испытывали Меня и видели деяние Мое. (10) Сорок лет надоедало Мне поколение (это), и сказал Я: это народ с заблудшим сердцем, и не знают они путей Моих, – (11) Так что поклялся Я в гневе Своем, что не войдут они в покой Мой. 96 (1) Пойте Г-споду песню новую, пойте Г-споду – вся земля! (2) Пойте Г-споду, благословляйте имя Его, возвещайте изо дня в день помощь Его. (3) Расскажите в народах о славе Его, среди всех племен – чудеса Его. (4) Ибо велик Г-сподь и прославлен весьма, страшен Он – над всеми божествами. (5) Ибо все божества народов – идолы, а Г-сподь небеса сотворил. (6) Слава и великолепие пред Ним, сила и красота в святилище Его. (7) Воздайте Г-споду, семьи народов, воздайте Г-споду славу и силу (Его хвалите) (8) Воздайте Г-споду, славу – имени Его, несите дар и приходите во дворы Его. (9) Поклонитесь Г-споду в великолепии святыни, трепещите пред Ним – вся земля! (10) Скажите среди народов: Г-сподь – Царь, и (потому) утверждена вселенная, не пошатнется.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

5. В-третьих, то изречение, взятое из Первого Послания блаженного Павла к Коринфянам, в котором он, рассуждая о созидании на основании, которое есть Христос: - " золото, серебро, драгоценные камни, дерево, сено, солома " , - присовокупляет: - " Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, - каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня " (1Кор. 3, 11-15) -кажется, что больше всего иного вводит понятие очистительного огня, на самом деле больше всего иного опровергает его. Ибо, во-первых, божественный Апостол назвал его не очистительным, а испытательным; затем он возвестил, что через него должны пройти также и добрые и честные дела, а таковые, ясно, что не нуждаются ни в каком очищении; затем он говорит, что те, которые приносят злые дела, после того, как эти дела сгорят, потерпят урон: между тем как очищаемые вдобавок к тому, что не терпят урона, еще больше приобретают; затем он говорит, что это должно быть в " тот день " , именно - в день Суда и будущего века, а предполагать существование очистительного огня после того страшного Пришествия Судии и конечного приговора, разве это - не совершеннейшая нелепость? Ибо Писание не передает нам ничего такого, но Сам Тот, Кто будет судить нас, говорит: " И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную " (Мф. 25, 46), и еще: " Изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения " (Ин. 5, 29). Так что отнюдь не остается какого-нибудь промежуточного места; но после того, как всех судимых разделил на две части, одних поставив одесную, других же -ошуюю, и первых назвав " овцами " , вторых же - " козлищами " . Он отнюдь не явил, что есть такие, которым долженствует очиститься тем (очистительным) огнем. Кажется, что тот огонь, о котором говорит Апостол, это - тот, о котором говорит пророк Давид: " Пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря " (Пс. 49, 3); и еще " Огнь пред Ним прейдет, и попалит окрест враги Его " (Пс. 96, 3). Еще и Даниил пророк говорит о сем огне: " Огненная река выходила и проходила пред Ним " (Дан. 7, 10).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/905/...

Далее говорится: «Будьте сынами отца вашего небесного», что означает: будьте подобными Богу. (Мф. 5:44—45) (2) И еще говорится: «Мирись с соперником скорее, пока ты еще на пути с ним». (Мф. 5:25.) Противником называется здесь не тело, как полагают некоторые, но дьявол и его приверженцы, которые ходят среди нас в человеческом обличии, имитируя его дела в его земной жизни. (3) Не удивительно, поэтому, что те, кто говорит, что они христиане, но в действительности обретаются в самой гуще дьявольских происков, подвергаются самому жестокому осуждению. Ибо написано: «Доставят тебя к судье, а судья доставит тебя к властям» дьявольского царства. (96, 1) «Ибо я уверен, что ни смерть» от руки преследователей, «ни жизнь» в этом мире, «ни ангелы» отступники, «ни начала» (началом сатаны является жизнь, которую он избирает; ибо таковы начала и власти тьмы, ему служащие), «ни настоящее», которым мы живем в этой жизни, как надежда для солдата и выгода для торговца, (2) «ни высота, ни глубина, ни какая тварь», которая во власти человеческой, не может противостоять вере того, кто действует в соответствии со свободным выбором. «Тварь» означает действие, результат нашего труда, и такая тварь «не может отлучить нас от любви к Божьей во Христе Иисусе, Господе нашем». (Рим. 8:38—39) Так в одном предложении выражено все главное, что отличает исповедника и гностика.    (97, 1) «Мы все имеем знание», общее знание общедоступного, а также знание о том, что Бог един. Он пишет это для верных, поэтому добавляет: «Но не у всех такое знание», переданное немногим. Некоторые же говорят, что знание «об идолах» не для всех открыто, «дабы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. И от знания твоего погибнет немощный». (2) Цитируя высказывание: «Все проданное на торгах, должно быть продано» и добавляя в ним вместо слов «ни о чем не спрашивая», «исследуя», они дают странное толкование. (2) Ведь апостол говорит: «Все покупайте на торгах, не задавая вопросов» (1Кор. 10:25.), за исключением того, что указано в кафолическом послании всех апостолов, силою Святого Духа записанного в Деяниях Апостолов и переданного самим Павлом в руки всех верных.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Итак, закон есть предуготовитель, и красоту дарований Христовых предобъявляет нам как бы еще в грубых образах. Но рассмотрим однако и самый образ явления. Сказано, «на третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою..., и трубный звук весьма сильный» (Исх. 19:16); потому что пришел, как я сказал, и сошел с небес Единородный; не в первое время и не в начале века сего, а также и не во второе или среднее время; но как бы в третие и последнее и как бы утром и в начале дня, то есть уже по отгнании мысленной тьмы, присущей нам и как бы по прошествии ночи и исчезновении мрака. Ибо из обольщения и властолюбия уразумеваемый бог века сего мысленно омрачил всю землю, увлекая ее в заблуждение многобожия и во всякий вид нечистоты. А Бог и Господь всяческих, то есть Христос, явился нам и показал поистине превожделенный день, о котором и божественный Давид упоминал, говоря: «Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный!» (Пс. 117:24). Написал также в одном месте и премудрый Павел, что «ночь прошла, а день приблизился» (Рим. 13:12) и что «все вы — сыны света и сыны дня: мы — не сыны ночи, ни тьмы» (1 Сол. 5:5). Итак, утром и как бы в третий день сошел Единородный. Затем на Синайской горе были молнии и мрачное облако. Молния служит образом Божественного света и мысленного блеска, то есть того, который в духе, и который чрез Христа осиявает все и пробегает чрез поднебесную. Ибо так в одном месте взывал и пророк, говоря Богу всяческих и Спасителю Христу: «Молнии Его освещают вселенную» (Пс. 96:4). И не говорим, что он делает упоминание о молнии, рождающейся от дождя; но, как я сказал сейчас, именем молнии он хотел обозначить воссияние мысленного света. А что таинство Христово поистине неудобозримо, на это может указывать мрак. Так и сам блаженный Давид, разумея это также, как я думаю, взывал, говоря: «И мрак сделал покровом Своим, сению вокруг Себя мрак вод, облаков воздушных. От блистания пред Ним бежали облака Его» (Пс. 17:12—13). Ибо таинство Христово так сокровенно, что нуждается в тайноводстве свыше и в откровении от Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3509...

11 Поэтому Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой». Псалом 95 Хвалебная песнь. Давида. Когда строился дом, после пленения. 1 Воспойте Господу песнь новую, воспойте Господу, вся земля! 2 Воспойте Господу, благословите имя Его, благовествуйте день ото дня о спасении Его. 3 Возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его. 4 Ибо велик Господь и весьма славен, страшен над всеми богами. 5 Ибо все боги племен – бесы, а Господь небеса сотворил. 6 Исповедание и красота пред Ним, святость и великолепие в святилище Его. 7 Принесите Господу, отчизны народов, воздайте Господу славу и честь! 8 Воздайте Господу славу имени Его, возьмите жертвы и входите во дворы Его. 9 Поклонитесь Господу во дворе святом Его. Да подвижется от лица Его вся земля! 10 Скажите народам, что Господь воцарился и утвердил вселенную, которая не подвижется, будет Он судить народы по правде. 11 Да возвеселятся небеса и да радуется земля, да придет в движение море и что наполняет его! 12 Возрадуются поля и всё, что на них, тогда возрадуются все деревья дубравные 13 от лица Господа, ибо Он грядет, ибо Он грядет судить землю, судить вселенную по правде и народы по истине Своей. Псалом 96 Псалом Давида. Когда земля его устроялась. 1 Господь воцарился, да радуется земля, да веселятся многочисленные острова! 2 Облако и мрак вокруг Него, правда и суд – основание престола Его. 3 Огонь пред Ним пройдет и попалит вокруг врагов Его. 4 Осветили молнии Его вселенную, увидела и вострепетала земля. 5 Горы, как воск, растаяли от лица Господа, от лица Господа всей земли. 6 Возвестили небеса правду Его, и увидели все народы славу Его. 7 Да постыдятся все поклоняющиеся истуканам, хвалящиеся идолами своими. Поклонитесь Ему, все Ангелы Его! 8 Услышал и возвеселился Сион, и возрадовались дочери Иудеи ради судов Твоих, Господи. 9 Ибо Ты – Господь Вышний над всею землею, весьма превознесся над всеми богами. 10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Хранит Господь души благочестивых Своих, из руки грешника избавит их.

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

(18) Если говорил я: «Пошатнулась нога моя!» – милость Твоя, Г-споди, поддерживала меня. (19) Когда много тревог у меня, утешения Твои ободряют душу мою. (20) Станет ли другом Тебе (сидящий) на престоле нечестивости, делающий беззаконие законом (себе)? (21) Толпами собираются они на душу праведника и кровь невинную обвиняют. (22) Но был Г-сподь оплотом мне, и Б-г мой – скалой защиты моей. (23) И Он воздал им за беззаконие их и за злодейство их истребил их, истребил их Г-сподь Б-г наш. 95 (1) Идите, петь будем Г-споду, восклицать радостно скале спасения нашего! (2) Предстанем пред Ним с благодарностью, с песнями восклицать будем Ему, (3) Потому что Б-г великий Г-сподь и Царь великий над всеми божествами, (4) В чьей руке глубины земли, и выси горные – Его; (5) Кому (принадлежит) море – и Он создал его, и сушу сотворили руки Его. (6) Придите, поклонимся и склонимся, преклоним колена пред Господом, (7) Создателем нашим, Ибо Он – Б-г наш, а мы народ, паства Его, овцы руки Его. (О), если бы ныне вы послушались голоса Его! (8) Не ожесточайте сердца своего, как в Мериве, в день Массы в пустыне, (9) Когда испытывали Меня отцы ваши, испытывали Меня и видели деяние Мое. (10) Сорок лет надоедало Мне поколение (это), и сказал Я: это народ с заблудшим сердцем, и не знают они путей Моих, – (11) Так что поклялся Я в гневе Своем, что не войдут они в покой Мой. 96 (1) Пойте Г-споду песню новую, пойте Г-споду – вся земля! (2) Пойте Г-споду, благословляйте имя Его, возвещайте изо дня в день помощь Его. (3) Расскажите в народах о славе Его, среди всех племен – чудеса Его. (4) Ибо велик Г-сподь и прославлен весьма, страшен Он – над всеми божествами. (5) Ибо все божества народов – идолы, а Г-сподь небеса сотворил. (6) Слава и великолепие пред Ним, сила и красота в святилище Его. (7) Воздайте Г-споду, семьи народов, воздайте Г-споду славу и силу (Его хвалите) (8) Воздайте Г-споду, славу – имени Его, несите дар и приходите во дворы Его. (9) Поклонитесь Г-споду в великолепии святыни, трепещите пред Ним – вся земля! (10) Скажите среди народов: Г-сподь – Царь, и (потому) утверждена вселенная, не пошатнется.

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

9 Поклоняйтесь Господу во дворе святом Его! Да поколеблется пред лицом Его вся земля! 10 Скажите народам, что Господь воцарился; ибо утвердил Он вселенную, и не поколеблется она; судить будет Он народы по правде Своей. 11 Да возвеселятся небеса, и да радуется земля! Да поколеблется море и все сущее в нем! 12 Возрадуются поля и все живущие на них; тогда возрадуются все деревья дубравные пред лицом Господним; 13 Ибо Он идет, идет судить землю, судить вселенную праведно и народы — по истине Своей.   Псалом Давида, когда земля его устраивалась, не надписан у евреев, 96. 1 Господь воцарился, да радуется земля, да веселятся острова многие! 2 Облако и мрак окрест Него; правда и закон — основание Престола Его. 3 Огонь пред Ним воспылает, истребит всех врагов Его. 4 Осветили Его молнии вселенную; увидела и содрогнулась земля. 5 Горы, как воск, растаяли пред лицом Господним, пред лицом Господа всей земли. 6 Возвестили Небеса правду Его, и увидели все народы славу Его. 7 Да посрамятся все, кто кланяется истуканам и похваляется идолами своими! Поклонитесь Богу, все Ангелы Его! 8 Услышал и возвеселился Сион, и возрадовались дочери Иудейские о праведных судах Твоих, Господи; 9 Ибо Ты, Всевышний, Господь всей земли, и высоко превознесен над всеми богами. 10 Любящие Господа, возненавидьте зло! Хранит Господь души праведников Своих, и от руки грешника избавит их. 11 Свет воссиял праведнику, и веселие — тем, кто чист сердцем. 12 Веселитесь, праведные, о Господе, помните и восхваляйте святыню Его!   Слава:   Псалом Давида, 97. 1 Воспойте Господу песнь новую, ибо дивное сотворил Господь; Спасла народ десница Его, рука святая Его. 2 Поведал Господь нам путь спасения; открыл народам правду Свою. 3 Вспомнил милость, что оказал Он Иакову, истину, что поведал Он дому Израилеву. Увидели все концы земли спасение, посланное Богом нашим. 4 Воззови к Богу, вся земля, воспойте, и радуйтесь, и пойте! 5 Пойте Господу, играя на гуслях и воспевая псалмы! 6 Трубами коваными и роговыми вострубите пред Царем Господом!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010