3 537 Познайте, что Господь – воистину Бог наш! Он сотворил нас, а не мы сотворили Его; мы народ Его, овцы на полях Его. 4 538 Входите во врата Его со славословием, во дворы Его с песнопением! Славьте Его, восхваляйте имя Его! 5 Ибо благ Господь, вовеки живет милость Его, из рода в род истина Его. Псалом Давида, 100. 1 539 Твою милость и суд воспою, Господи! 2 540 Пою и размышляю о пути непорочном. Когда посетишь Ты меня? Ходил я в незлобии сердца моего под кровом дома моего. 3 Отвращал я взор свой от дел беззаконных; людей, творящих преступления, возненавидел. 4 541 Чужды были мне сердца коварных; изменявших мне лукавых не хотел я знать. 5 542 Того, кто клевещет тайно на ближнего своего, я изгонял; у кого гордое око и алчное сердце, с тем не вкушал еды. 6 543 Очи мои взирают на верных сынов земли, да пребудут они со мной; ходящие путем непорочным служили мне. 7 Не обитал под кровом дома моего человек гордый; говорящий слова нечестивые неправ был в очах моих. 8 544 Поутру истреблял я грешников земных, изгоняя из града Господня творящих беззакония. Слава: 490 Ст. 1. Псалом, песнь – см. примеч. к пс. 29:1; ...в день субботний – надписание указывает, что псалом как гимн благодарения пелся в храме в субботу. 496 В день перед субботой – т. е. в день, когда сотворены были все живущие на земле (см.: Быт. 1:24–31 ). Тогда и населялась земля. И в «шестой день» пострадал Господь наш Иисус Христос, основал Церковь навеки. Исторически надписание предполагает, что псалом пелся в память о возвращении евреев из вавилонского плена в 538–537 гг. до Рождества Христова. Весь псалом -гимн величию и могуществу Божию. 497 Ст. 1. ...воцарился – восклицание, которым приветствовали в древности нового царя (см.: 2Цар. 15:10 ); ...облекся...силою и препоясался – образное выражение из военного быта – ср. слова Давида: «Ты препоясываешь меня силою для войны» ( 2Цар. 22:40 ). Прокимен «Господь воцарися» поется в православном богослужении в субботу вечером, когда воспоминается Искупление людей Воскресшим Спасителем и Его воцарение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

45.  Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя (Рим. 14. 7). 46.  София Павловна Титова — сестра Анны Павловны Плещеевой — см. с. 110, письмо 47. Ин. 6. 44. 48. РГБ ОР. Ф. 425. К 4. Публикуется впервые; ответ Святителя в письме (О. Шафранова). 49.  Протоиерей Лука Ефремов. Жизнеописание Т. Б. Потемкиной. М., 1870. 50.  Граф Сергий Шереметев. Домашняя старина. М., 1900. С. 108. 51. О нем см. т. 7, с. 199–200. 52. Душеполезное чтение. М., 1870. Ч. 1–4. С. 1–8. 53.  Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его (Притч. 19. 17). 54. Княгиня Татьяна Васильевна Юсупова (1767–1841) — дочь полковника Василия Андреевича Энгельгардта и Марфы Александровны, урожденной Потемкиной (сестры князя Г. А. Потемкина). В первом супружестве была за внучатым дядею по матери, Михаилом Сергеевичем Потемкиным (умер в 1791 г.); во втором — за князем Николаем Борисовичем Юсуповым (1751–1831). В 1781 г. была пожалована во фрейлины. Погребена в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры. См. о ней в письме Святителя к С. Д. Нечаеву с. 30. 55. Письмо святителя Игнатия к этой старице см. т. 7, с. 208–209. 56.  …царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным; вот чем может продлиться мир твой (Дан. 4. 24). 57. РГБ ОР. Ф. 425. К. 1. 58. Мф. 7. 20. 59. Мф. 9. 17. 60. Последование панихиды. На Аллилуиа стих 1. 61. См. письмо святителя Игнатия к наместнику Сергиевой пустыни о. Игнатию (Васильеву) т. 7, с. 358. 62.  …прах ты и в прах возвратишься (Быт. 3. 19). 63. Пс. 102. 5. 64. 4 февраля 1848 г. святитель Игнатий написал своему наместнику в Сергиеву пустынь: «К Николаю Николаевичу Анненскому я писал письмо, утешая его, и советую не оставлять семейство по порыву огорчения. Ты очень хорошо сделал, доложив Преосвященному о его пребывании в обители». 65. РНБ РО. Ф. 1927. С. 273–274. 66. См. т. 7, с. 541–542. 67. Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского. С. 152. 68. РГИА. Ф. 1661.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

516. Лествица. Слово 7. 517. О первом образе внимания и молитве. Добротолюбие. Ч. 1. 518. Вышеприведенная статья. 519. 2 Кор. 11. 14. 520. Четьи-Минеи, 23 ноября. 521. Патерик Печерский. 522. Вышеприведенная статья. 523. Добротолюбие. Ч. 1. О прелести и проч. 524. Оборот речи, употребляемый жителями Петербурга. 525. Святой Исаак Сирский. Слово 65. 526. Преподобный Симеон Новый Богослов. Слово о вере. Добротолюбие. Ч. 1. 527. Орловской епархии. 528. Курской епархии. 529. Лествица. Слово 28, гл. 17. 530. Пс. 50. 19. — Слово о мнящихся от дел оправдитися, гл. 34. Добротолюбие. Ч. 1. 531. Лествица. Слово 4, гл. 82, 83. Преподобный Варсанофий Великий, ответ 275. Житие и наставления преподобного Аполлоса. Патерик Алфавитный. 532. О третьем образе молитвы. Добротолюбие. Ч. 1. 533. Житие преподобного Григория Синаита Добротолюбие. Ч. 1. 534. Предисловие к «Преданию, или Уставу Скитскому». 535. Отрывок письма старца Паисия к старцу Феодосию. Писания Паисия. Издание Оптиной Пустыни. 536.  Вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо (2 Кор. 11. 20). 537. 2 Кор. 10. 1. 538. Святой Исаак Сирский. Слово 36. 539. Собеседование преподобного Максима с преподобным Григорием Синаитом. 540.  Жертвы Ты не желаешь, я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь (Пс. 50. 18). 541.  Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (Пс. 50 19). 542.  Тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов (Пс. 50. 21). 543. Мф. 4. 17. 544.  Пойдите, научитесь, что значит: «милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9. 13). 545. Мф. 9. 12. Слово 6, о любви, гл. 16. 546. Святой Исаак Сирский. Слово 55. 547. Преподобный Григорий Синаит. Слова 108, 128. Добротолюбие. Ч. 1. Святой Иоанн Карпафийский, гл. 49. Добротолюбие. Ч. 4. 548.  Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом (Кол. 2. 18).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

518. Вышеприведенная статья. 519. 2 Кор. 11. 14. 520. Четьи-Минеи, 23 ноября. 521. Патерик Печерский. 522. Вышеприведенная статья. 523. Добротолюбие. Ч. 1. О прелести и проч. 524. Оборот речи, употребляемый жителями Петербурга. 525. Святой Исаак Сирский. Слово 65. 526. Преподобный Симеон Новый Богослов. Слово о вере. Добротолюбие. Ч. 1. 527. Орловской епархии. 528. Курской епархии. 529. Лествица. Слово 28, гл. 17. 530. Пс. 50. 19. — Слово о мнящихся от дел оправдитися, гл. 34. Добротолюбие. Ч. 1. 531. Лествица. Слово 4, гл. 82, 83. Преподобный Варсанофий Великий, ответ 275. Житие и наставления преподобного Аполлоса. Патерик Алфавитный. 532. О третьем образе молитвы. Добротолюбие. Ч. 1. 533. Житие преподобного Григория Синаита Добротолюбие. Ч. 1. 534. Предисловие к «Преданию, или Уставу Скитскому». 535. Отрывок письма старца Паисия к старцу Феодосию. Писания Паисия. Издание Оптиной Пустыни. 536. Вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо (2 Кор. 11. 20). 537. 2 Кор. 10. 1. 538. Святой Исаак Сирский. Слово 36. 539. Собеседование преподобного Максима с преподобным Григорием Синаитом. 540. Жертвы Ты не желаешь, я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь (Пс. 50. 18). 541. Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (Пс. 50 19). 542. Тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов (Пс. 50. 21). 543. Мф. 4. 17. 544. Пойдите, научитесь, что значит: «милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9. 13). 545. Мф. 9. 12. Слово 6, о любви, гл. 16. 546. Святой Исаак Сирский. Слово 55. 547. Преподобный Григорий Синаит. Слова 108, 128. Добротолюбие. Ч. 1. Святой Иоанн Карпафийский, гл. 49. Добротолюбие. Ч. 4. 548. Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом (Кол. 2. 18). 549. Слово 4, в конце; также Слово 3. 550. Мф. 7. 16; 12. 33.

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

536. 2 Фес. 3:10. 537. «После сего Павел, оставив Афины, пришел в Коринф; и, найдя некоторого Иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу, жену его, — потому что Клавдий повелел всем Иудеям удалиться из Рима, — пришел к ним; и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток. Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов» (Деян. 18:1–4). 538. 2 Фес. 3:6–14. 539. Деян. 20:33–35. 540. Аквинский Ф. Сумма теологии. IIa — IIae, В. 66, Р. 7, Отв. 541. Локк Дж. Два трактата о правлении. С. 276. 542. Милль Дж. С. Основания политической экономии с некоторыми применениями к общественной философии. С. 205; см. также: Novak M. The Catholic Ethic and the Spirit of Capitalism. P. 151, 285, 287. 543. «Отвечаю. Должен сказать, что то, что есть права человеческие, не должно наносить вред правам естественным или правам Божьим» (Аквинский Ф. Сумма теологии. Ia — IIae, В. 66, Р. 7, Отв.). 544. Аквинский Ф. Сумма теологии. Ia — IIae, В. 66, Р. 7, Отв. 545. См.: Там же. IIa — IIae, В. 66, Р. 6, на 1. 546. См.: Локк Дж. Два трактата о правлении. 4.42. 547. «Иное же, что полагается человеку в вещах внешних, есть пользование ими. И с учетом этого человек не должен принимать вещи внешние за ему присущие, а за общие, то есть чтобы легко делиться ими при надобности других. О чем говорит Апостол, 1 Тим. 6:17–18: “Богатых в настоящем веке увещевай… чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны”» (Аквинский Ф. Сумма теологии. IIa — IIae, В. 66, Р. 2, Отв.). 548. «Следовательно, целью Закона было приучить людей с готовностью предоставлять свою собственность ближнему» (Аквинский Ф. Сумма теологии. Ia — IIae, В. 105, Р. 2, на 1). 549. «Когда войдешь в виноградник ближнего твоего, можешь есть ягоды досыта, сколько хочет душа твоя, а в сосуд твой не клади. Когда придешь на жатву ближнего твоего, срывай колосья руками твоими, но серпа не заноси на жатву ближнего твоего» (Втор. 23:24–25).

http://predanie.ru/book/218870-ekonomika...

536 Такое, по свободному влечению сердца принимаемое, служение принадлежит к категории обетов отрицательного свойства ( Чис.30:14 ), и действительно такое значение его подтверждается тем, что такие жены во времена Моисея принесли в жертву Иегове свои зеркала, устраняя, таким образом от себя средства украшения для мира, средства нравиться. 537 Более сказать об этом обнаружении благочестия нечего. Так как оно не принадлежит к исполнению положительных божественных заповедей, то в законе и не описывается подробно. Но из предписаний об обетах можно per analogiam с вероятностью заключать, что это служение в древнейшие времена было временным упражнением в благочестии и только в последствии времени у некоторых благочестивых вдов, как напр., у Анны Лк.2:37 , сделалось неопустительным служением днем и ночью – в молитве и посте. § 70. Заклятие Совершенно другого свойства обет представляет заклятие (cherem,. ανϑεμα). «Все заклятое, что под заклятием отдает человек Иегове из своей собственности, говорит закон, человека ли, скотину ли, поле ли своего владения, не продается и не выкупается; все заклятое есть великая святыня Иеговы; все заклятое человеком, что отдано под заклятием, не выкупается, но умерщвляется» ( Лев.27:28 и дальн. ср. ст. 21); «все заклятое в земле израилевой тебе (священнику) принадлежит» ( Чис.18:14 ; Иез.44:29 ). Объяснением этого обета может служить следующее место Чис.21:2 : «Тогда Израиль дал обет Иегове и сказал: если предашь народ сей в руки мои, то положу заклятие (на них и) на города их». Из этих мест 542 ясно, что заклятие было обетом, чрез который лица и вещи посвящались Иегове без возможности возвращения их и выкупа, и именно лица должны были быть убитыми, а вещи доставались скинии или священникам. 543 Но так как лица; чрез заклятие посвященные Иегове, должны были быть умерщвлены, а всякое намеренное убийство человека, даже раба ( Исх.21:20 ) по закону подлежало наказанию; то понятно само собою, что назначение заклятия не могло заключаться в воле отдельной личности; иначе заклятием можно было бы злоупотреблять для преступных целей.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

539 «Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» ( Рим. 13:3–4 ). 540 В главе 13 Послания к Римлянам ап. Павла, из которой взяты приведенные в двух предшествующих примечаниях слова, речь идет о необходимости послушания земным властям и исполнения закона, в то время как Христос утверждал, что его Царствие «не от мира сего». 541 Между прочим, приводимые вами слова Спасителя сказаны Им апостолам, которые пытались защищать Его в Гефсиманском саду (См.: Мф. 26:52–53 (примеч. 2 и 3 к «Открытому письму» В. П. Соколова), и распространительное их толкование не соответствует контексту и так же произвольно, как если бы кто-либо для противоположной цели стал цитировать слова Спасителя о «двух мечах»: «Продай одежду и купи меч» ( Лк. 22:35–38 ). 542 Сергий Радонежский (ок. 1321–1391) – основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря. Активно поддерживал объединительную и национально-освободительную политику князя Дмитрия Донского, к которому был близок. Благословил последнего на борьбу с татарами перед Куликовской битвой. Канонизирован Русской православной церковью. Дмитрий Донской (1350–1389) – великий князь московский (с 1359 г.) и владимирский (с 1362 г.), сын Ивана II. При нем в 1367 г. построен белокаменный кремль в Москве. Возглавил вооруженную борьбу русского народа против монголо-татар; руководил их разгромом в битве на р. Вожа (1378). В Куликовской битве 1380 г. (верховья Дона) проявил выдающийся полководческий талант, за что был прозван Донским. В княжение Дмитрия Донского Москва утвердила свое руководящее положение в русских землях. Дмитрий Донской впервые передал великое княжение Василию I без санкции Золотой Орды. Канонизирован Русской православной церковью. 545 Экхарт (Eckhart) Иоганн (Майстер Экхарт) (ок. 1260–1327) – представитель немецкой средневековой мистики, приближавшийся к пантеизму; доминиканец, проповедовал на немецком языке. В учении об абсолюте выделял безосновное божественное ничто («бездну») как основу Бога и всего бытия. В 1329 г. папской буллой многие тезисы Экхарта объявлены еретическими.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

(542/2, 378) 8. Если кто полагает, что некоторые могут достичь благодати Крещения милосердием, а другие – свободной волей, о которой ясно, что она есть порок во всех тех, кто родился во грехе первого человека, то он обнаруживает, что чужд истинной вере. На самом деле – он утверждает, что свобода воли не была ослаблена во всех людях после грехопадения первого человека, или, по крайней мере, он верит, что человек хотя и был поражен, но таким образом, что некоторые еще могут сами, без Божественного Откровения, познать тайну вечного спасения. Насколько это учение противно учению Христа, Сам Господь показывает, свидетельствуя, что не то что некоторые, а никто не может прийти к Нему, если Отец не привлечет его [ Ин 6, 44 ], и говоря также Петру: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» [ Мф 16, 17 ]. И Апостол говорит то же: «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» [ 1Кор 12 , З] 342 . (545, 385) 15. «По отношению к тому состоянию, в котором Бог создал Адама, Адам изменился к худшему через свое беззаконие. По отношению к состоянию, в которое его ввергло это беззаконие, верный изменился к лучшему благодатью Божией. Первым изменением мы обязаны первому грешнику, а второе «изменение», по словам псалмопевца, происходит от «Десницы Всевышнего» [ Пс 77 (76), 11] 343 . Заключение Цезария Арльского (546, 396) Итак, согласно утверждениям из Священного Писания, приведенным выше, и определениям Святых Отцов, мы должны, с помощью Божией, проповедовать и верить, что грех первого человека столь извратил и ослабил свободную волю, что никто с тех пор не может ни любить Бога, как должно, ни веровать, ни делать доброе для Бога, если благодать милосердия Божия его в этом не предваряет. Потому мы веруем, что праведный Авель, и Ной, и Авраам, и Исаак, и Иаков, и все множество святых прежних времен получили свою дивную веру, за которую святой Павел восхваляет их в своей проповеди [ Евр 11 ], не через доброту природы, данную изначально Адаму, но через благодать Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

542 Ягвэ, — ты ли созиждешь мне дом, чтобы обитать Мне? Ибо не обитал Я в доме со дня как возвел сынов Израилевых из Мицраима и до сего дня, но был странствуя в шатре и палатке. Во все время как хаживал Я во всех сынах Израилевых, слово ли выговорил Я одному из колен Израилевых, которому заповедовал пасти народ Мой, Израиля, — говоря: почему не построите Мне дома кедрового? И ныне пойди скажи слуге Моему Давиду: так говорит Ягвэ Цебаот: Я взял тебя из шалаша, из-за стада овец, чтобы быть (тебе) вождем над народом Моим, над Израилем. И был Я с тобою всюду, где хорд ты, и истребил Я всех врагов твоих от лица твоего; и сделал Я тебе имя великое, как имя самых великих, которые на земле. И положил Я место народу Моему Израилю, и водворил его, и обитает у себя, и уж не будут тревожить его; и не приложат сыны нечестивые мучить его как сначала. И с Того дня как назначил Я судей над народом Моим Израилем, только тебе дал Я успокоение ото всех врагов твоих. — И так возвещает тебе Ягвэ: ибо исполнятся дни твои и почиешь ты с отцами своими, и восставлю Я семя твое после тебя, что изыдет из чресл твоих, и утвержу царство его. Он созиждет дом имени Моему и управлю Я престол царства его навеки. Я буду ему в отца, а он будет Мне в сына; его же в провинностях его накажу Я жезлом мужей и ударами сынов человеческих. Милость же Моя не отнимется у него, как отнял Я у Саула, которого отстранил от лица твоего. И верен будет дом твой, и царство твое во веки пред лицем твоим; престол твой будет прочен навеки.— По всем словам этим и по всему откровению сему, так говорил Натан Давиду. И вошел царь Давид и сел пред лицом Ягвэ и сказал: кто я, Владыко Ягвэ, и что дом мой, что возвел Ты меня так высоко? И мало еще того в очах Твоих, Владыко Ягвэ! Говорил Ты сверх того о долг слуги Твоего и на далекие времена, и это (будет) учение человека (везот торат га-адам 115 ), ___________________________ 115 Поразительное пророческое указание на грядущее евангелие (тора всечеловеческая в противоположность торе национально-еврейской). Так толкует этот текст и основатель «Новозаветного Израиля», И. Д. Рабинович. Те переводы, с помощью которых хотят лишить это место пророческого значения, не выдерживают критики даже с грамматической точки зрения.

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

8, нед. полуп. п. 1, т. 3). Гл. 18, 10 Речé же: [сé] возвращáяся приидý к тебе во врéмя сиé в часы, и родит сына Сáрра женá твоя. Сáрра же услыша пред двéрьми сени сýщи за ним И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время [в следующем году], и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатёр, сзади его Гл. 18, 11 Авраáм же и Сáрра стáра [беста,] заматеревшая во днéх: и престáша Сáрре бывáти жéнская Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось По мнению св. Иоанна Златоуста , «неплодство Сарры предвозвещало имевшее быть рождение от Девы Марии. Так как нелегко было бы поверить, что рождает Дева, – рассуждает он, – то сначала рождали неплодные, и не только неплодные, но и престарелые жёны; этот новый и недавний способ рождения именно от неплодных последовал, чтобы проложить путь к вере в рождение от Девы» («Беседы на Евангелие от Иоанна» т. 1, стр. 303– 304). «Сарра, Ревекка и Рахиль были неплодны, чтобы ты не впадал в неверие, когда слышишь, что Дева рождает общего нашего Владыку. Приучи свой ум, – как бы так говорит Писание, – примером неплодных, и, видя, как устаревшая и бесплодная утроба разверзается благодатью Божьею для деторождения, не удивляйся, когда потом слышишь, что родила Дева. Или лучше – удивляйся, изумляйся, но верь чуду. Итак, когда говорит тебе Иудей: каким образом Дева родила, скажи и ты ему: а как родила бесплодная и престарелая. В последнем случае было два препятствия к рождению: несвоевременность возраста и неспособность природы, а для Девы было одно только препятствие – то, что Она была непричастна браку. Итак, бесплодная жена предуготовляет путь Деве» (его тв. т. 4, стр. 541–542). «Пресвятая Дева имела родить; дело было невероятное, как Дева родит вопреки закону природы? Такое рождение не в порядке природы; кто от века видал, чтобы родила дева? Поэтому, чтобы иудеи не впали в великое неверие, Бог предупреждает и предначертывает эту истину в Сарре, чтобы когда у них родится недоумение, как родила Дева, они, вспомнив, сказали лучше, как родила Сарра.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010