1101.  …Я был очевидцем. — См. «Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова, составленное его ближайшими учениками в 1881 году» (Наст, издание, Т. I. Гл. 5. С. 29). 1102.  …знаменитых общежитий — Белобережского, Площанского, Софрониевского, даже Оптинского и Саровского… — Белобережская Иоанно-Предтеченская пустынь — в Брянском уезде, Орловской губернии; Казанская Богородицкая Площанская пустынь — в Севском уезде, Орловской губернии; Путивльская Софрониева пустынь — в Путивльском уезде, Курской губернии; Оптина Введенская Пустынь — в Калужской губернии; Саровская Успенская пустынь — в Темниковском уезде, Тамбовской губернии. 1103.  …Святой Иоанн Пророк, ученик Великого Варсонофия… — Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк жили в VI веке, в царствование императора Юстиниана I (483–565). Они подвизались в монастыре аввы Серида, в Палестине, близ города Газы. Память 6 февраля ст. ст. 1104. См.: Преподобных отцов Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни. Изд. «Правило веры». М., 1995. 1105.  Преподобный Исаак Сирин, епископ Ниневийский, жил в VII веке. Вместе со своим братом поступил в монастырь Мар-Матфея. Ученость и высокий подвижнический образ жизни выделяли братьев, и им предлагали начальствование над монастырем. Преподобный Исаак, не желая этого и стремясь к безмолвию, ушел из монастыря в затвор. Брат его не раз убеждал его вернуться в обитель, но Преподобный не соглашался. Однако, когда слава о святой жизни преподобного Исаака распространилась повсюду, он был возведен на епископскую кафедру города Ниневии. Видя грубые нравы жителей этого города, Преподобный чувствовал, что не в силах исправить их и, кроме того, тосковал по тишине отшельнической жизни. Все это тяготило святого мужа и он, оставив епископство, удалился в скитскую пустыню. Здесь он жил до самой смерти, достигнув высокого духовного совершенства. Память 28 января ст. ст. 1106.  Каллист Патриарх и сподвижник его Игнатий — Святитель Каллист II, известный под именем Каллиста Ксанфопула, подвизался в монастыре Ксанфопулов на Святой Горе Афон (по-видимому, в обители Пантократора). В 1397 г. был возведен на Патриарший престол и святительствовал при Мануиле Палеологе (1391–1425). Оставив управление Константинопольской Церковью, удалился на безмолвие. Вместе со своим сподвижником Игнатием Ксанфопулом составил «Сто глав об умной молитве», помещенные во второй части славянского издания «Добротолюбия». По утверждению их современника, святителя Симеона Солунского, святые Каллист и Игнатий Ксанфопулы были удостоены Божественного осияния, как Апостолы на Фаворской горе. Лица их «казались блистающими солнцевидно».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Шатобриан Франсуа Рене де (1768–1848) – фр. писатель Шафарик Павел Иосеф (1795–1861) – филолог, историк, деятель словацкого и чешского нац. движения Шебуев Василий Косьмич (1777–1855) – рус. живописец Шеллей (Шелле) Анри Давид (1751–1823) – швейц. проповедник и публицист Шелли Перси Биши (1792–1822) – англ. поэт-романтик Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф (1775–1854) – нем. философ Шиллер Иоганн Фридрих (1759–1805) – нем. поэт, драматург Шлецер Август Людвиг (1735–1809) – нем. историк и филолог Шлоссер Фридрих Кристоф (1776–1861) – нем. историк Шталь (Сталь) Фридрих Юлиус (1802–1861) – нем. лютеранский филолог и публицист Штирнер Макс (наст. имя и фамилия Каспар Шмидт; 1806–1856) нем. философ-младогегельянец Штраус Давид-Фридрих (1808–1874) – нем. философ, историк, теолог и публицист Эвальд Генри (1803–1875) – нем. ориенталист, библеист Эдуард I (1239–1307) – англ. король с 1272 из династии Плантагенетов Эраст Фома (XVII в.) – основатель в Англии секты, отрицавшей Церковь Эрманарих (? – 373) – король остготов Эсхил (ок. 525–456 до н. э.) – др.-гр. поэт-драматург Юм Давид (1711–1776) – англ. философ, историк, экономист Юстиниан I (482 или 483–565) визант. император с 527 Юшер (Ушер) Джеймс (1581–1656) – англ. архиепископ в Ирландии, проповедник кальвинизма Яворский Стефан (1658–1722) – рус. церк. деятель, писатель, в 1700–21 местоблюститель патриаршего престола Ягер – см. Жегер Языков Николай Михайлович (1803–1846/47) – поэт Янсен (Жансен) Корнелий (1585–1638) – гол. теолог, давший имя движению янсенизму Яо – китайский император Ярослав Мудрый (ок. 978–1054) – великий князь Киевский (1019) 716 Впервые: Соч., II, 399–407·, кроме < " Отрывка о церковных и административных вопросах " > . Два отрывка ( < " Построение жизни Спасителя " > и < " Заметки для исследования о подлинности Евангелия от Матфея " > ) нами опущены. Нуждающиеся в основательном и кропотливом научном исследовании, к чему не имеется здесь возможности, – они совершенно темны. Отрывок «О Св. Троице» не был включен в это издание вследствие сомнений Самарина в принадлежности его Хомякову (опубл.: ПСС, II, 512–513; латинский подлинник без перевода; там же, 430–431, – < " Отрывок о церковных и административных вопросах " > ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

В этой связи следует также отметить роль догматических гимнов. В восточной Литургии важным добавлением стал гимн “Единородный Сыне”, включенный в литургию при императоре Юстиниане (483–565). На Западе с IX в. в литургическом употреблении появился так называемый “символ св. Афанасия” 794) . Этот древний гимн, по всей вероятности галликанского происхождения, по существу служил кратким догматическим катехизисом для крещеных. Главными темами гимна являются догматы о Троице и двух природах во Христе. Миряне произносили его нараспев после проповеди на воскресной литургии. Некоторые дошедшие до нас огласительные проповеди являются вольным изложением этого гимна 795) . Теоретически, всюду, где оставались язычники, у церкви возникала насущная потребность оглашать взрослых по полной программе. На практике, однако, в VI в. мы встречаемся скорее с единичными случаями сохранения древней традиции, нежели с заведенным правилом. Один из таких случаев заслуживает особого внимания. Дело происходило в Карфагене, в середине VI века. Ферранд (†547), диакон одной из тамошних церквей, послал письмо епископу Фульгенцию Руспийскому (†533?) с чрезвычайно ценным описанием оглашения и крещения юноши эфиопа из “далекой варварской провинции”. Благодаря попечению верных, он был вверен церкви, чтобы вкусить церковные таинства. По обычаю, он становится катехуменом. Вскоре с наступлением Великого поста он подает [свое имя] в числе “стремящихся”, записывается [в церковную книгу] и проходит наставление. После этого, зная и понимая всеобщие и досточтимые тайны католической религии, как и подобает, он проходит тщательный осмотр ( scrutinium ) и освобождается от диавола с помощью экзорцизмов. Перед тем как услышать символ, он отрекается от сатаны, как того требует обычай. Далее, в присутствии верных, он ясным голосом по памяти произносит точные ( ipsa ) слова святого символа и принимает благочестивое правило молитвы Господней. Зная, таким образом, во что верить и как молиться, он приготовляется к будущему крещению… 796)

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

In 537 Emperor Justinian (483–565) installed the Chalcedonian Paul of Tabenn (537–40) to the patriarchate of Alexandria. While Paul was committed to Chalcedonian Christology, the vast majority of Alexandrian clergy remained loyal to the Miaphysite position. Following Paul’s condemnation and expulsion, other Chalcedonian supporters, such as John II (570–80), presided as the patriarch of Alexandria. However, the Alexandrian clergy and churches predominantly remained com­mitted to the Miaphysite Christology, which they saw as the tradition of their ancestors. In the 7th century Arab Islamic invasions sepa­rated the patriarchate of Alexandria, along with the rest of Egyptian churches, from almost all of their Christian allies throughout the Roman Empire. However, there was ongoing dialogue between the patriarchate of Alexandria and nearby African churches. For example, Nubian Christianity (in the area now occupied by the Sudan) survived from the 4th well into the 15th century. Furthermore, the patriarch of Alexandria remained in contact with segments of the Ethiopian Church. The Ethiopian Orthodox Church remained a daughter church of the patriarchate of Alexandria until Cyril VI, the patriarch of All Africa and Coptic pope of Alexandria, granted the Ethiopians their ecclesiastical autonomy in the 20th century. Today, nearly 95 percent of Egyptian Christians identify themselves as members of the Coptic Orthodox Church of Alexandria. Pope Shenouda III is the current leader of the Coptic Church. Shenouda III carries the title of Pope of Alexandria and Patriarch of All Africa under the Holy See of St. Mark. The Ortho­dox Chalcedonian Church in Alexandria (now a minority of the Christians surviving there) gives its allegiance to the Greek patriarch, who for many years of Islamic rule had found refuge in Constantinople, and eventually came to be a virtual bureau appointment of the Constantinopolitan phanar. In the 20th century some eminent holders of the Greek Orthodox patriarchal office have advanced Orthodox-Islamic dialogue in an attempt to broker peace between the religions in an often tense envi­ronment of Arab nationalism.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-ency...

   Мелик-Шах II, Килич-Арслан, Сулейман, Ша-хиншах (султан 1106—1116), 380, 382, 399, 400,    407, 410—415, 548, 561, 562, 609, 614, 618    Мелиссин, см. Никифор Мелиссин Менелай 72, 116    Месопотамит, см. Василий Месопотамит    Месопотамит, см. Георгий Месопотамит    Месопотамиты 546    Метакса 158    Мигидин 169, 216    Мидас 98, 466    Миков В. 614    Миловский И. 554    Мифимн 160    Михаил IV, император 371, 516, 605    Михаил из Амастриды 381    Михаил, главный виночерпий 312, 313    Михаил, евнух 244, 430    Михаил, муж племянницы Комниных 116, 474 Михаил, зетский князь 90, 138, 463    Михаил, пинкерн 244    Михаил Анемад 268, 330—334, 555, 591, 592 Михаил Анхиал 34    Михаил Атталиат 19, 31, 442—445, 448, 449, 451, 452, 455, 466, 469, 477, 483—485, 500, 524, 529, 539, 549    Михаил Вурц 486    Михаил Глика, Глика 20, 33, 34, 437, 444, 472, 475, 477, 479, 507, 521, 557, 586, 619    Михаил Дука, внук кесаря Иоанна Дуки 105, 169, 170, 210, 234, 469, 474    Михаил VII Дука, Парапинак, император 7, 8, 14, 57, 61, 62, 75, 78, 80, 81, 85, 86, 91, 116,119,    120, 123, 141—143, 172, 189, 254, 255, 439, 441, 442, 444—446, 452, 455, 462, 466, 496, 498, 511, 512, 522, 549, 605    Михаил Италик, Италик 33    Михаил Каспаки 575    Михаил Кекавмен, Кекавмен 304, 351, 353, 409, 617    Михаил Кирулярий 451    Михаил Маврик 493    Михаил Пантехн 426, 430, 626    Михаил Пселл, Пселл 18, 29, 31, 32, 33, 36, 38, 42, 43, 172, 173, 437, 440, 451, 452, 454, 455, 476, 478, 484, 485, 487, 510—513, 518, 524, 531, 538, 549, 552, 556    Михаил Сириец 618 Михаил Стипиот, Стипиот 402, 406, 407    Михаил VI Стратиотик, император 7, 554    Михаил Таронит, Таронит 123, 256, 260, 479, 554, 593    Михаил Хониат 595    Михаил Эфесский 17, 37    Моисей 282, 565    Мокр (Крум?) 209, 533    Монастра 13, 224, 236, 268, 274, 297, 298, 313, 317, 318, 321, 380, 388, 555    Монолик, Маналух(?) 387, 402, 403, 408—410, 412, 610    Мономах, см. Константин IX Мономах    Мономахат, см. Георгий Мономахат    Моравчик Г. 47, 494, 600, 625

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

В тех местах, где ныне расположен названный его именем монастырь, Антоний провел в одиночестве в скальной пещере двадцать лет. Сюда он перебрался из другой пещеры, где к нему приходило много гостей. Где бы не подвизался в аскетических подвигах Антоний, к нему стекались люди. По преданию, искусный проповедник Антоний занимался в этих местах врачеванием, поэтому к нему шли люди за исцелением духовных и физических недугов. Некоторые из них решили поселиться рядом со своим учителем. Часть из сподвижников Антония построила себе нехитрые жилища, другие разместились в близлежащих пещерах. После кончины святого к месту его уединения стали стекаться многочисленные паломники из Сирии, Эфиопии, Египта и других стран, которые искали здесь утешения и исцеления. Монастырь возник уже после смерти прп. Антония Великого. По одним данным, это случилось в 356 году, сразу после смерти святого, а по другим — между 361 —363 гг. К началу IV века в Египте сложилась первая христианская монашеская община, и в 312 году она переместилась в ту пустыню, где и располагается ныне монастырь, носящий его имя св. Антония Великого. Неоднократно, вплоть до середины VI века, первые монахи страдали здесь от многочисленных грабителей. По преданию, около 537 года византийский император Юстиниан I (483 —565) повелел возвести окруженное стенами новое монастырское здание. Согласно «Православной энциклопедии», в VI в. здесь обитали коптские монахи-монофизиты, а в VII и VIII вв. появились православные, так называемые мелькиты (от арамейского слова «мелк» — царь, то есть сторонники византийского василевса). В XI в. монастырь подвергся разрушению, в XV в. был брошен, но через два столетия монахи вновь заселили его помещения. О подробной истории монастыря первый встретившийся нам с Миной монах посоветовал узнать в специальном бюро информации, устроенном слева от входа в монастырский двор. Стены бюро обильно оформлены крестами и иконками, в нем продаются сувениры для иностранных посетителей, причем цены здесь несколько выше, чем в монастырской лавке для коптов-христиан. Находящийся в бюро седовласый монах объяснил на английском двум туристам из Швеции и нам с Миной, что об истории монастыря «можно рассказывать целый день», он она подробно изложена в путеводителе, которого еще в продаже нет. Однако он предложил нам книгу коптского епископа Yostos, изданную в Египте на английском языке, — «The Garden of Abba Antony. The monastery of abba Antony at the Red Sea» (2008).

http://bogoslov.ru/article/2414861

В февр. 1555 г. Никифор, архимандрит Н. П. м., участвовал в поставлении архим. свт. Гурия (Руготина) на вновь открытую Казанскую кафедру (ПСРЛ. Т. 13. С. 250); он же упоминается и в данной грамоте от 8 сент. 1558 г. (АРГ: АММС. 109. С. 246). В июле 1561 г. архим. Галактион подписал крестоцеловальную запись кн. В. М. Глинского, в апр. 1562 г.- кн. И. Д. Бельского (СГГД. Ч. 1. 172. С. 470-473; 177. С. 484-487). Предусматривалось его участие в поставлении митр. Московского и всея Руси Афанасия (состоялось 5 марта 1564; ААЭ. Т. 1. 264. С. 298). 3 янв. 1565 г. архим. Галактион ездил вместе с др. представителями духовенства к царю в Александровскую слободу. 8 апр. того же года он был поставлен «на Крутицу в епископы» (ПСРЛ. Т. 13. С. 380, 381, 393, 396). Незадолго до поставления Галактиона во епископа Сарского и Подонского новым настоятелем Н. П. м. стал архим. Антоний, к-рый уже в этом качестве подписал 28 марта 1565 г. крестоцеловальную запись боярина И. П. Захарьина-Яковли Хирона (СГГД. Ч. 1. 182. С. 503-506), в апр. 1566 г.- кн. М. И. Воротынского (Там же. 189. С. 533-537), 2 июля того же года - Приговорную грамоту Земского собора ( Антонов А. В. Приговорная грамота 1566 г.//РД. 2004. Вып. 10. С. 172-181). В 1570/71 г. архим. Н. П. м. Вассиан подписал крестоцеловальную запись кн. И. Ф. Мстиславского (СГГД. Ч. 1. 196. С. 561-565). 29 апр. 1572 г. Вассиан участвовал в Соборе, рассматривавшем вопрос о 4-м браке царя Иоанна IV Васильевича (ААЭ. Т. 1. 284. С. 329-332). В 1573/74 г. архим. Вассиан сделал щедрый земельный вклад в костромской Ипатиевский во имя Святой Троицы мужской монастырь (АРГ: АММС. 123. С. 263-264). В. Д. Назаров отметил, что, во-первых, вкладчик одаривал тот мон-рь, к-рый ранее возглавлял и из игуменов к-рого был поставлен архимандритом Н. П. м.; во-вторых, что крупная земельная собственность архимандрита и возможность свободно ею распоряжаться «лишний раз подтверждает, что древняя обитель жила не по общежительному уставу» (Там же. С. 483). Прямых указаний на дисциплинарный устав обители в XIV-XVI вв. в известных источниках нет, содержащаяся в монастырских актах XVI в. формула «архимандрит... з братьею», приход на настоятельство в Н. П. м. в 40-х гг. XVI в. Нифонта (Кормилицына), ранее тесно связанного с общежительным Иосифовом Волоцким мон-рем, а также устройство в Н. П. м. в XVII в. каменных трапезных как при Покровском, так и при больничном Никольском храмах позволяют предположить, что по крайней мере в XVII в. обитель формально была киновией. В пользу этого может свидетельствовать и посвящение описанного Павлом Алеппским храма обители во имя прп. Сергия Радонежского.

http://pravenc.ru/text/2577885.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОАНН ПРОРОК Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Икона преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка Память 6 февраля Происхождение святого Иоанна неизвестно. Он пришел в обитель аввы Серида близ Газы в Палестине , в царствование святого императора Иустиниана I (483-565). Здесь он стал учеником великого подвижника Варсонофия . Когда его авва перешел в другую келью, Иоанн вселился в прежнюю келью святого Варсонофия близ монастыря. Здесь он прожил в затворе 18 лет - до своей кончины и не принимал никого, кроме аввы Серида и прп. аввы Дорофея , который 9 лет был у него послушником . Прп. Иоанн писал, что сам не имеет священного сана («не причтенный к клиру») . Подражая своему учителю в безмолвии, подвигах и усвоении добродетелей, он уподобился авве Варсонофию. О теснейшем духовном единении с прп. Варсонофием прп. Иоанн писал: " Старец в Боге и я с ним… мы двое составляем единое целое " . Наряду с различными духовными дарованиями он обладал особым даром прозорливости и пророчества, почему и был назван Пророком . По своему смирению, обращавшихся непосредственно к нему с вопросами Иоанн посылал к авве Варсонофию. Варсонофий же свои ответы часто передавал через преподобного Иоанна, иногда поручая ему давать ответы самому. В записанных " Ответах " преподобного Варсонофия и Иоанна Пророка, ставших руководством к духовной жизни не только для их современников, но и последующих поколений, ясно можно видеть постепенное духовное восхождение " от силы в силу " преподобных. Прп. Иоанн в ответах именуется " другим старцем " . Многое провидел и предсказал преподобный Иоанн, включая свою кончину, последовавшую за кончиной аввы Серида. Молодой игумен того монастыря - Елиан - умолял преподобного пожить еще хотя бы две недели, чтобы научить его уставу и управлению монастырем. Преподобный Иоанн исполнил его просьбу и действительно умер через две недели. Преподобный Варсонофий Великий пережил своего ученика и друга. Использованные материалы   Doroth. Doctrinae. 4, 56//PG. 88. Col. 1669A   Отв. 138. C. 97/Ep. 211. 15   Отв. 302/Ep. 305. 11-12, 15; ср. Отв. 220   Doroth. Vita Dosithei. 1//Brun P. M. Vie de St. Dosithée. Rome, 1932 (Orientalia christiana; 26, 2); ср.: Отв. 792; 793/Ep. 783; 784 Редакция текста от: 05.08.2017 13:15:56 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/14614.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН БАР КУРСУС [сир.      ] (ок. 483, Каллиник, Сирия - 538, Антиохия), еп. г. Телла (Константина), видный деятель монофизитства, церковный писатель, канонист, св. Сирийской яковитской Церкви (пам. 6 февр.). Известны 2 Жития И. б. К., написанные его младшими современниками: 1-е - его учеником Илией, еп. Дары; 2-е - Иоанном Эфесским, которого И. б. К. рукоположил во диакона. Ряд более точных, но отрывочных сведений об И. б. К. содержится в хронике Псевдо-Дионисия Телль-Махрского (2-я пол. VIII в.); возможно, они восходят к несохранившимся частям «Церковной истории» Иоанна Эфесского. И. б. К. происходил из бедной семьи. Он рано лишился отца; в возрасте ок. 20 лет (ок. 503) поступил на службу к префекту г. Каллиника в визант. пров. Осроена. Под впечатлением от чтения Жития св. Феклы И. б. К. принял монашество в мон-ре Мар-Заккай близ Каллиника. На Соборе в Сидоне (511) он входил в монофизитскую партию, к-рая во главе с еп. Филоксеном Иерапольским пыталась навязать патриархам Флавиану Антиохийскому и Илии II Иерусалимскому осуждение халкидонского вероучения. В 519 г. поставлен в епископы г. Теллы, спустя 2 года лишен кафедры в период гонений на монофизитов при визант. имп. Юстине I (518-527). Последующие годы И. б. К. скрывался от преследований и лишь в период ослабления гонений в начале правления имп. Юстиниана I (527-565) вновь на непродолжительное время (ок. 530) вернулся на кафедру Теллы. В 532/3 г. И. б. К. в составе делегации вост. епископов участвовал в диспуте с православными в К-поле. Этот диспут, на к-ром была предложена теопасхитская формула (см. ст. Теопасхизм ) как путь примирения между монофизитами и православными, не имел результатов. В 535-536 гг. имп. Юстиниан вновь преследовал монофизитов на Востоке. И. б. К. вынужден был скрываться, он тайно посещал и поддерживал единоверцев. Спустя неск. лет на территории Персии, в окрестности Нисибина, он стал неофиц. главой антихалкидонитских общин Востока. По явно легендарным утверждениям агиографов, за годы скитаний И. б. К. рукоположил до 170 тыс. пресвитеров и диаконов для монофизитских общин. Деятельность И. б. К. в Персии вызвала беспокойство визант. правительства. Он был задержан персид. наместником в Нисибине, выдан византийцам и после осуждения Собором православных епископов в Феодосиополе (Решайне) в 537 г. отправлен в заключение в один из мон-рей Антиохии под личный надзор патриарха свт. Ефрема . Через 10 месяцев в этом мон-ре он скончался в возрасте 55 лет.

http://pravenc.ru/text/469826.html

76 Был епископальный город Φελλς на запад от Мир, поблизости Патар. Епископ феллийский, вероятно, оставался в Мирах еще со дня праздника, т. е. 6 декабря. Удивительно, как при такой славе преп. Николая, не прибыл на погребение его сам архиепископ! Едва ли предстоятель мирской церкви был хорошо расположен к соседнему монастырю, затмевавшему собой в сознании народа саму митрополию. 77 В доставленном мне из Рима чрез достопочтенного «стража земли святой» письменном отзыва о рукописном подлиннике нашего жития, сказано, что после слова декабря есть подчистка (rasura) весьма глубокая, и нет возможности дознаться, какое слово было некогда на её месте. Теперь же там читается цифра Ζ, что значить 6. Странно, что Фальконий не упоминает совсем об этой подчистке. Была ли она в его время? Кто имел нужду сделать ее и как относиться к ней? Полагаю, что она сделана той же рукою, которая выскребла в заглавии Жития слово архимандрита. Человек, привыкший к ходячему и всем известному рассказу о чудотворце мирликийском, нашел вовсе неуместным называть его «архимандритом» и относить кончину его к какому бы то ни было другому, а не «шестому» числу декабря. С житием самим он, конечно, и не справлялся. 78 Оставляя потому под сомнением цифру 6, мы крепко держимся за означение дня недели, в который преставился святой Николай; ибо он писал прописью, как мы привыкли говорить. Итак, верно, что это было в среду. 79 В 13 индиктионе тоже нельзя сомневаться. В подлиннике написан он четко и ясно. Но то же ли самое надобно сказать и о годе царствования Юстинианова? Здесь возникает хронологическое затруднение, которое нелегко отстранить. Имя императора определяет собой несомненно век св. Николая младшего. Было, правда, два императора этого имени. Но здесь конечно речь идет о первом или великом (род. 483, ум. 565); ибо Юстиниан II, дважды сидевший на императорском престоле, ни в тот ни в другой раз не царствовал 18 лет, ни даже оба царствования его не заключают в себе стольких лет. Итак, имеем дело с 18-м годом царствования Юстиниана великого .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010