3 . Христианские толкователи делят вообще Ветхий Завет другим образом, именно: 1) на книги исторические; 2) дидактические, или учительные и нравственные, и 3) пророческие, или предсказывающие о будущем. – I. Книги исторические. – Пятокнижие: 1) Бытие; 2) Исход; 3) Левит; 4) Числа; 5) Второзаконие; 6) Иисуса Навина; 7) Судей, 8) Руфь; 9) две книги Самуила, или первая и вторая книги Царей (Царств); 10) две книги Царей (Царств) или третья и четвертая книги Царей (Царств); 11) две книги Паралипоменон; 12) первая книга Ездры; 13) книга Неемии (или вторая книга Ездры); 14) Есфирь, и из неканонических книг: 15) первая книга Маккавейская; 16) вторая книга Маккавейская; 17) Товит; 18) Иудифь. – II. Книги дидактические, подразделяемые на поэтические и учительные. – Поэтические: 19) Иова; 20) Псалмы; 21) Притчи. 11 – Учительные: 22) Екклезиаст; 23) Песнь Песней и из неканонических: 24) Премудрость Соломона; 25) книга Иисуса сына Сирахова. – III. Книги пророческие. – Четыре великих пророка: 26) Исаия; 27) Иеремия; 28) Плач Иеремии; 29) Иезекииль; 30) Даниил. Двенадцать малых пророков: 31) Осия; 32) Иоиль; 33) Амос; 34) Авдий; 35) Иона; 36) Михей; 37) Наум; 38) Аввакум; 39) Софония; 40) Аггей; 41) Захария; 42) Малахия. Из неканонических книг к разряду пророческих относится лишь одна небольшая книга: 43) пророка Варуха. – Хотя две книги Маккавейские принадлежат к первому разряду, т. е. к историческим книгам, однако они помещаются в Библии после малых пророков, по причине сравнительно поздней даты фактов, в них переданных. 12 4. – Число и деление книг Нового Завета Новый Завет содержит: I. Исторические книги: четыре Евангелия: 1) Матфея; 2) Марка; 3) Луки; 4) Иоанна; 5) Деяния Апостолов. – II. Учительные книги: четырнадцать посланий св. Павла; 6) к римлянам; 7) I-oe коринфянам; 8) II-oe коринфянам; 9) галатам; 10) ефесянам; 11) филйппийцам; 12) колоссянам; 13) I-oe фессалоникийцам; 14) II-oe фессалоникийцам; 15) I-oe Тимофею; 16) II-oe Тимофею; 17) Титу; 18) Филимону; 19) евреям; 20) послание св. Иакова; 21) I-oe послание св. Петра; 22) II-oe Петра; 23) I-oe послание св. Иоанна; 24) II-oe Иоанна; 25) III-e Иоанна; 26) послание св. Иуды. – III. Пророческая книга: 27) Апокалипсис св. Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

3Цар.8:9 .  В ковчеге ничего не было, кроме двух каменных скрижалей, которые положил туда Моисей на Хориве, когда Господь заключил завет с сынами Израилевыми, по исшествии их из земли Египетской. Ср. ( Втор.10:5 ; Евр.9:4 ). 3Цар.8:10 .  Когда священники вышли из святилища, облако наполнило дом Господень; 3Цар.8:11 .  и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень. ( 2Пар.5:11–14 ). Облако (10 стих), наполнившее храм, или слава Иеговы, наполнившая храм (11 стих), есть облако Феофаническое (на позднейшем языке – «Шехина», см. у проф. А. А. Олесницкого , с. 798), подобное тому, которое наполнило скинию при освящении ее ( Исх.40:34–35 , ср. Исх.19:9,20:21 ; Втор.4:11,5:22 ; Пс.96:2 ), но отличное от облака курений ( Лев. 16:2 ). «Слава Господня» (евр. кевод-Иегова ) – обычное название самооткровения Иеговы в мире. 3Цар.8:12 .  Тогда сказал Соломон: Господь сказал, что Он благоволит обитать во мгле; Говоря, что Иегова благоволит обитать во мраке, Соломон мог иметь в виду библейские места (подобные ( Исх.19:9 ; Лев.16:2 ) ) о неприступной таинственности Бога; соответственно этому в Святом Святых храма не было окон «и доступа вещественному свету, так как Иегова благоволил окружить Себя мраком для ветхозаветного общества» ( А. А. Олесницкий , с. 249). 3Цар.8:13 .  я построил храм в жилище Тебе, место, чтобы пребывать Тебе во веки. Выражение сильного восторга и радости от сознания, что отныне есть место постоянного пребывания Иеговы среди народа своего. Ст. 12–13 в принятом т. LXX; помещены во 2-й половине ст. 53 с некоторыми дополнениями (см. ниже примеч. к ст. 53). 3Цар.8:14 .  И обратился царь лицем своим, и благословил все собрание Израильтян; все собрание Израильтян стояло, – 3Цар.8:15 .  и сказал: благословен Господь Бог Израилев, Который сказал Своими устами Давиду, отцу моему, и ныне исполнил рукою Своею! Он говорил: 3Цар.8:16 .  «с того дня, как Я вывел народ Мой Израиля из Египта, Я не избрал города ни в одном из колен Израилевых, чтобы построен был дом, в котором пребывало бы имя Мое; [но избрал Иерусалим для пребывания в нем имени Моего] и избрал Давида, чтобы быть ему над народом Моим Израилем».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Варвара Евграфовна Чертова 6. Сестра Варвара (Варвара Александровна Шкляревич) 7. Родная 8. Луиза Легра 9. Женщины-христианки – образцы ухода за больными 10. Под Красным Крестом (памяти баронессы Ю.П.Вревской) 11. Бурские героини 12. Мать, умершая от радости при виде сына 13. Корнелия, мать братьев Гракхов 14. Маргарита Ропер 15. Сказание о доброй королеве, пожелавшей взять на себя крест ближних (Кармен Сильвы – королевы румынской Елизаветы), (легенда) 16. Екатерина Великая в домашнем и царском быту 17. Встреча с императрицей (Екатериной II) 18. Рассказы об императрице Марии Феодоровне, супруге императора Павла Петровича 19. Груня Богоданная 20. Графиня Анна Григорьевна Толстая 21. Бичер-Стоу – защитница негров 22. Царица-гусляр 23. Чудесный ящик 24. Материнская любовь (истинное происшествие) 25. Казачья колыбельная песня 26. Материнская молитва 27. Совет благоразумной супруги 28. Картина прекрасной семейной жизни, по описанию Тертуллиана 29. Муж и жена 30. О женских пересудах 31. «Положи, Господи, хранение устом моим» 32. Избегай злоречия 33. Не осуждай 34. Изречения слова Божия о мире с ближним 35. Заповедь Христа 36. Есть женщины в русских селениях 37. Пословицы из вседневной жизни 38. Тайная подвижница крестьянка Пелагия 39. Самоотверженный подвиг русской женщины, жены железнодорожного мастера 40. Геройский подвиг крестьянки Софьи Осетровой 41. Самоотвержение матери 42. По молитве матери (быль) 43. Христина Даниловна Алчевская 44. Слава труду 45. Русская писательница А.Н.Бахметева 46. Добрый обычай 47. Мужество христианки 48. Няня 49. История одной иконы 50. В храме 51. Истинная вдовица 52. Вдова и пророк Елисей (Книга 4 Царств, 4) 53. Фабиола 54. Вдовица Олимпиада 55. Утешение вдовы 56. Драгоценное наследство одной вдовы 57. Счастливая страна 58. Матери не должны роптать на Бога при потере детей своих 59. Письмо святителя Феофана Затворника к умирающей сестре 60. Таинственные сны и видения, удостоверяющие бытие загробной жизни 61. Помни о будущей жизни 62. Две вдовы и незнакомец (легенда) 63.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

И еще два слова о тайных учениках. Не только Никодим приходил к Иисусу ночью, и не только Иосиф тайком от синагоги учился у Мессии. Перед наступлением Пасхи законной Христос послал Петра и Иоанна приготовить пасхальную трапезу. Он сказал: «вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте. Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху» (Лук. 22:10-13). Нечто подобное было и при торжественном входе в Иерусалим. «И когда приблизился к Виффагии и Вифании, к горе, называемой Елеонскою, послал двух учеников Своих, сказав: пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите; и если кто спросит вас: зачем отвязываете? скажите ему так: он надобен Господу. Посланные пошли и нашли, как Он сказал им. Когда же они отвязывали молодого осла, хозяева его сказали им: зачем отвязываете осленка? Они отвечали: он надобен Господу. И привели его к Иисусу, и, накинув одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса» (Лук. 19:29-35). Судя по всему, и люди с легкостью отдавшие осла для Господа, и человек с кувшином, предоставивший горницу для трапезы, тоже были из числа тайных учеников. Это были, возможно, рабы Божии, подобные вдовице в Сарепте Сидонской, которая питала Илию, и той богатой женщине в Сонаме, которая упокоевала у себя в специально построенной горнице пророка Елисея (4 Царств 4:8-10). Христос не посылал этих людей на проповедь, и не являл им чудес, и не открывал обильно тайны Царства. Он даже не открыл нам их имена. Но Он был близок к ним и принимал от них любовь и участие. Эти слова о тайном ученичестве расширяют наши понятия о служении Господу. Если рядовой протестант убежден, что раз он уверовал, то теперь он обязан проповедовать в подражание апостолам, то мы можем думать и шире, и иначе. Мы помним, что не все апостолы, и не все пророки, и не все учители (см. 1 Кор. 12:29).

http://pravmir.ru/iosif-z-nikodimom/

К. Bahr в Lunge. Bibelwak. Th. 7: Die Bucher der Konige, 1868, s. 172). Однако более вероятно другое мнение, по которому Фесва – родина пророка, лежала в Галааде, близ Иордана, что подтверждается приложением (ст. 1 по евр. т. ): «из жителей (поселенцев тошаве) Галаадских» (Vulg.: de habilatoribus Galaad). LXX же, очевидно, выразили мысль о нахождении самого города Фесвы в Галааде, когда евр. миттошаве («из жителей») гилеад передали: ´εκ Θεσβν ( Θεσσεβν) τς Γαλαδ. И. Флавий (Иуд. Древн. VIII, 13, 2) прямо говорит, что пророк Илия «явился из Галаадского города Фесбоны» (ср. Onomast. 517). Теперь сближают эту Фесву с el-istib – местностью, лежащей на 13 километров к северу от Яббока и известную под именем Mar-Eljas. Внезапно явившись в Самары, пророк Илия в краткой, но невыразимо сильной речи исповедует пред Ахавом веру свою в единого Иегову, а себя самого объявляет нарочитым служителем Его 21 и исполнителем Его велений, и во имя этой веры и этого признания клятвенно («жив Господь!», хай – Иегова, ) ср. ( Руф.3:13 ; 1Цар.14:39,45 ) возвещает нечестивым царю и народу, поправшим завет Иеговы, тягчайшее для земледельческого народа бедствие засухи и неизбежного при ней голода: это было исполнением угрозы закона за отпадение Израиля от Иеговы ( Лев.26:19–20 ; Втор.11:16–17,28:23–24 ; ср. 3Цар.8:35 ), а вместе было и самым явным опровержением введенного в Израиле культа Ваала, в котором преимущественно олицетворялась и обоготворялась производительная сила природы: засуха и бесплодие страны было фактическим свидетельством бессилия идола. Продолжительность засухи пророк указывает неопределенно: «в сии годы» (не менее, однако, 3-х лет, как показывает мн. ч. шаним, ср. ( 3Цар.18:1 ); по ( Лк.4:25 ; Иак.5:17 ) – 3,5 года), – ставя продолжительность наказания в зависимость от нового откровения через него в будущем, т. е., в сущности, от времени и степени раскаяния царя и народа. «Илия был пророк, первоверховный из пророков, пламенел божественною ревностью и сие изрек по действию Духа Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Рассказ о правлении Иосии начинается торжественной похвалой в адрес царя: «...31 год царствовал в Иерусалиме... И делал он угодное в очах Господних, и ходил во всём путём Давида, отца своего, и не уклонялся ни направо, ни налево» ( 4Цар.22:1–2 ). Его царствование началось в 640 году, кода ему исполнилось всего 8 лет ( 2Пар.34:1 ). [Израильские цари, как и ассирийские, считали своё царствование не со дня восшествия на престол, а с начала следующего года; остаток старого года назывался просто «началом царствования». – Авт.] В возрасте 16-и лет, в 8-й год воцарения (632), он начал «прибегать к Богу Давида, отца своего» ( 2Пар.34:3 ). В 20-и летнем возрасте (12-й год правления соответствует 628 году) Иосия начал разрушать идольские истуканы и жертвенники, высоты и рощи, и «очищать Иудею и Иерусалим... от литых кумиров... разрушать жертвенники Ваалов» ( 2Пар.34:3–7 ). Он сжёг кости священников Ваала на их же жертвенниках, как было предсказано человеком Божиим царю Иеровоаму I ( 3Цар.13:2 ). Так поступал царь не только в Иудее, но и в городах Манассии, Ефрема и Симеона, даже до колена Неффалимова ( 2Пар.34:6 ). Очистив землю Израиля от идолов, Иосия принялся за починку храма. В 26-и летнем возрасте (в 18-й год правления, т.е. в 622 году) нашёл он в реконструируемом храме «Книгу Закона Господня, данную рукою Моисея» ( 2Пар.34:14 ) и совершил грандиозный праздник Пасхи в Иерусалиме ( 2Пар.35:19 ). В этот период произошло событие, рассказу о котором в 4-й Книге Царств посвящено целых две главы (22–23). В современной науке описанные события получили название религиозной реформы Иосии и датируются совершенно точно – 622 год. Целенаправленные и последовательные религиозные реформы стали своеобразным Ренессансом, который проходил одновременно с освобождением от иностранного господства. Уже в начале правления Иосии обстановка в Передней Азии существенно переменилась. Сказалось слабеющее влияние Ассирии в последние годы царствования Ашшурбанипала (669–630). Ещё в 674–672 гг. Мидия, а в 655–653 гг. Египет и Лидия сбросили ассирийское иго и отвоевали независимость. У Ашшурбанипала не было сил вновь покорить их. А в 626 г. поднял восстание против ассирийского владычества Вавилон. Восстание возглавил халдейский царь Набопаласар (626–605), который и стал основателем независимого Нововавилонского царства. Отпадение Вавилонии нанесло окончательный удар по Ассирии. Кроме того, на западе иудейский царь Иосия не только перестал платить дань, но и стал захватывать ассирийские провинции в Палестине.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

4Цар.2:5 .  И подошли сыны пророков, которые в Иерихоне, к Елисею и сказали ему: знаешь ли, что сегодня Господь берет господина твоего и вознесет над главою твоею? Он сказал: я также знаю, молчите. 4Цар.2:6 .  И сказал ему Илия: останься здесь, ибо Господь посылает меня к Иордану. И сказал он: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пошли оба. По-видимому, пророк Илия имел лишь общее предчувствие, основанное на общего характера откровении, что пришло время его преставления от земной жизни: в таком общем виде могли быть осведомлены от него и пророк Елисей и сыны пророческие (ст. 3); но обстановки и подробностей предстоящего события не узнали не только последние и пророк Елисей, но, вероятно, и сам пророк Илия: на это указывает условная форма речи пророка Илии Елисею ( 4Цар.2:10 ): «если увидишь, как я буду взят от тебя...». Ввиду этого, не зная, угодно ли Богу, чтобы даже Елисей был свидетелем последних минут его земной жизни, а также по понятному желанию уединения в эти минуты от всего житейского, от мира и людей, пророк Илия не раз уклоняется даже от Елисея; этим вместе он мог испытывать любовь и преданность этого ближайшего к нему ученика, давно предназначенного ему в преемники ( 3Цар.19:16,19 ). Здесь же намечается та особенность всей будущей деятельности пророка Елисея, что она совершалась в постоянном взаимообщении с «сынами пророческими» бене-небиим ( 4Цар.2:3,5,7,15 ), всюду выступающими и в последующей деятельности пророка Елисея ( 4Цар.4:1,38,5:22,7:1 ), тогда как пророк Илия действовал одиноко ( 3Цар.19:14 ). Может быть, развитие института «сынов пророческих» (см. замечание об этом институте в 3Цар.20:35 ) в данное время вызывалась особенной напряженностью борьбы истинной религии Иеговы с языческими культами, а также и с культом тельцов; на борьбу с последним указывает сосредоточение сынов «пророческих» в Вефиле и Галгалах – главных (наряду с Даном и др. городами) пунктах служения золотым тельцам (ср. Ам.4:4,5:5 ; Ос.4:5 и др.). Самое посещение пророком Илией этих местностей в последние минуты жизни имело целью, вероятно, вящее укрепление сынов пророческих в теократической задаче их служения (характер успокоительного увещания к сынам пророческим имеют и слова Елисея к ним: «я также знаю, молчите» ст. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В Библии содержится 2 версии религиозных преобразований, проведенных И.: в 4 Цар 22. 1 - 23. 28 и в 2 Пар 34. 1 - 35. 19. Согласно 4-й Книге Царств, в 18-й год правления И. (ок. 622/1), во время ремонтных работ в Иерусалимском храме (ср. рассказ 4 Цар 12 об аналогичных работах, инициированных ранее иудейским царем Иоасом ), была обнаружена «Книга закона» (букв.- «учения»), называемая также «Книга завета» (4 Цар 23. 2-3, 21; ср. также: 2 Пар 34. 30-31). Ее содержание побудило И. к проведению в том же году религ. преобразований в стране. Царь и «весь народ» обновили завет пред Господом, обязуясь следовать Его слову и соблюдать Его законы, засвидетельствованные в «Книге завета». По повелению И. Иерусалимский храм был очищен от предметов хананейской обрядности и астральных культов; по всей стране не только запрещались языческие служения жрецов-идолопоклонников и истреблялась соответствующая культовая атрибутика и символика, но и осквернялись жертвенные высоты , на к-рых совершали служения иудейские священники (это подтверждают и археологические раскопки; в частности, вероятно, именно тогда было разрушено святилище в Араде, существовавшее с X в.- Horn. 1988. P. 138-139; cp.: Herzog. 2001). Были разрушены жертвенник в Вефиле и капища высот в городах Самарии, т. е. крупнейшие культовые центры сев. колен; по приказу царя также были истреблены медиумы, вызывающие духов предков и ведунов. Реформа увенчалась публичным празднованием Пасхи в Иерусалиме в соответствии с предписаниями «Книги завета» (ср. рассказ 2 Пар 30 об общенародном праздновании Пасхи по указанию царя Езекии, на к-рое были приглашены и представители сев. колен). Такое централизованное празднование Пасхи согласуется с предписанием Втор 16. 2, 5-6 (однако ср. установления в Исх 12. 1-14, 21-23, согласно к-рым пасхальная жертва должна была совершаться дома). Цари Иосия и Манассия. Статуи Двора царей в Эскориале, Испания. 1572–1582 гг. Скульп-тор Х. Б. Монегро Цари Иосия и Манассия. Статуи Двора царей в Эскориале, Испания.

http://pravenc.ru/text/673725.html

Советы и наставления умирающего Давида Соломону относительно наказания Иоава, а также Семея (ст. 8–9) нередко рассматривались толкователями как свидетельство кровожадной мстительности Давида. Но Давид не знал христианского всепрощения: для ветхозаветного человека кровомщение было институтом, регулированным законом ( Чис.35:19 ; Втор.19:6,12 ; Нав.20:3,5,9 ), и совершенно обычным явлением жизни ( 2Цар.14:11 ); следовательно, требовать от Давида христианской добродетели, неведомой древнему миру, нельзя, как нельзя, с другой стороны, и пытаться оправдывать Давида: из-за стремления очистить Библию от всех якобы пятен мы не должны забывать, что священная история дает нам точный и совершенно беспристрастный образ данной эпохи и действующих лиц (припомним, с каким беспристрастием сообщается в Евангелиях и апостольских посланиях о несовершенствах апостолов). – «Ты знаешь, что сделал мне Иоав» (ст. 5) – по некоторым (напр., проф. Гуляев), имеется в виду главная скорбь, причиненная Давиду Иоавом, – убиение Авессалома ( 2Цар.18:14 ), но скорее здесь – общее указание на преступное поведение Иоава, сейчас же поясняемое раздельно называемыми двумя примерами совершенного им вероломного убийства двух главных полководцев: Авенира ( 2Цар.3:27 ) и Амессая ( 2Цар.20:9–10 ). Предлагая Соломону применить к Иоаву закон кровомщения, Давид, однако, все предоставляет мудрости, бдительности, осторожности сына; опасность для него со стороны Иоава он хотел предотвратить: «боялся Давид, что Иоав по обычному своему злонравию станет презирать Соломона по его юности и сделает одно из двух: или, прикрываясь личиною благожелательности, умертвит Соломона тайно, как предал смерти Авенира и Амессая, или вооружится открыто и произведет разделение в Израиле (блаженный Феодорит, вопр. 4 на 3 Цар). Преисподняя (ст. 6, 9) евр. шеол , LXX: δης, Vulg.: inferi, слав. «ад» (ассирийск. Siwan – область за горизонтом): подземная темная область ( Иов.10:21–22 ; Притч.9:18 ), где находятся все без изъятия мертвые ( Пс.15:10 ; Ос.13:14 ; Притч.5:5,23:14 ; Ис.38:18 ); как ненасытное чудовище, преисподняя требует (евр. гл. шаал откуда, может быть, и вышло название шеол) новых и новых жертв смерти ( Ис.5:14 ; Авв.2:5 ; Пс.140:7 ; Притч.1:12,27:20 ); в царстве шеола невозможно прославление Бога ( Пс.6:6 ), равно как прекращается всякая вообще деятельность ( Еккл.9:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

18 . Чудесное жертвоприношение Илии и истребление жрецов Вааловых. 19 . Явление Бога Илии в пещере горы Хорива. 20 . Двукратная победа Ахава над Венададом, царем Сирийским. 21 . Присвоение Ахавом виноградника Навуфеева. 22 . Союзная война царей еврейских Ахава и Иосафата против Сирийцев. Краткий обзор царствования Иосафата и Охозии, сына Ахавова. Последовательное чтение священного текста Часть первая (гл. 1–11). Царствование Соломона Глава 2. Завещание Давида Соломону, и утверждение царства Соломонова а) Умирающий Давид завещает Соломону ходить путями Господними (ст. 1–4). б) Также, не оставлять без наказания Иоава и Семея и без награды сынов Верзеллия (ст. 5–11). в) Вследствие домогательства Адонии, через Версавию, получить Ависасу в замужество, Соломон казнит Адонию, сторонника его Авиафара ссылает в Анафов (город священнический), Иоава также казнит в самом дворе скинии и на место его делает военачальником Ванею, а первосвященником – Садока (ст. 12–35). г) Вводное замечание о мудрости Соломона, о супружестве с дочерью Фараона, Царя Египетского, о постройках Соломоновых, о ежегодных жертвах его и о построенных им городах, а также о завещании Давида насчет участи Семея (вставка без счета стихов). д) Дарованное Семею право жизни – под условием безвыходного пребывания в Иерусалиме; за нарушение этого условия – казнь Семею (ст. 36–47). Ст. 1–2. ... и завещал умирающий Давид сыну своему Соломону, говоря: ... будь тверд и будь мужествен. И храни завет Господа Бога твоего... Эти завещательные слова великого и богодухновенного царя замечательны в том отношении, что в основу твердости и мужества, столь необходимого, в особенности, царям, он полагает послушание и верность Господним повелениям и заветам. Не отсюда ли и сам он почерпал свое неустрашимое мужество в многоразличных случаях своей многоопытной жизни? В самом деле, как истинным верноподданным может быть только поистине мужественный и твердый человек, ибо ему надлежит быть готовым на все опасности для своего государя; так и истинным государем, и мудрым, и мужественным, может быть только государь, верный Господу, вознесшему его на трон, и всему предпочитающий заповеди Господни; ибо таким только государям Господь посылает неиссякаемый запас мужества и величия, необходимый в многотрудном их служении.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010