худож. В. Д. Фартусова К. описан как «старец 90 лет, сед; волосы просты, борода более средней величины и широковата; лицо худое; одежды убогия и многошвенныя с заплатами,- они состоят из подрясника, подпоясаннаго ремнем, и мантии, поверх которой надет епитрахиль» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 311). К раннему этапу развития иконографии К. относится также ряд его изображений на полях икон: фронтальная полуфигура (предположительно, пластина с надписью утрачена) на нижнем поле приписываемой Дионисию Смоленской иконы Божией Матери, с избранными святыми, из ризницы Троице-Сергиева мон-ря (посл. четв. XV в., изображения преподобных дописаны позднее, ГТГ); фигура на левом поле др. Смоленской иконы Божией Матери (XVI в., напротив, очевидно, прп. Сергий Радонежский; ГРМ, из собрания Н. П. Лихачёва); чеканный образ на серебряном окладе визант. иконы Божией Матери «Одигитрия» из Покровского мон-ря в Суздале, кон. XIV - нач. XV в. (московский оклад - 1-я пол. XVI в., ГРМ). В описи Кириллова мон-ря 1601 г. иконы Божией Матери «Одигитрия», «Умиление» и «Знамение» с К. на поле (иногда и с прп. Сергием) упоминаются очень часто (Опись. 1998. С. 48, 58, 61, 67-68, 71, 76-77 и др.). Необычно совмещение ростового образа К.- на левом поле, в молении - с Донской иконой Божией Матери (1-я пол.- сер. XVI в., дар К. Т. Солдатенкова в старообрядческую ц. Покрова Пресв. Богородицы при Рогожском кладбище в Москве; см.: Древности и духовные святыни старообрядчества. М., 2005. С. 48. Кат. 20). Особое покровительство Пресв. Богородицы К. выразилось в появлении резного образа (очевидно, воспроизводил живописный) «Богоматерь с Младенцем на престоле, с предстоящим прп. Кириллом Белозерским» XVI в. в раме 1797 г. работы московских серебряников (ГРМ, происходит из старообрядческой моленной на Коломенской ул. в С.-Петербурге). Ранним изображением К. является его ростовой фронтальный образ, как и прп. Сергия, на окладе «Христофорова Евангелия» из Кириллова монастыря (1448-1533, ГРМ). Кроме того, уже во 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

Прп. Кирилл Белозерский, в житии. Пелена. 1-я четв. XVI в. (ГРМ) Прп. Кирилл Белозерский, в житии. Пелена. 1-я четв. XVI в. (ГРМ) В 1-й четв. XVI в. эта икона была украшена подвесной пеленой с ростовым образом К. в среднике и 19 клеймами его жития (ГРМ). Композиции клейм, хотя и соотносятся по составу с житийной иконой, решены своеобразно (особенно в верхних рядах), отличаются лаконичным рисунком и оригинальным серебристым колоритом. Цикл открывается традиц. сценой рождения святого. По-особому изображено видение К.: из окна кельи он зрит на икону Божией Матери «Одигитрия» на высокой рукояти, подобную выносной ( Смирнова Э. С. «Смотря на образ древних живописцев…»: Тема почитания икон в искусстве Средневек. Руси. М., 2007. С. 275-278). Как и на иконе, важное место занимает клеймо с чудесной помощью К. князю и княгине Белёвским - тема моления о чадородии была близка семье вел. князя Василия III. Не исключено, что знаменщиком рисунка для средника пелены был художник круга Дионисия ( Маясова. 2004. С. 29-30. Ил. 10). Интересным памятником житийной иконографии, созданным по особой творческой программе, очевидно, в Макариевской мастерской, является московская икона «Прп. Кирилл Белозерский и свт. Кирилл Александрийский, с 18 клеймами жития преподобного» 2-й пол. XVI в. (из собрания И. С. Остроухова, ГТГ; см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 139-141. 529). Предполагают, что икона происходит из ц. святителей Афанасия и Кирилла Александрийских (1571) на подворье Кириллова Белозерского монастыря в Московском Кремле (Православная икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 50-51). К. изображен, по-видимому, вместе со своим тезоименитым святым, в день памяти к-рого скончался: судя по составу клейм и расположению фигур в среднике, образ К. является ключевым. Святые предстоят в молении образу Св. Троицы в небесном сегменте, возле ног - водоем с рыбами. Сюжеты расположены в следующем порядке (в горизонтальных рядах преимущественно по 2 в клейме): рождение Космы; обучение Космы грамоте и приведение его к окольничему Тимофею Вельяминову; молитва Космы и его назначение казначеем в доме Тимофея Вельяминова; прп.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

Прор. Моисей с горящим кустом в качестве своего иконографического атрибута может изображаться в композиции «Свыше пророцы Тя предвозвестиша», получившей на Руси название «Похвала Пресвятой Богородицы» (напр., икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из Успенского собора Московского Кремля, 2-я пол. или кон. XIV в.). Изображение горящего куста сохранилось и в новом изводе этой Богородичной композиции, появившейся на Руси в посл. четв. XV в. (икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря, сер. XVI в., ГРМ), а также присутствует в пророческих рядах рус. иконостасов с XVI в. (икона «Пророки Давид и Моисей» из новгородской ц. апостолов Петра и Павла в Кожевниках, сер. XVI в., НГОМЗ). Сюжет с видением прор. Моисею включается и в состав циклов деяний Св. Троицы (напр., икона «Св. Троица в деяниях», 2-я пол. XVI в., из Покровского мон-ря в Суздале, ГРМ). Икона Божией Матери «Неопалимая Купина» Иконография этого образа Пресв. Богородицы появилась в XVI в. и, по всей видимости, была разработана в окружении свт. Макария, митр. Московского. Первое упоминание изображения с таким названием встречается в деле дьяка Посольского приказа И. М. Висковатого (1553-1554; «Н. К.» приведена Собором в числе сложных сюжетов, которые пишутся «по древним греческим образцом, яко же святии пророци видеша, и святии отци» - Розыск или список о богохульных строках и сумнении святых честных икон диака Ивана Михайлова сына Висковатого в лето 7062//ЧОИДР. 1858. Кн. 2. Отд. 3. С. 36). Самое раннее датированное изображение Богоматери «Н. К.» является одним из сюжетов иконы «Воскресение Христово - Сошествие во ад, с клеймами земной жизни Христа и праздников» вологодского иконописца Дионисия Гринкова (1567-1568, ВГИАХМЗ). К наиболее древним относятся иконы: из собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря (40-е гг.- сер. XVI в.) (КБМЗ), из ц. Богоматери «Одигитрия» в Ростове (сер. XVI в., ГМЗРК), из Кириллова Белозерского мон-ря (60-е гг. XVI в., КБМЗ), из Вознесенского собора Печерского мон-ря в Н. Новгороде (3-я четв. (60-е гг.?) XVI в., НГХМ). 2-й пол. XVI в. датируются иконы из собрания С. П. Рябушинского (ГТГ), из Спасо-Преображенского собора Соловецкого мон-ря (МГОМЗ «Коломенское»), из собора Смоленской иконы Божией Матери московского Новодевичьего мон-ря, из московской ц. Успения Пресв. Богородицы на Апухтинке (ГТГ), в собрании СГХМ. К рубежу XVI и XVII вв. относятся иконы из собрания Н. С. Голованова (ГТГ), а также из с. Усть-Кишерть Пермской обл. (заказ Н. Г. Строганова, 1604-1605, ЕМИИ).

http://pravenc.ru/text/2564944.html

отождествляемым с Феофаном Греком ). Первым, частично дошедшим до наших дней рус. И., состоявшим из 4 рядов (местного, деисусного, праздничного и пророческого), стал И. Успенского собора во Владимире (ок. 1410; приписывался преподобным Андрею Рублёву и Даниилу). Из ростовых деисусных икон сохранилось 13 (ГТГ, ГРМ), праздничных - 5 (ГТГ, ГРМ), пророческий чин был поясной (2 иконы, ГРМ). Предполагают, что этот И., как и ряд других, был несомкнутым, т. е. разделенным вост. опорами храма. Наиболее ранним И., полностью сохранившим первоначальную структуру и почти все иконы, является И. Троицкого собора ТСЛ (1425-1427, преподобные Андрей Рублёв и Даниил с мастерской). Изначально он был сомкнутым, т. е. представлял собой единую стену из икон, поставленных на горизонтальные балки-тябла, что существенным образом меняло восприятие внутреннего пространства храма. Повысилось значение поперечного предалтарного нефа, солеи и купола, в то время как вост. часть с вост. парой столбов оказалась полностью недоступной взгляду. Перестала читаться иерархическая соподчиненность алтаря, жертвенника и диаконника, скрытых сплошным иконостасом. В каменных церквах, имевших росписи, И. и фрески составляли единое целое; в деревянных храмах он сосредоточивал в себе главное сакральное содержание интерьера. Четырехъярусные И. появились также в Спасо-Преображенском соборе Твери («Кашинский чин», сер. XV в., сохр. 27 икон, ГТГ, ГРМ), в новом Успенском соборе Московского Кремля (1481, не сохр.) и в Успенском соборе Кириллова Белозерского монастыря (1497, сохр. 57 икон, КБМЗ, ГТГ, ГРМ). Иконостас ц. прп. Иоанна Лествичника Кирилло-Белозерского мон-ря. Кон. XVI - нач. XVII в. Иконостас ц. прп. Иоанна Лествичника Кирилло-Белозерского мон-ря. Кон. XVI - нач. XVII в. Деисусный ряд - ростовой или поясной - в это время помимо главных 7 фигур мог включать образы святителей, мучеников, столпников. Размеры икон были велики (высота деисусных икон в И., ныне находящемся в Благовещенском соборе Московского Кремля, 2,1 м, в Успенском соборе во Владимире - 3,14 м).

http://pravenc.ru/text/389068.html

Сергия Радонежского. Самое раннее изображение - фреска вост. стены домовой ц. во имя прп. Сергия Радонежского архиеп. Ионы в Новгородском детинце (между 1460 и 1463). К этому же времени относится шитое убранство белого клобука Василия, архиеп. Новгородского, украшенного после 1478 г. дробницами с 3 фигурами рус. святых: В. Х., Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского (Там же. С. 347). На новгородской иконе «Избранные святые» (1560, ГТГ) по левую сторону от Богоматери «Знамение» представлены поясные фигуры В. Х. (в схиме) и прп. Сергия Радонежского, оба со свитками. В XVI - XVII вв. существовал вариант пядничных икон с образами этих 2 преподобных («Святые Варлаам и Сергий Радонежский», кон. XVI в., ГРМ). Для многочисленных изображений В. Х. на полях икон разных изводов характерен тот же принцип: святой чаще всего представлен в паре или рядом с прп. Сергием Радонежским, напр. на московской иконе «Богоматерь Одигитрия со Св. Троицей и избранными святыми» (посл. четв. XV в., ГТГ). Образ В. Х. часто появляется на иконах со святыми на полях в составе др. преподобных: поясное фронтальное изображение В. Х. в медальоне представлено на нижнем поле шитого сударя «Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому» (посл. четв. XV в., ГМЗМК). К нач. XVI в. можно отметить сближение обликов В. Х. и прп. Сергия Радонежского, о чем свидетельствует, напр., изображение на упомянутом деревянном реликварии 1560 г. Богоматерь Одигитрия со Св. Троицей и избранными святыми. Икона из Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Посл. четв. XV в. Мастер Дионисий (ГТГ) Богоматерь Одигитрия со Св. Троицей и избранными святыми. Икона из Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Посл. четв. XV в. Мастер Дионисий (ГТГ) На протяжении XVI - XVII вв. фронтальное изображение преподобного часто представлено с новгородскими святыми, напр. на шитой пелене сер. XVI в. вместе с новгородскими святыми Иоанном и Никитой, Ионой Отенским, Евфимием Вяжицким, осененными духовным символом Новгорода - образом Богоматери «Знамение» (вышита в мастерской Строгановых и вложена Д.

http://pravenc.ru/text/154255.html

пророков, обычно изображали в куполе и в вост. части храма: в алтаре кафоликона (мон-рь вмц. Екатерины на Синае, 550-565), как один из больших пророков И. часто представлен в ряду пророков в куполе и барабане главы (мон-рь Хора; ц. Панагии Аракос близ Лагудеры на Кипре, 1192; Введенская ц. мон-ря Нова-Павлица; ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) в Студенице; ц. Успения Богородицы в Дафни, ок. 1100; ц. Панагии Паригоритиссы в Арте; монастырь Паммакаристос в К-поле, ок. 1315; ц. св. Апостолов в Фессалонике, 1312-1315; ц. Богородицы Одигитрии в Пече, ок. 1337), в центральной апсиде на арке (Токалы-килисе в Гёреме), в парусах (ц. Санта-Мария дель Аммиральо (Марторана), Палермо), на склоне подпружной арки (ц. Рождества Христова на Красном поле в Вел. Новгороде, 90-е гг. XIV в.), на стене в пресбитерии рядом с композициями «Гостеприимство Авраама» и «Жертвоприношение Авраама» (ц. Сан-Витале в Равенне). В базиликальных постройках фигура И. помещалась в среднем поясе на сев. и юж. стенах между окнами (ц. Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, ок. 520; ц. Сант-Анджело ин Формис, Капуа, между 1072 и 1087). Рельефная фигура И. украшала «Портик славы» собора в Сантьяго-де-Компостела, Испания (1166-1190), сев. портал в Шартрском соборе (ок. 1210), зап. портал в Амьенском соборе (1225-1236). Пророки Аввкум, Иеремия, Иона. Икона. Ок. 1497 г. (ГРМ) Пророки Аввкум, Иеремия, Иона. Икона. Ок. 1497 г. (ГРМ) Изображение И. включалось в пророческий ряд высоких иконостасов на Руси: иконы «Прор. Иеремия» из т. н. Кашинского чина (2-я четв. XV в., ГРМ), из главного иконостаса Софийского собора в Вел. Новгороде (XVI в.), из новгородского Антониева в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря (60-е гг. XVI в., НГОМЗ) и из московского Иоанновского монастыря (2-я пол. XVI в., СПГИАХМЗ); икона «Пророки Иеремия и Гедеон» из Троицкого собора ТСЛ (1425-1427); иконы «Пророки Аввакум, Иеремия, Иона» (ок. 1497, ГРМ) и «Пророки Даниил, Иеремия, Исаия» из собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря (ок.

http://pravenc.ru/text/293630.html

50 . Христос и ангелы (Евхаристия). Мозаика 1043–1046 гг. Киев, собор св. Софии. 51 . Омовение ног. Мозаика. 1-я четв. XI в. Фокида, монастырь Хосиос Лукас. 52 . Омовение ног. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник. 53 . Моление о чаше. Мозаика. Ок. 1220 г. Венеция, собор Сан-Марко. 54 . Моление о чаше. Таблетка из собора св. Софии в Нов­ городе. Кон. XV – нач. XVI в. Новгородский историко­архитектурный музей-заповедник. 55 . Поцелуй Иуды. Миниатюра константинопольской рукописи. Лекционарий 1059 г. Монастырь Дионисиат. Афон. 56 . Предание Иуды. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. Новгородский историко­архитектурный музей-заповедник. 57 . Целование Иуды. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. ГТГ. 58 . Поругание Христа. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. Новгородский историко­архитектурный музей-заповедник. 59 . Христос перед Каиафой и Анной. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. ГТГ. 60 . Отречение апостола Петра. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. ГТГ. 61 . Отречение Петра. Миниатюра армянского евангелия 1397 г. Фрагмент. Ереван, Матенадаран. 62 . Христос перед Пилатом. Миниатюра византийской рукописи Евангелия. XIII в. Петербург, Российская национальная библиотека. 63 . Приведение Христа на судилище к Понтию Пилату. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. ГТГ. 64 . Бичевание Христа. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. Новгородский историко­архитектурный музей-заповедник. 65 . Ведение на казнь. Икона. Кон. XIV в. Синай, монастырь св. Екатерины. 66 . Ведение ко кресту. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. Новгородский историко­архитектурный музей-заповедник. 67 . Восхождение на крест. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. Новгородский историко­архитектурный музей-заповедник.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

XVI в., ГТГ) - в паре с прп. Сергием Радонежским; на кресте-мощевике из Новгорода (нач. XVI в., ГММК) - в руке посох (в ряде житийных тестов - явления В. Х. с посохом, к-рым он наказывает грешников; посох лежал на раке святого уже в 20-30-х гг. XVI в. ( Дмитриев Л. А. Житийные повести Русского Севера как памятники лит-ры XIII-XVII вв. Л., 1973. С. 49, 52, 54). " Явление Богоматери прп. Сергию Радонежскому " с избранными святыми. Сударь. Посл. четв. XV в. (ГММК) " Явление Богоматери прп. Сергию Радонежскому " с избранными святыми. Сударь. Посл. четв. XV в. (ГММК) Единоличный образ В. Х., предстоящего в молитве Спасителю, Св. Троице или Богоматери с Младенцем, в XVI - XVII вв. был самым распространенным: икона сер. XVI в. (Музей-квартира П. Д. Корина); 2 иконы 2-й пол. и кон. XVI в. (обе в ГТГ), псковский шитый покров XVI в. (ПИАМ), на иконах XVI-XVII вв. (ГРМ). На редком по иконографии образе XVII в. (частное собрание) святой предстоит образу Св. Троицы, очевидно, в память явления ему на месте буд. мон-ря 3 лучей. У его ног в лесных зарослях показаны постройки Хутынского мон-ря - каменный Спасо-Преображенский собор и шатровая ц. «под колоколы» во имя сщмч. Григория Армянского, просветителя Вел. Армении. Большая часть таких икон относится к типу благословляемого Спасителем в облачном сегменте, напр. икона «Варлаам Хутынский в молении перед Спасом», написана в 1701 г. К. Улановым - преподобный изображен на фоне пейзажа в схиме, в руках четки (ГРМ). Опись Хутынского мон-ря 1642 г. перечисляет множество таких икон (напр., «Образ Варлаама Чудотворца, стоящий, окладной, во облаце Спас», «Пядничный образ Варлаама в молении, во облаце Спас»). Средник упоминаемых в этой описи икон В. Х. был того же извода ( Макарий (Миролюбов). Опись. Т. 9. С. 431 - 434). В описи 1630 г. келейной казны Патриарха Филарета значатся 6 образов В. Х. (РИБ. М., 1876. Т. 3. Ст. 890), опись 1701 г. московского Успенского собора называет неск. икон святого, среди к-рых «Варлаам Хутынский стоящий, с правую у него страну во облацех образ Спасителев поясной» (там же.

http://pravenc.ru/text/154255.html

Эталоном живописи Новгорода 40-х гг. XVI в. является лицевое Житие Нифонта (ГИМ. Муз. 340), в иллюстрациях к-рого различают графическую и живописную манеры. В манере, близкой к живописной, созданы клейма иконы «Вмч. Феодор Стратилат» (НГОМЗ), а графической близка икона «Св. Андрей Юродивый в житии» (ГРМ), чье происхождение в последнее время связывают с новгородской школой. Миниатюры Хроники Космы Индикоплова 1538 г. из б-ки Софийского собора (РГАДА. Ф. 201. Оболен. 159) с их вытянутыми фигурами, хрупкими силуэтами, закрученными складками одежд и изображениями облаков фантастического вида соотносятся с нек-рыми иконами рубежа 30-х и 40-х гг. XVI в. («Покров», «Преображение», обе в ГРМ). В декоре Евангелия для Соловецкого мон-ря (БАН. Солов. 1, 1551 г.) сочетаются мотивы более ранних новгородских произведений с новым живописным стилем. Новгородская традиция обнаруживает себя в редкой иконографии изображенных в полный рост евангелистов, чьи позы и жесты идентичны образам из Евангелия посл. трети XIV в. (ГИМ. Муз. 3651). Однако многослойное письмо ликов, подсвеченные бликами части одежд, сходство фигур святых с эмалевыми вставками свидетельствуют о принадлежности миниатюр к искусству XVI в. Символом макарьевской эпохи в области прикладного искусства является оклад софийских царских врат 1528 г. В рисунках для окладов отмечают влияние итал. искусства, что свидетельствует об использовании новгородскими мастерами-серебряниками западноевроп. образцов. Ренессансный узор новгородские художники заимствовали скорее всего из гравюр и привозимых в город предметов художественного металла. Среди произведений малых форм выделяется также оклад Боровского Евангелия, изготовители к-рого ориентировались на образцы сер. XV в., напр., на литейные модели для образов евангелистов и сцены «Распятия», а также мотивы сканого орнамента. Разнообразие орнаментальных приемов демонстрируют также басменные тисненые серебряные оклады новгородских икон. Образцом резьбы по дереву является т. н. макарьевский амвон 1533 г., найденный в XIX в. на хорах Софийского собора (ГРМ). Скульптурное убранство памятника включает 11 сохранившихся в нижнем ряду резных фигур в довольно редкой для Новгорода технике горельефа. Еще одним примером расцвета скульптуры в Новгороде и его землях в сер. XVI в. являются рельефные фигуры святителей и преподобных, служившие крышками рак, напр. Новгородского свт. Евфимия II в Вяжищском мон-ре (1-я пол. XVI в., ГРМ). Иконографическое сходство изображения святителя прослеживается с его же образом на шитом покрове (1549, НГОМЗ), изготовленном во владычных мастерских.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Высшим чином был капитан, а низшими четыре отставных солдата, из которых один гвардеец, получавший 11 руб. 33 коп. и хлеба 6 четв. и 6 чк. Высший монастырский чиновник – стряпчий едва мог сравняться по своему содержанию с отставным рядовым гвардейцем, получая в год 10 руб. деньгами и хлеба 10 четв. Из 809 руб. 49½ коп. денежного дохода на долю отставных Преображенского монастыря приходилось 97 руб. 58 коп. и хлеба 41 четв. 6½ чк.; в то же время в Казанскую семинарию, с которой у монастыря было больше общего, чем с солдатами, отпускалось «на пропитание студентов» ржи и ярового только 67 четв. 3 чк. 135 Свияжский монастырь, имевший свою школу, на семинарию ничего не отпускал, а солдатам, кроме денег, на пропитание выдавал 41 четв. 2 чк. Богородицкая Жидовская пустынь Симбирского уез., имевшая сенных покосов на 15 копен и получавшая всяких окладных и неокладных доходов 48 руб. 26 коп., содержала отставного подпоручика и платила ему 11 руб. 27½ к. жалованья. На семинарию она, конечно, ничего не платила. Как видно из ведомости (1739–1741 г.) во всех казанских монастырях питались 44 человека отставных военных, 136 тогда как по постановлению Монастырского Приказа их должно быть только 12; они получали деньгами 380 руб. 40½ к., вместо 108 руб. 95 коп., и хлеба 178 четв. 5½ чк., вместо положенных 43 четв. 6½ чк. Конечно любопытна не эта, повторенная нами статистика, а то, что казанские монастыри, расходуя на отставных военных не одну сотню рублей и не одну сотню четвертей хлеба, на семинарию могли давать только 86 четв. с четвериком хлеба, если не иметь в виду упраздненных приписных к семинарии монастырей. Казанские монастыри служили приютом не для одних солдат; в них ютились и дворяне. В Вознесенском Сызранском монастыре жил на пропитании «отставной дворянин». 137 Он жил без жалованья и питался, вероятно, вместе с братией. У Вознесенского монастыря не было никакого имущественно-владельческого достояния, кроме скотного двора. В нужде и дворянину приходилось питаться кое-как. Солдатам уделялось правительственного внимания больше, чем дворянам и монахам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010