блаж. Феодорит, вопр. 16), и что центром этих религиозно-назидательных собраний в десятиколенном царстве, за неимением законного храма, служили дома пророков. Все отношения сонамитянки к пророку в рассказе проникнуты глубоким благоговением (ст. 9, 15, 22, 27, 37); она прямо называет (ст. 9) пророка «святым» (евр. кадош, греч. γιος, лат. Sanctus: это впервые в Библии живой человек именуется святым не по идее только, как в ( Лев.11:44 ) и мн. др, но и в действительности). О том, почему и когда избрал пророк Елисей в служители при себе Гиезия (ст. 12 и д. ), не отличавшегося нравственными качествами ( 4Цар.5:20 и д. ), неизвестно ничего. Предсказание пророка о рождении сына у сонамитянки (ст. 16) совершенно сходно с обетованием Аврааму о рождении Исаака ( Быт.18:10,14 ; ср. блаж. Феодорит, вопр. 16). Болезнью сына благочестивой женщины (стих 19), видимо, был солнечный удар ( Иудиф.8:2–3 ; Пс.120:6 ). Из слов пророка (ст. 27): «Господь скрыл от меня и не объявил мне», «видно, что не все провидели пророки, а только то, что открывала им благодать Божия» (блаж. Феодорит, вопр. 17); то же обнаруживается и в посольстве пророком Елисеем Гиезия вместо себя (стих 29), оказавшемся бесплодным (стих 31). Как удрученная горем женщина в поспешности избегала долгих разговоров (ст. 23, 26), так и Гиезию пророк приказывает дорожить временем (подозревая, может быть, лишь мнимую смерть ребенка) и избегать, обычно длинных на Востоке, приветствий при встречах (стих 29, ср. Лк.10:4 ); притом «пророк знал», что Гиезий честолюбив и тщеславен и что встречающимся на пути расскажет причину своего путешествия, а тщеславие препятствует чудотворению (блаж. Феодорит, вопр. 17); по талмудистам (Pirke Elieser, 33), Гиезий не выполнил приказания пророка, и потому не мог оживить сына сонамитянки (ст. 31). Действия самого пророка при воскрешении умершего ребенка (ст. 35–36) близко сходно по существу с действиями пророка Илии при воскрешении сына вдовы сарептской ( 3Цар.17:19–23 ), частное же отличие: а) более рельефное в данном случае изображение жестов пророка Елисея (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

О «хлебных приношениях» в Скинию см. прим. к Лев.2:1 . «Утучняя себя начатками всех приношений народа Моего». По закону Моисея ( Исх.23:19 ; Лев.19:23–24,23:10–14,16–17 ; Чис.18:12 и др. м. ), евреи обязаны были доставлять к скинии первые плоды своей жатвы, винограда, елея, первый испеченный хлеб из новой пшеницы, часть от шерсти овец и т.п. для содержания членов колена Левия. 1Цар.2:31 .  Вот, наступают дни, в которые Я подсеку мышцу твою и мышцу дома отца твоего, так что не будет старца в доме твоем [никогда]; «Не будет старца в доме твоем», т.е. потомки Илия будут умирать, не достигнув старости (ср. 1Цар.2:33 ). 1Цар.2:32 .  и ты будешь видеть бедствие жилища Моего, при всем том, что Господь благотворит Израилю и не будет в доме твоем старца во все дни, 1Цар.2:33 .  Я не отрешу у тебя всех от жертвенника Моего, чтобы томить глаза твои и мучить душу твою; но все потомство дома твоего будет умирать в средних летах. 1Цар.2:34 .  И вот тебе знамение, которое последует с двумя сыновьями твоими, Офни и Финеесом: оба они умрут в один день. См. 1Цар.3:11–20, 4:1 . 1Цар.2:35 .  И поставлю Себе священника верного; он будет поступать по сердцу Моему и по душе Моей; и дом его сделаю твердым, и он будет ходить пред помазанником Моим во все дни; 1Цар.2:36 .  и всякий, оставшийся из дома твоего, придет кланяться ему из-за геры серебра и куска хлеба и скажет: «причисли меня к какой-либо левитской должности, чтоб иметь пропитание». В ближайшем смысле разумеется переход первосвященства из дома Илия (род Ифамара) в дом Садока (род Елеазара), см. 3Цар.2:27 . В более же отдаленном и полном смысле сказанное в отмеченных стихах относится, по замечанию блаж. Феодорита, «не к кому-либо из людей, а к единому только Господу нашему Иисусу Христу, который по человечеству наименован нашим архиереем ( Евр.4:14–15 ). Выражение во все дни неприлично людям смертным, живущим малое время. Помазанными же назвал святых апостолов и преемственно приявших их учение» (блаж. Феодорит, Толков. на 1 Цар., вопр. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

15:39 172, 190, 212 15:42–47 172 15:43 188, 203 15:45 173, 203 15:46 63, 203 15:47 140, 173 15:63–64 28 16:1–2 174 16:1–8 173, 190, 191 16:3 174 16:4 174 16:5 174 16:6 175, 179 16:7 175 16:8 176 16:9 179 16:9–14 176 16:9–20 173, 176, 190, 191 16:11 177 16:11–14 177 16:13 177 16:14 177 16:15 177, 178 16:15–20 177 16:16 178 16:17–18 178 16:19 179, 192 16:19–20 179 16:20 113, 179, 214, 215, 218, 219     Ветхий и Новый Заветы Бытие 1:26–3:7 18 1:27 101 1:31 73 2:24 101 Исход 19:16 90 20:21 90 24 88 24:15–18 90 31:14 32 32–33 93 33:18 67 34 88 34:6–7 27 34:21 32 Второзаконие 24:1 101 I Царств Иов 12:6 39 III Царств Притчи 12:31 39 I Книга Маккавеев Амос 1:54 134 Псалтырь 21 (LXX) 168 22 169 22:8–9 167 37 (LXX):13 163 37 (LXX):14 163 41 141 68 (LXX) 168 69:1–3 108 75:8 108 77 (LXX) 45 88 (LXX):10 51 89:9 50 102 (LXX):3 27 105 (LXX):9 51 107:28–29 50 108 (LXX) 168 108 (LXX ):2–4 163 109 (LXX):1 128 110:1 179 Иов 38:8–11 51 Притчи 31:6 166 Амос 3:7 121 8:9 171 Михей 3:12 131 Захария 1:6 121 2:10 135 13:7 148 Исайя 13:10 135 32:1–2 (LXX) 45 34:4 135 35:4 73 35:5–6 73 43:25 27 50:6 165 51:17 108 52:15 163 53:2–3 58 53:7 163 53:8 34 61:1 16 Иеремия 5:21 76 5:22 51 36 (LXX) 131 Плач Иеремии 2:15 167 4:21 108 Иезикиль 12:2 76 17:22–24 48 32:7 135 Даниил 7:3 50 7:13 90, 135–137, 207 12:11 134 Евангелие от Матфея 1:1 128 3:7–12 15 3:14 17 4:1–11 17, 62 4:11 18 4:23 13 5:18 138 8:3 102 8:23–27 48 8:26 51 8:28 52 9:20 102 9:27 127 10:15 61 10:42 99 12:9–14 55, 56 12:35 127 13:55 57 13:58 59 14:1–12 62 14:3–6 102 14:13–21 64 14:33 65 15:22 127 16:8–11 76 16:22 84 16:23 84 16:27 86 17:2 89 17:14–20 94 18:1–5 97 20:19 107 20:30 127 21:1–11 114 21:8–9 115 21:9 115 21:10 175 21:23 119 21:33–46 121 21:37 123 21:42 82 22:15 124 22:34–40 126 23:11 97 23:37 83 24:9 83 24:35 138 26:4 140 26:8 141 26:15 142 26:17–18 143 26:33–35 149 26:39 109 26:47 153 26:69–75 160 27:27–31 165 27:48–49 170 Евангелие от Луки 3:7–14 15 3:21 17 4:1–13 17, 18 4:16–30 57 4:22 57 4:29 58 5:1–11 19 5:13 102 6:6–11 35, 36

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vlast-i...

3Цар.7:15 .  и сделал он два медных столба, каждый в восемнадцать локтей вышиною, и снурок в двенадцать локтей обнимал окружность того и другого столба; 3Цар.7:16 .  и два венца, вылитых из меди, он сделал, чтобы положить наверху столбов: пять локтей вышины в одном венце и пять локтей вышины в другом венце; 3Цар.7:17 .  сетки плетеной работы и снурки в виде цепочек для венцов, которые были на верху столбов: семь на одном венце и семь на другом венце. 3Цар.7:18 .  Так сделал он столбы и два ряда гранатовых яблок вокруг сетки, чтобы покрыть венцы, которые на верху столбов; то же сделал и для другого венца. 3Цар.7:19 .  А в притворе венцы на верху столбов сделаны наподобие лилии, в четыре локтя, 3Цар.7:20 .  и венцы на обоих столбах вверху, прямо над выпуклостью, которая подле сетки; и на другом венце, рядами кругом, двести гранатовых яблок. 3Цар.7:21 .  И поставил столбы к притвору храма; поставил столб на правой стороне и дал ему имя Иахин, и поставил столб на левой стороне и дал ему имя Воаз. 3Цар.7:22 .  И над столбами поставил венцы, сделанные наподобие лилии; так окончена работа над столбами. Первое монументальное произведение Хирама: две монументальные медные колонны в притворе или на паперти храма, по имени Иахин (имя правой колонны) и Воаз (левой). Из данного раздела, в снесении с параллельными повествованиями ( ( 2Пар.3:15–17 ; ср. 1Пар.18:8 ; 2Цар.8:8 ; 4Цар.25:13,16 ; Иер.52:20–23 ; Иез.40:48 ); И. Флав. Иудейские Древн. VIII, 3, 4), открываются следующие данные о внешнем виде или архитектуре каждой из этих колонн, а также и их религиозно-национальном значении. Обе колонны, как и «медное море» и др. сосуды, сделаны были из меди, некогда взятой Давидом в добычу в войне с сирийцами ( 1Пар.18:8 ). Высота каждой колонны равнялась 18 локтям (по ( 2Пар.3:15 ) – 35 локтям, но, вероятно, включительно с постаментом колонны), т. е. 8 м. 71 см., т.е. ок. 11 арш. с лишком: объем или окружность – 12 локтей – 5 м 80.6 см, или ок. 8 арш., след. в диаметре ок. 4 локтей (по И.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Также в Евангелии Господь говорит: «не имать остати зде (в храме) камень на камени, иже не разорится» (Мф.24:2). И еще: «разорю церковь сию рукотвореную и треми денми ину нерукотворену созижду» (Мк.14:58). XVI. Что ветхое жертвоприношение упразднится и будет совершаться жертвоприношение новое    У Исаии: «что Ми множество жертв ваших? глаголет Господь. Исполнен есмь всесожжений овних и тука агнцев и крове юнцов и козлов не хощу... Кто бо изыска сия из рук ваших?» (Ис.1:11—12). Также в псалме 49: «еда ям мяса юнча, или кровь козлов пию? Пожри Богови жертву хвалы и воздаждь Вышнему молитвы твоя; и призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя» (Пс.49:13—15).    В том же псалме: «жертва хвалы прославит Мя, и тамо путь, имже явлю ему спасение Мое» (Пс.49:23). И в псалме 4: «пожрите жертву правды и уповайте на Господа» (Пс.4:6). Также у Малахии: «несть воля Моя в вас, глаголет Господь Вседержитель, и жертвы не прииму от рук ваших. Зане от восток солнца и до запад имя Мое прославися во языцех и на всяцем месте фимиам приносится имени Моему и жертва чиста; зане велие имя Мое во языцех, глаголет Господь Вседержитель» (Мал.1:10—11). XVII. Что ветхое священство прекратится и приидет священник новый, который будет пребывать во веки    В псалме 109: «из чрева прежде денницы родих тя. Клятся Господь и не раскается: ты иерей во век по чину Мелхиседекову» (Пс.109:3—4). Также в Первой книге Царств Господь говорит Илию священнику: «и возставлю себе жерца верна, иже вся яже в сердце Моем... сотворит; и созижду ему дом верен, и предыдет пред Христом Моим во вся дни; и будет всяк, оставшийся в дому твоем, приидет поклонитися ему, с цатою сребра и хлебом единым» (1Цар.2:35—36). XVIII. Что послан будет иный обещанный пророк, подобный Моисею, который даст новый завет и которого особенно надобно слушаться    Во Второзаконии Бог говорит Моисею: «пророка возставлю им от среды братий их, якоже тебе, и вдам слово Мое во уста его и возглаголет им, якоже заповедаю ему. И человек той, иже не послушает словесе его, елика возглаголет пророк оный во имя Мое, Аз отмщу от него» (Втор.18:18—19).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Фарурим (евр. Парварим) раввины и некоторые прежние толкователи (см. проф. Гуляева, с. 377) считали названием городского предместья, но ввиду очевидной тождественности этого названия с «парбар» ( 1Пар.26:16 ) – именем притвора на западной стене храма – скорее надо видеть в «фарурим» некоторые пристройки-комнатки для должностных лиц ( Иер.41:12 ) с задней, западной стороны Соломонова храма. 4Цар.23:12 .  И жертвенники на кровле горницы Ахазовой, которые сделали цари Иудейские, и жертвенники, которые сделал Манассия на обоих дворах дома Господня, разрушил царь, и низверг оттуда, и бросил прах их в поток Кедрон. 4Цар.23:13 .  И высоты, которые пред Иерусалимом, направо от Масличной горы, которые устроил Соломон, царь Израилев, Астарте, мерзости Сидонской, и Хамосу, мерзости Моавитской, и Милхому, мерзости Аммонитской, осквернил царь; 4Цар.23:14 .  и изломал статуи, и срубил дубравы, и наполнил место их костями человеческими. Стихи 12–14 продолжают речь (стихов 4, 6) об очищении Иерусалимского храма, а также Елеонской горы от мерзостей идолослужения. Жертвенники на кровле горницы Ахазовой на кровле не дворца царского, а храма, в верхнем ярусе пристроек его (ср. Иер.35:4 ); жертвенники этих горниц посвящались воинству небесному ( Иер.19:13 ; Соф.1:5 ). Уничтожены были Иосиею и древние высоты, воздвигнутые еще Соломоном на горе Масличной или Елеонской ( 3Цар.11:7 ), названной здесь (ср. 13) евр. машхит (слово, представляющее созвучие к мишха – «масличная») – «пагубною горою», вероятно, ввиду воздвигнутых здесь капищ идольских; Vulg. mons Offensionis; у LXX-mu без перевода: Μοσθθ, слав. «Мосфаф». Название «пагубная», mons offensionis усвоена была впоследствии собственно южному отрогу Елеонской горы (северный известен под именем virigalilaei); теперешнее название Елеонской горы – Джебель-Эттур (Onomast. 716). Разрушенные Езекиею ( 2Пар.31:1 ) идольские высоты Соломона и др. могли быть восстановлены Манассиею и Амоном. Иосия оскверняет их мертвенными остатками: (стих 14, ср. 6, 8, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Далее текст LXX имеет в ст. 29 прибавку (поставленные в русском синодальном переводе в скобки слова); по сравнению со ст. 30 прибавка эта не дает ничего особенного. 3Цар.18:30 .  Тогда Илия сказал всему народу: подойдите ко мне. И подошел весь народ к нему. Он восстановил разрушенный жертвенник Господень. 3Цар.18:31 .  И взял Илия двенадцать камней, по числу колен сынов Иакова, которому Господь сказал так: Израиль будет имя твое. 3Цар.18:32 .  И построил из сих камней жертвенник во имя Господа, и сделал вокруг жертвенника ров, вместимостью в две саты зерен, Приступая к жертвоприношению, пророк приглашает народ к вниманию, и прежде всего возобновляет разрушенный давний жертвенник на Кармиле; это означало вместе и восстановление нарушенного народом завета с Богом (ср. 3Цар.19:10 ), выражая идею этого возобновления древнего завета, Илия, подобно Моисею ( Исх.24:4 ), берет 12 камней по числу 12 колен Израилевых и строит из них один жертвенник во имя Иеговы: фактическое свидетельство, что 12 колен лишь временно и случайно разделились, но по идее составляют одно целое, что объединяющим началом для них служит вера в Иегову и служение Ему; причем племенное единство всех 12 колен подчеркивается происхождением их всех от Иакова, а религиозное единство и чистота культа внушается им через напоминание другого имени патриарха: Израиль ( Быт.32:28 ), и ревности Иакова-Израиля об удалении из рода его богов иных ( Быт.35:1,10 ). На возникающей же вопрос: как мог пророк созидать жертвенник на Кармиле при законе о единстве места богослужения ( Втор.12:5 ), блаженный Феодорит дает следующий ответ (вопр. 56): «праведнику закон не лежит» ( 1Тим.1:9 ). Израильтянам, по легкомыслию их, узаконил Бог совершать богослужение в одном месте, чтобы, получив позволение совершать везде, не стали поклоняться и богам лжеименным. Пророк же хотел показать как бессилие обольщающих народы демонов, так и всемогущество Бога всяческих. Вести израильтян в иерусалимский храм было невозможно по причине разделения царства; посему и привел их на Кармил, где имел частое пребывание».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

К известиям богослужебного характера принадлежат: список левитов, которые несли ковчег завета ( 1Пар.15:2–28 ); хвалебная песнь Давида при перенесении ковчега на Сион, список левитов, назначенных на служение при скинии ( 1Пар.16:4–43 ); распоряжения Давида относительно построения храма ( 1Пар 22.1 ); разделение левитов для служения при храме ( 1Пар 23.1 – 26:1 ); последние распоряжения Давида в присутствии старейшин ( 1Пар.28:1–29 ); описание светильников, столов и дворов при храме ( 2Пар.4:6–9 ); пение и игра левитов при освящении храма ( 2Пар.5:12–14 ); описание медного амвона, на котором молился Соломон ( 2Пар.6:12–13 ); поглощение жертв и всесожжений упавшим с неба огнем ( 2Пар.7:1–3 ); жертвоприношение Соломона и чреды священников и левитов при их служении в храме ( 2Пар.8:13–16 ); восстановление законного культа при Асе вследствие речи пророка Азарии ( 2Пар.15:1–15 ) и при Иосафате ( 2Пар.19 ); идолопоклонство после смерти Иоддая, обличительная речь пророка Захарии и ее последствия ( 2Пар.24:15–22 ); уничтожение идолопоклонства при Езекии ( 2Пар.29–31 ) и при Иосии ( 2Пар.34:3–7,35:2–19 ). Все указанные случаи уклонений кн. Паралипоменон дают полное право считать их, по крайней мере в области дополнений и пропусков, независимыми от кн. Царств. Но самостоятельность в этом отношении заставляет предполагать, что и параллельные отделы кн. Паралипоменон не извлечены из кн. Царств, как думают Ветте и Шрадер. За это ручается между прочим различие в плане и распределении однородного материала в данных книгах (ср. 1Пар.10 и 1Цар.31 ; 2Пар.2 и 3Цар.5:15–32 ). Не представляя компиляции кн. Царств, кн. Паралипоменон составлены на основании общих с ними источников, откуда и их взаимное сходство. Что же касается различия, то оно объясняется тем, что автор Паралипоменон пользовался неизвестными писателю кн. Царств источниками, которые цитируются им в конце царствования каждого царя (записи Самуила-прозорливца, пророков Иафана и Гада, записи Нафана, пророчество Ахии Силомлянина и видения прозорливца Иедо, книга царей иудейских и израильских).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

4), Рабсак этой ссылкой хотел набросить тень на искренность религиозности Езекии, его преданности Иегове ( 2Пар.32:7 ), поколебать его авторитет в глазах народа, которому высоты те были всегда дороги. В ст. 23–24 указывается на полную несоизмеримость сил ассирийских и иудейских, особенно конницы; последняя со времен Соломона ( 3Цар.4:27 сл.) была у евреев ( Ис.2:7 ), но, сравнительно с ассирийской конницей и колесницами, являлась ничтожной. Упоминание Рабсака, ст. 25, о том, что он – орудие в руках Иеговы, хотя и напоминает речь пророка Исаии ( Ис.10:5 сл.), но нельзя предположить, будто бы ассирийский полководец (если он не был евреем) был знаком с этим пророчеством или что он приписывал ассирийские победы помощи Иеговы (срав. стих 35). Желая расположить жителей Иерусалима к сдаче и полной покорности Сеннахириму, Рабсак, с одной стороны, указывает народу грозящую или уже наступившую крайность голода (ст. 27, ср. ( 4Цар.6:25 ) и далее ), с другой – рисует картину благополучия в случае сдачи Иерусалима, хотя вместе намекает, что ассирийский царь, по обычаю, переселит часть жителей Иудейского царства в другую страну (ст. 31–32); заканчивается речь кощунственным апофеозом силы и могущества Ассирии, пред которой блекнет слава, в ничтожество обращается могущество богов всех народов: в доказательство этого ссылается на неоспоримые факты падения разных городов и царств (стихи 33–35). Об Емафе, Ивве (Авве) и Сепарваиме см. комментарии к ( 4Цар.17:24 ). Арпад (ст. 34) (LXX: Αρφδ, Vulg.: Arphad, слав.: «Арфад» в клинообразных надписях Arpadda) упоминается в Библии всегда в соединении с Емафом ( 4Цар.19:13 ; Ис.10:9,36:19,37:13 ; Иер.99:23 ) и потому, вероятно, лежал в северной Сирии, близ Шафа, и ему, может быть, соответствует теперешний Телл-Ерфад, к северу от Дамаска, близ Кархемыша, в 7 часах от Алеппо (Onomast. 133. Палест. Сборн. вып. 37, ст. 169). Ена (евр. Гена, LXX: Ανα, слав.: «Ана»), и в ( 4Цар.19:13 ; Ис.37:13 ) упомянутая в соединении с Иввою, вероятно, подобно последней, лежала в Месопотамии, на Евфрате, может быть тождественна с нынешней Ана (Onomast.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

34–35): «собственные свои орудия чувств пророк приложил к орудиям чувств умершего; глаза к глазам, уста к устам, руки к рукам, чтобы умерший стал причастен жизни живого, очевидно, по действию духовной благодати, дарующей жизнь» (блаж. Феодорит, вопр. 18); б) не упоминается слов призывания Бога, как у пророка Илии ( 3Цар.17:21 ); но, без сомнения, и пророк Елисей равным образом молился при совершении чуда наряду с другим, прообразовавшего воскресение Господа Иисуса Христа (( 4Цар.4:8–37 ) читается в качестве паремии 12-й на богослужении Великой субботы). 4Цар.4:38 .  Елисей же возвратился в Галгал. И был голод в земле той, и сыны пророков сидели пред ним. И сказал он слуге своему: поставь большой котел и свари похлебку для сынов пророческих. 4Цар.4:39 .  И вышел один из них в поле собирать овощи, и нашел дикое вьющееся растение, и набрал с него диких плодов полную одежду свою; и пришел и накрошил их в котел с похлебкою, так как они не знали их. 4Цар.4:40 .  И налили им есть. Но как скоро они стали есть похлебку, то подняли крик и говорили: смерть в котле, человек Божий! И не могли есть. 4Цар.4:41 .  И сказал он: подайте муки. И всыпал ее в котел и сказал [Гиезию]: наливай людям, пусть едят. И не стало ничего вредного в котле. Галгал, местопребывание «сынов пророческих» (ср. 4Цар.2:1 и далее), было одним из обычных местопребываний пророка Елисея, руководителя общества сынов пророческих; последние (ст. 38) «сидели пред ним» – в качестве учеников, у ног его, (ср. Деян.22:3 ): они сходились к пророку Елисею слушать его (ср. Иез.8:1 ; Зах.3:3 ), но не необходимо жили в одном доме (ср. 4Цар.6:1 ). Голод, о котором здесь говорится, вероятно, тождествен с семилетним голодом при пророке Елисее, ( 4Цар.8:1 ). Заботясь о пропитании учеников, пророк приказывает слуге приготовить им кушанье из овощей (евр. орот, LXX: ριωθ, Vulg.: herbas agrestes, слав.: «зелия дивия»). «К ним собиравшие по неведению примешали ядовитых плодов. Но пророк, велев всыпать в коноб муки, уничтожил тем действие яда. Произведено же сие не свойством муки, но благодатью пророка» (блаж. Феодорит, вопр. 19). Ядовитые плоды в евр. тексте названы паккуот – «дикие огурцы» (ср. орнаменты 3Цар.6:18,7:24 ), cucumeres agresti, asiuini, по виду смешанные с любимыми у евреев огурцами ( Чис.11:5 ). 4Цар.4:42 .  Пришел некто из Ваал-Шалиши, и принес человеку Божию хлебный начаток – двадцать ячменных хлебцев и сырые зерна в шелухе. И сказал Елисей: отдай людям, пусть едят. 4Цар.4:43 .  И сказал слуга его: что тут я дам ста человекам? И сказал он: отдай людям, пусть едят, ибо так говорит Господь: «насытятся, и останется».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010