«Надобно знать нам свою меру и не увлекаться в высоту». О письмах преподобного Макария Оптинского 12 февраля, 2009. Монахиня Игнатия (Петровская) Великое успокоение, мир и вместе твердость и радость испытывает всякий, читающий строки писем преподобного старца иеросхимонаха Макария, независимо от того, пишет ли тот к мирянам или к монашествующим. Всем без различия старец преподает уроки подлинного духовного мудрования о мире и жизни, всем указывает на высоту Евангельских заповедей. Читайте также: Черная ряса ничего не значит без внутреннего подвига Старчество на Руси. О письмах Ивана Ивановича Троицкого Старчество на Руси. О письмах святителя Феофана Затворника Старчество на Руси. Глава 5. Старчество в русских обителях Старчество на Руси. Глава 4. Зосимова пустынь и старчество Старчество на Руси. Глава 3. Старчество в Оптиной пустыни Старчество на Руси. Глава 2. К истории русского старчества Старчество на Руси. Глава 1. Основы старчества Монахиня Игнатия (Пузик): Ученый с мировым именем, монахиня-гимнограф. Великое успокоение, мир и вместе твердость и радость испытывает всякий, читающий строки писем преподобного старца иеросхимонаха Макария, независимо от того, пишет ли тот к мирянам или к монашествующим [ 1 ]. Всем без различия старец преподает уроки подлинного духовного мудрования о мире и жизни, всем указывает на высоту Евангельских заповедей. И наипаче любит говорить о смирении. Смирение, смиренномудрие – это основное состояние души, которое проповедует батюшка Макарий, оно нужно всем и всегда. По слову его писем, утвержденному мнением преподобного Исаака Сирина, «яко соль во всякой пище, тако и смирение во всякой добродетели нужно» [ 2 ]. Ныне прославленный Святою Церковью преподобный старец иеросхимонах Амвросий радовался появлению в печати писем старца Макария и писал в одном из своих посланий: «Слава и благодарение Всеблагому Господу, приведшему к окончанию напечатания драгоценных писем блаженного нашего отца. Пользовал он многих при жизни своей, а теперь будет пользовать, кажется, и множайших письменными своими наставлениями. Покойный батюшка отец Макарий по смирению своему лично не высказывал, щадя немощь нашу, в письмах же своих он обнажает истину прямо, а часто и не обинуясь» [ 3 ].

http://pravmir.ru/nadobno-znat-nam-svoyu...

Не будем, возлюбленные, ничего предпочитать нелицемерной любви; потому что многократно падаем всякий день и час. И посему приобретем любовь; ибо она покрывает множество грехов. Что пользы, братия, если имеем все, но не имеем спасающей нас любви? Что пользы, если кто учредит великий обед, позовет царя и князей, все приготовит к угощению без всякого недостатка, но не будет у него соли? Невозможно и вкусить такого обеда. Не только траты звавшего будут напрасны и труды погибнут, но и его самого осмеют позванные. Так и здесь, братия мои, что пользы трудиться нам на ветер, если нет в нас любви? Без любви всякое дело нечисто. Если хранить кто девство, если постится или пребывает во бдении, если молится или дает у себя приют бедным, если в дар Богу приносит или начатки или и все плоды, если строит церкви или иное что большее делает: все сие без любви ни во что не вменится пред Богом; потому что неблагоугодно сие Богу. Итак ничего не предпринимай делать без любви. Если же скажешь: хотя и ненавижу брата своего, однако ж люблю Христа, то окажешься лжецом. Обличает тебя Иоанн Богослов, говоря: не любяй брата своего, егоже виде, Бога Егоже не виде, како может любити (1Ин.4:20)? Посему явно, что если кто имеет ненависть к брату своему и думает о себе, что любит он Бога, то он лжец и сам себя прельщает. Ибо еще говорит Иоанн: сию заповедь имамы от Него, да любяй Бога, любит и брата своего (21). И Господь также говорит: в сию обою заповедь весь закон и пророцы висят (Мф.22:40). Какое великое и необычайное чудо! Кто имеет любовь, тот исполняет весь закон; ибо исполнение закона любы есть (Рим.13:10). О, несравненная сила любви! О, безмерная сила любви! Ни на небе, ни на земле нет ничего драгоценнее любви. Она - божественная любовь - есть возглавление добродетелей; любовь - причина всех благ; любовь - соль добродетелей; любовь - конец закона. Она вселялась в сердце Авелевом; она была содейственницею Патриархов; она охраняла Моисея; она обитала во Пророках; она соделала Давида жилищем Святаго Духа; она укрепляла Иова.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/858/...

О красоте монашества Страх Божий – это гарантия. 10 июля, 2015 Страх Божий – это гарантия. Монашество в Православной Церкви всегда занимало особое место, поскольку развитие монашества это, прежде всего развитие самой Церкви, ее духовный путь. О монашестве мы говорим как о христианском образе жизни, который ставит на первый план всецелое посвящение Богу, и совершенное исполнение Его Божественной воли и заповедей. Зачем люди уходят в монастырь? Возможно ли истинное монашество в наше время? Каковы цели и задачи современных монастырей? Мы публикуем беседу начальника Всехсвятского скита Валаамского ставропигиального мужского монастыря схиигумена Серафима (Покровского) из цикла его бесед с братией обители. Являясь жителем Франции, отец Серафим в поисках истины и целей христианской жизни в 1983 году поступил в Свято-Предтеченский монастырь (Эссекс, Англия) к старцу  Софронию (Сахарову), где принял  монашеский постриг с именем Серафим в  честь преподобного Серафима Саровского. В своих наставлениях к братии, отец Серафим всегда говорил, что  истинное монашество по самой своей сущности заключается не в черных ризах,  постах, долгих молитвах, не в умерщвлении только плоти и исключительных заботах о своем личном спасении, а единственно в исполнении самим делом заповедей  Христовых, в деятельном, непрестанном проявлении к нашим ближним любви, правды,  милости, без которых ни одному человеку не возможно спастись. Наша беда сегодня в том, что чаще всего мы не видим и не замечаем красоты монашеского призвания и забываем о том, что мы призваны и избраны, что монашество – это избранничество святое. Помните эпизод из жития преподобного Серафима Саровского? Как-то к нему приехал брат – купец, и когда он его проводил, преподобный Серафим воздел руки свои и воскликнул: «Самое прекрасное жительство – монашеское!». И если у нас не будет именно такого помысла о том, что никакой другой образ жизни не превышает то, что нам дано, то нам трудно будет устоять и в монастыре, и на монашеском пути. Да, мы и нищие, и убогие, и презираемы, и гонимы, и страждем, и голодаем и т. д., как пишет апостол Павел (2 Кор. 4:8–11). Но именно поэтому надо суметь увидеть красоту этого богоподобного и Христоподобного истощания, обнищания. Другими словами, надо возлюбить эту жизнь и не уничижать землю обетованную.

http://pravmir.ru/o-krasote-monashestva/

О святых алтарях и приношении бескровной жертвы (Вторая беседа с мнимо духовным христианином) Пришедший: Для меня сомнительно и то, что вы, православные, строите церкви и водружаете в них алтари; вы делаете то, что возбранено словом Божиим. Я спросил: А где возбранено словом Божиим строить храмы Богу для собрания в них на молитву и водружать алтари для приношения жертвы Богу? Пришедший: Сам Господь сказал самаряныне: «жено, веру ми ими, яко грядет час, егда ни в горе сей, ни во Иерусалимех поклонитеся Отцу» ( Ин.4:42 ). И первомученик Стефан глаголет: «Вышний не в рукотворенных церквах живет» ( Деян.7:48 ). Сими словами Спасителя и первомученика Стефана прямо возбраняется созидать храмы. Я ответил: В приведенных тобою словах Спасителя нет возбранения созидать храмы Богу; напротив, в них содержится разрешение повсеместно созидать храмы истинному Богу. Пришедший: Не понимаю, каким образом в приведенных мною словах Спасителя можно находить разрешение созидать Богу храмы по всей вселенной? – Объясните. Я ответил: Послушай моего объяснения. Самаряныня имела мнение, что должно покланяться Богу на одном лишь месте, и только недоумевала, на коем, – в горе Самаринской, или во Иерусалиме. Поэтому она и говорила Спасителю: отцы наши в горе сей поклонишася: вы же глаголете, яко во Иерусалиме есть место, идеже кланятися подобает. На эти слова самаряныни, мнящей, что на едином месте токмо подобает поклонятися Богу, Спаситель и отвечает, что заповедь – покланяться Богу на едином месте, то есть в одном только в Иерусалиме быть храму истинного Бога для поклонения Ему, – что заповедь сия была временная, а отселе будет разрешено поклонятися Богу повсюду, значит, и храмы Божии будут воздвигаемы повсюду же: жено, веру ми ими, яко грядет час, егда ни в горе сей, ни во Иерусалимех поклонитеся Отцу. Слова эти имеют тот именно смысл, что вот близок час, когда уже не в Иерусалиме только будут поклонятися Господу, но во всяком месте будут воздвигнуты алтари и при них будет совершаться поклонение Богу, приноситься жертвоприношение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Ответы Святых Отцов Церкви на вопросы мирян 1. Почему обязательно нужно быть крещеным, неужели нельзя быть просто хорошим человеком и творить добрые дела? Кажутся мне цветущие добрыми делами, но не ведающие Бога, похожими на останки мертвецов, хоть и прекрасно одетых, но бесчувственных к прекрасному. (Святитель Игнатий Брянчанинов) Если кто и добр по делам, но не получил запечатления водою, не войдет в Царство Небесное. (Святитель Кирилл Иерусалимский) 2. Можно стараться жить по заповедям, т.е. честно и порядочно, и без веры в Бога. Душа может противиться греху, но не может без Бога победить или искоренить зло. (Преподобный Макарий Великий) 3. Я верю в высший разум, который не обязательно может быть Богом, стараюсь жить по нравственным заповедям и надеюсь на спасение своей души и без веры в Христа. Спасается лишь тот, кто имеет главою Христа, а имеет главою Христа лишь тот, кто находится в Его теле, которое есть Церковь. (Блаженный Августин) Признающие возможность спасения без веры во Христа, отрекаются от Христа и, может быть не ведая, впадают в тяжкий грех богохульства. (Святитель Игнатий Брянчанинов) 4. Прощаются ли все грехи при Крещении? Святым Крещением изглаживается первородный грех и грехи, сделанные до Крещения. Отнимается у греха насильственная власть над нами. (Святитель Игнатий Брянчанинов) Исповедую едино Крещение во оставление грехов... («Символ веры» — творение Святых отцов первых Вселенских Соборов) 5. Во время Крещения мне предложили отречься от сатаны, но я с сатаною никакого договора не заключал, так от чего же отрекаться? «Отрекаюсь от сатаны и всех дел его»... Каких дел? — Блуда, прелюбодеяния, нечистоты, лжи, воровства, зависти, гадания, ворожбы, раздражительности, гнева, хулы, вражды, ссоры, ревности. Отрекаюсь пьянства, празднословия, гордыни, празднолюбия. Отрекаюсь глумления, бесовских песен, вызывания духов... Нет и времени перечислить все. Отрекаюсь всего, именуемого худым, что ненавидит Бог. (Преподобный Ефрем Сирин) 6. Почему говорят, что Господь кого любит, того и наказует?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4164...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Молитвы в телесных недугах Здоровье — бесценный дар, который мы начинаем ценить, только когда теряем. Но о нем необходимо заботиться и тогда, когда ничего не беспокоит: соблюдать заповеди, вести правильный образ жизни, избавляться от вредных привычек. В сохранении здоровья и в исцелении от болезней помогут и православные молитвы. В этой книге вы найдете молитвы о болящих, молитвы о терпении болезней и несчастий, а также молитвы при различных болезнях, в т.ч. молитвы, читаемые при заболевании раком. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/ Молитвы в телесных недугах Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС 14-403-0290) Молитвы о болящих (общие) Тропарь, глас 4-й Скорый в заступлении един сый, Христе, скорое свыше покажи посещение страждущему рабу Твоему (имя), и избави от недуг и горьких болезней; и воздвигни во еже пети Тя и славити непрестанно, молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче. Кондак, глас 2-й На одре болезни лежащаго и смертною раною уязвленнаго, якоже иногда воздвигл еси, Спасе, Петрову тещу и разслабленнаго на одре носимаго; сице и ныне, Милосерде, страждущаго посети и исцели: Ты бо един еси недуги и болезни рода нашего понесый и вся могий, яко Многомилостив. Молитва в болезни Господи Боже, Владыко жизни моей, Ты по благости Своей сказал: не хочу смерти грешника, но чтоб он обратился и жив был. Я знаю, что эта болезнь, которою я страдаю, есть наказание Твое за мои грехи и беззакония; знаю, что по делам моим я заслужил тягчайшее наказание, но, Человеколюбче, поступай со мною не по злобе моей, а по безпредельному милосердию Твоему. Не пожелай смерти моей, но дай мне силы, чтобы я терпеливо сносил болезнь, как заслуженное мною испытание, и по исцелении от нее обратился всем сердцем, всею душою и всеми моими чувствами к Тебе, Господу Богу, Создателю моему, и жив был для исполнения святых Твоих заповедей, для спокойствия моих родных и для моего благополучия. Аминь. Молитва болящей

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Письма о разных предметах веры и жизни Пожалуй, самое ценное в наследии Феофана Затворника — это его письма. Ведь сам жанр письма предполагает личное общение, конкретность вопросов. В своих письмах великий духовный наставник Феофан Затворник входит в проблемы своего собеседника и решает именно их, от всего богатства духовного наследия Церкви, чьим великим знатоком он был и, конечно, от своего собственного опыта. «Письма о разных предметах веры и жизни» это собрание писем святителя Феофана, разбитых на такие темы: 1. О вере слепой и видящей. Видящая вера ясно видит, во что и почему верует. Как решать недоумения о предметах веры 2. О вечности мучений нераскаянных грешников. Поправка неправых мнений о том, как согласовать вечные муки с Божиим милосердием. Есть ли покаяние за гробом. Различные степени блаженств и мучений. Грех извращает и оскверняет весь состав человека. Покаяние возможно только при жизни. В чем будут состоять мучения 3. Любящий Бога страшится Божия гнева за грехи. Мы грешим по слабости ко греху, но всегда произвольно. Средство к избежанию греха гнева и вспыльчивости. Способ удерживать себя от всего дурного 4. Мысль притчи о неправом управителе. Об отвращении главной беды — осуждения за грехи. Как обеспечить свое будущее благотворением и милостыней 5. О втором пришествии Господа и всеобщем воскресении 6. О сознании себя грешным и начале исправления. О паломничестве в Иерусалим. О чтении Псалтири 7. Поправка неправых мнений о втором пришествии и суде. О воскресении мертвых. О частном суде после смерти. Как следует жить, чтоб быть спасену. Путь спасения — верное исполнение заповедей Божиих 8. 1–е письмо в С. — Петербург по поводу ереси тамошней 9. О хороших и неисправных священниках. О всеусердной молитве Господу об исправлении ближнего 11. О тщеславии. Крайняя пагуба от тщеславия. Как бороться с ним 12. О борьбе с рассеянием. Как стяжать и уберечь внутреннюю теплоту и собранность. Как всем делам придавать угодный Богу характер

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=871...

По духу Евангелия вся ваша деятельность – наши мысли, желания и действия должны проистекать из любви к Богу и ближнему. Возлюбиши, заповедал Спаситель, Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всею мыслию твоею, и возлюбиши искренняго твоего яко сам себе ( Мф. 22:37, 38 ). А чтобы люди знали: как любить Бога всем сердцем, всей душей, всем разумением своим, и как любить ближнего, Бог дал святой Закон свой, в котором, во-первых, заповедал: Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии разве Мене ( Исх. 20:2 ). Сия заповедь требует от нас, иметь живую уверенность в бытии Бога, Существа всесовершенного ( Аввак. 2:4 . Евр. 11:6 ), всемерно стараться возрастах в познании Его ( Иер. 9:23, 24 ), а для его упражняться в чтении Священного Писания ( 2Тим. 3:16,17 .) и других душеспасительных книг, или внимательно слушать их чтение, также церковные поучения и благочестивые разговоры о Боге, о промысле Божием, дела Его в Церкви ( 1Сол. 5:11 ), во всех обстоятельствах жизни нашей обращаться к Нему единому ( Пс. 42:5 ), на Него единого возлагать всю надежду свою ( Рим. 8:31 ), поступать осмотрительно до того, чтобы все дела и мысли наши были проникнуты благоговейным чувством вездеприсутствия и всеведения Божия ( Быт. 17:2 ), почитать гнев Его высочайшим для себя несчастием ( Быт. 39:9 ), безропотно во всем покоряться Его воле ( Втор. 11:13, 14 ), прославлять Его ( Пс. 21:24 ), как всесовершенного, благодарить Его, как Промыслителя и Спасителя нашего ( 1Сол. 5:18 ), призывать Его как всеблагого и всемогущего ( Пс. 49:15 ), исповедовать Его устами и святостью жизни ( Пс. 104:1 ), быть послушным сыном св. Церкви Его ( Мф. 18:17 ), и воздавать Богу поклонение, по ее руководству ( Евр. 10:25 ), как Существу высочайшему. Но так как мы большей частью бываем осквернены грехами до того, что и молитвы наши нечисты, безжизненны, недостойны святости и величия Божия, то руководствуемые Церковью Святой, почитая действующую во святых Ангелах и Угодниках Божиих благодать Его, по чувству своего непостоянства, просим их о подкреплении наших молитв своим предстательством у Бога. В сем случае мы поступаем подобно тому, как имея нужду в земных благах, хотя все они, собственно, суть дары Божии, обращаемся с просьбой о наделении нас ими к земным благотворителям.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

Преподобный Неофит Затворник является одним из тех византийских церковных писателей, творения которых остались практически неизвестными для широкого круга православных читателей. Даже специалисты в основном знают его только по имени. В классических трудах по истории византийской литературы К. Крумбахера и Г.-Г. Бека можно найти только краткое упоминание о нем 1 , из которого мы узнаем, что преподобный Неофит был киприотом и что значительная часть его жизни приходится на ту печальную эпоху, когда Кипр находился под латинским владычеством 2 . Монах с молодых лет, а затем и священник, Преподобный подвизался в уединенной келье (@egkleistra) на горе близ города Пафос (где теперь находится обитель его имени), куда вскоре, привлеченные святостью жизни и благодатными дарами его, сошлись жаждущие подвизаться “подвигом добрым”, и таким образом преподобный Неофит стал настоятелем монастыря (построив для себя еще выше на горе новую уединенную келью). Кроме того, что Преподобный был великим подвижником и старцем, он славился в свое время и как весьма плодовитый писатель 3 . Вся его литературная деятельность была посвящена духовному окормлению вверенных ему Господом иноков, для пользы которых он написал не только монашеский устав (в двух редакциях), но и множество оглашений, экзегетических гомилий, житий святых, посланий и пр. Однако все обширное литературное наследие преподобного Неофита долгое время находилось под спудом в рукописных собраниях и лишь отдельные и незначительные части его увидели свет в различных, преимущественно периодических, изданиях. Наконец, несколько лет назад, по благословению и при поддержке архиепископа Кипрского Хрисостома, была создана комиссия во главе с настоятелем монастыря святого Неофита архимандритом Леонтием, в задачу которой входила подготовка издания полного корпуса творений Преподобного. Работа комиссии успеш­но началась изданием первого тома (всего их предполагается четыре), в который вошли “Десять Слов о заповедях Христовых” и “Пятьдесят глав” (или “Пятидесятиглавник” — Penthkontak)efalon); осуществили эту часть проекта два греческих ученых — И. Стефанис и П. Сотирудис 4 . К сожалению, в единственной рукописи (Coisl. gr. 287; рубеж XII–XIII вв.), в которой сохранилось первое сочинение, отсутствует начало (все первое “Слово” и зачин второго).

http://pravmir.ru/desyat-slov-o-zapovedy...

преподобный Симеон Новый Богослов ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА, НОВОГО БОГОСЛОВА деятельные и богословские главы 1. Вера есть (быть готовым) умереть Христа ради за заповедь Его, в убеждении, что такая смерть приносит жизнь, – нищету вменять в богатство, худость и ничтожество в истинную славу и знаменитость, и в то время как ничто не имеется, быть уверенным, что всем обладаешь, – особенно же (она есть) стяжание неисследимого богатства познания Христа и взирание на всё видимое, как на прах или дым. 2. Вера во Христа есть не только, чтоб небречь о приятностях жизни, но и то, чтоб терпеливо и благодушно переносить всякое находящее искушение, в печалях, скорбях и неприятных случайностях, пока возблаговолит Бог призреть на нас, – подражая Давиду, который говорит: «терпя потерпех Господа и внять ми» ( Пс. 39, 1 ). (Т.е., терпя скорби, я уповал, что Господь поможет мне; почему и Господь, видя, что я не колеблясь чаю помощи от Него, призрел на меня и явил мне милость Свою). 3. Предпочитающие в чём-либо родителей своих заповеди Божией не имеют веры во Христа. Конечно, и собственная совесть их обличает их в таком неверии, если только совесть жива в них. Ибо истинно верующих отличительный знак есть ни в чём никогда не преступать заповеди великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. 4. Вера во Христа, истинного Бога, рождает желание вечных благ и страх мучений; желание же сих благ и страх мук приводят к строгому исполнению заповедей, а строгое исполнение заповедей научает людей глубокому сознанию своей немощности; это сознание истинной немощности нашей рождает память о смерти; кто же возымел сию память сожительницей себе, тот приболезненно взыщет узнать, каково будет ему по исходе и удалении из сей жизни; а кто тщательно старается узнать о будущем, тому прежде всего надлежит лишить себя настоящего (т.е. благ и вещей мipa сего). Ибо обладаемый пристрастием к чему-либо из сего последнего, даже самому ничтожному, не может стяжать совершенного познания о том первом. Даже когда бы, по смотрению Божию, вкусил он сколько-нибудь такого познания, то – если тотчас не оставит того, к чему одержим пристрастием, и не предаться всецело стяжанию сего единого познания, не позволяя себе даже думать о чем-либо другом кроме его, – взято будет от него и это познание, какое мнится он имети.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010