Известия, 22, 23, 26; раздел «Иоанн Малала», коммент. 1. 2 . Именно – кутригуры, см. ниже и коммент. 3; о кутршурах и термине гунны см.: Szdáeczky-Kardoss. Kutriguroi, 516–520; раздел «Приск», коммент. 3. 3 . Наш эксцерпт из фр. 3 в рукописях EL является непосредственным продолжением текста, повествующего о войне с персами, однако связь между этими двумя рассказами образовалась, судя по всему, в результате ошибки эксцерпторов или переписчиков (см. Введение, § 3). Дела, принимавшие некий оборот, – это события, связанные с нашествием и «изгнанием» орд Забергана и славян (Malalas 490, 6) весной – летом 559 г., см. раздел «Иоанн Малала». Союз κα, вводящий слова о гуннах, подхватывает фразу πε... χρει, указывая, как и весь контекст, на непосредственную связь между самими событиями. 4 . Из-за невероятного разнобоя с орфографией этнонима кутригуры (русская транскрипция у нас – по уже выработавшейся традиции; так, например: Артамонов. История хазар, 79) в рукописях эксцерптов М. установить первоначальную форму, по-видимому, невозможно; кроме Κοτραγροι (места см. коммент. 20) у М. встречаются Κουτργοροι О (196, 4), Κουτραγοροις О (196, 19), Κοτριγορων А (458, 27); аналогично у других авторов, см.: Moravcsik. ВТ, II, 171 и сл. 5 . τ π Θρκης (sc. χωρα): см. раздел «Прокопий Кесарийский», коммент. 147. 6 . Утигуры – близкородственное кутригурам «гуннское» племя, обитавшее по соседству с последними, к востоку от них (Moravcsik. ВТ, I, 66 и сл.; Бешевлиев. Първобългарите, 17 и сл.), к 559 г. были «союзниками» (σμμαχοι) Византии. Обычные условия таких договоров с варварами просты: Византия платит им раз в год определенную сумму, те же обязуются не грабить провинции империи и помогать ей бороться с врагами. 7 . νει... οδαμς παραινν; ср. коммент. 25.1. 8 . М. дает свою версию финального этапа нашествия Забергана, отличную от рассказа Агафия (Agath. Hist. V.24 sqq.), где Юстиниану хватило лишь одного письма Сандилху, чтобы тот немедленно двинулся на кутригуров и встретил их уже на том берегу Дуная (ср.: Marquart.

http://azbyka.ru/otechnik/6/svod-drevnej...

512 Prof. Justus Köberle, Sünde und Gnade im religiösen Leben des Volkes Israel bis auf Christum, S. 490, 1 . 515 Prof. Dr. Eduard König, Talmud und das Neues Testament, S. 27 ff. Dr. Erich Bischoff, Talmud und das Neues Testament, S. 64–65. 516 Dr. Jos. Eschelbacher, Das Judentum im Urteile der modernen protestantischen Theologie, S. 13. Cp выше стрн. 656, 814 . 517 Топу André, L’esclavage chez les anciens Hebreux: étude d’archéologie biblique (Paris 1892), p. 40. Cp. и Missionsprediger Karl Kunert, Rabbiner Dr. H. Vogelstein’s Vortrag: Die Anfänge des Talmuds und die Entstehung dos Christentums beleuchtet (Königsberg i. Pr. 1902), S. 6–7. 518 См. Prof. D. Wilhelm Bousset, Die Religion des Judentums im neutestamentlichen Zeitalter (Berlin 1903), S. 391. 522 Prof. Justus Köberle, Sünde und Gnade im religiösen Leben des Volkes Israel bis auf Christum, S. 518–519. 525 Rev. Canon Foakes-Jackson, Foreign Influence on Israel’s Development III: Israel and Persia в „The Interpreter“ III, 3 (April 1907), p. 257 sqq. 267 sqq. Prof. O. Pfleiderer, Dio Entwicklung des Christentums, S. 10. 526 Однако по вопросу о субботе высказывается в пользу независимости от Вавилона и Prof. Heinrich Zimmern, Keilinschriften und Bibel nach ihrem religionsgeschichtlichen Zusammenhang: ein Leitfaden zur Orientierung im sog. Babel-Bibel-Strcit mit Einbeziehung auch der neutestamentlichen Probleme (Berlin 1903), S. 30–32. По мнению Prof. Joh. Hehn (Siebenzahl und Sabbat bei den Babyloniern und im Alten Testament, Lpzg 1907), вавилонская суббота была не днем покоя, а днем умилостивления гнева богов: см. у Rev. R. H. Strachan в „The Exporitor“ 1908, III, p. 287–288. См. и выше стрн. 988, 37 . 527 Prof. H. Zimmern, Keilinschriften und Bibel nach ihrem religionsgeschichtlichen Zusammenhang, S. 39–43 и cp. у Lic. Prof. Alfred Juncker, Das Christusbild des Paulus (Halle a. S. 1906), S. 14. 529 Против сего см. Prof. D. A. Schlatter, Jesu Demut, ihre Missdeutungen, ihr Grund в „Beitrüge zur Förderung christlicher Theologie“ herausg. von Proff. A. Schlatter und W. Lütgert VIII (Gütersloh 1904), S. 72 ff.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

473 Ср. XIX, 2. О Пилате очень интересная часть Евангелия Никодима (апокр.) есть так называемые „деяния Пилата” (См. в Apocryphes de Migne). 474 Заметим, что Римляне иногда намеренно закрывали глаза, чтобы не видеть убийств, совершаемых Иудеями, как например Стефана первомученика, но вообще они строго держали подчиненные страны, и если бы Иудеи убили Господа, то могли бы поплатиться казнью от Римлян, как за возмущение против их власти. 490 Ср. Летописи Тадита и его Историю. Ср. Суетония и др. писателей, описывавших Рим во времена империи 497 ληστς есть грабитель вооруженною рукою: так преимущественно называли пиратов, для которых грабительство было постоянное ремесло. 499 Пилат, ищущий везде опоры, посылает Господа к Ироду, тетрарху Галилеи, зная, что в Галилее народ хотел признать Господа царем. Нам кажется, что Пилат с радостью схватился бы и за осуждение Господа Иродом на смерть, лишь бы он мог опереться на какое-либо мнение. Но и Ирод не посмел обвинить Господа, на что указывает Пилат ( Лyk. XXIII, 15 ). 502 Это весьма трудный для решения вопрос было ли второе ругательство опять соединено с бичеванием, ибо Mamф. XXVII, 26 : „бив, предаде на распятие и могло относиться и к первому бичеванию, упомянутому Иоанном, см. ниже. 507 Колючее с длинными иглами растение, называемое в Евангелии терном, считают тем, которое называется (на основании древнего предания) в ботанике Ziziphus spina Chrismi.Y Арабов оно называется Нубк. По-гречески оно называется Акантом. См. Speaker’s B. In loco, and Oxford’s Bible(Trees Plants) p. 76 of the Helps et. c. 516 Ирод перерезал весь синедрион, и восполнил его своими приверженцами. См. факты, собранные в Библейском слов. Смитта у Дон Кальметта и Фаррара по этому предмету. Конечно главный источник Флавий Иосиф. 519 Мысли этого общества и в особенности саддукеев выражены ясно в словах Каиафы XI, 50. Все Евангелия рисуют и общее направление руководящих классов с глубоким их нравственным падением. 524 Седалище в форме табурета, без спинки и ручек. Изображение его сохранилось на некоторых консульских монетах; см. напр. в Smith’s. Dict. of Antiquities sub. voc. Fasces et Sella.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Бейзавий в толковании на это место Корана говорит, что зимой караван отправлялся в Йемен, а летом в Сирию. 488 К28:57. (Разве Мы не утвердили за ними харама безопасного; собираются к нему плоды от всего, как надел от Нас (пер. Крачковского) – прим. электронной редакции.). 489 Знаменитейший колодец Зам-зам, – говорит Буркгардт, – действительно в состоянии снабдить водою весь город; впрочем, хоть он и священный, однако же, вода его плоха на вид и затрудняет пищеварение. Кроме того, бедные классы не могут по своему произволу наполнять свои мехи его водою. Самая лучшая вода в Мекке доставляется посредством водопровода из соседнего Арафы, в шести или семи часах расстояния. Burckhardt, Reisen, p. 155. 490 Али-Бей пишет: «можно вообразить, как должен быть велик жар летом в Мекке, когда в январе месяце при открытых окнах, я едва сносил (мог терпеть при сне) на себе постельную простыню, а масло в это время было всегда жидко, как вода». Vol. II, p. 112. Бёртон пишет: «жар, отражаемый голыми скалами, силён, и обыкновенная атмосфера восточного города (т.е. Мекки) сообщает утомление телу и раздражает душу». Бёртон, Vol. III, p. 319. Muir The life of Mahomet. Vol. I, p. 7. 500 О древнем доисламском виде Каабы, а также о её виде при Мухаммеде, мы скажем, когда будем специально говорить о Каабе. О Каабе же во времена ислама и описание её настоящего вида см. Миссионерский Сборник, вып. XV, стр. 139–171 и вообще весь выпуск. 504 О значении Мекки в торговом отношении во времена Муххамеда см. подробные сведения у Шпренгера. Sprenger, Das Leben und die Lehre des Mohammed. Bd, III, p. 91–97; 134–140. 515 В мусульманском мире существовал даже жаркий спор о том, какой город священнее: Мекка или Медина. См. Ibn Khaldoun. Les prolégomènes. Partie II, p 270. 516 Относительно этого названия Шпренгер думает, что оно произошло от слова тораб , что значит пыль, земля, итраб – богатство, роскошь местности. Потому Ятриб будет означать обильное влагою, роскошное место; пишут это слово с буквами «тс», а не «т» (т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

( Gregorius Naz. Supremum vale (orat. 42) 36, 480:13. См. рус. пер.: Григорий Богосл. Слово 42:18//ПТСО 1 (2011), 504.) 501 ( Gregorius Naz. Apologetica (orat. 2) 35, 504:35–36. См. pyc. пер.: Григорий Богосл. Слово 3:105//ПТСО 1 (2011), 57.) 502 ( Ibid. Orat. 2, 35, 449:25. См. pyc. пер.: Богосл. Слово 3, 42//ПТСО 1 (2011), 39; De theologia (orat. 28) 21:7. См. pyc. пер.: Григорий Богосл. Слово 28:21//ПТСО 1 (2011), 343.) 503 ( Gregorius Naz. Contra Arianos et de seipso (orat. 33) 36, 237:3–4. Cp. pyc. пер.: Григорий Богосл. Слово 33:17//ПТСО 1 (2011), 415.) 504 ( Gregorius Naz. Ad patrem (orat. 12) 35, 844:16–17. См. pyc. пер.: Григорий Богосл. Слово 12:1//ПТСО 1 (2011), 170.) 506 ( Gregorius Naz. Epistulae 6, 4:4. См. pyc. пер.: Григорий Богосл. Письмо 6//ПТСО 2 (2011), 421.) 507 ( Gregorius Naz. Apologetica (orat. 2) 35, 500:10–11. См. pyc. пер.: Григорий Богосл. Слово 3:96//ПТСО 1 (2011), 55.) 508 ( Gregorius Naz. In pentecosten (orat. 41) 36,437:3–5. См. pyc. пер.: Григорий Богосл. Слово 41:5//ПТСО 1 (2011), 490.) 509 ( Gregorius Naz. Supremum vale (orat. 42) 36, 465:10–11. См. рус. пер.: Григорий Богосл. Слово 42:6//ПТСО 1 (2011), 499.) 510 ( Gregorius Naz. De spiritu sancto (orat. 31) 27:10. См. рус. пер.: Григорий Богосл. Слово 31:27//ПТСО 1 (2011), 388.) 511 ( Gregorius Naz- Funebris oratio in laudem Basilii M. (orat. 43) 69, 5:1–7. Cp. pyc. nep.: Григорий Богосл. Слово 43, 69//ПТСО 1 (2010), 547.) 515 ( Gregorius Naz. Carmina dogmatica 483:9. См. pyc. пер.: Григорий Богосл. Письмо 18//ПТСО 2 (2011), 35.) 516 ( Gregorius Naz. Contra Julianum imperatorem 1 (orat. 4) 35, 536:18–20. См. рус. пер.: Григорий Богосл. Слово 4:5//ПТСО 1 (2011), 62.) 517 ( Gregorius Naz. Apologetica (orat. 2) 35, 504:29–32. См. pyc. пер.: Григорий Богосл. Слово З:104//ПТСО 1 (2011), 57.) 518 ( Gregorius Naz. In patrem tacentem (orat. 16) 35, 936:32–34. См. рус. пер.: Григорий Богосл. Слово 15:2//ПТСО 1 (2011), 197.) 519 ( Gregorius Naz. Contra Julianum imperatorem 1 (orat. 4) 35, 533:22–26. См. рус. пер.: Григорий Богосл. Слово 4:4//ПТСО 1 (2011), 61–62.)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

439 Euch 2.216—218. 440 Hymn 55.144—148. 441 См. примечание 2 к настоящей главе. 442 Сар 3.65. 443 Сар 3.66. 444 Сар 3.67. 445 Сар 3.68. 446 Сар 3.69. 447 Hymn 27.18—27. 448 Hymn 27.49—56. См.: Часть V. Божественный эрос. Пр. 20. 449 Hymn 27.57—62. 450 Hymn 27.64—67. 451 Hymn 27.73—81. 452 Hymn 41.240—242. 453 Hymn 41.246—248 454 Hymn 41.249—256. 455 Hymn 41.267—272. 456 Eth 7.263—272. 457 Hymn 43.9—17 458 Cat 3.206—211 459 Cat 3.211—225 460 Cat 4.13—14. 461 См. Часть I. Неистовый ревнитель. 462 Cat 9.92—107. 463 Cat 9.107—116. 464 Cat 9.196—213. 465 Cat 9.120—127. 466 Cat 9.275—279. 467 Cat 2.107—120. 468 Cat 5.594—632. 469 Hymn 58.34—63. 470 Cat 2.324—334. 471 Euch 1.28—47. 472 Euch 1.66—69. 473 Cat 8.93—104. 474 Eth 3.193—195. 475 Eth 3.543. 476 Eth 4.607. 477 Eth 5.1—12. 478 Eth 5.61—73. 479 Eth 5.339—342. 480 Eth 5.505—507. 481 Eth 5.511. 482 Eth 7.353—355 483 Eth 7.453—458. 484 Eth 7.474—480. 485 Eth 9.364—375. 486 Eth 10.478—480. 487 Eth 10.501—513. 488 Eth 10.912—913. 489 Eth 10.918—922. 490 Сар 1.85. 491 Сар 1.85. 492 Theol 1.420—429. 493 Theol 1.434—444. 494 Eth 1.12.1—11. 495 Eth 12.1—8. 496 Eth 9.41—46. 497 Eth 5.431—435. 498 Eth 4.242—243. 499 Eth 7.427—432. 500 Eth 10.361—363. 501 Cat 24.7—14. 502 Cat 24.16—23. 503 Cat 24.41—51. 504 Cat 24.54—69. 505 Cat 24.79—84. 506 Cat 24.90—95. 507 Cat 24.102—108. 508 Cat 6.58—60. 509 Cat 6.62—65. 510 Cat 6.91—93. 511 Cat 6.93—95. 512 Eth 1.12.387—396. 513 Eth 1.10.76—82. 514 Eth 1.12.469—476. 515 Eth 4.925—932. 516 Сар 2.21. 517 Сар 3.100. 518 Cat 19.166—169. 519 Hymn 11.17—19. 520 Hymn 11.27—34. 521 Hymn 12.89—90. 522 Hymn 13.87—92. 523 Hymn 14.1—5. 524 Hymn 24.31—45. 525 Ер 4.415—420. 526 Eth 4.755—760. 527 Eth 9.10—14. 528 Eth 9.50—68. 529 Eth 9.27—31. 530 Eth 9.24—27. 531 Theol 1.1—13. 532 Theol 1.244—246. 533 Theol 1.194—216. 534 Theol 1.412—418. 535 Theol 2.33—45. 536 Theo! 2.57—63. 537 Eth 1.12.115—120. 538 Theol 2.179—181. 539 Theol 2.219—226. 540 Theol 2.257—260. Можно сказать, что это классическая доктрина каппадокийцев о познании Бога в их полемике против Евномия, которую пр.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4065...

Брэдшоу, написанная для Кембриджского руководства к изучению Боэция 489 . В ней автор показывает зависимость тринитарной доктрины Боэция от аристотелевской логики и учения Августина 490 . Насколько нам известно, не существует специальных исследований, посвященных тринитарной доктрине других латинских энциклопедистов VI-VIII вв. – Клавдиана Мамерта, Кассиодора, Исидора Севильского и Беды Достопочтенного . Есть лишь ряд работ, в которых показывается их положительное отношение к античной образованности и науке, в том числе к философии 491 . Единственным оригинальным исследованием теологии св. Беды (включая его тринитарную доктрину) продолжает оставаться старая работа Генри Сомса, датируемая 1830 годом 492 . Если мы теперь обратимся к отечественным исследованиям, то сразу обнаружим огромное отставание российской историко-философской и патрологической науки в интересующей нас области. В самом деле, тринитарное учение западных христианских мыслителей эпохи патристики в отечественной научной литературе рассматривалось лишь фрагментарно в составе общих работ и немногочисленных специальных статьях, посвященных отдельным авторам: Тертуллиану (А. А. Спасский 493 , К. Попов 494 , Н. В. Штернов 495 , Н. И. Сагарда 496 , Киприан Керн 497 , А. Р. Фокин 498 , Ю. В. Максимов 499 ), Арнобию ( Н. М. Дроздов 500 , А. Р. Фокин 501 ), Лактанцию ( А. И. Садов 502 , А. Р. Фокин 503 ), Иларию Пиктавийскому (В. Самуилов 504 , А. П. Орлов 505 , И. В. Попов 506 , Г. Г. Майоров 507 , А. Р. Фокин 508 ), Лукиферу (В. Самуилов 509 ), Фебадию (В. Самуилов 510 ), Григорию Эльвирскому (В. Самуилов 511 , А. Р. Фокин 512 ), Дамасу Римскому ( А. Р. Фокин 513 ), Зинону Веронскому ( А. Р. Фокин 514 ), Марию Викторину (В. Самуилов 515 , А. Ф. Лосев 516 , Г. Г. Майоров 517 , А.Р. Фокин 518 ), Фаустину (В. Самуилов 519 ), Амвросию Миланскому (В. Самуилов 520 , И. И. Адамов 521 , А. Р. Фокин 522 ), Августину (В. Самуилов 523 , Н. П. Остроумов 524 , И.В.Попов 525 , П. Верещатский 526 , архим. Плакид Дезей 527 , А.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

   Пселл, см. Михаил Пселл    Пти П. 601    Пулхас, см. Бульдаги    Пунтес 165, 505    Пуссин П. 447, 621    Пухей (Абу-Хайан?) 406, 407, 414, 415, 617    Радин 116, 474    Радойчич Н. 548    Радомир 234, 297, 298    Радульф Каэнский 572, 574, 585, 586    Раймунд Ажильский 569, 572, 574, 575, 579    Раймунд Антиохийский 606    Раймунд Беранже II, граф Барселоны 81, 467    Раймунд Тулузский, Сен-Жилль, Исангел 292—295, 306, 308—311, 317, 377, 380, 564, 569, 570, 577— 584, 586, 607    Райффершайд А. 46, 47, 443, 459, 487, 505, 520, 555, 562, 565—568, 576, 586, 589—591, 595, 600, 601, 603—605, 607, 609, 615, 616    Рамсей В. 603, 615, 617    Рапсомат 24, 248—250    Рауль, крестоносец 287—289, 567    Рауль, отец Умберта 372    Рауль, посол Роберта Гвискара 85, 86, 461, 504    Рауль Понтуас 461, 504    Рей Е. 587    Ректор, Лжемихаил 28, 79, 80, 86, 87, 133, 455    Ренальд 165    Ренальд Муска 505    Ренар 372    Рено Е. 45    Рено де Брей 561, 562    Рено из Туля 567    Риан 558    Ридван 573, 582    Ричард, крестоносец 349, 353, 599    Ричард Принчита (см. также Принципат?) 372, 599    Ричард Сенешаль 372    Роберт Гвискар, Гвискар 7, 13, 20, 28, 30, 38, 41, 42, 44, 74— 90, 126, 133—135, 140—151, 153—162, 165, 171, 181—189, 319, 365, 455—462, 466, 486— 495, 497—500, 502—504, 507, 517—520, 527, 568, 599    Роберт, сын Роберта Гвискара 518    Роберт Лорителло, Боритил 85, 460    Роберт Монах 565    Роберт Норманнский 572    Роберт Парижский 567    Роберт II Фландрский 307, 570, 577    Роберт I Фризский, Фландрский граф 214, 217, 232, 535, 542, 543, 557, 558    Рожер, брат Рауля 86, 87, 461    Рожер, сын Дагоберта 372, 461    Рожер, Франк 349, 359, 361    Рожер Борса, Рожер 84, 88, 138, 160, 161, 182, 460, 490, 503, 517—520, 568    Рожер Сицилийский 568    Роланд 458    Роман, «манихей» 342    Роман III, император 488, 516    Роман IV Диоген, Диоген, император 7, 54, 56, 57, 79, 90, 108, 148, 190, 205, 209, 255, 266, 269, 413, 425, 439—441, 444, 455, 465, 476, 477, 479, 488, 496, 522, 549, 553, 625

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

1021 Сб. РИО. Т. 41, С. 435–436; С. 456; С. 489; СПб., 1892. Т. 35, С. 432; С. 464. Иоасафовская летопись. С. 145. 1022 Сб. РИО. Т. 41, 94–95, 97–98, 100–101. С. 459–460, 462, 467, 471, 474, 477–478, 482, 486, 489–490, 492–493, 503, 509–510, 516, 521–523, 527–528, 532–539, 556–557; Т. 35. С. 463–464; Базилевич К.В. Указ. соч. С. 505–508, 532–533. 1023 Неясно, на чем основано утверждение В.В. Трепавлова, что «до начала XVI в. сохранялась практика выдачи ханских ярлыков на великое княжение» (Трепавлов В.В. Россия и кочевые степи: проблема восточных заимствований в российской государственности//Восток. 1994. С. 55). Последним ярлыком был тот, по которому Иван III вступил на княжение в 1462 году. 1024 В то же время традиционная трактовка «послеахматовой эпохи» в истории Орды как ее агонии требует корректировки: такой взгляд исходит из знания последующих событий, для современников же Орда вплоть до ее гибели продолжала оставаться достаточно серьезным политическим фактором (ведь и прежде бывало, что она ослабевала, существовала в условиях междоусобной борьбы, но затем вновь усиливалась). 1025 Например, в США годом обретения независимости считается 1776, хотя война за освобождение продолжалась после этого еще семь лет и Англия признала независимость североамериканских колоний только в 1783 г. 1026 На это обратил внимание Ч.Дж. Гальперин (Halperin Ch.J. Russia and the Golden Horde. P. 70–73). 1027 См.: Словарь книжников и книжности Древней Руси: Вторая половина XIV-XVI вв. Л., 1989. Ч. 2. С. 325–326. 1028 Голохвастов Д.П., Леонид. Благовещенский иерей Сильвестр и его писания//Чтения ОИДР. М., 1874. Кн. 1. С. 71. 1031 Предположение, что в летописях не сказано о походе Нурдовлата и Василия Ноздреватого из-за того, что они подверглись редактированию врагами Ивана III, стремившимися принизить его роль в событиях 1480 г. (Шенников А.А. Червленый Яр: исследование по истории и географии Среднего Подонья в XIV-XVI вв. Л., 1987. С. 45–49), фантастично: каким это образом враги великого князя могли вымарать данное известие при его жизни, скажем, в великокняжеских сводах 90-х гг. (отразившихся в Московском своде по Уваровскому списку, Сокращенных сводах, Вологодско-Пермской, Симеоновской, Прилуцкой, Типографской летописях)? Кстати, митрополит Геронтий, которого «подозревает» А.А. Шенников, умер в 1489 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После объяснений, которые иудеи дали Фанфанаю, тот написал царю Дарию I и доложил, что, собственно, еще Кир разрешил иудеям вновь воздвигнуть дом Божий. Тогда Дарий I приказал разыскать в дворцовых архивах указ Кира. И, действительно, декрет был найден в архиве города Ахмефа, который является ничем иным, как городом Екбатаны древних греков (ныне Хамадан в Иране. – Прим, пер.) ( 1Езд. 5, 7, 13; 6, 1–3 и далее). Эта переписка с персидским двором включена в богодухновенный текст Первой книги Ездры (5, 6; 6, 12). После этого Дарий I приказал, чтобы иудеи продолжили постройку храма, а кроме того, повелел оказывать им содействие и выдать средства из царской казны ( 1Езд. 6, 7, 8 ). Завершилось строительство храма в шестой год правления Дария (516/515 гг. до Р. X), то есть приблизительно спустя двадцать лет после начала строительства (536 г. до Р. X.). «Историчность сообщений (Ветхого Завета) не вызывает никакого сомнения. Многочисленные и разнообразные тексты того времени говорят о том, что Дарий I, как и его предшественники, поддерживал различные вероисповедания не только в Палестине, но и в Малой Азии, и в Египте». 476 Сам Дарий был известным персидским царем, и свидетельство о его победе над врагами в Персидском царстве сохранилось в знаменитой пространной надписи, высеченной на Бехистунской скале (западная Персия). Эту надпись с огромным трудом и опасностью для жизни (поскольку она находится очень высоко) скопировали англичанин сэр Генри Роулинсон (1835–1845 гг.), «отец ассириологии», и доктор Джордж Камерон, известный ассириолог. 477 Именно Дарий первым построил канал, соединяющий Средиземное море е Красным. 478 Эго тот самый Дарий, который предпринял поход в Грецию, но потерпел поражение в известной Марафонской битве 490 года до Р. X. Археологи обнаружили сделанные по его приказу постройки в Вавилоне, Сузах и Персеполе. Различные тексты, найденные во время археологических работ, подтвердили, что царь Дарий получал часть огромной противозаконной, прибыли ростовщиков, которые жестоко обирали народ. Намеки на это мы видим и в книге Неемии (5, 1–4).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010