Кирюшка, офеня-иконщик 204 Кларк К., историк искусства 334, 464 Климент Х. папа (1670–1676) 390 Климов Нестер Климович (упом. 1862), иконописец-старинщик из Москвы 409, 414 Клыков Егор. мсгерский крестьянин 198 Ключевский Василий Осипович (1841–1911), историк 28, 45, 464 Князева Л. 379, 458 Кобеко Дмитрий Фомич 159, 464 Ковтун Е.Ф. 445, 464 Ковылин Илья Алексеевич (1731–1809), основатель Преображенской старообрядческой общины 408 Ковылин Семен Кузьмич (1768–1859), настоятель Преображенской старообрядческой общины 107, 217 Кокьяра Дж., итальянский этнограф, коллекционер 458 Коллинз Самуэл (ум. до 1671), врач царя Алексея Михаиловича, англичанин, автор записок о России 39, 464 Кологривов (Иоанн) 51, 464 Комаров (рубеж XVIII–XIX вв.), иконописец из Палеха 168 Кондаков Никодим Павлович (1844–1925), историк искусства, византинист, управляющий Комитета попечительства о русской иконописи 21, 30, 152, 153, 175, 176, 179, 192, 203, 210, 214, 244–246, 249, 253, 256, 258, 260, 261, 263, 269– 271, 277, 289, 299, 304, 305, 392, 394, 417, 425, 464 Константин Константинович, великий князь 236 Корин Илларион (рубеж XVIII-XIX вв.), иконописец из Палеха 168 Корин Н.И. (вторая половина XIX в.), владелец иконописной мастерской в Палехе 168 Корин Петр (середина XVIII), иконописец из Палеха 168 Корнилий, инок, старовер 368 Коробко О. А. 17 Коровайкова мастерская, в Палехе 168 Королюк В.Д. 426, 464 Корт К., художник 305 Косма (ум. 284), св. мученик, бессребреник 75 Коссен Н. 356 Косцова А.с. 372, 458 Кошмал В. 439, 464 Кранах Лукас Старший (1472–1553), немецкий художник 295, 296 Красилин М.М. 304, 464 Красницкий И.Я., издатель петербургского журнала «Изограф» 248 Крестьянинов В. С., владелец ризоштамповальной фабрики в Мстере 179 Кривелли Карло, итальянский художник 305 Крючкова Т. А. 458 Ксения, святая 407 Кузьмин Е., историк искусства 363 Кузьмин Семен. см.: Ковылин Семен Кузьмич Куликов Афанасий Ефремович (1884–1949), художник 453 Культепин Максим Иванович (упом. 1844), иконописец из Твери 303, 304

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Иов (ум. 1716), митрополит Новгородский, писатель, полемист 118 Иона (ум. 1461), митрополит Киевский, святитель Московский 188 Иона, пророк 343 Иосиф Владимиров, иконописец Оружейной палаты, автор «Послания» к Симону Ушакову 97, 98, 100, 102–104, 139, 159, 206, 220, 223, 316 Иосиф Волоцкий (Иван Санин, ум. 1515), основатель и игумен Волоколамского монастыря, церковный деятель, публицист, святой 12, 161 Иосиф Обручник 114, 298, 454 Ирина, святая 407 Иродионов А. 118, 464 Исаакий Далматский (ум. 383), святой 403 Исайя, пророк 344 Исидор Пелусийский, святой 132, 133 Исидор Юрьевский, святой 241 Истомин Карион (1640-е – не ранее 1718 или 1722), писатель, поэт 380 Истомин Михаил Павлович, историк искусства 198, 464 Иткина Е.И. 117,138, 150, 458 Иттенбах Франц (1813–1879), немецкий художник 295, 298 К Казаков (рубеж XVIII–XIX вв.), иконописец из Палеха 168 Казаков Я.С. 147 Казаринова Н. 230, 464 Каликин Федор Антонович, собиратель рукописеи и старопечатных книг, реставратор 34, 45, 92, 146, 150, 171, 212, 219, 231, 360 Калло Жак (1592 или 1593–1635), французский гравер 296 Калугина Т.П. 437, 464 Кальвин Ковен (Couvin) Жан (1509–1564), деятель Реформации, основатель кальвинизма 119 Камерарий Иоахим (1500–1574), немецкий ученый, автор-составитель эмблематического сборника 356 Кандинский Василий Васильевич (1866–1944), художник 444 Каптерев Николай Федорович, историк церкви, профессор Московской духовной академии 464 Карпенков И., иконописец из Палеха 181 Карсавин Лев Платонович (1882–1952), религиозный философ, историк-медиевист 12, 60, 74, 291. 313, 464 Карташев Антон Владимирович (1875–1960). историк церкви, профессор Парижского Богословского института 10, 96, 464 Киприан. св. мученик 74 Кирилл (ок. 826/827–869), первоучитель славян, святой, равноапостольный 129 Кирилл Белозерский (1337–1427), основатель Белозерского монастыря, святой 244 Кириллов Григорий (первая половина XIX в.), иконописец-федосеевец из Москвы 215 Кириченко Е.М. 32, 36, 467 Кирпичников Александр Иванович (1845–1903), литературовед, историк искусства 426, 464

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Радуйся добродетели, когда поступаешь добродетельно, но не превозносись ею, чтобы не случилось крушение в пристани (прп. Нил Синайский , 73, 233). Источник. Добродетели скрывай, но старайся иметь многих свидетелей жизни своей (прп. Нил Синайский , 73, 235). Источник. Ничего не почитай по достоинству равным добродетели, потому что она – образ Божий, как Сам Бог, непреложна (прп. Нил Синайский , 73, 240). Источник. ...Вслед добродетели идти должно, пока не сойдем с поприща жизни (прп. Нил Синайский , 73, 242). Источник. Всему предпочитай душу, и путь добродетели совершится тогда без труда (прп. Нил Синайский , 73, 247). Источник. Носи на себе образ добродетели, но не для того, чтобы обмануть видящих тебя, а чтобы принести им пользу (прп. Нил Синайский , 73, 250). Источник. Как связанным трудно ходить, так и прилепившиеся к житейскому течение добродетели совершают нечисто (прп. Мил Синайский, 73, 252–253). Блажен, кто украшает дела свои прежде, нежели явит их огонь, которым все искушается (прп. Нил Синайский , 255). Блажен, кто чист в добродетели и нелицемерен в душе; будет он судить мир, а не судим вместе с миром (прп. Нил Синайский , 73, 255). Источник. ...Не начало только добродетели положить надлежит, но и увенчать ее и привести к концу... (прп. Нил Синайский , 73, 289). Источник. Добродетель в старости может быть названа не добродетелью, но бессилием. Посему в юности наипаче должно нам упражняться в добродетели, и в юном теле показывать благоразумие, приличное сединам (прп. Нил Синайский , 73, 329). Источник. Правильное упражнение в добродетелях доставляет блаженство на Небесах, которого невозможно ни словом выразить, ни умом постигнуть, ни мыслию объять (прп. Нил Синайский , 73, 341). Источник. ...Если будешь не пристрастен к вещам, то удобно исполнишь всякую добродетель (прп. авва Зосима, 91, 126). Источник. ...Если бы и мы предварительно посевали в себе семена кротости и смирения и располагали к ним сердце своё, то враг не имел бы места сеять в нем злые семена свои. Но как он находит нас пустыми без добрых помыслов, или даже более того, самих себя разжигающими на худое, то берет отсюда поводы наполнять нас своим злом. При любви же к добродетели бывает совершенно противное сему, ибо тогда Господь, видя, как душа жаждет спастись и как усердно возделывает в себе добрые семена, ради сего благого произволения ее, исполняет ее Своими дарами (прп. авва Зосима, 91, 128). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

P. 731; Zonaras. Т. IV. Р. 226; Ephraemius. Р. 405; Joel. P. 65); Евстратий Гаридас (1081-авг. 1084) – константинопольский монах (Zonaras. Т. IV. Р. 237; Anna Comnena. Alexias. Bonnae, 1839. Т. I. Р. 142; Ephraemius. Р. 405); Николай III Грамматик (1084–1 111) – монах константинопольского монастыря Предтечи (Zonaras. Т. IV. Р. 237; Anna Comnena. Bonnae, 1878. Т. И. Р. 4; Glycas. P. 619; Ephraemius. P. 405); Михаил II Куркуас (1143–1146) – монах и игумен монастыря Архангела Михаила на острове Оксии в Пропонтиде (Choniata. Historia. Bonnae, 1835. P. 70; Joannes Cinnamus. Epitome rerum... Bonnae, 1836. P. 33; Ephraemius. P. 406; Callistus. P. 461 D); Николай IV Музалон (1147–1151) – монах, занимал архиепископскую кафедру на Кипре, потом оставил ее и управлял ( ων επισττης) монастырем Космидия в Константинополе (Cinnamus. Р. 83; Callistus. Col. 461 D; Ephraemius. P. 407); Феодот (Феодосии) (1151–1153) – монах и игумен константинопольского монастыря Воскресения (Cinnamus. P. 84; Choniata. P. 279; Ephraemius. P. 407; Callistus. Col. 464 А); Неофит/(1153) – монах константинопольского монастыря Богородицы Евергетиды ( Γεδεν. Πατριαρχικο πνακες. Σ. 358); Лука Хрисовере (1156–1169) – благочестивый монах (Callistus. Col. 464 A; Ephraemius. P. 408); Харитон Евгениот (1177–1178) – игумен Манганского монастыря в Константинополе (Nicephorus Callistus. P. 464 A; Ephraemius. p. 408); Феодосии Воррадиот (1178–1183) – монах обители апостола Фомы близ Халкидона (Ephraemius. Р. 408; Γεδεν. Σ. 369); Леонтий Теотокитис (1190–1191) – игумен монастыря Свв. апостолов на холме Авксентия (Choniata. P. 530; Callistus. Col. 464 С; Ephraemius. P. 409); Досифей(1191-авг. 1192) – монах Студийского монастыря (Choniata. P. 529; Callistus. Col. 464 С); Максим (1215) – игумен монастыря Акимитов в Константинополе (Georgius Acropolites. P. 32; Callistus. Col. 465 B; Ephraemius. P. 410); Герман II (1222–1240) – монах обители св. Георгия Паневморфа близ Ахираны (Callistus. Col. 465 С; Ephraemius. P. 411; Γεδεν.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/o...

Пс.73:1.   Вскую, Боже, отринул еси до конца; разгневася ярость Твоя на овцы пажити Твоея; Пророк предсказывает будущее, как прошедшее, по свойству пророков. «До конца» — означает совершенное оставление Богом иудеев за их нечестие против Христа. Под «гневом» и «яростию» выражает чрезвычайность отвращения (Дидим). Пс.73:2.   Помяни сонм Твой, егоже стяжал еси исперва: избавил еси жезлом достояния Твоего, гора Сион сия, в нейже вселился еси. «Сонм» — еврейский народ, который избрал Себе Бог «исперва» в наследие. «Избавил» от египетского рабства и ввел в землю обетованную, в «гору Сион» — в Церковь Свою святую (Феодорит, Афанасий). Пс.73:3.   Воздвигни руце Твои на гордыни их в конец, елика лукавнова враг во святем Твоем. Иудеи сетуют и плачут о том, что римляне сделали с храмом иерусалимским (Феодорит). Пс.73:4.   И восхвалишася ненавидящии Тя посреде праздника Твоего: положиша знамения своя, знамения, и не познаша. Поскольку в день праздника Пасхи иудеи пригвоздили ко кресту Спасителя, то в этот же день и были преданы врагам за свое нечестие. Ибо в Пасху, когда все иудеи по закону собрались в Иерусалим, была произведена осада, в то именно время, в которое пригвоздили они Господа Иисуса Христа ко кресту (Афанасий). Пс.73:5.   Яко во исходе превыше: яко в дубраве древяне секирами разсекоша Пс.73:6.   Двери его вкупе: сечивом и оскордом разрушиша и. Пс.73:7.   Возжгоша огнем святило Твое: на земли оскверниша жилище имене Твоего. Пс.73:8.   Реша в сердце своем южики их вкупе: приидите и отставим вся праздники Божия от земли. Описывает разорение Иерусалима и божественного храма, сожжение и осквернение Святилища. «Южики» (союзные римлянам народы) согласились уничтожить все Богом учрежденные праздники в Иудейской земле (Афанасий). Пс.73:9.   Знамения их не видехом: несть ктому пророка, и нас не познает ктому. Особенно опечаливало верных иудеев в спасении то, что не видели они более в народе «пророка» , который бы мог умилостивить за них Бога (Афанасий). Пс.73:10.   Доколе, Боже, поносит враг; раздражит противный имя Твое до конца;

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Пс.73:11.   Вскую отвращаеши руку Твою и десницу Твою от среды недра Твоего в конец; Пс.73:12.   Бог же Царь наш прежде века: содела спасение посреде земли. Древле «Бог» у иудеев именовался и «Царем» , и имел особое попечение об Иерусалиме, который по понятию древних иудеев находился «посреде земли» (см. Иез. 5:5). Некоторые отцы «спасением» считают искупление рода человеческого Спасителем в Иерусалиме (Афанасий, Иероним, Иларий). Пс.73:13.   Ты утвердил еси силою Твоею море: Ты стерл еси главы змиев в воде. Пс.73:14.   Ты сокрушил еси главу змиеву, дал еси того брашно людем Ефиопским. В историческом смысле описывает потопление египтян в Чермнем море. В духовном — возвещает о святом Крещении, потопляющем силу демонов и грехи людские в таинственных водах. Глава древнего «змия» диавола сокрушена силою Креста Христова (Евсевий, Дидим, Исихий). Пс.73:15.   Ты расторгл еси источники и потоки: Ты изсушил еси реки Ифамския. «Ифам» — страна очень богатая садами и водными потоками, ее часто посещал Соломон. Божественное мановение за умножившееся нечестие жителей «изсушило» эту изобиловавшую водами землю (Пелусиот). Пс.73:16.   Твой есть день, и Твоя есть нощь: Ты совершил еси зарю и солнце. Пс.73:17.   Ты сотворил еси вся пределы земли: жатву и весну Ты создал еси я. От частных Пророк переходит к благодеяниям общим, научая, что Бог есть Творец всего бытия. Под «жатвой» и «весной» подразумевает время (Феодорит). Пс.73:18.   Помяни сия: враг поноси Господеви, и людие безумнии раздражиша имя Твое. А этим указывает на «поношение» — искушение Христа «Господа» от «врага» — диавола в пустыне и на хуление Его Святейшего «имени безумными людьми» (Златоуст). Пс.73:19.   Не предаждь зверем душу исповедающуся Тебе: душ убогих Твоих не забуди до конца. Назвав врагов «зверями» , продолжает побуждать к щедротам тем, что согрешившие заслуживают некоторого прощения своим «исповеданием» . Умоляет, чтобы не погиб таким образом и Израиль. Прошение это и было исполнено; ибо многие тысячи из распинавших уверовали и спаслись (Афанасий).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Псалом 73 Еврейский народ по этому псалму представляется отринутым Богом ( Пс.73:1 ), святилище, т. е. храм, разрушенным ( Пс.73:3 ), на земле всюду господствуют враги ( Пс.73:4 ), самый храм сожжен ( Пс.73:7 ), среди народа нет пророков, как вестников воли Божией ( Пс.73:9 ), всюду царит насилие ( Пс.73:20 ). Такие черты состояния еврейского народа нашли полное осуществление после нападения и разрушения Иерусалима Навуходоносором, когда вся земля была опустошена, храм сожжен, всюду царили халдеи и пророка у евреев не было. По надписанию еврейской Библии писателем псалма был Асаф, конечно, не современник Давида, но один из его благочестивых потомков, на котором тяжело отзывалось народное бедствие и гибель святыни. Вспомни, Господи, народ, Тобою издревле избранный, который теперь Ты отринул (1–3). Враги все уничтожили, всем завладели, разрушили и сожгли святилище и места собраний, У нас нет пророка (4–9). Доколе, Господи, Ты будешь отклонять руку Твоей помощи (10–12)? Ты освободил их из рабства, чудесно охранял потом от гибели. В Твоей власти все моменты времени и вся земля (13–17). Вспомни об угнетенном народе и защити его от грозных врагов, избавь от посмеяний (18–23). Пс.73:1 .  Для чего, Боже, отринул нас навсегда? возгорелся гнев Твой на овец пажити Твоей? «Отринул нас навсегда» – не в смысле полного и вечного отчуждения Бога от своего народа, а в смысле продолжительности ниспосланного на него испытания. Обычная гипербола, употребляемая писателями и поэтами. Можно понимать «навсегда» и буквально, суживая заключающийся здесь смысл до указания на вечное уже лишение еврейского народа его святыни – Кивота Завета, который с разрушением храма исчез навсегда. Пс.73:2 .  Вспомни сонм Твой, который Ты стяжал издревле, искупил в жезл достояния Твоего, – эту гору Сион, на которой Ты веселился. «Сонм» – собрание людей, народ. «Стяжал» – приобрел. Еврейский народ был приобретен Богом издревле, еще со времени избрания Авраама, которому Он покровительствовал и от которого произвел целый народ. – «Искупил в жезл достояния», точнее «искупил в колено достояния», т. е. Господь сделал еврейский народ своим особым достоянием, поколением людей, которых Он любил и на которых изливал многочисленные милости.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Список признан составленным правильно и утверждается Собором. По предложению Председателя Собор постановляет исполнение определения Собора о поднесении иконы от имени Собора генералу Деникину поручить Временному высшему церковному управлению. Председатель Собора объявляет о прекращении работ Собора, выполненных согласно намеченной программе и в назначенный срок, и назначает на 11 часов 24 мая благодарственное Господу Богу молебствие по поводу благополучного окончания работ Собора. Затем архиепископ Митрофан предлагает выразить благодарность Председателю хозяйственной комиссии епископу Михаилу за понесенные им труды, секретариату Собора проф[ессору] П. Верховскому и проф[ессору] Н. Абрамову и руководимому ими составу соборной канцелярии. Затем Собор выражает благодарность Председателю Собора, Преосвященным председателям отделов, протопресвитеру Г. Шавельскому , участникам Предсоборного совещания и делопроизводителю этого совещания Е. И. Махароблидзе. Заседание заканчивается пением «Достойно есть» и закрывается в 10 час[ов] вечера. Председатель Собора Митрофан, архиепископ Донской и Новочеркасский архиепископ Агапнт епископ Арсений епископ Гермоген епископ Гавриил епископ Иоанн епископ Михаил протопресвитер Георгии Шавельский секретарь Собора профессор П. Верховской   ГАРФ. Ф. Р-3696. Оп. 2. Д. 4. Л. 29–35 об. Рукописный подлинник. Подписи – автографы. Чернила. На бумаге документа в левом верхнем углу штемпель производителя: «Фабрики наследников Сумкина» в центре рамки, знак и цифра неразборчиво.   23. Протокол подсчета голосов при выборе кандидатов в члены Временного высшего церковного управления от пресвитеров Протопресвитер Шавельский – сорок (40 голосов) Протоиерей Рождественский – тридцать два (32 голоса) Священник Лаванов – двенадцать (12 голосов) Священник Григорий Ломако – шесть (б голосов) Протоиерей Смирнов – четыре голоса (4 голоса) Священник Востоков – четыре голоса (4 голоса) Протоиерей Беловидов – четыре голоса (4 голоса) Протоиерей Хандалеев – три голоса (3 голоса)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Како погребу Тя Боже мой, или какою плащаницею обвию; коима ли рукама прикоснуся нетленному Твоему телу, или кия песни воспою Твоему исходу Щедре; величаю страсти Твоя, песнословлю и погребение твое со воскресением, зовый: Господи, слава Тебе» 132 (ТП. Л. 464). В этих стихирах, заканчивающих Великий Пяток и начинающих Великую Субботу, уже слышны и события наступающего дня: пребывание Христа плотью во гробе, душой же во аде и победа над ним: «Егда во гробе плотски хотя заключился еси, иже естеством Божества пребываяй неописанный, и неопределенный, смерти заключил еси сокровища, и адова вся истощил еси, Христе, царствия; тогда и субботу сию Божественнаго благословения и славы, и Твоея светлости сподобил еси» (ТП. Л. 463–464).      По окончании этих песнопений, перед выносом Плащаницы, изображающим снятие умершего Богочеловека со креста и положение Его во гроб, поется или читается предсмертная песнь праведного Симеона Богоприимца, предрекшего Пречистой Богоматери и тот страшный час, когда душу Ее «пройдет оружие» .      После этого при пении тропаря «Благообразный Иосиф» священнослужители, сопровождаемые мирянами (изображающими Иосифа с Никодимом), поднимают Плащаницу с Престола и выносят ее на средину церкви. Во время выноса Плащаницы хор поет тропарь: «Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв, положи» 133 (ТП. Л. 464) 134 . По окончании этого песнопения совершается целование Плащаницы, вокруг которой уже зрится веяние ангельских крыл: «Мироносицам женам при гробе представ ангел вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чуждь» 135 (ТП. Л. 464).      Господь положен во гроб. Место казни опустело. Ученики, кроме возлюбленного Иоанна, рассеялись в страхе. И сейчас, как бы восполняя то, о чем умолчало евангельское повествование, Церковь на малом повечерии, которое принято совершать сразу же после вечерни, предлагает своим чадам канон «О распятии Господни, и на плач Пресвятыя Богородицы», творение Симеона Логофета.

http://azbyka.ru/pesnopeniya-strastnoj-s...

Како погребу Тя Боже мой, или какою плащаницею обвию; коима ли рукама прикоснуся нетленному Твоему телу, или кия песни воспою Твоему исходу Щедре; величаю страсти Твоя, песнословлю и погребение твое со воскресением, зовый: Господи, слава Тебе " [ 74 ] (ТП. Л. 464). В этих стихирах, заканчивающих Великий Пяток и начинающих Великую Субботу, уже слышны и события наступающего дня: пребывание Христа плотью во гробе, душой же во аде и победа над ним: " Егда во гробе плотски хотя заключился еси, иже естеством Божества пребываяй неописанный, и неопределенный, смерти заключил еси сокровища, и адова вся истощил еси, Христе, царствия; тогда и субботу сию божественнаго благословения и славы, и Твоея светлости сподобил еси " (ТП. Л. 463–464). По окончании этих песнопений, перед выносом Плащаницы, изображающим снятие умершего Богочеловека со креста и положение Его во гроб, поется или читается предсмертная песнь праведного Симеона Богоприимца, предрекшего Пречистой Богоматери и тот страшный час, когда душу Ее " пройдет оружие " . После этого при пении тропаря " Благообразный Иосиф " священнослужители, сопровождаемые мирянами (изображающими Иосифа с Никодимом), поднимают Плащаницу с Престола и выносят ее на средину Церкви. Во время выноса Плащаницы хор поет тропарь: " Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв, положи " [ 75 ] (ТП. Л. 464) [ 76 ]. По окончании этого песнопения совершается целование Плащаницы, вокруг которой уже зрится веяние ангельских крыл: " Мироносицам женам при гробе представ ангел вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чуждь " [ 77 ] (ТП. Л. 464). Господь положен во гроб. Место казни опустело. Ученики, кроме возлюбленного Иоанна, рассеялись в страхе. И сейчас, как бы восполняя то, о чем умолчало Евангельское повествование, Церковь на малом повечерии, которое принято совершать сразу же после вечерни, предлагает своим чадам канон " о распятии Господни, и на плач Пресвятыя Богородицы " , творение Симеона Логофета.

http://pravoslavie.ru/78516.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010