Общие события Египет Палестина 444 Кирилл умирает. Диоскор, папа Александрийский. 439 Мелания умирает. 439 В Муталаске родился Савва. 443 Евдокия возвращается в Иерусалим. 444 Петр Ивериец уходит в Майюм. 449 В Коринфе родился Кириак. Томос Льва (две природы Христа; осуждение Евтихия). Latrocinium («разбойничий собор») в Эфесе (одна природа). 451 Диоскор низложен. Папа Протерпи. 450 Император Маркиан. 451 Халкидонский собор (принятие Томоса Льва). 451 Ювеналий признан патриархом. Знамения. 452 Протесты монашествующих. Феодосии становится епископом. Евфимий удаляется в пустыню Рува. Петр Ивериец, епископ Майюмский. 453 Ювеналий вновь становится правящим архиереем. Петр уходит в Египет. 454 В Никополе родился Иоанн Молчальник. 454 Смерть Диоскора в Гангре. 455 Рим захвачен вандалами. 456 Евдокия и Елпидий примиряются с Ювеналием. Феодосий (Киновиарх) и Савва приходят в Иерусалим. 457 Убийство Протерия. Петр Ивериец посвящает в сан Тимофея «Кота». Илия и Мартирий оставляют Нитрию и уходят в Палестину. 457 Савва приходит к Феоктисту. 458 Вернувшийся из ссылки Роман отправляется в Элеутерополь. 459 Кончина Симеона Столпника. 459 Смерть Ювеналия. Патриарх Анастасий. 460 Даниил воздвигает столп возле Константинополя. 460 Изгнание Тимофея «Кота». 460 Евдокия умирает. Папа Тимофей Салофакиол. Общие события Египет Палестина 466 Феоктаст умирает. Кириак приходит в Иерусалим. 473 Евфимий умирает. 474 Император Зенон. 474 Савва в пустыне. Петр Ивериец возвращается в Палеетину. 475 Василиск захватывает власть. Энциклика против Халкидона. Петр Сукновал, патриарх Антиохийский, рукополагает Иоанна Руфа. 475 Тимофей «Кот» восстановлен в правах. 475 Герасим умирает. Анасгасий принимает Энциклику. 476 Конец Западной Империи. 478 Тимофей «Кот» умирает. 478 Савва в «МарСабе». Патриарх Мартирий. Антиэнциклика. Зенон вновь становится императором. Салофакиол вновь становится папой. 479 Каландион, патриарх Антиохийский. Иоанн Руф покидает Антиохию. 479 Основание киновии Феодосием. Компромиссы Мартария. Примирение Маркианэ Вифлеемского. Иоанн Руф при соединяется к Петру Иверийцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Удостоверяясь свидетельством людей благочестивых и чудодейственною силою ризы, что она точно есть риза Пресв. Владычицы нашей Богородицы, набожные путешественники приобрели ее себе, и по прибытии в Константинополь сначала хранили в своей домовой церкви. Когда же о святыне, хранимой ими, узнали многие по благодатным от нее знамениям, Галвий и Кандид объявили о своей драгоценности императору и патриарху Геннадию (458–461). По общему совету, риза принята и с великою радостью и торжеством положена в 458 году 471 во храме Божией Матери, построенном императором Маркианом и Пульхерией в Константинополе, на берегу залива, называемом Влахернским, отчего и самый храм называется Влахернским 472 . В этом храме рпза Богоматери, говорил Никифор Каллист в веке, «и доселе сохраняется, как непреодолимая и всегдашняя защита для града, подавая различные исцеления и чудесами своими побеждая естество и время». Со времени положения ризы Богородицы во Влахернском храме Церковь ежегодно 2 июля празднует Положение честной ризы Пресв. Владычицы нашей Богородицы, благодаря Св. Деву, что Она даровала ризу тела Своего как «державное граду обложение». В 626 году чудотворную силу ризы Богоматери испытали персы и авары, в 673 и 716 годах – сарацины, а в 866 году – Аскольд и Дир, витязи русские. Во время осады Царьграда аварами, сарацинами, Аскольдом и Диром, чудотворная риза Богоматери, при молитвах многочисленного народа, погружаема была в тихие воды Босфора, и буря, при этом случае всякий раз подымавшаяся, сокрушала флот осаждавших неприятелей 473 . Аскольд и Дир, стремившиеся покорить Византию, Промыслом Божиим покорены были Иисусу Христу, приняли веру христианскую и под сению ее окончили земную жизнь свою 474 . В IX веке Иосиф Студит написал канон на день Положения ризы Богородицы, ныне поемый Церковью в этот день. Первоначальные буквы канона, или краегранесие, заключает в себе речение: «Ризу почитаю Пречистыя Девы», и между прочими похвалами ризе он взывает: «Честней ризе прикоснемся, ею же Владыку объемши, яко отроча носила». Апостол на литургии в день Положения ризы Богоматери Церковь произносит о скинии и ее принадлежностях, прообразовавших Пресв. Деву Марию ( Евр.9:1–7 ); а Евангелие общее дням Богородичным ( Лк.10:28–42, 11:27–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Так, пишет митрополит, во времена императора Льва Великого (457–474) два родных брата, аристократы Галвий и Кандит, проживавшие в Константинополе и бывшие сенаторами, отправились в паломничество на Святую Землю. Путешествуя по Палестине, они оказались в Галилее, и пришлось им заночевать в городе Назарете, где явлено было когда-то Благовестие Деве Марии. Они остановились в доме одной незамужней женщины, преклонной возрастом, родом еврейки. Здесь в одной из комнат много людей жаждало исцеления от болезней, воскуривался фимиам и горело множество свечей. Заинтересовавшись увиденным, после долгих расспросов и уговоров им раскрыли тайну и показали в ковчеге Ризу Богородицы. От нее исходило необычайное благоухание. «Здесь мною хранится Риза родившей Христа Бога Пречистой Девы Марии, – сказала женщина. – Когда Она преставлялась от земли к небесам, при Ее погребении находилась одна из моих прародительниц – вдовица; ей по завещанию самой Пречистой Богородицы, была отдана та честная риза; она же, получивши ту ризу, сохраняла ее у себя с благоговением во все дни жизни своей; умирая, она отдала ризу для хранения одной девице из своего рода». Удостоверившись свидетельством в ее чудодейственной силе, они, отбыв в Иерусалим, замыслили отвести ее в Константинополь. Изготовили из старого дерева подобный же ковчег, а на обратном пути хитростью подменили его в Назарете, став обладателями священной реликвии. Вернувшись в Константинополь, они положили ковчег в потаенном месте. Но когда заметили, что не могут утаить ризы Богоматери, по причине происходивших от нее чудес, тогда отправились к императору Льву и сообщили о святыне. Риза была торжественно положена в 458 г. во Влахернском храме Божией Матери, а в честь этого события было решено ежегодно отмечать праздник 2 июля «положения честныя ризы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы», или день Ризоположения. В IX в. Иосиф Студит написал канон на день положения Ризы Богородицы, который поется церковью и до сего дня. Во времена императора Льва I (457–474) было построено рядом с церковью особое здание, а также под кров был перенесен и влахернский источник святой воды, расположенный рядом.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРКИАН [Греч. Μαρκιανς] († между 471-474), прп. (пам. 10 янв.), пресв. и эконом храма Св. Софии в К-поле. Источники Житие М., написанное неким Сергием, полагавшимся на рассказы очевидцев, сохранилось в неск. версиях. Впрочем, не все исследователи поддерживают раннюю датировку этого памятника (напр., к кон. VIII в. его создание относит Дж. Уэртли - Wortley. 2011. S. 728). Оно было издано в краткой редакции А. И. Пападопуло-Керамевсом по рукописи Hieros. Sab. 242, X в., и в пространной - М. Гедеоном по рукописи Ath. Cuml. 37, XI в. (содержит дополнительные сюжеты: о серебряных дел мастере, обманывавшем М., о дарах готов Аспара и Ардавурия, о посещении М. домов терпимости, о строительстве ц. св. Иоанна Предтечи в квартале Даниила). Критическое издание осуществлено Уэртли ( Wortley. 2011. S. 735-771). В Х в. Житие М. было переработано Симеоном Метафрастом (BHG, N 1034). Редакция Жития (BHG, N 1034b), вошедшая в Императорский Минологий 1034-1041 гг., опубликована Ф. Алькеном. В Житии М. содержатся интересные описания архитектурных сооружений и приводятся важные детали жизни К-поля V в. Сведения о М. также содержатся в «Церковной истории» Феодора Чтеца и в Житии прп. Авксентия Вифинского. Житие Родители святого были знатного происхождения и состояли в родстве с имп. семьей. В правление имп. Маркиана (450-457) и его супруги св. Пульхерии они переселились из Рима в К-поль. М. получил прекрасное образование. В Житиях подчеркивается, что М. был воспитан родителями в правосл. вере и в христ. добродетелях, но не сообщается, что в юности он принадлежал к секте новациан ( Theod. Lect. Eccl. hist. I 13//PG. 86. Col. 172), к-рая отличалась аскетическим образом жизни. Этот факт дал повод исследователям задаться вопросом, не являлся ли М. последним новацианским епископом К-поля ( Wortley. 2011. S. 733). Однако уже в молодые годы М. обратился в православие, во многом благодаря прп. Авксентию Вифинскому (PG. 114. Col. 1380). М. полюбил посещение храмов Божиих и церковных служб, К-польский патриарх (видимо, свт. Анатолий (449-458)) заметил благочестивого и скромного молодого человека и сделал его клириком. Немного позднее свт. Геннадий I (458-471) счел М. достойным пресвитерского сана, а потом поставил и экономом Великой ц. (т. е. Св. Софии); в его обязанности входило заведование церковным имуществом, в т. ч. недвижимым. Полученное после смерти родителей богатое наследство М. потратил на сооружение и благоукрашение церквей, а также на милостыню нищим. М. вел строгую аскетическую жизнь, носил простую одежду и не имел даже второго хитона на смену.

http://pravenc.ru/text/2562338.html

АННА Васильевна Шашкина (1888-1939), мц. (пам. 28 апр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АННА (963 - ок. 1012 г.), жена киевского кн. св. равноап. Владимира Святославича, дочь визант. имп. Романа II 456-457 АННА ВИРОВСКАЯ (Потто Анна Александровна; 1865-1903), игум., основательница Вировского во имя Всемилостивого Спаса мон-ря 457-458 458-461 461-463 АННА КОМНИНА (1083-ок. 1153 или 1154 г.), дочь визант. имп. Алексея I Комнина, жена кесаря Никифора Вриенния (мл.) 463-464 464-465 465-466 466-467 467-468 468-469 АННУРИАНСКИЙ РАСКОЛ (Аннорианский, Толлиурский), разделение в среде инд. христиан-яковитов, возн. в кон. XVIII в. «ANNUS SANCTUS» год в Римско-католич. Церкви, в кот. даруется полное отпущение грехов при условии совершения паломничества к святыням калотич. Церкви 469-470 470-471 471-473 АНОНИМ АРМЯНСКИЙ (VII), неизв. правосл. армянин, автор " Повествования о делах армянских " , предст. общины армян-халкидонитов 474-475 475-477 477-478 478-479 АНСГАР (Анскарий, Ансгарий; 801-865), архиеп. Гамбургский и Бременский, миссионер и церковный деятель, св. (пам. зап. 3 и 4 февр.) АНСЕЛЬ Альфред (1898-1984), франц. церковный деятель, философ, сторонник идей евангелизации рабочего класса 479-480 480-482 482-483 483-484 484-485 485-487 АНТИЛЕГОМЕНА термин, возникший в процессе формирования канона новозаветных книг обознач. оспариваемые книги, IV в. 487-488 АНТИМ ИВИРЯНУ (ок. 1650-1716), митр. Унгро-Влахийский, печатник, художник, церк. и политич. деятель Валахии, сщмч. Румынской Православной Церкви (пам. 27 сент.) 488-489 АНТИМИНС " вместо престола " (греч.), прямоуг. плат с особ. изобр., освящ. и подписан. епископом, на котором соверш. Божественная литургия 489-493 493-494 494-498 498-499 АНТИОХ (VI-VII вв.), писатель, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов , в подвиге просиявших; пам. греч. 24 дек.) 499-500 500-501 501-529 530-534 534-535 535-537 537-538 538-542 542-543 543-544 АНТИПАПА термин, в традиции католич. Церкви обознач. того, кто был провозгл. папой Римским незаконно

http://pravenc.ru/vol/ii.html

241 Напрасно Усов говорит о сем соборе так пренебрежительно: «какого-то», если в Кормчей сказано не «какого-то сабора», а: «от послания Константиня града собора, к Мартирию, еп. атиох. о том, како приимати еретики, приходящыя к соборней церкви». 242 Неправду говорит Усов, потому что и церковь , и история знают этот собор и его послание, что подтверждается Кормчей, в которой оно помещено. Сказать об этом соборе и его послании так, как говорит Усов, значит объявить Кормчую в страшном грехе; в обмане, потому что она, выходит, учинила подлог, выдав случайный разговор каких-то двух лиц за послание собора. Патр. Иосиф, поместивший в своей Кормчей послание этого собора, есть участник сего преступления, потому что не отнёсся критически к сему посланию, якобы ни церкви, ни истории неизвестного. А вот в XX веке появился тщательный и тонкий критик – Усов, который, основываясь на слове «неявленных», разыскал подлог в Кормчей, в чём и обличил её, сказав, что «хотя в Кормчей и сказано, что это послание какого-то собора, но церковь такого собора не знает и не указывает». 243 Этот собор был между 456 и 468 г., потому что Мартирий был епископом в этих годах (Лет. Арс. 197; наст. кн. Булг. 14). Точный год и Лаодик. соб. неизвестен. – Царём в это время был св. Лев вел. с 458 по 474 г. (Лет. Ар. 192–198; Булг. 10), а патриархом св. Геннадий с 458 по 471 г. (Арс. 194–7; Булг. 11) 244 Если патр. констант. был в то время св. Геннадий, то ясно, что собор состоял из православных епископов. 245 Мы не знаем имён епископов и сколько их было на Лаодикийском и Двукратном соборах, но ради этого мы этих соборов не отвергаем. (см. деян. пом. соб., изд. Казан, акад.) 247 Если Усов не понимает слов Арменопула: «неявленных патриархов» (выше прим. 232), то напрасно невежа взялся толковать о важных вещах; а если он понимает смысл этих слов, то значит, он злонамеренно их перетолковывает, придавая им иной смысл – (чит, деян. вс. соб. т. 1, стр. 73). 248 Выше Усов отвергал это послание и признавал его недействительным и не нужным, так упрекая православных.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

La única obra que nos ha llegado íntegra es su EpIstola encyclica contra la simonía, escrita desde un sínodo celebrado en Constantinopla el año 458 ó 459. Esta encíclica nos ha llegado en dos recensiones. Genadio murió el 471. Le sucedió Acacio, el instigador del cisma llamado acaciano, que rompió todas las relaciones entre Roma y Constantinopla y que persistió hasta la subida al trono de Justino, el año 518. La Iglesia oriental venera a Genadio como santo y celebra su fiesta el 25 de agosto y el 17 de noviembre. Basilio de Seleucia B asilio, desde el año 440 aproximadamente arzobispo de Seleucia, en Isauria, actuó de un modo extraño en los acontecimientos que desembocaron en el concilio de Calcedonia del 451. Primeramente, en el sínodo de Constantinopla del 448, votó en contra del monofisitismo; en el «latrocinio» de Efeso, el 449, se declaró en favor de Eutiques, y, en cambio, en Calcedonia puso su firma en el tomo del papa León Magno Ad Flavianum que condenaba a Eutiques y a Dióscoro. El 458, en unión con los demás obispos de Isauria, escribió una carta al emperador León I pidiendo que se mantuvieran las decisiones del concilio de Calcedonia y que fuera depuesto el patriarca intruso de Alejandría, el monofisita Timoteo Aeluro. Esta carta, con su firma, se conserva en una traducción latina (Mansi, 7,559–563; Schwartz, Act. conc. II 5,46–9). Murió hacia el año 469. Sus Escritos. Los tratados que nos quedan de él nos le muestran muy versado en literatura clásica y bien formado en retórica. Focio le echa en cara su falta de simplicidad y naturalidad y el uso excesivo de tropos y figuras. Advierte en su exégesis la influencia de Basilio Magno y Crisóstomo (Bibl. cod. 168). 1. Sermones Focio conocía 15 homilías, pero habla además de «otras obras,» que pudieron ser también sermones. La edición de Migne (85,27–474) contiene una serie de 41 sermones de Basilio sobre las Escrituras y sobre personajes bíblicos. B. Marx ha demostrado que el n.38, Contra iudaeos de Salvatoris adventu demonstratio, sobre Daniel 9 ,20s y el n.39, sobre la Anunciación, no pueden ser auténticos; este último pertenece probablemente a Proclo de Constantinopla (cf. supra, p.546s). El resto de la serie son discursos sobre diversos pasajes del Antiguo y Nuevo Testamento y sobre acontecimientos de la historia bíblica. Basilio tiene propensión a dramatizar estos acontecimientos y a introducir a los personajes bíblicos hablando en monólogos y diálogos. En algunos de estos diálogos se inspiró en el siglo VI para sus contakia el gran himnógrafo griego Romanos Melodos. Kl n.27, In Olimpia, fustiga a los cristianos que frecuentan los inmorales juegos olímpicos. El último, n.41, lleva por título Laudatio S. Christi protomartyris Stephani deque eius pretiosi corporis inventione. Su autenticidad ha sido puesta en tela de juicio.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

По всей видимости, именно по этой причине Прокопий не упомянул о том, что еще до начала действий Велисария евнух Нарсес (см. о нем выше комм. 128), тайно выйдя из Большого дворца, раздал немало денег представителям партии венетов (Malal. Р. 476), после чего среди единой до этого времени массы восставших вновь начались раздоры. По словам хрониста Иоанна Зонары, воины напали на скопившихся на ипподроме людей, «уже и восставших друг против друга» (Zonar. 155). По мнению Данлапа, именно Нарсес сыграл решающую роль в подавлении восстания (Dunlap A. S. The Office of the Grand Chamberlain in the Later Roman and Byzantine Empires. N. Y., 1924). 215 Вораид, брат видного военачальника Германа, известен, главным образом, благодаря своим столичным владениям – проастию (пригородному имению) на азиатском берегу Босфора и вилле в Константинополе, расположенной в квартале, получившем имя Вораида – τα Βοραδου (Janin R. Op. cit. P. 304 – 305; Guilland R. Etudes de topographie... II. P. 98). 217 Иоанн Малала, автор «Пасхальной хроники» и Феофан дают цифру погибших в 35 тысяч (Malal. P. 476; Chron, Pasch. Р. 627; Theoph. P. 185), Иоанн Лид – 50 тысяч (Joan. Lyd. III. 70). 218 Внук Ипатия Иоанн через некоторое время оказался женатым на племяннице Юстиниана Прейекте (B.G. III. 31, 14 – 15) и таким образом был приближен к трону. 219 Юстиниан не только вернул подвергнутым опале сенаторам их прежние титулы и имущество, но и сделал ряд существенных уступок сенаторской аристократии в целом (Nov. 62). 220 По всей видимости, Трибониан умер от чумы, свирепствовавшей в Константинополе в 542 г. См.: Honoré Т. Ор. cit. О чуме см. ниже: Кн. II, гл. 22, 23. 221 Т. е. в 541 г. Интрига против Иоанна, о которой повествуется в этой главе, была, по всей видимости, сплетена зимой 540541 г. во время его отсутствия в Константинополе, ибо тогда Иоанн путешествовал по городам Востока. См.: Stein Е. Histoire... Р. 481. Иоанн пребывал тогда на вершине своего могущества и даже снискал популярность у основной массы населения империи тем, что он изобрел фискальные мероприятия, направленные против высших сословий империи. См.: Joan. Lyd. III. 62. 222 После успешной войны с готами, завершившейся взятием Равенны в мае 540 г., Велисарий был отозван в Константинополь. В марте 541 г. он был направлен против Хосрова, тогда вторгшегося в Лазику. См.: В.Р. II. 14. 8. 224 Т. е. короля покоренных вандалов Гелимера и короля завоеванного Велисарием королевства остготов – Витигиса. 225 Руфинианы – пригородное имение, некогда принадлежавшее префекту претория Востока 392 – 395 гг. всесильному временщику Руфину, по имени которого оно и было названо. Конфискованное после смещения Руфина, оно затем не раз переходило от одного вельможи к другому, пока не оказалось в VI в. во владения Велисария. См.: Pargoire J.//BZ. 1899. Bd. 8. S. 429 – 435; 458 – 461; 472 – 474.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-pers...

859 То есть способность преднамеренного выбора у святых де-активирована. Это принципиально отличается от того взгляда, который на этот предмет был у Оригена и даже свт. Григория Нисского . О последних см. предыдущее примечание и 12 схолию А. М. Шуфрина к Трудности 7 и соображения Шервуда в Максим Исповедник 2007а, с. 474. Такая де-активация преднамеренного выбора святых в состоянии воскресения становится, как видно из слов прп. Максима, «законом природы», занимающим место прежнего «закона греха», согласно которому люди вне обновленного во Христе способа существования оказываются обречены на колебания в своем намерении и преднамеренном выборе. При де-активации способности намеренного выбора подобные колебания прекращаются. Речь, таким образом, идет о новом по сравнению с греховным образе существования природы, характерном для святых. При этом, как мы увидим ниже (24D-25A), при таком едином для всех образе существования (с де-активированным преднамеренным выбором) каждый из святых имеет свой индивидуальный способ (тропос) причастия Богу, соответствующий его мере любви и получаемой именно им благодати (см. подробнее во вступительной статье, гл. 21). Новый, единый для всех образ существования не означает аннигиляции индивидуальных различий, каковая имела место у оригенистов, у которых все индивидуальные различия в апокатастасисе упраздняются. 860 Понятие из лексикона оригенистов, у которых «пресыщение» объясняет причину отпадения умов от Бога и распадения Энады. Прп. Максим полемизирует с оригенистическим учением о «пресыщении» в amb. 7. Уже при изложении учения о движении в этом сочинении им было дано описание все возрастающего желания святых в Боге (PG 91, 1073С), но слово «пресыщение» появляется только в amb. 7: PG 91, 1089А, а учение о пресыщении эксплицитно опровергается в 1089В–С. Бог как абсолютно Желанный не может стать ни менее значимым, ни, тем более, отвратительным (как бывает при пресыщении). Напротив, беспредельный Бог «растягивает до безграничности» стремление наслаждающихся Им, поэтому никакого рассеяния в результате пресыщения абсолютным Благом умов, якобы в Нем пребывавших изначально, быть не может (1089С). См. подробнее главу о пресыщении в исследовании Шервуда ( Максим Исповедник 2007а, с. 458–478) и схолии 11б; 122а А. М. Шуфрина к amb. 7. В комментируемом месте opusc. 1 прп. Максим придает позитивный смысл κρος, что характерно для его обращения с любыми относящимися к этике терминами.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Антония 10. 450 Ср. 1 Тим. 1:19. 451 I/1 (3)=B1 (3). 452 II/26,6. 453 II/26,7. 454 Ср. Евагрий. Гностик 28 (о пяти причинах богооставленности). 455 II/14,3. 456 I/79 (391—392)=B39 (302). 457 I/88 (416)=B48 (339). 458 II/1,4. 459 I/88 (417). Ср. 1 Кор. 10:13. 460 Главы о знании II,23. 461 Главы о знании IV,97. 462 Или «молитва, (происходящая) от знания». 463 Главы о знании I,34. 464 II/9,5. 465 Главы о знании I,30. 466 I/2 (9—10)=B2 (11—12). 467 I/64 (342)=B13 (124). 468 Ср. D. Miller. Translator " s Introduction, CXI—CXII. 469 II/33,3. 470 Главы о знании I,34. 471 Ср. совет преп. Арсения Великого относительно того, как монах должен себя вести в периоды духовного упадка: «Ешь, пей, спи и бездельничай; только не оставляй келлии своей»; Apophthegmata, Arsenius 11 (PG 65,89 C). 472 I/88 (417)=B48 (339—340). 473 I/88 (418)=B48 (341). 474 II/34,3. Ср. образ зимы как времени помрачения, тоски и уныния, и весны как времени преображения ума — у Макария Египетского, Новые духовные Беседы II (26). 475 I/70 (360)=B17 (138). 476 II/34,2. 477 1 Кор. 10:13. 478 Исаак употребляет оба термина в одинаковом смысле. В сирийском языке термин mukkaka обычно указывает на процесс приобретения смирения (человек смиряет себя), а makkikuta — на результат этого процесса (человек достиг смирения). В русском тексте оба термина переводятся, как правило, словом «смирение» (соответствующим греческому tapeibnvsiw), или иногда словом «смиренномудрие» (греч. tapeinofrosybnh). 479 Мф. 11:29. 480 I/53 (233)=B82 (575). 481 Т. е. в одеяние смирения. 482 I/53 (233—234)=B82 (575—576). 483 I/58 (317)=B6 (95). 484 I/46 (198—199)=B72 (499). 485 I/34 (148)=B85 (408). 486 I/53 (234)=B82 (576—577). 487 Многочисленные рассказы о том, как дикие животные повиновались святым, содержатся в житийной литературе. Ср. рассказ о святом Герасиме Заиорданском, которому служил лев (в Apo–phthegmata patrum). Более поздний пример — преподобный Серафим Саровский, которому служил медведь. 488 I/53 (235)=B82 (577—578). 489 Главы о знании II,94.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=741...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010