27:5–6 О победе Иоафама над аммонитянами летописец сообщает для того, чтобы подчеркнуть, насколько дела царя были угодны Господу. 27 описаны в книге царей. См.: Первая книга Паралипоменон. Введение: Автор. Глава 28 28:1–27 В начале и конце повествования о царствовании Ахаза летописец в основном придерживается текста книги Царств (ср. 28,1–4 с 4Цар. 16,2–4; 28,22–27 с 4Цар. 16,10.11.19.20 ), но в середине многое добавляет (28,5–21). Повествование делится на четыре части: воцарение Ахаза (28,1), его отступничество (28,1–4), понесенное им военное поражение (28,5–23) и смерть (28,26.27). Противопоставляя царствование Ахаза царствованию его отца, летописец показывает, как отступничество становится причиной поражения. 28 Ахаз... шестнадцать лет царствовал. Ахаз царствовал в 735–71615 гг. до Р.Х. В 735–732 гг. он был соправителем Иоафама, а затем шестнадцать лет единолично царствовал над Иудеей. 28 проводил сыновей своих через огонь. В своем отступничестве Ахаз дошел до того, что стал совершать человеческие жертвоприношения (ср. Лев. 18,21 ; Втор. 12,31;18,10 ; 4Цар.16,3 ; Иер. 32,35 ; Иез.16,20.21 ). 28 в руку царя Сириян... и в руку царя Израильского. Сирийский царь Рецин и израильский Факей выступили против Ахаза объединенными силами ( 4Цар. 16,5.6 ; Ис. 7,1–14 ). Летописец рассказывает о деяниях каждого из них, поскольку ему важно показать реакцию северян на обращенные к ним слова пророка (28,9–15). 28:5–15 Военное поражение Ахаза явилось Божиим судом за его отступничество (28,5.6). 28 взял сокровища из дома Господня. См. ком. к 16,2. не в помощь себе. С помощью ассирийского царя Феглафелласара III Ахазу удалось временно отвести угрозу со стороны Сирии и Израиля ( 4Цар. 16,7–9 ), но Иудея при этом попала в зависимость от Ассирии. 28 устроил высоты. См. ком. к 21,11. 28 описаны в книге царей Иудейских и Израильских. См.: Первая книга Паралипоменон. Введение: Автор. Глава 29 2936,23 Воссоединенное царство. С точки зрения летописца, воцарение Езекии ознаменовало собой начало новой эры в истории Израиля. К этому моменту Израиль был представлен одной только Иудеей, поскольку северное царство пало под ударами Ассирии. По мнению Езекии, народы севера и юга в равной степени отдалились от Бога. Он призвал их объединиться в одно царство, центром религиозной жизни которого стал бы иерусалимский храм. Его призыв был услышан, и с той поры благословения и наказания, плен и избавление от него стали общей участью всех представителей народа Божиего (см. Первая книга Паралипоменон. Введение: Характерные особенности и темы).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

7) Миней разл. ред. 90 номеров. 8)’Ανθολγια κα διφοροι κολουθαι – 91 рукопись. 9) Τριδια κα πεντηκοστρια – 42. 10) Παρακλητικα κα ’Οκτηχοι – 62 номера. 11) Θεοτοκρια – 23. 12) ‘Ωρολγια, μηνολγια, ερμολγια κα κοντακρια – 92 ркп. 13) Εχολγια – 55. 14) Литургических – 82. 15) Типиков – 16 ном. 16) Νομικ – 27 рук. 17) Догматических – 13 рук. 18) Κυριακοδρμια – 30 ном, 19) Смесь –18 ном. 20) Псалтика – 94. 21) Исторических – 11 от 1183–1193. Рассматривая эти отделы рукописей библиотеки по номерам, мы останавливались на многих, замечательных или в палеографическом отношении, или же по своему составу и содержанию, но как нам (в виду указанных в предисловии обстоятельств) было невозможно исследовать их, то мы и ограничимся только указанием соответствующих номеров; отделы теперь подведены под общую нумерацию, от 1-го и далее до конца. 1. Восьмикнижие с 4 книгами царств XII в , в л. 2. Пятокнижие, со схолиями in 4°, XII или XI в. 3. Книга Иова с толкованиями и миниатюрами (см. ниже). 14. Профитологион, XII в., с именем писца Георгия Амартола. 16. Профитологион, с записью: γρφη δι ξδου κα συνδρομς Νικολου ναπη (?)… 23. Псалтырь с толкованиями разл. Отцов Церкви, XII–ΧIII в. в л., 756 листов. 32. Псалтырь в 12-ю д., VII–VIII в., унциального косого письма, с ударениями облеченными и тяжелыми; писана на грубом пергаменте и пострадала. 34. Псалтырь греко-арабская, VII–VIIΙ в., того же наклонного унциального письма. 35. Псалтырь эллино-арабская, in 4°, VII–VIII в., без ударений, того же письма. 40. Псалтырь в 4-ю д., XIII–XIV в., с трактатом «о спасении души». 55. Псалтырь в 12-ю долю, на 16-й стр. запись с 1344-мъ годом: + θεο το δρον κα χαρτωνος πνος; τελετθη ν τει ,σωνβ» νδικτινος ιβ. 67. Псалтирь XII–XIII в., особенно мелкого письма; ркп. им. 1½ вер. дл. и 1 вер. шир. 68. Рукопись Псалтыри с Месяцесловом, в 12-ю д, XII в. 69. Псалтырь, на бумаге, XVI века, с рис., изображающим Давида и ангела. Между многими позднейшими рукописями Псалтырей (номера от 101 и д.) есть до 40 XV–XVI вв., украшенных цветистыми и фигурными буквами по старопечатным изданиям; наши Лицевые Псалтыри, пошедшие в своей редакции от греческих оригиналов IX–X веков, не имеют ничего общего с позднегреческими.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

368 Этих слов нет в Свяш. Писании. По мнению Котелье и других, они заимствованы из какого-нибудь апокрифического сочинения. Но Воттон догадывается, что это изречение сложилось у Климента из слов апостолов Иакова (1, 8) и Петра (Посл. III. 3–4). 371 Мифологическое сказание о птице феникс, очень сходное с Климентовым, находится у Геродота (11, 73). О ней находят упоминание в книге Иова (XXIX, 18); по переводу с еврейского этот стих Гирцель читает: я умру с своим гнездом и умножу дни, как феникс (Гильгенф). Но в переводе 70 толков. по снесении со стихом 19, где говорится о растениях при воде, под фениксом («зелсхос финикос») проще разуметь пальмовое дерево. Климент Римский первый из христианских писателей представляет феникс как символ будущего воскресения мертвых. За ним последовал Тертуллиан (de resurr. с. 13), который слова псалма 91, 13 «праведник, яко феникс, процветет», объясняет в отношении к баснословной птице. Лактаций в стихотворении о фениксе соединяет и то, и другое, производя название дерева от птицы, которая садилась на вершине его. 375 Uob. XIX, 25–26 . Об этом месте книги Иова приводимом, впрочем, у Климента довольно неточно по тексту 70 толк. блаж. Иероним замечает: никто так открыто не говорит после (пришествия) Христа о воскресении, как он (Иов) до Христа Орр т. II, р. 438. cd. Vallars. 379 Так читается и во всех рукописях текста 70 толковн. Но в еврейском тексте и в Вульгате стоит: по числу сынов Израильских. Приводимое Климентом чтение, мысль которого выражается и у Сираха XVII, 17, находится уже у Филона (de post Caini § 25, De plant Noc § 14). Св. Иустин (dial. c. Tryph. c. 131) отвергает чтение еврейского текста как поврежденное иудеями. 384 Вохер напрасно прибавляет: как бы зная будущее, разумея здесь какие-либо последствия или награду Исаакова самопожертвования. Гораздо проще относить это к готовности и сознательности, с какою Исаак отдал себя на жертву без ропота или прекословия. 385 Буквально: скипетров. Слово скипетр здесь употреблено в значении колена, как и в 3-й кн. Царств XI, 31, 35. Смысл такой: Иаков сделался родоначальником 12 колен Израильских.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

9) О мечетях. Магометане для общей своей молитвы поставляют даже богатые мечети, устроенные по принятому у них плану; вы же, верующие во Христа, для имени Божия не хотите и храм поставить для общей вашей молитвы, и в своих грязных лачугах крестьянских, как в селениях грешничих, по слову пророка ( Пс.83:11 ), собираетесь для молитвы; такого бесчиния, и такой неблагодарности к Богу даже язычники не делали, но и они для своих лживых богов строили богатые даже храмы, или капища. 10) О завтраках молоканских Магометане собираются на утренние свои молитвы натощак, ничего не едят; у вас же Уклеин первоначально уставил, чтобы натощак ваши молокане не приходили на молитву, но позавтракав. Для этого ваши женщины, встав по утру рано, спешили печь блины, или лепешки, а потом будили от сна своих молитвенников и молитвенниц, которые, накушавшись блинов до избытка, сытыми приходили на моление, где хозяин дома готовил для молитвенников и молитвенниц, несколько ведер медового квасу, который от усердных молитвенников и молитвенниц скоро выпивался, и ведра снова наполняли. Эти завтраки уставлены были Уклеиным, на основании Свящ. Писания, где сказано: «Да не явишися предо мною тощь» ( Исх.23:15 ; Втор.16–16 ; Сир.35:4 ). Уклеин объяснял, что этими словами Бог строго воспретил своим верующим натощак молиться, или являться пред лице Божие в храм; по его лжетолкованию, ветхозаветные праведники, Пророки, также и Апостолы собирались на молитву, непременно после завтрака блинов. И это свое толкование Уклеин подтверждал ссылкою на книгу 2 Царств, где говорится, что Царь Давид после праздника раздавал народу «по укруху хлеба и по части печенаго мяса, и по сковрадному блину» ( 2Цар.6:19 ). На этом основании Кулеин велел всем молоканам на завтрак пред молитвой есть блины или лепешки, и этот его обряд продолжался до 1820 годов, когда многие из ваших молокан признали этот обычай уклеинский ошибочным и погрешительным,– понятие его слов закона, на основании которых он установил завтраки, ошибочным; поэтому многие молокане, оставив этот уклеинский обычай, стали собираться на молитву натощак, без завтрака.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedi-p...

Вместо Достойно: поются 1-й припев и 1-й ирмос 9-й песни канона, глас 8: Припев: Величай, душе моя, Пречестный Крест Господень. Ирмос: Таин еси, Богородице, рай 126 , невозделанно 127 возрастивший Христа, Имже Крестное Живоносное на земли насадися Древо. Тем ныне возносиму 128 , покланяющеся ему, Тя величаем. Причастен (стих на Причащение): Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи. Аллилуия (трижды). 7 Попадается на приманку Креста тот, кто обманул с деревом Адама, и низвергается в ужасном падении тот, кто тиранически (т.е. не по праву) завладел царственными созданиями. 14 Сосне (здесь перечисляются виды деревьев, из которых, согласно Преданию, впоследствии был составлен Крест Христов). 19 По греч. книгам: победы на враги очертание являя разумно (т.е. проясняя в его уме план победы над врагами). 24 Букв, талисман (в православной гимнографии употребляется в отношении Креста Господня, Ризы Богоматери и Самой Богоматери). 26 Имеется в виду чин воздвижения Креста, когда Господи, помилуй поется в общей сложности 500 раз. 35 Изображая Крест по вертикали, Моисей рассек посохом Красное (море) для идущего пешком Израильского народа, и это же (море) он соединил обратно над колесницами Фараона хлопком (ладоней), изображая по горизонтали непобедимое Оружие (ср.: Исх. 14 ). 36 Моисей некогда явил собою прообраз пречистого страдания (Христова), стоя (как жертвенный агнец) посреди двух священников (Аарона и Ора), а изобразив распростертыми руками Крест, он воздвиг символ победы (греч. «трофей»), уничтожив военные силы непобедимых амаликитян (ср.: Исх. 17 ). 43 Т.е. сверхъестественное изведение Моисеем воды из скалы прообразовало таинственное рождение Церкви из языческого мира. 47 Иордан, скрыв во глубине лезвие топора, возвратил его (в ответ на брошенный в воду) деревянный (сук) (ср.: 4 Царств 6:6–7), символизируя отсечение (языческого) заблуждения Крестом и Крещением. 49 Разделенный на четыре части народ (Израильский) располагается в священном порядке вокруг преобразовательной скинии свидетельства, прославляясь крестообразным построением (12 родов Израилевых, разделенные на четыре группы, должны были стоять станом на четыре стороны света от скинии, образуя собою крест. См.: Числ.2:1–34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Глаголю бо вам, яко не имате Мене видети отсель донднже речете: благословен грядый во имя Господне» ( Мф.23:7–39 ). Из всего этого видно, что у законопреступных иудеев все должно было отняться, а для верующих во Христа, как закон и заповеди законные, так и храм со всеми установленными богослужениями, и самый град Иерусалим должен был, по предсказанию Иисуса Христа, быть отнят и разрушен до основания. Все это ныне в точности сбылось, ибо все от иудеев отнято и все они рассеяны по лицу земли. Итак, наши собеседники, прошу вас подумать о себе, кому вы себя уподобили своими лжемудрствованиями. Известно, что за неверие и нечестие иудеев скиния и кивот много раз были отнимаемы; сверх того нужно еще заметить, что ради нечестия иудейского и самые скрижали, Богом написанные, сокрушил Моисей ( Исх.32:19 ), но для истинных рабов Божиих даны были Моисею вторые скрижали ( Исх.34:1, 28–35 ) равным образом ради нечестия людей и кивот вместе с херувимскими образами предавал Бог в плен языческий на семь месяцев (1 Царств.5:1). впрочем и самый закон, написанный Моисеем, отнят был за нечестие людей язычниками и предан огнесожжению; но когда после того люди пришли в чувство раскаяния, то Господь послал Духа Святого своего пророку Ездре, который написал вторично закон Моисея, как о сем свидетельствуется в третьей его книге (14 гл. 21–48 ст.). таким же точно образом мы должны понимать и о древнем святилище, которое ради праведных создавалось, а ради нечестивых разорялось, как о сем сам Господь, при построении храма, сказал Соломону: «аще пойдеши по заповедем Моим, и судьбы моя сотвориши, и сохраниши вся повеления Моя, еже пребывати в них, утвержу слово Мое с тобою, еже глаголах Давиду отцу твоему. И вселюся посреде сынов Израилевых, и не оставлю людей моих Израиля» ( 3Цар.6:12, 13 ). В книге пророка Иеремии ясно описывается в седьмой главе 4–15 стих., что существование храма зависит от самих людей: если они отступали от дел закона, то и Бог отнимал от них храм, и ради нечестия людского предавал свою святыню разорению и даже осквернению, чем доказывалось излияние фиала гнева Божия на людей, посему в книге Маккавея говорится: «но не ради места язык, но языка ради место Господь избра.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedi-p...

На Воздвижение Креста Господня. Евангелие Иоанна гл. 19 от 6 до 35 ст. Зач. 60. Апостол 1Кор. гл. 1 от 18 до 24 ст. Зач. 65. На праздники Пресвятыя Богородицы. Евангелие Луки гл. 10 от 38 до 42 и гл. 11 от 27 до 28 ст. Зач. 54. Апостол Филиппис. гл. 2 от 5 до 11 ст. Зач. 24. 4 Здесь между прочим небесполезно припомнить и то, что сколь ни сильно действовали на испровержение Св. Писания Деисты, Натуралисты и другие вольнодумцы, но Писание будучи запечатлено Духом Святым и измовено кровию мученников, само себя защитило от всех их ухищрений; толпы врагов его разорялись, их книги потеряли доверенность и у самых малоопытных, и Слово Божие остается цело и неприкосновенно к утешению человечества. 5 Места же менее ясные, каковы на пр. Пророческие видения, давно уже изъяснены Св. Отцами, которые при содействии Духа Святаго раскрыли истинный смысл оных верно и достаточно. 8 Завет называется союз Бога с человеками, В. Завет состоял в том, что Бог обещал человекам Божественнаго учителя благочестия и Спасителя и приготовлял их к принятию Его; Н. Завет состоит в том, что сего Спасителя Бог даровал человекам действительно. см. Христ. Кат. стр. 10. 9 Порядок, в котором священные книги положены в нашей Библии , есть следующий: в Ветхом Завете: Книга Бытия, книга Исхода, книга Левит, книга Числа, книга Второзакония, книга Иисуса Навина, книга Судей Израилевых, книга Руфь, четыре книги Царств, две книги Паралипоменон, первая книга Эздры, книга Неемии, вторая книга Эздры, книга Товита, книга Иудифь, книга Эсфирь, книга Иова, Псалтирь, книга Притчей Соломоновых, книга Экклезиаста, книга Песнь песней, книга Премудрости Соломони, книга Премудрости Иисуса сына Сирахова, книга Исаии, книга Иеремии, плачь Иеремеев, книга Варуха, книга Иезекииля, книга Даниила, книга Осии, книга Иоиля, книга Амоса, книга Авдия, книга Ионы, книга Михея, книга Наума, книга Аввакума, книга Софонии, книга Аггея, книга Захарии, книга Малахии, три книги Маккавейские, и третья книга Эздры, в Новом Завете Евангелие от Матфея, (написано прежде других и по свидетельству Афанасия, именно чрез восемь лет по вознесении Господа) Евангелие от Марка, (написано вскоре после Евангелия от Матфея) Евангелие от Луки (написано, как догадывается Иероним около 55 года по Рождестве Христове). Евангелие от Иоанна (написано после всех, и по мнению Афанасия, в конце второй половины первого Христианскаго столетия); Апостольские деяния, Послания Ап. Иакова, два Послания Ап. Петра, три Послания Ап. Иоанна, Послания Ап. Иуды, Послание к Римлянам, два Послания к Коринфянам, Послание к Галатом, Послание ко Ефесеем, Послания к Филипписеем, Послание к Колоссаем, два Послания к Солуняном, два Послания к Тимофею, Послание к Титу, Послание к Филимону, Послание ко Евреем и Апокалипсис Св. Иоанна Богослова.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-v...

Не менее ясно указывает на век Исаии политическое состояние царств языческих и иудейского. В 43:3 считаются могущественными и богатыми самостоятельными государствами: Египет, Ефиопия, Савея 51 . Такими они были в век Исаии. Египет и Ефиопия находились в союзе (45:14), каковой был исключительно в век Исаии 52 (18:2, 7). Многие народы вели войну с Иудеями (41:11–12, 42:25), что немыслимо во время плена. Кроме того, подлинность 40–66 гл. доказывается ясными историческими свидетельствами. Приводимый во 2Цар. 36 гл. и 1Ездр. 1 -й гл. указ Кира об освобождении Иудеев из вавилонского плена ясно напоминает пророчество Исаии о Кире. Кир в своем указе считает себя избранником Божиим, покорившим своей власти все народы при помощи Божией, и восстановителем Иерусалимского храма. Такое представление о Кире встречается в 44 и 45 главах книги пророка Исаии 53 . Самому Киру и его придворным, составителям указа, вероятно, было известно пророчество Исаии, как свидетельствует Иосиф Флавий (Древ. XI. 1–2). Оно, конечно, не могло бы иметь такого значения и не было бы известно, если бы составлено было при Кире, а тем более, если бы оно появилось по возвращении из плена. Премудрый Сирах точно и ясно говорит, что при Езекии был пророк Исаия. верный во всех видениях, возвративший солнце, утешавший сетующих на Сионе и предвозвестивший последние времена ( Сир.48:22–23 ). Здесь пρиводится пророчество Исаии, заимствованное из 61:1–2. Вслед за Сирахом позднейшие иудейские историки признают подлинность этого отдела. Иосиф Флавий, как уже сказано, свидетельствует, что Кир дал свободу Иудеям, потому что знал о себе пророчество Исаии (Древн. XI, 1. 2). Вслед за Флавием позднейшие Иудеи, ортодоксальные и сектанты (караимы), признавали подлинною всю книгу пророка Исаии. В глазах христианских богословов подлинность рассматриваемых речей Исаии подтверждается свидетельствами Иисуса Христа и Евангелистов. В назаретской синагоге Иисус Христос , прочитав из книги пророка Исаии: Дух Господен на мне, его же ради помази мя ( Ис.61:1–3 ), сказал, что эти слова исполнились на Нем (Иисусе Христе) ( Лк.4:18–19 ). Ев. Матфей прилагает к Иисусу Христу пророчество Исаии – 42:1–3= Мф.12:18–20 . Евангелист Иоанн, по поводу неверия Иудеев в Иисуса Христа, замечает: да сбудется слово Исаии пророка: Господи, кто верова слуху нашему и мышца Господня кому открыся: ( Ис.53:1 = Ин.12:38 ). Также точно диакон Филипп прилагает к Иисусу Христу пророчество Исаии 53 гл. ( Деян.8:32–35 ) . Ср. Рим . 10:13–12 = И с .65:1–2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Не менее ясно указывает на век Исайи политическое состояние царств языческих и иудейского. В Ис.43:3 считаются могущественными и богатыми самостоятельными государствами: Египет, Эфиопия, Савея. Такими они были в век Исайи. Египет и Эфиопия находились в союзе ( Ис.45:14 ), каковой был исключительно в век Исайи ( Ис.18:2, 7 ). Многие народы вели войну с иудеями ( Ис.41:11–12; 42:25 ), что немыслимо во время плена. Кроме того, подлинность 40–66 глав доказывается ясными историческими свидетельствами. Приводимый во 2Пар.36 гл. и 1Езд. 1 -й гл. указ Кира об освобождении иудеев из вавилонского плена ясно напоминает пророчество Исайи о Кире. Кир в своем указе считает себя избранником Божиим, покорившим своей власти все народы при помощи Божией, и восстановителем Иерусалимского храма. Такое представление о Кире встречается в 44 и 45 главах книги пророка Исайи. Самому Киру и его придворным, составителям указа, вероятно, было известно пророчество Исайи, как свидетельствует Иосиф Флавий (Древн. XI, 1–2). Оно, конечно, не могло бы иметь такого значения и не было бы известно, если бы составлено было при Кире, а тем более, если бы оно появилось по возвращении из плена. Премудрый Сирах точно и ясно говорит, что при Езекии был пророк Исайя, верный во всех видениях, возвративший солнце, утешавший сетующих на Сионе и предвозвестивший последние времена ( Сир.48:22–25 ). Здесь приводится пророчество Исайи, заимствованное из Ис.61:1–3 . Вслед за Сирахом позднейшие иудейские историки признают подлинность этого отдела. Иосиф Флавий, как уже сказано, свидетельствует, что Кир дал свободу иудеям, потому что знал о себе пророчество Исайи (Древн. XI, 1. 2). Вслед за Флавием позднейшие иудеи, ортодоксальные и сектанты (караимы), признавали подлинною всю книгу пророка Исайи. В глазах христианских богословов подлинность рассматриваемых речей Исайи подтверждается свидетельствами Господа Иисуса Христа и Евангелистов. В Назаретской синагоге Иисус Христос, прочитав из книги пророка Исайи: Дух Господень на мне, его же ради помаза мя ( Ис.61:1–3 ), сказал, что эти слова исполнились на Нем (Иисусе Христе) ( Лк.4:18–19 ). Евангелист Матфей прилагает к Иисусу Христу пророчество Исайи – 42:1–3 ­­ Мф.12:18–20 . Евангелист Иоанн, по поводу неверия иудеев в Иисуса Христа, замечает: да сбудется слово Исайи пророка: Господи, кто верова слуху нашему и мышца Господня кому открыся? ( Ис.53 ­­ Ин.12:38 ). Также точно диакон Филипп прилагает к Иисусу Христу пророчество Исайи 53 гл. ( Деян.8:32–35 . Ср. Рим.10:13–12 ­­ Ис.65:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Обзор и издание патристических толкований Восьмикнижия и Царств, вошедших в катены. Armstrong G. T. Die Genesis in der Alten Kirche: Die drei Kirchenväter. Tübingen, 1962 (Beiträge zur Geschichte der biblischen Hermeneutik; 4). 157 p. Alexandre M. Le commencement du livre Genese I–V: La version grecque de la Septante et säreception. Paris, 1988. 406 p. Весьма ценное и ставшее уже классическим исследование о святоотеческих и древнецерковных толкованиях на первые главы книги Бытия; в комментариях к франц. «Александрийской Библии» это исследование было использовано в рукописи. The Book of Genesis in Jewish and Oriental Christian Interpretation: A Collection of Essays/Ed./. Frishman and L. van Rompay. Lovanii, 1997 (Traditio exegetica Graeca; 5). 290 p. Heither Th., Reemts Chr. Schriftauslegung – die Patriarchenerzählungen bei den Kirchenvätern. Stuttgart, 1999 (Neuer Stuttg. Kommentar: Altes Testament; 33/2). ÓLoughlin Th. Teachers and Code-breakers: The Latin Genesis Tradition, 430–800. Turnhout, 1999 (Instrumenta patristica; 35). XVIII, 376 p. LienhardJ. T. The Christian Reception of the Pentateuch: Patristic Commentaries on the Books of Moses//Journal of Early Christian Studies. Vol. 10 (3). 2002. P. 373–388. Дионисий (Шленов) , иеромон. Тайна Рая: отрывки о рае из богословских сочинений прп. Никиты Стифата по славянской «Диоптре» Филиппа Пустынника//БВ. Новая серия. 3. 2003. С. 70–128. Богословский комментарий, посвященный святоотеческой экзегезе рая, на с. 98–126; там же избранная библиография. Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков/Пер. с англ. Ветхий Завет , I. Книга Бытия 1–11. Тверь, 2004. 251 с.; П. Книга Бытия 12–50. Тверь, 2005. XLII, 464 с. Исследования Лучицкий К. И. Хронология книги Бытия от сотворения мира до Авраама//ХЧ. 1844. Ч. 3. Июль. С. 112–140. [Горский А. В.] О славянском переводе Пятокнижия Моисеева, исправленном в XV веке по еврейскому тексту//ПрибТСО. Ч. 19. Кн. 1. М., 1860. С. 134–168. Автор установлен по указателю к ПрибТСО.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010