Митрополит Антоний Сурожский. Неделя 5-я по Пасхе. Неделя о самарянке (Евангельское чтение) Протоиерей Александр Мень. Слово в Неделю 5-ю по Пасхе. Про­по­ведь в Неде­лю о са­ма­рян­ке (Евангельское чтение) Блаженный Феофилакт Болгарский.  Толкования на Новый Завет (Евангельское чтение) Игумен Авраам (Рейдман). Поучение в Неделю 5-ю по Пасхе. Исполнение воли Божией — пища, насыщающая человека (Евангельское чтение) Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Слово в Неделю 5-ю по Пасхе. Толкования на Евангелие (Евангельское чтение) Митрополит Антоний Сурожский. Неделя 5-я по Пасхе. Неделя о самарянке (Евангельское чтение) Протоиерей Александр Мень. Слово в Неделю 5-ю по Пасхе. Про­по­ведь в Неде­лю о са­ма­рян­ке (Евангельское чтение) Профессор А.П. Лопухин. Библейский комментарий на Новый Завет. Толкование в Неделю 5-ю по Пасхе (Евангельское чтение)   Архиепископ Феофилакт Болгарский. Толкования на Новый Завет (Евангельское чтение) Ин 4:5. Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Для чего евангелист подробно говорит о местечке и колодезе Иакова? Во-первых, для того, чтобы ты не изумлялся, когда услышишь, что женщина говорит: «Отец наш Иаков дал нам этот колодезь». Ибо место это было Сикима (Сихем), где сыновья Иакова Симеон и Левий произвели жестокое убийство за то, что сестре их Дине причинено было насилие князем сикимитов. Потом из того, что евангелист передает нам о местечке и колодезе, мы узнаем, что отвержение иудеев издавна было за грехи их, и когда они оскорбляли Бога, тогда язычники овладевали их местами, и что они нечестием погубляли то, что патриархи приобрели верою во Христа. Посему нисколько не ново, если и ныне язычники введены в Царство Небесное вместо иудеев. Местечко, данное Иаковом Иосифу, называлось Сикима. Сыновья Иакова, погубивши сикимитов, опустошили город, а опустошенный, он передан отцом в наследство Иосифу. Ин 4:6. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя.

http://bible.predanie.ru/nedelya-5-aya-p...

Во дни памяти малых святых (одного или двух), не обозначенных каким-либо знаком в Типиконе, всегда поются вседневные антифоны 341 (см. «Особенности чиноследования Божественной литургии, совершаемой в седмичный день»). Тропари и кондаки по входе: В  Господском храме: – в понедельник, вторник и четверг – тропарь храма, тропарь дня (в четверг – 2), тропари рядовых святых (одного или двух), кондак дня (в четверг – 2), кон-даки рядовых святых (одного или двух). «Слава» – «Со святыми упокой...»; «И ныне» – кондак храма. – в среду и пятницу – тропарь дня («Спаси, Господи...»), тропари рядовых святых (одного или двух); «Слава» – «Со святыми упокой...»; «И ныне» -кондак дневной ( «Вознесыйся на Крест...» ). В Богородичном храме: – в понедельник, вторник и четверг – тропарь храма, тропарь дня (четверг – 2), тропари рядовых святых (одного или двух), кондак дня (в четверг – 2), кондаки рядовых святых (одного или двух); «Слава» – «Со святыми упокой...» ; «И ныне» – кондак храма. – в среду и пятницу – тропарь дня («Спаси, Господи...»), тропарь храма, тропари рядовых святых (одного или двух), кондак дня ( «Вознесыйся на Крест... " ), кондаки рядовых святых (одного или двух); «Слава» – «Со святыми упокой...»; «И ныне» – кондак храма. В храме святого: во все дни седмицы: тропарь дня (в четверг – 2), тропарь храма, тропари рядовых святых (одного или двух), кондак дня (в четверг – 2), кондак храма, кондаки рядовых святых (одного или двух); «Слава» – «Со святыми упокой...»; " И ныне» – «Предстательство христиан...» В Архангельском храме в понедельник, в храме Предтечи во вторник, в апостольском храме или в храме в честь свт. Николая в четверг тропарь и кондак храма не поются. Прокимен, аллилуия, причастен – дня; если есть апостольское и евангельское чтение святому, тогда добавляется еще прокимен, аллилуарий и причастен святому Апостол и Евангелие – рядовые; если есть Апостол и Евангелие святому, то они читаются после рядовых евангельского и апостольского чтений. О непразднуемых святых, если случатся в субботу

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Данный устав пения тропарей и кондаков составлен на основании 8-й уставной главы Общей Минеи. В Типиконе на этот счет конкретного указания не имеется, однако в 52 главе сказано: если в седмичный день «не поется Октоих, тогда тропаря и кондака дне на повечерии и на литургии по входе не глаголем». Но так как на утрени славословному святому поется Октоих (кроме субботы), то возможен другой вариант пения тропарей и кондаков по входе (с присоединением дневных тропаря и кондака): 1) В храме Господском: а) в понедельник, вторник и четверг: тропари храма, дня (в четверг – 2), святого, кондак дня (в четверг – 2); «Слава» – кондак святого; «И ныне» – кондак храма. б) в среду и пятницу: тропарь дня, тропарь святого; «Слава» – кондак святого; «И ныне» – кондак дня. 2) В храме Богородицы: а) в понедельник, вторник и четверг: тропари храма, дня (в четверг – 2), святого, кондак дня (в четверг – 2); «Слава» – кондак святого; «И ныне» – кондак храма. б) в среду и пятницу: тропари дня, храма, святого; «Слава» – кондак святого; «И ныне» – кондак храма. 3) В храме святого: тропари дня (в четверг – 2), храма, святого; кондаки: дня (в четверг – 2), храма; «Слава» – кондак святого; «И ныне» – «Предстательство христиан...». Заметим, что в Архангельском храме в понедельник, в храме Предтечи во вторник; в храме апостольском или свт. Николая в четверг тропарь и кондак храма не поются. Прокимны, аллилуия, причастны – дня и святого. Апостол и Евангелия – рядовое и святого. Особенности службы славословному святому в субботу При совершении службы славословному святому в субботу необходимо учитывать следующие особенности, которые изложены в 11-й и 52-й главах Типикона: На «Господи воззвах...» на «И ныне» поется воскресный догматик уходящего гласа; По «Ныне отпущаеши...», «Бог Господь» и славословии на «И ныне» поется воскресный богородичен уходящего гласа. Отправление канона на утрени: каноны Октоиха опускаются (11-я глава Типикона); канон же поется следующим образом: В храме Господском или Богородичном: канон храма на 6 и канон святого на 8;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В четвертую по Пасхе неделю о разслабленном Церковь в Евангелии на Литургии прославляет божественную власть Господа над недугами человеческими, явленную во дни Пятьдесятницы – в чудесном исцелении Им разслабленного, страдавшего в болезни 38 лет ( Ин. 5:1–14 ). § 89. В середу на четвертой неделе, в 25-й день по Пасхе, Церковь празднует преполовение Пятьдесятницы, соединяющее два великия христианския торжества, – Пасхи и сошествия Св. Духа. Воспоминая в неделю о разслабленном освящение воды от Ангела в купели силоамской, Церковь в день Преполовения совершает малое водоосвящение. В пятую по Пасхе неделю о самарянине Церковь произносит на Литургии беседу И. Христа с женою самарянкою ( Ин. 4 ), бывшую во дни Пятидесятницы и пророчески возвещающую о всемирном распространении Евангелия по воскресении Господа Иисуса и о ниспослании в мир св. Духа. В шестую по Пасхе неделю о слепом Церковь в литургийном Евангелии благовествует о божественной власти И. Христа в чудесном исцелении Им слепорожденного во дни Пятьдесятницы в Иерусалиме ( Ин. 9 ). § 90. В четверток шестой недели по Пасхе празднуется день вознесения Христа на небо. Состояние божественной славы Иисуса Христа, можно сказать, открылось во всей полноте и величии, в 40-й день по воскресении Его, вознесением Его с плотию человеческою на небо. Писание говорит о Господе: восшедий превыш всех небес ( Еф. 4:10 ); Иже седе одесную престола величествия на небесех ( Евр. 8:1 ). Апостолы с горы вознесения возвратились в Иерусалим с радостию великою ( Лк. 24:52 ). § 91. В седьмую по Пасхе неделю св. отец, сообразно состоянию божественного прославления воскресшего Христа, Церковь на Литургии произносит первосвященническую молитву Сына Божия ( Ин. 17:1–17 ) о прославлении Его вечною славою чрез распространение и утверждение истинного благочестия в мире. Согласно с благовестием св. Евангелия, в седьмую по Пасхе неделю Церковь воспоминает и прославляет 318 святых и богоносных отцев первого Вселенского Собора, бывшего в Нивее при императоре Константине Великом , в 325 году по Р. X. во славу Св. Троицы и особенно – Сына Божия, о Котором учение Собор изложил в шести членах символа веры .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Страстная седмица: как совместить работу, службы и подготовку к Пасхе… Маленьких детей мы обычно водим в Великий Четверг на Литургию и на Пасху утром – на детскую Литургию. Можно сходить еще к выносу Плащаницы, если храм недалеко, но с детьми нужно каждый раз решать индивидуально. Это и маме тяжело. 2 апреля, 2007 Маленьких детей мы обычно водим в Великий Четверг на Литургию и на Пасху утром – на детскую Литургию. Можно сходить еще к выносу Плащаницы, если храм недалеко, но с детьми нужно каждый раз решать индивидуально. Это и маме тяжело. Наступила Страстная Седмица – самые важные, пронзительные и скорбные дни всего года . Службы этой недели неповторимы, кажется, что пропустишь одну из них – и потеряешь что–то очень важное, что эту службу уже не восполнить. Но совместить работу, посещение служб, заботу о семье и подготовку к Празднику – задача непростая. Мы попросили иерея Александра Ильяшенко, отца 12 детей и деда 14 внуков рассказать о том, как проходит Страстная Седмица в их семье. – Отец Александр, читатели часто спрашивают, как успеть приготовиться к Пасхе, если ходить на службы на Страстной Седмице? Как готовятся к Пасхе в Вашей семье? –   Матушка старается все приготовить к праздничному столу в первые дни Страстной Седмицы, чтобы в последние дни уже не заниматься готовкой, или заниматься делами уже по минимуму. То, что можно приготовить заранее, например куличи, готовится в начале недели, и основные продукты мы тоже стараемся купить заранее, чтобы в последние дни Страстной уже не нужно было бы на это тратить времени. Готовить, конечно, помогают дети, например, они чистят картошку. Матушка любит еще готовить куличи, чтобы их дарить. Раньше я принимал участие в подготовке, тесто месил, но с принятием сана уже не получается, поскольку все время занимают службы. Матушка старается ходить на службы, сколько позволяют силы: с вечера среды, Великий Четверг, Великую Пятницу. А с детьми нужно быть осторожными, чтобы не сорвать их. Маленьких детей мы обычно водим в Великий Четверг на Литургию и на Пасху утром – на детскую Литургию. Можно сходить еще к выносу Плащаницы, если храм недалеко, но с детьми нужно каждый раз решать индивидуально. Это и маме тяжело. Выдержит ребенок – хорошо, но лучше сохранить силы для Великой субботы, Пасхи, чтобы не переутомиться.

http://pravmir.ru/strastnaya-sedmica-kak...

37 Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице. 38 А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил придти к ним. 39 Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними. 40 Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села. 41 Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою. 42 Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа. (Деян 9:32–42) Вопросы на понимание текста, для размышления над отрывками   Ответить на вопросы, поделиться своими размышлениями можно   в комментариях. Прочтите толкования: Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия Игумен Авраам (Рейдман). Поучение в Неделю 4-ю по Пасхе. О самопонуждении и смирении (Евангельское чтение) Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкования Нового Завета (Апостольское чтение) Профессор А.П. Лопухин. Библейский комментарий на Новый Завет. Толкование в Неделю 4-ю по Пасхе (Апостольское чтение) Архиепископ Никифор (Феотокис). Толкование на Евангелие от Иоанна в Неделю расслабленного. В Неделю 4-ю по Пасхе (Евангельское чтение) Митрополит Антоний Сурожский . Неделя 4-я по Пасхе. Воскресенье о расслабленном (Евангельское чтение) Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Слово в Неделю 4-ю по Пасхе. Толкования на Апостол из Деяний апостольских, читаемые в Неделю расслабленного (Апостольское чтение) Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Слово в Неделю 4-ю по Пасхе. Беседа о том, сколь великую силу имеет милостыня (Апостольское чтение) Св. праведный Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Том I (Ebahreльckoe чтение) Профессор А.П. Лопухин. Библейский комментарий на Новый Завет. Толкование в Неделю 4-ю по Пасхе (Евангельское чтение)

http://bible.predanie.ru/evangelyskoe-ch...

Будем молиться о том, чтобы сошел на нас Вседержитель Святой Дух, и будем силиться принести те плоды Духа, которые описаны святым апостолом Павлом из недр его опыта: мир, радость, любовь, терпение и другие плоды, которые он упоминает, и венец которых, вершина которых — самозабвенная, жертвенная, радостная, все свое отдающая любовь. Будем молиться, чтобы Господь нам дал Духа, а сами обязуемся ныне трудиться над тем, чтобы не напрасно снизошел на нас Святой Дух. Аминь. 17 июня 1973 г. Прочтите толкования: Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. Профессор А.П. Лопухин. Библейский комментарий на Новый Завет. Толкование в Неделю 8-ю по Пасхе (Евангельское чтение)   Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкования на Новый Завет (Апостольское чтение) Митрополит Антоний Сурожский. Неделя 8-я по Пасхе. О Вознесении Господнем и Пятидесятнице (Евангельское чтение) Игумен Авраам (Рейдман). Поучение в Неделю 8-ю по Пасхе. О важности единодушия и послушания (Апостольское чтение) Митрополит Антоний Сурожский. Неделя 8-я по Пасхе. День Святой Троицы. Пятидесятница (Апостольское чтение)  Архиепископ Феофилакт Болгарский. Толкования на Новый Завет (Евангельское чтение)   Игумен Авраам (Рейдман). Поучение в Неделю 8-ю по Пасхе. О действии благодати Святого Духа (Евангельское чтение) Протоиерей Александр Мень. Слово в Неделю 8-ю по Пасхе. Пасхальный цикл. Неделя 8-я по Пасхе (Евангельское чтение) Архиепископ Никифор (Феотокис). Толкование на Евангелие от Иоанна в Неделю Святой Пятидесятницы. В Неделю 8-ю по Пасхе (Евангельское чтение) Архиепископ Никифор (Феотокис). Толкование на Апостол из Деяний апостольских. В Неделю 8-ю по Пасхе (Апостольское чтение) Преподобный Серафим Саровский. О цели христианской жизни (Евангельское чтение) Проповедь священномученика Серафима (Чичагова) в день Пятидесятницы (Евангельское чтение) Архиепископ Феофилакт Болгарский. Толкования на Новый Завет (Евангельское чтение) Ин 7:37. В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.

http://bible.predanie.ru/nedelya-8-aya-p...

Прочтите толкования: Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. Профессор А.П. Лопухин. Библейский комментарий на Новый Завет. Толкование в Неделю 8-ю по Пасхе (Евангельское чтение)   Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкования на Новый Завет (Апостольское чтение) Митрополит Антоний Сурожский. Неделя 8-я по Пасхе. О Вознесении Господнем и Пятидесятнице (Евангельское чтение) Игумен Авраам (Рейдман). Поучение в Неделю 8-ю по Пасхе. О важности единодушия и послушания (Апостольское чтение) Митрополит Антоний Сурожский. Неделя 8-я по Пасхе. День Святой Троицы. Пятидесятница (Апостольское чтение)  Архиепископ Феофилакт Болгарский. Толкования на Новый Завет (Евангельское чтение)   Игумен Авраам (Рейдман). Поучение в Неделю 8-ю по Пасхе. О действии благодати Святого Духа (Евангельское чтение) Протоиерей Александр Мень. Слово в Неделю 8-ю по Пасхе. Пасхальный цикл. Неделя 8-я по Пасхе (Евангельское чтение) Архиепископ Никифор (Феотокис). Толкование на Евангелие от Иоанна в Неделю Святой Пятидесятницы. В Неделю 8-ю по Пасхе (Евангельское чтение) Архиепископ Никифор (Феотокис). Толкование на Апостол из Деяний апостольских. В Неделю 8-ю по Пасхе (Апостольское чтение) Преподобный Серафим Саровский. О цели христианской жизни (Евангельское чтение) Проповедь священномученика Серафима (Чичагова) в день Пятидесятницы (Евангельское чтение)   Архиепископ Никифор (Феотокис). Толкование на Апостол из Деяний апостольских. В 8-ю неделю по Пасхе (Апостольское чтение) (Деян 2:1–11) Все Христианские Церкви увенчали хвалами достохвальнейшего Евангелиста Луку за написание святого Евангелия Господа Иисуса. Свидетельствует о сем Апостол Павел во Втором своем послании к Коринфянам, говоря о Евангелисте оном Луке:  «егоже похвала во Евангелии по всем Церквам»  (2 Кор 8:18). Когда же он писанием открыл и Деяния Апостольские, то все Церкви Божии начали с того времени прославлять его, и ныне прославляют не токмо за написание Евангелия, но и Деяния оных: мы верные воспеваем и благодарим его даже до сего дня за сию святую книгу, в которой он научает нас святым и спасительным догматам веры.

http://bible.predanie.ru/nedelya-8-aya-p...

Ин 16:2. Изгонят вас из синагог; «Изгонят вас из синагог», отлучат от своих собраний и славных мест и лишат всякого общения. Ибо  «сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучат от синагоги»  (Ин 9:22). даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Не только вы будете изгнаны из синагог, но и примете смерть, и смерть поносную, ибо вас будут убивать, как людей вредных, врагов Божиих. И всякий убивающий вас будет так стараться об убиении вас, что  «будет думать, что он тем служит Богу», то есть будет думать, что он совершает дело богоугодное и святое. Прочтите толкования: Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. Профессор А.П. Лопухин. Библейский комментарий на Новый Завет. Толкование в Неделю 8-ю по Пасхе (Евангельское чтение)   Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкования на Новый Завет (Апостольское чтение) Митрополит Антоний Сурожский. Неделя 8-я по Пасхе. О Вознесении Господнем и Пятидесятнице (Евангельское чтение) Игумен Авраам (Рейдман). Поучение в Неделю 8-ю по Пасхе. О важности единодушия и послушания (Апостольское чтение) Митрополит Антоний Сурожский. Неделя 8-я по Пасхе. День Святой Троицы. Пятидесятница (Апостольское чтение)  Архиепископ Феофилакт Болгарский. Толкования на Новый Завет (Евангельское чтение)   Игумен Авраам (Рейдман). Поучение в Неделю 8-ю по Пасхе. О действии благодати Святого Духа (Евангельское чтение) Протоиерей Александр Мень. Слово в Неделю 8-ю по Пасхе. Пасхальный цикл. Неделя 8-я по Пасхе (Евангельское чтение) Архиепископ Никифор (Феотокис). Толкование на Евангелие от Иоанна в Неделю Святой Пятидесятницы. В Неделю 8-ю по Пасхе (Евангельское чтение) Архиепископ Никифор (Феотокис). Толкование на Апостол из Деяний апостольских. В Неделю 8-ю по Пасхе (Апостольское чтение) Преподобный Серафим Саровский. О цели христианской жизни (Евангельское чтение) Проповедь священномученика Серафима (Чичагова) в день Пятидесятницы (Евангельское чтение)

http://bible.predanie.ru/nedelya-8-aya-p...

Вознесение Господне . Празднуется в сороковый день по Пасхе и приходится поэтому всегда в четверток на 6-ой седмице по Пасхе. Церковныя песнопения этого дня то представляют апостолов грустными, вследствие разлуки с их Божественным Учителем, то изображают радость их, по поводу славы Господа, явленной им в событии вознесения Его на небо и сидения одесную Отца, а так же по поводу обетования им Святаго Духа. В то же время напоминается и о втором пришествии Господнем. Всенощное бдение проходит, как обычно в двунадесятые Господские праздники, уже без пасхальных песнопений. Но на утрени, после чтения Евангелия, говорящаго о воскресении Христовом, поется «Воскресение Христово видевше…» На литургии, вместо: «Видехом свет истинный…» поется до отдания Вознесения тропарь: Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира. Отдание Вознесения бывает через девять дней в пяток 7-ой седмицы по Пасхе. Катавасия на самый праздник поется Пятидесятницы: «Божественным покровен», а от Вознесения до отдания: «Спасителю Богу». Если в день Вознесения случится храмовой или великий святый, как, например, память св. апостола и Евангелиста Иоанна Богослова 8 мая или свв. Константина и Елены 21 мая, то служба совершается, как указано в Типиконе в особой Марковой главе, так и называемой «Богослововой» (совпадение Вознесения с памятью св. Иоанна Богослова). Неделя 7-я по Пасхе В неделю 7-ую по Пасхе празднуется память Святых Отец перваго вселенскаго собора, иже в Никее, собравшагося против еретика Ария и его лжеучения. Этот собор проповедал Сына Божия единосущна и единочестна Отцу. С службой свв. Отцам соединяется и попразднство Вознесения, но катавасия бывает не Вознесенскаго канона, а Пятидесятницы: «Божественным покровен». Празднество свв. Отцам отдается в тот же день на вечерне. Как пред воспоминанием о Страшном Суде в Неделю Мясопустную Св. Церковь обращает мысли христиан к будущей участи умерших, так и перед воспоминанием о завершении всего Божественнаго домостроительства дела спасения человечества Св. Церковь назначает особый день молитвы за них, именно субботу пред Пятидесятницей. Заупокойное богослужение в этот день совершается точно так же, как в Мясопустную субботу. Различие только в том, что в Мясопустную субботу берутся песни Октоиха из того рядового гласа, который поется в ту седмицу, а в субботу пред Пятидесятницей песни Октоиха поются всегда 6-го гласа, гласа всей седмицы. Катавасия поется Триоди: «Песнь возслем людие». На литургии вместо: «Видехом свет истинный», поется заупокойный тропарь: «Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй…» Если в эту субботу случится святый с полиелеем, служба ему переносится на четверг той же 7-ой седмицы, а если случится храмовой праздник, то тогда заупокойная служба переносится на четверг. Неделя Пятидесятницы. Св. Троица

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010