Олимпиодор Александрийский О жизни диакона Олимпиодора сохранилось очень мало сведений. Есть прямое упоминание о нём в Ватиканском кодексе Барберини, в котором сообщается, что он был рукоположен в сан диакона Александрийским патриархом Иоанном Никиотом, который пребывал на кафедре приблизительно в 505–515/516 гг. Из этого можно сделать вывод, что он родился приблизительно в 470–490 гг., а деятельность его приходится на первую половину VI века. Косвенное указание на это содержится в конце «Комментария на книгу Иова», в котором сам Олимпиодор говорит, что свои толкования на книгу Иова и на книгу пророка Иеремии он пишет по поручению Иоанна и Юлиана, известных личностей в Александрии в VI веке 1 . Кроме того, об Олимпиодоре похвально высказывается св. Анастасий Синаит , характеризуя его как «философа, умудрившего Александрию, как ее диакона» 2 . Творения диакона Олимпиодора представляют немалый интерес, главным образом именно потому, что доносят до нас древнецерковную экзегетическую традицию предшествующих столетий. Сохранились следующие его работы: 1. «Толкование на книгу Иова» 3 . Это самое большое по объему творение диакона Олимпиодора. Оно дошло до нас в двух рукописных традициях, а также в катенах. Книга Иова у Олимпиодора разделена не на 42 главы, как в тексте Септуагинты, а на 33. Это преимущественно буквальный комментарий, в котором аллегория использована лишь изредка. Автор часто ссылается на толкования неизвестных экзегетов, приводя их толкования без обсуждения 4 . 2. «Толкование на книгу Екклесиаста» 5 . 3. «Толкование на книгу пророка Иеремии» 6 . 4. «Толкование на плач Иеремии» 7 . 5. «Толкование на книгу Варуха» 8 . 6. «Толкование на Послание Иеремии» 9 . 7. «Против Севира Антиохийского». Сохранился только один фрагмент из этого произведения в антимонофизитском сборнике, носящем имя прп. Анастасия Синаита 10 . Кроме того, есть и приписываемые Олимпиодору произведения: 1. Гомилия на «Возрадуйтесь в тот день» ( Лк.6:23 ) 11 . 2. «Толкование на Притчи» 12 . Таким образом, главными творениями Олимпиодора являются его толкования на книги Ветхого Завета. Часто Олимпиодора ставят в один ряд с составителями катен. Однако он был не просто собирателем ряда катен, но составителем обширных комментариев. Впечатление, что он является лишь составителем катен, создается от обильного использования мнений более ранних толкователей. Отличительной чертой его комментариев, характерной, в общем, и для всей древней письменности, является отсутствие упоминания источников. При этом помимо авторов-александрийцев он очень часто пользовался творениями представителей антиохийской школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kommen...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН VIII патриарх Иерусалимский (1106/07 - ранее 1122). Краткие сведения об И. содержатся в анонимном трактате «О епископских перестановках» в редакции кон. XIII в. (Vat. 1455; Darrouz è s. 1984. P. 183) и в изложении визант. церковного историка Никифора Каллиста Ксанфопула (XIV в.). И. был евнухом, греком по происхождению; видимо, владел араб. языком. В 90-х гг. XI в. занимал кафедру архиепископа Тира и Сидона. В 1097/98 г. бежал из Тира в Иерусалим от преследований фатимидского везира. Приблизительно в то же время Иерусалимский патриарх Симеон II († 1099 или 1106) из-за междоусобной борьбы сельджукских эмиров покинул Св. град и переселился на Кипр. Оставшееся в Палестине правосл. духовенство избрало своим главой И. В 1099 г. Иерусалим был захвачен крестоносцами, к-рые учредили лат. Иерусалимский Патриархат (см. в ст. Латинские Патриархаты ). Однако, несмотря на распад иерархических структур правосл. Церкви во владениях крестоносцев, отдельные правосл. епископы вели богослужение по визант. обряду для местных христиан-мелькитов и рукополагали священников, но при этом не имели церковно-адм. власти. Вероятно, именно в таком качестве И. неск. лет оставался в Иерусалиме при лат. архиереях. Статус И. в период его пребывания в Иерусалиме неясен, поскольку остается открытым вопрос о дате кончины патриарха Симеона. В то же время едва ли лат. церковные власти допустили бы существование в Иерусалиме параллельной правосл. иерархии во главе с патриархом. И. мог считаться местоблюстителем Патриаршего престола. В 1107/08 г. И. переехал из Палестины в К-поль, где Свящ. Синодом К-польской Церкви был признан законным Иерусалимским патриархом (RegPatr, N 981). Он проживал в мон-ре св. Диомида в К-поле до кончины. И. приписывается авторство 2 «Слов об опресноках», одно из которых было составлено по материалам диспута И. с неким лат. «философом» в Иерусалиме. Эти сочинения переписывались в правосл. мон-рях Палестины в эпоху крестоносцев, впосл. были изданы Иерусалимским патриархом Досифеем II Нотарой в составе обширной антологии греч. антикатолич. лит-ры «Томос любви» (Τμος γπης. [Ισιον,] 1698. Σ. 516-538; 3-й трактат на ту же тему, изданный под именем И. (Ibid. Σ. 504-516), в действительности принадлежит митр. Евстратию Никейскому). Спорным является авторство И. в отношении трактата «Синодик» (Συνοδικν) о происхождении схизмы 1054 г. ( Darrouz è s J. Mémoire de Constantin Stilbès contre les Latins//RÉB. 1963. T. 21. P. 54). Нек-рые исследователи (М. Жюжи, Ф. Деторакис, Р. Обер) атрибутировали И. греч. версию Жития прп. Иоанна Дамаскина (BHG, N 884; PG. 94. Col. 429-490), однако более вероятно, что ее автором является Иоанн VII.

http://pravenc.ru/text/469644.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕПИФАНИЙ [лат. Epiphanius] (438/9-496), свт. (пам. зап. 22 янв.), 8-й еп. г. Тицин (Папия, ныне Павия, Италия). Основные сведения о святителе содержатся в сочинениях 2-го преемника Е. на кафедре, свт. Эннодия . Ему принадлежат похвальная поэма в честь Е., составленная к 30-й годовщине своего епископского служения, и прозаическое Житие Е. (нач. VI в.). Эннодий стал клириком в 493 г. и знал Е. только в последние годы его жизни, в остальном он опирался на сведения, полученные от др. лиц. Хронологических указаний в произведении почти нет, даты мн. событий в жизни Е. вычисляются только по намекам Эннодия. Е. род. в Тицине в семье Мавра и Фокарии. В возрасте 8 лет еп. Криспин I принял его чтецом в состав клира. В 18 лет Е. стал субдиаконом, а в 20 лет - диаконом. Тогда же Криспин рекомендовал Е. в качестве своего преемника некоему Рустицию, знатному человеку («сиятельному мужу») из Медиолана (ныне Милан). После смерти епископа Е. был рукоположен в Медиолане. Между 467 и 472 гг. его отправили послом военачальника Рицимера к имп. Прокопию Антемию в Риме. В 474 г. Е. находился в Толозе (ныне Тулуза) и от имени рим. имп. Юлия Непота (474-475) вел переговоры с вестгот. кор. Эрихом (466-484). Согласно Эннодию, это посольство состоялось в 8-й год пребывания Е. на кафедре, что дает основание отнести начало епископского служения Е. к 466 г. При Е. в Тицине велись работы по восстановлению города, разрушенного в 476 г., во время распри между кор. Италии Одоакром и рим. патрицием Орестом, отцом последнего рим. имп. Ромула Августула и фактическим правителем при нем. В 80-х гг. V в. Тицин был снова разорен во время нападения ругиев. В 493/4 г. в Равенне вместе с Медиоланским еп. Лаврентием Е. просил остгот. кор. Теодориха Великого (493-526) прекратить притеснения рим. населения. Позже Е. вместе с Виктором, еп. Тавринским (Туринским), отправился в дипломатическую поездку ко двору кор. бургундов Гундобальда (480-516). Ему удалось добиться освобождения 6 тыс. пленных, захваченных Гундобальдом в Италии во время кампании против Одоакра (490). Целью поездки также было доставить Лугдунскому (Лионскому) архиеп. Рустику послание папы Римского Геласия I (PL. 59. Col. 138-140), датированное 25 янв. 494 г. В 496 г. Е. ездил в Равенну к кор. Теодориху, чтобы добиться новых гарантий безопасности для жителей Тицина. На обратном пути святитель заболел и вскоре по возвращении в Тицин скончался на 59-м году жизни.

http://pravenc.ru/text/190063.html

Митрополит Варсонофий принял участие в работе Архиерейского совещания июля 2023 Совещание было созвано в соответствии с принятым Священным Синодом 29 декабря решением: " Для братского обсуждения текущих вопросов церковной жизни созвать на 19 июля 2023 года Архиерейское совещание в составе всех епархиальных и викарных архиереев епархий на территории России - в обязательном порядке, а также архиереев епархий в других странах - в зависимости от возможности прибыть в Москву " . Кроме архиереев Русской Православной Церкви на встречу прибыли представители Поместных Церквей - Антиохийской, Сербской, Чешской и Словацкой, Американской. В повестке дня - доклад Предстоятеля, доклад председателя Синодальной библейско-богословской комиссии митрополита Венгерского и Будапештского Илариона о подготовке документа " Об искажении православного учения о Церкви в деяниях Константинопольского Патриархата и выступлениях его представителей " , доклад руководителя правового управления Московской Патриархии игумении Ксении (Чернеги) об изменениях в светском законодательстве, а также принятие итогового документа совещания. В докладе Патриарх озвучил некоторые статистические данные. По состоянию на 1 января 2023 года штатное духовенство Русской Православной Церкви включало 41 409 клириков, в том числе 36 516 пресвитеров, 4 893 диакона. Таким образом, с 2009 года клир увеличился на 10 134 человека, а с последней публикации общецерковной статистики в 2019 году - на 895 человек. В Русской Православной Церкви сегодня 40 895 храмов или иных мест, в которых совершается Божественная литургия. С 2019 года их число выросло на 2 246, а с 2009 года - на 11 632. Приблизительно в 75% храмов литургия совершается не реже одного раза в неделю. Действуют 490 мужских монастырей и 508 женских обителей, объединяющих около 16 тысяч насельников и насельниц. Всего с 2019 года число монастырей увеличилось на 26, а с 2009 - на 172. Первоиерарх отметил , что " наблюдаемые сегодня военные действия являются последствием длительного цивилизационного конфликта. В обстоятельствах, с которых этот конфликт начался, мы видим несомненное религиозное измерение: иррациональную ненависть к исповедующим православие народам " . Одним из орудий борьбы против православия стал Константинопольский Патриархат. Его ведущие иерархи в течение длительного времени при поддержке сторонних для Церкви политических сил и по их наущению готовились расторгнуть единство православия.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл: Церковная жизнь жительствует, несмотря на все трудности 19 июля 2023 г. 17:59 Выступая с  докладом  на пленарном заседании Архиерейского Совещания Русской Православной Церкви, которое  состоялось  19 июля 2023 года в  Свято-Троицкой Сергиевой лавре , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл рассказал, что даже в условиях существенных ограничений в 2020 и 2021 годах Церковь все равно продолжала укрепляться: выросло число храмов и увеличилась численность духовенства. «По состоянию на 1 января 2023 года штатное духовенство Русской Православной Церкви включало 41 409 клириков, в том числе 36 516 пресвитеров и 4 893 диакона. Таким образом, с 2009 года клир увеличился на 10 134 человека, а с последней публикации общецерковной статистики в 2019 году — на 895 человек. Численность духовенства росла не так быстро, как в прошлые годы. Это обусловлено ситуацией 2020–2021 годов, когда скончались многие наши собратья — больше, чем в иные годы, а возможности для совершения хиротоний, в том числе архиерейских, были ограничены», — сообщил Предстоятель Русской Православной Церкви. По словам Его Святейшества, в Русской Православной Церкви сегодня 40 895 храмов или иных мест, в которых совершается Божественная литургия. При этом с 2019 года их число выросло на 2 246, а с 2009 года — на 11 632. Как отметил Святейший Патриарх, приблизительно в 75% храмов Литургия совершается не реже одного раза в неделю. «Действуют 490 мужских монастырей и 508 женских обителей, объединяющих около 16 тысяч насельников и насельниц. Всего с 2019 года число монастырей увеличилось на 26, а с 2009 года — на 172», — проинформировал участников Архиерейского Совещания Предстоятель Русской Церкви. Также Святейший Владыка сообщил, что сегодня в Русской Православной Церкви 402 архиерея, что на 25 архиереев больше, чем на момент проведения Собора 2017 года и на 202 больше, чем в начале 2009 года. «Правящих архипастырей сегодня 295, то есть на два больше, чем в 2017 году, и на 146 больше, чем в 2009 году. Сегодня Русская Православная Церковь объединяет 324 епархии, то есть на 21 больше, чем в декабре 2017 года и на 165 больше, чем в 2009 году», — сказал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

http://patriarchia.ru/db/text/6043718.ht...

386-391 391-393 КРАНМЕР Томас (1489-1556), англ. религ. деятель, архиеп. Кентерберийский, один из главных идеологов англ. Реформации 393-397 КРАСИКОВ Петр Ананьевич (1870-1939), советский гос. деятель, один из руководителей религ. политики в 1918-1938 гг. 397-403 403-407 407-409 409-410 410-427 427-432 КРАСНОИЛЬСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный местночтимый образ в пос. Красноильск Сторожинецкого р-на Черновицкой обл. (Украина) 432-433 433-438 438-439 440-441 441-442 442-443 КРАСНОХОЛМСКИЙ АНТОНИЕВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье Бежецкой и Весьегонской епархии Тверской митрополии) 443-448 448-464 464-465 465-467 467-468 468-477 КРАСНЫЙ МОНАСТЫРЬ [Кармирванк] на Красной горе, один из арм. мон-рей Чёрной Горы, близ Кесуна (Киликия; ныне Чакырхююк, Юж. Турция) 480-481 477-480 «КРАСНЫЙ УСТАВ» («Устав домашния молитвы и прочих христианских обрядов», «Московский устав»), свод догматических и церковно-бытовых установлений старообрядцев-федосеевцев 481-482 482-484 КРАУТХАЙМЕР Рихард (1897-1994), историк искусства, исследователь визант. и средневек. архитектуры и искусства барокко; один из основоположников комплексного и иконографического метода в изучении христ. зодчества 484-485 КРАЧКОВСКИЙ Игнатий Юлианович (1883-1951), востоковед-филолог, один из создателей отечественной школы арабистики, основоположник изучения арабо-христ. литературы в России 486-490 КРЕАЦИОНИЗМ религиозно-философское учение, основывающееся на признании происхождения мира через творение всемогущим Творцом 490-493 КРЕВЗА (Кревза-Бейда (Жевуский)) Лев (Лаврентий; † ок. 1639), униат. еп. Смоленский и Черниговский, писатель-полемист 493-496 496-516 КРЕМЕНЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Тернопольской и Кременецкой епархии УПЦ), находится в г. Кременец Тернопольской обл. (Украина) 516-520 520-524 524-526 526-533 КРЕМИКОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ женский, во имя вмч. Георгия Победоносца, Софийской епархии Болгарской Православной Церкви

http://pravenc.ru/vol/XXXVIII.html

Большое внимание уделялось биографическим исследованиям. На страницах «К. е. в.» ежегодно печатались десятки статей, посвященных рус. святым, митрополитам, деятелям правосл. Церкви, напр.: «По поводу 500-летия со дня кончины прп. Сергия Радонежского: (Ист.-биог. очерк)» (1892. 22. С. 791-797; 23. C. 830-845) и «Биографические сведения о Петре Могиле до посвящения его в сан Киево-Печерского архимандрита» (1875. 1. С. 1-6; 3. С. 95-102; 6. С. 213-221) Голубева; «Прп. Феодосий, основатель Киево-Печерского монастыря» (1902. 9. С. 352-357; C. 433-438; 12. С. 472-486) В. Н. Малинина; «Арсений Могилянский, митр. Киевский» (1875. 12. С. 405-414; 19. С. 642-651) И. Н. Королькова; «Протектор Киевской академии Рафаил Заборовский, митр. Киевский» (1876. 5. С. 162-172; 7. С. 228-236) П. Молчанова; «Деятельность митр. Евгения по управлению Киевской епархией» (1901. 9. С. 415-425; 13. С. 600-607; 14. С. 627-634) П. И. Орловского; «Воспоминания о Леванде» (1869. 10. С. 369-384) и «Иван Босый [юродивый]» (1873. 22. С. 653-670) И. Максимовича. В кон. XIX - нач. ХХ в. значительное внимание на страницах журнала уделялось сектантству, в первую очередь штундизму. Авторами большинства статей выступали С. М. Потехин, Ф. Титов, Троицкий. Вопросы богословского характера в статьях разрабатывал проф. КДА В. Ф. Певницкий - «О промысле Божием» (1899. 3. С. 95-106; 4. C. 138-150), «Как будет жить душа по смерти тела?» (1903. 37. С. 993-1000), а также свящ. К. И. Фоменко, Троицкий. Среди публикаций общеисторического характера следует отметить статьи Максимовича «Письма о князьях Острожских» (1866. 3. С. 103-111; 4. С. 141-146; 6. С. 196-202; 7. С. 235-240; 9. С. 289-296; 10. С. 322-329), «О Киевском Синопсисе» (1868. 9. С. 352-359); Петрова «Новые материалы для истории Юго-Западной России и в частности г. Киева» (1874. 9. С. 204-213; 14. С. 375-383; 18. С. 510-515; 19. С. 527-531; 23. С. 640-646), «Две надгробные надписи XVI в. Константину Ивановичу и Константину Константиновичу князьям Острожским» (1875. 15. С. 513-516); свящ. К. Фоменко «Местечко Фастов по описанию московского св. Иоанна Лукьянова» (1903. 18. С. 479-485), фрагменты, посвященные Киевской земле, из «Записок» о путешествии Антиохийского патриарха Макария III (1872. 18. С. 422-431; 21. С. 490-499; 23. С. 544-552; 24. С. 592-600; 1873. 1. С. 1-7) и др.

http://pravenc.ru/text/1684539.html

Банатская митрополия Тимишоарская архиепископия Кафедра: Тимишоара Правящий архиерей: архиепископ Тимишоарский и митрополит Банатский Николай (Корняну) Адрес: Bulevardul C.D. Loga Nr. 7, 300021 Timioara, jud. Timi, Rombnia Тел.: 0256-490-287 Факс: 0256-491-176 Сайт: http://www.mitropolia-banatului.ro/ Арадская, Иенопольская и Хэлмаджуская епископия Кафедра: Арад. Правящий архиерей: епископ Тимофей (Севичу) Адрес: Str. Episcopiei nr. 60-62, 310084 Arad, jud. Arad Тел.: 0257/281.856 Факс: 0257/281.262 Сайт: http://www.episcopiaaradului.ro Карансебешская епископия Кафедра: Карансебеш Правящий архиерей: епископ Лукиан (Мик) Адрес: Str. Mihai Viteazu Nr. 11 325400 Caransebe jud. Cara-Severin Тел.: 0255-516-412 Факс: 0255-516-402 Сайт: http://www.episcopiacaransebesului.ro/ Девейская и Хунедоарская епископия Кафедра: Дева. Решение об учреждении епархии принято Синодом Румынской Церкви 19 июня 2009 г. Правящий архиерей пока не назначен. Зарубежные епархии Бессарабская митрополия (имеет спорный канонический статус) Кафедра: Кишинев (Молдова). Важное примечание: эта епархия была основана в нарушение канонов на территории Русской Православной Церкви. После того как 8 сентября 1992 года съезд духовенства Кишиневской митрополии Московского Патриархата подавляющим большинством голосов решил остаться в подчинении Русской Церкви, 14 сентября группа недовольных иереев провела отдельную «епархиальную ассамблею», заявила о воссоздании отдельной «Бессарабской митрополии» и о переходе в Румынскую Церковь. Во главе их стали викарный епископ Бельцкий Петр (Пэдурару) и протоиерей Петр Бубуруз, которые были 20 октября запрещены в священнослужении Синодом Русской Православной Церкви, а 19 декабря 1992 года без отпускных грамот приняты в Румынскую Церковь. Подробнее об этом см. здесь . Правящий архиерей: митрополит Петр (Пэдурару) Епископия Дачия Феликс (имеет спорный канонический статус) Кафедра: Вршац (Сербия). Важное примечание: эта епархия была основана в нарушение канонов на территории Сербской Православной Церкви. Не спрашивая согласия Сербской Церкви, Румынская Церковь рукоположила епископа в этот город, где уже был канонический епископ Сербской Церкви. Из-за этого возник конфликт, который не урегулирован до сего дня. На Архиерейском Соборе 2009 года Сербская Церковь особым постановлением вновь призывала Румынскую Церковь решить этот вопрос. Стоит отметить, что эта ситуация во многом тождественна с конфликтом, вызванным неканоническим учреждением Бессарабской митрополии Румынской Церкви на территории Русской Православной Церкви. Правящий архиерей: епископ Даниил (Стоенеску) Адрес: Ul. Zarko Zrenianina br. 60, 26300 Vbre, Serbia Тел.: +38-113811071

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Белокуров С.А. , историк – 466 Бернини Л., архитектор – 603 Богданов А.П., историк – 466 Болотов Дмитрий, собиратель древних рукописей – 489 Большаков Т.Ф., собиратель древних рукописей – 489, 497 Бон-Фрязин, итальянский архитектор – 581 Борис, калужский поп – 405 Борис Годунов, русский царь – 581 Браманте Д., итальянский архитектор – 603 Булавин Кондратий, донской казак, предводитель восстания – 618 Булгаков Иван, судья – 375 Булгаков М.А., писатель – 395 Бутурлин А.Б., генерал-аншеф, сенатор, владелец рукописи – 492 Бычков А.Ф., историк и археограф – 483, 491, 494 Бычков В.В., искусствовед – 456 Бычков И.А., библиотекарь – 491, 500, 516 В аза, королевская династия в Швеции и Польше – 572 Варвара, киевская княгиня – 569 Варвара, св. мученица – 139, 255, 569 Варлаам Леницкий, писатель-путешественник – 485, 594 Варлаам Ясинский, киевский митрополит – 410, 568 Варсонофий, писатель-паломник – 435 Варсонофий, священноинок – 385 Варух, ученик пророка Иеремии, библ. – 106, 223, 224, 348, 501, 614 Василий (см. Кичибей) Василий, «гость», писатель-путешественник – 503, 506 Василий, московский купец (см. Пути-мец В.Н.) Василий Великий , церковный проповедник, св. – 496 Василий Македонский, византийский император-581 Василий III, великий князь Московский – 563, 571, 609 Васильев Иван, крестьянин – 385 Васильев Иван, священник – 391 Вахромеев Гурий, архитектор – 621 Велешанин, исследователь – 623 Венгеров C.A., историк литературы – 625 Венедик Савва, грек – 61, 177, 303 Виноградов В. В., историк языка – 472, 479 Виньола Д., итальянский архитектор – 603 Вирсавия, жена царя Давида, библ. – 105, 222, 347, 606, 612, 613 Вишневецкий Иеремия, князь, украинский и польский магнат – 574 Владимир I, киевский князь, св. – 573 Власий, священноинок – 385 Власов И.В., археограф – 490 Воронцова A.B., историк литературы – 626 Востоков А.Х., собиратель и исследователь древних рукописей – 483 Вургафт С.Т., историк – 626 Вышатин М.И., вязниковский подьячий, выговский старообрядец – 409 Вязмитин Родион (Иродион), посадский человек – 11, 132, 248, 423, 524, 534

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Благодарение Господу, даже в условиях существенных ограничений деятельности в 2020 и 2021 годах Церковь продолжала укрепляться. Выросло число храмов, увеличилась численность духовенства. По состоянию на 1 января 2023 года штатное духовенство Русской Православной Церкви включало 41 409 клириков, в том числе 36 516 пресвитеров, 4 893 диакона. Таким образом, с 2009 года клир увеличился на 10 134 человека, а с последней публикации общецерковной статистики в 2019 году — на 895 человек. Численность духовенства росла не так быстро, как в прошлые годы. Это обусловлено ситуацией 2020-2021 годов, когда скончались многие наши собратья — больше, чем в иные годы, а возможности для совершения хиротоний, в том числе архиерейских, были ограничены. В Русской Православной Церкви сегодня 40 895 храмов или иных мест, в которых совершается Божественная литургия. С 2019 года их число выросло на 2 246, а с 2009 года — на 11 632. Приблизительно в 75% храмов литургия совершается не реже одного раза в неделю. Действуют 490 мужских монастырей и 508 женских обителей, объединяющих около 16 тысяч насельников и насельниц. Всего с 2019 года число монастырей увеличилось на 26, а с 2009 — на 172. Сегодня в Русской Православной Церкви 402 архиерея, что на 25 архиереев больше, чем на момент проведения Собора 2017 года и на 202 больше, чем в начале 2009 года. Правящих архипастырей сегодня 295, то есть на 2 больше, чем в 2017, и на 146 больше, чем в 2009 году. Сегодня Русская Православная Церковь объединяет 324 епархии, то есть на 21 больше, чем в декабре 2017 года, и на 165 епархий больше, чем в 2009 году. За этими сухими цифрами стоит реальное развитие епархиальной и приходской жизни, информацию о которой я получаю в том числе в беседах со священнослужителями, а также с мирянами самого разного рода занятий — от высоких чиновников и предпринимателей до рядовых людей, и конечно, от вас, дорогие собратья-архипастыри. Из этого общения, а также из опыта визитов в епархии, могу твердо свидетельствовать: церковная жизнь жительствует , несмотря на все трудности.

http://sinfo-mp.ru/doklad-svyatejshego-p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010