Иер. 18 :22. Пусть будет вопль в домах их, наведи на них внезапно разбойников, ибо они составили совет, чтобы схватить меня, и тайно поставили сети для меня. Иер. 18 :23. Но Ты, Господи, знаешь весь умысел их против меня, чтобы умертвить; не очищай беззаконий их, и греха их 450 не изгладь пред Лицем Твоим, да будет болезнь 451 их пред Тобою, и во время гнева Твоего поступи с ними 452 . Глава 19 Иер. 19 :1. Так 453 сказал мне Господь: иди и купи глиняный обожженный сосуд, и приведи старцев из народа и старцев из священников. Иер. 19 :2. И выйди в многогробищное поле 454 сынов Енномовых 455 , которое находится близ ворот Харсифских 456 , и произнеси там все слова, которыя Я скажу тебе. Иер. 19 :3. И скажи им: слушайте слово Господне, цари Иудейские и мужи Иудины 457 , и жители Иерусалима, и входящие воротами сими: так говорит Господь сил 458 , Бог Израилев: вот Я наведу на сие место бедствие, так что у всех, кто услышит об этом, зазвенит в ушах. Иер. 19 :4. Ибо они оставили Меня и чужим сделали место сие, и приносят жертвы на нем богам чужим, которых не знали они и отцы их, и цари Иудейские наполнили место сие кровию неповинных. Иер. 19 :5. И устроили высоты Ваалу, чтобы сожигать сыновей своих огнем во всесожжение Ваалу, чего Я ни заповедывал, ни говорил, и что не входило 459 на сердце Мне. Иер. 19 :6. Посему, вот наступают дни, говорит Господь, и не будет более называться место это „падениемъ“ 460 и „многогробищным местом сынов Енномовыхъ“, но „многогробищным местом заклания“. Иер. 19 :7. И разсею 461 замысл Иуды и замысл Иерусалима на месте сем, и поражу 462 их мечем пред врагами их и рукою ищущих души их, и отдам трупы их в пищу птицам небесным и зверям земным. Иер. 19 :8. И предам город сей раззорению и посмеянию: всякий проходящий мимо него изумится 463 и посвищет из-за всей язвы 464 его. Иер. 19 :9. И съедят плоть сынов своих и плоть дочерей своих, и каждый будет есть плоть ближнего своего в стеснении и в осаде, которою окружат их враги их, ищущие души их. Иер. 19 :10. И разбей сосуд пред глазами мужей, которые выйдут с тобою,

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Иов. 21 :33. Приятны 461 ему мелкие камни долины 462 , позади его идут все люди и пред ним без числа 463 . Иов. 21 :34. Как же вы утешаете меня пустым? а успокоения мне от вас нетъ никакого 464 ! Глава 22 Иов. 22 :1. И отвечал Елифаз Феманитянин, и сказал: Иов. 22 :2. Не Господь ли научает знанию и искусству? Иов. 22 :3. Какая же забота Господу, если ты был непорочен в делах? или (какая) 465 польза (Ему) 466 от того, что ты честно будешь содержать 467 свой путь? Иов. 22 :4. Ужели Он, опасаясь 468 тебя, будет состязаться с тобою 469 и пойдет с тобою в суд? Иов. 22 :5. Ужели не велика твоя злоба и не безчисленны твои грехи? Иов. 22 :6. Верно, ты брал ни за что залог у братьев своих и одежду у нагихъ 470 отнимал, Иов. 22 :7. И жаждущихъ водою не поил, а алчущих лишал хлеба. Иов. 22 :8. Оказывалъ некоторым лицеприятие, а убогих повергал на землю 471 . Иов. 22 :9. Вдов ты лишал всего 472 , а сирот притеснял. Иов. 22 :10. Посему окружили тебя сети и спешит против тебя великая 473 брань. Иов. 22 :11. Свет для тебя сталъ 474 тьмою, а когда ты заснул, вода покрыла тебя 475 . Иов. 22 :12. Ужели Живущий на высоте не смотритъ 476 и дерзко превозносящихся (не) смиряет? Иов. 22 :13. А ты сказал: „что знает Всемогущий 477 ? или во мраке 478 Он разсудит?“ Иов. 22 :14. Облако – покров Его, и Он невидим и обходит небесный кругъ 479 . Иов. 22 :15. Ужели ты хранишь древний путь, которым ходили люди неправедные? Иов. 22 :16. Они преждевременно были истреблены, река текущая — основания их. Иов. 22 :17. Они говорили: „что сделает нам Господь? или что причинит намъ Вседержитель“? Иов. 22 :18. Он же наполнил дома их добром и совет нечестивых далек от Него. Иов. 22 :19. Праведники, видя, смеялись, и непорочный глумился над ними 480 . Иов. 22 :20. Не погибло-ли имущество их и остатковъ 481 их не поест-ли огонь? Иов. 22 :21. Итак, будь тверд, если перетерпишь, то потом плод твой будет благ. Иов. 22 :22. Прими изъ уст Его изречение 482 и сложи слова Его в сердце своемъ 483 . Иов. 22 :23. Если же обратишься и смиришь себя пред Господом и удалишь от жилища твоего неправду,

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

«Ишь ты, куда заглядываешь: «чем кончится?». Начало и конец – милость Божия. Смотри и суди по плодам, как указано в Евангелии: «от плод их познаете их» ( Мф. 7:16 ). И в себе ищи плодов, и в тебе они будут и быть должны. Помни между тем, что мир от Бога; враг не может дать мира душевного; его дело – смущать, а не умирять» 27]. " От плод их, сказано, познаете их ( Мф. 7:16 ). Если, молясь с верою Господу или Владычице или Ангелам или святым, ощущаете во время и после молитвы мир сердца, то знак, что Господь или святые вас слышали и подали вам желаемое благо. От плод их познаете их. Мир сердца подтверждает и ту истину, что Господь есть на всяком месте, а святые по благодати Его в Духе Святом слышат наши молитвы» 587]. «Твоя вера и верность Господу, Пречистой Его Матери и Святой Церкви подвергаются часто искушению от диавола, который приливается к сердцу рекою хульных и скверных помышлений. Крепись и мужайся: это для тебя время исповедничества и мученичества. – От плод познаешь диавола (Ср.: Мф. 7:16, 20 ). Еда от купины емлют гроздия или от терния чешут смоквы? (Ср.: Мф. 7:16 ; Лк. 6:44 ). – Так, по хуле на все святое, по смущению сердца, по омрачению, тесноте и связанности всего существа твоего ты узнаешь гнездящагося в сердце твоем диавола, этого отца лжи (См.: Ин. 8:44 ). – При нападении хульных и скверных помышлений на душу узнается, как тверда и чиста и разумна наша вера. Ах! Иногда она бывает как трость ветром колеблемая (Ср.: Мф. 11:7 ) – и у меня грешного. – Если бы не поддерживала меня Божия благодать, пал бы я во мраке бесовском» 464]. Мф.7:17 . «Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.» Мф.7:18 . «Не может дерево доброе приносишь плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.» Мф.7:19 . «Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.» Мф.7:20 . «Итак по плодам их узнаете их.» «Когда диавол в нашем сердце, тогда необыкновенная, убивающая тяжесть и огонь в груди и сердце; душа чрезвычайно стесняется и помрачается; все ее раздражает; ко всякому доброму делу чувствует отвращение; слова и поступки других в отношении к себе криво толкует и видит в них злоумышление против себя, против своей чести, и потому чувствует к ним глубокую, убийственную ненависть, ярится и порывается к мщению. От плод его познаете его [Ср.: Мф. 7:20 ]. Бывают дни, когда злой дух меня тревожит» т. 1, 31].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

К свидетельству Святого Духа будет добавляться свидетельство учеников Иисуса. Речь не идет о двух параллельных линиях свидетельства, но о том, что свидетельство учеников станет видимым проявлением невидимого свидетельства Духа 463 . О том же, только другими словами Иисус ранее говорил ученикам: Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святой ( Мк.13:11 ; Мф.10:19–20 ; Лк.12:11–12 ). 7. Пришествие Святого Духа ставится в прямую зависимость от страдания, смерти, воскресения Иисуса Христа и Его возвращения к Отцу. В том самооткровении Бога, которое осуществляется в истории, явление Святого Духа должно стать завершающим этапом. Но этот завершающий этап, эта «эра Святого Духа», продолжающаяся в Церкви поныне, не могла наступить без смерти Иисуса на кресте. «Уход Иисуса был жизненной необходимостью для завершения откровения», – отмечает современный исследователь 464 . 8. Святой Дух обличит мир о грехе и о правде и о суде. Это наиболее сложное для понимания утверждение о роли и миссии Святого Духа. Для того чтобы приблизиться к его пониманию, необходимо отметить, что глагол λγχω означает не только «обличать», но и «опровергать», «порицать», «обвинять», «допрашивать», «доказывать». Глагол используется в судебной сфере. Святой Дух, по учению Иисуса, выполняет не только педагогические, но и судебные функции. Иисус произносит эти слова в преддверии суда, на котором Он будет осужден на смерть. Причиной осуждения станет то, что иудеи не уверовали в Него. Об этом ранее Иисус говорил с Никодимом: Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны ( Ин.3:19–21 ). Здесь использован тот же глагол λγχω («обличить») и те же понятия «правды» и «суда».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

На вопрос Пресвятой Девы, почему Он не с ними, Иисус Христос отвечал: или вы не знаете, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? 463 Слова: Отцу Моему (τοξ Πατρς Μον) ясно и бесспорно выражают ту мысль, что Христос есть Сын Божий в особом смысле этих слов. Если бы Он здесь назвал Себя Сыном Божиим в том смысле, в каком нередко называли себя сынами Божиими иудеи по свидетельству ветхозаветных книг Священного Писания, 464 в таком случае Его ответ на вопрос своей матери был бы лишен всякого значения и смысла. Тогда было бы непонятно, почему же Он называет Бога именно Своим Отцом, а не общим для всех людей, и почему только Он должен быть в том, что принадлежит Богу? Объяснение же, предлагаемое гр. Толстым, не изъясняет, а лишь затемняет дело. Противореча евангельскому сказанию о чудесном происхождении и рождестве Христа и будучи, конечно, кощунственною мысль Л. Толстого, будто бы Спаситель в отроческий период Своей жизни называл Бога Своим отцом лишь вследствие неведения о земном отце Своем, представляется и сама по себе вовсе неудачною и неостроумною. Из чьего-либо неведения о родителе своем разве вытекает необходимость воображать себя не иначе, как сыном Самого Бога? Иисус же Христос уже в отроческий период Своей земной жизни изумлял много сведущих и опытных учителей Своими речами, свидетельствовавшими об Его необычайном разуме. 465 Если бы Он не сознавал Своего особого отношения к Богу, тогда Ему оставалось бы называть Своим отцом Иосифа. Это видно уже из следующих слов к Нему Его пречистой матери: Чадо! Что Ты сделал с нами? Вот отец твой и я с великой скорбью искали Тебя. 466 Будучи обрученною Иосифу и считаясь его супругою, пречистая матерь Христа не могла не называть Его отцом Иосифа в том смысле, что последний пред законом и людьми усыновил Его себе по Его человечеству самыми отношениями своими к Его матери по человечеству же. Вот почему и в последствии времени, когда Христос выступил на общественное служение человеческому роду, многие называли Его не иначе, как сыном Иосифа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

Но если уже постройка храма возбудила противодействие со стороны самарян, то в еще большей степени должна была вызвать это противодействие постройка стен. Постройка стен обозначала решительное желание иудейской общины обособиться от соседей. Стены, помимо своего назначения служить укреплением, были также символом признания за городом главенства в целой стране 463 . Так-как самаряне имели сами притязание на это главенство, то очевидно, начатое Ездрой дело затрагивало и их национальную гордость, и их существенные интересы. Поэтому самаряне энергично стали добиваться у персидского правительства запрещения постройки иерусалимских стен. Наместник Самарии Рехум 464 и исполнявший при нем обязанности секретаря Шимшай 465 от имени представителей самарянских племен отправили царю Артаксерксу донесение о действиях иудеев. Уведомляя царя о начавшейся в Иерусалиме постройке стен, самаряне старались возбудить в нем подозрение против иудейского предприятия. „Да будет известно царю», писали они, „что если этот город будет построен и стены будут восстановлены, то ни подати, ни налога, ни пошлины не будут давать, и царской казне сделан будет ущерб» (4:13). Прикрываясь долгом ревнителей интересов царя 466 , самаряне напоминали Артаксерксу, что Иерусалим „город мятежный и вредный для царей и областей, и что отпадения в нем бывали издавна” (4:15). „Посему”, заканчивалось письмо, „мы уведомляем царя, что, если город сей будет достроен и стены его доделаны, то после этого не будет у тебя владения за рекою“ (4:16). Письмо самарян было составлено с большим искусством. Заявление их о своей деятельности в такое время, когда, в связи с восстанием Мегабиза, власть царя в Палестине стала колебаться, не могло, не быть оценено по достоинству. А неопределенная фраза – „после этого у тебя не будет владения за рекою» – фраза, которую можно было толковать в смысле угрозы отпадения со стороны самих самарян, заставила подумать о том, как велик риск в случае отклонения самарянской просьбы. Так-как верность самарян, вследствие их многочисленности, имела для персидского правительства большее значение, чем недовольство иудеев, то царь, естественно, стал на сторону самарян.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Один говорит: “господин! пять талантов ты дал мне” ( Мф.25:20 ); а другой – “два”; и показывают этим, что он доставил им случай получить выгоду, и благодарят его, все ему приписывая» 464 . – Здесь мне припоминаются слова апостола Павла, я очень люблю эти слова: «Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» ( 1Кор.4:7 ). Действительно! Всё, что мы имеем в этой жизни, мы получили от Бога, любые таланты и способности, духовный рост и сокрушение о грехах; счастье семейной жизни и радость монашеских подвигов; хорошую жену и добрую тещу, прекрасных детей и хороших друзей. И если вдруг появится мысль о каком-то «личном» приобретении, озарении, просветлении, вспомни эти слова апостола Павла: «Что ты имеешь, чего бы не получил?» – и тебе сразу станет легче и радостнее, а гордыня и самомнение, поджав бесовский хвост, убегут от тебя. Как я часто говорю: Бог, по праву Творца, – единственный Собственник во вселенной. Сказано: «достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и [все] по Твоей воле существует и сотворено» ( Откр.4:11 ); и еще: «ибо мы Им живем и движемся и существуем» ( Деян.17:28 ). Умные люди знают, что у этого мира есть Хозяин, и, покоряясь Ему всецело, «показывают этим, что он доставил им случай получить выгоду, и благодарят его (то есть за все блага. – О.С.) , все ему приписывая », хвалят и прославляют Его. Но однажды Бог спросит отчет за всё, что мы имели в этой жизни, и как мы это использовали. И пусть никто не скажет в тот день, что у него не было никаких талантов и способностей, чтобы послужить Богу и ближнему. Ибо Господь дает способности и таланты, каждому, как пишет блаженный Иероним – «не соображаясь с широтой или узостью в том отношении, чтобы дать одному больше, а другому меньше, но подавая соответственно силам получающего » 465 . Талант, конечно, является и испытанием для имеющего его, недаром в русском народе, говорят, что нельзя зарывать собственный талант в землю. Но коль скоро талант, или та или иная способность, есть испытание для человеческих сил, то здесь уместно вспомнить слова из Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю. Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их, ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей ( Отк. 17:12–14 ). Итак, очевидно, что имеющий прийти [Антихрист] трёх из них умертвит, а остальных подчинит своей власти, и он будет восьмой между ними; и они опустошат Вавилон и сожгут его огнём, и предадут царство своё зверю, и будут гнать Церковь , а потом будут сокрушены пришествием Господа нашего. А то, что царство должно разделиться и так погибнуть, об этом Господь говорит: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит ( Мф. 12:25 ). Разделиться же и царство, и город, и дом должны на десять [частей], и поэтому Он наперёд уже обозначил раздробление и деление. Даниил же ясно называет конец четвертого царства ногами виденного Навуходоносором истукана 464 , в которые ударил не руками отсеченный камень, как он говорит: ноги – одна часть железная, а другая глиняная; [ты видел его], доколе не отторгся камень без рук и ударил в истукана, в ноги железные и глиняные, и вконец сокрушил их (2:33–34). Потом в объяснении говорит: так как ты видел ноги и пальцы, одну часть их глиняную, а другую железную, то царство будет разделено, но в основании оно будет железное, как ты видел, что железо смешано с глиной. И пользы на ногах – одна часть железная, а другая глиняная (2:41–43). Итак, десять пальцев на ногах суть десять царей, между которыми разделится царство и из которых одни крепки и деятельны, другие вялы, бесполезны и не согласны (поп consentient), как и Даниил говорит: одна часть царства будет крепка, а другая слаба. Так как ты видел железо, смешанное с глиной, то будет смешение в племени человеческом, и одни не будут в сцеплении с другими, как железо не смешивается с глиной (2:43). И как это окончится, он говорит: и в дни царей тех Бог небесный восставит Царство, которое во веки не разрушится, и Его царство не останется другому народу, но все царства оно сокрушит и развеет; само же возвысится во веки.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Ответ на возражение 1 . Нам надлежит искать преходящие вещи не в первую очередь, а во вторую. Поэтому Августин комментирует [эти слова] так: «Когда Он говорит, что оно», то есть царство Божие, «должно искаться прежде, то имеет в виду, что остальное», то есть преходящие блага, «должны искаться после, не по времени, а по важности, поскольку первое является нашим благом, а второе – нашей потребностью» 464 . Ответ на возражение 2 . Запрещена не любая забота о временном, а только та, которая, как было показано выше (55, 6), является неупорядоченной и излишней. Ответ на возражение 3 . Если наш ум склоняется к преходящим вещам так, что находит в них свое успокоение, то он остается пребывать в них, но если он склоняется к ним ввиду того, что ищет блаженства, то он не нисходит к ним, а [напротив] возводит их на более высокий уровень. Ответ на возражение 4 . То, что в наших просьбах преходящее является не основным, а второстепенным объектом нашей мольбы, означает, что мы просим о нем Бога затем, чтобы оно было дано нам в той мере, в какой оно может послужить средством для нашего спасения. Раздел 7. ДОЛЖНО ЛИ НАМ МОЛИТЬСЯ О ДРУГИХ? С седьмым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1 . Кажется, что мы не должны молиться о других. В самом деле, молясь, мы должны следовать данному нам Господом образцу. Но в молитве Господней мы просим о себе, а не о других; так, мы говорим: «Хлеб наш насущный дай нам на сей день» и т. д. Следовательно, мы не должны молиться о других. Возражение 2 . Далее, молятся для того, чтобы быть услышанными. Но одним из необходимых условий того, что молитва будет услышана, является то, что каждый молится о себе. Так, Августин, комментируя слова [Писания]: «О чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» ( Ин. 16, 23 ), говорит: «Каждый будет услышан, если он молится о себе, а не обо всех, по каковой причине Он говорит не просто «даст», а «даст вам " ». Следовательно, похоже на то, что мы не должны молиться о других, но – только о себе. Возражение 3 . Далее, нам запрещено молиться о других, если они злы, согласно сказанному [в Писании]: «Не возноси за них молитвы... и не ходатайствуй предо Мною – ибо Я не услышу тебя» ( Иер. 7, 16 ). С другой стороны, мы не обязаны молиться о добрых, поскольку их слышат, когда они молятся о себе. Следовательно, похоже, что мы не должны молиться о других.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Пожалуй, непогрешительно будет соединение свидетельства предания и изъяснения Златоуста. Телесно Бог выводит Авраама из шатра, и тот видит звезды ночного неба, дух же его, при этом, восхищен в небесный духовный мир, откуда зрит будущее потомство свое на земле. Ранее, в четвертом Богоявлении, неисчислимость Авраамова потомства сравнивалась с песком земным, а теперь – со звездами небесными. На этом основании кто-то даже сказал, что песчинок на земле столько же, сколько звезд на небе. Но ни то, ни другое все еще не сосчитал. Да и не математикой здесь следует заниматься, а поражаться величию Божия обетования! Сравнение потомства Авраамова со звездами на небе указывает, как на количество его потомков, так и на качественные стороны народа Божия. Господь сказал Аврааму, указав на небо: Сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. То есть речь идет о великом, неисчислимом множестве. Св. Иоанн Златоуст : «(Бог), указывая Аврааму на множество звезд и возвещая, что столько же произойдет от него потомства, возвращает ему утешительные надежды» 464 . Но указание на звезды раскрывает и качественные стороны, имеющего произойти от Авраама, народа Божия. Ранее было сказано Аврааму, что потомство его будет, как песок земной – это будет народ земли, земли Израиля, Земли Святой. Авраам не искал для себя, как Лот, лучшую землю и обрел от Бога, для потомства, землю, кипящую молоком и медом ( Исх. 3:17 ). Теперь же, Бог, говоря о потомстве праотца, указывает на звезды на небе. Блаж. Августин: «Мне кажется, что последним сравнением, скорее, обещается потомство, высокое небесным счастьем» 465 . О таковых сказано у пророка Даниила: И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда. ( Дан. 12:3 ). А у Ездры говорится: светлее звезд воссияют лица тех, которые имели воздержание, а наши лица – чернее тьмы ( 3Езд. 7:55 ). На фоне черной тьмы языческого идолопоклонства и нечестия, как звезды, сняли богопросвещенные лица чад Авраамовых.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010