Весной 356 г. был созван Собор в г. Беттеры в Галлии (ныне Безье, Франция), на к-ром уклонившимся от участия в предыдущих Соборах галльским епископам было также предложено подписать осуждение свт. Афанасия. Собор вновь был вынужден согласиться с линией К.; за отказ от нее были сосланы во Фригию епископы Иларий Пиктавийский и Роданий Тулузский. Тем не менее в течение неск. лет, пока К. и его сторонники вели кампанию против православия на Западе, свт. Афанасий продолжал занимать свою кафедру. Лишь после того, как большой Медиоланский Собор завершился для К. успешно, император получил достаточные законные основания и принял решение удалить Афанасия из Александрии с кафедры. 9 февр. 356 г. арестовать его в храме не удалось: Афанасий скрылся; несмотря на тщательный розыск, в т. ч. по мон-рям Египта, он так и не был найден (Афанасий перестал скрываться только после смерти К. в 361). На кафедру Александрии был возведен лояльный к политике К. Георгий Каппадокиец . В авг. 357 г. на небольшом Соборе в Сирмии, вновь под надзором К. и при активном участии Урсакия и Валента была издана 2-я Сирмийская формула, превосходящая своими проарианскими тенденциями все предшествующие изложения веры, издававшиеся вост. Соборами. 2-я Сирмийская формула, как было заявлено в ней, преследовала цель окончательно прекратить богословские споры о Св. Троице, начатые Арием, и восстановить мир в Церкви. Актами Собора запрещалось впредь для описания отношения Отца и Сына в Св. Троице употреблять понятия «единосущный» и «подобосущный», т. к. этих терминов нет в Свящ. Писании, и вести дальнейшие споры по этому вопросу. Заявлялось также, что Отец больше Сына во всем. Впрочем, Сын признавался рожденным от Отца и Единородным. На Востоке издание 2-й Сирмийской формулы было встречено с одобрением. Наиболее влиятельным иерархом Восточной Церкви в это время был еп. Евдоксий , который в 357 г. решением К. был переведен с кафедры Германикеи (ныне Кахраменмараш, Юго-Вост. Турция) на Антиохийскую кафедру. В нач. 358 г. еп. Евдоксий созвал Антиохийский Собор, к-рый одобрил полностью 2-ю Сирмийскую формулу. В послании к Урсакию и Валенту Евдоксий уведомлял их о своей деятельности и принятии нового исповедания всем Востоком.

http://pravenc.ru/text/2057136.html

Весной 356 года был созван Собор в г. Беттеры в Галлии (ныне Безье, Франция), на котором уклонившимся от участия в предыдущих Соборах галльским епископам было также предложено подписать осуждение свт. Афанасия. Собор вновь был вынужден согласиться с линией Констанция II; за отказ от нее были сосланы во Фригию епископы Иларий Пиктавийский и Роданий Тулузский . Тем не менее в течение нескольких лет, пока Констанций II и его сторонники вели кампанию против православия на Западе, свт. Афанасий продолжал занимать свою кафедру. Лишь после того, как большой Медиоланский Собор завершился для Констанция II успешно, император получил достаточные законные основания и принял решение удалить Афанасия из Александрии с кафедры. 9 февраля 356 года арестовать его в храме не удалось: Афанасий скрылся; несмотря на тщательный розыск, в т. ч. по монастырям Египта, он так и не был найден (Афанасий перестал скрываться только после смерти Констанция II в 361). На кафедру Александрии был возведен лояльный к политике Констанция II Георгий Каппадокиец . В августе 357 года на небольшом Соборе в Сирмии , вновь под надзором Констанция II и при активном участии Урсакия и Валента была издана вторая Сирмийская формула, превосходящая своими проарианскими тенденциями все предшествующие изложения веры, издававшиеся восточными Соборами. Вторая Сирмийская формула, как было заявлено в ней, преследовала цель окончательно прекратить богословские споры о Св. Троице, начатые Арием, и восстановить мир в Церкви. Актами Собора запрещалось впредь для описания отношения Отца и Сына в Св. Троице употреблять понятия " единосущный " и " подобосущный " , т. к. этих терминов нет в Свящ. Писании, и вести дальнейшие споры по этому вопросу. Заявлялось также, что Отец больше Сына во всем. Впрочем, Сын признавался рожденным от Отца и Единородным. На Востоке издание второй Сирмийской формулы было встречено с одобрением. Наиболее влиятельным иерархом Восточной Церкви в это время был еп. Евдоксий , который в 357 году решением Констанция II был переведен с кафедры Германикеи (ныне Кахраменмараш, Юго-Восточная Турция) на Антиохийскую кафедру. В начале 358 года еп. Евдоксий созвал Антиохийский Собор , который одобрил полностью вторую Сирмийскую формулу. В послании к Урсакию и Валенту Евдоксий уведомлял их о своей деятельности и принятии нового исповедания всем Востоком.

http://drevo-info.ru/articles/13679966.h...

Как получивший блестящее, научно-философское образование, Диодор, естественно, мог изложить пред св. Василием выработанное таким путём своё мировоззрение в желательных для последнего, ясных формулах, отличавшихся устойчивостью и логической последовательностью. В этом смысле Диодор и св. Василий, встретившись у Мелетия в Армении, можно думать, не только протянули руки друг другу, как антиохиец и каппадокиец, но и запечатлели в известном смысле генетическую связь в общем раскрытии догмата Троичности. Пребывая у Мелетия вместе со св. Василием, Диодор принял участие, между прочим, в сложном и нелёгком деле раскрытия духоборческих тенденций одного из видных представителей тогдашних религиозных движений, Евстафия Севастийского. Известно, что богословие традиции не касалось специально вопроса о Духе Святом, перенося на Его ипостась те выводы, какие отцы установили и о существе Сына-Логоса 529 . Но если в доникейскую эпоху было достаточно такого раскрытия учения о Духе Святом, то после, при попытках знать в более ясных и точных формулах учение веры, эта недоговорённость традиции о третьей ипостаси Св. Духа послужила источником самых разнообразных мнений. Уже сирмийская формула 351 года знакомит нас с самыми разнообразными суждениями современных ей воззрений на Духа Святого 530 . Среди самого арианства, учившего о тварной природе Сына Божия, вопрос о Духе Святом, как тоже творении, „творении сотворённого”, был поставлен впервые Евномием 531 . Но сирмийская формула, а равным образом учение Евномия имели в виду лишь последовательные выводы из учения Ария. Письма св. Афанасия Великого к Серапиону, епископу Тмуитскому (в 358 г. IV b.) 532 свидетельствовали о появлении на Востоке таких людей, которые, отступив от арианского учения о Сыне Божьем, начали держаться неправильных мнений о Св. Духе. Собор Александрийский 362 года направлял свои постановления именно против еретиков этой категории 533 . Это были приверженцы Македония, епископа Константинопольского, и некоторые из омиусиан, принявшие в свою догматику субординационное представление о Духе Святом.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

Основная церковная деятельность В. началась после 358 г., когда он стал основателем и фактическим руководителем новой богословской партии омиусиан, вышедшей из недр расколовшейся антиникейской коалиции. На Соборе в Антиохии (нач. 358) была одобрена 2-я Сирмийская формула, признававшая Сына Божия, Второе Лицо Св. Троицы, во всем меньшим Отца. Т. о. оформилась партия крайних ариан-аномеев, признававших Сына ни в чем не подобным Отцу. Возрождение чистого арианства вызвало бурю негодований в Церкви. Первым с призывом защитить правую веру выступил Георгий , еп. Лаодикийский. В. с готовностью откликнулся на его призыв. Для этой цели он пригласил всех епископов собраться на Пасху в Анкире по случаю освящения новой базилики. В Анкирском Соборе (358), проходившем под председательством В., участвовало 12 епископов ( Sozom. Hist. eccl. IV 13-14). Выработанное ими постановление фактически ознаменовало рождение партии омиусиан, противопоставлявших себя как никейскому Православию, так и крайнему арианству аномеев . Основой богословских взглядов В. и его сторонников стал тезис о «родственном единстве» (τν γνσιαν) первого и второго Лиц Св. Троицы, в соответствии с к-рым Сын во всем, в т. ч. и по сущности, подобен Отцу (μοιος κατ οσαν), но не тождествен с Ним. Т. о., на место никейского догмата о единосущии Сына Отцу (μοοσιος) было выдвинуто учение о подобосущии (μοιοσιος). От последнего термина возглавляемая В. богословская партия и получила название омиусиан («подобосущников»). Часто омиусиан именовали также по имени их главы василианами. После Собора В. вместе с Евстафием , еп. Севастийским, и Элевсием, еп. Кизическим, в качестве делегатов Собора отправились ко двору имп. Констанция в Сирмий, чтобы ознакомить его с положением церковных дел на Востоке и предложить выработанное в Анкире вероопределение. В Сирмии В., используя прежние связи и свое красноречие, сумел склонить императора на свою сторону. На состоявшемся летом 358 г. 3-м Сирмийском Соборе была выработана новая вероисповедная формула. По существу это была 2-я формула Антиохийского Собора 341 г. с добавлением учения о том, что Сын подобен Отцу по сущности ( Sozom. Hist. eccl. IV 15).

http://pravenc.ru/text/150685.html

Вместе с тем все они внутренне включают друг друга и поэтому тождественны друг другу. Кроме того, рождение Сущего от Бытия есть лишь проявление уже предсуществовавшей реальности, поэтому оно рассматривается и Порфирием, и Викторином как самопорождение 1854 . В целом, как показал П. Адо, Викторин поставил на службу христианской тринитарной доктрине концептуальные структуры философии Порфирия 1855 . Помимо философских источников при построении своей тринитарной доктрины Викторин опирается также на патристические источники, такие как вероопределения церковных соборов и труды греческих христианских мыслителей IV в. Из соборных вероопределений ему были знакомы Никейский Символ 325 г. (термин μοοσιος встречается в трактатах Викторина десятки раз) 1856 , исповедания веры Антиохийского собора 341 г., Сирмийских соборов 351, 357, 358 и 359 гг., Анкирского собора 358 г. и собора 359 г. в Аримине и Селевкии. Особенно важную роль в формировании тринитарного учения Викторина сыграла Антиохийская формула 341 г., включавшая список имен Сына, которым руководствовался Викторин при написании отдельных частей первой и четвертой книг своего трактата «Против Ария» 1857 . Из греческих христианских авторов на учение Викторина наибольшее влияние оказал св. Афанасий Александрийский 1858 . Викторин был знаком с сочинением Афанасия Tomus ad Antiochenos и с основными вопросами, обсуждавшимися на Александрийском соборе 362 г.: 1) формула: формула: μα οσα – τρες ποστσεις («одна сущность – три ипостаси») 1859 , 2) осуждение тех, кто называет Святой Дух тварью и отделяет Его от Христа по сущности 1860 , 3) учение о том, что Христос воспринял не только тело человека, но и разумную душу 1861 . Из других греческих полемистов с арианством Викторину более всего было известно учение Маркелла Анкирского. Вероятно, Викторин узнал о нем во время своего оглашения перед крещением, когда он был наставлен в основах римского тринитарного богословия, которое в то время, как считается, несло на себе следы учения Маркелла, приезжавшего в Рим в 340 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Третья формула, предложенная Феофронием Тианским, маловыразительна по содержанию, но она направлена против Рима, т.к. провозглашает анафему на тех, кто держится веры Маркелла Анкирского или Савеллия, или Павла Самосатского. Четвертая формула была составлена епископами, посланными от собора к императору Констанцию. Этот символ, не имея догматических достоинств, внешне имел примирительный характер, поскольку больше всех других напоминал Никейский символ. Однако еще до прибытия этих послов в Галлию, император Констант потребовал от Констанция созвать собор в западной части империи. Вселенский собор решено было открыть в Сердике (современная София) в 343 г. На соборе западные епископы имели численное преимущество перед восточными (96 против 76). Не желая пересматривать дело Афанасия и, осознавая всю слабость своего положения на соборе, почти все восточные епископы бежали из Сердики в Филиппополь, где составили свой собор, на котором провозгласили четвертую формулу и низложили 9 епископов, включая Афанасия, Осия и Юлия Римского. Собор же, открывавшийся как вселенский, завершился как западный. На нем подтвердили приверженность Никейскому символу и низложили вождей арианства. В 344 г. состоялся очередной Антиохийский собор, на котором восточные епископы, желая снять с себя обвинения в арианстве, выдвинули пятую антиохийскую формулу, известную также как «многострочное изложение». Эта формула содержит следы старого субординатизма, прямую полемику против Маркелла. Осуждаются те, которые признают Сына рожденным не по воле. Вместе с тем определяется, что Сын рожден из единого Отца, что Он совершенный по естеству истинный Бог, подобный Отцу во всем. Однако Констант требовал исполнения решений Сердикского собора. В 345 г. умер Григорий Каппадокийский и Александрийская кафедра стала вакантной. В 346 г. Афанасий был возвращен, православные торжествовали победу, а Констанций испытал политическое унижение. Ситуация изменилась после смерти Константа. Состояние спора при императоре Констанцие. Сирмийские формулы. Миланский Собор 355 г.

http://azbyka.ru/vselenskie-sobory-akimo...

Источники, относящиеся к данной группе, подвергаются в рамках настоящего исследования, вероятно, наиболее детальному анализу, поэтому в настоящем обзоре вряд ли есть необходимость останавливаться на каждой формуле подробно. С точки зрения композиции и содержания доктринальные формулы условно можно разделить на два типа. Первый: формулы с четко выраженной трехчастной композицией – каждая часть посвящена одному из Лиц Пресвятой Троицы. Самая пространная обычно вторая (посвященная Богу Сыну и содержащая, как правило, краткое изложение священной истории Нового Завета). Самая краткая (и часто самая неопределенная) третья, посвященная Святому Духу. Нередко к формуле присоединяются анафематизмы, в которых опровергаются ложные доктрины, а иногда и раскрывается «положительное» учение основного текста. Формулы «тринитарного» типа встречаются наиболее часто. Из формул, использованных в рамках настоящего исследования, 272 к этой группе могут быть отнесены следующие соборные тексты: никейский символ, вторая, третья, четвертая и пятая антиохийские формулы, формула восточных отцов Сердикского собора, первая и четвертая сирмийские формулы, никская формула 359 г. и формула Константинопольского собора 360 г., а также персональные исповедания веры: две формулы Герминия Сирмийского, 273 и предсмертное исповедание веры Ульфилы Готского. Ко второму типу формул могут быть отнесены тексты хотя и посвященные богословским вопросам, но не имеющие четко выраженной трехчастной композиции. Подобного рода тексты встречаются достаточно редко и имеют, судя по всему, несколько иное предназначение: они не претендуют на официальный статус и представляют собой разъяснение и уточнение основных положений вероучения Церкви. К этому типу можно отнести изложение веры западных отцов Сердикского собора, созданное в ходе конфликта с восточными епископами для нужд полемики и катехизации как некое дополнение к никейскому символу. К этому же типу с некой долей условности можно отнести и вторую сирмийскую формулу 357 г., попытка реконструкции истории составления которой будет предпринята в гл. I настоящей монографии. 274 Завершая обзор, хотелось бы отметить, что в источниках находят отражение далеко не все проблемы церковной истории Иллирика в IV–V вв.: основное место в них занимает история богословских споров и церковно-политической борьбы, связанной с арианской смутой. В намного меньшей степени, указанные источники позволяют представить историю церковной организации и христианизации населения региона. Экономические же аспекты бытия Церкви, а также внутренняя жизнь христианских общин не находят в источниках почти никакого отражения, что объясняется как их жанровой спецификой, так и, вероятно, ценностными установками их авторов.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

Констанций и его клевреты из числа ариан торжествовали победу. Оставалось еще сломить волю не многих уже никейцев, занимавших епископские кафедры на Западе. В 357 году в Сирмии, где тогда находилась резиденция императора, вновь созван был собор, и на нем удалось склонить к фактическому отказу от Никейского символа его прежних поборников: Осия Кордубского (по замечанию А.В. Карташева, «явно ослабевшего умом к старости» : по словам самого святителя из его послания к Констанцию, он годился ему в деды; следовательно, к тому времени он приблизился уже к 100-летнему рубежу) и Потамия Олизиппонского (Лиссабонского), которых даже считают авторами изложения веры – так называемой второй сирмийской формулы. Ее оригинал составлен был на латинском языке, а греческий текст представляет собой перевод. По своему содержанию эта формула была вполне арианской: «Так как многих смущает вопрос о так называемой по-римски substantia, а по-гречески ουσα, то есть, выражаясь точнее, вопрос об μοοσιον и так называемом μοιοσιον, то не об одном из этих выражений не должно быть и упоминаний, и не следует объяснять их в церкви по той причине и на том основании, что в Священном Писании нет этих выражений и вопрос о них выше человеческого ума и ведения… Никто, с другой стороны, не сомневается, что Отец больше Сына. Ведь всякий без колебания согласится, что Отец по чести, достоинству, божеству… и по самому имени Отца больше Сына» . Святой Иларий назвал этот документ «богохульством Осии и Потамия». Вторую сирмийскую формулу разослали епископам для подписи. После собора в Сирмии был освобожден папа Римский Либерий. Одни историки считают, что ценой, уплаченной им за освобождение, была поставленная им под этим документом подпись. Святитель Афанасий писал: «Заточенный Либерий чрез два года изнемог в силах и, убоявшись смерти, какою угрожали, подписался» . Католические авторы, в том числе знаменитый историк кардинал Гефеле, считают, что Либерий подписал не вторую, а третью сирмийскую формулу, не столь откровенно арианскую , но и в таком случае это исторический факт, неблагоприятный по отношению к учению о папской непогрешимости. Продавливание сирмийской формулы властью императора имело относительный успех. Одни епископы Запада, ранее приверженные Никейскому символу, под ней подписались, а другие съехались в галльский город Агенны и там провели собор, на котором отвергли ее.

http://pravoslavie.ru/46235.html

Констанций и его клевреты из числа ариан торжествовали победу. Оставалось еще сломить волю не многих уже никейцев, занимавших епископские кафедры на Западе. В 357 г. в Сирмии, где тогда находилась резиденция императора, вновь созван был Собор, и на нем удалось склонить к факти­ческому отказу от Никейского символа его прежних побор­ников Осию Кордубского, который, по словам самого свя­тителя из его послания к Констанцию, годился ему в деды, следовательно к тому времени приблизился уже к 100-летнему рубежу, и Потамия Олизиппонского (Лиссабонского), кото­рых считают авторами изложения веры так называемой 2-й Сирмийской формулы. Ее оригинал составлен был на латин­ском языке, а греческий текст представляет собой перевод. По своему содержанию эта формула была вполне арианской: «Так как многих смущает вопрос о так называемой по-римски substantia, а по-гречески «оусиа», т.е., выражаясь точнее, вопрос об «омооусион» и так называемом «омоиоусион», то не об одном из этих выражений не должно быть и упомина­ний... Никто, с другой стороны, не сомневается, что Отец боль­ше Сына. Ведь всякий без колебания согласится, что Отец по чести, достоинству, божеству... и по самому имени Отца боль­ше Сына» 201 . Святой Иларий назвал этот документ «богохуль­ством Осии и Потамия». Вторую Сирмийскую формулу разослали епископам для под­писи. После собора в Сирмии был освобожден папа Римский Либерий. Одни историки считают, что ценой, уплаченной им за освобождение, была поставленная им под этим документом под­пись – святитель Афанасий писал: «Заточенный Либерий чрез два года изнемог в силах и, убоявшись смерти, какою угрожали, подписался» 202 . Католические авторы, в том числе знаменитый историк кардинал Гефеле, утверждают, что Либерий подписал не вторую, а третью Сирмийскую формулу, не столь откровенно арианскую 203 , но и в таком случае это исторический факт, небла­гоприятный по отношению к учению о папской непогрешимо­сти. Продавливание Сирмийской формулы властью императора имело относительный успех. Одни епископы Запада, ранее при­верженные Никейскому символу, под ней подписались, а дру­гие съехались в галльский город Агенны и там провели собор, на котором отвергли ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Т. о. оформилась партия крайних ариан - аномеев , признававших Сына ни в чем не подобным Отцу. Возрождение чистого арианства вызвало бурю негодований в Церкви. Первым с призывом защитить правую веру выступил еп. Георгий Лаодикийский . Василий Анкирский с готовностью откликнулся на его призыв. Для этой цели он пригласил всех епископов собраться на Пасху в Анкире по случаю освящения новой базилики. На Анкирском Соборе 358 , проходившем под председательством еп. Василия, участвовало 12 епископов . Выработанное ими постановление фактически ознаменовало рождение партии омиусиан , противопоставлявших себя как никейскому Православию, так и крайнему арианству аномеев. Основой богословских взглядов Василия Анкирского и его сторонников стал тезис о " родственном единстве " (τν γνσιαν) первого и второго Лиц Св. Троицы, в соответствии с которым Сын во всем, в т. ч. и по сущности, подобен Отцу (μοιος κατ οσαν), но не тождествен с Ним. Т. о., на место никейского догмата о единосущии Сына Отцу (μοοσιος) было выдвинуто учение о подобосущии (μοιοσιος). От последнего термина возглавляемая еп. Василием богословская партия и получила название омиусиан ( " подобосущников " ). Часто омиусиан именовали также по имени их главы василианами. После Собора еп. Василий Анкирский вместе с еп. Евстафием Севастийским и еп. Элевсием Кизическим , в качестве делегатов Собора отправились ко двору имп. Констанция II в Сирмий , чтобы ознакомить его с положением церковных дел на Востоке и предложить выработанное в Анкире вероопределение. В Сирмии Василий Анкирский, используя прежние связи и свое красноречие, сумел склонить императора на свою сторону. На состоявшемся летом 358 году 3-м Сирмийском Соборе была выработана новая вероисповедная формула. По существу это была 2-я формула Антиохийского Собора 341 года с добавлением учения о том, что Сын подобен Отцу по сущности . Пользуясь расположением императора, Василий по возвращении на Восток устроил с помощью гос. чиновников настоящий разгром аномеев: 70 представителей этой партии были отправлены в ссылку, в т. ч. Евдоксий Антиохийский и Аэтий . По словам арианского историка Филосторгия , эти меры осуществлялись без ведения императора . Вскоре все изгнанники вернулись из ссылки.

http://drevo-info.ru/articles/13679017.h...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010