419 Эта оценка подтверждается даже фактами, изложенными боготворившими Прабхупаду кришнаитами в восторженных воспоминаниях о нем. 422 Первым об этом довольно безапелляционно заявлял сам «непогрешимый» Прабхупада (см.: Шри Шрнмад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Кришна. Кристос, Христос//Наука самосознания. С. 125–156). 432 Бхактивинода Такур. Шри Харинама Чинтамани. Бомбей, б. г. С. 2. (Прописные и строчные буквы даны по оригиналу.) 436 История МОСК полна сексуальных скандалов самого различного рода, связанных с именами «отрекшихся от мира саньясинов». 438 То есть вишнуистов – так себя называют кришнаиты по имени бога Вишну – по их мнению, аватары Кришны. 439 См. интервью с Моти Лап Пандитом о «Международном Обществе сознания Кришны» в журнале «Прозрение» (1998. 1. С. 61–63). 440 Шри Шримад А.Ч. Бхакгиведанта Свами Прабхупада. Сознание Кришны: индуистский культ или божественная культура?//Наука самосознания. 1991. С. 135, 141. 442 Мы допускаем, что это приведенное самими кришнаитами число может быть завышенным (см. ниже существенно более скромные данные). Но тем не менее в Германии, где МОСК существует и действует уже более 30 лет, число кришнаитов давно застыло на отметке в несколько сот человек, в Дании их меньше сотни, в США не более 2 тысяч. 443 Любой посетитель Московского центра «Общества сознания Кришны» не вооруженным глазом заметит признаки наличия у Общества громадных средств. Естественно возникает вопрос: откуда столь «бедная и немногочисленная» религиозная организация (как аттестуют себя сами кришнаиты) брала средства на строительство, на 24-часовое радиовещание, на дорогую оргтехнику, на широкую издательскую деятельность, весьма дорогостоящие издания и т.д.? Не связано ли это с настойчивым желанием кришнаитов присутствовать в так называемых горячих точках с их громадным, никем не учтенным товарооборотом (имеются в виду весьма специфические товары) и финансовыми потоками? 444 После недавнего скандального раскола в МОСК (см. ниже) кришнаитское радио – «Кришналока» закрылось.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

421 т.е. смысл буквальный и духовный. 422 См. ниже 4, LXXIII. 423 См. выше I, 54. 55. 61; II, 16. 23. 424 т.е. трактата Цельса «Истинное слово», против которого пишет Ориген. 425 Ср. Cicer. De natura deor. I, II. 426 По ходу мыслей у Целься. 427 Eurip. Proniss.. V, 546; ср. выше IV, 30. 428 Так называли Еврипида за его многочисленные нравоучительные изречения, которые сделали его любимцем всех моралистов. Еще Сократ за нравоучительные изречения ставил его выше всех прочих поэтов древнегреческого мира. 429 Т.е. днем и ночью. 430 Ср. у Лукреция De rer. nat. V; напротив у Цицерона (De nat. deor. 2:60) доказывается царственное положение человека в мире животных. 431 Ср. выше 1, XIX; 4, XI. 432 Ср. Гесиод, Fragmenta 218, в издании Marcksheffel. Гесиод называется Аскрейским по месту рождения в селении Аскра в Беотии, у подошвы Геликона. 433 O θος κατα Μωσα λγος . 434 θειοτρας φωνς κα χρησμν ( χρησμς ), Божественные глаголы, т.е. Откровение) 435 γενναδος , т.е. Цельс, названный здесь так, конечно, в ироническом смысле. 436 Τν απ αλγου φσεως κα κατασκευς ψιλς γινομνων . Можно перевести и так: «и явлениями, в основе которых лежат (явно) неразумная природа и одно только стремление к внешнему благоустроению». 437 См. выше 4, LXXXI. 438 Ср. Pliny Nat. hist. XI, 30:109; Plutarch. De sollert. anim. c. XI. 439 Ср. Климент Александрийский «Педагог», II, 10:85. 440 Ср. Plato Tim. с. VIII. 441 μοειδ — одинаковы; собственно: одновидны, одной природы. 442 Ср. Plato Praedr., с. XXV-XXVI. 443 См. выше 4, LXXIII. 444 Ср. Pliny Nat. hist. XI, 30:110; Plutarch De sollert. anim. c. XI. 445 π ρμς κα φαντασας αλγως κινομενον — чувственные впечатления ( ορμ ) и представления образов ( φαντασα ) как низшие способности познавательной деятельности животных, противополагаются высшим познавательным способностям человека, познающего вещи рассудком ( λογισμ ). 446 Ср. у Плутарха De sollert. anim., с. XX. 447 Ср. у Плиния Hist. nat. 10:3; 30:14; 36, 21. 448 ν το λγου γεγενημνη . Слово, Божественный Разум, рассматривается как источник и начало всякого бытия, со всеми присущими ему качествами и свойствами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3777...

424. прим. 82. Др.-слав.: «в освящение приводима еси». 425. греч·: «в духе». 426. как и было при введении. 427. не только уму («будешь познан»), но и глазам. Авв. 3. 2. 428. прим. 370. 429. Ис. 7, 14. 430. εκλες – славный, покрытый славою (в отличие от просто «славный» – νδοξος). 431. вместо нас; ξρχω – начинать, быть виновником, руководителем. 432. прим. 237. 433. прим. 34. 434. нет в греч., а в слав. нет греч. «необычайно (входящей)». 435. Р.Б. 118, 1. 436. πεμι – уходить; здесь – из дома родителей в храм. 437. ср. 1-й 2 тропари; Исаия, девы, родители; все более и более близкие лица. 438. Р.Б. 48, 53. 439. οον – как, как бы, приблизительно. 440. παρχω Р.Б. 102, 431. 441. γαπαω – любить, ценить что л. выше чего л, предпочитать, довольствоваться. 442. προσκαρτερεω – выдерживать при ч. л., постоянно быть при к. л. 443. προσομιλεω – обращаться с к. л., вращаться в обществе с к. л., беседовать. 444. Р.Б. 60, 169а. 445. Р.Б. 72, 231. 446. αγνς Вв. 277. 447. προσαγω – приводить, приносить, привлекать. 448. В предыдущем тропаре изображается поселение (а ранее во 2 и 3 тропаре – приведение только) Чистой во храме, поскольку это касалось Ее самой; в этом – поскольку касалось и родителей Ее. 449. Р.Б. 72, 231 ­­ прим. 408. 450. τοκοτος – отглагольное прилагательное 1-й формы от τικτω – рожденный. 451. Чистота не нарушена и рождением, которое было подобно внебрачному размножению растений. 452. γαλουχω – иметь (женское) молоко, кормить грудью; поздн. сл. 453. Р.Б. 60, 168. 454. прим. 147. 455. собств. «сбегитесь»; стремительность от силы чувства. 456. прим. 27. 457. ερεον – жертвенное (собств.: священническое) животное (может означать и животное, употребляемое в пищу, так как первоначально употреблялись в пищу только жертвенные животные). 458. Свет и чистота. 459. прим. 147–416. 460. μονας – единица, простое и неделимое существо, монада. 461. μορφ – Р.Б. 102, 431. 462. прим 236. 463. ταξιαρχα – должность таксиарха – начальника полка, отряда. 464. греч. вместо «люди» – «все» – т.

http://predanie.ru/book/220854-vvedenie-...

Некто во время молитвы, когда он делался вял, расслаблен духом и телом и ему хотелось дремать, возбуждал себя следующим внутренним вопросом: с кем ты беседуешь, душа моя? и живо представляя после этого пред собою Господа, начинал молиться с великим умилением и со слезами; притупленное внимание его изощрялось, ум и сердце просветлялись, и он весь оживотворялся. Вот что значит живо представлять пред собою Господа Бога и ходить в присутствии Его! Если, говорил он дальше, душа моя, ты не смеешь вяло и небрежно разглагольствовать с людьми, высшими тебя, чтобы не оскорбить их, то как ты смеешь вяло и небрежно разглагольствовать с Господом? Запись 430 Господи! как я Тебя восхвалю, как я Тебя прославлю за силы Твои, за чудеса исцелений от Св. Таин Твоих, явленные на мне и на многих людях Твоих, которым я, недостойный, преподал после таинства покаяния сии святые, небесные, животворящие Твои Тайны! Вот они исповедают предо мною силу Твою, благость Твою, во всеуслышание говорят, что Ты простер на них чудодействующую руку Твою и подъял их с одра болезни, с одра смертного, когда никто не чаял, что они будут живы, - и вот после причащения Тела и Крови Твоей, Жизнодавче, они вскоре ожили, исцелели, в тот же час и день почувствовали на себе жизнодательную Десницу Твою. А я, Господи, - очевидец дел Твоих - не прославил Тебя доселе во всеуслышание, к утверждению веры людей Твоих, и не знаю, как и когда прославить Тебя, ибо всякий день занят я какими-либо делами. Ты Сам сотвори Себе имя, Господи, якоже и сотворил еси; Сам прослави имя Твое, Тайны Твои. Записи 431-440 Отказывай себе в чувственных удовольствиях в той надежде, что вместо них получишь удовольствия высшие, духовные, божественные. Оказывай всякое добро ближнему в надежде, что по правде Божией возмерится тебе, в тоже меру мериши [Мф. 7, 2], что добро, оказанное тобою ближнему, рано или поздно в недро твое возвратится, равно как зло, сделанное тобою ему, или тотчас же или скоро в недра твои возвратится. Помни, что мы одно тело. Едино тело есмы мнози Кор. 10, 17]. Помни что Бог праведен в высочайшей степени, до иоты. Запись 432

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1006...

К концу XV в. и началу XVI в. изменения в рассматриваемой редакции принимают уже более существенное значение. По известному нам памятнику этого времени 431 , в пред-исповедную часть вводятся еще два псалма, это – 50 и 69 432 и молитва «Величая, возвеличу тя...» 433 , которая, с именем Евстратия , известна по греческим евхологиям, однако, преимущественно западно-греческого извода и с особым, специальным назначением 434 . Состав же молитв для разрешения от епитимии здесь уже таков: «Всемогий и вечный Боже, исповедавшуся Тебе...» (в) «Милостиве Боже..., иже ради своих щедрот послав единороднаго Сына...» и (мол. 3-я) «Господь премилостив да ущедрит тя...» 435 . Таким образом, здесь нет молитвы, положенной на тот же предмет в Гейтлеровском евхологии, но к молитвам, уже известным нам по памятникам предшествующего времени, присоединена еще новая, это – поставленная здесь второю. Молитва эта, как увидим ниже, имела такое же назначение и в практике Греческой церкви, но сверх того она употреблялась там и для другой цели 436 . К молитвенному же составу исповедного чина по трактуемому памятнику, по-видимому, относится еще и известная нам молитва – «Господи И. Христе, Сыне Бога живаго, агнче и пастырю»... 437 – в пространной редакции и с обычным надписанием, – положенная в настоящем случае пред самым чином. Однако, какое именно назначение усвояется ей здесь, – объяснить это не имеется возможности. – При таких изменениях в молитвенном составе, здесь допускаются изменения и со стороны уставного элемента. В настоящем случае он уже не опускается, как было то в XIV–XV вв., но вносится, – вносится, однако, не в смысле отдельной статьи, как это есть в Гейтлеровском чине, а распределяясь по всему последованию в подобающих местах. Внесены здесь, впрочем, только поучения – пред- и по-исповедное, – причем первое излагается в наивозможном сокращении 438 . Взамен же формулы исповеди, здесь положена краткая группа вопросов, направленная почти всецело к испытанно грехов против седьмой заповеди 439 . По примеру Гейтлеровского евхология, и здесь к исповедному чину добавлен в руководство для наложения епитимий особый номоканон, но совершенно другой редакции и с немалым количеством правил апокрифического характера 440 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Имя Авраам - диалектный вариант к Аврам, который встречается в егип. текстах XVIII в. до Р. Х. в форме Aburahana. Имя Авраам сравнивали с аккад. личными именами: напр., Aba(m) rama (времен первой вавилонской династии) или ассир. Aba-rama (люби отца; VII в. до Р. Х.) - имя невестки царя Синахериба. Согласно У. Олбрайту значение имени Авраама - «он велик в том, что касается его отца» (т. е. имя указывает на знатное происхождение его носителя). Теофорное значение западносемит. имени А. подчеркивал М. «[мой] Отец (т. е. Бог покровитель) возвышен». Исторический анализ библейских рассказов о религии ветхозаветных патриархов (с привлечением археологического и эпиграфического материала) показал, что библейские сообщения о ней отражают древнейшую догосударственную традицию Израиля и, след., в случае ветхозаветных патриархов речь идет о реальных исторических личностях, независимо от того, как конкретные историки представляют себе их образ и связь с последующей историей Израиля. Археологические открытия 2-й пол. XX в. (особенно в Нузи и Мари) показали, что предание о ветхозаветных патриархах отразило исторические реалии среднебронзового века (1-й пол. II тыс. до Р. Х.) и обнаруживает определенные параллели с обычаями, нравами и правовыми представлениями древневост. культур этого времени и т. о. подтверждают сообщения Библии Попытки ученых точно датировать время ветхозаветных патриархов с использованием данных археологии не приводят, однако, к единому мнению, предлагаются даты: XX/XXI в. до Р. Х. между XX и XVI вв. XIX/XVIII в. Иконография Сюжет жертвоприношения Авраама (Быт 22), символизирующий новозаветную жертву, получил широкое распространение в раннехрист. искусстве; одно из наиболее ранних изображений находится в росписи синагоги в Дура-Европос, ок. 250 г. Этот сюжет встречается в росписях катакомб рельефах саркофагов, украшает евхаристические сосуды. Иногда Авраам изображается безбородым юношей в короткой тунике (напр., стеклянная чаша IV в., найденная в 1888 г. в Булонь-сюр-Мер но обычно Авраам - муж с бородой, в тунике и паллиуме (в Дура-Европос - с темными волосами; в росписях катакомб, мозаиках Санта-Мария Маджоре в Риме, 432-440 гг.,- с короткими седыми).

http://pravicon.com/info-1620

408. Завоевание Англии норманнами. (Франц.) 409. мадам Зихлер. (Франц.) 410. так как г-жа Нащокина брюнетка и так как у нее прекрасный цвет лица. (Франц.) 411. «Опыты» г. Монтэня. (Франц.) 412. бюллетень. 413. г-жи Керн. 414. г-жи Занд. 415. Благодарю ваших сестер. (Франц.) 416. мадам Катрин. (Франц.) 417. Обозрений. (Англ.) 418. квартира у него щегольская. (Франц.) 419. Тринадцать. (Франц.) 420. Марии Вяземской. (Франц.) 421. Идалия. (Франц.) 422. к красавице-брюнетке. (Франц.) 423. по-родственному. (Франц.) 424. не красавица, (но) хорошенькая фигурка. (Искаженный франц. яз.) 425. в интересах мсье Дюрье и мадам Сихлер. (Франц.) 426. Вы не оправдали (обманули). (Франц.) 427. в общем. (Франц.) 428. Погрешности, опечатки. (Латин.) 429. Описка вместо Михайлович. 430. (от harap, возглас охотника, чтобы отнять у собак добычу. Рейф). NB. harap, происходит от herab. 431. во что бы то ни стало. (Латин.) 432. глупо (действовать). (Франц.) 433. См. т. II, стр. 333. 434. Барри Корнуолла. (Англ.) 435. Барри Корнуолла. (Англ.) 436. буквально — игра в мяч. (Франц.) 437. скажите вашему господину и т. д. (Франц.) 438. Это подражатель, мудрый и вдохновенный. (Франц.) 439. Изощренная игра словами и понятиями. (Итал.) 440. Антитез 441. Мильвуа 442. Лавинь 443. Поэт нашей цивилизации 444. Цивилизация. (Франц.) 445. каламбур. (Франц.) 446. что со мной станется, если тебя посадят в крепость? (Франц.) 447. Ни генерала, который удостаивает принимать негодяя у себя в доме. (Франц.) 448. он заплатил! 449. В подлиннике — игра слов: maitresse значит — и хозяйка, госпожа самой себе, и любовница. 450. Это, само собою разумеется, не Сергей Пушкин, (Франц.) 451. Прощай, до свидания. (Итал.). 452. Непереводимая игра слов engager значит «закладывать» и «просить», «приглашать». 453. Прощайте. (Итал.). 454. Холера. (Латин.) 455. Единственное спасение в том, чтобы перестать надеяться на спасение. (Латин.). 456. Варшава должна быть разрушена. (Латин.) 457. Штык Измаила, а не Измайлова. 458. Игра слов; les règles значит и «правила» и «регулы».

http://predanie.ru/book/221016-pisma/

430. В рукописи учители. 431. В рукописи достонную. 432. Слова преподобнии… въздающи приписаны тем же почерком, но другими чернилами на нижнем поле. 433. Слова Отроча же растяше и крпляшеся духом вписаны тем же почерком и теми же чернилами в строке и на полях. 434. В рукописи далее глаголя. 435. В рукописи пропущено. 436. Первые 7 строк л. 214 об. (до слов въ град Ростов) написаны более мелким почерком. 437. Далее написано и зачеркнуто вели. 438. На нижнем поле листа киноварью другим почерком приписан заголовок: О пострижении святаго. 439. Слово образъ приписано сбоку на полях другими чернилами. 440. Со знаком вставки на нижнем поле листа киноварью другим почерком приписан заголовок: О поставлении на священничьство святого. 441. Далее написано нкая и зачеркнуто. 442. Со знаком вставки на нижнем поле листа киноварью другим почерком написан заголовок: О умножении потребных молитвами святого. 443. Далее в рукописи написано и зачеркнуто теми же чернилами: Бяше бо заповдь не достало хлебы въ всем монастыри. 444. Слово потрбнаа написано на полях со знаком вставки тем же почерком, но более светлыми чернилами. 445. Далее в рукописи написаны и зачеркнуты слова ми ниа тръпнием. 446. Со знаком вставки на нижнем поле листа киноварью другим почерком приписан заголовок: О изведении источника. 447. Исправлено, в рукописи трудь. 448. Сбоку на полях написано: Мол[итва]. 449. Со знаком вставки на верхнем поле листа киноварью другим почерком приписан заголовок: О въскрешении отрока молитвами святого. 450. В рукописи помли. 451. В рукописи отсутствует. 452. В рукописи славь. 453. В рукописи пропущено. 454. Слова его быти приписаны на полях со знаком вставки. 455. В рукописи лии. 456. Со знаком вставки на нижнем поле листа другим почерком киноварью приписан заголовок: О бснующимся велмужи. 457. В рукописи добавлено еще мъ. 458. Далее соскоблено бснуже. 459. В рукописи пропущено. 460. В рукописи о. 461. Со знаком вставки на верхнем поле киноварью другим почерком приписан заголовок: О земледлц нкоемъ.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

Булгаков С. Месяцеслов и Триодион Православной Церкви. Вып. 5. С. 19. 413 См.: Триодь Постная. Седмица Страстная. Великая Суббота. Утреня. Канон. 414 Там же. Ирмос 4–й песни. 415 Abraham S. M. Dans nos enfers Christ est venu//La vie spirit. 1979. Mars-Avr. 631. P. 133. 416 Триодь Постная. Седмица Страстная. Великая Суббота. Утреня. Канон. Ирмос 4–й песни. 417 Там же. Ирмос 5–й песни. 418 Там же. Великая Среда. Утреня. На стиховне, самогласен на Славу, и ныне; Вечерня. На Господи, воззвах, стихира на Славу, и ныне. 419 Минея. Месяц декемврий, 25. На Господи, воззвах, стихира на Славу, и ныне. — Ред. 420 Минея. Месяц ноемврий, 15. Вечерня. На Господи, воззвах, са–моголасен на Славу. — Ред. 421 Триодь Постная. Седмица Страстная. Великая Суббота. Утреня. Канон. Ирмос 1–й песни. 422 Там же. Ирмос 5–й песни. 423 Там же. Великая Среда. Утреня. На стиховне, самогласен на Славу, и ныне. — Ред. 424 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор… С. 275. 425 Минея. Месяц декемврий, 13. Утреня. На хвалитех, стихира на Славу. — Ред. 426 Там же. На хвалитех, стихира 4. — Ред. 427 Триодь Постная. Седмица Страстная. Великая Суббота. Утреня. Канон. 428 Там же. Ирмос 1–й песни. 429 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор… С. 273. 430 Минея. Месяц ноемврий, 15. Вечерня. На Господи, воззвах, самогласен на Славу; На стиховне, самогласен на Славу. — Ред. 431 Карабинов И. А. Постная Триодь… С. 184–185. — М. И. Триодь Постная. Неделя мытаря и фарисея. Великая вечерня. На Господи, воззвах, стихира на Славу. — Ред. 432 Минея. Месяц октоврий, 11. Утреня. Канон. Песнь 6, тропарь 3. 433 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение… Т. 3. С. 226. 434 Минея. Месяц октоврий, 11. Утреня. Светилен, на Славу. 436 Минея. Месяц септемврий, 22. Повечерие. Канон 2. Песнь 3, тропарь 2. 437 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение… Т. 3. С. 226. 438 Там же. С. 227, примеч. 2. 439 См.: Он же. Исторический обзор… С. 262. 440 См.: Там же. С. 268. 441 Там же. С. 266–267. 442

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

В рукописях сохранились каноны, составленные в честь И. О.: анонимный канон на празднование Собору Пресв. Богородицы и И. О. без акростиха 4-го гласа, ирмос: Θαλσσης τ Ερυθραον πλαγος (      ), нач.: Αρρτου φιλανθρωπας (Несказанного человеколюбия); канон в честь Собора Пресв. Богородицы, прор. Давида, Иакова, брата Господня, и И. О. с именем автора (Георгия) в богородичнах, с акростихом Χριστς θεο με τν μν λαβν φσιν (Христос да обожит меня, мою принимая природу) 4-го гласа, ирмос: Ανοξω τ στμα μου (      ), нач.: Χαρτων προχονται (Благодатей изливаются) (Ταμεον. Σ. 133-134). Е. Е. Макаров Иконография Поклонение волхвов. Мозаика ц. Санта-Мария Маджоре в Риме. 432–440 гг. Поклонение волхвов. Мозаика ц. Санта-Мария Маджоре в Риме. 432–440 гг. В раннехрист., визант. и древнерус. искусстве И. О. изображали гл. обр. в композиции «Рождество Христово» и в сценах, связанных с событиями, предшествовавшими Рождеству или случившимися вскоре после него, к-рые описаны как в Евангелиях, так и в апокрифах («Протоевангелии Иакова», «Сказании Афродитиана»). Это композиции: «Обручение Марии», или «Вручение Марии Иосифу», «Сомнения Иосифа», «Явление ангела во сне Иосифу», «Испытание водой обличения», «Бегство в Египет». Единоличные изображения чрезвычайно редки; отдельные иконы И. О. начали писать в Греции и странах правосл. мира только в XIX-XXI вв. под влиянием западноевроп. изобразительной традиции ( Kaster. Sp. 210-221). Впервые изображения И. О. появились в IV в. на рельефах саркофагов. У него густые короткие волосы и борода; он может быть представлен в длинном одеянии, стоящим за троном Богоматери («Поклонение волхвов» на т. н. большом латеранском, или «догматическом», саркофаге, Ватикан, IV в.) или в короткой тунике, сидящим напротив Богоматери («Рождество Христово» на резном окладе слоновой кости Евангелия из Миланского собора, 2-я пол. V в.). Определить возраст персонажа на этих рельефах невозможно, однако на мозаиках ц. Санта-Мария Маджоре в Риме (432-440) И.

http://pravenc.ru/text/1470695.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010