Л.А. Герд Содержание Перенесение мощей Продажа мощей Похищение мощей Захоронения в церквах Мощи при освящении престолов     Наверное, ни одно явление в жизни христианского общества не находило такую противоречивую оценку в юридических источниках, как святые и их останки. В римском праве могилы и всё, с ними связанное, рассматривалось как «res religious» и «res extra commercium». Они не могли быть куплены, проданы и не входили в область частного права. Подобно древним египтянам и евреям, римляне приравнивали гробокопательство к нечестию, преступлению против религии 1 . Осуждённые на позорную казнь христианские мученики не могли быть, согласно римским законам, погребены на общественных кладбищах. Более того, римские суды стремились предавать христиан такой казни, которая бы исключала погребение, например, утоплению в море 2 . Хоронить их на общественных кладбищах не всегда удавалось, поэтому практиковалось захоронение в разных местах – в пещерах, на месте мученичества, на участке, принадлежавшем мученику, и, что следует заметить особо, в христианских церквах. Вместе с тем внутри Церкви достаточно рано получила развитие другая традиция – запрет хоронить христиан рядом с язычниками и приравненными к ним еретиками, впоследствии зафиксированная в византийском праве (Bas. 60:69). Девятое правило Лаодикийского собора говорит о запрещении еретикам даже приходить на православные кладбища и к местам захоронения мучеников, а комментаторы Зонара и Вальсамон не дозволяют и православным посещать еретические кладбища 3 . Каноническое право добавило к античному почтению к могилам другое понятие – об отношении к святыне, которое, впрочем, тоже во многом восходит к языческой древности. В 72 и 73 правилах Св. Апостолов запрещается выносить из храмов воск или елей, а также использовать священную утварь в личных целях и присваивать её себе 4 . Многочисленные правила вселенских и поместных соборов запрещают под страхом отлучения и совершенного извержения расхищение или отчуждение движимого и недвижимого имущества церквей и монастырей 5 . Похищение утвари, церковных облачений карается отлучением согласно 10, 72 и 73 правилам Св. Апостолов и приравнивается к святотатству 10 правилом Двукратного собора 6 . В Номоканоне Иоанна Постника (X в.), вслед за Григорием Нисским , святотатство приравнивается к прелюбодеянию и подлежит тем же епитимьям 7 . Каждый епископ даёт отчёт в управлении церковным имуществом, как недвижимым, так и движимым (τ μν γρ κειμλια τν κκλησιν, τοι τ ερ κα τ λοιπ ναθματα) 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/relikv...

М.В.Бахтин Скачать epub pdf Введение Православно-христианское Догматическое богословие есть наука, в систематическом порядке излагающая догматы христианской веры в том виде, как понимает и исповедует их Православная Восточная Церковь . Таким образом, предметом нашей науки являются догматы или догматические истины христианской религии. Догматы – это богооткровенные истины, содержащие в себе учение о Боге и Его отношении к миру и человеку, определяемые Церковью и преподаваемые ею как непререкаемые и обязательные для всех верующих правила веры. Существенными чертами догматов, отличавшими их от других истин христианской религии, являются: 1. теологичность; 2. Богооткровенность; 3. церковность; 4. общеобязательность; 5. неизменяемость. Теологичность догматов указывает на то, что содержанием догматических истин является учение о Боге в Самом Себе и в Его отношении к миру и человеку. Значит, догматы суть истины теоретические или умозрительные, относятся к области вероучительной, чем они и отличаются от других истин христианской религии, например, от нравственных истин, литургических, канонических и проч. Богооткровенность догматов указывает на их источник, или происхождение. Источником догматов является не человеческий разум, а разум Божественный. Догматические истины христианской веры – не измышления человека, как например, положения философские или научные истины, а открыты людям Самим Богом в Его сверхъестественном Откровении, этим догматы отличаются от всех других истин человеческого знания. Церковность догматов указывает на то, что только Вселенская Церковь придает христианским истинам веры догматический авторитет и значение. Хотя догматы и заключаются в Откровении, но взойти на степень неоспоримого и обязательного для всех верующих догмата известная истина веры может только при том условии, что Вселенская Церковь признает за нею значение догмата. Это не значит, что Церковь сама создает догматы. Она извлекает их из Откровения и, как столп и утверждение истины, в силу своей непогрешимости, сообщает догмату в сознании верующих твердость и ручательство его Божественного достоинства. Церковь формулирует догматы, то есть придает им определенную словесную форму, облекая мысль догмата в точные выражения. Нужно, поэтому, догмат отличать от богословского мнения; последнее может заключать в себе истину, согласную с Откровением, но если оно составляет результат мышления отдельных лиц, но не принято Вселенской Церковью , то не может быть догматом. Общеобязательность догматов указывает на то, что для верующих догматы является непререкаемыми и непреложными нормами веры. Это значит, что каждый принадлежащий к Церкви должен принимать догматы те, которые преподает ему Церковь , и понимать их должен так, как понимает их Церковь . Догматы – это законы нашей веры: мы не иначе должны веровать, как именно учит нас Церковь . § 1. Задача и метод науки

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «АКТ О НАСЛЕДОВАНИИ ВСЕРОССИЙСКОГО ИМПЕРАТОРСКОГО ПРЕСТОЛА» закон Российской империи, составленный имп. Павлом I Петровичем в бытность наследником престола от собственного лица и от лица его супруги вел. кнг. Марии Феодоровны 4 янв. 1788 г. и положенный для хранения в Успенском соборе Московского Кремля . Впосл. «А. о н.» был утвержден имп. Павлом в день его коронации, 5 апр. 1797 г. С этого времени «А. о н.» стал Основным законом гос-ва. Целью издания «А. о н.» было внесение твердого и однозначно интерпретируемого наследственного порядка в преемство высшей гос. власти. Новая система престолонаследия должна была заменить прежнюю, введенную имп. Петром I , основанную на назначении наследника царствующим государем, чреватую ввиду неопределенности относительно лица наследника до самой кончины правящего государя интригами вокруг престолонаследия и прямыми гос. переворотами, имевшими место в 1741 и 1762 гг. В самом «А. о н.» цель его издания формулируется так: «Дабы государство не было без наследника. Дабы наследник был назначен всегда законом самим. Дабы не было ни малейшего сомнения, кому наследовать. Дабы сохранить право родов в наследствии, не нарушая права естественного, и избежать затруднений при переходе из рода в род». В основании закона о престолонаследии лежат 3 принципа: первородства, преимущества лиц муж. пола перед лицами жен. и соответственно преимущество происхождения от родоначальника по муж. линии, а также степени родственной близости к последнему царствовавшему императору. После пресечения потомства старшего сына престол переходит в род второго сына, и так до последнего потомка муж. пола последнего сына. По пресечении муж. поколения сыновей Павла наследство переходит в род потомков жен. пола последнего царствующего императора, среди к-рых вновь преимущество имеют лица муж. пола, с той лишь оговоркой, что «не теряет никогда права то женское лицо, от которого право беспосредственно пришло». По пресечении этого рода наследство переходит в род старшего сына имп. Павла в жен. поколение, «в котором наследует ближняя родственница последнецарствовавшего рода», а в отсутствие таковой иные лица муж. или жен. пола с соблюдением правила относительно преимуществ лиц муж. пола. Затем наследство переходит в жен. род прочих сыновей Павла в том же порядке, затем - в род старшей его дочери в муж. поколение, а по пресечении его - в жен. и далее к потомству др. его дочерей. При этом оговариваются 2 условия: «Меньшая сестра, хотя бы и сыновей имела, не отъемлет права у старшей, хотя бы и незамужней», «брат же меньший наследует прежде старших своих сестер».

http://pravenc.ru/text/63946.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРЕЛАТСКИЕ СОБОРЫ Поместные Соборы древней Церкви, происходившие в г. Арелат (совр. Арль ). Наиболее известные: 314 г. 1-й А. С. созван по делу Цецилиана , еп. Карфагенского, законность рукоположения к-рого от Феликса, еп. Аптунгского, отвергалась донатистами (см. Донатизм ) как якобы совершенное епископом-вероотступником ( Евсевий. Церк. ист. X 5. 23). Законность поставления еп. Цецилиана подтвердил Рим. Собор 313 г. (см. Римские Соборы ), созванный по указанию имп. Константина I Великого , однако донатисты подали апелляцию, ссылаясь на малочисленность и скоротечность этого Собора, не рассмотревшего, по их мнению, нек-рые важные документы. Тогда 1 авг. 314 г. под председательством свт. Христа , еп. Сиракузского, в Арелате был созван Собор, на к-ром присутствовали епископы Галлии, Италии, Африки и Востока. Он подтвердил решение Римского Собора относительно Цецилиана, а также принял ряд дисциплинарных и вероучительных канонов. Собор постановил, что традиторы из числа священнослужителей, к-рые во время гонения выдали властям священные книги и сосуды, «списки братьев» (неясно, имеются ли здесь в виду оглашенные или уже крещенные) и т. д., должны быть низложены, но признал действительными все совершенные ими рукоположения (прав. 14). На этом основании произошло и оправдание Цецилиана. Правила также предписывали, согласно рим. традиции, принимать в церковное общение еретиков через возложение рук (прав. 9) в противоположность африкан. практике повторного крещения еретиков, воспринятой донатистами (ср.: Cypr. Carth. Epp. 59, 61//PL. 4. Col. 359-361, 362-364). Регламентировались условия приема в церковное общение находящихся на смертном одре оглашенных (прав. 6) и вероотступников (прав. 22). Собор постановил, что «те, кто приносят письма исповедников», должны быть приняты в общение (прав. 10). Неясно, идет ли в данном случае речь о «мирных грамотах», выдававшихся епископом и подтверждавших, что данный человек находится в общении с Церковью (ср.: Антиох.

http://pravenc.ru/text/Арелатском ...

О.С. Попова Список иллюстраций к данной статье см. в оригинале. В 1389 г. в Лавре св. Афанасия на Афоне была создана рукописная книга «Слова постнические» прп. Исаака Сирина 1 на церковнославянском языке болгарской редакции 2 . Писец ее – монах Гавриил, как сообщается в его записи в конце текста 3 , и судя по языку – болгарин. В начале книги помещена единственная миниатюра, изображающая автора сочинений, прп. Исаака Сирина 4 (илл. 1). Образ этого святого старца крайне редкий во всем искусстве византийского круга 5 . Других портретов его мы не знаем ни на стенах церквей, ни в иконах, ни в миниатюрах 6 . В сочинениях прп. Исаака Сирина 7 распространенные правила монашеской аскезы сочетаются с личным мистическим опытом. При чтении их впечатляют яркость откровений и склонность к психологическим наблюдениям. В его сочинениях доминируют рассуждения о суровой аскезе, необходимой монаху для преуспеяния на путях духовной жизни 8 . Редкостная точность, выпуклость слов отличают индивидуальный слог прп. Исаака, что придает его сочинениям и наглядность, и экспрессию. В иконографию византийского искусства образ прп. Исаака Сирина не вошел. Не будем здесь анализировать причины такой неудачи. Отметим только ее факт. Первый портрет его создается в XIV в. на Афоне. Можно, конечно, допустить, что какие-то изображения были и не сохранились, а какие-то существуют и остаются неизвестны. Возникновение живописного образа прп. Исаака именно в монашеских кругах Афона во второй половине XIV в. не случайно. Уже в начале XIV в. на Афоне делается полный перевод с греческого языка на славянский «Слов постнических» прп. Исаака Сирина . Автор перевода – болгарин, монах Закхея 9 . До тех пор на славянском языке существовали только отдельные небольшие части из его сочинений. Во второй четверти XIV в. здесь же, на Афоне, возникает новый славянский перевод «Слов...» прп. Исаака, сделанный опять болгарином, старцем Иоанном. Один из таких афонских списков перевода старца Иоанна и представляет собой рукопись «Слов постнических» прп. Исаака Сирина 1389 г. 10 . Болгарин Гавриил, переписывавший эту книгу, захотел предварить текст портретом автора. Перед нами – редкий образец собственно афонского монашеского искусства. Среди иллюстрированных афонских кодексов разных времен отнюдь не всегда можно выделить те, что созданы на месте, и те, которые были сюда привезены как подарки и вклады.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/ob...

О церковном Октоихе Богослужение нашей Православной Церкви получило надлежащий чин и состав не вдруг, а постепенно, как то угодно было Божественной Главе Церкви и требовали ее обстоятельства. По вознесении на небо Господа нашего Иисуса Христа, горница Иерусалимская была первым Христианским храмом, в котором присутствовавшие единодушно пребывали в молитве и молении. 1 Когда сошел на Апостолов Дух Святой, тогда открылось новозаветное служение Богу духом и истиною. 2 Апостолы, проповедуя веру Христову, раскрывали Христианам более дух и смысл Христианского Богослужения, нежели чин и порядок его. Следуя благовествованию, а, может быть, и примеру самих Апостолов, первенствующие Христиане хвалили Господа седмирицею днем, именно: в первый час дня, третий, шестой, девятый, вечером, в полночь и утром, полагая в основание такого распределения времени молитв новозаветные события. 3 В их вечерних молитвенных собраниях произносили сперва псалом 140-й «Господи, воззвах»: потом известные ектении 4 , светильничные благодарения 5 , и песнь «Свете тихий» 6 , о древнем употреблении которой Василий Великий приводит в свидетели св. мученика Афиногена, жившего во втором веке 7 . Затем пели вечернее славословие и «Ныне отпущаеши» 8 , и читали св. книги Ветхого и Нового Завета 9 . Утреннее Богослужение Апостольских времен начиналось 62-м псалмом: «Боже, Боже мой, к тебе утреннюю» 10 ; продолжалось известными ектениями 11 , пением псалмов и других св. песен 12 , чтением писаний 13 , и заключалось 184-м псалмом: «хвалите Господа с небес» 14 и великим славословием 15 . В Апостольские времена к такому порядку Богослужения принадлежали еще особенные действия лиц, обладавших чрезвычайными дарами св. Духа; тогда каждый член Церкви, движимый Духом Святым, имел право произносить в Церкви свои песни, свое поучение и проч., на что указывал св. Апостол 16 . Св. Апостолы при этом заботились только о том, чтобы в Богослужении все было благообразно и по чину 17 . После времен Апостольских Богослужение более и более обогащалось молитвами и песнями. Настоятели Церквей составляли для своей паствы как св. песни, так и правила Богослужения, по духу Христианского Богослужения, переданнаго Церкви Апостолами. Так, во втором веке Св. Игнатий Богоносец , по образцу, виденному им на небе, учредил Антифонное пение, которое состояло из песен (но не из псалмов) в честь пресвятой Троицы 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Рукописи из кельи Собрание рукописей святителя Феофана Затворника, обнаруженные в келье святителя после его смерти. Работы самого разного характера и периода: проповеди, переводы, письма, размышления и т. п. Содержание «Рукописей из кельи» таково: МЫСЛИ О РАЗНЫХ ПРЕДМЕТАХ ВЕРЫ Самоиспытание и познание греховности К смущаемым нечистыми помыслами Возрасты греха Воспоминание о Страшном суде (Созерцание) Основное чувство нашего сердца—грусть (Из «Писем о христианской жизни») Изложение спасительной веры Христовой в кратких положенияхМысли о внутренней жизни Заметки о духовной жизни Мысли о богоугодной жизни Испытание Писаний Мысли о разных предметах веры ИЗ СВЯЩЕННОЙ ИСТОРИИ Подзаконная религия, как она дана Богом чрез Моисея народу израильскому 1.Завет Бога с еврейским народом 2.Религиозные понятия, соответственные завету 3.Религиозные чувствования 4.Нравственные расположения, или практические чувства 5.Обрядность как средство к образованию и укреплению нравственных расположений 6.Практические правила, как поприще для упражнения по преимуществу нравственных расположений 7.Гражданские постановления и вообще все устройство общества применительно к религии подзаконной 8.Как освоился народ с новым порядком и чем укреплялся в хождении по нему 9.Почему религия и Церковь явились теперь в таком виде 10.Какой религия подзаконная должна образовать дух в народе? Как зародилось и созрело дело о смерти Господа Спасителя у врагов Его со времени явления Им Себя миру, и как относился к тому Сам Господь Переход Господа на Елеон ПРОПОВЕДИ Слово на Рождество Христово Всякому просящему у тебя дай Слово в день святой великомученицы Варвары (1840-е гг.) Легкое средство к усвоению святой жизни христианской. Поучение в Неделю 23-ю по Пятидесятнице (1840-е гг.) Куда и как обращаться в крайней нужде своей? Беседа в Неделю 31-ю по Пятидесятнице, на Евангелие (Лк. 18, 35—43) Что такое «анафема»? Слово в неделю Православия

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=862...

П.В. Безобразов Приложения. Постановление о русских православного исповедания поклонниках, прибывающих в Иерусалим 251 Глава I. Общие правила § 1. Все русские поклонники православного исповедания, прибывающие в св. Град Иерусалим, состоят под непосредственным надзором духовного начальства греческого монастыря Гроба Господня. § 2. Для вящего присмотра за ними, за их поведением, равно и за нуждами их приставлен к ним со стороны монастырского ведомства греческий монах в качестве переводчика, к которому может каждый поклонник обращаться с законными и рассудительными своими требованиями. § 3. Российское императорское консульство в Бейруте и Палестине, под ведомством коего состоят по Высочайшей воле все подданные Его императорского Величества в сей стороне, назначает равномерно по своему выбору одного из среды поклонников надзирателем над своими соотечественниками, прибывающими в Иерусалим. § 4. Паломники, какого бы звания они ни были, обязаны повиноваться надзирателю, взяв в соображение, что все его действия суть не что иное, как точное исполнение предписаний консульских или духовной власти, и лежат на ответственности консула пред высшим начальством. § 5. Всякому поклоннику предоставлено излагать письменно г. консулу или агенту его в Яффе жалобы свои на надзирателя, равно как и неудовольствие своё на монастырское начальство. По всякой уважительной жалобе будет доставлено законное удовлетворение, а жалобы неосновательные и ябеды навлекут только стыд на виноватого пред начальством, пред православным монастырём и пред его соотечественниками и даже наказание. § 6. Время пребывания своего в Иерусалиме поклонники должны исключительно посвящать исполнению христианских обязанностей и духовной пользе, а часы отдыха проводить в назидательной беседе между собой и не заводить никаких связей с иноплеменными, помня, что в этой чужой стороне, далеко от отечества, они составляют как бы одно семейство, над коим бдит неусыпное око Государя. § 7. Строжайше запрещается всякое сношение с бродягами, говорящими по-русски и называющими себя русскими, которые или бежали или высланы из России за дурное поведение и, скитаясь по миру, нередко заходят в Иерусалим, иногда даже в иноческом виде, для развращения и обмана благочестивых поклонников.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Пастырские послания и их значение Подлинность пастырских посланий Лица, к которым написаны пастырские послания Содержание пастырских посланий Когда были написаны пастырские послания Литература о пастырских посланиях Глава 1 2 3 4 5 6     Пастырские послания и их значение Два послания Апостола Павла к Тимофею и послание к Титу называются пастырскими посланиями, потому что содержат в себе наставления Апостола Павла к двум вышеназванным его ученикам о том, каковы должны быть пастыри церковные и в чем должна состоят их деятельность в Церкви. Наставления эти были предназначаемы Апостолом Павлом не только для Тимофея и Тита, но и для пастырей всех последующих времен. Церковь Христова всегда в этих посланиях почерпала правила и указания для упорядочения пастырской деятельности ее служителей, рассматривала эти послания как настольное руководство для пастырей. В особенности же важны эти послания в том отношении, что в них дается вполне определенное представление о том, что Церковь Христова состоит из двух элементов – пастырей, управляющих жизнью Церкви, и пасомых, идущих за пастырями. Отсюда мы имеем полное основание заключать, что иерархическое устройство Церкви не есть что-либо привносное, явившееся в Церкви во втором веке или даже позже, как думают некоторые сектанты, а существовало в ней от начала ее жизни. Подлинность пастырских посланий Протестантские богословы давно уже стали высказывать сомнение в подлинности пастырских посланий, которые, конечно, своим содержанием опровергали создавшееся в протестантстве представление о позднейшем происхождении церковной иерархии. В особенности резко выражено было сомнение в подлинности этих посланий известным Бауром в его сочинении: «так называемые пастырские послания Апостола Павла» (1835 г.). По мнению Баура, ересь, опровергаемая в пастырских посланиях, есть гностицизм 2-го века, а церковное устройство, изображаемое в них, есть церковное устройство также 2-го века. Взгляды Баура обосновал и раскрыл Гольцман в сочинении: «пастырские послания» (1880 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Покойный профессор А.С. Павлов в своём последнем издании «Номоканона при большом требнике», Москва, 1897, сообщил некоторые сведения о древнейшем списке номоканона Иоанна Постника , находящемся в рукописном сборнике мюнхенской королевской библиотеки, 498, от X в. Проф. Павлов, по его собственным словам, имел у себя в руках точную копию этого списка, сделанную ещё в 1877 г. для нашего почтенного учёного немецким учёным Карлом Мюллером; но предвзятая мысль о патриархе константинопольском Иоанне Постнике , как об авторе восточного покаянного устава, отстаивавшаяся нашим покойным учёным с усердием и жаром, достойными лучшего дела, и, несмотря на большую учёность, потраченную им на упомянутое издание, обесценившая его в той части, которая относится к истории, предшествующей XV веку, помешала ему оценить должным образом научное значение мюнхенской рукописи. Текст её остался неизданным в печати, и наш учёный исследователь ограничился сообщением (в примеч. 1 на стр. 30–32) следующих сведений о мюнхенском списке: 1) редакция Постникова номоканона по мюнхенскому списку значительно короче всех, доселе известных по печатным изданиям; 2) находящийся в ней чин исповеди имеет почти такой же вид, в каком он издан проф. Дмитриевским в приложениях к его сочинению: «Богослужение в русской церкви в XVI в.»; 3) следующие за этим чином рассуждения о том, как духовник должен налагать епитимию на исповедавшегося, изложены гораздо обширнее, чем в издании Дмитриевского, именно ближе к тексту той редакции, которая надписывается: ’Ιωννου μοναχο πατριρχου Κ/πλεως λγος πρς τος μλλοντας ξαγορεσαι κτλ., начиная со слов: κα μετ τ γερειν ατν и до конца наставления об исповеди женщин; 4) согласно с этою редакцией читаются в мюнхенском списке и дальнейшие правила об епитимиях до слов: περ δ βρσεως κα πσεως; 5) отсюда до самого конца идёт текст той редакции, которая надписывается именем Иоанна, монаха и диакона, ученика св. Василия, начиная со слов: δ μοι τ παντλμ ες πειρα πλθη κοσμικν τε κα μοναχν и до слов: τος τοιοτοις συναπλυσθαι μ βουληθμεν, после которых в списке прибавлена заключительная доксология; 6) далее под особым заглавием: καννες τν γων πατρων идёт статья, начинающаяся словами: ρξομαι τ το γαθο Θεο δηγ, которая по другим спискам составляет часть той же самой редакции, носящей имя монаха и диакона. Проф. Павлов сообщил, кроме того, что рассуждения о наложении епитимий приписываются в мюнхенском списке не Иоанну, а какому-то Василию, имя которого дважды упоминается: в первый раз в надписании всего текста номоканона, где о Василии упомянуто, как о предмете будущей речи, во второй раз в надписании епитимий номоканона, как об авторе этих епитимий, и что наконец мюнхенский номоканон отличается от других, известных в печати, редакций некоторыми вариантами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010