Артаксеркс 111Ох–23 г . Ол. CV, I. Филипп царст. в Македоне – 24г. Первосвященник Адуй- 26 л. Арог, или Арсес,или Арсамес–2 г.(по кан. Птол.) Ол. СХ, 3. Сражение при Херонее,доставившее верховноевладычество над грекамиФилиппу Македонскому. Дарий III. Кодоман – 6л. Ол. CXI, 1. По убиенииФилип., сын его Александр В .царствует 12 л.1 Макк.–1:7 В мае победа Александра Великого над персами при реке Гранике В октяб.,–победаАлександра Вел.над самим Дарием при городе Иссе Ол. CXI, 4. В ноябреАлександр В. осадил Тир. По завоевании Тираи Газы, Александр в Иерусалиме. Ол. CXII, 1. Послесемимесячн. осады(в июне)Тир разрушен Александр. Вел. и взята Газа;–в конце годаАлександр овладел Египтом, и положил основание Александрии. Окт. 1 дн. сражениепри городе Арбеле . Разрушение Персидской монархии; – в июле умер Дарий на руках Македонян Ония I – первосвя-щенствовал 24 г. Июня 11 д. Александр Великий умирает в Вавилоне. – По смерти его, Птоломей I , сын Лага, становится властителем. Птоломей I берет Иерусалим.– Переселяет многих Иудеев в Египет Селевк1 Никатор–31 г.– Началоэры Селевкидов с 30 октяб. Сын Онии I, перво-священник Симон I праведный –13 л. (Филон). Элизар II, братСимона,– 22 г. Птолемей II Филадельф, сын Птоломея I,–38 л. Антиох I Сотер,сынъ Селсевка I,– 19 л . LXXII Толковника,Манассия, дядя Симона, сын Адуя – 23 г. Сделан перевод Библии на греческий язык Антиох I I Феос, сын Антиоха – 15 л. Селевк II Каллиник, сын Феоса, – 20 л . Птоломей III Евергет,сын Филадельфа,–25 л. Ония II, сын Симона I – 9л. Симон II, сын Ония – 56л. Селевк III Керавн, и сын Каллиника, – 3 г. Антиох III Великий -сынъ Каллиника,–37 л. Птолом. I V ФилопаторСын Евергета, –17 л. Поражение Антиоха Великого при РафииПтоломеем IV. Птолом. V Епифан, 5-летний сын Филопатора,– 23 г Антиох Великий завладел Иудеею Антиох Великий вытеснил из Иерусалима военачалыника Епифанова Скопу, и овладел крепостью. Селевк IV Филопатор, сын Антиоха Вел., –11 л. Птолом. V I Филометр, сын Птоломея V до 173 г.под опек. материКлеопатры,–36л.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

В восьмой день Он обрезан и наречен Иисусом (2:21); в сороковой день принесет, во храм, где праведный Симеон и Анна Пророчица засвидетельствовали о Нем, как Спаситель иудеев и Просветитель язычников (2:22–38) и с тех пор возрастал и жил в послушании у родителей в безвестности, в Назарете; только однажды, двенадцати лет от роду, Иисус показал Свою Божественную мудрость в Иерусалиме и открыл родителям своим, что Ему достоит быть в тех, яже Отца Его но родители не поняли тогда истинного значения сих слов (2:39–52). В пятнадцатый год Тиверия (царст. 14–37 г. по Р. Хр.), по Божию повелению явился Иоанн, сын Захарии, с проповедью в пустыне для приготовления народа к стретению Спасителя (3:1–14); народ стал самого Иоанна считать за Мессию (3:15); но Иоанн объявлял всем, что он Предтеча идущего вслед за ним Освятителя и Владыки (3:16–20). Когда Иисус крестился от Иоанна, то сошел на Него Дух в виде голубя и глас с неба наименовал Его Сыном возлюбленным (3:21,22), в то время Иисусу было около тридцати лет и Он был, как думали, сын Иосифов и его предков, а действительно был Сын Божий (3:23–38). После искушения в пустыне Иисус возвратился в Галилею в силе духовной, начал учить в синагогах и пронеслась о Нем весть по всей стране и все прославляли Его (4:1–15). В Назарете Господь доказал, что Он есть предсказанный Исаией Вестник Иеговы, на коем почивает Дух Господень ( Ис.6:1,2 ); все подтвердили это и дивились словесам благодати, исходящим из уст Его (4:16–22). Но лишь только примерами вдовицы сарептской, принявшей Илию, и Неемана, очищенного Елисеем. Он напомнил им о надобности быть достойными принятия такого проповедника (каков Иисус, ими самими признанный за Вестника Иеговы), то все слушатели исполнились ярости и повели Его за города, чтобы сбросить Его с горы (в 65 сажен вышины, по указанию путешественников, 92 на которой стоял их город (4:23–30). То же самое случилось и в других местах Галилеи: поражались всемогуществом Его дел и истиной Его учения дивились; но вместо требуемого исправления ожесточались против Иисуса и готовили Ему смерть, хотя всемогущество Его столь было беспредельно, что одно имя Его, произносимое даже не принадлежащими к обществу Его учеников, изгоняло бесов (4:31–9, 50).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Церковь Христова почитает праведников, не как богов каких, а как верных слуг, угодников и друзей Божиих; восхваляет их подвиги и дела, совершенные ими при помощи благодати Божией во славу Божию, так что вся честь, воздаваемая Святым, относится к величеству Божию, которому они благоугождали на земле своею жизнию; чествует Святых ежегодными воспоминаниями об них, всенародными празднествами, созиданием во имя их храмов и под. (Прав. испов. ч. III, отв, на вопр. 52; Посл. восточн. патр. о прав. вере отв. на вопр. 3) 1715 . В таком смысле почитание Святых – I. Совершенно согласно с св. Писанием. Св. Писание решительно запрещает воздавать кому-либо Божеское поклонение и служение ( λατρεα), кроме единого истинного Бога ( Втор. 6, 13 ; Ис. 42, 8 ; Матф. 4, 10 ; 1Тим. 1, 17 ); но вовсе не запрещает этим воздавать надлежащее, разумеется, низшее почтение ( δουλεα) и верным слугам Его, угодникам и друзьям, и притом так, чтобы вся честь относилась к Нему же единому, яко дивному во святых своих ( Пс. 67, 36 ). Напротив, в ветхом Завете, в котором дан был закон: Господа Бога твоего да убоишися, и тому единому послужиши ( Втор. 6, 13 ), богодухновенный Псалмопевец взывал: мне же зело честни быша друзи твои, Боже ( Псал 138, 17 ), и сыны пророческие торжественно поклонишася до земли верному рабу и другу Божию – Елисею (4 Царст. 2, 15). Равным образом и в новом Завете сам Христос Спаситель, который подтвердил закон: Господу Богу твоему поклонишися, и тому единому послужиши ( Матф. 4, 10 ), сказал верным ученикам своим: вы друзи мои есте, аще творите, елика аз заповедаю вам ( Иоан. 15, 14 ), и засвидетельствовал пред ними: иже вас приемлет, мене приемлет: и иже приемлет мене, приемлет пославшаго мя ( Матф. 10, 40 ), показывая, что честь, воздаваемая верным слугам Его и друзьям, относится к Нему самому. И тот же св. Апостол, который изрек: единому Богу честь и слава ( 1Тим. 1, 17 ), изрек в другом месте: слава и честь всякому делающему благое ( Рим. 2, 10 ). II. Имеет несомненное основание в свящ. Предании. Доказательством тому служат:

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Содержание Предисловие бл. Иеронима I Второй Римский Император Октавиан Август III Тиверий (23, по другим 21 год) IV. Кай Калигула (царств. 3 года и 10 месяцев) V. Клавдий (царств. 13 лет, 8 месяцев и 28 дней) VI. Нерон (царств. 13 лет, 1 мес. и 28 дней) VII. Веспасиан (царст. 9 лет, 11 месяцев и 22 дня) VIII. Тит (царств. 2 года и 2 месяца) IX. Домициан, младший брат Тита (царствует 15 лет и 5 месяцев) X. Нерва (царствовал год и 4 месяца) XI. Траян (царств. 19 лет и 6 месяцев) XII. Адриан (царствовал 21 год) XIII. Антонин по прозванию благочестивый с сыновьями своими Аврелием и Луцием (царствовал 22 года, 3 месяца) XIV. Марк Антонин, он же и Вер и Л. Аврелий Коммод (царствовали 19 лет и 1 месяц) XV. Коммод (царствовал 13 лет) XVI. Элий Пертинакс (царствовал 6 месяцев) XVII. Север (царств. 18 лет) XVIII. Антонин по прозванию Каракалла, сын Севера (царствовал 7 лет) XIX. Макрин (царствовал один год) XX. Марк Аврелий Антонин (царств. 4 года) XXI. Александр сын Мамиеи (царств. 13 лет) XXII. Максимин (царств. 3 года) XXIII. Гордиан (царств. 6 лет) XXIV. Филипп (царств. 7 лет) XXV. Декий (царств. год и 3 месяца) XXVI Галл и Волузиан сын Галла (царствовали 2 года и 4·месяца) XXVII. Валериан и Галлиен (царств. 15 лет) XXVIII. Клавдий (царств. год и 9 месяцев) XXIX. Аврелиан (царств. 5 лет и 6 месяцев) XXX. Тацит (царств. 6 месяцев) XXXI. Проб (царств. 6 лет и 4 месяца) XXXII. Кар с Карином и Нумерианом (царств. 2 года) XXXIII. Диоклетиан (царств. 20 лет) Галерий Август (два года правил один) XXXIV. Константин (царствовал 30 лет и 10 месяцев)     Предисловие бл. Иеронима Евсевий Иероним своим Винкентию и Галлиену желает здравия. То был древний обычай ученых, что для упражнения ума они передавали греческие книги латинским языком, и что наиболее трудно, поэтические произведения знаменитых мужей переводили стихами. Поэтому и наш Туллий целые книги Платона перевел буквально и, издав гекзаметром Арата Римского, занимался Экономиком Ксенофонта. В этом деле эта золотая река красноречия так часто задерживается некоторыми твердыми и неодолимыми препонами, что незнающие, что это перевод, не поверят, что это писано Цицероном.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

713 Думают, что сие измерение относится к внутренности храма, и что внешняя высота его равнялась высоте притвора, которая без сего была бы несообразна со своим основанием. 715 В третьей книге Царств, VII, 48 говорится только об одной трапезе, потому как догадываются, что одна из десяти по чреде употреблялась для предложения хлебов. Тоже думают и об употреблении светильников. 716 Поскольку высота Давира не занимает всей высоты храма, то иные думают, что над преградою оного находилось пустое пространство, а иные, что в него восходили ступенями, подобно как в другие внешние части храма. Смотр. Иезек. XL, 6, 22, 34, 49. 718 Сочинитель второй книги Маккавейской II, 4 и след. говорит, что Иеремия скрыл оный на горе Наваф. Но трудно найти сему событию время: поскольку Иеремия во время осады Иерусалима находился в темнице, доколе Навузардан, сжегший храм, освободил его и отдал Годолии, Иереи. XXXIX, 13 и след. О Кивоте не упоминается ни между взятыми в Вавилоне сосудами, Иерем. I, II, 17 и след., ни между возвращенными оттуда, Eздp. I, 9, 10 . Иосиф, описывая Святая Святых второго храма, говорит ясно: χειτο δйεδεν ö λως ν ατ De bell Jud. L. IV, с. 6. Итак, истнен ли Кивот с прочими драгоценными сосудами, 2 Парал. XXXVI, 19, имевшими в себе дерева, или сожжен с храмом, или неизвестным нам образом утаен в руках одного Провидения? Пророчества, которые могли бы вести к разрешению сего вопроса, находятся еще под печатью. Смотр, Иерем III, 16. Иезек. XXXVII, 27, 28. 730 Напротив, следующие сочинения утрачены: 1) 5.000 песней Соломона и его естествословие, 3 Царст. IV, 32, 33. 2) Исторические писания некоторых Пророков, 2 Парал. IX, 29; XII, 15. 3) Деяния царей иудиных и израилевых, часто упоминаемые в книгах Царств и Паралипоменон. Смотр. 4 Царст. XIII, 8; XV, 15. 732 В нашем переводе Библии, 4 Царст. I, 2, он называется скверным богом. Сие соответствует употребительному в Новом Завете имени – βεελξε ελ. Думают, что еврейское имя изменено таким образом для выражения презрения, но, может быть, причиною сего было только соблюдение доброгласия.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

642 2 Парал XXXV, 3. Желая изъяснить сие место, некоторые иудеи говорят, что Соломон, предызвещенный о разрушении своего храма приготовил в нем подземелье, что в сем – то подземелье Иосия скрыл ковчег завета, жезл Ааронов, манну, урим и тумимм и священный елей; что, наконец, все сии вещи будут найдены в пришествие Мессии. Но Иархий, соглашаясь, что здесь говорится только о внесении ковчега во святая святых, предполагает, что он выносим был по повелению Манассии и Амона для постановления на его месте идола. Другие из слов Иосии заключают, что он вынесен был только по усердию и осторожности некоторых левитов, дабы не был свидетелем совершавшегося во храме идолослужения и чего – либо не претерпел от нечестивых. 644 Флавий, древ. кн. X, гл. 6, говорит, что надгробная песнь сего Пророка существовала еще в его время, если только он ошибочно не разумеет при этом известный нам плачь, присоединенный к его пророчеству. Кроме сего певцы имели обыкновение в плачевных песнях упоминать имя Иосии. 2 Парал. XXXV, 25. 645 Он был старше своего брата и предшественника, 4 Царст. XXIII, 31, 36, хотя последний и называется первенцем, 1 Парал. III, 15, конечно по матери, и может быть, по избранию отца. Из сего догадываются, что первый, приняв за обиду предпочтение последнего, удалился к фараону, дабы через него получить желаемый престол. 651 Причину сего поручения Пророк в тоже время открыл Варуху, Иереи. XXXVI, 5: я заключен и не могу внити в дом Господень. Не видно, чтобы Иеремия находился в сие время в заключении темничном. Посему некоторые слова его разумеют о церковном запрещении, которому, по их мнению, подвергли его жрецы в угождение царю, а другие относят оные просто к его врагам. 652 Вероятно, сие делано было по внушению Навуходоносора, хотя приписывается Богу, потому что случилось не без Его Провидения, 4 Царст. XXIV, 2. 653 По Иосифу, он умерщвлен и брошен близ Иерусалима, а, по мнению Иеронима, умер в вавилонской темнице и извержен из нее без погребения. И то и другое мнение согласно с пророчеством Иеремии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Ибо «Илия был проповедник покаяния и Иоанн явился также с тем, чтобы говорить: «покайтесь, ибо приблизилось царство небесное» (Мф. 3:2) и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои» (ст. 6) 388 . Илия был ревнитель по Боге (см. по русск. и слав. Биб. 3Цар. 19:10 ) и Иоанн «ревнитель» (бл. Феофилакт); Илия с ревностью обличал Ахава и жену его Иезавель в их нечестии ( 3Цар. 18:18; 21:17–23 ) и Иоанн строго обличал Ирода с беззаконной его супругой Иродиадой (Мф. 14:3–4,7); Илия был некоторое время пустынником ( 3Цар. 19:4–18 ), получив в пустыне известное откровение Божие (ст. 15 и дал.) и Иоанн, быв в пустыне, получил откровение Божие о проповеди покаяния ( Луки 3:2  и дал.). «Будучи подобен Илии в ревности по проповеданию покаяния, Иоанн был подобным ему и в страдании своем и преследовании его» 389 . Ибо как Илию постоянно преследовала злоба нечестивой Иезавели с ее мужем, – искавшей души его (3 Царст. 19:1 и дал.), так и с Иоанном Ирод и Иродиада поступили так как хотели (Мф. 17:12) т. е. «ввергли в темницу, поругались, умертвили, принесли главу его на блюде» 390 . б) Но вот Господь Иисус Христос еще с другой стороны рассматривает лицо Илии. И именно однажды, рядом с лицом другого пророка – ученика Илии – Елисея, а в другой раз независимо от последнего. В том и другом случае рассматривает обстоятельства жизни Илии в отношении их к новозаветному духу, духу евангельскому, следовательно, проводит между ними также типическое соотношение. И оно действительно таково. В одном месте ( Луки 4:25–26 ) Господь указывает на известный случай в истории служения великого пророка ветхозаветного, когда он, во время голода, послан был для пропитания своего к вдовице в Сарепту Сидонскую, с чем принесено было в ее дом благословение Божие (3 Царст. 17:8 и дал.), а в другом на низведение пророком огня на посланных от царя Охозии, разгневанного за то, что Илия остановил шедших по повелению царя вопрошать Веельзевула – божество Аккаронское о том, выздоровеет ли он или нет ( 4Цар. 1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Род Шестовых. Род Яковлева Семена Дементьевича. Род Юшкова стольника Иосифа Михайловича. III. Роды старцев Род Болобанова, старца Корнилия. Род Бибикова, старца Давида. Род Богданова, старца Дионисия келаря. Род Буланова, монаха Епифания. Род Воробьева, игумена Дионисия. Род Гордеева, игумена Герасима. Род Есипова, старца Авраамия. Род Ермолина, старца Иоакима. Род Оборина, старца Дионисия. Род Ощерина, старца Афанасия. Род Хворостинина (князя) игумена Тихона. Род Царегородцева, старца Иова. Источники и сокращения в примечаниях Источники печатные 1. Выходы Государей Царей и Велик. Князей Мих. Феод., Алекс. Мих. и Феод. Алекс., изд. П. Строева. 1844. М. 4°. Вых. Гос. 2. Дворцовые, разряды изд. II. Отд. С. Е. В. Канцелярии 4 т. и доп. 1850–1856. С.-Пб. 8°. Дв. Раз. 3. Древняя Российская Вивлиофика 20 т. и прибавл. 11 т. (изд. 2-е). 1788–1791, 1786–1801. С.-Пб. 8°. Др. Винл. 4. Житие протопопа Аввакума им самим писанное: 1862. С.-Пб. 12°. Ж. Авв. 5. История Государства Российского. Карамзина. 3 кн. (12 частей и ключ П. Строева), изд. Эйнерлинга. 1842 года. М. 8°. Ист. Кар. 6. История Царствования Петра Великого. II. Устрялова. 6 ч. 1858–1865. С.-Пб. 8°. Ист. Устр. 7. История Московского Епархиального Управления. (1721–1821 г.). Н. Розонова, 1869–1871. 3 ч. 5 томов. М. 8°. Ист. М. Еп. Упр. 8. Историческое Описание Свято-Троицкия Сергиевой Лавры. 1857. М. 8°. Оп. Тр. Лав. 9. Историческое Описание Моск. Златоустовского монастыря. Арх Григория. 1871. М. 8°. Оп. Злат. Мон. 10. Историческое Описание Моск. Знаменского монастыря. Ар. Сергия. 1866. 4°. Оп. Знам. Мон. 11. Ист. Российской иерархии. Амвросия. 1815. 6 ч. в 7 кн. 8°. Ист. Р. Иер. 12. Книга Большому Чертежу. 1838. С.-Пб. 8°. Кн. Б. Черт. 13. Летопись о многих мятежах. Изд. 2-е, 1788. М. 8°. Лет. о мят. 14. Москва. Подробное Историческое и Археологическое описание города. Изд. Мартынова и Снегирева. Ч. I. 1865 г. Моск. 4°. 15. Новый летописец в царст. Мих. Феод. 1853 г. М. 8°. Нов. лет. 16. Никонову списку (Летопись Русская по) 1767–1792.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

1805 Никея главный город Антиохии, в котором были первый и седьмой Вселенские соборы: первый в 325 г. при Константине Великом , под председательством Евстафия, архиепископа Антиохийского; собор осудил Ария, составил Символ веры до 8-го члена, установил время Пасхи, установил первенство епископов Рима, Александрии и Антиохии и издал 20 церковных правил; седьмой Вселенский собор был в 787 г. при императрице Ирине под председательством Цареградского патриарха Тарасия, он осудил иконоборцев и в 22-х правилах утвердил церковные порядки. 1806 Геенна – место вечных мучений. Это название произошло от еврейских слов, которые означают долину Енном близ Иерусалима, где в честь Молоха были сожигаемы дети (3 Царст. 11:17; 4 Царст. 16:3–4.) После отмены Иосиею сего ужасного жертвоприношения (4 Царст. 23:10) в долину Енном сваливались трупы казненных злодеев, падаль и всякая нечистота, где всё это сожигалось. 1808 Аполлония – город в Иллирии, неподалеку от моря, славившийся процветанием наук во время римского владычества. 1809 Асклипий или Эскулап – Бог врачебного искусства – сын Аполлона и дочери Фессопийского царя Корониссы. Его изображали в виде почтенного, бородатого мужа с важным и благосклонным выражением лица, в белой одежде с жезлом, вокруг которого вьётся змея. Иногда, кроме змеи, с Эскулапом изображали петуха, которой был посвящен сему Богу. 1810 Аполлон – сын Зевса и Латоны – брат Артемиды, бог света; Аполлону верование древних дало в удел вечную и неизменную юность и силу, знаменуя этим вечно юную мощь света и тепла. Он изображался в образе прекрасного, сильного юноши с луком или изогнутым пастушечьим посохом, в руках и с колчаном со стрелами за спиной. Иногда в руке лира (музыкальный инструмент). Ноги без обуви или в нарядных сандалиях, на голове лавровой венок. 1811 Иракл или Геркулес – знаменитейший герой греческий, сьн Зевса и Алкмены, супруги царя Амфитриона. Его изображали обыкновенно в виде необычайно развитого, крепкого мужа, в самую цветущую пору возраста, нагим или в львиной шкуре с курчавой головой и с тяжелой дубиной в руке.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Второй вопрос касался способа помазания на царство пророка Давида, интересовавший императора по сходству занятия им царского престола с израильским царем из пастухов и по неимению, вследствие того, законных прав на верховную власть. Василий первоначально венчан и помазан был на царство при жизни Михаила III, в качестве соправителя или цесаря; за тем, на одной торжественной церемонии, провозглашен был единодержавным государем, и, недовольствуясь сим, думал еще короноваться при окончании предположенных им церковных построек. Подобный порядок в утверждении на царство имел место и в истории Давида. Первоначально помазан он был на царство еще при жизни Саула (1 царст. II, 4), потом, в другой раз, по смерти Саула (2 царст. II, 4), и наконец, по признанию израильских колен, в Хевроне, и, однако же, недовольно сего, возложил на себя еще, в присутствии «всех людей», венец побежденного царя аммонского города Раввафа (2 царст. XX, 30). Василий, чувствовавший еще под собою нетвердость династической почвы, желал знать, не следует ли и ему, по примеру Давида, принимавшего помазание несколько раз, – для вящего утверждения себя на престоле, еще раз короноваться. Фотий, в ответь на это, объяснил, что Давид, собственно, имел одно помазание, – то, которое получено им было от Самуила, а те другие помазания, о которых, по принятому у евреев способу выражения, говорится в Писании, не суть настоящие помазания, а ими именуются только разные провозглашения, разные способы признания лица в верховной власти. В соответствие с этим, и он, Василий император, имеет полное основание довольствоваться одним тем помазанием, какое сообщено ему было им, Фотием, еще при жизни Михаила III, не имея ни малейшей нужды в повторении обряда. Третий вопрос касался значения места в книге 1 царств. IX, 24, в котором говорится о чести, оказанной Самуилом Саулу чрез предложение ему, в отличие от прочих гостей, плеча, в то время, когда искавший заблудших овец отца своего, Саул предуказан был пророку свыше в цари Израиля. Фотий такому способу отличительного угощения плечом животного дал в объяснение такой смысл, что царь, по своему званию, должен взять на «рамена» свои заботы о благосостоянии вверенного ему промыслом народа. По поводу такого толкования, умный Фотий косвенно напоминает императору и о своем страдальческом положении, подавляющем и ум, и память, и слово, и самые руки, и призывает его к облегчению его страданий 71 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010