146 Так в I476 г. в Новгороде сброшен был с моста в реку Волхов еретик стригольник Карп с двумя своими товарищами. Полн. собр. Рус. лет VIII, 24; V, 235. 149 Для характеристики Геннадия с этой стороны см. послание его к Прохору, еп. Сарсому. Рук Имп. публ. публ. Q. XVII, 61, л. 317 и дал. в также послание его к Иосафу Ростовскому. Чт. в Общ. Ист. в Др. Рос. 1847 г., 8, отд. IV. 151 См. подробнее у Иконникова «Опыт изследования о культурном значении Византии в Русской истории». Киев. 1869 г., 300–313. 153 Татищев. История Российская, кн. пятая, но сочинителю часть четвертая древней летописи русской. Москва, 1848 г. Изд. Общ. ист. и древн. Росс., 110. 157 Литература о Вассиане: 1) Костомаров – Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Перв. отд. вып. второй. Сиб. 1874 г. ст. XVI, стр. 371–384; 2) Иконников (статья: «Русские общественные деятели XVI в», напеч. в Киевских университ. рзв, за 1866 г. 1–2); 3) Павлов (в его исследовании: «Исторический очерк секуляризяции церковных земель в России». Одесса, 1871 г, отд. III, стр. 33–101 и в статье: «о Кормчей инока князя Вассиана Патрикеева», напеч. в Ученых Записках Казанского университета, 1864 г. вып. II, 489–498); 4) в Чтен. Общ. Любител. дух. просвещения (за 1873 r. месяц май, 971–626) находится статья под заглавием: «Вассиан Патрикеев и его полемика против монастырских вотчинных имуществ»; 5) в Древней и Новой России (за 1875 г. 3, март, 264–276) Хрущевым напечатана статья под заглавием: Князь инок Вассиан Патрикеев 6) в сочинении того же автора (исследование о сочинениях Иосифа Санина) находятся некоторые данные для характеристики Василия Косого; 7) Панов (в его исследовании о ересях жидовствующих, напеч. в Журнале Минист. Народ. Просв, за 1777 г., 1–3. Специально о Вассиане: 2, 288–295). 160 П. С Р. Л. т. VIII, 236. по примеру прочих Заволжских скитников он устроил для себя свою особую пустынь Чт. в Общ. Ист. в древн. Русс 1847 г., 9, отд. IV, 9. 162 Хрущов. Исследование о сочинениях Иосифа Санина 167–168. 240–241 Сн. Древн. к Нов. Росс. 1875 г., 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Знакомство рус. читателей с К. состоялось в 1885 г. благодаря публицисту и переводчику датчанину Петеру (П. Г.) Ганзену (1846-1930), который почти полвека прожил в России. Свою главную задачу он видел в общественно-просветительской деятельности, в т. ч. в создании культурных связей между Россией и Скандинавией. Впервые Ганзен представил К. на рус. языке как автора 2-й части «Или - или» ( Киркегор C. Эстетические и этические начала в развитии личности//Северный вестник. СПб., 1885. 1. Отд. 2. С. 109-134; 3. Отд. 2. С. 52-93; 4. Отд. 2. С. 20-57). Хотя в предисловии он сообщал, что позиция героя этой части асессора Вильгельма не исчерпывает всего учения К. и эта т. зр., как и маска «эстета», является художественным и религ. приемом, к-рый призван подтолкнуть читателя к самостоятельному выбору жизненного пути, это предупреждение осталось неуслышанным и породило недоразумения. Так, 1-й отклик на публикацию, принадлежавший харьковскому преподавателю правосл. богословия Т. И. Буткевичу (1854-1925), превозносил высокоморальный облик К., его счастливый многодетный брак, высокое социальное положение, обширный круг общественных обязанностей и тому подобные черты гармоничной благоустроенности ( Буткевич Т. И., свящ. Датский философ Серен Киркегор как проповедник ифических начал в развитии личности//ВиР. 1886. 16. Отд. 2. С. 182-225). В последующих откликах, несмотря на публикацию Ганзеном отрывков из «Диапсалмов» ( Киркегор С. Афоризмы эстетика//ВЕ. 1886. Кн. 5. С. 104-127), а затем в составе отдельной книги - «Дневника обольстителя» (Наслаждение и долг. 1894), К. подвергался осуждению за морализм, далекий от актуальных общественных запросов (см.: Рецензия на «Наслаждение и долг»//Русское богатство. СПб., 1894. 6. С. 80-81; Э[фруси Б. О.]. Датский философ Серен Киркегаард//Мир Божий. СПб., 1894. 7. С. 211-212). Сломить непонимание природы творчества К. как со стороны либеральной, так и со стороны консервативной критики не смогли и попытки Ганзена привлечь к популяризации К. в России Л. Н. Толстого . Ганзен отправлял ему кроме полного переложения «Или - или» также переводы 2 малых сочинений К., отрывки из дневника за 1847 г. и др. извлечения из сочинений К. Единственной известной письменной реакцией Толстого являются пометки-оценки на полях перевода отрывков из дневника, свидетельствующие о том, что мн. мысли К. оказались ему близки. Вместе с тем неполнота представленного Толстому образа К. сказалась на тех его мнениях о К., к-рые он высказывал в частных беседах: по мнению Толстого, К. не доносит свои великие, часто гениальные и прекрасные идеи до читателя, т. к. мало обрабатывает и неясно выражает их ( Чертков. 1986. С. 29-33). Несмотря на попытки Ганзена сотрудничать с издательством «Посредник», др. его переводы сочинений К. оставались не изданными до кон. XX в.

http://pravenc.ru/text/1841101.html

Ректор МДА Евгений (Решетников), архиеп. Верейский. Фотография. 2014 г. Ректор МДА Евгений (Решетников), архиеп. Верейский. Фотография. 2014 г. В 1-е десятилетие XXI в. происходит переход к новому этапу реформирования академии. Его целью провозглашены интеграция системы духовных учебных заведений в образовательное пространство России и вхождение в Болонскую систему. Эти преобразования потребовали изменения 2-уровневой системы духовного образования (5-летняя семинария и 3-летняя академия) на 3-уровневую, включающую в себя 4-летний бакалавриат, 2-летнюю магистратуру и 3-летнюю аспирантуру. Бакалавриат, как дореформенная семинария, является высшим учебным заведением по подготовке пастырей. Для недостаточно подготовленных к обучению в бакалавриате абитуриентов существует подготовительное отд-ние, на к-ром читаются обзорные курсы основных дисциплин бакалаврской программы. Выпускники бакалавриата пишут квалификационную работу, близкую по уровню сложности и объему к дипломной работе прежней семинарии. Магистратура, как ранее академия, рассчитана на углубление богословских знаний по профилям существующих отделений и подготовку преподавателей духовных учебных заведений и сотрудников общецерковных или епархиальных учреждений. Показателем качества образования выпускника магистратуры является его диссертация на соискание степени магистра богословия. Аспирантура рассчитана на самых способных выпускников магистратуры, которые получают возможность заниматься научно-исследовательской работой. Результатом обучения в аспирантуре должна стать защита диссертации на соискание степени кандидата богословия. Лекция в аудитории МДА. Фотография. 2012 г. Лекция в аудитории МДА. Фотография. 2012 г. В 2010/11 уч. г. были одновременно запущены бакалаврская и магистерская программы. В 2011 г. для быстрого внедрения студентов первых курсов в образовательный процесс, формирования научных интересов и обучения самостоятельной работе введен институт тьюторов. С 2012 г. для выпускников магистратуры открыта аспирантура. В дополнение к существовавшим в магистратуре библейскому, богословскому, церковно-историческому и церковно-практическому отд-ниям в 2013 г. были открыты отд-ние истории и теории церковного искусства и отд-ние христ. лит-ры. Удачным завершением реформирования 1-й ступени высшего богословского образования можно считать получение 8 дек. 2016 г. МДА гос. аккредитации программы бакалавриата.

http://pravenc.ru/text/Московская ...

§ 13. Таким же точно образом при сопровождении кадящего священника диаконы не должны со свечою во храме бегать от него, а должны находиться всякий раз вблизи священника, не дальше шагов 2–3-х от него, сопровождая каждое священническое каждение подобающим поклоном, и в то же время держа свечу, по возможности, прямо, а не наклоняя ее без нужды, чтобы не заливать растопленным воском пола или своего стихаря, и т. п. § 14. Не следует также Оо. диаконам при отправлении богослужения, тем более при чтении св. Евангелия, допускать себе голосистое кашлянье в слух всей церкви или неуместное сморканье носа без платка и т. д. – Сюда же надобно отнести и так обычный, известный у наших диаконов недостаток хвастаться своим голосом при чтении св. Евангелия или провозглашении многолетия, и т. п. Тяжело слушать, когда диакон, величаясь своим громогласием, без всякой нужды, при произношении заветнейших слов нашего Божественного Учителя силится дочитаться до высших нот, не редко в ущерб своему голосу и груди, а иногда и в оскорбление самого смысла читаемого, и даже самого простого чувства стоящих во храме, и т. п. О частнейших обязанностях диаконов 1) при крещения см. выше, о крещении, отд. III, § 23; 2) при совершении литургии, о причащении, отд. У, § 84; отд. VI, ст. 4, §§ 121–124, 126, 127; отд. VII, ст. 2, §§ 140–142. § 15. Вообще же, само собою разумеется, как священники, так и диаконы при отправлении богослужения должны служить живым примером высшего и совершеннейшего благоговения и глубочайшего уважения к св. таинствам и достоинству совершаемых священнодействий и молитвословий для всех участвующих в богослужении, помня, что в этом случае, но слову св. Златоуста, «священнодействующий стоит посреди между Богом и естеством человеческим, от Бога нам благодеяния низводя, паши же к Богу прегрешения вознося, Бога прогневанного умоляя и нас от руки Его исхищая» (Бесед. на Исаию), ни едино, ни в чим же дающе претыкание, да служение безпорочно будет, но во всем представляюще себе, яко Божие слуги ( 1Кор. 6:3 ). Отделение II. Нечто об особенных правах и обязанностях священно- и церковнослужителей в отношении к богослужению православной церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

языка. Большинство же предложений были признаны «не подлежащими удовлетворению», поскольку они «возникли под влиянием мысли о более широкой и усиленной деятельности православной миссии в России вообще, что пока остается предметом ожидания в желательном будущем и, строго говоря, не вызывается непосредственными нуждами академии» (РГИА. Ф. 796. Оп. 196. Д. 112. 1-й отд., 2-й стол. Л. 3). «Изменения» Устава 1910 г. в целом положительно повлияли на работу миссионерских кафедр в КазДА. «Группа предметов, относящихся до внешней миссии» делилась, как и в Уставах 1884 и 1910 гг., на татар. и монг. отделы, к-рые включали те же дисциплины, что и по Уставу 1884 г. (дополнительно к монг. отделу был отнесен тибет. язык). Однако «Изменения», утвержденные 29 июля 1911 г., учли часть предложений, сформулированных на Миссионерском съезде в Казани, в частности студенты миссионерских отделов освобождались от изучения нек-рых общеобязательных дисциплин (истории и обличения рус. раскола, истории и обличения рус. сектантства, истории философии или педагогики, систематической философии и логики, древнего языка). Особым примечанием «в виде опыта» на миссионерское отд-ние КазДА принимали после сдачи экзамена окончивших курс семинарии по 2-му разряду, без экзамена, но по особому ходатайству епархиальных архиереев духовных лиц, окончивших курс семинарии по 1-му и 2-му разряду. Однако те, кто поступили без экзамена, не имели права переходить с миссионерского на др. отд-ния. Разрешение поступать в академию лицам, окончившим семинарию по 2-му разряду, увеличило количество абитуриентов на миссионерское отд-ние. Уже в 1912 г. на 1 и 2 курсе татар. отдела академии обучалось по 16 студентов, а на монг.- соответственно 7 и 5 чел. В то же время на 3 и 4 курсе татар. отдела обучалось всего лишь по 3 чел., а монгольского - соответственно 5 и 7 студентов. Учрежденный в 1912 г. историко-этнографический музей при КазДА преследовал «учебно-вспомогательные цели обоих разрядов Миссионерского отделения академии - татарского и монгольского».

http://pravenc.ru/text/1319800.html

Соч.: Наименование Иисуса Христа Сыном человеческим//ЧОЛДП. 1894. 2. С. 107-154; 3. С. 217-250; О сущности и причинах рус. раскола, так называемого старообрядства: (Пробная лекция)//БВ. 1895. Т. 2. 4. С. 27-49; 5. С. 235-268 (отд. отт.: Серг. П., 1895); К вопросу о раскольнической Белокриницкой иерархии с канонической точки зрения: (Пробная лекция)//Там же. Т. 4. 10. С. 40-74; Кое-что о совр. расколе и сектантстве и о борьбе с ними: (По поводу 3 миссионерских отчетов)//Там же. 1897. Т. 1. 1. С. 174-197; 2. С. 335-361; Третий Всерос. миссионерский съезд: (Факты и впечатления)//Там же. 1897. Т. 4. 10. С. 114-149; 11. С. 267-285 (отд. отт.: Серг. П., 1898. Вып. 1); 12. С. 508-554 (отд. отт. с изм. загл.: Тираспольское дело. Серг. П., 1898); Рус. раскол и вселенское Православие//Там же. 1898. Т. 2. 4. С. 26-45; 5. С. 141-165 (отд. отт.: Серг. П., 1898); Памяти проф. А. С. Павлова//Там же. Т. 3. 9. С. 331-355; Проф. А. С. Павлов//Археол. изв. и заметки. 1899. Т. 7. 1/2. С. 8-21; Несколько слов об издании лекций по церк. праву проф. А. С. Павлова//БВ. 1899. Т. 3. 10. С. 232-235; К вопросу о прекращении брака по добровольному согласию супругов ради принятия ими монашества: (По поводу мнения об этом проф. А. С. Павлова)//Там же. 1900. Т. 2. 6. С. 282-287; Обзор рус. журналов: Статьи по расколо- и сектоведению за 1900 г.//Там же. 1901. Т. 1. 2. С. 363-372; 4. С. 745-759; То же, за 1-е полугодие 1902 г.//Там же. 1902. Т. 2. 7/8. С. 584-615; То же, за 2-е полугодие 1902 г.//Там же. 1903. 6. С. 334-351; О вторых и третьих браках в Правосл. Церкви: Ист.-канонич. очерк//Там же. 1902. Т. 3. 9. С. 23-41; 10. С. 149-168; 11. С. 291-304; Культурный разлад и религиозное разномыслие: К вопр. о живучести рус. раскола//Миссионерский сб. Рязань, 1903. Кн. 2. С. 81; Кн. 3. С. 153; Новая апология раскольнического австрийского священства//Правосл. путеводитель. 1903. Кн. 1, 2, 5, 6; Саморазделившееся царство: (Очерк внутр. саморазложения старообрядческого раскола - поповщины): Публ. лекция//ДЧ.

http://pravenc.ru/text/389319.html

В ЗРАО выходили публикации о монг., араб., тюрк. древностях, об археологии Золотой Орды и исламских гос-в Вост. Европы: «Описание клада из золотоордынских монет, найденного близ развалин Сарая» В. В. Григорьева (1850. Т. 2. Вып. 5/6), выдержки из отчета А. В. Терещенко «Археологические поиски в развалинах Сарая, с 1843 по 1849 г.» (Там же), «Пайзе, или Металлические дощечки с повелениями монгольских ханов» (Там же) и «Объяснение монгольской надписи на памятнике кн. Исунке, племянника Чингис-хана» (1851. Т. 3. Отд. 1. С. 268-292) Банзарова, «Татарские надписи из времен Казанского царства в Лаишевском уезде» Н. И. Ильминского (Там же. Отд. 2. С. 114-118), «Описание двух металлических зеркал с арабскими надписями, найденных близ Булгар» Савельева (1851. Т. 4. Отд. 2. С. 72-78). Труд Савельева «Монеты джучидские, джагатайские, джелаиридские и др., обращавшиеся в Золотой Орде в эпоху Тохтамыша» был опубликован в вып. 1 и 2 12-го т. В 14-м т. вышел перевод И. Н. Березина «Сборник летописей: История монголов: Введение: О турецких и монгольских племенах» Рашид-Эддина. Там же помещен перевод книги «Алтан-Тобчи: Монгольская летопись», выполненный ламой Галсан-Гомбаевым, с предисловием Савельева. Восточная тематика была широко представлена в томах 6 (статьи о сасанидских монетах), 9, 13. Часть статей была посвящена классическим, византийским и др. древностям. В 4-м т. вышли очерки Н. В. Ханыкова «Об археологических исследованиях на Кавказе» (1851. Т. 4. Отд. 2. С. 21-27), Савельева «Об исследовании еврейских древностей Крыма» (Там же. С. 93-95), З. П. Княжеского «О древностях в Болгарии» (Там же. С. 103-110). В 1859 г. публикация журнала прекратилась в связи со смертью Савельева (нек-рые тома были допечатаны позже). Необходимость в общем периодическом издании РАО сохранялась, и с 1859 г. начали выходить «Известия Российского археологического общества». В марте 1882 г. на заседании комиссии, избранной для пересмотра устава об-ва, был поднят вопрос о возобновлении издания ЗРАО, с тем чтобы ускорить выпуск отчетов заседаний и значительных по объему монографий.

http://pravenc.ru/text/182593.html

500 Так напр., в дополнительном толковании на 2-ю главу 1-го тит. Вальсамон приводит два мнения относительно значения канонов, противоречащих законам. «Одни говорили, что правила не должны иметь силы, когда они противоречат законам, потому что они написаны прежде ревизии законов и, как несогласные с ними, теряют свою силу. Другие же, представив правила, которые противоречат законам, и воспользовавшись 131-ой Юстиниановой новеллой, помещенной в 5 кн. Базилик, тит. 3 гл. 1, которая говорит, что правила должны быть соблюдаемы, как законы и св. Писание, заставили замолчать, своих противников. Когда же те сказали, что не следует принимать эту новеллу, так как она считается изданной Юстинианом, а между тем упоминает о соборах, бывших после Юстиниана, что, по их мнению, очевидная нелегость, последние сказали, что они тем больше принимают эту новеллу, что передаваемое в ней принял император, который пересмотрел и исправил законы. Ибо, если бы этого не было, он не присоединил бы, что правила последующих соборов должны иметь силу, как законы и св. Писание, но и эту новеллу, как и другия Юстиниановы новеллы, упразднил бы посредством непомещения в Базиликах. Это было принято и святым императором». Σ. I, стр. 37–38. 501 Из числа «некоторых» Вальсамон в своих толкованиях разбирает мнения Палеоса, Схолиаста (толков. на гл. 1 (отд. 8) тит. II), Хумна (толков. на гл. 4 (отд. 4) тит. XII), Гобида и Стефана (толков. на 18 гл. (отд. 2) тит. XIII). 502 Так напр., в толковании на 1 гл. (8 отд.) II тит. Вальсамон, приведя толкования на эту главу Палеоса и Схолиаста, не разделяет их взглядов. Он пишет: «Диг. 1 тит. 2 кн. 35 диг. есть 41 кн. Базилик тит. 1. гл. 1. полож. 3, которое, между прочим, говорит, что и посвященное Богу подлежит закону Фальцидия. (По этому закону, наследник, которому оставлено завещанное имущество для благочестивых целей, по праву пользуется 4-й частью этого имущества, которая и называется falcidia или φαλκιδιος. Нарбеков. «Толкование Вальсамона на Номоканон Фотия», стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Н. Э. Реформа Церкви//Русский вестник. 1906. Т. 304. Август. С. 480–498. О проекте Предсоборного Присутствия 1906 г. Об укреплении начал веротерпимости. Сборник. 17 апреля 1905 г. Именной Высочайший Указ правительствующему Сенату. Высочайше утвержденные Положения Комитета Министров и извлечения из особых журналов Комитета Министров//Русь. Пг., 1905. Издание неофициальное. Обухов А. Общий очерк работы Государственной Думы по сметам Св. Синода за пятилетие 1908–1913 гг. Тверь, 1912. Общий свод по империи результатов разработки данных первой всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 г. Т. I–II. 1905. Обухов А. Что сделала третья Государственная Дума и что должна сделать четвертая Дума для народного образования//Русская мысль. 1912. Кн. 11. Отд. 3. С. 33–38. Критика книги А. Н. Роопа «Что сделала третья Государственная Дума для народного образования?» О-в Н. Библиотеки для народного чтения при сельских народных училищах Виленского учебного округа//Русская школа. 1895. 10. С. 199–203. Период 1893–1894 гг. О-в Н. Народное образование в Виленском учебном округе в 1893 г.//Журнал Министерства народного просвещения. 1895. Ч. 298. Март. Отд. 4. С. 1–44. О-в Н. Народное образование в Виленском учебном округе в 1896 г.//Журнал Министерства народного просвещения. 1898. Ч. 315. Февраль. Отд. 4. С. 138–190. О-в К Учительские семинарии Виленского учебного округа//Журнал Министерства народного просвещения. 1899. Ч. 323. Май. Отд. 4. С. 1–27. Огановский Н. У евреев в Литве (поездка по Литве)//Северные записки. 1915. Июль–август. С. 172–191. Выселение евреев из Литвы в мае 1914 г. Оглоблин Н. На озере Светлояре. Из путевых заметок//Русское богатство. 1905. 6. С. 131–158. Религиозные споры православных миссионеров со старообрядцами в г. Светлояре. Огнев Н. В. На пороге реформ Русской Церкви и духовенства//Народное право. СПб., 1907. Автор – священник Яранского уезда Вятской губернии, член I Государственной Думы от партии кадетов, примыкал к левому крылу, кандидат от вятского духовенства в Государственный Совет.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

С.443-445. Там же. 1918 г. 1-2.Отд. неофиц. С.1-3. Там же. 3-4. Отд. неофиц. С.17-20. Там же. Отд. неофиц. С.1-3, 10,16; Отд. неофиц. С.17-18, 24-25. Источник 1. Последние дни семинарии и ректуры в документах. 1918 г.Д.2 Там же. Источник 2. Мои воспоминания. Ч.4. С.45. Источник 1. Последние дни семинарии и ректуры в документах. 1918 г. Д.17. Источник 2. Последние дни семинарии и ректуры в документах. 1918 г. Д.19. С.132-133. Евлогий Георгиевский, митрополит. Путь моей жизни. М.1994.С.274. Краснов-Левитин А.Лихие roды.YMKA-PRESS. PARIS.1977.C.73. Среди лекторов и докладчиков были: А. Блок, А. Белый, И. М. Гревс, С. Ф. Платонов, Е. В. Тарле, В. Э. Мейерхольд, К. С. Петров-Водкин, Е. Я. Данько, Ф. Ф. Зелинский, Е. И.Замятин, В. А. Пяст, А. М. Ремизов, Питирим Сорокин, В. Г. Тан-Богораз, Е. Г.Полонская, Н.О. Лосский, Д.Д. Михайлов, С.А. Алексеев-Аскольдов и др. Активными участниками В. были: Э. Л. Радлов, Н.И. Гаген-Торн, М. М. Зощенко, О. Д. Форш, С. Г. Каплун, Я.И.Гордин, Л. В. Пумпянский и др. Открытые заседания проходили: первое (16 нояб. 1919) и десять последующих - в квартире издательства «Колос» на проспекте Володарского (ныне Литейный), 21; с марта 1920 - в Доме искусств (наб. р. Мойки, 59); с мая 1920 - на пл. Чернышева, 2; в Зимнем дворце (в марте и мае 1920); с осени 1920 - в РГО (Демидов пер., 10), затем в выделенном Петрокоммуной постоянном помещении (наб. р. Фонтанки, 50). . См.: http://oldcancer.narod.ru/150PAK/1-04Belous.htm Федотов Г.П.Лицо России. Париж.1988.С.37. Цит. по: Брачев В.С. Масоны, мистики, богоискатели в России XX век. СПб.2003.С.84,88. См.:http://www.bogoslov.ru/text/482385.html Источник 1.Избранные речи, слова и статьи. Глубоковский Н.Н. Проект слияния Петроградской Духовной Академии и Университета. РНБ.Ф.194.Оп.2.Д.25.Л.1-8. Цит.по Склярова М.Сосуд избранный. История Российских духовных школ. СПб.1994.С.215-218. Глубоковский Н.Н.. Академик, профессор Борис Александрович Тураев, как христианский учитель и ученый//«Воскресное чтение» (Варшава).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010