Их мавзолеи украшают все их прижизненные награды и знаки отличия. Там они все гибнут в ужасных мучениях, но думать об этом жители этой страны стараются поменьше». – «Может им нужно объяснить, что они поступают неразумно?» – «Это невозможно, – с печалью ответил путешественник. – Они считают, что в этом и состоит весь смысл их жизни». 95. «Пребудьте во Мне, и Я в вас.» (Ин. 15:4). Двое друзей в пещере Двое друзей заблудились в горах поздно ночью. Они зажгли свои фонарики, и неожиданно вышли к большой пещере. Начался дождь, они развели костер и стали устраиваться на ночь. Один из друзей прошел немного вглубь пещеры и увидев, что она очень глубокая, сказал товарищу: «Слушай, давай исследуем пещеру до конца. Очень уж интересно». – «Да, ведь сейчас ночь, – возразил его друг. – Лучше пойдем туда, когда рассветет». – «Да ведь в глубокой пещере все равно что день – что ночь. Нет никакой разницы». – «Верно», – согласился его спутник. И они отправились вглубь пещеры. Вскоре последние отблески костра остались далеко позади. Друзья остановились и выключили свои фонарики. Кругом был совершенный мрак. «Какая темнота», – шепотом сказал один из друзей. «Да, но она не похожа на обычную темноту. Она какая-то светлая, – так же тихо ответил другой. – Ее даже можно слушать». 96. «Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?» (Рим. 6:2). Сила привычки Жили два приятеля. Один из них заикался, а другой был глуховат. Узнав, что появился новый метод лечения, позволяющий избавиться от заикания и глухоты, они им воспользовались. После успешного лечения, спустя какое-то время приятели встретились и очень обрадовались друг другу. «К-ак п-поживаешь?» – спросил первый. «А? Повтори, что ты сказал?» – переспросил второй. «Т-ты п-плохо с-слышишь?» «Нет, я слышу хорошо, только привык переспрашивать. А ты почему заикаешься?» – «Т-тоже п-привык». 97. «На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа.» (2Кор. 5:5). В сокровенных глубинах сердца Когда человек поднимется на перевал, он не может не поразиться прекрасной панораме величественных гор.

http://isihazm.ru/?id=139

Сказано: Не убоишься ужасов в ночи ( Пс. 90:5 ), то есть страха человеческого и бесовского, потому что страх Божий, веселящий сердце, называется дневным и светлым. 94. Ему же Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, в главных местах собраний проповедует ( Притч. 1:20–21 ). О чём здесь говорить Соломон? Очевидно о словах отцов и учителей Церкви. 95. Епископу Сильвану Илия Фесвитянин 29 , уснув под можжевеловым кустом и проснувшись, видит у изголовья своего печёную лепешку и кувшин воды. Что же означает лепёшка, найденная у изголовья? По словам Соломона: у мудрого глаза его – в голове его ( Еккл. 2:14 ). То есть благочестивое искание и искренняя молитва находят духовный хлеб, питающий душу, и воду, текущую в жизнь вечную ( Ин. 11:14 ). 96. Ему же Старающиеся очистить свои души не только изобилуют мысленным хлебом и мысленной водой, но получают и мясо. Потому что для совершенных нужна твердая пища, как говорит апостол 30 . Также и Моисей предвозвещает народу: Очиститесь к завтрашнему дню и будете есть мясо ( Чис. 11:18 ). Под мясом подразумевается Божественное Тело, какое вкушают верные в Церкви, получая блаженнейшее из всех знаний познание Христа. 97. Ему же Как сказал великий Моисей, не сегодня, но к завтрашнему дню будете есть мясо ( Чис. 11:18 ), этим он указал на время по пришествии Христа Бога. Потому что мясо перепелов навлекло на евреев неприятности и болезнь. Напротив, у нас пречистая плоть всем сподобившимся приобщения дарует крепость, силу, здравие, благодушие и вечную жизнь. 98. Ему же Чему удивляться, если, причащаясь вечной и нетленной плоти, служители Христовы, очистившиеся страхом Божиим, верой и добрыми делами, сподобляются Божия благоволения? Будут они изобиловать и духовным вином, как и праведный Ной, который стал возделывать землю и посадил виноград. Потому что и они пережили потоп неверия, пили трезвенное вино и упились, как говорит Давид: чаша моя переполнена ( Пс. 22:5 ). И упившись, обнажили непостыдную наготу, ибо прекрасно обнажаться от лукавства и неразумия. 99. Ему же

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

92 . Затем царь в ярости, опомнившись, приказал устроить казнь, и слонов привели в бешеное состояние, и царь пошел, желая видеть собственными глазами гибель иудеев ( 3Мак.5:2831 ). 93 . Иудеи же взывали к Богу, умоляя Его помиловать их и явить помощь им, стоящим уже при вратах ада ( 3Мак.5:3236 ). 94 . Вопль громкий и молитва была к Богу, и тогда великославный Вседержитель и истинный Бог, явив святое лице Свое, отверз небесные врата, из которых сошли два славных и страшных Ангела, видимые всем, кроме иудеев ( 3Мак.6:1617 ). 95 . Они стали против войска и исполнили врагов смятением и страхом. Тогда слоны обратились на войско ( 3Мак.6:1819 ). 96 . Гнев царя превратился в жалость, услышал крик иудеев, и заплакав, говорил друзьям: вы злоупотребляете властью ( 3Мак.6:2022 ). 97 . Разрешите неправедные узы, отпустите их с миром в свои дома; и дал им потребное, дабы праздновать освобождение ( 3Мак.6:2527 ). 98 . И было пиршество спасения и радости на месте, приготовленном на погибель и могилу. Израильтяне стали петь песнь отцов, восхваляя Спасителя Израилева и Чудотворца Бога ( 3Мак.6:2833 ). 99 . Царь писал, что пленным иудеям даруется жизнь, и имущество, и право возвратиться домой, ибо Небесный Бог есть покров иудеев, и всем надо исполнять закон Божий ( 3Мак.7:510 ). 100 . При Антиохе Епифане (175164) у евреев отнимали язык, вводя греческое образование и веру через идолослужение. Началось гонение на иудеев – их преследовали за истинную веру. И была освободительная война во главе с Маккавеями Маттафией и Иудой. В 165 г. Иерусалим был освобожден, храм очищен и установлен праздник обновления. С 143 г. в Иудее было правление Симона. После Симона его сын Иоанн Гиркан покорил самарян и разрушил их храм на горе Гаризим. Сын же Иоанна Аристовул принял корону и титул царя. По смерти Аристовула престол Иудейского царя занял его брат Александр Анней. После смерти Александра Аннея власть над Иудеей в течение десяти лет оставалась в руках вдовы Александры, которая одного своего сына Гиркана II назначила первосвященником, а второго сына Аристовула II – начальником над иудейским войском. Братья вели войны между собою за престол и обратились к Помпею, римскому полководцу, за военной помощью. Помпей ввел военные легионы из Сирии в Иудею и в 63 году с боем взял Иерусалим, где укрывался Аристовул II. Аристовула Помпей увел пленником в Рим, а брата его Гиркана оставил первосвященником и правителем Иудеи, подчинив его римской власти. Иудея потеряла свою самостоятельность.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

   Как видим из поступков Иисуса Христа, Спаситель не подчинялся злу, но противодействуя ему особым, неагрессивным способом, побеждал зло добром, не только словом, но и делом. Поэтому слова Спасителя “не противиться злому” нужно понимать не как призыв покорности злу, не как подчинение злу и примирение со злом, но как наилучшую, самую правильную и рациональную форму поведения человека во время встречи со злом.    Если бы слова Иисуса Христа о непротивлении злу понимались как беспрекословное подчинение злодейству, то не было бы в Библии таких слов, ясно указывающих на то, что зло нужно побеждать. “Не будь побежден злом, но побеждай зло добром” (Рим.12:21). В Библии также говорится о том, что мудрый человек не приветствует зло и не подчиняется ему, а “мудрый боится и удаляется от зла” (Притч.14:16). И поскольку Господь является воплощением Света, Разума и Добра, а противостоящий Богу символом тьмы, греха и зла, то человек, любящий Господа, ненавидит зло. “Любящие Господа, ненавидьте зло!” (Пс.96:10).    Итак, из всего вышесказанного, совет не противиться злу нужно понимать не как призыв подчинения злу и согласия со злом (так как в другом месте Библии призывается бороться со злом и побеждать его добром), а как особую форму наиболее правильного поведения человека при встрече со злом. Этот особый способ поведения при столкновении со злом состоит в том, чтобы не проявлять противность (то есть не противиться) и противодействие, связанные с враждой и местью в адрес зла. А отвечая добром на зло, постараться не допустить нового проявления зла, которое может возникнуть в ответ на ваше противодействие злу злом. Доказательством правоты этой мысли и есть такие поясняющие слова. “Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем” (1Фес.5:15).    Не отвечая на причиненное ему зло, человек достигает осуществления сразу двух задач: 1 сдерживаясь от гнева, сам не участвует в ответном зле, а благодаря этому зла на свете будет меньше; 2 озадачив злодея тем, что не отвечает враждебностью на причиненное ему зло, человек тем самым не допускает новой вспышки зла, которая может последовать со стороны злодея на враждебное действие за предыдущий злой поступок. Поэтому в Писании рекомендуется: “уклоняйтесь от зла и делайте добро, ищите мира и стремитесь к нему” (1Пет.3:11). Способ поведения, связанный с уклонением от зла, угоден Богу, потому что позволяет делать добро, а это является соблюдением заповедей Божьих. А человек “соблюдающий заповедь не испытывает никакого зла” (Еккл.8:5), потому что ему помогает и его защищает Бог.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

    К. Итак, если кто решился бы говорить тонко, то речь о каждом предмете была бы продолжительна и очень подробна. Но должно знать, что одни из сосудов заслуживают умосозерцания и слов таинственных, другие же устроены для украшения и пользы скинии. Обрезая же, сколько возможно, долготу слова, я скажу вкратце и сокращу повествование. Итак, Он сказал: «Скинию же сделай из десяти покрывал крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, и херувимов сделай на них искусною работою; длина каждого покрывала двадцать восемь локтей, а ширина каждого покрывала четыре локтя: мера одна всем покрывалам. Пять покрывал пусть будут соединены одно с другим, и другие пять покрывал соединены одно с другим» (Исх. 26:1-3). Итак, десять покрывал и притом крепко сплоченных между собою: ибо много обителей у Отца (Ин. 14:2) и у всех живущих в них одна и святая цель, одно же и знание о Боге: «к миру призвал нас Господь», по написанному» (1 Кор.7:15). Можешь же, если угодно, десять покрывал принимать и считать за полноту находящихся в мире церквей, не рассеянных разномыслием или несогласием во мнении, но соединенных в духе и как бы сплоченных воедино по единству во, Христе чрез веру: ибо везде и во всех их «един Господь, едина вера, едино крещение» (Еф.4:5). Ширина же каждого из покрывал четыре локтя, и двадцать восемь локтей длина. Намек искусно составленный и тонкий; впрочем, я думаю, он прикровенно и неясно указывает на то, что и наставление чрез закон принимается некоторым образом в церквах, будучи весьма тесно по причине неясности буквы; но по мере движения времени вперед в долготу, оно будет иметь концом таинство о Христе, то есть восьмой день или бывшее в восьмой день воскресение: «конец закона и пророков Христос» (Рим. 10:4; ср. Мф. 5:17), к которому и божественный Давид воззвал: «Твоя заповедь безмерно обширна» (Пс.118:96). Пишет же и божественный Павел к предпочетшим служение в законе вере во Христа: «Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено. Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно. В равное возмездие, — говорю, как детям, — распространитесь и вы. Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием?» (2Кор. 6:11-14). Видишь ли, что желание быть приверженным по уверовании к непокорным и еще говорящим то, что в законе, иудеям производит утеснение?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

«Буквальный смысл апостольских слов позволяет полагать, что сатана обессилен Богом, что его злые действия в сем мире как будто парализованы Господом посредством заключения в вечные узы. – Между тем из бесчисленных примеров в св. Писании мы видим, что сатана в сем мире свободен совершенно. Значит давать буквальный смысл приведенным словам апостолов нельзя, а следует понимать их духовно. Буквальный смысл этих слов тождествен совершенно с текстом 2 стиха 20 гл. Откров. Иоанна, так, как и тут, и там говорится, что сатана связан, поэтому должен быть тождествен и их внутренний смысл». «Эти места старцы наши объясняют так: диавол действительно связан Богом от начала и до конца сего мира во святых Его над ними он власти не имеет, подтверждая это словами св. Иоанна: «всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» ( 1Ин.3:9 ). И еще: «мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему» ( 1Ин.5:18 ). «Духовное толкование нашими старцами прописанных текстов 20 гл. Откровения Иоанна сводится к тому, что, руководствуясь словами св. Петра: «одно не должно быть скрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет и тысяча лет, как один день» ( 2Пет.3:8 ). и словами: «ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел» ... ( Пс.89:5 ), они, старцы наши, признают, что время, исчисляемое и определяемое человеческою мерою, для Бога значения не имеет. Царствия Его нельзя ограничить никакою мерою, оно вечно и нескончаемо. Св. Псалмопевец восклицает: «Господь царствует, да радуется земля» ( Пс.96:7 ). «Господь царствует, да трепещут народы» ( Пс.98:1 ). «Господь будет царствовать во веки» ... ( Пс.145:10 ) и пр. и пр. Св. Давид доказывает этим, что царствие Господне было в его дни и будет продолжаться во веки». «Фарисеи спросили Господа, когда придет царствие Божие? Он отвечал им: «не придет Царствие Божие приметным образом и не скажут: вот, оно здесь, или вот там. Ибо вот царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк.17:20–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Ты Христос, Сын Бога живаго?» (ст. 68–69). Вопрос. Какое заключение должно вывести из действий тех лиц, к которым были обращены слова Господа? Ответ. Если Иисус Христос имел намерение дать Своим последователям только хлеб и вино в воспоминание о Его смерти, почему Он не упомянул об этом, чтобы предотвратить удаление Его учеников и научать их истине? Можно ли допустить, чтобы Виновник истины оставил под сомнением и неведением один из самых важных догматов религии, которую Он пришел установить? Конечно, нет. Итак, Иисус Христос желал, чтобы слова Его были поняты в буквальном смысле. Иудеи и многие из учеников оставили Его, потому что не верили, что Он может дать Свою Плоть и Кровь, но двенадцать, которые знали, что Иисус Христос есть истинный Бог; что нет ничего невозможного для Него; что Он не может заблуждаться и вводить в заблуждение других, подчинили свой разум этой великой тайне, когда устами ап. Петра дали ответ: «Господи, к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (ст. 68). Мы верим всему, чему Ты нас научил, как бы это трудно ни было для понимания, ибо уверовали и узнали, «что Ты Христос, Сын Божий” (ст. 96). Вопрос. Если Иисус Христос хотел, чтобы слова Его были поняты не в буквальном смысле, а так, что Он даст хлеб и вино, то слушатели Его имели ли основание оставлять Его? Ответ. Конечно, нет. Такое понимание не заключало бы в себе ничего соблазнительного, и было бы менее удивительным, чем манна и пасхальный агнец Ветхого Завета. Вопрос. Если бы Иисус Христос употребил выражения «есть плоть и пить кровь» (ст. 53) в иносказательном смысле, то не противоречил ли бы Он этим понятиям Своих слушателей, иудеев? Ответ. Божественная мудрость Иисуса Христа никогда не могла прибегнуть к такой форме речи, ибо выражение: «есть плоть», когда оно употребляется в иносказательном смысле на языке Св. Писания всегда означает: «причинять кому большое зло, наносить жестокую обиду» (см. Пс.26:2 ; Иов.19:22 ; Еккл.4:5 ; Иак.5:3 ). Далее «есть плоть и пить кровь» человеческую на языке Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

95. Таков, друзья, был мудрый исход того, что затеяно было синкеллом, мужем премудрым, монахом и священнослужителем, и на таковую лучезарную высоту вознеслась прославленная ученость его вкупе с любовью к ближнему. Увы! Мы, [ратники] священного воинства, уподобились народу, не имеющему ведения, по слову [пророка] ( Ос. 4:6 ), и дана нам «утроба нерождающая» и «сосцы сухие» ( Ос. 9:14 ). Переплывши Пропонтиду близ нашего Хрисополя, те, кто увозил блаженного, поставили свое суденышко на причал у небольшого селения, называемого Палукитон. Они покинули святого, совсем не имевшего вещей, в зимнее время, оставили среди пустынного места в полном одиночестве, где водружена колонна осужденного дельфина, и, будучи людьми бессердечными, не удостоили его пропитания даже на один день. Итак, когда блаженнейший Симеон понял, что безумие синкелла победило и сбылось то, чего желала зависть его, он без горечи воздает благодарность Богу, Который попустил для него таковому случиться. Прохаживаясь по этому необычайно крутому холму, он запел в какой-то душевной радости слова псалма: «Голосом моим к Господу воззвал я, голосом моим к Господу помолился, изолью пред Ним моление мое; печаль мою открою Ему... На пути, которым я ходил, они скрытно поставили сети для меня. Посмотрел я на правую сторону и увидел, что никто не признает меня» ( Пс. 141:1–5 ). И еще: «Вот Бог мой Спаситель и Господь, и буду на Него уповать, и спасен буду Им, и не убоюсь, ибо слава моя и пение мое – Господь; и Он был мне во спасение» ( Ис. 12:2 ). 96. Итак, спустившись к подножию холма и найдя там развалины часовни святой Марины, он вошел туда и воздал Богу молитвы девятого часа. Затем, отдавшись краткому отдыху, как истинный ученик Христов, он приветствует друга синкелла следующим письмом. “Всесвященному и святому владыке моему, преславному синкеллу из-за тебя изгнанный и преследуемый твой Симеон. Смотри, всесвященный владыко, какую жатву принесли мне семена твоих подвигов по Богу и рассуждений, какую славу и радость принесли мне, скольких венцов стали они для меня причиной, сколь великим веселием наполнили меня, возвели на вершину духовного знания и стопы ума моего прекрасно утвердили на камне ( Пс. 39:3 ); и уготовали мне в ту самую скалу облечься, из которой получаю я воду живую. Она ипостасно орошает меня, движет [мною], говорит со [мною] и побуждает писать тебе, преисполняя всякой радости; она вовсе не позволяет мне чувствовать смертоносные искушения, но, как трех отроков в печи сохранила она нетронутыми огнем, так и меня, как бы спрятав в своей скинии ( Пс. 26:5 ), хранит беспечальным и не ведающим страданий, – за это я благодарен тебе и никогда не перестану благодарить и молиться за тебя. Так что если у тебя есть еще что-нибудь добавить к радованию и славе любящих тебя, не медли сделать это, чтобы мзда тебе увеличилась и воздаяние от Бога, еще законоположившего, было дано тебе преизобильно. Будь здоров”.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Stifat/...

Все толкование Оригена строится на двойственности символов Невесты и девушек: Невеста — это и Церковь, и совершенная душа, девушки — и ищущие просвещения язычники, и “души веры”. — Прим. пер. 68 Заключенная в скобки фраза отсутствует во многих рукописях и является, по всей видимости, позднейшей глоссой. — Прим. пер. 72 Рим 11:30, в синод. переводе (Рим 11:30—31): Как и вы (язычники — Ред.) некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их (Израиля — Ред.), так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами были помилованы. — Прим. пер. 76 Песн 1:6, в синод. переводе (Песн 1:5): разгневались на меня, поставили меня стеречь виноградники, — моего собственного виноградника я не стерегла. — Прим. пер. 79 В несколько темных выражениях Оригена заключена следующая мысль: Церковь стережет “чужие виноградники”, то есть языческие народы, но при этом не сберегла своего собственного, то есть иудеев — Прим. пер. 87 Песн 1:8, в синод. переводе (Песн 1:7): Если ты не познаешь этого, прекраснейшая из женщин, то иди себе по следам овец и паси козлят твоих подле шатров пастушеских. — Прим. пер. 90 Песн 1:9, в синод. переводе (Песн 1:8): Кобылице моей в колеснице фараоновой я уподобил тебя. — Прим. пер. 96 Числ 24:9, в синод. переводе: Преклонился, лежит как лев и как львица, кто поднимет его? — Прим. пер. 97 Песн 1:11, в синод. переводе (Песн 1:10): золотые подвески мы сделаем тебе с серебряными блестками. — Прим. пер. 98 Все цитаты из Священного Писания даны в переводе с латыни по тексту Sources Chretiennes. При расхождении нумерации стихов и/или перевода с синодальным изданием Библии приводится параллельный синодальный перевод. — Прим. пер. 103 Притч 4:6, в синод. переводе (Притч 4:6,8): Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней. — Прим. пер. 105 В синод. переводе (Еф 5:25): Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь… — Прим.

http://pravmir.ru/gomilii-na-pesn-pesnej...

Конечно, некоторые части тела особенно подвержены были сему ощущению… Но, поскольку ощущению наготы сопутствует страх Бога; то сие ощущение отнести можно непосредственно к действию совести. В чреслах, которые суть видимый источник и предзнаменование потомства ( Быт.24:2 ; Быт.29:10 ; Евреев.7:5–10), оно представляет Адаму весь род человеческий; и все роды грехов и наказаний, имеющих родиться от первого греха; и источник благословения Божия представляется ему источником несносного посрамления и мучения. (Запис. на кн. Быт., стр. 96–97). Таким образом, с грехопадением первых людей превзошла в человеческую природу такая порча, которая сделала последнюю седалищем греховной нечистоты и источником порочных вожделений, которые продолжают жить и отравлять нравственное бытие человека. Следы этого повреждения, со всеми гибельными ее последствиями, открылись в браках сынов Божиих со дщерями человеческими. Поводом, к заключению таких браков, послужило прельщение сынов Божиих красотой дщерей человеческих, т. е. чувственные вожделения. Последствием заключения таковых браков было то, что сыны Божии, живя в супружеском общении с дщерями человеческими, постепенно утрачивали черты духовного богоподобия и предались плотским вожделениям, приведшим к пренебрежению всех возвышенных духовных и нравственных внушений. Умножение на земле, родившихся от таковых супружеств исполинов нечестия, довершило человеческое развращение. Бытописатель говорит: и увидел Господь, что велико развращение человеков на земле и что все мысли, и помышления сердца их были зло во всякое время. И раскаялся Господь, что создал человека на земле и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь, истреблю с лица земли человеков, которых я сотворил, от человека до скотов, и гадов, и птиц небесных истреблю, ибо я раскаялся, что создал их ( Быт.6:5–7 ). Истребление первого мира потопом было вызвано крайним развращением человеческого рода, происшедшего на почве половых отношений в супружествах сынов Божьих с дщерями человеческими.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010