Тропарь 1. Нашедшая Сила днесь сия, Дух благии, Дух Премудрости Божия, Дух от Отца исходяи, и Сыном верным нам явися подавателен, в нихже вселяется, естеством святыни, в нейже зрится благостию. Дамаскин обращается к известному пророчеству Исаии о Христе ( Ис.11:1–2 ): «И почиет на Нем Дух Господень, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия...» «Дух благий» – это выражение из псалма 142. Этот Дух исходит от Отца и является нам через Сына, и как бы пересоздает по Его подобию, освящает, обожает тех, в кого вселяется, и бывает видим через плоды благости. Приходят на память слова из Послания к Галатам: «...Все вы – сыны Божии по вере во Христа Исуса. Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. (...) Плод Духа есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость , милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Гал.3:26–28, 5:22–23 ). Сошедшая сегодня Сила – Дух благой, Дух Премудрости Божией, Дух, исходящий от Отца, явился нам, верующим, чрез Сына; (Дух, Который, как свойственно Ему по природе) подает тем, в кого Он вселяется, освящение, и при этом видится через благость. Песнь 5-я 2-го канона. Ирмос. Избавление и очищение грехов, огнедохновенную приимите духовную росу, 0, чада светообразная церковная: ныне от Сиона бо прииде закон, языкоогнеобразная Духа благодать. Перевод этого текста усложнило наличие разночтений в древних греческих рукописях. Первое слово тропаря в нынешних греческих книгах читается: литирион – разрешающее, освобождающее. На основании этого, в послениконовском тексте начало тропаря звучит так: «решительное очищение грехов» . В нашей публикации славянский текст ирмоса дан сообразно большинству русских старопечатных и певческих книг. Тот вариант, который мы в них имеем, – «избавление» – восходит, видимо, к другому чтению: литрон – искупление, освобождение за выкуп. Но есть еще и третий вариант. В Цветной Триоди, в службе Вознесению, где «троицкие» ирмосы 4-го гласа стоят в качестве катавасии, мы читаем: «измывательство очищение грехов» . Знакомому с греческим языком нетрудно понять, что этот вариант перевода идет от подлинника, где стояло не литирион, как теперь, а лутрон (омовение, купание).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…». Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 4-я. На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь блж. Матроны. Кондаки Триоди и блж. Матроны читаются попеременно. На Литургии заготовляются два Агнца: для среды и пятницы. Примечание. Заготовление Агнцев на Литургии происходит следующим образом. Проскомидия в Неделю совершается обычным порядком. После заготовления первого Агнца точно так же заготовляются и другие два, над каждым из которых священник произносит молитвословия: «В воспоминание…», «Яко овча…», «И яко Агнец…», «Во смирении Его…», «Род же Его…», «Яко вземлется…», «Жрется Агнец…» и «Един от воин…». Все три Агнца полагаются на дискос вместе. Далее проскомидия совершается обычным чином. Во время евхаристического канона священник произносит: «Хлеб сей…», а не «Хлебы сия…». При возглашении «Святая святым» священник возносит не один Агнец, а все три вместе. Для причащения раздробляется обычным порядком только первый Агнец, а остальные два, по вливании теплоты в потир, напояются Святой Кровию. Для этого священник берет правой рукой лжицу, омокает ее в Святой Крови, левой же рукой берет второй Агнец и напояет Его над Чашей крестообразно, после чего полагает Агнец в Дарохранительницу. Таким же образом заготовляется и третий Агнец. Блаженны гласа – 4, Триоди, песнь 3-я – 4, и блж. Матроны, песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки: Примечание. Порядок пения тропарей и кондаков в 1-й Марковой главе Типикона под 24 февраля излагается без учета посвящения храма: тропарь воскресный, тропарь святого. «Слава» – кондак святого, «И ныне» – кондак Триоди. Согласно общему уставу, в храме Богородицы и святого может петься тропарь и кондак храма. Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 423, 429–431. В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь блж. Матроны. «Слава» – кондак блж. Матроны, «И ныне» – кондак Триоди. В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь блж. Матроны; кондак Триоди. «Слава» – кондак блж. Матроны, «И ныне» – кондак храма.

http://patriarchia.ru/bu/2022-03-06/

Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 8-я. На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь благоверного князя. Кондаки Триоди и благоверного князя читаются попеременно. На Литургии заготовляются два Агнца: для среды и пятницы. Примечание. Заготовление Агнцев на Литургии происходит следующим образом. Проскомидия в Неделю совершается обычным порядком. После заготовления первого Агнца точно так же заготовляются и другие два, над каждым из которых священник произносит молитвословия: «В воспоминание...», «Яко овча...», «И яко Агнец...», «Во смирении Его...», «Род же Его...», «Яко вземлется...», «Жрется Агнец...» и «Един от воин...». Все три Агнца полагаются на дискос вместе. Далее проскомидия совершается обычным чином. Во время евхаристического канона священник произносит: «Хлеб сей...», а не «Хлебы сия...». При возглашении «Святая святым» священник возносит не один Агнец, а все три вместе. Для причащения раздробляется обычным порядком только первый Агнец, а остальные два, по вливании теплоты в потир, напояются Святой Кровию. Для этого священник берет правой рукой лжицу, омокает ее в Святой Крови, левой же рукой берет второй Агнец и напояет Его над Чашей крестообразно, после чего полагает Агнец в Дарохранительницу. Таким же образом заготовляется и третий Агнец. Блаженны гласа – 4, Триоди, песнь 3-я – 4, и благоверного князя, песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки: Примечание. Порядок пения тропарей и кондаков в 1-й Марковой главе Типикона под 24 февраля излагается без учета посвящения храма: тропарь воскресный, тропарь святого. «Слава» – кондак святого, «И ныне» – кондак Триоди. Согласно общему уставу, в храме Богородицы и святого может петься тропарь и кондак храма. Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 423, 429–431. В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь благоверного князя. «Слава» – кондак благоверного князя, «И ныне» – кондак Триоди. В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь благоверного князя; кондак Триоди. «Слава» – кондак благоверного князя, «И ныне» – кондак храма.

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-17/

Текст канона Благовещению Пресвятой Богородицы авторства преподобного Андрея Критского был впервые издан Энрикой Фольери по двум рукописям, Vatican, gr. 2008 и Crypr. Δ. α. VII 21 , и вскоре переиздан Евтихием Томадакисом по тем же двум рукописям с привлечением третьей, Crypr. Δ. α. XVII 22 . Елена Папаилиопулу-Фотопулу указала еще на одну рукопись этого канона, Sinait. gr. 607, в которой содержатся весьма существенные разночтения 23 ; их список приведен в диссертации Костены Кристины Рогобете 24 . Канон написан на 4-й глас, ирмос 1-й песни: ρματα Φαρα· ( Колесницы фарановы:), в каноне имеется 2-я песнь. Первый тропарь канона: Σμερον Γαβριλ· ( Днесь впрочем, в Sinait. gr. 607 этот тропарь идет третьим, а первым является тот, который в других рукописях стоит четвертым: φραστον ληθς· ( Неизреченное воистинн:). Канон весьма выразителен с поэтической точки зрения и содержательно разнообразен: 1-я песнь содержит яркое описание происходящего «днесь» события Боговоплощения; 2-я, каждый тропарь которой начинается с цитаты «Видите [ныне], видите, что Я – Бог» ( Втор 32 :39а), рассказывает о совершающейся тайне как бы от лица Самого Бога; 3-я и 4-я раскрывают ее богословскую сторону; тропари 5-й, обращенной к Божией Матери, начинаются с приветствия Χαρε (Радуйся!) и близки к многочисленным прославлениям из других традиционных благовещенских гимнов; 7-я, неожиданно краткая (всего три тропаря, тогда как в других песнях их от пяти до девяти), содержит историческую картину Благовещения: рассказ о приходе архангела в Назарет (первый тропарь), реплику Приснодевы, в которой Она излагает Свои сомнения (второй тропарь) и ответ архангела, рассеивающий их (третий тропарь); 8-я песнь призывает благословлять «Бога, вселившегося в Матернюю утробу» (пятый тропарь), и поклоняться Ему; 9-я песнь завершает канон размышлениями о величии тайны Боговоплощения и славословиями в честь Божией Матери. 1.5. Канон авторства Николая Маврокордата Последний из уже изданных к настоящему времени канонов Благовещению Пресвятой Богородицы принадлежит «славнейшему и мудрейшему правителю Угровлахии господину Николаю». Канон сохранился в рукописи Athos. Laur К 203 и был издан монахом афонской Великой Лавры Афанасием (в миру Спиридон Камбанаос) 25 – вероятно, он обнаружил его при работе над каталогом рукописей монастыря 26 ( Григорий Палама , 8, 26–30). Канон Николая – ямбический; 1-го гласа; написан на ирмосы σωσε λαν· ( Спас люди:); начало первого тропаря: στησ’ ρυθρν, πανσθενς ον πλαι· ( Оустави чермню всемогщю волн древле:); 2-я песнь в каноне отсутствует.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Аще ли не имать святый хвалитных: и поем воскресны 4, и праздника 4, того дне стиховны утренния, с припевы их. Слава, стихира евангельская. И ныне, Преблагословенна еси: Славословие великое. Тропарь воскресн точию: ектении, и отпуст, и оглашение, и обычное исхождение в притвор, и час 1-й. На 1-м часе, тропарь воскресн. Слава, праздника: святаго же, аще есть тропарь и кондак глаголем пременяюще. И ныне, богородичен часов. По Отче наш, кондак праздника, и конечный отпуст. Такожде и на прочих часех глаголем воскресн тропарь прежде, а праздника и святаго пременяем. Кондак воскресн и праздника глаголем пременяюще же, аще полиелей, и святаго. На Литургии, блаженна октоиха, на 6, и с троичным: и праздника песнь на 4. [Аще ли имать святый песнь и блаженна воскресна на 4: и праздника песнь на 4: и святаго песнь 6-я на 4.] По входе тропарь воскресн, и праздника: таже храма, и святаго, аще имать. Кондак воскресн и храма. Слава, святаго, аще имать. И ныне, праздника. Прокимен, апостол, и евангелие, прежде недели ряд: таже святаго, аще имать. Причастен: Хвалите Господа: и святаго, аще имать: аще же ни, праздника.     МРК Аще случится попразднство сретения господня в неделю фарисееву, или блуднаго, или мясопустную: На малей вечерни, на Господи воззвах, и на стиховне стихиры октоиха, по обычаю. На Велицей Вечерни, Господи воззвах, стихиры воскресны 4: и триоди 3: и праздника 3: [Смотри] [Аще ли неделя мясопустная: Стихиры воскресны 3: и триоди 4: и праздника 3. Слава, триоди. И ныне, богородичен 1-й гласа. На литии стихиры праздника рядовыя того дне стиховныя, и триоди хвалитны. Слава, триоди. И ныне, праздника. На стиховне стихиры воскресны. Слава, триоди. И ныне, праздника. На благословении хлебов, тропарь: Богородице Дево: дважды, и праздника, единожды: и чтение. На Бог господь, тропарь воскресн, дважды. Слава, и ныне, праздника. По кафисмах седальны воскресны, с богородичны их, и чтение во евангелии толковом. По непорочных тропари: Ангельский собор: [Аще же неделя блуднаго, или мясопустная: Поем полиелей: прилагаем же и третий псалом: На реках вавилонских:] Степенна, и прокимен гласа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

При возглашении «Святая святым» священник возносит не один Агнец, а все три вместе. Для причащения раздробляется обычным порядком только первый Агнец, а остальные два, по вливании теплоты в потир, напояются Святой Кровию. Для этого священник берет правой рукой лжицу, омокает ее в Святой Крови, левой же рукой берет второй Агнец и напояет Его над Чашей крестообразно, после чего полагает Агнец в Дарохранительницу. Таким же образом заготовляется и третий Агнец. Блаженны гласа – 6, и Триоди, песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь воскресный. «Слава, и ныне» – кондак Триоди. В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма. «Слава» – кондак Триоди, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак Триоди. Прокимен и аллилуиарий – Недели сыропустной . Апостол и Евангелие – Недели сыропустной. Причастен – воскресный: «Хвалите Господа с Небес...». Б. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 8-й – 4, Триоди, глас 6-й – 3, и благоверного князя – 3. «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Седе Адам прямо рая...», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небесный...». Вход. Прокимен дня. Паримии благоверного князя – 3. На литии стихира храма и две стихиры Триоди (см. на хвалитех, без припевов), глас 5-й: «Увы мне...», глас тот же: «Поприще добродетелей...» . «Слава» благоверного князя (см. славник на «Господи, воззвах» великой вечерни), «И ныне» – Триоди, глас 6-й: «Солнце лучи скры...» (см. славник литийных стихир Триоди). На стиховне стихиры воскресные, глас 8-й. «Слава» – благоверного князя (см. славник на стиховне великой вечерни), «И ныне» Триоди, глас 6-й: «Изгнан бысть Адам...» (см. славник стиховных стихир Триоди) . По Трисвятом – «Богородице Дево...» (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь благоверного князя, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные .

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-17/

Трикирий – (трисвечник) – свещник особого устройства с тремя втулками для свечей, в честь Пресвятой Троицы. Священниками употребляется с праздника Пасхи по отдание сего праздника. Трисвятое –и Трисвятая песнь. Трисвятая песнь состоит в следующих словах: Святый Боже, Св. Крепкий, Св. Безсмертный помилуй нас. (Нов. Скриж.) Слова „св. св. св.“ заимствованы от ангелов, воспевающих сию песнь Богу. ( Исх.6:3 ; Откр.4:8 .), а последние слова песни заимствованы из псалма Давидова ( Пс.50:1 ). Трипеснец (см. Каноны) – канон, состоящий из тропарей трех песен. – 8-я и 9-я песни всегда имеются в Трипеснце, а третью песнь составляют 1, 2, 3, 4, 5 поочередно. Трипеснцы поются только во время Великого Поста. Тропарь (от греч. τρπαιο – знамение победы) называется такая песнь, в которой выражается сущность праздника или особый подвиг прославляемого святого. (Изъясн. Богосл. свящ. Свирелина). Триодь (τριδιо – трипеснец). Так называется Богослужебная книга, содержащая в себе целый ряд служб, на все продолжение от недели мытаря и фарисея и до недели всех святых, или иначе от 9-го воскресенья пред Пасхою и до 9-го воскресения по Пасхе, включая в этот счет и самую Пасху. Так называется потому, что между прочим, заключает в себе трипеснцы. По содержанию триодь разделяется на две части: 1-я постная триодь содержит службы от недели мытаря и фарисея до Пасхи; 2-я Цветная или Пентикостарион – от Пасхи до Пятидесятницы. Цветною называется потому, что время, в которое совершается по ней Богослужение, есть весеннее, радостное, и в самых молитвословиях ее воспевается духовная весна, наставшая по возстании из гроба Христа Жизнодавца. (Изъясн. Богослуж. Свирелина.). Троеженец т. е. вступивший, по благословению Церкви, в третий законный брак (Нов. Скриж. стр. 285.). Троичен – канон, составленный в прославление св. Троицы, он всегда полагается в воскресные дни на полунощнице и вообще во всех канонах предпоследний тропарь каждой песни есть троичен, т. е. песнь в честь св. Троицы и потому читается с припевом: Слава Отцу, и Сыну, и св. Духу. – Троичны песни – тесни во славу Пресвятой Троицы: они поются на ежедневных утренях, когда поется вместо Бог Господь аллилуиа (преимущественно во время Великого поста).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Следующая группа свидетельств – служба святому Роману; канон, опубликованный в Минее за 1 октября, подписанный именем Епифания в Богородичнах, – дают нам мало конкретных биографических сведений, одно из немногих – то, что он «от юности всего себя возложил Христу» (песнь 1, 2), в Константинополе вел аскетический образ жизни. Кроме того, канон подтверждает чудо с явлением Богородицы, говоря, что «Воплощеннаго Сына Божия Рождшая истинно твою душу просвети и ум обожи, познанием исполни, нощию ти представшая Приснодева» (песнь 5 тропарь 2). Несколько больше сведений дает канон, подписанный именем Феофана Грапта, опубликованный Петридисом. В нем говорится, что святой Роман был «наилучшим диаконом» ( aristos diakonow – 6 песнь 1 тропарь); отметим, что слово aristos может восприниматься не только в аксиологическом, но и в социальном смысле: как «священнопроповедник» (как считает Гродидье де Матон): это говорит о служении поэта как проповедника, через свои гимны. Ниже мы увидим, что возможны и иные интерпретации. В каноне говорится, что Роман был υμνολογος и μνογρφος (песнь 7 тропарь 3), то есть писал и тексты, и музыку. Говорится, что он с детства изучал Писание и прекрасно его знал, когда прибыл в Константинополь (песнь 4, 2). Также упоминается, что он постоянно посещал «церкви» Богородицы. В высшей степени интересен фрагмент кондака святому Роману, частично изданный кардиналом Питра и полностью – Гродидье де Матоном. К сожалению, до нас дошли только три икоса. Приведем самые интересные фрагменты (икосы второй и третий): Житие его было книгой одушевленной и, всеми прежде познаться, проявилось пред Владыкою. Родом был из Евреев, но ум имел утвержденным. Он был не Фарисеем, но сосудом был надежнейшим. Вознесло положенье царского войска земного сердцем высокого мужа. Обладал он крылами в высоту вознестися ангелов, сил бестелесных, что поют Высокопрестольного. Молниеносный образ багряного хитона и жезла правость верную он царям проповедовал. И там он же он страху и ужасу подвергнулся,

http://pravoslavie.ru/74385.html

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 6-й, светилен Триоди. «Слава» – ин светилен Триоди, «И ныне» – Богородичен Триоди. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 6-й – 5, и Триоди, глас 2-й, глас 4-й и глас 8-й – 3 (с припевами своими ). «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Отче Благий...», «И ныне» – «Преблагословенна еси...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба...». Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 6-я. На часах – тропарь воскресный. Кондак Триоди. На Литургии блаженны гласа – 6 и Триоди, песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь воскресный. «Слава, и ныне» – кондак Триоди. В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма. «Слава» – кондак Триоди, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак Триоди. Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные. Апостол и Евангелие – Недели о блудном сыне. Примечание. В седмицу мясопустную «Аллилуия» не поется (т. е. постовое богослужение не совершается); одна из кафизм утрени (третья) переносится на вечерню. Не поются междочасие и канон молебный ко Пресвятой Богородице на повечерии; повечерие положено малое. Точно так же – и в седмицу сырную, кроме среды и пятницы (см.: Типикон, гл. 49-я, «Неделя... блуднаго сына», «зри»). Примечание. «Ведомо же да есть, яко последование прилучающихся святых в субботу, и в Неделю мясопустную, поется в мимошедших повечериях. Такожде о субботе и Недели сыропустной творим: или како настоятель изволит, кроме аще где случится великаго святаго память» (Триодь Постная, «Неделя... блуднаго сына», «зри»). 1 О порядке пения служб на повечерии см. 13 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста. 2 «Полиелей: обычныя два псалма. Припеваем же к сим и третий псалом: На реках Вавилонских со Аллилуиею красною» (Типикон, гл. 49-я, «Неделя, в нюже чтется священное и святое Евангелие, притчи блуднаго сына»).

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-03/

4-я, 8-я и 9-я; пяток 5-я, 8-я и 9-я. В четверопеснцы входят песни 6-я, 7 я, 8-я и 9-я. 94 Таких песней десять первая песнь Моисея Поил Господеви, воспевает переход израильтян чрез Чермное море. Вторая песнь обличительная песнь Моисея народу израильскому: Вонми небо. Третия песнь Анны, матери Самуила: Утвердися сердце те е Господе, которую она воспела после разрешения неплодства своего. Четвертая песнь пророка Аввакума, со страхом провидевшего таинство пришествия Сына Божия на землю: Господи, услышах слух твой и убояхся. 95 Порядок службы изучается по Богослужебным книгам в классе под руководством преподавателя. При этом очень полезно разделять учеников на группы, и каждую группу снабдить потребными книгаит, по коим ученики и будут следить за порядком службы и повторять несколько раз по числу групп. После этих классных упражнений они легко могут отправлять службы и в храме Божием. В настоящем издании книги порядок служб подробно изложен, так что она одна может служить руководством для учеников. 96 Тропарь 3-го гласа: Господи иже Пресвятого Твоего Духа в третий час Апостолом твоим ниспославый, Того, Благий, не от ими от нас, но обнови нас молящихтися. 98 Тропарь 9-го часа: Еже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивши, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси иас. 99 В пяток тоже полагается великое повечерие, но по 1-м и 2-м трисвятом положены–тропарь и кондак святому, и Господи сил. . не поется. 101 Это чтение канона на повечерии называется ефимонами от греч Εφυμνομαι буквально эн славлю с припевом. Производит же ефимоны от μεθ т.-е. от чтения на повечерии: с нами Бог ! неправильно и не верно. Во весь Великий пост поется повечерие с песнью: с нами Бог, и на праздники Р X. и Крещения; однако это повечерие никем никогда не называлось ефимонами. 102 При облачении в священных одежды иерей творит крест над каждою из них, целует ее и говорит только: «Господу помолимся». При поставлении над Св. Дарами звездицы и покрытии их покровами священник говорит только: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас». 103 На вечерни к этому дню – в среду – на Господи возвах, кроме стихир триоди на 6, поются еще 24 стихиры из великого канона. Стихи к 22-м стихирам берутся из псалмов 140, 148 и 142 от стиха: падут во мрежу свою, а когда пропоются все стихи псалмов; тогда к прочим стихирам припевают слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Читать далее Источник: Изъяснение богослужения с церковным уставом : Определением Святейшего синода введено в духовных училищах в учеб. руководство/[Соч.] Свящ. Александра Свирелина. - Москва : тип. Т. Рис, 1872. - XII, 146 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010