На 2-е: что делается из любви к Богу и ради спасения души, то никогда не маловажно: Иисус Христос за чашу холодной воды, поданной во имя Его, обещал верную награду (см.: Мк.9:41 ), и две лепты вдовицы, по усердию, от недостатка положенные в сокровищницу храма, предпочел большим вкладам от избытка (см.: Мк.12:42–44 ). Надобно также иметь в виду и то, что как образ жизни человеческой многоразличен, так и дела человеческие различны, по различному состоянию людей. Жизнь древних подвижников была простая и естественная, этому соответствовали и дела их. Но простота их дел была свята и высока, ибо освещалась и возвышалась силою веры и святой любви, и пламенною ревностью к благочестию. На 3-е: дела святых и блаженных отцов многоразличны и иногда, по-видимому, между собою несогласны; но дух благочестивых упражнений всегда и у всех подвижников Христовых один и тот же, – всегда они стремились к тому, чтобы побеждать греховные страсти, соблюдать божественные заповеди, возрастать в духовной жизни и всецело жить для Бога и в Боге. Еще апостол предостерегал от погрешительных помыслов при рассуждении о случаях, по-видимому несогласных, и учил: Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест. Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто ест, для Господа есть, ибо благодарит Бога. И кто не ест, для Господа не ест и благодарит Бога. Ибо никто из нас не живет для себя и никто не умирает для себя ( Рим.14:3,5–7 ). Есть дела, сами по себе безразличные. Пока человек не обязывается к ним определенным правилом, подвижнику Христову предоставляется судить и избирать самому, что ему надобно делать, – и поступать по убеждению совести, руководствуемой любовью к Богу и ближним. На 4-е. Блаженные отцы давали ответы не для удовлетворения любознательности, но на пользу души, потому нередко отвечали не прямо на данный вопрос, но применяясь к усмотренной нравственной нужде вопрошающего. Так, например, на вопрос: как спастись? – дают ответ, указывая не на общий путь спасения, открытый в Евангелии, но на какую-нибудь одну или некоторые добродетели, преимущественно нужные вопрошающему по требованию его нравственного состояния, и тому подобное.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

На свойство нетления будущего нашего тела ясно указывает и св. ап. Павел в следующих словах о воскресении мертвых: „сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное“ ( 1Кор.15:42–44 ), т. е. тогда как настоящие по своей природе тленные тела, со смертию и их погребением, всецело предаются тлению, тела, напротив, воскресшие будут совершенно изъяты от того, что ныне подлежит тлению, став по самой природе своей нетленными и неразрушимыми. Наконец, как апостол Павел, так и ап. Иоанн совершенно ясно учат, что после страшного суда смерти уже совершенно не будет ( Откр.21:4 ; 1Кор.15:26 ). A если смерти не будет, то каким образом тела воскресших грешников могут быть смертны? Слово Божие утверждает, что грешники разделят участь диавола и ангелов его. Сам Господь сказал: „идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его“ ( Мф.25:41 ). Св. ап. Иоанн Богослов в Апокалипсисе тоже говорит, что „диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» ( Откр.20:10 ). Как диавол, так и слуги его по самому существу, как духи бесплотные, не подвержены ни смерти, ни тлению. A между тем они, по слову Писания, будут осуждены на мучения, которыя в одном случае названы „вечными“, а в другом – „во веки веков» . Как же здесь понимать слово „вечно“? Так как, по признанию самих адвентистов, оно относится к существам, обладающим бессмертием, то, следовательно, это слово здесь должно означать нескончаемость мучений. Но если вечность мучений обещана диаволу и ангелам его, то по какой причине будет сделано исключение для нечестивых людей? Если те, которым сказано будет: „идите от Меня проклятые в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его“, будут в этом огне не вечно, то почему же думать, что вечно будут в нем диавол и ангелы его? Разве приговор Божий, который произнесен будет одинаково для злых ангелов и людей, по отношению к ангелам будет истинным, а по отношению к людям ложным?!

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ozhidani...

Павлом 9 , почти буквально повторяются в Евангелии: «мы – семя Авраамово, отец наш есть Авраам, и мы не были рабами никому никогда» ( Ин. 8:33, 34 ), -говорили Христу иудеи, на что Он им отвечал: «если бы вы были дети Авраама, то дела Авраама делали бы ( Ин. 8:39 ); но вы делаете дела отца вашего ( Ин. 8:41 ), отец же ваш диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устояли в истине. Когда он говорит ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» ( Ин. 8:44 ). Как по Евангелию иудеи хвалились своим происхождением от Авраама и уверенные, что одно это рождение по плоти от «отца верующих» дает им право на участие в царстве Мессии, не считали нужным для себя «делать дела Авраамовы», а потому названы Христом не детьми Авраама, а детьми дьявола, отца лжи, – так и по Апокалипсису многие члены нового Израиля, думая, что одна принадлежность к церкви, одна теоретическая так сказать вера во Христа достаточна для спасения, считали себя, как иудеи по Евангелию, вполне свободными от всякого закона и предписания, предавались разврату и возвращались к языческим обрядам и жертвоприношениям, словом делали дела дьявола, за что и названы «иудеями только по имени», «сборищем сатаны», «лжецами». Поразительное сходство и в общем, и в частях, и по внешней стороне и по самой сущности дела! После всего сказанного нами относительно учения Апокалипсиса о Лице Христа, как Слова и Агнца, Бога и всемирного Спасителя, о совершенной равноправности иудеев и язычников на вступление в живое общение и непосредственный союз их с Богом ( Откр. 21:3 ), об одинаковом участии тех и других в вечном царстве Бога и Агнца, – после всего этого, так ясно раскрытого в Апокалипсисе, не показывают ли следующие слова Ренана крайнего авторского произвола в понимании им рассматриваемой книги новозаветного пророчества? «Апокалипсис (говорит Ренан) есть преимущественно книга иудейского высокомерия. Различие между иудеями и язычниками продолжается, по автору и в царстве Божием и, тогда как двенадцать колен вкушают плоды древа жизни, язычники должны довольствоваться лекарством, вываренным из его листьев ( Откр. 22:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sv-apos...

Поименованные Иоанном Богословом лица, вероятно жили в двух вышеупомянутых городах и, как соседи, были всегда вкупе; с ними не из близкого соседства был один Нафанаил, о котором и упомянуто особенно, что он был из Каны Галилейской 782 . Но если упомянутые Евангелистом лица бяху вкупе, то это не значит, что в Галилее ждали Господа только указанные семь лиц. Напротив, не только у Mamфeя XXVIII, 16 , указано, что все одиннадцать Апостолов пошли по приказанию Его в Галилею, но еще надо думать, что явление более нежели пятистам братий 783 , о котором говорит Апостол Павел, происходило в Галилее, и что в Галилею, после отдания праздника опресноков, направились не только Апостолы, но и многие ученики по слову Ангела и самого Господа женам мироносицам 784 . Мы притом обратим внимание на то, что в Евангелии от Матфея не упомянуто о вознесении Господа, а указано о явлении Господа в Галилее и о содержании Его беседы с учениками в Галилее, а именно о том, что Он посылает их на проповедь и об обещании Его быть с верующими до скончания века 785 . Те лица бывшие вкупе, о которых говорит Евангелист Иоанн, были Петр, Фома, Нафанаил, братья Зеведеевы, т. е. Иоанн и Иаков и вероятно (по сравнению с главой I, 41 и 43–44), брат Петра Андрей, и Филипп из Вифсаиды. Может быть все эти лица, по родству и давнему знакомству и по общности промысла, даже жили вместе, прокармливаясь рыболовством и составляя дружескую общину. Все же другие Апостолы и многочисленные ученики Господа, пришедшие в Галилею, до времени и до особого, вероятно, созыва по повелению Господню, разошлись по домам своим, посвящая себя обыкновенным занятиям. Но нельзя не обратить внимания на то, что Фома, с минуты исповедания веры, по-видимому, неотлучно с верховными Апостолами. Мы не знаем достоверно из какого города он был родом, но нигде не указано, чтобы он был в родстве с Петром или сынами Зеведея. Нам кажется, что он неотлучно при Петре, боясь быть опять в отсутствии, когда Господь осчастливит опять учеников своим явлением.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Псалом 109 Мессия – Христос есть Царь и Первосвященник, имеющий победить мир. Псалом Давиду. 1. Рече Господь Господеви моему: седи одесную мене, Дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих. Боговдохновенный пророк Давид говорит о Христе – Спаситель. По откровению св. Духа, Христос есть Господь, имеющий победить всех своих врагов. Пророк говорит: «Сказал Господь Господу моему», – Господь первый, по-еврейски, Иегова, сказал Господу другому, по-еврейски, Адонаи. – " Седи одесную Мене», – это есть тоже, что, восседая на престоле по правую сторону царя, быть ему соправителем; следовательно, Господь – Адонаи должен царствовать вместе с Богом. – «Доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». По обычаю древности, побежденные, приближаясь к победителям, должны были повергаться ниц пред ними, в знак полной покорности, а победители – в знаке полного покорения побежденных, становились ногою на голову их; те, таким образом, служили им некоторое время как бы подножием (I. Нав.10:24 ). Посемуположить врагов в подножие ног, значит совершенно их покорить. Кто сей Господь – Адонаи? Это – Христос. Однажды, когда собрались ко Иисусу Христу саддукеи и фарисеи и предлагали Ему различные трудные вопросы, не имея веры в божественное достоинство Его лица, то «Иисус, обратившись к фарисеям, спросил: что вы думаете о Христе? чей Он Сын? Говорят Ему книжники: Давидов. Говорите им Иисус: как же Давиде, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын Ему? И никто не мог отвечать Ему ни слова: и с того дня никто уже не смел спрашивать Его» ( Мф.24:34,41–46 ; Мк.12:34–37 ; Лк.20:40–44 ). Очевидно, по пророчеству Давида, Христос есть Сын Божий, а потому и Господь самого Давида. Это решительно утверждает и Ап. Павел. В своем послании к Евреям, Ап. Павел, свидетельствуя о божестве Иисуса Христа, и о превосходстве Его, как Единородного Сына Божия, над Ангелами, между прочим, говорит: «Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» ( Евр.1:4, 13–14 ). – Что Христос, во исполнение сего пророчества Давида, восшел на небеса и возседит одесную Бога Отца, о семь свидетельствует Ев. Марк, говоря: «Господь вознесся на небо и воссел одесную Бога ( Мк.16:19 ). В день Пятидесятницы, по сошествии Святого Духа, Апостол Петр, обратившись к собравшимся сюда Иудеям и другим «благоговейным людям», так свидетельствовал о Христе: «Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Итак, твердо знай, весь дом (народ) Израилев, что Бог соделал Господом и Христом сего Иисуса, которого вы распяли. Слышав это, они умилились», замечает Дееписатель ( Деян.2:34–37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

18  Избавит меня от врагов моих сильных и от ненавистников моих, ибо стали они крепче меня.  19  Настигли они меня в день бедствия моего, но Господь – опора моя.  20  И вывел Он меня на простор; избавил меня, ибо Он благоволил ко мне.  21  И воздаст мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих воздаст мне;  22  Ибо хранил я пути Господни и не был нечестивцем пред Богом моим.  23  Ибо все суды Его предо мною, от повелений Его не отступал я.  24  И буду я непорочен пред Ним, и сохраню себя от беззакония.  25  И воздаст мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих пред очами Его.  26  С праведным поступишь Ты по правде Твоей, и с мужем неповинным – по безвинности его;  27  И с избранным поступаешь, как с избранником, а с лукавым – по лукавству его.  28  Ибо Ты людей смиренных спасешь, а очи гордых смиришь;  29  Ибо Ты возжигаешь светильник мой, Господи, Боже мой, озаришь тьму мою.  30  Ибо Тобою избавлюсь я от искушения и с Богом моим преодолею стену.  31  Бог мой! Непорочен путь Его; слова Господни пламенны; Защитник Он всех уповающих на Него.  32  Ибо кто Бог, кроме Господа? И кто Бог, кроме Бога нашего?  33  Бог препоясал меня силою и соделал непорочным путь мой;  34  Укрепил ноги мои, как  быстрые  ноги оленя, и на высоты возвел меня.  35  Научил руки мои сражению, соделал луком медным мышцы мои.  36  И даровал мне щит спасения, и десница Твоя поддержала меня; и наставление Твое исправит меня, наставление Твое меня научит.  37  Расширил Ты шаги мои на пути моем, и стопы мои не изнемогли.  38  Преследовать буду врагов моих, и настигну их, и не возвращусь, доколе не погибнут!  39  Сокрушу их, и не смогут встать, падут под ноги мои!  40  И препоясал Ты меня силою на битву, поверг предо мной всех восстающих на меня.  41  И врагов моих обратил в бегство, и ненавистников моих истребил.  42  Взывали они, но не было спасающего, ко Господу взывали, но не услышал Он их.  43  И рассею их, как прах, взметаемый ветром, будто грязь на пути, растопчу их!  44  Избавил Ты меня от распрей человеческих; поставил меня главою народов. Племена, которых я не знал, подчинились мне: 

http://foma.ru/psalom-17.html

В священных книгах Ветхого Завета Аравия упоминается, как «Земля восточная» или просто – «Восток». Так, об Аврааме (за 2000 лет до Р. Хр.) в книге Бытия говорится: «А сынам наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам подарки и отослал их от Исаака, сына своего, еще при жизни своей, на Восток, в землю восточную ( Быт. 25:6 ). По объяснению ученых, здесь под «Землёй восточной» разумеется Аравия, жители которой известны были под именем «сынов востока» (Бени-Кедем) 39 . Измаил, сын Авраама 40 , жил в северной Аравии и был, по общепринятому мнению, родоначальником некоторых арабских племен. Моисей 41 жил в земле Мадиамской, на северо-западе Аравийского полуострова и путешествовал с евреями после исхода из Египта по пустыне в Каменистой Аравии. Во времена еврейского даря Соломона, начало царствования которого относится за 1020 лет до Р. Хр.. в Библии , кроме царицы Савской, упоминаются цари аравийские, которые приносили Соломону золото и серебро ( 2Пар.9:14 ). Царица Савская, известная в арабских преданиях под именем Балкисы, услышав о славе Соломона 42 , прибыла в Иерусалим, чтобы испытать загадками мудрость царя евреев. Прибыла она в Иерусалим с весьма большим богатством: с верблюдами, навьюченными благовониями и великим множеством золота и драгоценных камней. И подарила она царю Соломону сто двадцать талантов золота и великое множество благовоний и драгоценных камней. И никогда не было у Соломона таких благовоний, какие подарила ему царица Савская 43 . Соломон заключил договор с Тирским царем Хирамом II ( 3Цар.5:12 ) и даже женился на дочери Хирама 44 . По заключении союза, Соломон н Хирам установили прямое морское сообщение с Индией (Офир), но и при этом торговля их не обходилась без посредства Южной Аравии, так как суда их выгружались в Йемене и товары следовали далее по Аравии караванным путем. По смерти Соломона, морской путь по Красному морю был совсем закрыт для финикян усилившимися на берегах этого моря египтянами. Несмотря на это, сухопутная торговля с Аравией продолжалась еще целые столетия, как об этом можно судить из слов пророка Иезекииля (за 600 л. до Р. Хр.), определенно говорившего о торговле Аравии с Тиром, главным городом Финикии: «Аравия и все князья Кедара производили торговлю с тобой... Купцы из Сабы и Раемы 45 торговали с тобой...» ( Иез.27:21,22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Гераклит. 197 Горним. 198 По объяснению Илии, Св. Богослов имеет здесь в виду Максима и называет его псом, как циника. При этом Илия замечает, что циники с особенной заботливостью отращивали у себя волосы. 199 По объяснению Илии, Св. Богослов разумеет здесь Св. Писание, из которого должны напоить себя живой водой словесные овцы, когда зачинают в себе семя спасения. 200 У Евангелиста Матфея гл. 13, ст. 8 читаем: принесло плод, одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать; а у Еванг. Марка гл. 4, ст. 8. В обратном порядке: и принесло иное на тридцать, иное шестьдесят, и иное сто. 201 На олимпийских и других играх часто сильные борцы уступали за деньги победу над собой более слабым. 202 То есть тело душевное, чтоб облечься в тело духовное (1Кор. 15:44). 203 То есть Восток и Запад. 204 В которую египетские епископы, войдя в один храм, хотели рукоположить Максима. 205 Евномиане отрицали не только единосущее, но и подобосущее Бога Отца и Бога Сына. Кроме того, они учили, что можно совершенно постигнуть Бога умом человеческим. Против этого последнего лжеучения евномиан направлено настоящее слово. 206 Христианскую религию. 207 Не порабощаемся плотью. 208 Ум. 209 Ариане учили о Сыне Божием, что было, когда Его не было, и что, следовательно, Он стал из не сущего сущим. 210 Платон в Тимее. 211 Внешний опыт. 212 По–гречески εν υποσματι, т. е. почти то же, что в сущности. 213 Опыт. 214 По некоторым спискам, как замечает Илия, вместо слов: «по власти» (τη εξουσα), читалось: «по сущности» (τη γε ουσα). 215 Плотин. Эннеады. И. кн. 2. гл. 1. 216 В рождении Бога Сына. 217 То есть, что Сын рожден или как существовавший, или как несуществовавший. 218 Илия после этих слов читал еще следующие. «Ибо пророк вводит самого Бога и Отца, Который задолго прежде описывает послание к нам Единородного Сына, совершенное по Божию совету, и говорит так: Кто воздвиг от востока мужа правды, призвал его следовать за собою, предал ему народы и покорил царей? Он гонит их, идет спокойно дорогою, на которой никогда не ходил ногами своими. Кто сделал и совершил это? Тот, Кто от начала вызывает роды; Я — Господь первый и в последних — Я тот же (Ис. 41:2–4). 219

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Почти все языческие философы верили в то, что душа по смерти тела не умирает, а лишь переселяется в мир иной. У них можно встретить много веских доказательств бессмертия души, но нам достаточно свидетельства и одного Священного Писания, имеющего авторитет по причине своей боговдохновенности, ибо кто от Бога, тот слушает Слова Божии ( Ин. 8:47 ), тем же, кто не принимает слов Писания, приговор известен ( Мф. 25:41 ): с ними поступят так же, как и с отцом их ( Ин. 8:44 ). Согласно учению Священного Писания, человек – существо бессмертное, ибо Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего ( Прем. 2:23 ) и Он не есть Бог мертвых, но живых ( Мф. 22:32 ), ибо у Него все живы ( Лук. 20:38 ). Он – единственная Причина всякой жизни. «Умопостигаемую ли, разумную ли, чувствующую ли, или питательную и растительную, или какую-либо другую жизнь ни назови, или начало жизни, или сущность жизни, все из Нее, превышающей всякую жизнь, и живет, и оживляется», – говорит св. Дионисий. 227 Впрочем, хотя всякое живое живет и движется Богом, но не всякое живет вечно. Совершенное бессмертие присуще природе мысленной и умопостигаемой. Человеческая душа как разумная неуничтожима по природе своей. 228 Эту неуничтожимость она способна передавать даже смертному по природе своей телу при условии собственного непосредственного общения с Саможизнью. Именно вследствие подобного общения человек может быть бессмертным не только по душе, но и по телу. Первозданный человек не имел еще телесного бессмертия, а был поставлен на границе тления и нетления. Ему было предоставлена такая возможность, чтобы он «соблюдением или преступлением заповеди, от одного из двух дерев приобрел себе то, чего захотел бы». 229 Ибо «если бы изначала Бог сотворил человека смертным, то не осудил бы его на смерть после грехопадения, потому что нельзя наказывать смертностью смертного. Если бы, напротив, Он сотворил его бессмертным, то человек не нуждался бы в питании, потому что все бессмертное не нуждается в телесной пище, притом, Бог не мог так скоро раскаяться и сотворенного бессмертным тотчас же сделать смертным, так как и по отношению к согрешившим ангелам Он не сделал этого, но согласно своей изначальной природе они оставались бессмертными, а за грехи получили другое наказание, но не смерть».

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

При всем, однако, этом «преимуществе» положения иудея пред всеми другими народами земли в ветхозаветное время, существо дела по данному вопросу заключается не в положении иудея и всех других сынов человеческих из народов земли, а в личностях тех и других, в личных достоинствах и преимуществах относительно хранения Веры Божией и благочестия иудея и язычника, и при том не всякого иудея, а «истинного израильтянина», верного Богу в личном своем самоопределении и действительного наследника Веры Божией и благочестия Авраама: «не тот иудей, – говорит Апостол, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога» ( Рим.2:28 ). Вы не дети Авраама, говорил Иисус Христос иудеям, искавшим Его убить: «если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы, а теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал. Ваш отец диавол, «дела которого вы делаете» ( Ин.8:39–40–41–44 ). Значит, основа «преимуществ» пред Богом, как самого Авраама, «отца верующих», так и избранных из иудеев, истинных духовно-нравственных чад Авраама, содержалась в тех собственных самих людей совершенствах и личных их достоинствах души и сердца, по силе которых «израильтянам принадлежали усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования: их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог» ( Рим.9:4–5 ). На основе сих именно лично собственных совершенств и достоинств, – духовно-нраственно-религиозных, избранных от Авраама, начиная с самого Авраама, и последовало самое благословение Божие во всем, что касалось «Божия домостроительства» в народе еврейском: в сем случае самая «избранность» народа еврейского заключалась не в нем самом, как целом, а в «святом его семени» ( Ис.6:13 ), т. е. в «избранных» сынах его. Относительно же избранных сынов иудейского народа совершилось все, сущее в качестве особенных «преимуществ» его пред Богом, по следующему закону Абсолютной Правды и Абсолютного благословения Бога относительно человеков: «Кого Он предузнал, тех и предопределил; а кого предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» ( Рим.8:29–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010