укрепление на вершине холма служило цитаделью городища, которое образовалось вокруг крепости (Мыц В.А. Алустон... – С. 172, 175; Мыц В.А. Ранний этап строительства крепости Алустон//ВВ. – 1998. – Т. 57. – С. 187–203). В IX–X вв. здесь строится небольшой храм, сменивший предыдущий, следы которого прослеживаются в слое VI–VII вв. Остатки жилья IX-X вв. открыты и на поселении близ Горзувит, в котором после образования фемы тоже возродилось византийское сторожевое укрепление (см.: Якобсон A.A. Разведочные раскопки средневекового поселения Горзувиты//КСИИМК. – 1954. – – С. 109–120; Якобсон A.A. Крым в средние века. – С. 77; Домбровский О.И. Средневековые поселения и «исары» Крымского южнобережья//Феодальная Таврика. – К., 1974. – С. 9–13; Крым в X – первой половине XIII века//Крым, Северо-Восточное Причерноморье и Закавказье в эпоху средневековья IV–XIII века/Отв. ред. Т.И. Макарова, С. А. Плетнева. – М., 2003. – С. 78). Следовательно, жизнь фактически не прекращалась здесь в течение всего раннесредневекового периода. 709 Романчук А.И. Значение археологических исследований в Херсонесе для выявления особенностей развития византийского провинциального города//Античный и средневековый город: Тезисы докл. VII Науч. Сюзюмовских чтений. – Екатеринбург, 1994. – С. 11. 710 Пользуюсь случаем выразить благодарность H.A. Алексеенко и С. В. Дьячкову за любезное разрешение познакомиться с этими неопубликованными материалами экспедиции. Среди найденных здесь монет только один херсонесский тетрахалк I в. до н.э., дупондий II в. н.э. (457–474), константинопольский полуфоллис Маврикия Тиверия (582–602), античная, с надчеканкой «христограмма», VII в., сиракузский фоллис Феофила (829–842), две литые херсонские монеты Василия I (867–886) и такие же две – Романа I (919–945). Последней по времени является литая херсонская монета с монограммой «ро» XIII в., что говорит о продолжительном, непрерывном ромейском присутствии в данной местности (ср.: Алексеенко H.A. Находки монет на территории генуэзской крепости Чембало//X сб.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Л. 496) и τροχς (Там же. Л. 503 об.) (см. также: Ath. Cutl. 456. Fol. 264-388v; 457. Fol. 264-332). Большой популярностью пользовались учебные песнопения И. К., прежде всего т. н. Большой исон: «Исон, олигон, оксия и петасти» (с ремарками «знаки хирономии (σημδια χειρονομιστ), поющиеся по гласам», «лучший метод Стихираря» (μθοδος ρστη το στιχηραρου) и др.; РНБ. Греч. 494. Л. 6-7 об., 2-я пол. XIV в.; 126. Л. 10; 237. Л. 13; БАН. РАИК. 154. Л. 7; Lesb. Leim. 273. Fol. 5-7; 259. Fol. 17-19v; 350. Fol. 53-55v, после 1600 г.; 285. Fol. 14-17v; 245. Fol. 9-11; 242. Fol. 174v - 176, после 1650 г.; 459. Fol. 11-12; 238. Fol. 7v - 9; 8. Fol. 19v - 20; Lesb. Ypselou. 48. Fol. 25-25v; Athen. Merlier. 7. Fol. 1-9v). С именем И. К. встречаются и др. учебные песнопения: Προπαδεια πνυ φλιμος (Учебное песнопение, весьма полезное) на 1-й глас (Lesb. Leim. 238. Fol. 13-14), метод метрофонии σω и ξω «Богослове девственниче, учениче» (Θεολγε παρθνε, μαθητ; на текст стихиры ап. Иоанну Богослову) (РНБ. Греч. 132. Л. 9 об.). Ист.: Αγπιος μοναχς το Κρητς. Βιβλον ραιτατον καλομενον μαρτωλν σωτηρα. Ενετησι, 1641 (переизд.: Αμαρταλν σωτηρα. Βεντια, 1889. Σ. 292-294); Νικδημος Νξιος. Ακολουθα σματικ κα γκμιον τν σων κα θεοφρων πατρων μν τν ν τ Αγ Ορει το Αθω διαλαμψντων. Ερμοπολις, 1847. Σ. 82-84; Λαμπδαριος Σ. Κρηπς τοι να στοιχειδης διδασκαλα το θεωρητικο κα πρακτικο τς κκλησιαστικς μουσικς. Κωνσταντινοπολις, 1890. Σ. 47-50; Δουκκης Κ. Μγας συναξαριστς πντων τν γων. Οκτβριος. Αθναι, 1895. Σ. 11-13; BHG, N 2187; Στθης. Χειργραφα. Τ. 1-3 (passim); Χατζηγιακουμς. Χειργραφα Τουρκοκρατας. Σ. 322-329; PLP, N 13391; Manuel Chrysaphes, the Lampadarios. On the Theory of the Art of Chanting and on Certain Erroneous Views That Some Hold About It/Text, transl. and comment. by D. Conomos. W., 1985. (MMB. CSRM; 2); Герцман Е. В. Греческие муз. рукописи Петербурга. СПб., 1996. Т. 1. С. 609-620; 1999. Т. 2. С. 474-483; Порфирий (Успенский), еп. Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты в 1845 г. К., 1877. Ч. 1. Отд. 1. С. 214-220. М., 2006р. C. 220-226.

http://pravenc.ru/text/471332.html

Тимофей, провозгласивши себя архиепископом, подбирает к своим рукам церковные имущества в Александрии, лишает церковного содержания бедных, пропитывавшихся от щедрот Церкви, раздает деньги своим единомышленникам. Он рассылает своих приверженцев по другим городам для преследования епископов православных. Он анафематствовал и Протерия и других епископов, державшихся определений Халкидонского собора; к их анафематствованию присоединил и имя св. Кирилла Александрийского . Но этого всего было мало для Тимофея, – он вычеркнул из церковных диптихов (помянников) имя Протерия и поставил вместо него имя Диоскора. Православных клириков, в особенности посвященных рукою Протерия, лишил мест, выгнал из города, запретил своим приверженцам иметь с ними какое бы то ни было общение; положение изгнанных и находящихся в постоянном страхе за свою жизнь православных клириков было поистине печально, – они должны были «проводить жизнь боязливее зайцев и лягушек. ( Дeяh. IV, 462–475 ). От разбойнической мести монофизитов не спаслись и «монастыри, издавна прославившиеся православною верою, мужеские и женские: он приказал их разрушить» ( Дeяh. IV, 481 ). Свою злобу на православных Тимофей изливает даже на предметы бездушные, но напоминающие о Протерии и вообще православных. Так самые седалища епископские, на которых восседал Протерий, он приказал разломать и сжечь, а св. алтари в церквах, если они были освящены Протерием, велел измыть мореною водою, как оскверненные ( Дeяh. IV. 487 ). Наконец обе партии Александрийской Церкви, православная и монофизитская, обратились к императору Льву I (457–474 гг.), каждая прося себе защиты и покровительства ( Дeяh. IV. 466–490 ид.) Император Лев, как человек расположенный к Халкидонскому собору, стал иа стороне православных, изгнал Тимофея из Александрии в бедный Пафлагонский город Гангры 8 . Этим и закончилась первоначальная оппозиция Египта в отношении к собору Халкидонскому. Третьим местом, где нашло себе благоприятный прием монофизитство, была Сирия с городом Антиохией во главе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Иных же Он аллегорически называет волками в овечьей шкуре, намекая на хищников в людском обличье. И всех этих весьма диких животных, и эти камни сия небесная песня преобразовала в послушных ей людей» (Cl. Protr., 4, 3). «Но пусть дикость ваша будет зачарована небесным пением. Внемлите нашей короткой речи и извергните из себя смертоносный яд, чтобы вам было дано освободиться от гибели, как змеям — от старой кожи. Послушайте меня и не затыкайте уши, не преграждайте путь словам, но примите их своей душой! Прекрасно лекарство бессмертия: встаньте и не ползайте более, ведь враги Господа будут лизать прах, говорит Писание, поднимите голову от земли, взгляните на небо, восхититесь видом его, прекратите замышлять против пят праведников и затруднять путь к истине. Станьте разумными и безвредными! Тогда Господь, пожалуй, дарует вам крылья простоты (Он задумал снабдить ими земнородных), чтобы, оставив норы, вы обитали в небесах» (Cl. Protr., 106, 1—3). 457 Ср.: Исх. 3:22:11:2; 12:35—36. 458 Ср.: Исх. 1:14. 459 Конъектура Кройманна. Согласно рукописям, «и, однако, египтяне по справедливости отказались от своих претензий». 460 Т. е. египтян, лишившихся золотых и серебряных сосудов из-за евреев, меньше, чем египтян, пользующихся построенными евреями городами и селениями. 461 Конъектура Кройманна. В рукописи: «объявил бы». 462 Конъектура Кройманна. В рукописи: «не немногими чашками и мисками богачей, которых везде меньше, , но всем и их состоянием ». 463 Ср.: Исх. 20:9—10; 23:12; Втор. 5:12—14. 464 См.: Ис. Нав. 6:3—4. 465 См.: Исх. 20:9—10. 466 Конъектура Кройманна. Другое чтение: «пошел собирать дрова». 467 Ср.: Числ. 15:32—36. 468 Конъектура Кройманна. 469 См.: Исх. 20:5. 470 Ср.: Числ. 21:8—9; lust. Dial., 94. 471 Ср.: Исх. 25:18—22. 472 См.: Tert. Adv. Marc., II, 18,3. 473 См.: Ис. 1:11. 474 См.:Ис.40:28. 475 Ср.: Быт. 4:4. 476 Ср.: Быт. 8:21. 477 Конъектура ван дер Флита. Согласно рукописям: «и не с сердцем, полным также и к прочим проявлениям покорности». 478 Ср.: Ис. 1:11. 479 Кройманн полагает, что здесь лакуна. Перевод пропущенных слов может быть таким: «так же и Бог отвергает служение Своего народа». 480 Ср.: Ис. 1:11. 481 См.: Ис. 1:13. 482 ». 704 Выделенные курсивом слова представляют собой перевод слова praescripmio. 705 Цитата по Септуагинте. 706 См.: Ис. 53:2—3. 707 См.: Ис. 52:14. 708 Фрагмент «Каким бы ни было Он был возвещен» в рукописи находится перед цитатами из Исаии. После них его помещает Кройманн. Перевод, согласно рукописному чтению: «Каким бы ни было то несчастное тело, так как оно было осязаемо, так как оно было рассматриваемо, если невзрачное, если бесславное, если презираемое, то моим будет Христос. Ведь именно таким по облику и по внешнему виду Он был изображен в пророчествах». 709 См.: Пс. 45 44:3. 710 Ср.: Пс. 45 44:4. 711 Конъектура Кройманна. В рукописи: «обличьем бестелесным». 712 Ср.: Пс. 22 21:7. 713 Конъектура Кройманна. В рукописи: «возвещаешь». 714 Ср.: Кол. 2:9. 715 Ср.: Ис. 11:1,10; Рим. 15:12.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

457 См. Memoire sur une mission au ment Athos par l’abbe Duche… suivi d’un memoire sur un ambon conserve а Salonique... par. Ch. Paris. 1876. p. 249–300. Здесь же и фотографические снимки амвона. См. также новейшее сочинение Байэ: Recherches ponr servir a l’histoira de la peinture et de sculpture chretiennes en orient avant la querelle des iconoclastes. Paris. 1879, p. 104–105. 469 Евсевий, Церк. Ист. кн. X, гл.4. Трое дверей было также в Ноланской базилике, описанной Павлом ноланским. См. Ер. XXXII. 13. Migne, t. LXI. col. 337. 474 Максим исповедник наприм., ничего не говорит о притворе; он делит весь храм, обнимаемый стенами, только на две части: алтарь и святилище для народа, и оправдывает это деление самой разнообразной символикой. См. Тайноводство Максима испов. в Пис. отцов, отн. к истолк. богосл. т. I. стр. 293 и след. Герман, объясняя символическое значение различных частей и принадлежностей храма, о притворе также не упоминает. См. там же, стр. 357 и след. 475 Nαρϑηξ – трость или длинная трубка с полою внутренностью. У Гезиода и Есхила словом: νρϑηξ обозначается трость, посредством коей Прометей похитил огонь с неба (Hes. Εργ. 52. Aesch. Prom. 109). В древнем зодчестве этим словом обозначали всякую пристройку, имевшую форму узкого и длинного прямоугольника и прилагали его начти безразлично ко внешним и внутренним, открытым и закрытым портикам церковным. Отсюда впоследствии произошли названия: εσωνρϑηξ и εξωνρϑηξ (см. Goar, Ευχολογ, ρ. 23, Bingham. Origin. Lib. VIII. c. 4). Латинские писатели обозначают тоже самое словом: ferula. По славянски слово: νρϑηξ переводилось иногда словом: пруст. Например: Сол. библ рук. XV или XVI в. 685 л. 49: «женам повелеваем исповедатися в проусти (ε τω νρϑηι) церковнем и отверсты имети двери внешняя» Греч. под. у Котельера Monum. graeca, l. I. ρ. 75. 476 Наприм., оглашенные одной из низших степеней, носившие тоже название. Кроме того сюда допускались иногда иудеи, еретики и даже язычники. См. 4 карфаг. соб. пр. 84. Bingham. Origin. Lib. VIII. c. IV. § 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

291). С самого раннего этапа существования города она выполняла роль храмового участка и это ее значение не изменилось после утверждения христианства. Единственное зримое отличие заключается, пожалуй, лишь в том, что по отношению к главной продольной улице ось площади была повернута под углом 30° на запад, тогда как поворот здания ранневизантийской Восточной базилики воздвигнутой тут же, имеет угол в 45° 814 . Основываясь на материалах раскопок 1908 r., К. Э. Гриневич относил к VII–VIII вв. первый строительный период храмика (по нумерации P. X. Лепера – 17) с северо-западной стороны этой площади, позднее переделанного в средневековую капеллу или часовню (6,4 х 4,92 м), с большой, пятигранной снаружи апсидой (рис. 292) 815 . Исходя из рабочего плана раскопок, выходило, что постройка имела два настила – нижний, более ранний, из прекрасно обработанных мраморных плит из проконнеского и белого греческого островного мрамора, и поздний, X–XII вв., лежавший на метр выше предыдущего, в котором были устроены две могилы. В действительности, евктирион мог быть и более раннего времени, нежели VII–VIII вв., поскольку в 1908 г. к востоку от его апсиды по верхнему слою до уровня пола апсиды оказались найдены монета Льва I (457–474) и три монеты Юстиниана I (527–565) 816 . Примечательно также, что на полу среди обнаруженных материалов оказался обломок мраморного карниза высотой 15,5 см, длиной 28 см, от внутреннего декора храма, с тщательно вырезанной однострочной надписью ранне-византийского времени, упоминавшей о постройке «по обету (молитве) такого-то» (...uper] euches t[ou]...) (рис. 293) 817 . Ha месте церквушки можно подозревать наличие остатков стены, которая с запада ограждала некогда находившийся здесь античный теменос. Одновременным с евктирием, судя по стратиграфии, был крытый водосток шириной 0,75 м, идущий через всю площадь в северо-восточном направлении 818 . Небольшое здание, расположенное близ Восточной базилики, в нескольких метрах от ее северо-западного угла, отличалось тем не менее монументальной кладкой, лежащей почти у скалы или на скале.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Т.2. Сергиев Посад. 1912, стр. 457. Н.Ф.Каптерев. Сношения Иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством. Москва 1891, стр. 87—88. История патриархов иерусалимских. Кн. 10. Ч.3. Гл. 1. Пар. 9. Н.Ф.Каптерев. Сношения Иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством. Приложение Москва 1891, стр. 69. Архив Юго-Западной России. V, стр. 154. Грамота государю от 2 июня 1702 года. Н.Ф.Каптерев. Сношения Иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством. Приложение Москва 1891, стр. 42. Там же. Приложение 11, стр. 56 См. Об этом подробно проф. К.В.Харламповича. Малороссийское влияние, стр. 440 Н.Ф.Каптерев. Сношения Иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством. Приложение Москва 1891, стр. 64. Там же. Приложение 15, стр. 67 Н.Ф.Каптерев. Сношения Иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством. Москва 1891, стр. 103-104. См. Там же, стр. 108-109 Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т.1. СПб. 1868. Приложения, стлб. ССССП Греческие дела 1702 г. Н.Ф.Каптерев. Сношения патриарха Досифея, стр. 172. Проф. В.О.Ключевский. Курс Русской истории. Ч.4. Москва. 1910, стр. 285-292 Проф. В.О.Ключевский. Курс Русской истории. Ч.4. Москва. 1910, стр. 297 У проф. К.В.Харламповича. Малороссийское влияние, стр. 474 Там же У проф. К.В.Харламповича. Малороссийское влияние, стр. 471-472 Полное собрание Законов Российской Империи, т. 5. СПб. 1830. стр. 468 См. Об этой гимназии у проф. В.О.Ключевского. Курс русской истории, ч. 4, стр. 322-327 Историческое известие о Московской Академии, сочиненное в 1726 году от Справщика Федора Поликарпова, и дополненное Преосвященным Епископом Смоленским Гедеоном Вишневским. Древняя Российская Вивлиофика, ч. 16. Москва 1791, стр. 302-303 С.К.Смирнов. История Славяно-Греко-Латинской Академии, стр. 81-82 Полное Собрание Законов, т. 5. 2978, стр. 189 Полное Собрание Законов, т. 5. 3182, стр. 554 Полное Собрание Законов, т. 5. 2978, стр. 189 Греческие дела 1702 г. Н.Ф.Каптерев. Сношения Иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством, стр.172 См у С.К.Смирнова. История Славяно-Греко-Латинской Академии, стр. 142-143 С.К.Смирнов. История Славяно-Греко-Латинской Академии. Москва. 1879, стр. 13-22 Проф. А.С.Павлов. Критические опыты по истории древнейшей греко-русской полемики против латинян. СПБ. 1878, стр. 192, 195, 152 Проф. Свящ. П.А.Флоренский. Разум и диалектика. Богословский Вестник. 1914. Т.3, стр.87 Архиепископ Сергий. Православное учение о спасении. Изд. 4. СПБ. 1910, стр. 5-6 Доказательство апостольской проповеди, гл, 99. Слово 38. Творений 4. 3. Изд. 3. Москва. 1889, стр.202-203, 205 Макарий, митрополит Московский. Руководство к изучению христианского православно-догматического богословия, § 98 Ср. Отзыв А.С.Хомякова о трудах митр. Макария в письме к А.Н.Попову от 22 окт. 1848 года: " Макарий провонял схоластикой " . См. Проф. В.З.Завитневич. Алексей Степанович Хомяков. Т.1. Кн.1. Киев, 1902, стр. 973 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/218/...

889 Напечатано в издании: «Изборник Киевский, посвященный Т. Д. Флоринскому». Киев. 1904, стр. 82–118. 890 Ви r y.Hismory of the later Roman Empire. 1889. II, 339–351; Diehl. L’origine du régime des thèmes dans l’Empire Byzantin (Etudes d’histore du Moyen âge, dédiées á Monod. Paris. 1896); Gelzer. Die Genesis der byzanti nischen Themenverfassung. 1889; Успенский. Военное устройство Византийской империи (Изв. р. Арх. Инст. в Константинополе, т. VI. 1900); Панченко. Памятник славян в Вифинии VII века (Ib. т. VII, 1902). 892 На истории оптиматов остановился во введении ко второму тому своей Μεσαιωνικ Βιβλιοϑκη греческий ученый Сафа, стр. 36. Но произвольные толкования и ни на чем не основанные домыслы, которыми испещрен этот экскурс, лишают это рассмотрение научного значения. Ви г у поминает эти домыслов в примечаниях на стр. 344 второго тома своей истории, исправив только одну ошибку. 895 Ramsay.Historical Geograry of Asia Minor. 1890, стр. 191. Tomaschek. Zur historischen Topographie von Kleinasien im Mittelalter (Sitzungsberichte der Wiener Akademie, his.-phil. Klasse (1891), стр. 8. Св. Евстратий (Acta SS. 17 января, 1 p. 598) происходил – εκ τς Ταρσας, κμης Βιτζιανς του δματος τν ’ Οπτιμτων; св. Елевферий погребен – ν Ταρσ τς Βιϑυνας Georg. Ас r ор .; p. 173: ηγεμονα Βιϑυνας και Ταρσας; Nic . Chon . p. 553: κατ την γχουρον Νικομηδεσι Ταρσαν. 898 Отряд этого имени основан имп. Львом (457–474). – Lyd. De mag. I, 16, p. 134 – в количестве 300 человек. 899 Gloss. Basilic.Κορτελνον τν ευτελν. Κορτελινον ευτελες ϑυρωρο το πραι τορν – Du Cange . Gloss, med. et inf. Latin, s. v. cortis 3. – Κορταλινοι – cohorlates. Так назывались officiales чинов гражданского управления, praesides provinciarum. См. Cod . Theod. 16, 5, 48; 63, 4; Cod. Just. 1, 5, 12, 6 (от 527 г.); XII, 57. 900 Рамзайв своем смелом исправлении одного места De сет. р. 444–445 (Hist. Geog., стр. 202) прибавил еще одно сведение; будто «стратиг» оптиматов встречал царя на пути его на восток в Малагинах, Гельцер, ук. соч. р. 110, исправлявший по своему этот текст, указал на ошибку Рамзая. Г. Панченко, ук. соч. р. 57, принял вставку Рамзая за подлинное свидетельство Константина.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

XVI, 1,2). 10-го января 381 г. Феодосии издал другой указ в подтверждение прежнего и, объявляя никейское исповедание единым истинным, в то же время осудил ереси фотиниан, ариан и эвномиан (Ibid. XVI, 5, 6). В столице были отобраны военною силою церкви от ариан. Епископу Демофилу было предложено принять никейское исповедание или удалиться в изгнание. Он предпочел последнее. «В лице Феодосия, говорит профессор Спасский, воскрес древний языческий Pontifex Maximus, соединявший в своих руках sacerdo-tium et imperium. В первый раз в истории христианства догматические положения веры стали предметом государственного законодательства, вошли в кодекс гражданского права и провели не существовавшее ранее политическое различие между православием и ересью». Рядом узаконении он приказал еретикам передать все церкви кафоликам и запретил им делать в городах богослужебные собрания и строить для себя новые места для богослужения (Ibid. XIV, 5, 6 и XVI, 5—6).    17-го января 395-го г. скончался Фeoдocuй I. Преемником его в восточной империи был его сын Аркадий (395—408 г.), а в западной - Гонорий (395—423 г.). Престол Аркадия унаследовал его сын Фeoдocuu II или Младший (родился в 406-ом г.). Дети и внук Фeoдocuя I продолжали его религиозную политику. Такой же политики держался и муж Пульхерии, сестры Фeoдocuя II, император Маркиан (450—457 г.). Но уже Лeb I Фракиан (457—474 г.), его зять император Зенон (474—491 г.) и последующие императоры конца V-ro века и самого начала VI-ro меняют церковную политику в еще более стеснительном для Церкви смысле. Они стремятся отклонить соборное обсуждение вопросов веры и решают их своими указами.    Правильною нормою отношений Церкви к государству признается на Востоке та, которая начертана в законодательстве Юcmuhuaha I (527—565 г.), в виде пресловутой «симфонии», т. е. союза. Юридическое определение этого союза дано в предисловии к 6-ой новелле Юстинианова кодекса, где сказано: «Всевышняя благость сообщила человечеству два величайших Дара - священство и царство (sacerdotium et imperium); то заботится об угождении Богу, а это о прочих предметах человеческих; оба же, происходя из одного и того же источника, составляют украшение человеческой жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3677...

447 Ibid. 10//PG 6. 908 В: «γνητον κα διον κα ρατον κα παθ κα κατληπτον κα χρητον, ν μν κα λγ καταλαμβανμενον, φωτ κα κλλει κα πνεματι κα δυνμει νεκδιηγτ περιεχμενον». 448 Xenophanes. Fragment 37. 1; Parmenides Testimonia. Fragment 23. 2; Fragment 36. 2; Aristoteles et Corpus Aristotelicum. De caelo 289a. 9; 277b. 28–29. 454 Aetius Doxographe. De placitis reliquiae 308. 5–7: «Πλτων τν λην σωματοειδ μορφον νεδεον σχημτιστον ποιον σον π τ δ φσει». 457 «κα ατη νργεια ατο δα πρχει», см.: Epitome doctrinae Platonicae sive Διδασκαλικς 10. 3. 3–4. 459 Например, о том, что мы разделяем «сущее и не-сущее, постигаемое умом и воспринимаемое чувством» (τ ν κα τ οκ ν, τ νοητν κα τ ασθητν), см.: Ibid. 464 Ibid. 33с: «ατ γρ αυτ τροφν τν αυτο φθσιν παρχον» ([тело космоса] было искусно устроено так, чтобы получать пищу от своего собственного тления). 465 Ibid. 33d; «ατρκης» – самодовлеющий, достаточно сильный или богатый, не нуждающийся в посторонней помощи, независимый, см.: Liddell H., Scott R. A Greek-English Lexicon. Р. 278. 473 Ср.: «элементы суть материя сущности» (τ δ στοιχεα λη τς οσας), см.: Аристотель. Метафизика 14. 1088b. 27. 474 « δ Θες γνητος κα παθς κα διαρετος. Οκ ρα συνεστς κ μερν», см.: Legatio pro Christianis 8//PG 6. 905 А. 476 «τ λον ρα κ μερν συνστη … γρ Θες λον στ κα ο μρη… λλ’ ατς τς πντων συστσες στι ποιητς», см.: S. Athanasius Alexandrinus. Contra gentes 28. 17–21. 477 Единственный аналог мы находим в сочинении патриарха Константинопольского Геннадия I , где он применяет эти же термины к земной жизни человека, см.: Gennadius Patriarcha I Constantinopolitanus. Fragmenta in epistulam ad Romanos (in catenis) 403. 10, 11; 380. 17. 479 Напр.: «Ο π Θλεω κα Πυθαγρου κα ο Στωκο τρεπτν κα λλοιωτν κα μεταβλητν κα ευστν λην δι’ λης τν λην», см.: Chrysippus Fragmenta logica et physica. Fragment 324. 1–3. 484 Мысль о безначальности и вечности только Бога так часто встречается у Афинагора, что странно слышать мнение некоторых ученых XIX в. о том, что, якобы, Афинагор учил об образовании мира Богом из готовой материи, а не «из ничего». См.: Moller E. W. Geschichte der Kosmologie in der griechischen Kirche bis auf Origenes//Specialuntersuchungen uber die gnostischen Systeme. Halle, 1860. S. 145–153.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010