102 Это псалом (18), для краткости, опущен здесь или самим Иустином или переписчиками, между тем Иустин объясняет некоторые места из этого псалма, как будто бы он привел его прежде. Маран. 104 Формула такой молитвы находится в литургии, в Постановлениях апостольских, кн. VIII, гл. II. Епископ молится о верных: «соблюди их неизменными, непорочными, неукоризненными, да будут святы телом и душою. Сохрани их от страха врага, от стрелы, летающей днем, от язвы, ходящей во тьме». 118 Нигде в Писании не говорится, чтобы Соломон совершал идолопоклонство в Сидоне. Поэтому ученые издатели представили разные догадки относительно этого места. Маран предполагает чтение: τοîς ν Σιδνι ιδλοις λατρéνeι, т.е. поклонялся сидонским идолам, напр., Астарте, сидонской богине (3 Царст. XI, 15). Тирльби думает, что надо читать: ν Σινι. Есди не допускать здесь ошибки Иустина, примеры чего встречаются в 1-й апол. гл. 31, 42, 62; то вероятнее мнение Отто, что слово: ν Σιδνι вошло в стекст с полей, потому что у Туртуллиана (adv. Marc. V, 9) в словах, близко подходящих к мысли Иустина, нет такого выражения. 123 Очевидно, что Иустин говорит о тех еретиках (гностиках), которые признавали Иисуса Христом и Господом, но отрицали, что Он был предсказан пророками Творца и Бога иудейского, которого они отвергали вместе с пророчествами Его и со всем Ветхим Заветом. Маран. 124 Здесь подразумевается то, что еретики ели идоложертвенное и участвовали в праздниках язычников. Сн. Ирин. с. haer. c. 6. § 3. Маран. 125 Mαρkiανoι. Ученые разногласят о том, кого разумеет здесь Иустин–последователей ли Марка, одного из школы Валентина, обыкновенно называемых Μαρχωσοι, или Маркионистов, последователей Маркиона. Отто, обращая внимание на форму слова, склоняется к первому мнению. Маран высказал второе, в пользу которого служит: а) то, что св. Епифаний, говоря о последователях Маркиона, употребляет о них безразлично названия: Mαρkiωνeς и Mαρkiωνισται, подобно-как последователей Валентина он называет иногда Οαλεντινο; б) имя Марка не было так известно, как имя Маркиона, последователи которого были почти везде и о которых Иустин говорит не раз в другом своем сочинении (1 апол. гл. 26 и 58); в) Евсевий сохранил (Ц. ист. IV, 22) отрывок из Егезинпа, почти буквально сходный со словами Иустина, где перечисляются произошедшие от Симона Мага и его учеников еретики – Менандриане, Маркионисты, Карпократиане, Валентиниане, Василидиане и Сатурнилиане, – Иустин в этом месте упоминает о главах гностических сект, которые жили во 2-м веке и учили – Василид в Александрии, Сатурнин в Антиохии, Валентин в Александрии и Риме, и Маркион – в последнем городе.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof...

2. Если мы стараемся своими добрыми делами приобрести славу от людей, а не ищем славы от Бога; то этим мы показываем, что мир для нас выше Бога, и слава человеческая — лучше славы Божьей (Иоан. 12:43 ). а) Поступая так, мы не можем назваться истинно-верующими христианами (Иоан. 5:44 ); мы нарушаем обет крещения, которым обещались служить одному Богу; не удостоимся славы Божьей (1 Царст. 2:30 ). б) Поэтому и заповедано христианам не сообразоваться с духом мира сего (Рим. 12:2 ). 3. Кто своими добрыми делами домогается единственно славы от людей, тот не может быть истинно добрым человеком и становится лицемером. а) Предназначая свое дело не для Бога , а для людей, такой человек делает добро более всего там, где могут о нем узнать, и менее всего или даже вовсе не делает его там, где оно может остаться втайне. б) Не имея истинной любви к добру , человек, живущий напоказ, приучается, незаметно для самого себя, к лицемерию и обману. A какой приговор изрекает Господь лицемерам?! (Мф. 23:27; 5:20). Как опасно ожесточаться против евангельских истин (ст.34) Мы рассматриваем: 1. Как это бывает. Человек ожесточается против истин евангелия: а) посредством упорного коснения в грехе , когда он не ищет и не принимает сердцем и душей возвещаемого ему спасения (Мф. 23:27; Деян. 28:27; Прит. 23:35; Прит. 18:3 ); б) посредством открытой вражды , когда он становится явным или тайным врагом евангелия (ст.34; ср. Исх. 5:2; Иоан. 6:60; l Кор. 1:18 ). 2. Как это опасно. Презрение к истинам евангельским сопровождается следствиями: а) что человек не принимает , наконец, очевиднейших доказательств откровенных истин Божиих (фарисеи — в тексте); б) что он начинает богохульствовать над всем священнейшим; в) что он подвергается временной и вечной погибели. 3. Как можно предостеречь себя от этого. а) Подчиниться в всем слову Христа , ибо оно есть слово Божие; б) повиноваться во всем Святой Церкви ; в) пользоваться с верностью приобретенной нами или другими духовной опытностью и познаниями. II. Апостольское чтение. Зачало (116): к Римлянам 15:1–7

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Итак, вашей любви должно размыслить, что согласие наших предшественников в этом предмете тем больше не было маловажным, чем больше прежде было положено тяжелых трудов в спорах. Но кроме того, пусть ваша братская любовь приведет на память поступок Петра, который превосходит и Павла. Он долго противился тому, чтобы Церковь принимала народы к вере без обрезания, долго удалялся от общения с обращенными, по свидетельству Павла, который говорит: «егда же прииде (Петр) во Антиохию, в лице ему противустах, яко зазорен бе. Прежде бо даже не приити неким от Иакова, с языки ядяше: егда же приидоша, опряташеся и отлучашеся, бояся сущих от обрезания». И немного после: «егда видех, яко неправо ходят ко истине благовествования, рекох Петру пред всеми: аще ты иудей сый, язычески, а не иудейски живеши, почто языки нудиши иудейски жительствовати» ( Галат. 2, 11–14 )? Он же, после этого принявши мысль Павла, когда замечал, что некоторые из приходящих к Церкви язычников отягощали бременем сохранения обрезания, говорит: «искушаете Бога, хотяще возложити иго на выи учеником, егоже ни отцы наши, ни мы возмогохом понести» ( Деян. 15, 10 ). Неужели же, почтеннейшие братия, так нужно было отвечать на эти слова Петру, князю апостолов, и учить противоречиво себе: „то, что ты говоришь, мы не можем слушать, потому что прежде ты иное проповедовал“? Таким образом, если по делу о трех главах иное было сказано, когда истина разыскивалась, и иное, когда она была найдена, то почему изменение мнение ставится в вину этому престолу, который в лице его основателя смиренно почитается всею Церковию? Не изменение мнения, а непостоянство виновно. Итак, что касается до познания правильности, пусть пребывает неизменным намерение; что же за беда, если оставляющий свое незнание изменит слова? О самом виновнике всего Боге, по свидетельству Писания, мы узнаем, что Он, не изменяя намерения, часто изменяет мысль; потому что для Него не было непредвиденным то, что Он сам говорит о том, кого Он сам повелел помазать на царство: «раскаяхся, яко помазах Саула на царство» во Израили (1 Царст. 15, 11). Но что Он так сделает, он предвидел еще тогда, когда предпочел его и как бы одобрил; и к раскаянию Он пришел не так, как бы неожиданно; а однако показывает раскаяние, потому что, не изменивши намерения, переменяет слова, которые некогда сказал о нем.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Первоначальное основанье римской Церкви мало известно. По всей вероятности, первыми провозвестниками христианства в Риме были евреи, римские жители, которые в первую пятидесятницу по Вознесении Господнем были в Иерусалиме и выслушали плодотворную проповедь Апостола Петра ( Деян.2:10–41 ); в числе каковых пришельцев из Рима были и обращенные из язычества, как замечает св. Лука ( Деян.2:10 ). Иудеев в Риме жило великое множество, по свидетельству Иосифа Флавия; 183 без сомнения, они и после сего путешествовали на праздники в Иерусалим, наполненный вскоре учением евангельским, по сознанию великого синедриона ( Деян.5:28 ), и вероятно, некоторые из них возвращались из Иерусалима просвещенными светом Евангелия. Дух прозелитизма, свойственный иудеям того времени ( Мф. 23:15 ), не оставлял их и в Риме. Латинские писатели 184 жалуются на распространение в самом Риме иудейских верований и узаконений, для коих римляне оставляют свои обычаи и законы. Если иудеи обращали римлян в иудейство, то тем более уверовавшие из них могли приобретать последователей Евангелия. Посредством сих двух путей проповеди, т. е. через апостолов иудеям, посещавшим Иерусалим, и через самих уверовавших иудеев, положены начатки основания Церкви Христовой в Риме из иудеев и язычников; каковые начатки впоследствии были утверждены частью Апостолом Петром, который был в Риме в царствование Клавдия (π τς ντς Κλβδιον βασιλεας), по свидетельству Евсевия 185 около 45 года по Р. X., частью Апостолом Варнавой , который, по свидетельству Дарофея тирского, из Кипра прошел с проповедью всю Италию до Медиолана, около 53 года по Р. X. § 93. Знакомство Апостола Павла с римской церковью Хотя известно, что Апостол Павел писал послание к римлянам прежде своего путешествия в Рим ( Рим.1:13–15 ), несмотря на то, он был знаком со многими членами тамошней церкви; ибо в конце своего послания весьма многим из них посылает приветствия ( Рим.16:3–15 ). Это знакомство произошло, вероятно, следующим образом. Повелением Клавдия (царст. 42–57 года по Р. X.), все иудеи были изгнаны из Рима и Италии, по мнению одних, за то, что обратили в иудейство жену Клавдия Агриппину, а по мнению других за то, что взаимными спорами и преследованиями принявших христианство производили беспорядки в Риме и оказались подозрительными, так как, кроме Кесаря, признавали другого царя, Мессию ( Деян.18:2 ; сн. Sueton Claud 25). Изгнанники рассеялись по Греции и Малой Азии, где в последние годы Клавдия проповедовал Апостол Павел. Некоторые из них, слушая Апостола Павла, делались его учениками и оставались неизменно верными и после возвращения в Рим, по смерти Клавдия. Таковы напр. были Акила и Прискилла, познакомившиеся с Павлом в Коринфе ( Деян.18:1,2 ), которым Апостол посылает целование в своем послании к римлянам ( Римл. 16:3 ). § 94. Время написания

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Нечестивый состязатель оставлен Духом Божиим после того, как стал мыслить противно Духу Божию. Если он останется при этом образе мыслей, то справедливо услышит от нас слова, которые Самуил сказал Саулу: уничижит тя Господ не быти тебе царем во Израиле (1 Царст. 15, 23). Если он сделался недостойным за то, что презрел повеление Божие только в делах, которые он делал, то какое наказание справедливо должно пасть на того, кто восстал против божеского величия Господа? Теперь на вас обязанность исцелить язвы, им сделанные, и уврачевать тех, которые заражены его учением. Твердо стойте на стопах ваших, противясь тому, который уже пал, как показывают слова его. Великодушно перенесите те огорчения, какие он нанес вам. Он делал вам обиды, он делал вам притеснения: но тоже самое потерпел от своих и Тот, кто для нашего спасения принял естество человеческое, чего не признает в нем этот вероучитель. Потому никто не должен сетовать на его умыслы против кого-нибудь из вас. Примером великодушия и твердости для вас есть Стефан, первый мученик за Христа. Когда толпы неверующих скрежетаху зубы нань ( Деян. 7, 54 ), он, последователь Христов, не умолчал о том, что видел: среди разъяренной толпы, среди врагов веры, он возгласил, что видит отверстые небеса и Сына человеческого, за которого он страдал, стоящего одесную Бога (7, 55). Долго было бы говорит о всех. которые купили себе вечную жизнь или смертию или исповеданием. Вы, которые изгнаны им из Церкви, имеете для себя назидательный пример, почти в наше время бывший, в блаженной памяти Афанасие, мудром святителе александрийской Церкви. Кому не может послужить ободрением его терпение? Кому не будет в назидание его твердость? В ком не поддержит упования его радостное для многих возвращение на прежнее место? Он изгнан гонителем Арием, но возвращен Господом, сопутствующим ему. Был в темнице, был среди мучений: неудивительно, что муж апостольский перенес те самые страдания, в которых подвиг ставил себе в похвалу апостол (2 Коринф. гл. 11). Во всем этом он последовал ему, говорившему о себе, что он находит удовольствие в своих страданиях (12, 10).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

510 (Ст. 12). Раввинское предание толковало этот стих так: скрижали суть десять заповедей, Закон – книги Моисеевы, я Заповеди – Мишна и Гемара, которые вместе называются Талмуд, и которые заключают в себе изустное предание. Новейшие комментаторы разумеют под выражениями всего двенадцатого стиха закон десяти заповедей, начертанный перстом Божиим на каменных скрижалях (Исход. XXXI 18). Все остальные повеления Божии Моисей воспринимал изустно и хранил в сердце и памяти своей, записывая их впоследствии. 511 (Ст. 13). Иисус Навин видимо приготовляется к великой своей будущей миссии, сопровождая Моисея на священную гору. 512 (Ст. 14). Т. е., как понимают все комментаторы: «не ходите за мною». Что Аарон со старейшинами возвратился в стан, явно из XXXII главы, в которой он делает золотого тельца посреди народа. 513 (Ст. 14). Ор, сын Калеба, по сказанию Фл. Иосифа, был мужем Мариам, сестры Моисея. На горе, близ Рефидима, во время битвы с Амаликом, он с Аароном находился близ Моисея (Исх. XVII, 10–12). Повсему видно, что он пользовался большим уважением в народе. Ему приказано было, совместно с Аароном, управлять народом во время отсутствия Моисея. 514 (Ст. 15–16). Явление славы Господней, по всей вероятности, было подобно описанному в XIX главе, стих 19. В продолжении шести дней, Моисей находился в том положении ожидания, которое посылается каждому верующему для испытания веры его. Он молился и приготовлялся к услышанию повелений Божиих. Никто из людей, работающих с любовию к добру, не может не знать, что передпредмете. Тем более было это нужно тому, кто готовился выслушать повеления Божия, и на основании их начертать полный кодекс священных уставов и гражданских и уголовных законов. 515 (Ст. 18). В продолжения этих сорока дней и сорока ночей, как подробнее говорится во Второз. IX, 9, Моисей «не ел хлеба и не пил воды», поддержанный особою силою Божиею, и когда после разбития первых скрижалей Моисей вторично взошел на гору, и вторично оставался в присутствии Божием сорок дней и сорок ночей, он опять пробыл это время без пищи и пития (Исх. XXXIV, 28). Но когда он второй раз сошел с горы, лицо его сияло, так что он полагал покрывало на лицо свое, дабы старейшины и народ могли приступить к нему (id. 33–35). Уже при жизни близость в источнику всякого света и премудрости настолько просветлила плоть его, что она казалась лучезарною. Кук, в Англ. Комм. Библии (in loco), замечает, что и пророк Илия шел без пищи сорок дней и сорок ночей до горы Божией Синая, и удостоился, как Моисей, видения (III Царст. XIX, 3–12). И именно эти два мужа, из коих один был представителем закона, другой – Пророков, и оба постившиеся по сорока дней и удостоившиеся откровения на горе Синае, являются беседующими с Господом Иисусом Христом, на горе Фаворе, во время Преображения Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

6. Неизменяемость   Неизменяемость в Боге есть такое свойство, по которому Он всегда пребывает один и тот же (αναλλοωτο, αμεταβλητος — immutabilis) и в своем существе, и в своих силах и совершенствах, и в своих определениях и действиях.    Изображая это свойство Божие, Священное Писание — а) устраняет от Бога всякую изменяемость, замечаемую в человеке: Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться (Числ. 23:19), и не скажет неправды и не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему (1 Царст. 15:29); много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом (Притч. 19:21); б) — всякую изменяемость, замечаемую и во внешней природе: в начале Ты, [Господи,] основал землю, и небеса — дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты — тот же, и лета Твои не кончатся (Пс. 101:26-28; срав. Евр. 1:11-12); небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (Марк. 13:31); и в) свидетельствует что в Боге нет и тени перемены: всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены (Иак. 1:17); г) наконец, представляет самого Бога говорящим: Ибо Я — Господь, Я не изменяюсь (Малах. 3:6).    Святые Отцы и учители Церкви, которые также приписывали Богу всецелую неизменяемость во всех отношениях, в объяснение своих мыслей приводили следующие соображения: а) изменяемость существа необходимо сопутствуется преемственностью или последовательностью в нем разных состояний, — а в Боге никакой преемственности и последовательности быть не может: потому что Бог вечен; б) изменяемость может быть или к лучшему, или к худшему, — но в Боге ни того, ни другого допустить нельзя: потому что Бог всесовершен; в) изменяемость может совершаться еще или чрез приращение чего-либо в существе, или чрез убавление, — но в Боге ни приращение, ни уменьшение какое либо невозможны: потому что Бог неизмерим и совершенно невеществен.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

5:22); и тот, кто смотрит похотливыми глазами, совершенный есть прелюбодей. Также и смеющихся называет несчастными; и везде истребляет начатки и семена зла и говорит, что и за праздное слово отдадим ответ. Вот почему и Иов очищал даже и помышления детей своих (Иов. 1:5). А о том, что не надобно отчаиваться, так говорит Писание: " разве, упав, не встают и, совратившись с дороги, не возвращаются " (Иер. 8:4)? И еще: " разве Я хочу смерти беззаконника? Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив " (Иез. 18:23). Также: " если бы вы ныне послушали голоса Его " (Пс. 94:7). И много других подобных слов и примеров находится в Писании. А о том, чтобы нам не погибнуть под видом благочестия, послушай, что говорит Павел: " дабы он не был поглощен чрезмерной печалью " (2 Кор. 2:7). Зная же это, оградим себя от всех путей, гибельных для беззаботных, знанием Писания. Не говори: что в том, если я пристально посмотрю на красивую женщину? Если ты в сердце учинишь прелюбодеяние, то скоро осмелишься сделать это и плотью. Не говори: что в том, если я пройду мимо этого нищего? Если ты пройдешь мимо него, то пройдешь и мимо другого, а после этого — и третьего. И опять, не говори: что и в том, если пожелаю собственности ближнего? Это-то именно и погубило Ахаава, хотя он и цену давал, но брал против желания владевшего (3 Царст. 21). Покупающий не должен делать насилия, а должен убеждать. Если же тот, кто давал надлежащую цену, так осужден был за то только, что взял против согласия другого, то какого наказания достоин тот, кто не только делает это, но похищает насильственно, и при том, живя под благодатью? Итак, чтобы не понести нам наказания, будем блюсти себя чистыми от всякого насилия и хищничества, будем оберегать себя не только от грехов, но и от их начатков, и со всем тщанием возревнуем о добродетели. Таким образом, мы насладимся и вечных благ, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава во веки веков. Аминь.  БЕСЕДА 87 1. Как будто по какому уговору ликовал тогда со всеми дьявол.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

§ 35. Доказательства из Священного Писания Божества Святого Духа и Его единосущия со Отцом и Сыном Божество третьего Лица Святой Троицы, Духа Святого, и его единосущие с Отцом и Сыном доказывается из Священного Писания тем же самым способом, как божество Сына. Священное Писание приписывает Святому Духу: 1) Божеские именования. Это видно: а) Из прямых изречений Слова Божия. Псалмопевец, сказавши о себе: Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня. Сказал Бог Израилев, говорил о мне скала Израилева (2 Царст. 23:2,3), и таким образом объясняет, кого он имеет ввиду под именем Духа Господня (срав. Пс. 84:9). Еще яснее Ту же мысль выразил Апостол Петр, обличая Ананию: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?…Ты солгал не человекам, а Богу (Деян. 5:3,4). Смысл речи такой: когда Анания, утаив часть из цены за проданное им село, вздумал скрыть свой поступок от Апостолов, как от людей (утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов , ст. 2), — тогда первоверховный из Апостолов, вразумляя виновного, сказал: «нет, не нам солиал ты, но Духу Святому, в нас обитающему, не людей ты обманул, но думал обмануть Бога.» А не забудем, что под именем Святого Духа, обитавшего в Апостолах, в строгом смысле надобно понимать Лицо , как другого У тешителя , которого послал им Спаситель вместо Себя, и который наставлял их на всякую истину, говорил их устами, управлял их действиями на поприще апостольского служения (Иоан. 14:16,26; 16:13). б) Из сравнения разных мест Священного Писания. Так - а) священный Бытописатель свидетельствует, что сам Всевышний руководил Израильтянами в пустыне: так Господь один водил его (Втор. 32:12); а пророк Исаия объясняет, что ими руководил именно Дух Святой: вложил в сердце его Святаго Духа Своего… Дух Господень вел их к покою (Ис. 63:14; срав. ст. 11); б) Псалмопевец говорит, что Израильтяне в пустыне продолжали грешить пред Ним и раздражать Всевышнего в пустыне (Пс. 77:17—18,40—41), равно как и сам Бог устами Псалмопевца вещает: в пустыне , где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дело Мое (Пс. 94:8—9); a тот же Исаия Пророк объясняет, что Израильтяне огорчили в пустыне именно Святаго Духа Его (63:10), и Апостол Павел замечает, что именно как говорит Дух Святый … в пустыне... где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет (Евр. 3:7—9);

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Божество третьего Лица Святой Троицы, Духа Святого, и его единосущие с Отцом и Сыном доказывается из Священного Писания тем же самым способом, как Божество Сына. Священное Писание приписывает Святому Духу: 1) Божеские именования. Это видно: а) Из прямых изречений Слова Божия. Псалмопевец, ска­завши о себе: Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня. Сказал Бог Израилев, говорил о мне скала Израилева (2 Царст. 23:2,3), и таким образом объясняет, кого он имеет ввиду под именем Духа Господня (срав. Пс. 84:9 ). Еще яснее ту же мысль выразил Апостол Петр, обличая Ананию: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?…Ты солгал не человекам, а Богу ( Деян. 5:3,4 ). Смысл речи такой: когда Анания, утаив часть из цены за проданное им село, вздумал скрыть свой поступок от Апостолов, как от людей (утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов, ст. 2), – тогда первоверховный из Апостолов, вразумляя виновного, сказал: “нет, не нам солгал ты, но Духу Святому, в нас обитающему, не людей ты обманул, но думал обмануть Бога”. 635 А не забудем, что под именем Святого Духа, обитавшего в Апостолах, в строгом смысле надобно понимать Лицо, как другого Утешителя, которого послал им Спаситель вместо Себя, и который наставлял их на всякую истину, говорил их устами, управлял их действиями на поприще апостольского служения ( Иоан. 14:16,26; 16:13 ). 636 б) Из сравнения разных мест Священного Писания. Так – а) священный Бытописа­тель свидетельствует, что сам Всевышний руководил Израильтянами в пустыне: так Господь один водил его ( Втор. 32:12 ); а пророк Исаия объясняет, что ими руководил именно Дух Святой: вложил в сердце его Святаго Духа Своего… Дух Господень вел их к покою ( Ис. 63:14 ; срав. ст. 11); б) Псалмопевец говорит, что Израильтяне в пу­стыне продолжали грешить пред Ним и раздражать Всевышнего в пустыне ( Пс. 77:17–18,40–41 ), равно как и сам Бог устами Псалмопевца вещает: в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дело Мое ( Пс. 94:8–9 ); a тот же Исаия Пророк объясняет, что Израильтяне огорчили в пустыне именно Святаго Духа Его (63:10), и Апостол Павел замечает, что именно как говорит Дух Святый… в пустыне... где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет ( Евр. 3:7–9 );

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010