12е, 13е и 48е правила решают вопросы о браке священнослужителей; 33е правило осуждает обычай Армянской страны принимать в состав клира только лиц, происходящих из священнического рода; 64е и 70е правила запрещают мирянину и жене поучать всенародно в храме во время богослужения; 80е правило грозит отлучением тому, кто в течение трех воскресных дней не придет в храм на богослужение; 54е правило запрещает вступление в брак в близком родстве; 53е правило узаконяет духовное родство восприемников с воспринимаемыми и запрещает им вступление в брак; 72е правило запрещает смешанные браки с еретиками; 73е правило повелевает воздавать честь животворящему Кресту Господню и запрещает начертывать изображение его на земле, дабы оно не попиралось ногами; 75е правило требует благочинного пения в храмах; 74е и 76е правила запрещают в храмах и «внутри священных оград» устраивать трапезы, корчемницы или «купли производить»; 77е правило запрещает не только священнослужителям и инокам, но и «всякому христианину мирянину» мыться в бане вместе с женщинами; 83е правило запрещает преподавать Евхаристию телам умерших; 86е правило повелевает отлучать от Церкви тех, кто содержит блудниц; 90е правило повторяет запрещение преклонять колена в дни воскресные, «ради чести Воскресения Христова»; 91е правило повелевает отлучать от Церкви вытравляющих плод во чреве; 100е правило подвергает отлучению распространяющих порнографию; 102е правило говорит о епитимиях кающихся. VII Вселенский собор в Никее в 787 году издал двадцать два правила, из которых наиболее важные: 3е правило, запрещающее избрание во священные степени мирскими начальниками; 4е и 5е правила, запрещающее симонию; 6е правило повторяет требование о созыве ежегодных соборов епископов и запрещает мздоимство; 10е правило повторяет запрещение клирикам оставлять свои приходы и занимать мирские должности; 11е правило повторяет требование иметь иконома в каждой церкви и по монастырям; 12е правило повелевает епископу и игумену иметь попечение о всех церковных вещах и ими распоряжаться, но не присваивать чего-либо самому себе в собственность, под страхом изгнания;

http://azbyka.ru/kanony-pravila-cerkovny...

Правило четырнадцатое запрещает чтецам и певцам вступать в брак с иноверными женами; Правило пятнадцатое говорит о поставлении дьяконисс; Правило шестнадцатое запрещает монашествующим и девам вступать в брак; Правило семнадцатое определяет точные границы епархий; Правило восемнадцатое воспрещает «составлять скопища» и «строить ковы» епископам и своим сопричетникам; Правило девятнадцатое повторяет правило о двукратном созыве в год Собора епископов; Правило двадцатое повторяет запрещение клирикам переходить в другую церковь ; Правило двадцать первое повелевает не принимать доноса на епископов «просто и без исследования»; Правило двадцать второе запрещает клирикам «расхищать вещи» епископа по его смерти; запрещает клирикам и монашествующим без всякого поручения от своего епископа приходить в Константинополь и жить в нем; Правило двадцать четвертое запрещает обращать монастыри в мирские жилища; Правило двадцать пятое запрещает оставлять кафедры епископов незамещенными больше трех месяцев; Правило двадцать шестое повелевает епископам управлять церковным имуществом с помощью икономов; Правило двадцать седьмое запрещает похищать жен для супружества; Правило двадцать восьмое определяет круг судебной и административной деятельности Константинопольского патриарха и уравнивает его с папой Римским; Правило двадцать девятое запрещает низводить епископа на пресвитерскую степень; Правило тридцатое говорит о египетских епископах. V Вселенский собор в Константинополе в 553 году и VI Вселенский собор в Константинополе в 680 году не оставили после себя правил, но, вместо этого, в 691 году был созван собор так наз. «Трулльский», именуемый иногда поэтому «Пято-Шестым», на котором было возмещено это опущение и составлено целых 102 правила. Из правил этого собора особенно важны: 36е правило, которое повторяет о равноправии константинопольской и римской патриарших кафедр и указывает вообще иерархический порядок патриарших кафедр; 8е правило, которое повелевает митрополиту ежегодно созывать собор епископов;

http://azbyka.ru/kanony-pravila-cerkovny...

ad h. loc.). Позднейшие толкователи большею частию разумеют это пророчество об Антиохе Епифане, царе Сирийском. 4. Четвертая часть книги Затем вожатый показывает место, где будут печь священные хлебы и готовить пищу жрецам (46:19–24 720 ). Наконец, вожатый указал пророку животворный поток, текущий из под храма и превращающий воды Мертвого моря в воды здоровые, изобилующия рыбами всякого рода; – это поток истинного Боговедения, превращающий море мира языческого в Церковь святую о Господе (47:1–12 721 ). Приступая к разделу удела народного, пророк первоначально обозначает границы Палестины (47:13–20 722 ); велит разделить землю между Евреями, но и иноземцев, живущих между ними, не лишать участков (47:21–23 723 ). Каждое колено должно получить поровну; только Иосифу, разделенному на два колена (Ефремово и Манассиино), должно дать два удела. На севере, во все протяжение земли от востока до запада, удел Дану (48:1 724 ); подле него Ассиру (48:2 725 ), далее Неффалиму, Манассии (48:4 726 ), Ефрему (48:5 727 ), Рувиму (48:6 728 ), Иуде (48:7 729 ). Тут следовали уделы священный и царский (48:8–22 730 ). За царским уделом следует удел Вениамину (48:23 731 ), Симеону (48:24 732 ), Иссахару (48:25 733 ), Завулону (48:26 734 ) и на южном краю удел Гаду (48:27–28 735 ). В заключение вожатый измеряет окружность священного города Иерусалима по 4,500 тростей или по 13 1/2 верст в каждой из четырех его сторон, что составит площадь в 170 квадр. верст для города Иерусалима; – наконец, перечисляет или размещает двенадцать ворот этого города по именам двенадцати колен Израилевых и объявляет, что имя Иерусалиму с того дня будет Господь там (48:29–35; ср. Пс 45:6 ; 736 Лев. 26:12 737 ). Такое просторное помещение Иерусалима и тщательное благоустройство царства Иудейского, очевидно, надобно принимать за общепонятное изображение величия и славы избранного народа после плена во исполнение Божиих обетований; а усвояемое столице царства новое название показывает, что Иерусалим здесь служит символом истинной Церкви Божией по пришествии Мессии ( Агг 2:8 ; 738 Мал 3:1 ; 739 1Кор 14:25 740 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

48-я глава, содержащая пророчество о Моавитянах, падении их царства и обращении к Богу их остатка, отвергается критиками 73 , потому что носит ясные следы богодухновенности. Внешним мотивом служит сходство ее с 15 и 16 главами Исаии, содержащими также пророчество о Моавитянах. Этот мотив, конечно, не серьезен. 74 С другой стороны, у пр. Иеремии естественно ожидать пророчества о Моавитянах, как подробного раскрытия кратко высказанной им мысли о падении моавитского царства и подчинении его Вавилону (25:21). Замечательно, что будущее бедствие Моавитян в обеих речах (т. е. 25 и 48 гл.) Иеремии уподобляется «опьянению» их из чаши гнева Господня ( Иер.25:27 =48:26, ср. 13:13). Подобное же сходство с неоспоримо подлинными речами Иеремии видно и во многих словах, оборотах и образах рассматриваемого пророчества. Напр. опустошение городов (48;8=4:29), плач Моавитян (48:32=25:36), «пустынное дерево» – (48:6=17:16); «винный сосуд» – (48:12=13:12–14); «Царь Господь Саваоф» – 48:15=46:18); дочь – жительница – – (48:18=46:19); «негодный сосуд» (48:38=22:28). Также 48:14=8:8; 48:16=9:24; 19=6:16 и мн, др. Замечательно также упоминание об «орле», который «налетел на моавитскую землю» и опустошил ее (48:40). Здесь, очевидно, разумеется Навуходоносор. Это символическое имя его, употребительное у Иеремии (49:22), даже без упоминания о Навуходоносоре, очень понятно было в век его, так как все народы Азии и Африки хорошо знали, что это за орел, ибо были в его когтях (ср. Иер.27:3 –8). И пророк Иеремия чаще всего угрожает всем народам Навуходоносором (ср. 25:9, 27:6–7, 43:10–11, 44:30, 46:26, 49:22). Но более всех других отделов в книге пр. Иеремии подвергается единодушному критическому нападению 75 речь его o падении Вавилона, заключающаяся в 50 и 51 главах. Содержание этих глав следующее. Пророк велит возвещать среди народов, что Вавилон и его боги пали (50:1–5). Главною виною Вавилона Господь признает преступления его против Израиля: опустошение израильской земли, разрушение храма, гордость перед Израилем и его Богом (50:6–34). В наказание за эти преступления войска вавилонские будут избиты, а Вавилон будет опустошен, как Содом (50:35–40). Разрушение Вавилона будет совершено северным народом, народом жестоким, с многочисленными войсками, пред коими не устоят Вавилоняне, придут в трепет, не защитятся (50:41–51:10). Из врагов пророк выделяет царей мидийских, которые совершат над Вавилоном суд, как ранее Вавилоном Господь совершал Свои суды над другими народами (51:11–26). Кроме Мидян пророк приглашает к войне против Вавилона войска Мидийские, Аскеназские, Араратские, пред коими оробеют и не защитятся вавилонские войска. И Вавилон и его боги падут, потому что таково определение Господне (51:27–58). Это пророчество Иеремия вписал в книгу, передал Сераии, уходившему в Вавилон, и наказал прочитать его в Вавилоне и опустить книгу на дно Евфрата, в знамение того, что Вавилон «погрузится и не встанет» (51:59–64).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Инок аще седит в дому своем, яко мирянина сего вменяет Бог. Правило 94. Инок аще оставит ложе свое, и уснет на дружнем без благословныя вины, имать запрещение, поклонов пятьдесят. Правило 95. Инок аще упиется, запрещается недель пять. и аще сблюет от много пития, запрещается яко же ниже в Номоканоне сем о священницех. Правило 96. Инок аще что украдет из монастыря, или тайно яст, подобно со мнозем испытанием да исправится и запретится от настоятеля. Правило 97. Инок аще солжет, вольным хотением, имать запрещение, сто поклонов великих. аще ли да спасет душу, или свою, или ближняго, греха не имать. Правило 98. Инок аще отъидет на брань, имать канон дний, 30. Правило 99. Инок аще посмеется, паче усклабления. имать поклонов, пятьдесят. Правило 100. Инок аще идет с женою поприще едино, да отлучится днии седмь. Правило 101. Инок аще лобжет жену, или отроча, имать запрещение, днии четыридесять да не причастится. ибо ни на святое воскресение Господне, достоит иноку лобызати отроча, или свою матерь. Правило 102. Презвитер инок врачуяи, или жилу секии, да есть празден священнодейства днии седмь. Правило 103. Инок презвитер аще извержен есть, трапезу точию да благословит. Правило 104. Инок простыи, бияи кого, прежде да примирится оному. таже да сотворит поклонов триста. Правило 105. Инок после павечерницы, ядыи и пияи, да постится едину седмицу, сухоядение и поклонов двесте. аще повелит нужда ясти и пити, второе да поет павечерницу. Правило 106. Инок аще распояшется на ложи своем, да сотворит поклонов, пятьдесят. Правило 107. Инока пострижена, изшедша же самовольне, недостоит приимати в другии монастырь, по четвертому правилу, иже в Халкидоне святаго собора. Правило 108. Аще ли же игумен приимет и, лишается игуменства. разве аще понужден будет зря его погибнути хотяща. инако бо от рук его душа его взыщется, яко нечеловеколюбствова о брате. Аще ли же епископ приимет сицеваго, и яко же причетника имать и, да будет епископ, своих людии точию общением доволен, другим ему сообщающимся, по осмьдесят третиему правилу, иже в Карфагене собора. Правило 109.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/nomoka...

В 691-2 гг. Юстиниан созвал большой собор византийских епископов с участием восточных патриархов и папских легатов. Собор был собран в том же зале со сводами (Трулльском зале), что и VI Собор. Официально он называется Трулльским собором, или Пято-шес­тым, как бы каноническим приложением к V и VI Вселенским соборам. Но Римская церковь его вселенским не признала. 102 канона, принятые собором, отражают широкую картину церковных и нравственных непорядков того времени. В некоторых местах епископы продолжали жить со своими женами (правило 12). Священники вступали во второй брак или женились до посвящения, но на вдовах, блудницах и актрисах (правило 3). Диаконы и иподиаконы вступали в брак после принятия сана (правило 6). В священники, диаконы и иподиаконы ставились лица, не достигшие канонического возраста (правила 14 и 15). Священники и монахи позволяли себе ходить на конские бега и в театры (правило 24). В клир по иудейскому образцу принимались лица только из семей клириков же (правило 33). Митрополиты и епископы практиковали ростовщичество (правила 22, 35). Вот непорядки в отправлении богослужения. Священники не радели о проповеди или проповедовали не строго православно (правило 19). Святое Причастие раздавалось за деньги (правило 23). Людям богатым позволялось принимать причастие не прямо в уста, а в золотые и серебряные сосуды, из которых они и приобщались уже собственноручно (правило 101). Выдумали приобщать даже умерших (правило 83). К бескровной жертве примешивали виноград и то и другое преподавали народу (правило 28). В некоторых церквах к “Трисвятому” при­бавляли слова монофизитского значения “распныйся за ны” (пра­ви­ло 81). Поучать в церкви позволяли мирянам и даже женщинам (пра­вила 64, 70). Во время общего пения в церкви некоторые позволяли себе козлогласование (правило 75). Великим постом по субботам и воскресеньям позволяли себе сыр и яйца (правило 56). В храмах ставили скот (правило 88). В чине монашеском отмечены такие беспорядки: пустынники с длинными волосами в черных одеждах бродили по городам и ночевали где попало (правило 42). Монахи бросали свое звание и женились (правило 44). Монахи к пострижению наряжались в самые пышные одежды, изображая из себя невест Христовых (правило 45).

http://pravmir.ru/iz-istorii-vselenskix-...

1238 Греческий подлинник извлечения, в некоторых рукописях имеющего пространное описательное надписание (как это и в славянском, – Никоновская Кормчая гл. 42), в других: Τ κεφλαια κ τν νεαρν διατξεων τν περ κκλησιαστικς διοικσεως (у учёных Collectio LXXXVII capitulorum) напечатан в издании византийских юридических памятников Г. Е. Геймбаха под заглавием: νκδοτα, т. II, р. 202.– Вскоре после Иоанна Схоластика неизвестный кто-то, воспользовавшись его двумя сейчас указанными трудами, составил номоканон в теснейшем смысле слова, именно – под титлами правил его свода (причём самых правил не приводит в подлинном виде, а только указывает их) подписал (заимствовав главным образом из его извлечения) относящиеся к ним законы ( τ ουν δοντα νμιμα). Этот номоканон в теснейшем смысле слова, несправедливо усвоявшийся самому Иоанну Схоластику, известен под его именем. Напечатан у Воелла и Юстелла ibid., т. II, р. 603. 1239 Роспись соборов, вошедших в свод, с обозначением количества правил каждого, читается перед самым сводом; по-гречески её заглавие: τξις τν συνδων; в славянском переводе: «Чин сборьск». 1240 Для полной наглядности выписываем два первых титла без приведения правил в полном виде: Титло 1. О чести, определённой канонами патриархам, и что не позволительно кому-нибудь из них восхищать епархии (митрополии), принадлежащей относительно поставления и управления другому, и что уже восх17;щенное возвратить обиженным. Собора Никейского правило 7: Поскольку утвердилось обыкновение и древнее предание... (приводится правило). Того же собора правило 6: Да остаются в силе древние обычаи, принятые в Египте... (приводится правило). Собора Константинопольского правило 2: Епископы диоцезальные да не посягают на церкви, находящиеся за пределами их областей... (приводится правило). Собора Ефесского правило 8: Дело, вопреки постановлениям церковным и правилам святых отцов... (приводится правило). Титло 2. О чести, определённой канонами митрополитам, и о митрополитах, производимых царскими грамотами, и что не должно им восхищать области, принадлежащие другим ни разделять одну епархию (метрополию) на две. Святых апостолов правило 34: Епископам всякого народа должно... (приводится правило). Антиохийского собора правило 9: Епископам каждой митрополии должно... (приводится правило). Халкидонского собора правило 12: Дошло до нас, что некоторые, вопреки церковным постановлениям... (приводится правило). Того же собора правило 17: Сельские приходы (епископии) каждой митрополии или уездные... (приводится правило).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

40,21.24.28). 48 расплавил... испытал. Этим испытанием для иудеев стало время вавилонского плена (1,22.25; ср. Иез. 22,18–22 ; 1Пет. 1,7 ). 48 ради Себя Самого. См. ком. к 43,25. 48 Я тот же, Я первый и Я последний. Ср. 47,8.10. 48 Господь возлюбил его. Букв.: «Избранный военный союзник Господа». Это еще одна характеристика Кира (см. ком. к 41,2.25; 46,11). волю. Исполняя волю Божию, Кир завоюет Вавилон и освободит иудеев из плена. 48 Я, Я сказал. Дважды повторенное местоимение усиливает логическое ударение. призвал... благоуспешен. Успехом всех своих деяний Кир был обязан Богу. 48:16 См. статью «Один и три: троичность Бога». Приступите ко Мне. Эти слова принадлежат Господу Иисусу Христу ( 1Пет. 1,11 ). Примечательно, что содержание данного стиха объединяет все три Лица Божественной Троицы. Я был там. Эти слова напоминают о смысле имени Еммануил (7,14; 41,10) послал Меня. См. 61,1; Зах. 7,12 . Дух. Служение совершается в силе Святого Духа (11,2; 42,1). 48 Искупитель. См. ком. к 35,9; 41,14. Святый Израилев. См. ком. к 1,4. Я Господь. См. ком. к 41,4. научающий... ведущий. Учение, о котором говорит этот стих, дается народу в законе Моисея и в проповедях пророков (40,11; 55,12; 63,13; Втор. 5,27; 29,5.6 ; Пс. 22,2; 26,11; 138,10.23 ). 48:18 Исаия говорит о том, что приближение Дня искупления зависит от каждого человека. мир. См. ком. к 26,3. река... волны морские. Ср. 66,12; Ам. 5,24 . правда. Букв.: «праведность» (см. ком. к 1,21). 48 семя твое... как песчинки. См. Быт. 12,2; 22,17 . имя. См. ком. к 43,1. 48 Выходите... бегите. Господь призывает иудеев не просто покинуть Вавилон, но и отречься от всего, что связано с ним, ибо дни его сочтены (ср. Откр. 18,4 ). 48 не жаждут... льются воды. Забота Бога о Своем народе, выходящем из плена, будет так же велика, как и во времена исхода из Египта (41,17.20; 43,19–21; 44,3; ср. Исх. 17,6 ; Втор. 5,15 ; Пс. 104,40 ). Глава 49 4955,13 Данные главы книги пророка Исаии посвящены Божественному промыслу о спасении. 49:1–7 Рассматриваемые стихи представляют собой вторую из четырех торжественных песен во славу Божественного Слуги (42,1–4; 49,1–7; 50,4–11; 52,13 53,12).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

В 691-692 гг. Юстиниан созвал большой собор византийских епископов с участием восточных патриархов и папских легатов. Собор был собран в том же зале со сводами (Трулльском зале), что и VI Собор. Официально он называется Трулльским Собором, или Пято-Шестым, как бы каноническим приложением к V и VI Вселенским Соборам. Но Римская Церковь его Вселенским не признала. На основании запретов и наказаний, налагаемых 102 канонами, принятыми Собором, мы можем реконструировать широкую картину церковных и нравственных непорядков того времени. В некоторых местах епископы продолжали жить со своими женами (правило 12). Священники вступали во второй брак или женились до посвящения, но на вдовах, блудницах и актрисах (правило 3). Диаконы и иподиаконы вступали в брак после принятия сана (правило 6). В священники, диаконы и иподиаконы ставились лица, не достигшие канонического возраста (правила 14 и 15). Священники и монахи позволяли себе ходить на конские бега и в театры (правило 24). В клир по иудейскому образцу принимались лица только из семей клириков же (правило 33). Митрополиты и епископы практиковали ростовщичество (правила 22, 35). Вот какие непорядки были отмечены в отправлении богослужения. Священники не радели о проповеди или проповедовали не строго православно (правило 19). Св. Причастие раздавалось за деньги (правило 23). Людям богатым позволялось принимать причастие не прямо в уста, а в золотые и серебряные сосуды, из которых они и приобщались уже собственноручно (правило 101). Выдумали приобщать даже умерших (правило 83). К бескровной жертве примешивали виноград и то и другое преподавали народу (правило 28). В некоторых церквах пели «Трисвятое» с монофизитской интерполяцией «распныйся за ны» (правило 81). Поучать в церкви позволяли мирянам и даже женщинам (правила 64, 70). Во время общего пения в церкви некоторые занимались козлогласованием (правило 75). Великим постом по субботам и воскресеньям позволяли себе сыр и яйца (правило 56). В храмах ставили скот (правило 88). В чине монашеском отмечены такие беспорядки: пустынники с длинными волосами в черных одеждах бродили по городам и ночевали где попало (правило 42).

http://sedmitza.ru/lib/text/434781/

5–ое правило I Никейского собора. 237 Возможно, что Никейский собор считал, что все дела относительно отлучения должны восходить к митрополичьему собору в порядке ревизии. Однако уже Антиохийский собор, как показывает его 20–ое правило, имел в виду апелляцию. 238 1–ое Апостольское правило (по Книге правил). 239 2–ое правило Антиохийского собора. 240 Никодим Милаш, Правила с толкованиями, т.1, с.60–61. В средние века анафема отличалась от великого отлучения только лишь большей торжественностью. Первоначально anathema означало все то, что посвящается божеству, а потому и отделено от всего несакрального. В отношении к людям anathema стала означать того, кто посвящен Богу, отдан ему на суд и отделен от общения со всеми. 241 Вопрос Петра и ответ Христа имеют двоякий смысл. С одной стороны, ответ Христа относится лично к Петру, а следовательно, и к любому члену Церкви, который должен не ограничиваться в своем прощении, но, с другой стороны, к Петру как апостолу, подтверждая то, что сказано Им в стихе 18. Поэтому ответ Христа относится и к тем, кто находится в состоянии herem или sammata. 242 См. параллельные места: Мк.3,28–30; Лк.12,10. 243 См. также Евр.12,15–17. 244 См. C.Spicq, L " origine johannique de la conception du Christ–pretre dans l " Epitre aux Hebreux. — in: Aux Sources de la tradition chretienne, Paris–Neuchatel, 1950, p.258. 245 Ерм, Пастырь, Заповедь IV, III, 1. (Русск. пер., с.259.) 246 Там же, с. 160. 247 Там же, с. 259–260. 248 Подобие IX, XIX и XXVI. 249 Я отпускаю грехи прелюбодеяния и блуда по совершении покаяния. 250 De pudicitia, 1,6. 251 Ibid., XXI. 252 13–ое правило I Никейского собора. 253 8–е правило I Никейского собора. 254 Mansi, III, 1145. 255 57–ое правило Василия Великого (по Книге правил). 256 58–ое правило Василия. 257 59–ое правило Василия. 258 64–ое правило Василия. 259 56–ое правило Василия. 260 4–ое правило Анкирского собора (по Книге правил). 261 5–ое правило того же собора. 262 5–ое правило того же собора. 263 9–ое правило Неокесарийского собора. 264

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010