В годы Патриаршества И. страну постигло неск. бедствий. 21 авг. 1643 г. в Москве и в соседних городах случилась засуха, погубившая урожай и вызвавшая падеж скота. И. отправил во все епархии окружную грамоту с указом совершать крестные ходы и служить молебны об избавлении от бедствия (ААЭ. Т. 3. С. 472-474, 322). В связи с бедствием было издано «Патриаршее поучение» (М., 1643). Летом 1648 г., во время народных волнений, И. отправил в епархии богомольные грамоты о 2-недельном посте и о служении молебнов для прекращения «межуусобной брани» (ААЭ. Т. 4. С. 42-43, 30). В 1650 г. в связи с Псковским восстанием для переговоров с псковичами была отправлена делегация во главе с Коломенским еп. Рафаилом; ее участники передали восставшим увещевательные грамоты от царя и патриарха (ДАИ. Т. 3. С. 271-272 ). После подавления восстания служилые люди, убитые псковичами, по патриаршему повелению были записаны в синодики для вечного поминовения, «чтоб та их кровная служба в забвенье николи не была» (ААЭ. Т. 4. С. 66-67, 46). В нояб. 1650 г. Алексей Михайлович по совету И. отправил окружную грамоту о молебствии и посте «в Москве и во всех городех всем православным християном» по случаю неурожая, наводнений, пожаров и падежа скота (Там же. С. 67-68, 47). На Патриаршество И. приходится активизация контактов с Западнорусской митрополией , прерванных в 30-х гг. XVII в. Киевским митр. свт. Петром (Могилой) . В 40-х гг. XVII в. митр. Петр стремился возобновить связи с Москвой. Постоянный обмен посольствами установился после присылки митр. Петром в Москву частицы мощей равноап. кн. Владимира Святославича . Как и прежде, представители правосл. мон-рей Речи Посполитой регулярно получали в Москве финансовую поддержку. Такая же ситуация сохранилась и при следующем Киевском митрополите - Сильвестре (Косове) . Несмотря на то что И. подписал решения Земского собора 1651 г. о возможности войны с Речью Посполитой для защиты правосл. населения Польско-Литовского гос-ва, при нем возродилась практика перекрещивания выходцев из юго-западнорус. земель («белорусцев»). И. вернулся к уже забытому в рус. церковной практике «Указу, како изыскивати и о самех белорусцех», принятому на Соборе 1620 г. и регламентировавшему присоединение представителей Западнорусской митрополии к Русской Церкви через перекрещивание (опубл. в Требниках 1624, 1639, 1651 гг.). Многие казаки, переселившиеся в 40-х - нач. 50-х гг. XVII в. в Россию, были вторично крещены.

http://pravenc.ru/text/578453.html

Имена родителей Космы, Игнатия и Евдокии, упомянуты в синодиках Лукиановой пуст. и Успенского мон-ря (ГИМ. Барятин. 337. Л. 44, кон. XVII-XVIII в.; ГИМ. Епарх. 776. Л. 21, кон. XVII-XVIII в.). Отец был купцом, тяглецом московской черной слободы Троице-Сергиева мон-ря, располагавшейся за Земляным городом, на р. Неглинной. Семья отличалась благочестием: в роду К. упомянуто 4 схимника, 8 монахов, 3 схимницы и инокиня. Отрок рано выучился грамоте, в 23 года Косма поступил в московский Чудов в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужской монастырь , где принял постриг и прожил 5 лет. Ища уединения, он поселился во Флорищевой Успенской пуст., основанной в кон. 40-х гг. XVII в. Здесь К. исполнял клиросное послушание, однако из-за конфликта с настоятелем свт. Иларионом (впосл. митрополит Суздальский и Юрьевский) К. перешел в Лукианову пуст. Вероятно, К. был одним из первых насельников Флорищевой пуст., и стремительное возвышение Илариона (в 1653 поступил в мон-рь, в 1654 рукоположен во иерея, в 1655 назначен настоятелем) вызвало его недовольство. В 1656/57 г. К. был рукоположен во иерея. 13 мая 1658 г. грамотой патриарха Никона по выбору братии его утвердили строителем и духовником Лукиановой пуст. (ГИМ ОПИ. Ф. 195 (Стром.). 600. Л. 1-3). В 1659 г. в обители построили по благословению патриарха Никона деревянный трапезный храм в честь Богоявления (церковь возобновили в 1669 по благословению патриарха Иоасафа II ; в 1680, при К., был заложен новый, каменный храм в честь Богоявления с приделом во имя вмч. Феодора Стратилата и шатровая колокольня). В дек. 1669 г. К. получил разрешение от патриарха Иоасафа II на строительство деревянной ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. В первые годы настоятельства К. монахи пустыни жили бедно, о чем повествует «Чудо о преизобиловании муки ржаной въ сусеке» (ГИМ ОПИ. Ф. 195 (Стром.). 616. Л. 10 об.- 11). Однажды пекарь пришел к К. и сообщил, что муки осталось на одну выпечку, однако по молитвам игумена запасы хлеба в обители не оскудевали. В 1661 г. К. обратился к патриарху с челобитной, в к-рой просил не взимать с пустыни казенные платежные пошлины, поскольку «платить стало нечем, мсто скудное», а «приходу де у той их монастырьской церкви никого нтъ» (Там же. 600. Л. 6). По указу патриарха пошлины были отменены, а монастырский храм исключен из окладных книг.

http://pravenc.ru/text/2458671.html

Студенки. Церковь Рождества Христова. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Рождества Христова Год постройки:Дата постройки неизвестна. Год утраты:1938 Адрес: Липецкая область, Усманский район, село Студенки Координаты: 52.012728, 39.60831 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Деревянная церковь Рождества Христова в с. Студёнки Большие построена была, видимо, одновременно с одноимённой церковью в селе Студёнки Малые в начале XVII столетия. Но в документах она также упоминается впервые в 1627–1628 гг. В писцовых книгах Лебедянского уезда " Письма и межевания " писца Григория Фёдоровича Киреевского за эти годы написано: " За Иваном Никитичем сельцо Студенки Большие на реке на Воронеже а в нём церковь древяна клетцки во имя Рождества Христово, за попом бобылей 5 дворов, за боярином Иваном Никитичем 22 крестьянских двора и 10 дворов бобыльских " . В переписных книгах 1646 г. в селе Студёнки, кроме " церкви во имя Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа " , показаны 126 крестьянских дворов, в которых проживало 269 человек; 7 дворов бобыльских, в них 9 человек, и 20 дворов служилых казаков боярина Никиты Ивановича, в них 46 человек. По данным окладных книг Рязанской митрополии 1676 г., у Христорождественской церкви в селе Большие Студёнки " …двор попа Сафрона, да попа Изота двор, двор дьячков, двор пономарев, двор просвирницын " . Церкви в то время принадлежало 40 четвертей земли в трех полях, а вот сенных покосов и рыбных ловлей не было. В приходе насчитывалось 142 крестьянских двора, 50 дворов беломестных казаков и 14 дворов бобыльских. Неизвестно, сколько простоял в Студёнках первый деревянный храм Рождества Христова постройки начала XVII в. и был ли он в течение XVII – первой половины XVIII в. заменен новым. Неясно пока и то, в каком месте села Студёнки он в то время находился. Точно известно что в 1778–1779 гг. вместо ветхой церкви прапорщиком Николаем Лодыгиным была построена новая деревянная в прежнее храмонаименование. Этот новый храм стоял на правом берегу р. Студёнки, выше по течению от современного моста через русло реки по улице Баумана. Возможно, что построен он был на месте предыдущего или рядом с ним. По данным 1778 г., под Христорождественской церковью и кладбищем вокруг нее было всего 468 саженей земли. В 1819 г. Христорождественский храм был перенесён с прежнего места на " вновь отведённое " около села кладбище. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=43536

О реальности такого освобождения Закавказья от персов, при поддержке грузино-армянского войска со стороны царских войск Московской Руси, есть свидетельство в «Описании путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно» секретаря посольства голштинского герцога Фридриха III к персидскому шаху, немецкого ученого и путешественника Адама Олеария (ок. 1635–1639). В числе их свиты, вышедших из Москвы в Персию, были и армяне: «Георгий Иванов-сын и Марк Филиров-сын, оба армяне, толмачи с персидского» . Согласно Олеарию, на аудиенции этого посольства в Московском Кремле при царе Михаиле Федоровиче «посол герцога Голштинии Отто Брюгеман, который в эти же годы вернулся из Персии, в 1639 г. вел переговоры с русским двором и сделал то же предложение России, что и католикос Петрос , подчеркнув готовность выступления 40-тысячного армянского войска» . Следует отметить, что помимо указанного свидетельства сочинение Олеария является важным источником разносторонних сведений о политическом, экономическом, общественном, межконфессиональном положении в России и Закавказье в XVII в., о различных городах и проживавших в них народах, о тяжелом положении христиан под игом мусульман, сведений об Армянской Церкви и народе . Также большой интерес представляет упоминание Олеария об армянах-католиках на юге России (в Астрахани) и Закавказье, старшим из которых был (в качестве персидского посла) «архиепископ из Армении Августин Базеци» , Нахичеванский архиепископ, о деятельности которого почти ничего не известно, однако его имя иногда встречается в армянской литературе. Например, в 1607–1609 гг., будучи еще армянским священником Римо-католической конфессии, Августин Базеци с некоей грамотой от папы Римского к царевичу Грузии Баграту направлялся через Астрахань в Москву к царю-самозванцу Лжедмитрию II, откуда далее — в Польшу и Западную Европу . Сам Августин Базеци (или Баджеци), родом из армянского города Ернджак, был очевидцем указанного ранее насильственного переселения шахом Аббасом I армян в Персию в начале XVII века, вскоре он с католическим послом из Закавказья направился в Европу, посетив Московское государство и кратко описав свои наблюдения («Путешествие Августина Баджеци») .

http://bogoslov.ru/article/6194919

В XIX веке звонницу основательно застроили, чем возмущались многие крупные ученые. «…Пристройка к звоннице трех дощатых стен (с востока, юга и запада), которые, вместе с четырехскатной крышей и луковичной главкой, превратили звонницу в безобразную колокольню…» «…Малая звонница Печерского монастыря … испорченная деревянным тамбуром, закрывшим одну ея сторону и образовавшим с ней четырехугольную башенку, покрытую четырехскатной крышей и увенчанную смешной главкой» Их мнение разделяли ученые и второй половины века Еще больший урон звонница претерпела во время Великой Отечественной войны – один из ее проемов сильно повредил артиллерийский снаряд. Восстановили его по обмерам, изображениям и аналогам в 1945 году О времени строительства звонницы Псково-Печерского монастыря нет единого мнения. Одни исследователи считают, что ее возвели в 1580-е годы, основываясь на времени появления в обители ее колоколов другие допускают, что она могла быть поставлена одновременно с храмом Количество колоколов в подборе «малой» звонницы в разные периоды колебалось от двух до девяти. В описании за 1586 год читаем: «У церкви колоколница каменна, а на ней два колокола: в большем весу 45 пуд, рощеплен, а в другом 22 пуда без четверти, а ныне вместо большего колокола, что рощеплен, поставлен из полонских колоколов, а весу в нем неведомо» «Полонские» колокола появились в обители в 1581 году. Согласно монастырскому преданию, их отбили у солдат войска Стефана Батория, в течение долгого времени безуспешно осаждавшего Псков и древний монастырь. Эти два колокола «довольно грубой и одинаковой работы, без всякой надписи» происходили со звонницы храма святителя Николая Чудотворца, что находилась в Напольном погосте Кобылинской области. Вес их определен и составляет около 40 пудов Еще три колокола, ныне находящиеся на звоннице, были отлиты в XVII веке. Два небольших перенесли сюда в начале XIX столетия от упраздненной монастырской церкви св. Димитрия Ростовского, располагавшейся возле келий. Меньший из них, без всяких надписей и декора, имеет вес всего 2 пуда 24 фунта и датируется серединой XVII – началом XVIII века. На втором отлит краткий текст: «Лит сей колокол лета 7188 (1680) месяца марта в В (2) день». Наконец, наиболее известный в литературе колокол, подробнее о котором речь пойдет ниже, был отлит в самом монастыре в 1601 году Не все из перечисленных колоколов находились на звоннице единовременно: одни из-за трещин они становились непригодны для звона, их заменяли другими. В конце XIX века в подбор входили пять колоколов: два «полонских» (ранее 1581 года), третий (1680 год) и четвертый (середина XVII – начало XVIII века), пятый - 1601 года Сейчас на звоннице четыре колокола: судьба одного из колоколов XVI века пока неизвестна

http://sobory.ru/article/?object=01977

Видимо, изображение его как преподобного (в хитоне, куколе, мантии) более древнее; именно так он изображен на фреске IX b. капеллы в Гёреме (Каппадокия), это самое раннее из сохранившихся изображений святого Андрея. На Руси было распространено изображение святого Андрея как святителя – в фелони, омофоре, с Евангелием в руках, с недлинной седой бородой. Из русских памятников, изображающих святого Андрея, известны икона Божией Матери «Благодатное Небо» (40-е годы XVII в.) церкви Троицы в Никитниках (Москва), а также шитье середины XIV в. на малом саккосе Фотия, митрополита Московского. В Большаковском иконописном подлиннике (XVIII в.) указано: «Сед, аки Власий, риза кресты, во омофоре, испод вохра с белилом» 21 . В его честь был в 1883 г. устроен придел в колокольне церкви Харитона Исповедника в Огородниках в Москве. Частицы мощей святого Андрея были вложены в воздвизальный Крест (1494–1495 гг., Музеи Московского Кремля), в панагию-мощевик Иоанна Грозного, в крест-мощевик начала XVII в. из Благовещенского собора Московского Кремля 21 . Некоторые сочинения преподобного Андрея Критского в древнерусских сборниках XVII в. сопровождаются миниатюрами. Таков, например, список его «Канона на исход души» (РНБ, собр. ОЛДП); но особенно примечателен сборник РНБ, в состав которого вошло «Слово Андрея Критского о чести и поклонении святых икон»: перед текстом изображен его автор в святительских одеждах, в рост, с книгой в поднятой левой руке. Это рисунок пером, чернилами с легкой раскраской 2 . Конечно, было бы наивно предполагать, что может существовать иллюстрированная рукопись Великого канона преподобного Андрея: невозможно выстроить изобразительный ряд из 250 сюжетов, непосредственно иллюстрирующих тропари Великого канона. Однако можно провести некоторые параллели между излюбленными сюжетами византийской и древнерусской книжной миниатюры и теми яркими покаянными образами из Священного Писания, – от Адама до Благоразумного разбойника, – которыми наполнил свой Великий канон Критский пастырь.

http://azbyka.ru/molitvoslov/velikij-kan...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010