Для христиан древняя пасха имеет значение в первую очередь не буквальное, а как прообраз избавления Христом верных от власти греха и смерти. Столь же прообразователен и законный субботний покой. Как и пасха, сам закон для христиан уже не имеет былого императивного значения. Он не делится только на нравственный и обрядовый, как того хотелось бы адвентистам, но имеет много различных оттенков 547 . И все законные заповеди даны как вечные: это не только суббота, но и обрезание, и жертвы, и проч. В книге Второзакония содержится проклятие для всякого, кто не исполнит [всех] слов закона сего и не будет поступать по ним ( Втор. 27:26 ). Антииудейские православные полемисты подчеркивали, что Ветхий Завет показывает немало примеров нарушения субботы праведниками. Так, прп. Иоанн Дамаскин говорит, что вопреки закону хранят 40-дневный пост Моисей и Илия, причем Илия непрерывно 40 дней идет до Хорива; Иисус Навин обходит Иерихон за 7 дней,– во всех этих случаях в субботу совершались пост и нарушение покоя 548 . Можно вспомнить и 40-дневный пост Самого Спасителя. Апостольский собор постановил необязательность обрядового закона для христиан из язычников ( Деян. 15:23–29 ). Характерно, что апостолы не упоминают о субботе в ряду сохраненных ветхозаветных предписаний и не налагают наказаний за ее неисполнение. Ап. Павел объясняет отмену ветхозаветных заповедей их несовершенством и заменой на лучшую надежду по вере во Христа: Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу ( Евр. 7:18–19 ). В Лице Иисуса Христа мы получили нового Первосвященника, Который Сам изменяет и закон: С переменой священства необходимо быть перемене и закона ( Евр. 7:12 ). Господь потому упразднил закон заповедей учением ( Еф. 2:15 ), что если законом оправдание, то Христос напрасно умер ( Гал. 2:21 ). Христиане оправдываются не законом, но Кровью Христовой, которой Сын Божий примирил верных с Отцом.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Разделы портала «Азбука веры» Задайте вопрос о православном христианстве Добрый день, мой протестантский друг когда узнал что так как я православный то я буду соблюдать Великий пост, и он мне пишет и говорит что Великому посту не учит Библия и поэтому это язычество, но я ему объяснил, что пост это не только воздержание от определённой пищи, а время изменений и покаяния. Можете сказать кто прав? Похожие вопросы 6 Ответов К проведенным Владом примерам добавим ещё 40-дневный пост Ильи пророка, всю жизнь Иоанна Предтечи, посты апостолов, особенно ап. Павла, который постоянно был в постах. Уже в древнейшем христианском памятнике 1го века “Дидахэ” (“Учение 12 апостолов”) говорится о посте каждую среду и пятницу. Несколько позже появился и Великий пост. Но с той же целью — дать христианам повод научиться телесному воздержанию и более усердной молитве, а также исполнить заповеди Христа: “Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.” (Мат 6:16–18) И ещё: “И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься.” (Мат 9:15) Так кто же язычник: постившиеся Илья пророк, Иоанн Предтеча, Иисус Христос и ап. Павел или Ваш знакомый? Или просто он невежда, не знающий Писание и церковные обычаи? Великому посту не учит Библия и поэтому это язычество. Библия много говорит о посте, о его пользе. Это не может быть язычеством, поскольку язычество — это служение ложным богам, а не Богу. Однако Церковь Христова, в которую не верит ваш протестант, имеет от Бога власть упорядочивать религиозные практики ради пользы своих чад. В Библии сказано о важности поста, а Церковь уже определяет когда и как следует поститься. Великий пост появился задолго до того, как появилась религиозная организация, к которой принадлежит ваш товарищ.

http://azbyka.ru/vopros/chto-otvetit-pro...

Теперь коснемся проблемы установления поста в христианской Церкви. И здесь выясняется, что сама постническая идея не была принципиально новой для христианства: пост существовал еще в ветхозаветные времена, уже тогда имел множество форм и проявлений. Многочисленные примеры отражены в Библии. Приведу некоторые из них. Законодатель Моисей после 40-дневного поста принял на Синае заповеди (см.: Исх. 34: 28). Царь Давид-Псалмопевец постился до физического изнеможения: «Колена моя изнемогоста от поста, плоть моя изменися елеа ради» (Пс. 108: 24), а также – постом душевным (см.: Пс. 68: 11). «Все дни вдовства своего», за исключением праздничных и предпраздничных, постилась Иудифь (см.: Иудифь 8: 6). В Сузах, узнав подробности о разрушенном Иерусалиме и бедствиях соплеменников, Неемия молился Всевышнему, подкрепляя молитву постом (см.: Неем. 1: 4). Есть основания видеть намек на 40-дневный пост и в жизни пророка Илии (см.: 3 Цар. 19: 8). И доподлинно известно, что наложил на себя пост царь Ахав, обличенный Илией (см.: 3 Цар. 21: 27–29). На протяжении одного дня постились евреи, отвергнувшие культы «Ваалов и Астарт» (см.: 1 Цар. 7: 6). Также в течение дня до вечера постились «сыны Израилевы» перед битвой с «сынами Вениаминовыми» (см.: Суд. 20: 26). Накануне возвращения в Палестину провел пост крупнейший еврейский законоучитель, религиозно-политический реформатор Ездра: «И провозгласил я там пост у реки Агавы, чтобы смириться нам пред лицем Бога нашего, просить у Него благополучного пути для себя и для детей наших и для всего имущества нашего, так как мне стыдно было просить у царя войска и всадников для охранения нашего от врага на пути, ибо мы, говоря с царем, сказали: рука Бога нашего для всех прибегающих к Нему [есть] благодеющая, а на всех оставляющих Его – могущество Его и гнев Его! Итак мы постились и просили Бога нашего о сем, и Он услышал нас» (1 Езд. 8: 21–23). Как можно видеть, уже ветхозаветные евреи соблюдали посты, которые могли быть частными и общественными, накладываться человеком лично на себя или духовным лидером на многих, продолжаться в течение одного дня или быть многодневными, вплоть до пожизненного поста.

http://pravoslavie.ru/4314.html

   Там приступил ко Христу диавол и пытался хитрыми вопросами и обольщеньями соблазнить Его на грех, как всякого человека.    Диавол сказал Иисусу Христу: (напрасно Ты мучишь Себя голодом) «если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни эти сделались хлебами».    Спаситель же сказал ему в ответ: — «в Священном Писании» (в Библии) сказано: не от хлеба одного зависит жизнь человека, но от всякого слова, исходящего из уст Божиих«. (Втор.8:3).    Тогда диавол повел Иисуса Христа в Иерусалим, поставил Его на крышу храма и сказал: «если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз (опасности для Тебя нет), потому что в Писании сказано: ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» (Пс.90:11-12).    Но Иисус Христос сказал ему: «в Писании сказано также, не искушай Господа Бога Твоего», т. е. где не нужно, не требуй и не ожидай чудес. (Втор.6:16).    После этого, диавол опять взял Его и возвел на высокую гору и там, во мгновение ока, показал Ему все царства мира, во всем их блеске и величии, и сказал: «Все это дам Тебе, так как власть над ними предана мне; и я кому хочу, даю ее. И так, если Ты падши поклонишься мне, то все будет Твое».    Иисус Христос сказал ему: «отойди от Меня, сатана; ибо сказано в Писании: Господу Богу твоему покланяйся и Ему одному служи» (Втор.6:13).    Тогда посрамленный диавол отступил от Иисуса Христа до времени и, тотчас, ангелы Божии явились и стали служить Христу.    Так Спаситель, победив искушения от диавола, показал этим, что Он пришел освободить людей от власти диавола, без всяких уступок злу.    ПРИМЕЧАНИЕ: См. Евангелие от Матфея (Мф.4:1-11); от Марка (Мк.1:12-13); от Луки (Лк.4:1-13).    По примеру поста Христова, Св. Православною Церковью установлен 40-дневный пост (св. четыредесятница), который называется великим и начинается за семь недель до праздника Пасхи — светлого Христова Воскресения, а также установлены и другие посты. Пост помогает человеку очистить себя от зла — от греховных наклонностей, помогает больше помнить о Боге и быть ближе к Нему.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

Там приступил ко Христу диавол и пытался хитрыми вопросами и обольщеньями соблазнить Его на грех, как всякого человека. Диавол сказал Иисусу Христу: (напрасно Ты мучишь Себя голодом) " если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни эти сделались хлебами " . Спаситель же сказал ему в ответ: - " в Священном Писании " (в Библии) сказано: не от хлеба одного зависит жизнь человека, но от всякого слова, исходящего из уст Божиих " . (Второз. 8, 3). Тогда диавол повел Иисуса Христа в Иерусалим, поставил Его на крышу храма и сказал: " если Ты Сын Божий, бросься от сюда вниз (опасности для Тебя нет), потому что в Писании сказано: ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею " (Псал. 90, 11-12). Но Иисус Христос сказал ему: " в Писании сказано также, не искушай Господа Бога Твоего " , т. е. где не нужно, не требуй и не ожидай чудес. (Второз. 6, 16). После этого, диавол опять взял Его и возвел на высокую гору и там, во мгновение ока, показал Ему все царства мира, во всем их блеске и величии, и сказал: " Все это дам Тебе, так как власть над ними предана мне; и я кому хочу, даю ее. И так, если Ты падши поклонишься мне, то все будет Твое " . Иисус Христос сказал ему: " отойди от Меня, сатана; ибо сказано в Писании: Господу Богу твоему покланяйся и Ему одному служи " (Второз. 6, 13). Тогда посрамленный диавол отступил от Иисуса Христа до времени и, тотчас, ангелы Божии явились и стали служить Христу. Так Спаситель, победив искушения от диавола, показал этим, что Он пришел освободить людей от власти диавола, без всяких уступок злу. ПРИМЕЧАНИЕ: см. Евангелие от Матфея, гл. 4, 1-11; от Марка, 1, 12-13; от Луки, гл. 4, 1-13. По примеру поста Христова, Св. Православною Церковью установлен 40-дневный пост (св. четыредесятница), который называется великим и начинается за семь недель до праздника Пасхи - светлого Христова Воскресения, а также установлены и другие посты. Пост помогает человеку очистить себя от зла - от греховных наклонностей, помогает больше помнить о Боге и быть ближе к Нему.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

Так прожил я три года. Тут возник у нас спор из-за браков, возбужденный одним моим товарищем, М. Земсковым. Однажды, Земсков, с некоторыми другими, начал в моленной после службы выговаривать Якушеву, что он неправильно карает за сожитие с женами и только их одних, а других однообщественников, также живущих с женами, милует и оставляет без наказания. При этом, нисколько не стесняясь публичным собранием мужчин и женщин, Земсков указал на меня и других некоторых старообрядцев. Якушев ответил, что он полагает наказание не за сожитие с женами, а за рождение детей, которого в нынешнее антихристово время не должно быть. Кто рождает, тот делает явное преступление, на соблазн других христиан!. За это он и кладет эпитимью: сороко-дневный пост и 1000 поклонов на каждый день! «Не роди детей, не будешь и ты наказан, прибавил Якушев. А то вы не в меру плодовиты!!» – Ты требуешь невозможного, возразил ему Земсков. Законы естества Господом установлены, и не нам их изменять! Если бы рождение детей зависело только от меня, так я поступил бы, согласно распоряжению наших отцов. Но это дело Божие! Иной и желает иметь детей, да Бог не дает. У других и много их, и не желали бы больше, да Бог посылает. – Перестань ты говорить это, вскричал купец Рожков. Возьми лучше – купи каких-нибудь корешков на базаре, у травниц, да и напой ими свою жену! Вот она и перестанет тебе эпитимью то приносить... Все рассмеялись при этом! Но мне больно стало от этого смеха. – Это уж лучше вы сами так сделайте, а я такого греха не возьму себе на душу, ответил Земсков. – Мне не нужно! Моя жена и так не рождает! Мы живем не по вашему, запальчиво проговорил Рожков. Тут, в защиту Земскова, выступили и его товарищи. – Хорошо вам, Иван Евстафьевич, заговорили они сразу в несколько голосов, что вы имеете у себя жену, не рожающую! А каково нам? Каково справлять тысячное то правило, да 40-дневный пост? А каково это, что нас с позором отлучают от общественной молитвы с христианами? Вы нас пожалейте. Чем мы виноватее других?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/svet-vo-...

Мы постимся почему, 40-дневный пост принимаем? Потому что так Господь делал. Пост - это поприще, когда человек концентрируется на своей жизни, раздумывает о своем служении. К сожалению, у нас в пост часто мы концентрируемся на том, чего мы едим, чего не едим. А Спаситель вообще ничего не ел. Не вкушал никакой пищи. И у каждого христианина есть задача, подобна той, которая стояла перед Христом. Это пророческое служение. Для нас - миссионерское. Мы должны возвещать миру волю Божию, открытую нам в Евангелии. Второе служение было царское. Он был царь Израилев. Мы тоже цари и священники Бога вышнего. Мы - избранный народ, люди, взятые в удел. Мы должны концентрироваться на этом своем служении. А потом его служение было жертвенное служение падшему человечеству. Также и христианин. Он должен, ну, как мы говорим в ектении: сами себя, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Мы должны на это себя поставить. Мы же по-прежнему упорно желаем себя где-то увидеть, имеем тщеславие, честолюбие и всякое другое. Все, к сожалению, земные представления. А мы должны служить Богу. - И Господь явил нам пример. - Да. Вот этот пример правильного отношения к жизни. Он вступил на поприще христианской жизни, которая увенчалась крестом. Это образ жизни каждого христианина. Вплоть до того, как к этому кресту относиться. - Господь, дав нам заповеди, Сам прожил жизнь по ним. - Да. Конечно, а иначе это было бы, как мы всегда могли сказать: Ох, хорошо тебе, ты же Бог. Нет, он стал человеком. И он первый все это исполнил в самой предельной точке человеческих возможностей, как человек. Наш крест, у любого из людей, все-таки легче. И поэтому он нам дает именно этот образ. Мы должны почувствовать, что жизнь наша должна быть до предела отдана этому служению. И вот Он в начале своего пути, этот пост предпринял, давая нам образ. Потому что пост, в некотором смысле - это образ христианской жизни. Потому что в посте человек отвергается от самой жизни своей. Фейербах говорил: человек ест то, что он ест.

http://radonezh.ru/text/quot-chem-chasch...

1) На предварительном приготовлении Иисуса Христа к этому искушению; 2) На образе явления искусителя и видах искушения; 3) На степенях искушения и отражения искушений; 4) На цели и значении искушения и 5) На дальнейших обстоятельствах, последовавших за искушением. 1) Иисус Христос удаляется в пустыню, и подобно древним великим анахоретам, Моисею, Илии, постится 40 дней и 40 ночей. Так как пост нужно понимать здесь как совершенное воздержание от пищи и пития, то представляется вопрос: возможен ли такой продолжительный пост? Наука доказывает, что здоровый человек не может оставаться без пищи и питья более 7 дней, а без пищи только, но при питье – более 9 дней. Но постоянные примеры постников – как древних, так и современных – показывают, что постепенное приучение организма к воздержанию может быть доведено до того, что он переносит и 40-дневный пост. И так рассказ Евангелий о 40-дневном посте Иисуса Христа даёт нам право предположить и прежние случаи такого же воздержания Его, хотя – может быть – не столь продолжительного. Путешественникам и теперь показывают гору Искушения, известную под именем Каранталь, или Карантания, которая находится в пустыне Иерихонской, между Иерихоном и Иерусалимом, и возвышается на 1200–1500 футов над окружающей долиной – и с Восточной стороны почти отвесна. 2) В каком виде явился искуситель Иисусу Христу, Евангелисты не говорят, но несомненно, что это был именно злой дух, а не искусительная мысль Самого Господа; это было внешнее, видимое и для плотских глаз явление, а не психическое действие, созерцаемое умом и ощущаемое только внутренним чувством. Иисус Христос, рассказавший Апостолам о ниспадении сатаны с Неба ( Лк.10:18 ), мог рассказывать им и о Своём искушении в пустыне. В подтверждение предлежательной действительности события, приводим подробности Евангельского рассказа: тогда приступил к Нему искуситель – говорится о внешнем действии; тогда поят Его диавол и постави Его на криле церковнем (στησιν); тогда отошел от Него диавол, и Ангелы пришли и служили Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

В условиях преобладания устной традиции и отсутствия фиксированного канона праздники выполняли у Й. функцию сохранения единства веры. Длительное разрозненное существование различных общин привело к расхождению в обрядах, церемониях и сроках проведения многих праздников. Напр., Новый год (Клоча Саре Сале или Чаршама Саре Нисане - «красная среда») у ирак. и сир. Й. празднуется в 1-ю среду апр., а у выходцев из тур. Курдистана, в т. ч. проживающих на территории Армении, Грузии, России и Зап. Европы,- в 1-ю среду марта. Согласно священным текстам, в «красную среду» один из великих ангелов, получивших право управления миром на следующий год, сходит на землю, наряжая ее цветами и зеленью. В этот день в семьях Й. пекут праздничный кулич, красят яйца, украшают дома красными цветами. В наст. время ирак. и сир. Й. имеют возможность принимать участие в осеннем собрании (Джамайе), проходящем с 23 сент. по 1 окт. в священной долине Лалеш. Это не просто паломничество на гробницу шейха Ади, Й. верят, что т. о. они посещают первоосновы мироздания, где образовалась земная твердь и куда мистически были перенесены такие общие для Й. и мусульман священные топонимы, как гора Арафат, источник Замзам и др. Религиозными церемониями Джамайе являются ежевечерне исполняемый высшим духовенством священный танец, в 5-й день паломничества приносят в жертву быка, и заканчивается паломничество освящением трона шейха Ади. Праздник Чежна (Айда) Эзид посвящен Эзиду, отмечается в 1-ю после 13 дек. пятницу, ему предшествуют пост в честь ангела Солнца, главный пост - Рожие Эзид и пост в честь бога Эзида. Саре Мазала (день поминовения усопших) празднуют Й. Юж. Кавказа и России в 1-й четверг июня. Хидр Илиас (Хидр Наби) - это праздник в честь святых - исполнителей желаний, соединяющих любящие сердца и выручающих из беды. Он носит черты древнего праздника плодородия и приходится на 1-й четверг февр. День жертвоприношения - Курбанийе отмечается в отличие от др. праздников не по солнечному, а по мусульм. лунному календарю и знаменует жертву, принесенную Ибрахимом (Авраамом). Празднику предшествует 40-дневный пост, который обязаны держать только представители духовенства. Особым событием в религ. календаре является Таус джеран («прогулка Павлина»). Во время этого ритуала кавалы обходят селения, собирая пожертвования и перенося санджаки - бронзовые литые статуэтки Павлина, являющиеся наиболее почитаемыми предметами культа. В прежние времена 7 изображений Мелек Тауса приносили в общины Й. (фактически - группы племен) в Шайхане, Синджаре, окрестностях Эль-Камышлы, Тебриза, Хаккяри, Диярбакыра и к северу от оз. Ван. К кон. ХХ в. в связи с фактическим исчезновением Й. в Турции и утратой связи с единоверцами в Иране в путь отправляются лишь 3 санджака, посещающие деревни Сирии и Ирака. Помимо описанных выше праздников существует множество других - в честь общейезидских и местных святых.

http://pravenc.ru/text/1237999.html

Разделы портала «Азбука веры» О том, что клирик, не постящийся в Святую Четыредесятницу, или в среду и в пятницу, подлежит извержению, а если мирянин – отлучению (кроме случаев немощи телесной). Если епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится в святую Четыредесятницу, или среду, или пятницу, да будет извержен, если только ему не препятствует поститься немощь телесная. Если же мирянин, да будет отлучен. Ε τις πσκοπος, πρεσβτερος, δικονος, ποδικονος, ναγνστης, ψλτης, τν γαν Τεσσαρακοστν το Πσχα ο νηστεει, τετρδα, παρασκευν, καθαιρεσθω, κτς ε μ δι σθνειαν σωματικν μποδζοιτο ε δ λακς εη, φοριζσθω. Толкования Зонара . Это правило непременно требует, чтобы верные проводили в посте святую четыредесятницу пред Пасхою , и среду и пяток каждой из прочих седмиц, кроме тех, кто по слабости телесной не может поститься. Ибо пост придуман для укрощения плоти. Если же плоть удручена болезнью, или другою какою немощью, то уже не необходимо это укрощение через пост. Не соблюдающих сего правила посвященных правило предписывает извергать, а мирян отлучать. Должно заметить, что правило и среду и пяток поставляет наравне со святою четыредесятницею пред Пасхою. Аристен . Того, кто не постится в четыредесятницу, или в среду и в пяток, если он клирик, подвергни извержению, а если мирянин, подвергни отлучению; исключая того случая, когда препятствует сему немощь. Ясно. Вальсамон . 40-дневный пост пред Пасхою прежде предан Господом, Который постился такое число дней; потом – и святыми Апостолами в настоящем правиле. Ибо правило говорит: если какой верный не постился в святую четыредесятницу пред Пасхою, и во всякую среду и пяток (ибо и в эти дни подобно святой четыредесятнице нам определено сухоядение); то, если он клирик, должен подлежать извержению; а если мирянин, должен подлежать отлучению. Исключи сие болящих. Ибо если они разрешат на рыбу, будут удостоены снисхождения. На мясо же никто не должен разрешать ни в какую среду и пяток, кроме пасхальных и других, в которые разрешается, хотя бы находился при последнем издыхании.

http://azbyka.ru/pravo/69-apostolskoe-pr...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010