При возглашении «Святая святым» священник возносит не один Агнец, а все три вместе. Для причащения раздробляется обычным порядком только первый Агнец, а остальные два, по вливании теплоты в потир, напояются Святой Кровию. Для этого священник берет правой рукой лжицу, омокает ее в Святой Крови, левой же рукой берет второй Агнец и напояет Его над Чашей крестообразно, после чего полагает Агнец в Дарохранительницу. Таким же образом заготовляется и третий Агнец. Блаженны гласа – 6, и Триоди, песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь воскресный. «Слава, и ныне» – кондак Триоди. В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма. «Слава» – кондак Триоди, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак Триоди. Прокимен и аллилуиарий – Недели сыропустной . Апостол и Евангелие – Недели сыропустной. Причастен – воскресный: «Хвалите Господа с Небес...». Б. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 8-й – 4, Триоди, глас 6-й – 3, и благоверного князя – 3. «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Седе Адам прямо рая...», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небесный...». Вход. Прокимен дня. Паримии благоверного князя – 3. На литии стихира храма и две стихиры Триоди (см. на хвалитех, без припевов), глас 5-й: «Увы мне...», глас тот же: «Поприще добродетелей...» . «Слава» благоверного князя (см. славник на «Господи, воззвах» великой вечерни), «И ныне» – Триоди, глас 6-й: «Солнце лучи скры...» (см. славник литийных стихир Триоди). На стиховне стихиры воскресные, глас 8-й. «Слава» – благоверного князя (см. славник на стиховне великой вечерни), «И ныне» Триоди, глас 6-й: «Изгнан бысть Адам...» (см. славник стиховных стихир Триоди) . По Трисвятом – «Богородице Дево...» (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь благоверного князя, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные .

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-17/

Следующая группа свидетельств – служба святому Роману; канон, опубликованный в Минее за 1 октября, подписанный именем Епифания в Богородичнах, – дают нам мало конкретных биографических сведений, одно из немногих – то, что он «от юности всего себя возложил Христу» (песнь 1, 2), в Константинополе вел аскетический образ жизни. Кроме того, канон подтверждает чудо с явлением Богородицы, говоря, что «Воплощеннаго Сына Божия Рождшая истинно твою душу просвети и ум обожи, познанием исполни, нощию ти представшая Приснодева» (песнь 5 тропарь 2). Несколько больше сведений дает канон, подписанный именем Феофана Грапта, опубликованный Петридисом. В нем говорится, что святой Роман был «наилучшим диаконом» ( aristos diakonow – 6 песнь 1 тропарь); отметим, что слово aristos может восприниматься не только в аксиологическом, но и в социальном смысле: как «священнопроповедник» (как считает Гродидье де Матон): это говорит о служении поэта как проповедника, через свои гимны. Ниже мы увидим, что возможны и иные интерпретации. В каноне говорится, что Роман был υμνολογος и μνογρφος (песнь 7 тропарь 3), то есть писал и тексты, и музыку. Говорится, что он с детства изучал Писание и прекрасно его знал, когда прибыл в Константинополь (песнь 4, 2). Также упоминается, что он постоянно посещал «церкви» Богородицы. В высшей степени интересен фрагмент кондака святому Роману, частично изданный кардиналом Питра и полностью – Гродидье де Матоном. К сожалению, до нас дошли только три икоса. Приведем самые интересные фрагменты (икосы второй и третий): Житие его было книгой одушевленной и, всеми прежде познаться, проявилось пред Владыкою. Родом был из Евреев, но ум имел утвержденным. Он был не Фарисеем, но сосудом был надежнейшим. Вознесло положенье царского войска земного сердцем высокого мужа. Обладал он крылами в высоту вознестися ангелов, сил бестелесных, что поют Высокопрестольного. Молниеносный образ багряного хитона и жезла правость верную он царям проповедовал. И там он же он страху и ужасу подвергнулся,

http://pravoslavie.ru/74385.html

Призри на моления Твоих раб, Всенепорочная,/утоляющи лютая на ны востания,/всякия скорби нас изменяющи:/Тя бо едину, твердое и известное утверждение имамы;/и Твое предстательство стяжахом,/да не постыдимся, Владычице, Тя призывающии,/потщися на умоление, Тебе верно вопиющих:/радуйся, Владычице,/ всех помоще, радосте и покрове,//и спасение душ наших. На стиховне Осмогласника. Слава, глас 6: Отеческаго дара расточив богатство,/с безсловесными скоты пасохся окаянный,/и тех желая пищи,/гладом таях не насыщаяся,/но возвратився к благоутробному Отцу,/взываю со слезами:/приими мя яко наемника/припадающа человеколюбию Твоему,//и спаси мя. И ныне, Богородичен: Творец и Избавитель мой, Пречистая,/Христос Господь из Твоих ложесн прошед,/в мя оболкийся,/первыя клятвы Адама свободи./Темже Ти, Всечистая,/яко Божии Матери же и Деве,/воистинну вопием немолчно:/радуйся, ангельски, радуйся Владычице,/предстательство и покрове,//и спасение душ наших. По Ныне отпущаеши: тропарь Богородице Дево: трижды. На утрени, на Бог Господь, тропарь воскресен дважды. Слава, и ныне, Богородичен его. По кафисмах седальны Осмогласника. Таже полиелей, обычныя два псалма: припеваем же к сим и третий псалом, На реках вавилонских: с аллилуйею красною: Степенны и прокимен гласа. Всякое дыхание. Евангелие утреннее. Таже, Слава, глас 8: Покаяния отверзи ми двери: и прочее, писано в неделю мимошедшую. Канон воскресный, со ирмосом на 4, и крестовоскресный на 2, и Богородицы на 2, и Триоди на 6. Катавасия Триоди, глас 2: Песнь 1: Моисейскую песнь восприимши, возопий, душе:/Помощник и Покровитель бысть мне во спасение,/сей мой Бог ,/и прославлю Его. Песнь 3: Неплодствовавший мой ум/плодоносен, Боже, покажи ми,/Делателю добрых, Насадителю благих,/благоутробием Твоим. Седален, глас 1. Подобен: Гроб Твой: Объятия Отча отверсти ми потщися,/блудно иждих мое житие,/на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих, Спасе,/ныне обнищавшее мое сердце не презри./Тебе бо, Господи, во умилении зову://согреших, Отче, на небо и пред Тобою.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И велегласно возгласит: Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Неразделимей Троице, всегда, ныне и присно, и во веки веков. И нам отвещающым: Аминь. Начинает настоятель, с прочими служители, велегласно настоящий тропарь, во глас 5: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущым во гробех живот даровав. И мы тойжде поем подобне, со сладкопением. Поется же сей тропарь трижды от настоятеля, и трижды от нас. Таже настоятель глаголет стихи: Первый стих: Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от Лица Его ненавидящии Его. И на кийждо стих мы поем тропарь: Христос воскресе: весь по единожды. Вторый стих: Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня. Христос воскресе: единожды. Третий стих: Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся. Христос воскресе: единожды. Четвертый стих: Сей день егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь. Христос воскресе: единожды. Слава: Христос воскресе: единожды. И ныне: Христос воскресе: единожды. Таже настоятель поет вышшим гласом: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ. И отверзает врата. Входит настоятель с Честным Крестом, предыдущым ему со двема лампадами: И братиям поющым: И сущым во гробех живот даровав. Таже ударяют во вся кампаны: и клеплют довольно, три звоны. Вшед же настоятель со иереи во святый олтарь. И диакон глаголет ектению великую: Миром Господу помолимся: Возглас: Яко подобает Тебе всякая слава: И начинает предстоятель канон, творение Господина иоанна дамаскина. Глас 1. Ирмос: Воскресения день: Ирмосы на 4: И тропари на 12, с припевы: Христос воскресе из мертвых. И паки последи кийждо лик ирмос. Последи же на сходе катавасиа, ирмос тойже: Воскресения день: И по нем: Христос воскресе: весь трижды.Творит же начало канона на куюждо песнь всегда предстоятель, десной или левой стране случившейся начати. И кадит в начале канона святыя иконы, и оба лики и братию по чину. И по коейждо песни бывает ектениа малая вне олтаря, якоже рехом, во святый сей день. Возглас внутрь олтаря от иереа. По 1-й песни поет десная страна. По 3-й же поет левая. Сице поем и по прочих песнех.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И возгласит велегласно: Слава святей и единосущней, и животворящей, и нераздельней Троице, всегда ныне и присно, и во веки веков. И нам отвещающим: Аминь. Начинает настоятель с прочими служители, велегласно настоящий тропарь, во глас 5: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. И мы тойже поем подобне, со сладкопением. Поется же сей тропарь трижды от настоятеля, и трижды о нас. Таже настоятель глаголет стихи: 1-й: Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. И на кийждо стих мы поем тропарь: Христос воскресе: весь по единожды. 2-й стих: яко исчезает дым, да исчезнут. Христос воскресе: единожды. Третий: Тако да погибнут грешницы от лица божия: Христос воскресе: единожды. Четвертый: Сей день, егоже сотвори Господь: Христос воскресе: единожды. Слава, Христос воскресе: единожды. И ныне, Христос воскресе: единожды. Таже настоятель поет вышшим гласом: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ. И отверзает врата. Входит настоятель с честным крестом, предыдущим ему со двема лампадами: И братиям поющим: И сущим во гробех живот даровав. Таже ударяют во вся кампаны, и клеплют довольно, три звоны. Вшед же настоятель со иереи во святый олтарь: И диакон глаголет ектению великую: Миром господу помолимся. Возглас: Яко подобает Тебе всякая слава: И начинает предстоятель канон, творение Господина Иоанна Дамаскина , глас 1-й, ирмос: воскресения день: ирмосы на 4: тропари же на 12, с припевы, Христос воскресе: И паки последи кийждо лик ирмос. Последи же на сходе катавасиа, ирмос тойже: воскресения день: И но нем, Христос воскресе: трижды. Творит же начало канона на куюждо песнь всегда предстоятель, десной или левой стране случившейся начати. И кадит в начале канона святыя иконы, и оба лики, и братию по чину. И по коейждо песни бывает ектениа малая вне олтаря, якоже рехом, во святый сей день. Возглас внутрь олтаря от иереа: яко твоя держава: По 1-й песни, поет десная страна. По 3-й же поет левая. Сице поем и по прочих песнех. По 3-й песни, возглас: Яко Ты еси Бог наш:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Прообразовательное значение Пасхи Ветхого Завета всегда выражает 1-я песнь канонов на утрени. Но самое замечательное выражение эта пасхальная связь Ветхого и Нового Завета находит в ирмосе 1-й песни канона Пасхи: Воскресения день, просветимся, людие! Пасха, Господня Пасха: от смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия. Преведе  — это и есть наша Пасха! Воскресший Христос Бог наш дарует нам жизнь вечную Воскресением Своим. Поэтому в конце каждого пасхального богослужения мы благодарно поем: И нам дарова живот вечный: покланяемся Его тридневному Воскресению . Веру Церкви в то, что пострадавший за нас на Кресте и Воскресший в третий день Христос Господь — Новая Пасха, наша Пасха, то есть наше спасение и обновление, свидетельствует преподобный Иоанн Дамаскин в Пасхальном каноне, который поется на Светлой пасхальной заутрени. Этот канон иногда называется венцом, то есть вершиной церковных песнопений. Мужеский убо пол, яко разверзый девственную утробу, явися Христос, яко человек же, Агнец наречеся, непорочен же, яко невкусен скверны, наша Пасха: и яко Бог истинен, совершен речеся (первый тропарь 4-й песни канона Пасхи). В переложении на русский язык и на современный синтаксис этот тропарь читается так: “Наша Пасха — Христос явился мужским полом, как (Сын) разверзший девственную утробу; назван Агнцем как обреченный на смерть; непорочным как непричастный нечистоты; а как истинный Бог — наречен совершенным”. Следующий тропарь этой же песни канона Пасхи: Яко единолетный агнец, благословенный нам венец Христос, волею за всех заклан бысть, Пасха чистительная: и паки из гроба красное правды нам возсия Солнце . Переложение: “Благословляемый нами венец — Христос, как однолетний агнец, добровольно принес Себя в жертву за всех, — Он — наша очистительная Пасха, и вот из гроба нам воссиял Он как прекрасное Солнце правды”. В припеве на 9-й песни канона Пасхи поется: Христос — Новая Пасха, Жертва живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира . Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин 1:29), — свидетельствовал о Христе Спасителе Иоанн Креститель на Иордане. Агнцем, закланным от создания мира называет Воскресшего Христа Спасителя евангелист Иоанн Богослов в Откровении (Откр 13:8).

http://pravmir.ru/pasha-v-biblii-voskres...

Православная Церковь считает учение о мытарствах таким важным, что упоминает о них во многих богослужениях. В частности, в «Каноне на исход души», читаемом священником у одра умирающего члена Церкви, есть содержится такой тропарь: «Воздушного князя насильника, мучителя, страшных путей стоятеля, и напрасного сих словоиспытателя, сподоби мя, перейти невозбранно отходящя от земли» (песнь 4). Андрей Плюснин Мытарства блаженной Феодоры Преподобный Василий Новый (Х в.) в молодости оставил мир и подвизался в пустыне, претерпел мучения за Христову веру, но остался среди них невредим. Был прозорлив и молитвой исцелял больных. Среди посещавших святого был Григорий, который стал его учеником и впоследствии написал подробное житие своего учителя. Когда скончалась прислуживавшая преподобному Василию святая Феодора, Григорий очень хотел узнать о ее загробной жизни и часто просил святого подвижника открыть ему это. По молитвам блаженного Григорий увидел во сне старицу Феодору которая рассказала ему как душа ее проходила мытарства после смерти и как ей помогла сила молитв блаженного Василия. Пройти мытарства святой Феодоре помог преподобный Василий Новый, давший святым Ангелам мешок золотых монет – сокровищ своих молитв Богу – для откупа от бесов, поскольку святая Феодора ухаживала за ним в его старости. По прохождении всех мытарств, на третий день по отлучении души от тела, душа святой Феодоры предстала и поклонилась перед Престолом Божиим неприступной славы, окруженном Серафимами, Херувимами и бесчисленными Воинствами Небесными. После этого святой Феодоре в течение 6 дней были показаны райские обители святых апостолов, пророков, мучеников и угодников. Затем, на 9-й день по смерти, душа была вторично приведена для поклонения Богу. После этого в течение тридцати одного дня душа водилась по аду, где ей были показаны страшные муки грешников. В сороковой день святые Ангелы провели святую Феодору в обитель преподобного ее отца Василия в раю, где ей, как и всякому, прошедшему мытарства и частный суд, надлежит быть до дня Страшного Суда, который будет во Второе Пришествие Господа нашего Иисуса Христа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 6-й, светилен Триоди. «Слава» – ин светилен Триоди, «И ныне» – Богородичен Триоди. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 6-й – 5, и Триоди, глас 2-й, глас 4-й и глас 8-й – 3 (с припевами своими ). «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Отче Благий...», «И ныне» – «Преблагословенна еси...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба...». Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 6-я. На часах – тропарь воскресный. Кондак Триоди. На Литургии блаженны гласа – 6 и Триоди, песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь воскресный. «Слава, и ныне» – кондак Триоди. В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма. «Слава» – кондак Триоди, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак Триоди. Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные. Апостол и Евангелие – Недели о блудном сыне. Примечание. В седмицу мясопустную «Аллилуия» не поется (т. е. постовое богослужение не совершается); одна из кафизм утрени (третья) переносится на вечерню. Не поются междочасие и канон молебный ко Пресвятой Богородице на повечерии; повечерие положено малое. Точно так же – и в седмицу сырную, кроме среды и пятницы (см.: Типикон, гл. 49-я, «Неделя... блуднаго сына», «зри»). Примечание. «Ведомо же да есть, яко последование прилучающихся святых в субботу, и в Неделю мясопустную, поется в мимошедших повечериях. Такожде о субботе и Недели сыропустной творим: или како настоятель изволит, кроме аще где случится великаго святаго память» (Триодь Постная, «Неделя... блуднаго сына», «зри»). 1 О порядке пения служб на повечерии см. 13 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста. 2 «Полиелей: обычныя два псалма. Припеваем же к сим и третий псалом: На реках Вавилонских со Аллилуиею красною» (Типикон, гл. 49-я, «Неделя, в нюже чтется священное и святое Евангелие, притчи блуднаго сына»).

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-03/

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…». Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 4-я. На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь блж. Матроны. Кондаки Триоди и блж. Матроны читаются попеременно. На Литургии заготовляются два Агнца: для среды и пятницы. Примечание. Заготовление Агнцев на Литургии происходит следующим образом. Проскомидия в Неделю совершается обычным порядком. После заготовления первого Агнца точно так же заготовляются и другие два, над каждым из которых священник произносит молитвословия: «В воспоминание…», «Яко овча…», «И яко Агнец…», «Во смирении Его…», «Род же Его…», «Яко вземлется…», «Жрется Агнец…» и «Един от воин…». Все три Агнца полагаются на дискос вместе. Далее проскомидия совершается обычным чином. Во время евхаристического канона священник произносит: «Хлеб сей…», а не «Хлебы сия…». При возглашении «Святая святым» священник возносит не один Агнец, а все три вместе. Для причащения раздробляется обычным порядком только первый Агнец, а остальные два, по вливании теплоты в потир, напояются Святой Кровию. Для этого священник берет правой рукой лжицу, омокает ее в Святой Крови, левой же рукой берет второй Агнец и напояет Его над Чашей крестообразно, после чего полагает Агнец в Дарохранительницу. Таким же образом заготовляется и третий Агнец. Блаженны гласа – 4, Триоди, песнь 3-я – 4, и блж. Матроны, песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки: Примечание. Порядок пения тропарей и кондаков в 1-й Марковой главе Типикона под 24 февраля излагается без учета посвящения храма: тропарь воскресный, тропарь святого. «Слава» – кондак святого, «И ныне» – кондак Триоди. Согласно общему уставу, в храме Богородицы и святого может петься тропарь и кондак храма. Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 423, 429–431. В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь блж. Матроны. «Слава» – кондак блж. Матроны, «И ныне» – кондак Триоди. В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь блж. Матроны; кондак Триоди. «Слава» – кондак блж. Матроны, «И ныне» – кондак храма.

http://patriarchia.ru/bu/2022-03-06/

Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 8-я. На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь благоверного князя. Кондаки Триоди и благоверного князя читаются попеременно. На Литургии заготовляются два Агнца: для среды и пятницы. Примечание. Заготовление Агнцев на Литургии происходит следующим образом. Проскомидия в Неделю совершается обычным порядком. После заготовления первого Агнца точно так же заготовляются и другие два, над каждым из которых священник произносит молитвословия: «В воспоминание...», «Яко овча...», «И яко Агнец...», «Во смирении Его...», «Род же Его...», «Яко вземлется...», «Жрется Агнец...» и «Един от воин...». Все три Агнца полагаются на дискос вместе. Далее проскомидия совершается обычным чином. Во время евхаристического канона священник произносит: «Хлеб сей...», а не «Хлебы сия...». При возглашении «Святая святым» священник возносит не один Агнец, а все три вместе. Для причащения раздробляется обычным порядком только первый Агнец, а остальные два, по вливании теплоты в потир, напояются Святой Кровию. Для этого священник берет правой рукой лжицу, омокает ее в Святой Крови, левой же рукой берет второй Агнец и напояет Его над Чашей крестообразно, после чего полагает Агнец в Дарохранительницу. Таким же образом заготовляется и третий Агнец. Блаженны гласа – 4, Триоди, песнь 3-я – 4, и благоверного князя, песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки: Примечание. Порядок пения тропарей и кондаков в 1-й Марковой главе Типикона под 24 февраля излагается без учета посвящения храма: тропарь воскресный, тропарь святого. «Слава» – кондак святого, «И ныне» – кондак Триоди. Согласно общему уставу, в храме Богородицы и святого может петься тропарь и кондак храма. Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 423, 429–431. В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь благоверного князя. «Слава» – кондак благоверного князя, «И ныне» – кондак Триоди. В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь благоверного князя; кондак Триоди. «Слава» – кондак благоверного князя, «И ныне» – кондак храма.

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-17/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010