[Вып.:] Худож. памятники Рус. Севера. С. 113-122; она же. Об иконе Богоматери Одигитрии XV в. в визант. окладе из Троицкого собора Троице-Сергиева мон-ря//Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Мат-лы III междунар. конф. Серг. П., 2004. С. 267-279; Иконы Москвы XIV-XVI вв.: Кат. собр. ЦМиАР: Сер. «Иконы». М., 2000. Вып. 1; 2007. Вып. 2; Вздорнов Г. И. Историческое и худож. значение Ферапонтова//Ферапонтовский сб. М.; Ферапонтово, 2002. Вып. 6. С. 16-22; Дионисий «живописец пресловущий»: К 500-летию росписи Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря. М., 2002; Дионисий в Рус. музее: К 500-летию росписи Рождественского собора Ферапонтова мон-ря. СПб., Художественное наследие Дионисия: Кат. выст. М., 2002; Шалина И. А. Летописная запись Дионисия и особенности росписей боковых нефов собора Ферапонтова мон-ря//Древнерус. и поствизант. искусство: 2-я пол. XV - нач. XVI в.: Сб. ст. М., 2005. С. 163-189; Малкин М. Г. Еще раз об иконостасе собора Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря//Там же. C. 368-378; Толстая Т. В. «Царские врата» из соборов Моск. Кремля в собр. ГРМ//Там же. С. 379-386; Шаромазов М. Н. К 10-летию формирования коллекций Музея фресок Дионисия (1993-2003)//Источники по истории реставрации и изуч. памятников рус. худож. культуры, XX в.: [Сб. ст.]. М., 2005; Бусева-Давыдова И. Л. [Рец. на кн.:] Голейзовский Н. К. Дионисий и его современники. М., 2005. Ч. 1//Искусствознание. 2006. 6. С. 616-619; Лифшиц Л. И. , Попов Г. В. Дионисий. М., 2006. Г. В. Попов Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) Михаил Иванович (? - после 1917), иконописец, реставратор, один из основоположников нового стилистического направления в рус. иконописи посл. четв. XIX - нач. XX в. КЛИМОВ Евгений Евгеньевич (1901-1990), художник, искусствовед, иконописец, реставратор церковного искусства, мемуарист КОМАРОВСКИЙ Владимир Алексеевич (8.10.1883 - 5.11.1937), художник, иконописец, теоретик и практик возрождения канонического православного иконописания в русском церковном искусстве XX в.

http://pravenc.ru/text/178357.html

В минейных циклах настенных росписей ряда балканских храмов образ И. П. помещен под 4 февр.: в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318) - поясной образ; в ц. свт. Николая в Пелинове (1717-1718) - погрудно; под 6 февр.: в притворе ц. св. Апостолов в Пече (1561) - погрудно; на фреске ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии, Румыния (ок. 1386),- в рост. Неясным остается изображение под 4 февр. в настенном минологии ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны (ок. 1350), где поименованный Исидором святой изображен в огне. Нач. XIV в. датирована каменная иконка из сланца новгородского происхождения (ГРМ. кам. 5). На ее лицевой стороне - рельефное изображение 3-фигурного Деисуса, на обороте - ростовые образы свт. Николая Чудотворца и святого с надписью: «CIДOPЪ». Очевиден патрональный заказ этой нагрудной иконки (вверху имеется отверстие для шнура, размеры: 5,3×4,6×1 см), обусловивший выбор святых для оборотной стороны. Уверенно идентифицировать изображенного здесь святого как И. П. позволяют характерные для изображения преподобных жест (в левой руке держит свиток, правая в молении) и монашеская одежда ( Николаева Т. В. Древнерус. мелкая пластика из камня XI-XV вв. М., 1983. С. 91. Табл. 30, 5). В рус. минейные циклы образ И. П. включается в соответствии с днем его памяти и отличается устойчивостью. На минейной иконе на февр. из годового комплекта миней, происходящего из ц. вмч. Димитрия Прилуцкого на Наволоке в Вологде (кон. XVI в., ВГИАХМЗ), а также на эмалевой иконе-минее на февр. (2-я пол. XVIII в., ГИМ) И. П. показан в паре с прп. Кириллом Новоезерским. На иконе-минее на февр. (2-я четв. XVII в., ЯИАХМЗ) в опущенной левой руке И. П. закрытый свиток, правая отведена в сторону (из-за утраты красочного слоя жест неясен - благословения или учительный); на иконе из ЦАК МДА (нач. XVII в.) И. П. держит свиток в правой руке перед грудью, левая скрыта мантией. На минее на февр. с образами Богородицы на полях (кон. XIX в., частное собрание; см.: Бенчев. 2007. С. 69) святые изображены не статично, а в общении друг с другом: И.

http://pravenc.ru/text/674914.html

Е., пострадавший в Корсуни, изображен на нек-рых иконах Собора Крымских святых. Оплечный фронтальный образ Е.-старца с седой бородой, в куколе представлен в 3-м ряду крайним справа на иконе посл. четв. ХХ в. из юж. придела во имя Всех святых, в земле Крымской просиявших, в Троицком соборе симферопольского во имя Св. Троицы мон-ря ( Проскурина Н. В. Симферопольский Св.-Троицкий жен. мон-рь. Симферополь, 2007. С. 61). Е., распятый на кресте, изображен в левой части иконы в ц. во имя Всех Крымских святых и вмч. Феодора Стратилата г. Алушты на юж. стене справа от алтаря (написана липецким иконописцем В. Блиновым к празднику Всех Крымских святых, учрежденному Синодом РПЦ в 1988) ( Путнина Г., Кенгурова И. и др. Христ. святыни Алуштинской долины. Симферополь, 2006. С. 74). В росписи ц. Трех святителей г. Симферополя (80-е гг. ХХ в., симферопольский худож. И. Сахаров) ростовой образ Е.-средовека с непокрытой головой и крестообразно сложенными на груди руками помещен в числе Крымских святых в 1-м ряду крайним слева. В 1995 г. в с. Терновка близ Севастополя был устроен в жилом доме храм во имя Е., приписной к Инкерманскому во имя ап. Климента мон-рю ( Дятлов В. Мон-ри Укр. Правосл. Церкви: Справ.-путев. К., 1997. С. 39). Лит.: Ровинский Д. А. Рус. граверы и их произведения с 1564 г. до основания АХ. М., 1870. С. 28; он же. Народные картинки. Т. 3. С. 621-633. 1505-1520; Т. 4. С. 761-763. 1505а, 1517; Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 86; Рус. мон-ри: Искусство и традиции/ГРМ. СПб., 1997. С. 169; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 101, 390-391; Гончарук В. М., Кабанець П. Дереворит сер. XVII ст. «Родословне древо монастиря» як джерело з ucmopiï Печерськоï kahohuзaцiï//Moruляhcьki читання, 1999. К., 2000. С. 56-63; Горстка А. Н. Об иконе «Древо Киево-Печерских святых» из Углича//ПКНО, 1999. М., 2000. С. 300-314; он же. Иконы Углича XIV-XX вв. М., 2006. С. 130-131, 190. Кат. 67. Ил. 110-111; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239; Искусство земли Владимирской: Кат./ГВСМЗ. М., 2002. С. 83. Кат. 41; И по плодам узнается древо: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. Сергий Е. С. [Коллекция деревянных резных крестов XVI-XVIII вв. в серебряных оправах из собр. НКПИКЗ]. К., 2005. С. 1-20. Ркп.; Иконы Владимира и Суздаля/ГВСМЗ. М., 2006. С. 474-479. Кат. 107; Киево-Печерский патерик: У истоков рус. монашества: [Кат.]/Сост.: Л. И. Алёхина и др. М., 2006.

http://pravenc.ru/text/187511.html

Собор Богоматери. Икона. Кон. XIV–haч. XV в.81х61 см. ГТГ Помимо того, иконопись XVII в., благодаря, отчасти, фрязи, облюбила ряд сложных композиций на простейшие иконные темы, обставляя их толкованиями, подобиями или параллелями и проч. Таковы темы: Спаса Нерукотворного Образа в лицах, Спаса Вседержителя в лицах, Хвалите Господа, Неделя Святых Отец, Сошествие во ад, полное, Похвала Пречистой и Собор Божией Матери, полные, Отче, аще возможно, да идет мимо чаша, Объятие Отче(я), Неделя Православия, Отрыгну сердце мое, Лазарево Воскрешение, полное, О Тебе радуется, в 4-х частях, как Достойно, Знамение Пресвятой Богородицы, как было в Новгороде, Казанская икона Божией Матери в чудесах и проч. В церкви Григория Неокесарийского на Полянке в Москве существовал целый цикл поучительных икон 1668–1669гг. Начиная с темы: Всякое дыхание да хвалит Господа, Отче прослави Сына Своего, Да воскреснет Бог , иконы Семи таинств, Десять заповедей, иконы Акафиста Божией Матери, Достойно, О Тебе радуется и проч. Некогда, как видно из описи 1701г., и в Успенском соборе были иконы: Благословенно воинство Небеснаго Царя, Весь еси, Спасе, сладость и проч. Резче других тем меняются «Праздники» или композиции главных евангельских событий: так, Благовещение устанавливается в XVII в. с преобладанием Божией Матери, стоя выслушивающей Архангела, с Духом, сходящим в звезде, в виде голубином, среди высоких палат и храмовых оград с аркадами (Русский музей); Крещение среди живописных берегов Иордана; Рождество Христово в сложной картине, разбитой на ряд отдельных сцен в горном пейзаже, со включением Иродова избиения детей в Вифлееме; сложное Преображение, Воскресение с рядом детальных перемен и проч. О Тебе радуется. Вкладная икона. Кон. (посл. четв.?) XVIII в.Романо-Борисоглебск («романовские письма»). ГРМ Распятие XVII в. представляется еще по-старому вне городской стены, но по новому живописному рисунку, эта стена идет то понижаясь, то повышаясь и ломаясь или выступая углами и поворотами, в зависимости от горных ущелий; под раменами креста 2 скорбящих Ангела; Спаситель изображается умершим и закрывшим глаза; присутствующая толпа разделилась на 2 группы, в одной Божия Матерь, скорбная или падающая в обморок, и к Ней спешащий Иоанн, а сзади Нее группа жен, и в правой группе, переговаривающейся между собою, сотник удаляется, провозглашая Христа Господом; внизу трое делят одежду. Это драматизированное Распятие является списком греко-итальянских композиций XVI–XVII вв., а эти последние копируют итальянские оригиналы, начиная с Дуччио.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Рассказ о чудесном явлении И. П. в Устюге татарскому баскаку Буге, принявшему в 1262 г. православие (ПСРЛ. Т. 37. С. 30, 70, 104-105, 110, 129), составил основу местного предания о создании Предтеченского мон-ря (см. Иоанн и Мария Устюжские; Иоанна Предтечи жен. мон-рь в Вел. Устюге). Особое покровительство И. П. (наряду с Пресв. Богородицей) и его чудотворного образа донским казакам, взявшим в 1637 г. и оборонявшим от турок в 1641 г. крепость Азов, является лейтмотивом в популярном в XVII-XVIII вв. цикле повестей об «Азовском сидении» (СККДР. Вып. 3. Ч. 3. С. 61-71; с предшествующей библиографией). В заключительной части «исторической» повести И. П. и Пресв. Богородица являются казакам во сне и предсказывают им победу при штурме города. Начальная часть т. н. особой повести об Азове носит название «Повесть о чудесех Божиих, святаго пророка и Предтечи Иоанна и прочих святых» и близка в жанровом отношении к сказаниям о чудотворных иконах. Ее основу составляет современная событиям запись о чудесах в Азове, когда от образа И. П. в одноименной церкви 24 дек. 1640 г. истекли «слезы от очию до конца брады своея» (это чудо упом. в т. н. документальной и поэтической повестях об Азове), а во время крестного хода с иконой прозрел казак Евтропий (Там же. С. 65). Усекновение главы Иоанна Предтечи, с житием. Средник иконы. 60–70-е гг. XVI в. (ГРМ) Усекновение главы Иоанна Предтечи, с житием. Средник иконы. 60–70-е гг. XVI в. (ГРМ) Оригинальные слав. службы в честь И. П. в составе служебных или праздничных Миней неизвестны; возможно, для этих целей могли в ряде случаев использоваться соответствующие каноны Октоиха. Для седмичного круга богослужения (Октоиха) равноап. Климентом, еп. Охридским, не позднее 916 г. был написан цикл из 8 канонов (каноны гласов 3, 4 и 7 не сохр.) для исполнения во вторник с авторским акростихом-подписью: «К-Л-И-М-Е-Н-Т-А» по тропарям песней 8-9-го канона 1-го гласа (см.: Крашенинникова. 2006. С. 39-51, 103-152). Вероятно, уже на рубеже X и XI вв. тексты получили известность на Руси. Подобно др. древнейшим слав. гимнографическим сочинениям, созданным учениками св. равноапостольных Кирилла и Мефодия, они сохранялись в слав. богослужебном обиходе до повсеместного распространения Иерусалимского устава (в сер. XIV в. у юж. славян, на рубеже XIV и XV вв. в Сев.-Вост. Руси, во 2-й четв. XV в. в Новгороде и Пскове). Служба на перенесение десницы И. П., написанная Феодором Дафнопатом, содержится уже в древнейших рус. списках Миней служебных ( Мурьянов. 1991. С. 69-103; . 1995).

http://pravenc.ru/text/471450.html

Успение Богоматери с избранными святыми на полях. Икона. 1-я четв. XVIII в. Ярославль. 39,9х34 см. ГРМ Богоматерь Неопалимая Купина. Икона. Кон. XVI в. Средняя Русь 164х135 см. Происходит из Соловецкого монастыря. Находилась в иконостасе Спасо-Преображенского собора. ГМЗМК Изображение предстоящих на раздельных досках деисусного чина подчеркивает их пространственную автономию, хотя пишутся они на таком же фоне, что и Спас, и фон их объединяет. Еще одним типом изображения мирового целого является олицетворение стихий, частей мира и т.д. под видом человеческих фигур или Ангелов. К этому типу относятся иконографические композиции: «Богородица Неопалимая Купина», «Спас в силах» и такой древний сюжет, как «Преображение Господне». Св. Иоанн Дамаскин отождествляет апостолов с земным миром, Илию – с Небесным, а Моисея – с подземным; лучи нетварного света, падающие на них от фигуры Христа, просвещают всю Вселенную (см. канон на Преображение, песнь 9). Т.о., выделяются 3 основных типа изображения: изображение «стихий» как космических субстанций, геометрическое изображение различных небесных сфер и аллегорическое изображение; все они могут дополнять друг друга в одном произведении. Трехмерное пространство может изображаться в иконе двояко: это или пустое пространство, изображаемое как абсолютно неразличимая лишенная градаций чернота (таковы пещеры), уподобляемая адской пропасти; или оно передается через взаимодействие действующих лиц и элементов композиции. В этом случае реальная глубина ограничивается степенью неравнозначности взаимодействующих элементов. Так, человеческая фигура может быть частично скрыта горой, – но ввиду большей значительности первой их естественная соразмерность утрачивается в той мере, в какой образ человека значительнее образа горы в данном произведении. «Спас в силах». Из деисусного чина. Икона. 1-я пол. XV в. 116х84 см. ГТГ Преображение. Икона. 1-я пол. XVI в.Средняя Русь. (Ростовские земли ?) 68х51 см. ГРМ Самым значительным по своеобразному решению моментом в иконописи является проблема «пространства-времени». При первом же взгляде на древнюю икону бросается в глаза, что иконописец, изображая святые лики и священные события, не руководствуется законами классической геометрии. Он сознательно отказывается от привычной нам прямой перспективы и строит изображение согласно так называемой «обратной перспективе», выражая с ее помощью мир высшей духовной реальности. Иконописец в отличие от светского художника не ставит себя мысленно в отчужденную позицию стороннего наблюдателя, но, наоборот, помещает себя как бы внутрь изображаемого пространства и изображает на плоскости доски мир, который открывается его взору со всех 4-х сторон. Кроме того, он совмещает в один несколько временных моментов, показывая разномерность и разновременность изображаемых событий, при наличии объединяющего их сверхпространственного и сверхвременного смысла. Мир иконы предстает перед созерцающим как бы прозрачным, обращенным к нему всеми своими гранями.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

От времени правления Иоанна IV, крещенного во имя св. Иоанна Предтечи, сохранилось большое количество икон святого; царь заказывал их, вкладывал в храмы и монастыри. Примерно с сер. XVI в. получили широкое распространение житийные иконы И. П. Количество клейм в составе циклов варьировалось от 4 до 24: икона «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, со сценами жития и избранными святыми» (1-я пол. XVII в., ГТГ) - 4 клейма; «Св. Иоанн Предтеча в молении Христу, с житием» из собора Покрова на Рву (кон. XVI - нач. XVII в., ГИМ) - 6; «Св. Иоанн Предтеча, с житием» из с. Нёнокса (2-я пол. XVI в., АМИИ) - 16; «Усекновение главы св. Иоанна Предтечи, с житием» из псковской ц. Богоявления в Бродех (60-70-е гг. XVI в., ГРМ) - 16; икона из собрания В. А. Бондаренко (1-я треть XVII в.; «И по плодам узнается древо...»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко. М., 2003. С. 246-256) - 18; иконы «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни» (2-я пол. XVI в., СИХМ; в наст. время на временном хранении в АМИИ) - 14; икона из Ярославля (сер. XVI в., ЯХМ) - 16; икона из с. Павлова (сер. XVI в., ГТГ) - 16; икона из Балахны (XVI в., НГХМ) - 18; икона из ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле (1551, ЯМЗ) - 20; икона из Благовещенского собора Сольвычегодска (кон. XVI - нач. XVII в., СИХМ) - 24; икона из ц. свт. Николая Чудотворца в Мясниках (1-я четв. XVII в., ГМЗК) - 24; костромская икона «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с Феодоровской иконой Богоматери и с житием» (сер. XVII в., Музей икон, Рекклингхаузен, Германия) - 17 клейм. Общее число эпизодов цикла И. П. в древнерус. искусстве XVI - 1-й пол. XVII в. насчитывает ок. 45 сцен, в то время как в состав отдельных памятников входило не более 30. Это открывало широкие возможности для вариации состава циклов и привело к тому, что из 15 известных в наст. время житийных икон И. П. указанного периода только 2 иконы дублируют друг друга по составу клейм («Ангел пустыни» с 16 клеймами из ЯХМ и ГТГ). Состав повествовательных циклов в перечисленных памятниках в целом соответствует более ранней визант.

http://pravenc.ru/text/471450.html

Среди наиболее распространенных в рукописях - 3 канона Г. С.: Честному и Животворящему Кресту (4-го гласа, без акростиха, ирмос:      (или      ), нач.:        ); «умиленный» (т. е. покаянный) ко Господу Иисусу Христу (5-го гласа, акростих:                  , ирмос:            , нач.:                ); святым отцам, «в посте просиявшим» (т. е. канон всем преподобным; 6-го гласа, акростих:        , ирмос:    , нач.:              ; переписчики слав. рукописей иногда вставляли в канон тропари слав. преподобным). Все 3 канона вместе содержатся в рукописях Ath. Chil. 342, между 1364 и 1374 гг., Ath. Chil. 87, 1408 г., и ГИМ. Син. 470, XVI в.; каноны Кресту и св. отцам содержатся вместе, напр., в рукописи Ath. Chil. 640, 1-я пол. XIV в. (памятник представляет собой конволют - к гимнографическому сборнику здесь приплетен сборник аскетических творений Г. С.); каноны Кресту и покаянный - в рукописи Ath. Chil. 171, 1580 г.; каноны покаянный и св. отцам - в рукописи РГБ. МДА. Фунд. 142 (копия Псалтири митр. Киприана), 1-я четв. XV в. По отдельности эти каноны известны по мн. рукописям (напр., каноны Кресту (канон иногда выписывается вместе с акафистом Кресту) - по Vindob. Slav. 92 и РГБ. Троиц. Осн. 289, XVII в., и др.; покаянный - по ГРМ. Др./гр. 15 (Каноник прп. Кирилла Белозерского), 1407 г., София. НБКМ. 996, XVI в., Ath. Chil. 96, 1-я треть XVII в., и Ath. Laur. Z-9, 1-я пол. XVII в., и др.; св. отцам - по РГБ. Троиц. Осн. 265, XVI в. и др.). В совр. богослужебных книгах из указанных 3 канонов печатается лишь один - Честному и Животворящему Кресту (помещен в стандартные издания Каноника в составе службы Кресту); др. 2 канона не изданы. Греч. оригиналы канонов неизвестны, но переводной характер по крайней мере одного из них - св. отцам - с несомненностью устанавливается путем сопоставления обратного перевода первых слов тропарей с обратным переводом акростиха на греческий. Вероятно, каноны действительно принадлежат Г. С.- на это указывает их присутствие в рукописях Ath. Chil. 87, 342 и 640, близких по дате написания к времени жизни Г. С. (причем, как уже отмечалось, последняя из этих рукописей не только содержит указанные каноны, но и сплетена вместе с рукописью подлинных сочинений Г. С.); среди сочинений Г. С. называли эти 3 канона автор знаменитой «Bibliotheca Graeca» (Hamburg, 1718-1728; 2-е изд. (переработанное G. Ch. Harless): 1790-1811) Иоанн Фабриций и вслед за ним Г. Пападопулос ( Παπαδπουλος Γ. Ι. Συμβολα ες τν στοραν τς παρ μν κκλησιαστικς μουσικς. Αθναι, 1890. Σ. 268) и архиеп. Филарет (Гумилевский) ( Филарет (Гумилевский). Песнопевцы. С. 357-359).

http://pravenc.ru/text/168073.html

всей распашной земли получим очень низкую арендную плату, около 10 к. или около 1 р. на наши деньги за десятину. Ясно, что при невозможности извлекать из полевого хозяйства достаточную выгоду, монастырь ценил свою «добрую землю» очень низко». При более правильной постановке сельского хозяйства, могли бы получиться и другие результаты. За то же время, когда бедные монастыри почти не могли извлечь пользы из своих земельных владений, Боршевская и Карачунская вотчины Архиерейского Дома давали последнему следующее количество хлеба. Боршевская: ржи – 8 четв., ржаной муки – 233 четв. 2 чк., ситной муки – 50 четв. 4 чк., решетной муки – 3 четв., ржаных сухарей – 6 четв., ситных сухарей – 8 четв. и чк., решетных сухарей – 2 четв., ячменю – 96 четв., ячного солоду – 8 четв., овса – 19 четв. 4 чк., овсяной муки – 16 четв., гречных круп – 11 четв., гречной муки – 4 четв., хмелю – 50 четв., всего 604 четв. 3 чк. Карачунская: ржи–170 четв. 4 чк., ржаных сухарей – 6 четв., пшена–8 четв., овса – 332 четв. чк., ячменю 36 четв., ржаных сухарей 6 четв., всего 565 четв. и чк. 243 . Но ни один еще монастырь не получал таких хлебных доходов. Все они ценили, поэтому гораздо более другие источники содержания, дававшие доход и при небольшом количестве рабочих рук. Мельницы, торжки, перевозы – вот что давало чистый доход бедным придонским монастырям. Но на эти доходные статьи в конце XVII и начале XVIII в. была наложена тяжелая рука царя Преобразователя. 189 Следом этого потрясения у Петра осталось на всю жизнь подергивание лицевых мускулов и трясение головы. 191 За время появления св. Митрофана в той части его епархии, которая определена ему в 1682 г., было построено 50 новых церквей, что составило 20 % общего количества церквей в указанной местности. 192 Эти драгоценные сведения установлены благодаря изданию Н. И. Поликарповым Приходо-расходных книг архиер. Дома при св. Митрофане в Трудах Ворон. Архивн. Комиссии за 1902 г., вып. , стр. 1–74. 199 Вейнберг. Ворон. акты. Т. И., 1887, 165, стр. 315–316; Н. Поликарпов, Милосердый святитель, стр. 10–11. 200 Труды В. Аррх. Комм. В , стр.134. Иногда отправляя в уезды посланцев по епарх. Делам, святитель и им «поручал» раздавать деньги нищей братии (Там же, стр. 135). 216 А. М. Ю. Грам. Колл. Экономия, и 1589/61 ср. Архив Спасо-Преоб. Толшев. Монастыря. Т. , 9–11.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

Прор. Иезекииль. Икона. 2-я четв.— сер. XV в. (ГРМ) Прор. Иезекииль. Икона. 2-я четв.— сер. XV в. (ГРМ) Источником изображения Спасителя, сидящего на престоле-троне «в силах», послужили гл. обр. тексты видений прор. Иезекииля и Откровение ап. Иоанна Богослова. Евангельский текст на раскрытой книге, к-рую держит Иисус («Не на лiцa соудите…»), известен по рус. памятникам XV-XVI вв. в основном в 2 редакциях - московской и новгородской. В иконе К. ч. он ближе к московской (ср.: Ин 7. 24; Мф 7. 2; подробнее см.: Плугин В. А. Мировоззрение Андрея Рублёва. М., 1974. С. 86-101). Раскрытые от поздних записей иконы архангелов по иконографии близки к деисусным чинам XIV-XV вв. В руках архангелов жезлы, символы Божественных вестников, и прозрачные сферы-зерцала с монограммой Иисуса Христа, через надписи на к-рых архангелы, согласно учению свт. Дионисия Ареопагита, обретают «повеление от Господа». Каймы их плащей украшены шитыми надписями криптографического типа, что является редким вариантом. Воскрешение Лазаря. Икона. 2-я четв.— сер. XV в. (ГРМ) Воскрешение Лазаря. Икона. 2-я четв.— сер. XV в. (ГРМ) Праздничный ряд предположительно состоял из 19 икон, как и иконостасы кремлевского Благовещенского и Троицкого Троице-Сергиевой лавры соборов, аналогом этого ряда также можно считать не полностью сохранившийся праздничный ряд из ц. во имя Успения Пресв. Богородицы на Волотовом поле близ Вел. Новгорода (2-я пол. XV в., НГОМЗ). Вместе с тем очевидно, что мастера К. ч. не следовали в полной мере за устойчивой для первых десятилетий XV в. иконографической традицией, но обращались к др. источникам. Дополнительными образцами для них явились скорее всего произведения визант. иконописи и монументальной живописи палеологовской эпохи кон. XIV - 1-й трети XV в., времени святителей Киприана и Фотия, митрополитов Московских. Это наиболее очевидно на примере икон праздничного ряда. Сошествие св. Духа. Икона. 2-я четв.— сер. XV в. (ГТГ) Сошествие св. Духа. Икона. 2-я четв.— сер. XV в. (ГТГ) В их индивидуальной иконографической и пластической трактовке, в пространственных и динамично решенных работах лучшего и, по-видимому, ведущего мастера, к-рому принадлежат иконы «Рождество Христово», «Сретение», «Воскрешение Лазаря», «Вход Господень в Иерусалим» (об иконе «Рождество Христово» как аналоге московским памятникам этого же времени см.: Осташенко.

http://pravenc.ru/text/1683971.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010