190 Посещения этого рода были столь часты и бесцеремонны, что московское правительство было вынуждено урегулировать их точным определением, чрез какие сроки они могли быть предпринимаемы. Об этом предмете см. интересную статью г. Каптерева «Русская благотворительность монастырям Св. горы Афонской в XVI, XVII и XVIII столетиях», Чтения в общ. люб. дух. пр., 1882 г., ч. 1, отд. 1, и Рущинского «Религиозный быт русских по сведениям иностранных писателей XVI и XVII веков», Москва, 1871 г., стр. 236 и сл. 191 Лебедев, н. с., стр. 31 – 32. Относительно двуперстного крестного знамения известно с несомненностью, что Максим считал правильным именно такое перстосложение. Жмакин, н. с., стр. 448, примеч. 4-ое. 193 Она напечатана в летописях русск. литерат. и древности, изд. Тихонравова, 1863 г. кн. 5, отд. III, стр. 137–139. В своей «Заметке для истории Стоглава» (помещенной там же) г. Тихонравов высказывает следующие предположения о принадлежности упомянутого сборника и статьи Кассиану. По сходству «неисправлений» с соответствующими местами Стоглава г. Тихонравов заключает, что автор статьи был членом Стоглавого собора, и притом членом влиятельным, ибо в сборнике находится несколько других статей, целиком или в извлечении вошедших в Стоглав, а именно: 1) «Никейского собора правило ерем, иже не облачаются в священные ризы или неразумением или гордостью или леностью», и в Стоглаве (гл. 14 в конце и гл. 15, стр. 102): «Правило 16-ое святых отец [в других списках: Иоанна Милостивого] иереом иже не облачаются во священные ризы, ли неразумием, ли гордостью, ли леностью». 2) «Правило Иоанна Милостивого» о том же, и в Стоглаве (гл. 16): «Правило 17-ое святого Иоанна Милостивого в поучение попом». 3) «Слово о крестящихся» и в СТоглаве (гл. 32): «О крестящихся не по чину». 4) И в сборнике, и в Стоглаве (гл. 41, вопр. 28) говорится о посте в день усекновения главы Иоанна Предтечи. – Автор заметки был, вероятно, и владельцем сборника, ибо в статье о «неисправлениях» встречаются замечания, сходные по содержанию с некоторыми местами сборника.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 7-й главе точно также описываются железный характер 4-го царства и сила над другими царствами (7 гл. 7, 23 ст); 10 пальцев ног в 7 главе заменяются 10 рогами (10 царей) 4 зверя, после которого откроется царство Божие. В 8-й главе описывается жестокий царь, имеющий явиться после Мидо-Персидского и Еллинского царства, после распадения царства Еллинского на 4 части (ст. 24 – Антиох Епифан); в 11-й главе говорится о 2-х элементах 4-го Боговраждебного царства (36, 39 и 41). Один из этих царей в 8 стихе 11-й главы по еврейскому подлиннику прямо называется Египетским царем, и по истории, после Греческого царства, Птолемеи Египетские (глина) владычествовали над Израилем вместе с Селевкидами Сирийскими (железо), где (в Сирии) действительно было 10 царей после Александра Македонского до Антиоха Епифана. И все почти толкователи согласно признают 7, 8, 9 гл. относящимися к Сиро-Египетскому преобладанию над иудеями. Напротив, приложение этого пророчества прямо к Римской Империи противоречит не только параллельным объяснительным местам, но и самому тексту пророчества. По тексту пророчества: а) Царство Христово откроется после всех 4-х царств, а не римскому кесарю едино начальствующему (церк. песнь) и не в пределах 4-го царства; б) по тексту – силой открывающегося царства Христова уничтожается и разрушается 4-ое царство, как и прежние царства, а Римская империя в силе Христовой получила оживление и подкрепление, так что после Христа могла существовать долее, чем от начала Рима до Христа, ибо Константинополь, новое средоточие Римской империи, взят уже во втором тысячелетии от Рождества Христова; в) по тексту – 4-ое царство частью сильно, частью слабо, вследствие двух совершенно разнородных элементов (железо и глина), а позднейшая слабость Римской империи была следствием не разделения ее на две половины (восточ. и западн.), а состава из множества народов и царств; таким образом, эти слова приложимы к царству Сиро-Египетскому, между двумя составлявшими его народами не было связи. Наконец, г) Римская империя, низложившая враждебную Христу иудею, только способствовала скорейшему распространению царства Христова на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Сего ради я, ведая вашу душу и сердце доброе, посылаю их к вам, и прошу тебе любовию Христовою в сем деле потрудиться. А именно так делать в раздаче: 1) Как в вашем селе, так и в окольных деревнях проведай самых бедных вдовиц, и прочиих, которые платят подушчину или оброки, или которых под караулом за подушчину или оброки держат. 2) Проведавши всякого бедность и сколько их есть, смекни деньги посланныя, сколько по чему достанется, на бумажке напиши у себе в доме. 3) Тако учинивши, раздай всякому, смотря по нужде его. 4) Раздаючи не говори, что от мене присланы, когда спрашивать будут, понеже деньги сии не мои; и сродники мои, познавше, будут на мене гневаться и бранить, что им не прислал, – а только говори, что от человека присланы ради убогих. О сем тебе именем Христовым прошу. 5) Людем, хотя и бедные будут, но запивают или ленятся работать, таким ни копейки не давай. 6) Нищим, которые ходят по улицам и под окна с шалгунами (с нищенской сумой), отложи рублей десять и, собравши их, раздай, смотря по бедности. 7) Что кому отдашь, тое напиши на своей тетради, которую я тебе с сим письмом посылаю, и тую тетрадь с сим письмовручителем пришли ко мне, как он из Петербурга будет ехать сюда. 8) Себе за труды три рубли, а ежели мало покажется, пять рублей возьми из сих денег, когда хочешь. Прошу покорно потрудиться Христа ради, Который за труды воздаст Своею милостию...» (т. V, 337, письмо 41-ое). Уходя с епископской кафедры Воронежа на покой в монастырь в Толшеве, св. Тихон дает такое распоряжение своему доверенному лицу о. Митрофану относительно остававшегося своего воронежского имущества: «деньги за перину взявши, учини, как я тебе говорил: продай на милостыню. Деньги, которыя отданы в село Уткино на дрова, когда можно, возьми и отдай бедным в Ельце. Такожде и прочия данныя деньги на дрова возьми и отдай бедным Елецким. А когда Уткинские ничего не отдадут, пусть владеют. Я ничего своего не имею; все Божие, а не наше» (т. I, 238, письмо 8-ое). Не ограничиваясь отдельными выдачами нуждающимся, святитель устроил в городе Ливнах Орловской губернии богадельню для бедных.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Г. Проценко. Биография епископа Варнавы (Беляева) . В Небесный Иерусалим. История одного побега. Н. Новг.: Изд-во братства во имя св. кн. Александра Невского, 1999. С. 223–224. 577 Основы. Т. 2. С. 266; ср.: О постановлениях киновитян. Кн. 11. Гл. 17–18. С. 142–143; Лествица. Слово 22, 39, 41. С. 149; см. также: Основы. Т. 2. С. 267. 579 Варнава (Беляев) , еп. Преподобная Синклитикия Александрийская или малая аскетика: преподобная Синклитикия Александрийская, ее жизнь и поучения. Н. Новг.: Изд-во братства во имя св. кн. Александра Невского, 1997. С. 59–60; ср.: Древний патерик. 3-е изд. М., 1899. Гл. 15, 67 (52). С. 290. 580 См.: Основы. Т. 2. С. 296; ср.: О постановлениях киновитян. Кн. 12. Гл. 2, 32–33. С. 143–144, 163–164. 588 Лествица. Слово 26, 99. С. 197; см.: Основы. Т. 2. С. 268; ср.: Душеполезные поучения. Поучения 4, 10. С. 60, 123; Вопр.-отв. 8. С. 221; Слова подвижнические. Слово 9. С. 45. 593 См.: Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М., 1900. Ч. 2. Гл. 23. С. 172–175 614 О том же говорят и Святые Отцы. Например прп. Григорий Синаит пишет, что «прелесть три главные причины имеет, по коим находит: гордость, зависть бесов и наказательное попущение. Этих же причины суть: гордости – суетное легкомыслие (или тщеславие), зависти – преуспеяние, наказательного попущения – греховная жизнь» ( Григорий Синаит , прп. О заповедях и догматах, угрозах и обетованиях, еще же о помыслах, страстях и добродетелях, и еще о безмолвии и молитве. Гл. 132//Добротолюбие. Т. 5. СТСЛ, 1993. С. 215). Также и занимавшийся систематизацией святоотеченского учения в данной области свт. Игнатий (Брянчанинов) говорит, что «источник прелести, как и всякого зла, – диавол» ( Игнатий (Брянчанинов) , свт. Аскетические опыты. Гл. О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником. Отд. I//П олн ое собран и е творен и й . Т. 1. М.: «Паломник», 2000. С. 205), также и в другом месте – «начало прелести – гордость» (Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Гл. О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником. Отд. II//П олн ое собран и е творен и й. Т. 1. М.: «Паломник», 2000. С. 221–222). Еп. Варнава лишь особо отмечает в связи с этим, что в некоторых случаях значительно влияет на развитие прелести оказывает блудная страсть. (Далее он это иллюстрирует на примере католической мистики). Впрочем, чего-то принципиально нового по этому вопросу он не говорит.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

§ 76. Члены причта, вновь определенные на места, рассчитываются доходами со дня вступления в должность. За то же время, в которое вакансия оставалась свободною, половина доходов поступает в пользу того лица, которое исправляло обязанности к этот период времени, а другую половину настоятель отправляет в попечительство о бедных духовного звания. Если кто из членов причта, вновь определенных, не явится к месту служения в течении двух недель со дня получения указа, или если кто выбудет от места служения без ведома настоятеля и на довольно продолжительное время, или наконец если кто-либо самовольно и без уважительных причин будет уклоняться от трудов, общих всему причту, то настоятель причитающуюся на долю такового лица часть доходов удерживает и две трети разделяет между трудившимися за отсутствующего, а одну часть отсылает в попечительство о бедных духовного звания. § 77. Члены причта, состоящие под следствием и судом, запрещенные в священнослужении, присужденные к монастырскому подначалию или к эпитимии в монастыре) и также временно удаленные от мест, из кружечных доходов получают половинную часть, а другую половину настоятель разделяет между отправлявшими за них должность. § 78. В расчетах по землям при переменах в личном составе причтов, указанных в § 21 правил Высочайше утвержденных 1873 года, причты обязаны руководствоваться 23 и 24 §§ тех же правил, имея в виду, что началом сельскохозяйственного года по Новгородской епархии, применительно к местным условиям страны, назначено для озимовых полей 1-ое Августа, а для полей яровых и сенокоса 1-ое Сентября (см. Церковный Вести. 1878 г. 40, 41). Глава дополнительная с приложениями, необходимыми для уяснения некоторых статей, излагаемых в предыдущих исследованиях Глава дополнительная А. К первой главе о крещении Форма для записи метрической книги (к Отделению VII, § 58). Метрическая книга, данная из такой-то Духовной Консистории (от Протопресвитера Придворного Собора, от обер-священника армии и флотов, или от обер-священника гвардейского корпуса) такого-то города или такого-то уезда, такого-то села, или такого то полна в такую-то церковь , для записки родившихся, браком сочетавшихся и умерших. На такой-то год.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Ташкент. Церковь Александра Невского при 1-ом Туркестанском стрелковом полку. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Александра Невского Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1896. Год утраты:Не установлен. Адрес: Точное месторасположение не установлено Координаты: 41.315389, 69.273406 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь 1-го Туркестанского стрелкового полка во имя Св. Благоверного Великого князя Александра Невского. Престольный праздник 30 августа. Походная (при полку) церковь учреждена в 1910 г. Расположена церковь в центральной части города. Помещается в здании инженерного ведомства, где была устроена в 1896 г. на отпущенные от инженерного ведомства деньги и частью на пожертвования батальонов 1-й Туркестанской стрелковой бригады. В 1908 г. капитально ремонтирована. Св. Престол - во имя Св. Благоверного Великого князя Александра Невского. Вмещает до 800 человек. Подле церкви небольшой мраморный памятник с двуглавым орлом на верху; сооружен в память воинов, павших при исполнении служебного долга во время мятежа в ночь с 15-го на 16-ое ноября 1905 г. До 1910 г. церковь сия именовалась церковью 1-й Туркестанской стрелковой бригады. Цитович Г. А. " Храмы армии и флота " . Пятигорск, 1913 Церковь при 1-й Туркестанской стрелковой бригаде во имя благоверного Великого Князя Александра Невского освящена 18 июля 1896 г. Распологалась церковь в центральной части города, в здании инженерного ведомства, возведена на отпущенные от инженерного ведомства деньги. Возле церкви был небольшой мраморный памятник с двуглавым орлом на верху; сооружен в память воинов, павших при исполнении служебного долга во время мятежа в ночь с 15-го на 16-ое ноября 1905 г.

http://sobory.ru/article/?object=40958

Разбор . Неокружники видят погрешность нашей греко-российской Церкви по вопросу об исповедании Бога Духа Святого в том, что она исключила: а) из 8-го члена символа веры слово „истинного“, б) из 139-го зачала послания к Коринфянам слова: „един Дух Свят, в Нем-же всяческая и мы в Нем“ и в) совсем уничтожила молитву Святому Духу в неделю пятидесятную, – молитву, составляющую творение Филофея, патриарха Царя-града. Отсюда они заключают: „на этом основании мы признаём никониан погрешающими против правой веры в Духа Святого, оскорбляющими, и умаляющими Его и подражающими латинянам, которые прибавили в символе слово „и от Сына“. Швецов в своём замечании совершенно справедливо говорит, что наша греко-российская Церковь повсюду славословит и Святого Духа со Отцем и Сыном, не смотря на указанные неокружниками изменения, существовавшие в первенствующей Церкви и у нас на Руси до патриарха Никона и что неокружники в своём стремлении доказать неправоту веры греко-российской Церкви во Святую Троицу куют меч на свою голову. Совершенная правда, – если греко-российская Церковь , по мудрованию неокружников, не верует во Святую Троицу, а по лжеумствованию Швецова, не во всём право и истинно верует во Святую Троицу, то и неокружники в своей грамоте, и Швецов в своих замечаниях на сию грамоту куют острый меч на свою собственную голову, и как те, так и другой, в силу 19 правила 1-го Вселенского собора и толкования на 68-ое правило святых апостолов, должны отказаться от своего священства, как незаконного и безблагодагного. Грамота неокружчиков (л. 41–46). Третья статья Окружного Послания учит читать и писать по древнему переводу одно имя Спасителево сице: „Исус“ (Деян. Зач. 10 и Филип. зач. 240-ое). А потом, далее в этой статье начинается суждение о пишемом имени с двумя итами „Иисус“, которое признаётся также за истинное имя Христа Спасителя, и потому ограждается от всякого гаждения. Замечание еп. Арсения. И здесь неокружники лукавствуют, говоря, акибы во Окружном Послании имя Иисус признаётся за истинное имя Христа. В Окружном Послании это имя хотя и признано, что, по разуму греко-российской Церкви, оно относится не к кому-либо, но к тому же Христу Сыну Божию, Спасителю нашему, – но всё-таки оно признаётся нововводным и в приложении буквы „и“, по нашему славянскому наречию, погрешительным. Но во осуждении неокружников Окружного Послания, акибы оное имя Иисус признаёт за истинное имя Христово, проглядывает мысль, что это имя ни по каковому отношению не может быть именем Христа Спасителя. А потому греко-российская Церковь под этим именем исповедует не Христа Спасителя, но кого-то другого. Но пусть неокружники сбросят с себя личину лукавства и откровенно скажут, кого под именем Иисус исповедует греко-российская Церковь . И тогда нам виднее будет, с кем мы ведём переговоры.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

31-я неделя по пятидесятнице (Евангелие от Луки, зач. 93, гл 18, ст. 35–43; Апостол, 1-ое к Тимофею, зач. 280, гл. 1, ст. 15–17). 1) Наставление слушателям о том, что всем нам, подобно евангельскому слепцу, следует обращаться к Господу с молитвою о духовном прозрении (ст. 41). 32-я неделя по пятидесятнице (Евангелие от Луки, зач. 94, гл. 19, ст. 1–10; Апостол, 1-ое к Тимофею, зач. 285, гл. 4, ст. 9–15). 1) Где и каким образом мы можем видеть Бога? (ст. 3). В слове Божием ( 1Кор.2:7 ; 2Петр.1:19 ). В природе ( Деян.14:17; 17:26, 27 ; Рим.1:20 ; Пс.18:2 ). В будущей жизни ( 1Кор.13:12 ). 2) Влезьте на смоковницу. Подымитесь усилием воли, чтобы хоть раз увидеть душою Христа. Ходите в храм Божий. Читайте слово Божие. Это поднимет вас вверх и, может быть, поможет узреть Христа и полюбить Его. 3) Наставление слушателям о внимательном отношении слову Божию и Писаниям Апостолов (ст. 9, 13 из Апостольского чтения; Ин.5:39, 2 ; Петр.1:19; Кол.3:16 ; 2Тим.3:16 ; Пс.118:105 ). 4) К ст. 13 из Апостольского чтения о чтении Священного Писания. Евангелие нужно читать, как читаем письмо дорогого человека из далекой страны, как завещание, открывающее путь к богатству. Евангелие открывается чистому сердцу, любви. Одна слепая читала Евангелие пальцами. Когда пальцы огрубели – она обрезала с них кожу. Когда не помогло и это, она читала губами, поцелуями. Вот истинное чтение. 5) Утренний час отдавайте чтению Евангелия. Оно даст тон всему вашему дню, настроит вас на дела благие. Неделя пред Воздвижением (Евангелие от Иоанна, зач. 9, гл. 3, ст. 13–17; Апостол, см. 22-ю неделю по Пятидесятнице). 1) Змей Моисея (рассказ). Спасение через змея. Крест Господень. Спасение от змея-диавола через Крест. 2) Бойтесь змея – греха. Бегите от него под сень учения Христова. 3) Темы из Апостольского чтения см. неделю 22-ю по Пятидесятнице. Неделя по Воздвижению В неделю по Воздвижении Евангелие читается то же, что в 3-ю неделю Великого поста, а Апостол тот же, что и в 21-ю неделю по Пятидесятнице, а потому темы из евангельского чтения см. 3-ю неделю Великого поста (стр. 482).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

4) Обличение людей бездушных и жестокосердых (ст. 28, 29). Наша обязанность – иметь всегда настолько любви к ближнему, чтобы быть в состоянии на его слова: «потерпи на мне и вся ти воздам» – отнестись к нему с полною снисходительностью. 12-я неделя по пятидесятнице (Евангелие от Матфея, зач. 79, гл. 19, ст. 16–26; Апостол, 1-ое к Коринфянам, зач. 158, гл. 15, ст. 1–11). 1) Юноша исполнил все, весь закон и, однако, осужден Господом. Почему? А потому, что любовь к Господу испытывается отречением от того, что нам дорого. Не ценно в очах Божиих привычное хранение заповедей, не требующее борьбы с собою. Только то доброе дело, когда мы отрекаемся от себя, вопреки себе, отдаем Богу нам дорогое, то, что хотели бы сохранить – есть истинное Ему служение. 2) Искушение богатством. Богатство – кумир, которому люди жертвуют душой, совестью, долгом. 3) Напоминание слушателям о главнейшем вопросе в человеческой жизни и убеждение их чаще спрашивать себя: что для нас всего важнее в жизни, и что нам сделать доброго, чтобы иметь жизнь вечную (ст. 16). 4) Земные блага и наше пристрастие к ним часто бывают причинами наших скорбей и несчастий, лишают нас истинного блага и ослабляют благородные движения и чувства нашей души (ст. 22). 13-я неделя по пятидесятнице (Евангелие от Матфея, зач. 87, гл. 21, ст. 33–42; Апостол, 1-ое к Коринфянам, зач. 166, гл. 16, ст. 13–24). 1) Виноградник нашей души. Заботы Господа о душе. Живая вода -слова Божии. Сторожевая башня – Церковь , ограда – закон Божий, заповеди Божии, заповеди Церкви. К сожалению, мы заменяем живую воду мертвой водой празднословия – плохой книжкой. Сломали (для себя) ограду Божию, пренебрегая заповедями Церкви. 2) История нашего спасения. Пророки. Сын Божий. «И убили Его». Не тоже делаем и мы? Не пренебрегаем ли мы словом Божиим? Не распинаем ли Христа? 3) Бодрствуйте! ( 1Кор.16:13–24 ). Стойте на страже. Солдат на страже не смеет уснуть. Капитан на вахте не может смотреть по сторонам. 4) Обличение злоупотребляющих долготерпением Божием. Долготерпение Божие в требовании от нас отчета и в ожидании плодов труда (ст. 35, 36, 37). Окончательный суд Божий над нераскаявшимися грешниками и над не сотворившими плодов, достойных покаяния (ст. 40, 41).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Для него важно было найти что-нибудь конкретное, отвечающее его образам, хотя в главнейших очертаниях. Рим, без сомнения, удовлетворял этому требованию, и Ньюман закрыл глаза на все остальное, казавшееся ему второстепенным. „Если бы Ньюман, так хорошо знавший древнюю исгорию, обладал одинаковым знанием современной церковной истории, – говорит Деллингер, то он никогда бы не сделался римским католиком». 222 The Pentateuch und Book of Joshua critically examineb Pats 1. U. Bythe Righ. Rev. J W Colenso. 227 Первым председателем был Линдзей, вторым Лорд Галифакс, состоящий и поныне. Число членов унии в 1860 году было 205, а в 1891 году 35.034. См. The History of the Engl. Church Union 1859–1894 by Rev G. B. Roberts. Load. 1895. 231 Palmer William, Notes of a visit to the Russian Church in the years 1840–41. Lond 1882 Стр. 1–2 и д.. Подробное изложение этой книги с крит. замечаниями сделано в статьях А. П. Лопухина в «Страннике·» за 1883 год. 238 Ссылка на Франкфуртский собор делается очень часто англиканскими писателями, раз затрагивается вопрос об иконопочитании (Littledale Plain Reason against Joining the Church of Rome). Странно, что опускается при этом из внимания то, что отцы Франкфуртского собора имели под руками ложные акты седьмого вселенского собора. В этих актах греческое слово προβκονβν переводится adoraie, т. е обожать иконы, вместо поклоняться, и следовательно отцы Франкфуртского собора отвергли тоже, что и Никейский собор Во втором из 56 «капитулов» (capitula), изданных Франкфуртским собором, говорится, что будто Никейский собор предал анафеме тех, которые не воздают иконам того же поклонения, как и Св. Троице! Очевидное заблуждение. Не забудем также, что акты VII-ro собора подписаны и легатами папы. См. Hefe1e, Concilien Geschichte lit., SS. 414–454; 646 и д. Изд. 2-ое. Читать далее Источник: История христианской церкви в XIX веке : в 2-х т./Изд. А.П. Лопухина. - Петроград : Тип. А.П. Лопухина, 1900-1901./Т. 1: Инославный христианский Запад. 1900. – 588 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010