антихрист) не человек видимый, говорят беспоповцы, но в человецех сущее отступление, в них же, аки в сосуде своем, обретается и живет, и обладает» (Книга об антихр., ст. 2). 190 Musculus et calvin. apud Marloratum. Vid. Bellarm. Т. 1. De Summo 3 ontifice. L. III., c. 2. 206 О случаях последнего времени, рукопись из библ. Московской Духовной Академии (после 1761 г.) лист. 21, об. «аще бо и человека рещи синиктохически единаго вместо многих» еще: «а что Павел единаго человека глаголет, то разуметися может иносказательне: един вместо многих, яко же обычно писанию». 208 Нот. 4. in 2 Thess. fl Opp. Т. XI. p. 529... «здесь, замечает святой Златоуст, апостол говорит о Нероне, который во зле немногим чем уступал антихристу». 210 Протестанты: Calvin, in 1 loann. Vid. Bellarm. Т. 1., p. 393. Беспоповцы: в рукописи из Библ. Моск. Духовной Академии. О случаях последнего времени, лист. 21. 215 «Апостол, – говорит Феофилакт, – называет антихриста отступлением, потому что он будет таковым на самом деле». In ер. Ар. Pau i comm., p. 724. ed. Londin, 1686. 218 S. Iren a v. Haeres. Lib. V. Cap. 29, p. 446. «νακεφαλαωσις γνεται πσις ικας κα παντς δλου, να ν ατο συππεσασα κα συγλειοθεσα πσα δναμις πισαικ κατα τον κμινον λσθ το πυρς» 221 Святой Ириней, рассуждая о царстве и смерти антихриста (о которых говорится в Апокалипсисе), замечает, что он в сем случае руководится наставлениями ttbv кат omov " imavvriv «opakomшy(Adv. Haeres. Lib. V, cap. 30, p. 447). 222 S. jren. adv. Haeres. L. V, cap. 25, p. 437. Подобные свидетельства у святого Иринея находятся и в других местах: р. 443, 444, 446, 450. 226 App. S. Cyprian, p. 329. Testimon. L. Ill, cap. 118. Item de antichristw, quod in homin m veniat (Isa XIV, 16.) 227 Ориген , несмотря на свое пристрастие к иносказательным толкованиям Священного Писания, говорит об антихристе, что в нем сосредоточена злоба, к какой только способен человек. Contra Cels, VI, 45. Тертуллиан различает антихриста в смысле собственном от антихристов или лжеучителей вообще.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

   Византийцы, ромеи, греки — passim    Влахи 22, 26, 232, 267, 268, 503, 506, 507, 530, 540, 541, 554    Генуэзцы 316, 585    Германцы, см. также немцы 319, 338, 472, 503, 561    Геты (торки) 131, 484    Гипербореи 524    Гунны (торки) 214    Даки (венгры), см. также угры 131, 384, 396    Далматы (сербы), см. также сербы 187, 220, 240, 241, 263, 328, 463, 548    Евреи, см. также иудеи 307    Египтяне 607    Исмаилиты (турки, арабы) 274, 276, 369, 391, 393, 525, 557    Испанцы 596    Италийцы 63, 171, 172, 336    Иудеи 565    Карфагеняне 599    Кельтиберы (испанцы) 338    Кельты (выходцы из стран Западной Европы), см. также латиняне, франки 57, 64, 147, 150—154, 159, 162—166, 168, 169, 176, 178, 192, 193, 202, 203, 219, 232, 236, 275—278, 285, 287, 289, 291—302, 304, 305, 307, 310, 312, 316, 317, 320, 322, 327, 334, 337, 351—358, 361, 373, 381, 384—386, 388, 406, 442, 446, 504, 561    Киликийцы 55    Критяне 246    Куманы (половцы), см. также скифы 208, 213—215, 233—240, 266—274, 384, 394, 396, 397, 528, 542, 543, 555, 556    Лакедемоняне, см. также лаконцы, спартанцы 195    Лаконцы, см. также лакедемоняне, спартанцы 216    Латиняне (выходцы из стран Западной Европы), см. также кельты, франки, норманны 21, 26, 44, 82, 134, 141, 147, 151, 153, 159, 162—164, 167—170, 172, 176, 177, 185, 188, 193, 196, 202, 203, 209, 210, 214, 217, 219, 222, 278—282, 284—286, 288, 289, 291—296, 299—302, 306, 308— 311, 317—319, 337, 350, 359, 362, 376, 377, 442, 527, 561, 563, 578, 601, 608, 609    Лидийцы 55    Ломбардцы 581    Лонгиварды 319, 356    Македонцы 63, 145, 396, 473    Мариандины 274, 557    Мизийцы (печенеги) 131    Митиленцы 247, 248    Немцы, см. также германцы 109, 110, 472    Неренчане, см. также ветоны 596    Норманны, см. также латиняне 7, 20, 26, 277, 278, 310, 311, 439, 446, 447, 452, 454, 489, 492, 497, 499, 500, 508, 511, 520, 538, 561, 568, 584, 586, 596, 600—602    Памфилийцы 55    Персы (древние) 195, 556    Персы (сельджуки) 57, 179, 196, 217    Печенеги, см. также скифы 8, 13, 22—24, 208, 212, 213, 216, 217, 233, 235, 439, 448, 466, 484, 500, 517, 527—529, 533, 536, 540, 542, 543, 548

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

444 Таковы, напр., сочинения «О началах», «О молитве», «Увещание к мученичеству», «Против Цельса». 445 Hieronymi prolog, in (homil. Orig, in) Ezechiel, p. 354; 666. scias Origenis opuscula in omnem scripturain esse triplicia. Primm ejus opus excerpta, quae graece σχλια nuncupantur, in quibus ea, quae sibi videbantur obscura, atque habere aliquid difficultatis, summatim breviterque perstrinxit. Secundum homileticum genus, de quo et praesens interpretatio ejus est. 446 Схолии сохранились разве только в так называемых selecta (κλογα) на разные книги св. писания. Эти selecta извлечены из катен, а потому происхождение каждого отрывка остается неизвестным: он мог быть взят из недошедшего до нас специального трактата, из тома, из беседы, мог быть заимствован конечно и из схолий. 447 Hieron. apol. 2 n. 23 р. 517:447. in adolescentia homilias tantum ejus quas loquebatur ad populum, in quibus non tanta scandala tenebantur, simpliciter rogantibus transtuli. n. 14 p. 505; 436. Ego ipse... sic septuaginta homilias ejus transtuli et nonnulla de tomis. ut et mala in bonorum interpretatione subtraherem... Vis Origenem in latinm vertere? Habes multas homilias ejus et tomos, in quibus moralis tractatur locus, et scripturarum panduntur obscura. Haec interpretate: haec rogantibus tribue. 448 Hier. prol. in Ezech. p. 354; 666. Tertium (genus) quod ipse inscripsit τμους, nos volumina possumus nuncupate in quo opere tota ingenii sui vela spirantibus ventis dedit, et recedens a terra in medium pelagus auffugit. 449 Хронологические данные заимствованы из Notitia ex Schoennemanno (Migne, Patrol, s. lat. t. 21 col. 12–15) и Fontanini. Rufini vita (col. 75 sq.). 450 Pammach. et Ocean, ad Hieron. (Migne, s. 1. t. 22. ep. 83 al. 64). Et quoniam in his multa sunt, quae tenuitatem nostri ingenii permovent, quaeque minus catholice dicta existimamus, suspicamur... multa de libris ejus esse subtracta. quae apertam impietatem ejusdem monstrare potuissent. 451 Ibid, in praefatione... expressit, quod a te promissum opus ipse compleverit: illud oblique agens, etiam te simili ratione sentire. Purga ergo suspiciones hominum, et convince criminantem, ne si dissimulaveris, consentire videaris.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

– Бог попускает человеку быть боримым страстями для того, чтобы он познал свою немощь и смирился (61:411). – Страсти умерщвляются в нас плачем и сердечным болезнованием (68:428). – Порабощаясь страстям, мы скорбим, но любим, чтобы оставались поводы к ним, а любя поводы, невольно порабощаемся страстям (71:442). – Почему страсти уподобляются собачонкам? (71:446) – Сила духа могущественнее страстей (72:447). – Страсти побеждаются добродетелями ощутительными и видимыми (72:447). – Не верь, чтобы прежде достижения смирения ты почил от страстей (73:450). – Телесные страсти укрощаются самособранностью и постом (75:453). – Телесные наслаждения усиливают страсти (75:457). – Немаловажное дело – быть человеку вдали от причин страстей (76:464). – Скорби и беды умерщвляют в страстях сладострастие, а покой питает и возращает их (77:466). – В тщеславную душу возвращаются страсти уже побежденные (85:493). – Отчего рождаются страсти и когда делаются грехами? (85:496) Страх. Страх Божий есть начало добродетели и рождается от веры, когда ум устранен от мирских хлопот (1:25). – При умножении благодати в человеке страх смерти удобопрезираем бывает (1:26). – Страх Божий есть начало истинной жизни в человеке и не терпит того, чтобы пребывать в душе вместе с парением ума (1:27). – Какая польза от страха Божия, и какой вред от оскудения его? (1:29–30) – Кого печалит страх смерти? (1:33) – Какой вред приносит страх за тело? (2:43) – Страх телесный изнемогает пред страхом душевным (2:43). – Страх Божий потребен для сохранения послушания Богу (5:54). – Страх Божий предваряет любовь Божию (к Богу) (5:54). – Погрешают те, которые думают стяжать добродетели и ведение без Божия страха и любви (5:54). – Ведение (не духовное) сопровождается страхом, вера – надеждой (25, 162, 164–165; 26:168–169). – Страху всегда сопутствует сомнение (25:164). – При устрашающих нас случаях, должно веровать, что без попущения Божия ни демоны, ни звери, ни злые люди не могут нам повредить (31:185–186). – Какая польза от страха душевного (за душу) и почему он возбуждается в человеке? (32:191–192) – Отчего происходит страх за тело? (32:191) – Душа, имеющая в себе страх Божий, не боится вредящего телу (35:201). – О страхе часа смертного, о страхе суда и о поглощении того и другого страха любовью (38:207–208). – Душа приближается к Богу или горячностью веры, или страхом, или вразумлением Господним (58:377). – Что должно делать, когда сердце не имеет тишины от страха и трепета, и чему научает этот страх сердца? (61:407–408) – Человек боязливый показывает, что он страдает телолюбием и маловерием (75:462). – Какая польза от веры и страха? (83:480–481) – Покаяние есть корабль, а страх – его кормчий, любовь же – Божественная пристань (83:483). – От веры и страха Божия рождается духовное ведение (84:484–485). – Когда достигнет человек любви, отступает от него страх (84:486). – К человеку, пренебрегающему миром сим и ревнующему о страхе Божием, приближается промысл Божий (91:521).

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Да, мы протестуем против названия «христианство», которое вы присваиваете вашей идеальной религии, имеющей предметом идеального Бога. Мы называем ее ренанизмом, по всей справедливости, хоть, вы там думайте себе иначе, конечно из скромности. Выходит, ренанизм есть «религия абсолютная, религия чистая, ничего не исключающая, ничего не определяющая, кроме разве чувства» (стр. 446). А что такое чувство? Что есть предметом чувства? Молчать, неверующий! Ренан этого не объяснил, а ты хочешь знать? Знай же, что символы суть «образы, которые можно истолковывать на бесчисленные лады, что напрасно было бы искать в Евангелии (ренановском) предложения богословского» (там же). К чему же требовать точного объяснения слова чувство? Толкуй его как тебе вздумается, и как бы ты его ни разумел, ты будешь ренанист. Пуще всего, чтоб у тебя не было никакого вероисповедования! «Всякое вероисповедование есть только извращение (там же) идеи Ренана». Идея эта так утончена, что нельзя, без святотатства, облечь ее в слова. Разве только словом «чистое чувство» (стр. 447) еще можно ее выразить. Наш великий муж конечно и за это слово берется с досадой, ибо, как оно ни туманно, как ни утонченно, все же оно символ, и стало быть не годится. «Чистое чувство называется любовь, а любовь не живете без предмета, достойного ее возжечь» (стр. 447). Значит, любить Ренана, вот в чем состоит вся религия чистого чувства, именуемая ренанизмом. Да не посетует на нас г-н Ренан за то, что мы признаем его изобретателем идеала религии абсолютной, изобретателем характера, которым он одарил Иисуса, ибо он уверяет, что сами апостолы его не понимали (стр. 150), что до него (Ренана) никто его не понимал. Верно то, что никто не понимал его так, как он. Он хвалится еще тем, что следует «новому идеалу нравственности» (стр. 451). И против этого не спорим. Стало быть, мы правы, оставляя за ним честь изобретения той религии, которую он приписывает Иисусу. У нас не достает духу серьезно разбирать ни сближений, какие г-н Ренан проводит между Иисусом и Марком Аврелием, Спинозой, св. Франсуа д’Ассиз, св. Терезой; ни нового изложения его условной нравственности, которая сводится к следующему: что цель оправдывает средства; что все сверхъестественное есть следствие галлюцинации. Много раз встречали мы эти безнравственные идеи в его книге, и опровергали их в своем месте. Мы также оценили во что следовало идеи г-на Ренан об отношениях Иисуса к народу иудейскому и доказали, что наш учёный ровно ничего в них не смыслит.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

могли попасть весьма легко, при условии, если издатели переписывали рукопись без малейшего критического отношения к тому, что переписывается. Дело в том, что не редкость, как мы уже видели, встречать на странице исписанными только несколько строк. И обычное явление, что незначительное владение своеземца помещается на отдельном листке. А листок этот в рукописи мог оказаться вплетенным не на место. – Другой вопрос: куда поместить эти четыре строки? Читаются они так: «Якуша Олешкова, в деревне вопчей в Размесове в Тимошкине, да в Пашкове, да в Сенкине Костиных; на Якушова жеребью: (д) сам Якуш, сеет ржи две коробьи, а сена косит двадцать копен, пол трети сохи». Своеземец Якуш Олешков владеет д. РАЗМЕСОВЫМ вопче с братьями Костиными. Пересматриваем своеземцев и действительно на стр. 231 находим деревни «Тимошки да Пашка Костиных, да брата их Ески» (на стр. 216 – СЕНКИ). В числе их деревень видим и Размесово, которой они владели «вопче с своеземцом Якушом Селешковым». Если последнее слово «Селешковым» прочитаем «с Олешковым» совпадение данных полное и четыре строки 216 стр. мы помещаем поэтому непосредственно за деревнями своеземцев Костиных на стр. 231. XI т., стр. 286. «Да Тимины ж деревни в Новгородском уезде в Осетцком погосте». Но такого погоста в Новгородском уезде не было. Есть же созвучный погост «Солетцкий». Действительно, своеземец Тимоха Олферов упоминается в числе своеземцев Солетцкого погоста Новгородского уезда, III. 442. XI т., стр. 432. По замечанию издателей Писц. Книги утрачен лист. До примечания описаны земли ОБРОЧНЫЕ, после него описываются земли ПОМЕСТНЫЕ, и именно Яковли: «на Яковле жеребье» – 437. Кто такой этот Яков? На стр. 440 мы видим описание его ОБЩЕЙ деревни Конец, которая принадлежала ему «вопче с Васильевскими обжами Онаньина, что за Семеном, да Федором за Ивановыми, детьми Володимерова Овчина». В описании поместья последнего (Овцына, а не Овчина – 446) действительно значится: «в деревне в Конце, в Яковльской Губина, что за Яковом за Захарьичем, на Овцыных половине» – 447.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

По поводу стиха 15-го замечают, что Египет считался древними рассадником многих из худших болезней. Так Плиний называет Египет «матерью подобных (проказе) болезней» (Hist. Nat. XXVI, III). Вагнер называет его центром заразительных болезней (Natorgeschicte des Menchen II, 270). В нем и ныне встречаются самые разнообразные накожные болезни и самая опасные глазные воспаления. 445 (Ст. 17–22). Успокаивая народ и обещая ему помощь Божию, Моисей напоминает народу все, что уже для него сделал Господь. При этом он повторяет указание Ucx. XXIII, 29, 30 (ср. пр. 21-е), что Господь изгонит мало по малу народы пред лицом Израиля, чтобы дикие звери не овладели страною. Мы указывали в примечании на Ucx. XXIII, 29, 30 , что случай размножения хищных зверей по случаю выселения народа из страны записан в 4 Ц. XVII, 24–56. 446 (Ст. 23–26). После повторения в 25-м стихе приказания отданного в стихе 5-м, Моисей прибавляет предостережете против корыстолюбия, которое, жалея сначала драгоценного металла в искусной работе кумира, может повлечь за собою самое поклонение сохраненному от огня идолу. Но не только кумир из драгоценного металла мог увлечь Израиль к идолопоклонству: простое накопление в руках одного человека золота (из которого например, Гедеоном сделана была священная одежда) увлекало уже израильтян к идолопоклонству. Ефоду сделанному Гедеоном ( Cyд. VIII, 26, 27 ) ходили на поклонение в Офру. 447 (Ст. 1–2). Стих 2-й прямо указывает, что странствование в пустыне было делом воспитания народа. Прежде чем дать ему покой и плодородную землю, Господь создавал народ в лучшем смысле этого слова, т. е. не простое скопище людей происшедшее от общего родоначальника, а нацию, члены которой чувствовали, что они связаны общими чувствованиями. До тех пор пока Израиль не достиг этого единства, которого главная связь было поклонение Иегове и сохранение его заповедей, до тех пор он не был достоин занять как народ землю ему предназначенную. 448 (Ст. 3). Продолжение развитая той же мысли воспитания Израиля. Израилю указывается на чудесное питание его манною в пустыне, причем он должен был помнить, что всякое даяние исходит от Творца вселенной: к этому присовокупляется выражение, дающее уразуметь народу великие тайны Божия творения, а именно что слово Господне есть источник всякой жизни, и что это слово питало его. Для Израиля это выражение имело до времени только смысл объяснения чудесного появления манны, которая дарована была ему этим словом: но для всего человечества выражение стиха, 3-го, после пришествия Господа нашего Иисуса Христа, получило более обширный смысл; в нем выражается, что только одно Слово Божие может утолить тот духовный голод и подкрепить ту нравственную немощь человечества, от которых оно бы погибло и умственно и нравственно, если бы Слово Божие не осветило ему путь его; не насытило требований души его.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Книга вразумления начаткам науки о звездах: The Book of Instruction in the Elements of the Art of Astronomy by Abul-Rayhan Muhammad Ibn Ahmad al-Biruni, written in Gazna, 1029 A. D./Reproduced from Brit. Mus. Ms. Or. 8349/The Translation facing the Text by R. R. Write. London, 1934; Ал-Бируни Абу-р-Райхан Мухаммад ибн Ахмад. Книга вразумления начаткам науки о звездах//Ал-Бируни Абу-р-Райхан Мухаммад ибн Ахмад. Избр. произведения/Вступит. статья, пер. и примеч. А. Ахмедова и Б. А. Розенфельда. М., 1975. Т. VI. Минералогия: Ал-Бируни. Минералогия. М.; Л., 1963. Перевод фрагментов: Гараева 2006а. Литература: Wiedemann 1922; Zeki Validi Togan 1936; Zeki Validi Togan 1937; Krause 1940; Бируни 1950; Крачковский 1957. С. 245–263; Гараева 2006а. ПАМЯТНИКИ МИНУВШИХ ПОКОЛЕНИЙ I.8.2.1 Разряды царей Прозвища царей этих разрядов Цари славян Кназ 438 (Перевод М. А. Салье по: Бируни 1958. С. 112) Книга вразумления начаткам науки о звездах I.8.2.2 Море, которое находится на западе обитаемой части Земли у берегов Танжера 439 и Андалусии, называется Окружающим морем, которое греки называли Океаном. В него не углубляются, а плавают только около берега: от Андалусии оно простирается к северу от этих стран вдоль страны славян. На севере страны славян от него отходит большой залив вблизи страны булгар-мусульман 440 , этот залив известен под названием Варяжского моря 441 ; варяги – это народ, живущий на его берегу. За страной булгар-мусульман море поворачивает на восток, и между его берегом и краем страны тюрок расположены земли и горы – неизвестные, пустынные, непроходимые. (...) В середине обитаемой части Земли в стране славян и русов находится море, известное у греков под названием Понт. У нас оно известно под названием моря Трапезунда, так как это гавань на его берегу. Из этого моря выходит пролив, проходящий у стен Константинополя 442 (...). (Перевод А. Ахмедова и Б. А. Розенфельда по: Бируни 1975. С. 100–101) I.8.2.3 Что касается шестого климата 443 , то он начинается в местах кочевий восточных тюрков кай и кун 444 , киргизов 445 , кимаков, токуз-огузов, (проходит) через страну туркмен 446 и фарабов 447 , через город хазар 448 и северную часть их моря 449 , через [страну] алан [и асов 450 ], между этим морем и морем Трапезунда 451 (...) и заканчивается в западном Океане.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XIV, 93 (1) [При архонте Демострате в Афинах] 435 ... умер боспорский царь Сатир, сын Спартака, властвовавший сорок лет 436 ; власть его наследовал сын его Левкон 437 на сорок лет... XVI, 31 (6) [При архонте Диотиме в Афинах] 438 ... умер в Понте боспорский царь Левкон после сорокалетнего царствования; наследовавший ему сын его Спартак 439 царствовал пять лет... XVI, 52 (10) [При архонте Каллимахе в Афинах] 440 ... умер понтийский царь Спартак, царствовавший пять лет; наследовавший ему брат его Парисад 441 царствовал тридцать восемь лет... ХХ, 22. [При архонте Гиеромнемоне в Афинах] 442 ... в Понте по смерти Парисада, царя Киммерийского Боспора, сыновья его – Эвмел, Сатир и Притан – подняли между собою войну из-за власти 443 . Старший из них, Сатир, получил власть от отца, царствовавшего тридцать восемь лет; но Эвмел, вступив в дружеские отношения с некоторыми из соседних варварских народов и собрав значительные военные силы, стал оспаривать у брата власть. Сатир, узнав об этом, двинулся против него со значительным войском; перейдя через реку Фат 444 и приблизившись к неприятелям, он окружил свой лагерь телегами 445 , на которых привез огромное количество провианта, затем выстроил войско и сам по скифскому обычаю стал в центре боевого строя. Союзниками Сатира в этом походе были греческие наемники в числе не более двух тысяч и столько же фракийцев, а все остальное войско состояло из союзников-скифов в количестве двадцати с лишком тысяч пехоты и не менее десяти тысяч всадников. На стороне Эвмела был царь фатеев 446 Арифарн 447 с двадцатью тысячами конницы и двадцатью двумя тысячами пехоты 448 . Когда произошло упорное сражение 449 , Сатир, окруженный отборными воинами, завязал конную стычку со свитой Арифарна, стоявшей против него в центре боевого строя, и после значительных потерь с той и другой стороны принудил, наконец, варварского царя обратиться в бегство. Сначала Сатир бросился его преследовать, убивая всех попадавшихся на пути, но немного спустя, услышав, что брат его Эвмел одолевает на правом фланге и обратил в бегство его наемников, он прекратил преследование и поспешил на помощь побежденным; сделавшись вторично виновником победы, он разбил все неприятельское войско, так что для всех стало ясно, что и по старшинству происхождения, и по храбрости он был достоин наследовать отцовскую власть.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

444 ...короля литовского держателя себе восхотеша имети. – Это же обвинение в контактах с королем Казимиром Ягеллоном (король Польши с 1447 г.) выдвигалось московской «Повестью о взятии Новгорода Иваном III» (см.: т. 7 наст. изд.). 445 ...яко Тита, римского царя, Еуспасиянова сына, разорити град Иерусалим... – Еуспасиян (Веспасиан) – римский полководец, с 69 г. – император. Он и его сын Тит (император с 79 г.) вели войну с восставшей против Римской империи Иудеей в 67–70 гг. События этой войны, закончившейся взятием и разрушением Иерусалима, описаны сторонником Веспасиана и Тита Иосифом Флавием в «Истории Иудейской войны», созданной в 75–79 гг. и известной русским читателям по переводу с XII в. (см.: Мещерский Н. А. «История Иудейской войны» Иосифа Флавия в древнерусском переводе. М.: Изд-во АН СССР, 1958). 446 Царь Ахмат восприим царство Златые Орды по отце своем, Зелети-Салтане царе... – Ханский престол в Большой Орде перешел к Ахмед-хану после сына Тохтамыша Сейид-Ахмета. 447 ...ни мало убояся страха царева... – Эпизод с «потоптанием» ханской басмы носит легендарный характер. Однако, действительно, Иван III в 1476 г. прекратил выплату дани Орде. 448 ...базму – парсуну лица его... – Изображение людей вообще было запрещено у мусульман. По-видимому, эта деталь введена автором с чисто художественной целью. 449 ...и прииде на Русь к реце Угре... – Речь идет об историческом походе на Русь Ахмед-хана осенью 1480 г., с которым связывается окончательное освобождение Руси из-под власти Золотой Орды. Река Угра – левый приток Оки, впадаюший в нее возле Калуги. 450 ...ноября в 1 день... – Дата указана ошибочно. Войска Ахмед-хана, согласно летописным источникам, появились на Угре почти на месяц раньше – в начале октября. 451 ...якоже и царь Тактамыш лестию взял. – После поражения Мамая на Куликовом поле в 1380 г. в Золотой Орде воцарился Тохтамыш. В 1382 г., придя на Русь, он обманом захватил Москву (см.: т. 6 наст. изд.). 452 Та бо река многа места обходящи... защищающи Рускую землю. – Угра была в XV в. пограничной рекой, разделявшей русские и литовские земли. Будучи в те времена довольно широкой и глубокой рекой с крутыми и обрывистыми берегами, Угра представляла серьезное естественное препятствие на пути военных отрядов и не раз останавливала врагов Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010