Venerable Barsanuphius the Great Commemorated on February 6      Saints Barsanuphius the Great and John the Prophet lived during the sixth century during the reign of the emperor Justinian I (483-565). They lived in asceticism at the monastery of Abba Seridus in Palestine, near the city of Gaza. Saint Barsanuphius was born in Egypt (the year of his birth is unknown). From his youth, he began to lead an ascetic life. Arriving at the cenobitic monastery of Abba Seridus, he built a small cell outside the monastery. Here he lived in solitude. Later, Saint John, disciple of Saint Barsanuphius, lived in this cell for eighteen years until his death. Saint John imitated his teacher in silence, ascetic deeds and in virtue. Because of his gift of clairvoyance, he was known as “the Prophet.” After a certain time, Saint Barsanuphius built another cell near the monastery. At the beginning of his solitude, the monastery sent him only three loaves of bread per week. He dwelt for fifty years in work and ascetic deeds. When Patriarch Eustochios of Jerusalem heard about the ascetical life of Saint Barsanuphius, it seemed unbelievable to him. He wanted to see Barsanuphius for himself, so he and his companions tried to dig under the wall, and to enter the monk’s cell from beneath. Those attempting to enter were almost burned by flames suddenly bursting forth from the cell. In his hermitage Saint Barsanuphius devoted himeself entirely to prayer, and he attained a high degree of spiritual perfection. We have manuscript accounts about the life, the deeds and talents of Saints Barsanuphius and John. During the lifetime of Saint Paisius Velichkovsky (November 15), they were translated into the Moldavian and Slavonic languages. The publication of these manuscripts, and also their translation into the Russian language, was done in the nineteenth century by the Elders of Optina’s Entry of the Theotokos Monastery. The precepts of Saints Barsanuphius and John clearly show the degree of their moral perfection, and their love for people, but contain scant facts about their lives. We do not know exactly when Saint Barsanuphius died. Some sources say the year of his death was 563, others say more cautiously before the year 600.

http://pravoslavie.ru/100944.html

Юрашкевич Андрей Данилович (1854–?) – протоиерей. Депутат III Гос. Думы от Минской губ., прав. В 1879 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную академию, кандидат богословия. Служил в духовном училище. С 1905 г. – ректор Минской духовной семинарии и преподаватель Минского епархиального училища. Член минского церковно-исторического комитета, председатель Николаевского братства. Известный проповедник и публицист. – 156–158, 209, 320, 323, 330, 344 Юстиниан (482 или 483–565) – византийский император с 527 г. Завоевал Северную Африку, Сицилию, Италию, часть Испании. Провел кодификацию римского права, способствовал строительству храма св. Софии в Константинополе. – 96 Яблоновский Владиславав Юлианович (1867–?) – польский публицист и литератор. Депутат III Гос. Думы от Варшавы, польское коло. Высшее образование получил за границей. В 1894 г. был арестован в Варшаве и провел несколько месяцев в заключении, был сослан в Верхнеуральск, где пробыл до 1896 г. – 208 Якимов И. С. – староста церкви в Казани. – 232 Якубов Николай Евграфович (1837–?) – протоиерей. Депутат III Гос. Думы от Вологодской губ., прав. В 1862 г. окончил Московскую духовную академию, магистр богословия. В 1862–1877 гг. преподавал философию, психологию в Вологодской духовной семинарии. С 1884 г. – настоятель кафедрального собора Вологды. Член «Союза русского народа», товарищ председателя совета отдела «Союза». – 320, 322 Якубович Вячеслав Андреевич (1868–?) – протоиерей. Депутат II, III и IV Гос. Дум от Минской губ., прав., умер., нац. После окончания в 1890 г. Минской духовной семинарии рукоположен во иерея к церкви с. Старчицы Слуцкого уезда, с 1897 г. служил в городке Петрикове Мазырского уезда. Благочинный. Член Русского окраинного союза. – 320, 322, 323, 345 Яновский Николай Николаевич (1875–?) – землевладелец. Депутат III Гос. Думы от Калужской губ., окт. В 1897 г. окончил Императорское училище правоведения. Калужский уездный предводитель дворянства, почетный мировой судья. Отказался от членства в Думе в июне 1913 г. – 335

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

. VI. p. 547; 565– 581: 638. 10 Подтверждение мысли Гаррисона можно встретить у Латимэра, который в одной нз своих проповедей жалуется также на недостаток богословов н проповедников выходящих из Кембриджа. 11 Свидетельства Латимэра, а также архиепископов Джюэля, Вайтгифта и Паркера подтверждают также, что, благодаря злоупотреблениям. патронов, в английском духовенстве того времени не мало попадалось людей. чуждых, почти всякого образовании и бывших, прежде лавочниками ремесленниками, садовниками, скрипачами и гудочниками вообще из низшего класса общества 12 Гентцнер, такжс восхваляет живописное местоположение Оксфорда и великолепие Кембриджа с, его чистыми улицами, многочисленными церквами и прекрасными колледжами. 13 В назидание читателю, Гаррисон рассказывает кстати легенду о жене этого Роберта, сделавшейся основательницею одного аббатства. Эта леди прогуливалась со своею свитою по окрестностям Оксфордского замка, но стая сорок расположившись на вязах, насаженных в качестве живой изгороди, подняла такой крик, что леди не могла вывести п принуждена была прекратить свою прогулку. Так повторялось несколько раз и постоянно леди была вынуждаема отказаться от прогулки. Выведенная из терпения, она обратилась наконец к своему капеллану с вопросом, почему сороки не дают ей покоя. «О мадам, это не сороки», отвечал ей капеллан, сам, по словам Гаррисона, худшая из всех сорок, «это души находящихся в чистилище, которые умоляют об освобождении». «В самом деле?» удивилась леди, «если так, то, с позволения Роберта, я сделаю все, что могу, чтобы дать им успокоение». С этого времени она так стала приставать к мужу с своими советами, просьбами и слезами, что он должен был наконец согласиться на её желание и построить большой монастырь. где бы возносились молитвы об освобождении душ из чистилища. В этом монастыре покоится и сама его строительница, следы изображения которой можно доселе видеть на её надгробном камне. Читать далее Источник: Соколов В.А. Церковь и университеты Англии XVI века по описанию современника [Harrison " s Description of England in Shakspere " s youth. Edit. By Fr. J. Furnivall. published for the New Shakspere Society. London. 1877]//Прибавления к Творениям св. Отцов. 1884. Ч. 33. Кн. 2. С. 483-543. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

«Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима епископа Далматинско-Истрийского» т.1 М.: Отчий дом, 2001,стр. 216–217, 436, 459, 483, 536, 540–545, 548–549, 555–556, 564–565, 570, 583, 598–599 Правила Святых Поместных Соборов о епитимии Правила I Вселенского собора Правила святого поместного собора Анкирского. Правило 20. Аще чья женя прелюбодействовала, и кто либо прелюбодействовал: таковым подлежит в семь лет прийти в совершенное общение, по ступеням к тому ведущим. (Ап. 48; Трул. 87, 93, 98; Карф. 102; Василия Вел. 9, 21, 31, 35, 46, 48, 58, 77, 80; Григория Нисск. 4). Правило ясно. Нарушивший верность по отношению к своей жене общением с другой женщиной лишается св. причастия на семь лет, так же как и жена, изменившая своему мужу общением с другим мужчиной. Это наказание прелюбодеям подтвердил и трулльский собор своим 87 правилом, разъяснив те ступени покаяния, которые, на основании данного анкирского правила, должны пройти такие грешники, а именно: один год на первой ступени, два – на второй, три – на третьей и один год на четвертой, причем только на восьмом году могут удостоиться св. причащения. Правила святого поместного собора Неокесарийского. Правило 4. Аще кто, вожделев жены, решится преспати с нею, но его намерение не приведется в действие: видимо есть, яко благодатию избавлен. (Василия Вел. 70). Святыми отцами различались в грехе четыре степени: прилог, борьба, изволение и действие, из них две первые не подлежат епитимий, а две другие подлежат ей, ибо не осуждается ни прилог, ни борьба, если помысл, приняв прилог и покорив его, отверг пожелание. Соизволение подлежит суду и обвинению, а действие наказывается. Итак, если появилось у кого пожелание жены и, быв побежден, он принял соизволение смешаться с ней, но не дошел до дела, то есть не исполнил действия; то очевидно, сохранила его божественная благодать. Правила святого поместного собора Гангрского. Правило 1. Аще кто порицает брак, и женою верною и благочестивою, с мужем своим совокупляющуюся, гнушается или рта порицает оную, яко не могущую внити в царствие, да будет под клятвою.

http://azbyka.ru/cerkovnye-kanony-o-epit...

Такое же ощущение святости места я пережил на Синае в монастыре святой Екатерины. Построенный в шестом веке императором Юстинианом (483–565), он чудом сохранился до нашего времени. Окружённый высокими стенами, он стоит на краю бесплодной пустыни. Были периоды, когда монахи покидали его на долгие годы, но его единственное по своему богатству собрание икон не было никогда разграблено кочевниками арабами, чтущими эту святыню. Не одни иконы и прекрасный храм привлекают паломников в Синай. Голые, пурпурного цвета горы, встающие за стенами монастыря, говорят о встрече человека с Богом. Там Моисей получил скрижали завета, там он услышал голос: «Сними обувь с ног твоих. Место на котором ты стоишь свято есть». (Исход III глава, стих 5.). Но, конечно, имя «Святой Земли» принадлежит Палестине. Там родился, учил, был распят и воскрес Иисус Христос . Это земля Боговоплощения, по ней ступали ноги Спасителя мира. Палестина была и наверно всегда будет центром раздора, ею хотят обладать евреи и арабы, христиане и магометане, католики и православные. Иерусалим, имя которого по-еврейски означает «город мира», стал местом величайшего преступления в истории человечества – в нём был пригвождён ко кресту Тот, Кто возвестил любовь Бога к людям и принёс им благую весть примирения и спасения. В нём, больше чем в каком-либо ином городе, Голгофа становится реальностью. Иерусалим несёт на себе печать своего избрания. Такое же отличие дано «вечному городу» Риму. На его семи холмах отложены пласты его удивительной истории. Столица грандиозной империи, объединившей средиземноморский мир ко времени пришествия Мессии, стала центром христианства. Несмотря на все разрушения, понесённые ею, она сохранила единство своего замысла. Этого не удалось совершить его трагическому наследнику Константинополю – «Второму Риму». Город Константина Великого (274–337), в течение двенадцати веков служивший оплотом Церкви, погиб из-за распрей среди христиан. Его завоеватели турки делают всё, что возможно, чтобы стереть следы его былой христианской славы, но она всё ещё продолжает светить чудом архитектуры собора святой Софии-Премудрости Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Насколько глубоко в те времена народ принял веру христианскую, можно увидеть из истории Вселенского Православия. Многие историки не уделяют должного внимания значению Великоскифской Церкви, епископы которой участвовали в соборных заседаниях Вселенских Соборов! В четырёхтомном издании деяний Святых Вселенских Соборов в списках епископов, участвовавших в соборных заседаниях Семи Вселенских Соборов, указаны присутствующие епископы не только Малой, но и Великой Скифии-Руси, а в списке участников VII Собора (787 г.) есть даже епископ Порусский! В деяниях IV (451 г.) и V (553 г.) Соборов принимали самое активное участие скифские монахи. Их деятельность поддерживали Православные епископы Востока, а также папа Римский Гормизд (+523). Более того, ревность скифских монахов за чистоту Православия была настолько известна в те времена, что их при жизни почитали за исповедников! Краткий вероисповедный символ: «Единородный Сыне и Слове Божий бессмертен Сый…», написанный этими монахами, был любезно преподнесён в дар императору Юстиниану Великому (483–565) . Император Юстиниан по происхождению был славянин, его настоящее имя Управда . Авторство этого символа-гимна впоследствии было приписано императору Юстиниану, и с его именем он вошёл в чин Божественной Литургии. На IV Вселенском Соборе (451 г.) решался вопрос о предоставлении Херсонесской (Скифской) Церкви автокефального управления! В память об этом «Русская Православная Церковь благоговейно творит память о деяниях святых отцов IV Вселенского Собора». Память этого события совершается 18 мая . Знаменитые Отцы Церкви, а также византийские историки и хронисты в своих трудах приводят немало свидетельств, исключительных по своей значимости, в которых показаны великие труды, понесённые Апостолом Андреем для создания самостоятельной самоуправляемой независимой Русской Православной Церкви. Их авторитетное слово является неопровержимым свидетельством того, что основателем Церкви на нашей земле является Апостол Андрей Первозванный. Памятник апостолу Андрею Первозванному в Херсонесе     

http://pravoslavie.ru/66668.html

Fr. Matthæi præfatio, 483–92. Notæ in Nemesium edit. Oxoniensis et Antuerpiensis, 819–42. Index scriptorum a N. laudatorum, 841–44. Collatio paginarum editionis Oxoniensis et Antuerpiensis, 843–4. Nolitia G., 479–84; F., 501–2. NEOPHYTUS, presbyter, s. XIII, 136. De calamitatibus Cypri, 495–502. Martyrium S. Mamantis latine (Surius) 115, 565–74. Notitia Cotelerii, 135, 495–6. NESTORIUS HæRETICUS, CP. patr., s, V, 77. Epistolæ ad Cyrillum (inter cyrillianas 3, 5), 43–44 et 49–50, in Synodico, 84, cap. 3, 8, 15, 25. Ps. Chrysostomus, hom. in Mt. IV, 6, 61, 683–8 . Alia in Heb. III, 1, 64, 479–91. NICEPHORUS BLEMMYDA, 1272, 142. De processione Spiritus S., orat. 1–2 (Allatius), 533–84. Sermo ad monachos suos [ex tertio libro de fide] (Dositheus), 583–606. De regia pellice templo ejecta (Allatius), 605–10. De regis officiis (cum Maii monito, 609–12), 611–58. Textus græcusus genuinus, 657–74. Epitome logica, 685–1004. J. Wegelini præfatio, 675–86. Index analyticus, 1621–28. Epitome physica, 1021–1320. J. Wegelini præfatio, 1005–22. Index analyticus, 1627–34. Expositio in Psalmos, græce (editio princeps), 1321–1622. Notilia FH., 527–532. NICEPHORUS IV BOTANIATA, CP. imperat., 1078–81, 127. Aurea bulla (Mansi), 1481–84. (De incestis nuptiis atque sponsalibus, confirmans decreta Joannis Xiphilini.) NICEPHORUS BRYENNIUS, s. XII, 127. Historiarum, lib. 1–4 (editit Possinus cum notis С. Du Cange, 23–216. Possini epist. nuncup. et præfatio, 9–18. Testimonia veterum, 17–20. Index rerum, 1487–1492. Notitia F., 9–10. NICEPHORUS CALLISTUS, s. XIV, 145–47. Historia ecclesiastica, lib, 1–18 (Ducæus), 145, 559–1332; 146 integr. (1. 8–14), 147, 9–448 (lib. 15–18) 613–6. Vita S. Dionysii Areop.] Ducæi epist. nuncup., 145, 557–60. Index analyticus, I: 147, 1177–224. – – II: 1225–64. Enarratio de episcopis CP. (Banduri), 147, 449–68. Bandurii notæ, 469–540. Sermo in S. Mariam Magdalenam (Bandini), 539–76. Precationes (Goar), 575–90. Precatio confessoria (ed. Basileæ, 1545), 591–600. Synopsis S. Scripturæ, , græce (ed. Basileæ, 1545), 605–32.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Юстиниан I (482 или 483–565) — византийский император с 527 г.; завоевал Сев. Африку, Сицилию, Италию, часть Испании; провел кодификацию римского права (Корпус юрис цивилис), стимулировал большое строительство (храм св. Софии в Константинополе, система крепостей по Дунайской границе). 315 Феодор Студит (759–826) — византийский церковный деятель, с 798 г. настоятель Студийского монастыря (в Константинополе); возглавил борьбу с иконоборчеством; оставил в основном богословские сочинения и письма. 316 Иконоборчество — религиозное движение в Византии в VIII — 1–й половине IX в., которое отвергало почитание икон как идолопоклонство, основываясь на ветхозаветных заповедях («не делай себе кумира и ника кого изображения того, что на небе вверху… не поклоняйся им и не служи им», Исх.20:4–5). Против иконоборчества выступил Иоанн Дамаскин. Торжественное восстановление в 843 г. иконопочитания празднуется Восточной Церковью в 1–е воскресенье Великого поста («Торжество Православия»). Иконоборчество было характерно также для радикальных направлений протестантизма (прежде всего кальвинизма) в ряде стран Западной Европы в эпоху Реформации XVI в. (Нидерланды, Германия, Франция); в результате иконоборчества были уничтожены тысячи памятников искусства (мозаики, фрески, статуи святых, расписные алтари, витражи, иконы и др.). 317 Политическая уния Империи с Римом во Флоренции — см. прим. к статье «Патриарх Иеремия II и лютеранские богословы». 318 Афон (Айон–Орос, святая гора) — полуостров, восточная оконечность полуострова Халкидики на северо–востоке Греции, центр православного монашества; включает 20 монастырей, в том числе греческий Карейский (резиденция монашеского управления Афон–Протатон), Лавра Св. Афанасия (X в.), сербский — Хиландар (XII в.), болгарский — Зограф (XI–XIII вв.), грузинский — Иверский (X в.), русский монастырь св. Пантелеймона (1169). В XIV–XV вв. именно Афон стал центром исихастского движения. 319 Антоний Великий (ок. 250–356) — основатель христианского монашества, отшельник в Египте.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=714...

После преставления святейшего патриарха Евтихия благочестивый император Тиверий прожил только четыре месяца и восемь дней и, согласно пророчеству святого, скончался в мире. Мы же за все сие прославим Отца и Сына и Святого Духа, Единого Бога в Троице. Аминь. Кондак, глас 8: Божественнаго верно Евтихия вси поюще людие, любовию да ублажим, яко пастыря велика, и служителя, и учителя премудра, и прогонителя ересей: молит бо Господа о всех нас. 2433 Амасия, город в Азиатской Турции, в Сивасском вилайэте с 15 000 жителей, имеет 18 медрессе (высшие школы), в которых обучаются 2000 софтов (студентов). Прежде Амасия была резиденцией царей Понта; в ней много древностей; родина историка Сграбона. 2435 Император Юстиниан управлял с 527–565 г. Родился в 482 или 483 г., был сыном Иллирийского крестьянина. Взятый своим дядей – впоследствии император Юстиниан I – в Константинополь ко двору императора Анастасия, Юстиниан получил хорошее образование, а после смерти дяди, еще ранее усыновленный им, вступил на престол. Прославил свое царствование подчинением вандальского и остготского государства. 2436 Пятый вселенский собор был созван в мае 553 г. в Константинополе. На нем присутствовало 165 епископов. Среди них были все восточные патриархи, но с запада было только 5 африканских епископов. Председателем был Евтихий, патриарх Константинопольский; собор был созван для окончательного решения вопроса о Феодоре Мопсуетском, блаженном, Феодорите и Иве Едесском. При этом собор утвердил вероопределение всех прежних вселенских соборов, в том числе Халкидонского. 2438 Среди разнообразных мнений, возникших из монофизитского спора выдавалось одно, поддерживавшееся Юлианом Галикарнасским. Он исповедовал, что тело Спасителя было нетленным, что оно было изъято от смерти, подобно тому, как было бы изъято от нее тело Адама, если бы он оставался в своей невинности; что оно было тем же самым, как прежде и после воскресения, что его голод, жажда, усталость вытекали отнюдь не из состава его человеческого естества, но были чувствами, которым Он добровольно подвергал самого Себя. Автортодокеты своих противников называли фтартолатрами (т. е. поклонниками тленного).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

с. 183–185 474–478 479–483 483–488 494–501 502–506 507–518 524–536 536–538 538–545 546–565 574–581 55: с. 247–254 566–574 127–130 269–281 104–110 115–119 119–121 124–125 125–127 121–123 99–104 130–133 134–139 208–215 216–218 218–221 221–224 c.373–380 281–290 c.380–381 291–292 292–296 296–300 300–303 303–306 306–307 315–318 318–321 c.403–409 321–330 c.409–412 330–335 335–337 337–338 339–341 343–353 353–359 399–406 154–161 161–162 162–163 175–177 177–182 189–194 205–208 341–343 390–392 396–399 489–494 519–520 521–524 Сравнительная таблица переводов – русского: Прп. Исаак Сирин . Слова подвижнические/Пер. МДА под ред. С. И. Соболевского. Сергиев Посад, 1911 и греческих: σιος σακ πσκοπος το Νινευ το Σρου. Τ ερεθντα σκητικ/κδ. ερομ. Νικφορος Θεοτκης. Leipzig, 1770 (переизд.: θνα, 1895); ββ σακ το Σρου. Λγοι σκητικο/κδ. Μ. Πιρρ. γιον ρος, 2012 1376 Номера слов по русскому переводу Номера слов по греческому переводу (Θεοτκης) Номера слов по греческому переводу (Πιρρ) σ. 237–240 σ. 240–247 σ. 248–256 σ. 256–259 Иоанн Дальятский σ. 376–378 σ. 378–380 σ. 380–381 σ. 381–383 σ. 383–389 σ. 390–391 σ. 391–401 σ. 438–478 σ. 478–480 Письмо 1 Письмо 2 σ. 595–605 σ. 605–609 σ. 610–611 σ.611–616 σ.619–627 σ. 627–633 σ. 146–149 σ. 678–683 σ.149–153 σ. 683–691 Письмо 3 с. 181–183 σ. 270–272 с. 183–185 σ. 272–274 55: с. 247–254 Письмо 4: σ. 371– 376 67: σ. 777–787 с. 323–325 σ. 481–483 с. 325–328 σ. 483–487 с. 328–329 σ. 487–489 с. 329–332 σ. 489–494 с. 361–363 σ. 402–405 с. 363–367 σ. 405–410 с. 373–380 σ. 109–116 с. 380–381 σ. 508–509 σ. 509–510 σ. 510–514 σ.190–193 σ. 515–521 σ. 193–195 σ. 521–524 σ. 59–63 σ. 525–529 σ. 63–64 σ. 529–530 σ. 281–283 σ. 541–544 с. 403–409 σ. 284–289 с. 409–412 σ.289–292 σ.566–568 σ. 568–570 σ. 576–587 σ. 587–594 Сравнительная таблица сирийского текста: Mar Isaacus Ninivita. De perfectione religiosa/Ed. P. Bedjan. Paris-Leipzig, 1909 и греческого перевода: ββ σακ το Σρου. Λγοι σκητικο/κδ. Μ. Πιρρ. γιον ρος, 2012

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010