Закрыть itemscope itemtype="" > Европа, отвергнув Христа, теряет эталон ценностей Аборт, который раньше считался совершенно явным грехом и преступлением перед обществом, сегодня пытаются представить нормой 02.06.2018 1451 Время на чтение 4 минуты Как сообщалось , жители Ирландии на референдуме проголосовали за убийство детей во чреве матери. Ситуацию прокомментировал в интервью «Русской народной линии» председатель Общества православных врачей Санкт-Петербурга, профессор, доктор медицинских наук протоиерей Сергий Филимонов : Сегодня Европа называется постхристианской. Раньше Европа была христианской, и можно даже сказать, что была христианская Америка, где были определенные взгляды, как, например, это видно из книги Теодора Драйзера «Американская трагедия». В связи с тем, что Европа отвергает Христа, она теряет опору, эталон ценностей. Если же эталоном ценностей является Господь, то тогда приоритетными и авторитетными являются Божии заповеди, которые регламентируют поведение человека на земле, чтобы оно не имело греховного характера. В эти понятия входит и заповедь «Не убий!». С медицинской точки зрения, к этой заповеди относится искусственное прерывание беременности во всех формах, за исключением оговоренных «Социальной концепцией Русской Православной Церкви», если появляется угроза жизни матери. Сюда же, в эту форму, входит и эвтаназия. Т.е. на первое место выносится человек и его желания, а не Господь с Его заповедью. В связи с тем, что в Европе идет совершенно четкая тенденция отпадения от христианства, под свободой подразумевается — что хочу, то и делаю. Свобода европейская отличается от свободы христианской. Свобода христианская подразумевает свободу от греха и действительно делает человека свободным от несчастий в результате детоубийства, эвтаназии или других подобных деяний. А свобода европейского человека — это наоборот, не свобода от греха, а свобода греха, свобода от добродетели. В связи с этим мы наблюдаем, что в Ирландии, в стране, в которой законодательство было основано на Библии, притом, что все законодательные процессы раньше проходили через призму Священного Писания, через отношения с Богом, сегодня в связи со всеобщим отпадением Европы от Христа мы наблюдаем упадок нравственных ценностей. То, что раньше считалось совершенно явным грехом и преступлением перед обществом, сегодня начинает считаться нормой.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/06/02/ev...

Закрыть itemscope itemtype="" > Зачем нам Евангелие? Часть 2. Заповедь о покаянии (продолжение) 31.03.2023 472 Время на чтение 14 минут Фото: из открытых источников Часть 1 . Продолжу начатый в предыдущей статье разговор. В ней мы решили проверить, знаем ли мы и исполняем ли евангельские заповеди, и начали мы рассмотрение этого вопроса с главной, основополагающей заповеди Господа о необходимости покаяния – «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17), в которой, как пишут святые отцы, заключено всё Евангелие. Для этого рассмотрения мы применяем учение о покаянии святителя Игнатия (Брянчанинова) – святого отца нашей Церкви, которого она называет «учителем покаяния и молитвы изрядным» (тропарь святителю Игнатию). Церковь не зря назвала так святителя Игнатия – он подробно рассматривает покаяние как непрерывный процесс всей нашей духовной жизни, его учение о покаянии стройно, последовательно и всесторонне освещает это спасительное духовное врачевство, вводящее своих постоянных и настойчивых делателей в Царство Небесное. Живое слово владыки, точно соответствующее учению древних святых отцов, подкрепленное личным опытом и изложенное прекрасным литературным языком, действует на душу подобно обоюдоострому мечу, «проникающему до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 14:12). 1.3. Святитель Игнатий пишет: « Покаяние во грехе, – сказал некий великий отец, – заключается в том, чтоб сознать свой грех, раскаяться в нем и уже не повторять его (преподобный Пимен Великий)». «Покаяние в смертном грехе состоит в том, чтоб исповедать грех духовному отцу, принять от него епитимию и впредь в этот грех не впадать. Но как многим, впавшим в смертный грех, не оказалось возможности принести покаяния в грехе!». «Покаяние тогда только признается истинным и действительным, когда последствием его бывает оставление греха смертного. Без этого последствия покаяние — бесплодно… Если же, при покаянии, смертный грех не оставляется по привязанности к нему, не оставляется по произволению; если кающийся не удаляет от себя причин греха или и сам не удаляется от них произвольно: то покаяние такое, покаяние слабое, двоедушное, поверхностное, причисляется к деяниям лицемерства. Оно — гибельная попытка обмануть и Бога, и себя». «Ненависть к грехам – признак истинного покаяния, решимости вести жизнь добродетельную».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/31/za...

Закрыть itemscope itemtype="" > Об одной заповеди Божией 18.01.2012 384 Время на чтение 4 минуты В последние дни и недели все чаще приходится видеть, как люди горячо требуют от Церкви поддержать те или иные (часто прямо противоположные) политические взгляды, и негодуют на Церковь за то, что она этого не делает. Что же, у Церкви есть веская причина этого не делать - одна из заповедей Декалога. Еще недавно казалось, что заповедь " Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно " . (Исх.20:7) относится только к случаям так называемой " божбы " - когда имя Божие произносится без благоговения, легкомысленно и непочтительно. Суровость предостережения, связанного с этой заповедью, могла казаться непонятной. Бог не просто требует - " не делайте этого " - но и торжественно обещает, что " не оставит без наказания " тех, кто нарушает эту заповедь. Это - единственная из заповедей Декалога, которая содержит прямое обещание кары нарушителям. Теперь ситуация изменилась - и смысл заповеди становится яснее. Речь идет не только (и не столько) о божбе, сколько о попытках использовать имя Божие в своих целях. Любое общество, в котором имя Божие известно и пользуется хотя бы некоторым почтением, сталкивается с этим грехом - его могут совершать, скажем, мошенники, собирающие средства якобы на Церковь или на помощь нуждающимся. Но грех мошенников очевиден и хорошо известен им самим - они занимаются обманом, а вот самообманом им заниматься труднее. Бывают ситуации, когда люди начинают употреблять имя Божие напрасно, будучи почти уверены, что поступают честно и справедливо. Так бывает, когда люди призывают Бога в политические союзники, когда Его имя используют для того, чтобы напасть на врагов. Причины этого могут быть разными, как и степень греха людей, которые это делают. Циничные политтехнологи могут использовать имя Божие, пытаясь склонить людей поддержать их или возненавидеть их врагов. Например, враждебного политика могут записывать в " антихристы " , а в названии неприятельской партии расшифровывать число " 666 " . Такие попытки могут быть поразительно безвкусными, наивными и просто несусветно глупыми - те, кто считает других глупцами, сами склонны делать глупости. Люди могут впадать в грех и по менее циничным мотивам - они верят (ну, почти верят) в то, что Христос, происходи Его земное служение сейчас, поддержал бы их правое дело. Мысль о том, что Христос непременно выступил бы на " правой " стороне в политическом конфликте, а Церковь неверна Ему, поскольку этого не делает, в последнее время высказывалась неоднократно - и нам стоит немного рассмотреть стоящее за ней умонастроение.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Православная социалистическая монархия 15.11.2016 2161 Время на чтение 4 минуты Статья автора этих строк «Божья заповедь - православный социализм» вызвала много комментариев. Хочу продолжить эту тему - православный социализм, а точнее, выразиться по данному вопросу более ясно и кратко. Считаю, что такой вот общественный строй мог бы быть самым совершенным из всех существующих в мире. Убежден, и писал уже об этом в РНЛ, что Россия не может быть не империей, и потому считаю, что лучше всего нашему Отечеству было бы быть православной социалистической монархией. «Заповедь новую даю вам да любите друг друга» (Лк.13:34), - сказал Иисус Христос, и тем самым призвал людей упразднить на земле неравенство, эксплуатацию человека человеком, рабство, ибо не могут эксплуатируемые любить эксплуататоров, а холопы и рабы - господина. Рабами мы должны быть только у Бога, и при этом искренне любить своего Создателя. Но последовал ли христианский мир, не говоря уже про язычников и другие конфессии, этой заповеди Божией - любить друг друга? Ответ на этот вопрос знает каждый. Не последовал, иначе не было на земле неравенства и классов эксплуататоров и эксплуатируемых, восстаний и революций, христиане не разделились бы на католиков, православных и протестантов. «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф.19:16). Многие ли стремятся соблюсти данный Господом завет? Очень и очень немногие и почти никто, разве что только святые - святитель Николай-угодник и, к сожалению, не сразу вспомнишь - кто еще. И так продолжается много веков. Много лет - и в Средние века, и во времена, когда наше Отечество было Российской империей - совершенно не исполнялись и в нашей стране, и в странах, считавших себя христианскими, эти главные заповеди Господа нашего Иисуса Христа - любовь к ближнему, не стяжательство,а земные блага народ предпочитал небесным. И тогда Господь призывал уже безбожников и всякого рода авантюристов устанавливать на земле - мир, равенство, братство, справедливость. Но какой могли установить на земле Божественный порядок - мир, братство, равенство - богоборцы? Вспомним Французскую революцию, нашу Октябрьскую. Кровь, насилие. Полностью согласен автор этих строк с той характеристикой, которую дала депутат Госдумы Наталья Поклонская вождям Октябрьской революции и Гражданской войны - Ленину и Троцкому. К ним можно отнести и французских революционеров - Робеспьера, Дантона, Марата. Эти кровавые тираны-живодеры не могут быть сегодня и вообще больше никогда нашим знаменем.

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

Закрыть Модернистские потуги или обыкновенное невежество? Или зачем Дмитрий Киселев вынуждает Русскую Православную Церковь признать суррогатное материнство нормой 27.07.2020 30408 Время на чтение 7 минут Известный тележурналист Дмитрий Киселев в последнем выпуске своей программы «Вести недели» на телеканале «Россия 1» заявил, что Русская Православная Церковь могла бы изменить свою позицию относительно суррогатного материнства путем религиозно-светских дискуссий. Он призвал разработать при участии Церкви соответствующую моральную норму. Выступление Д. Киселева вызвало резонанс. В ходе дебатов в эфире телеканала «СПАС» журналист пояснил свою позицию. Оппонировал Д. Киселеву протоиерей Александр Абрамов. По словам журналиста, «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» противоречат Библии, которая якобы не запрещает суррогатное материнство и ЭКО. Поднятую проблему обсуждают сотрудники «Русской народной линии» — заместитель главного редактора Александр Тимофеев , помощник главного редактора РНЛ Павел Тихомиров и выпускающий редактор Алексей Мыселев . Александр Тимофеев: Похоже, Дмитрий Константинович плохо знаком с Библией. Он вспомнил заповедь, данную Богом людям, — плодитесь и размножайтесь (Быт.1:22), но совершенно забыл о том, как сия заповедь была исполнена: «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа» (Быт.4:1). На Ваш взгляд, как многодетных отцов, что подтолкнуло Дмитрия Киселева выступить с этой инициативой — невежество или сознательное намерение модернизировать Православие и либерализовать Русскую Православную Церковь? Павел Тихомиров: Думаю, невежество. Религиозное невежество, присущее подавляющему большинству наших соотечественников. (Тут я речь веду именно о понимании/непонимании/нежелании понимать основы вероучения, а вовсе не о том, что кто-то плохой, а кто-то хороший. Под статьи «О фарисеях» и/или «О ханжах» я не подпадаю). Возможно, телеведущий выбрал тему, чтобы пощекотать нервы глядачам. Ради рейтингов о чём только ни поговоришь.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/12/05/mo...

Кого называть террористом? Иерей Александр Пикалев Церковный год начинается 1 сентября, и первое событие которое церковь празднует в новом году – это рождество Пресвятой Богородицы. Это не случайный выбор священного предания, а очень глубокий символ, потому что рождество Девы Марии – более чем просто исторический факт, и даже более чем рождение матери Мессии. Это прежде всего начало осуществления новозаветных обетований. Это первое новозаветное событие. И именно поэтому этот праздник – первый в году, с него начинается круг Двунадесятых праздников в которых Церковь вспоминает и проживает год за годом важнейшие события священной евангельской истории, которая положила границу между двумя заветами и разделила всю историю человечества на до и после Рождества Христова. Даже светская история беспрекословно признает эту границу, просто называет ее по другому: наша эра и до нашей эры. Это совершенно парадоксально что даже у атеистов христианская эра называется НАШЕЙ. Но для верующих евангельские события это не просто исторический Рубикон, но это нравственная, духовная черта, которая проходит в душе каждого христианина. И поэтому события Евангелия для нас это не «когда-то, 2000 лет назад», а «здесь и сейчас». Один из отцов Церкви сказал, что Христос мог сколько угодно раз рождаться в Вифлееме, но нет в том ни какой пользы, если он не родится в нашем сердце. И поэтому начало новозаветной эпохи в истории совсем не означает окончание Ветхого Завета в нашей жизни, как и заключение Ветхого Завета не означает победу над язычеством. И я позволю себе сказать на первый взгляд парадоксальную, а на второй взгляд очень логичную вещь: я глубоко убежден в том, что в здоровой христианской среде ветхозаветные заповеди Моисея в идеале не должны даже упоминаться. Напоминать эти заповеди христианину настолько абсурдно, насколько абсурдно напоминать профессору математики что 2+2=4. если христианину нужно напоминать, что убивать, воровать, завидовать, не чтить отца и матерь – это плохо, то перед нами не христианин, а человек из Ветхого Завета, пусть он даже тысячу раз крещен и воцерковлен.

http://pravoslavie.ru/5748.html

Местоблюститель Украинской Церкви: Для умиротворения нашего народа нужно молиться друг за друга 4 марта, 2014. митрополит Киевский Онуфрий Проповедь Местоблюстителя Киевской митрополичьей кафедры митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия после Божественной литургии в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры в Прощеное воскресенье, 2 марта. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. По милости Божией мы, дорогие братья и сестры, дожили до воскресения, которое называется Прощеное воскресение. И в этот день святая православная Церковь воспоминает печальные события из истории человечества – изгнание Адама из рая. Многие из нас знают, что Адам жил в раю в Эдемском саду, где был окружен всем, что нужно было человеку для полного счастья, радости. Он наслаждался миром общения с Богом. Но мы знаем и то, что для того, чтобы он мог совершенствоваться, Господь дал ему одну заповедь: из всех дерев плоды можно вкушать, а из одного, которое называется Древом познания добра и зла, Господь запретил вкушать плоды Адаму. Казалось бы, заповедь незначительная, нам трудно исчислить, сколько там было деревьев, которые приносили прекрасные плоды, которые были достаточны, предостаточны для того, чтобы Адам жил в полном удовольствии. Но в этой заповеди укреплялась воля Адама в добре. Если нет заповеди, то невозможно человеку духовно совершенствоваться. Человек, если он спортсмен, например, то для того, чтобы лучше преуспеть в своем спорте, он делает себе нагрузки. Специальные нагрузки, чтобы потом, когда нужно было, у него были натренированные мышцы, тело, – и он мог победить. Для духа тоже, для того, чтобы дух совершенствовался, нужно делать нагрузки. И эта нагрузка, которая давала Адаму возможность стать более совершенным, восходить по степени духовного совершенствования, было Древо познания добра и зла. Мы знаем, что, к великой печали для нас, к великой скорби, Адам не сохранил эту заповедь и был изгнан из рая праведным Божественным судом. Некоторые считают, что Бог мог быть настолько милостив, что мог оставить Адама жить в раю и так, хотя он не покаялся, не признал своего греха: он обвинил жену, жена обвинила змия. И некоторые считают, что Господь несправедливо поступил с Адамом, можно было его оставить в раю. Это неверные суждения. Для Адама изгнания из рая было меньшей скорбью, нежели если бы он без покаяния остался жить в раю.

http://pravmir.ru/mestoblyustitel-ukrain...

Митрополит Афанасий Лимассольский. О любви и ее опасностях Бедные христиане часто ошибаются, путаясь в заповедях. Когда я спрашиваю людей о том, какая заповедь самая важная, они всегда отвечают: «Возлюби ближнего своего». Так отвечает абсолютное большинство, и в первую очередь – дети. «Нет, не эта», — говорю я им в ответ. 30 июня, 2014 Бедные христиане часто ошибаются, путаясь в заповедях. Когда я спрашиваю людей о том, какая заповедь самая важная, они всегда отвечают: «Возлюби ближнего своего». Так отвечает абсолютное большинство, и в первую очередь – дети. «Нет, не эта», — говорю я им в ответ. Любовь – это великая, но и очень опасная сила, потому что она может поднять человека к Престолу Божию, но может и уничтожить, если обращаться с ней неосторожно. Поэтому святые отцы и говорят, что любовь — величайшая добродетель, но выше всех добродетелей стоит рассудительность, потому что она руководит любовью, направляя ее в нужную сторону. Последним и самым совершенным плодом Духа Святого, вершиной всех Его плодов, конечной целью жизни человека в Боге является любовь. Сегодня все говорят о любви. Все защищают любовь, она сейчас в моде – как мир во всем мире. И хотя и то, и другое зримо отсутствует в современной жизни, но при этом превращено в лозунги. Здесь нет ничего плохого – уж пусть все будет хотя бы так, на словах. Но Любовь в евангельском понимании этого слова, Любовь, которую открывают нам Иисус Христос, апостолы и Церковь, – это не просто человеческая эмоция. Когда мы говорим, что любим другого человека, своего супруга, своих друзей, учеников, или всех людей, – эта любовь является человеческой эмоцией, которая естественным образом свойственна нашей природе. Человек так создан. Если Бог есть Любовь, как говорит нам апостол Иоанн Богослов (1 Ин. 4:7–8), то человек, созданный по образу и подобию Божию, по Благодати может обладать тем, что Бог имеет по Природе. Таким образом, можно считать, что человек есть любовь по благодати . Бог есть Любовь, но любовь не есть Бог. И здесь – огромная разница между учением Церкви и различными философскими и идеологическими течениями. Для нас Бог – это Личность, Которая есть Любовь. А любовь не есть Бог, не есть Личность.

http://pravmir.ru/o-lyubvi/

Митрополит Волоколамский Иларион: «Самое главное, что Христос принес человечеству — это Он Сам» 7 сентября, 2013. Митрополит Иларион (Алфеев) Личная встреча между человеком и Христом является сердцевиной христианства. Ее невозможно заменить ничем другим. Эта личная встреча происходит внутри Церкви. Если спрашивать, что самое главное, что Христос оставил на этой земле, то это, конечно, Церковь Лекция, прочитанная на кафедре теологии Научно-исследовательского ядерного университета МИФИ 4 сентября 2013 года. История христианства началась в конкретный момент человеческой истории. Христианство – это не религия, которая взялась непонятно откуда, и не религия, которая существовала извечно. Это религия, которая здесь на земле была основана конкретным Человеком – Иисусом Христом. Вчитываясь в Евангелия, в Деяния апостольские, в послания апостола Павла, мы видим, что христианство пробивало себе путь через тернии истории с большим трудом. Но еще труднее было учению, которое принес Христос, пустить корни в человеческих сердцах. Можно спросить: «В чем заключается суть этого учения, что самое главное, что Христос принес на землю?». Это не какие-то конкретные нравственные заповеди, потому что в значительной степени заповеди христианства повторяли нравственный кодекс Ветхого Завета. Это и не весь свод речений Иисуса. Самое главное, что принес Иисус Христос человечеству, это Он Сам. Христианство христоцентрично. Его сущность заключается не в том только, чтобы изучить, понять и воплотить в жизнь какие-то аспекты учения Христа, хотя само по себе это очень важно. Суть христианства заключается в личной встрече человека с Иисусом Христом. Собственно, с этого и начиналась вся история христианства. Когда Христос шел вдоль Галилейского озера, Он видел, что там сидят рыбаки, которые совершенно не представляли себе, что их жизнь когда-то будет связана с книжностью, с путешествиями, с каким-то богословским учением. Это были простые, необразованные люди. И вот этот незнакомый Человек подходил к ним и говорил: «Бросайте свои сети, пойдемте со Мной». И они бросали свои сети, оставляли свои дома, своих родителей, своих близких и шли за Ним, не зная, куда и зачем Он их поведет.

http://pravmir.ru/mitropolit-volokolamsk...

Н.А. Ложкина Библиографический список 1. Алексий (Дородницын) . Византийские церковные мистики XIV в./Еп. Алексий (Дородницын)//Полн. собр. соч./Еп. Алексий (Дородницын) . – Саратов, 1913. – Т. 1. – С. 3–140. 2. Алпатов М. А. Андрей Рублев. Около 1370–1430: альбом/М. А. Алпатов. – М.: Изобр. искусство, 1972. – С. 205. 3. Алпатов М. А. Искусство Феофана Грека и учение исихастов/М. А. Алпатов//Византийский временник: сборник. – М., 1969. – Т. 33. – С. 190–202. 4. Амвросий (Погодин) , архимандрит. Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния/Архимандрит Амвросий (Погодин) . – Репр. воспроизведение изд. 1963 г. – Владимир: Посад, 1994. – С. 242. 5. Антонова В. О первоначальном месте «Троицы» Андрея Рублева/В. Антонова//Государственная Третьяковская галерея: материалы и исследования. – М., 1956. – Вып. 1. – С. 31. 6. Афонский патерик, или Жизнеописания святых на Афонской горе просиявших. Т. 1. – М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1897. – С. 1053. 7. Афонский патерик. Ч. 1. – М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1883. – С. 388. 8. Балашов Д. М. Ветер перемен/Дм. Балашов//Север. – 1987. – 5/8. С. 27–40. 9. Белобородое О. А. Посольство Константинопольского патриарха Филофея к Сергию Радонежскому/О. А. Белобородое//Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник: сообщения/Загорск, гос. истор.-худож. музей-заповедник. – Загорск, 1958. – Вып. 1. – С. 12–25. 10. Белоброва О. А. Живопись XIV века/О. А. Белоброва//Троице-Сергиева лавра: художественные памятники/О. А. Белоброва. – М„ 1968. – С. 73–76. 11. Борисов Н. С. Сергий Радонежский/Н. С. Борисов. – М.: Мол. гвардия, 2009. – С. 298. 12. Борисов Н. С. «И свеча бы не угасла...»: исторический портрет Сергия Радонежского/Н. С. Борисов. – М.: Мол. гвардия, 1990. – С. 300. 13. Бычков В. В. Русская средневековая эстетика: XI–XVII века/В.В. Бычков. – М.: Мысль, 1992. – С. 637. 14. Василий (Кривошеий), архиепископ. Преподобный Симеон Новый Богослов /Архиепископ Василий. – Париж: Имка-пресс, 1980. – С. 354. 15. Вздорнов Т. И. Новооткрытая икона «Троицы» из Троице-Сергиевой лавры и «Троица» Андрея Рублева/Т. И. Вздорнов//Древнерусское искусство/Отв. ред. О. И. Подобедова. – М., 1970. – Т. 5: Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств XIV–XVI вв. – С. 115–154.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010