Дополнения 1. Отрывки греческого текста канонических ответов русского митрополита Иоанна II Греческий текст 18 глав «Правила» митрополита Иоанна ΙΙ А.С. Павлову удалось найти на л. 549–550 в рукописи 1756 г. (запись: Т παρν βιβλον πρας εληφεν σν θε ν τει π χριστο γεννσεως χιλιοστ πτακοσιοστ πεντηκοστ κτ), принадлежавшей Евстафию Вулисме, бывшему некогда архимандритом и настоятелем одесской Св.-Троицкой греческой церкви, а впоследствии архиепископом о. Корфу (его библиотека после его смерти в 1896 г. поступила по завещанию в собственность города Керкиры: смотр. ‘κκλησιαστικ " λθεια 1896 стр. 108–110 и Виз. Врем. 1897 IV 767–768); по указанию Вулисмы и при содействии его А.С. Павлов мог воспользоваться и другим списком – из Венецианской библиотеки св. Марка Nanian. 128 XV века (смотр. Mingarelli, Graeci codices manuscripti apud Nanios patricios Venetos asservati. Bononiae 1784), содержащим новую редакцию греческого текста ответов. Третий список, оставшийся А.С. Павлову неизвестным, содержится в рукописи Британского Музея Addition. 34060 в составе ее пергаменн. аллигата лл. 511–579 XII века, на лл. 577 b –579 a ‘Еρωτματα κκλησιαστικ πρς τν μητροπολτην ‘Ρωσας (описание ее смотр. в Catalogue of the Additions to the inss in the Brit. Mus. 1888–1893. London 1894, p. 168–182; основная часть рукописи – лл. 1–510 XV в. – занята Синтагмой Матвея Властаря); здесь и число ответов больше, чем в списках Вулисмы и Наниевом, и текст их более полон и исправен и ближе всего соответствует славянскому переводу (будет напечатан мной в серии. «Памятников древне-русск. литературы»). Пользуясь списком Вулисмы как основным, Павлов издал греческий текст ответов в 1873 г. (прил. к XXII тому Записок Имп. Академии Наук. 5), про чем им была исправлена только орфография; из Наниева, обозначаемого буквой N, приведены варианты. В параллель греческому тексту поставлен старо-славянский перевод по пергаменному «Варсонофьевскому» списку Кормчей XIV в. Чудова монаст. 4, с вариантами по двум бумажным спискам Имп.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Е. Богданов Пособие к церковному чтению, положенное для вразумительности чтения на ноты на основании обычного древне-церковного чтения Источник На основании обычного древне-церковного чтения, а частью на основании письменных памятников древне-церковного чтения Преподавателем церковного пения в Подольской Духовной Семинарии псаломщиком Евфимием Богдановым. При содействии и участии законоучителя Подольского женского училища духовного ведомства священника Ильи Лебедева Содержание От составителей 1. О Церковном чтении 2. Виды церковного чтения 3. Чтение молитв и псалмов 4. Чтение стихир и тропарей и кондаков 5. Чтение разного рода канонов 6. Чтение Наречий 7. Чтение Апостола 8. Произношение прокименов перед чтением Апостола 9. Произношения наименования священных книг перед чтениями разного рода паремий 10. Чтение Евангелия диаконом 11. Правила для чтения двух апостолов, двух евангелий и трех паремий вместе с советами для чтецов названых чтений 12. Чтение Евангелия священником, вместе с пояснениями 13. Чтение священником, разного рода молитв 14. Чтение Великого канона Андрея Критского 15. Произношение диаконом и священником разного рода ектений с присоединением тех возгласов, которые произносятся во время Богослужения как диаконом так и священником вместе, с пояснениями к ним 16. Возгласы, произносимые только священником на литургии, всенощном бдении и вообще на торжественных Богослужениях, вместе с пояснениями к ним и историческими заметками 17. Произношение священником возгласов на часах, на вседневной вечери и вообще на Богослужениях менее торжественных 18. Чтение акафистов     От составителей Предлагаемое «Пособие к церковному чтению» составлено главным образом на основании церковного чтения, слышанного составителями в следующих епархиях и следующих годах: Новгородской, напр., в Софийском соборе в Новгороде, в первоклассном Юрьевом монастыре, Тихвинском монастыре и других церквах в 70-х годах; Петербургской – в Александро-Невской лавре. Троице-Сергиевой пустыни и других церквах–в 80-хъ годах; Владимирской – в Рождественском архиерейском монастыре и Успенском кафедральном соборе в г. Владимире и в других городах и благоустроенных церквах в 60-х. 70-х и 80-х годах; Киевской – преимущественно в Киево-Печерской лавре в 80-х годах: Волынской – преимущественно в Почаевской лавре в 85 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Единоверцами называются старообрядцы, воссоединившиеся с православной Церковью при условии соблюдения староцерковных чинопоследований. Отсюда, единоверие – это православное старообрядчество, воссоединенное от раскола на известных правилах, вошедших в силу и действие в 1800-м году. Правила единоверия следующие: 1) Старообрядцы, воссоединяющиеся с православной Церковью на началах единоверия, разрешаются Св. Синодом от клятв Большого Московского Собора 1667 г., положенных на раскольников за самовольное и незаконное отделение от православной грекороссийской Церкви. 2) Священники и диаконы для единоверцев назначаются местным архиереем из наличных православных священнослужителей, или хиротонисуются кандидаты на священные степени или по желанию прихожан, или по избранию архиерея. 3) Единоверческие священники совершают божественную службу, таинства и обряды по старопечатанным книгам. 4) По тем же книгам совершается и освящение единоверческих церквей и антиминсов для них с изображением согласно старопечатанным потребникам. 5) Единоверческие священники не требуются в православную церковь к соборным молениям, а отправляют оные с благословения архиерея в своих церквах. 6) Единоверцы, по желанию своего настоятеля, не принуждаются допускать на общие моления троеперстников, а также брадобрийцев и вообще не согласных с древними обычаями, исключая Высочайших особ. 7) Единоверческое духовенство и единоверцы по духовным делам подлежат суду и полному ведению Епархиального архиерея, минуя консисторию. 8) Святым миром единоверческие священники снабжаются местным архиереем. 9) Духовниками своими имеют священников единоверческих же. 10) Православный епископ хиротонисует и благословляет единоверческое духовенство по старопечатанным книгам и с соблюдением древних обрядов. 11) Единоверцам не возбраняется приобщаться св. тайн у священника православного, а православным – у единоверческого. 12) О делах своего прихода единоверческие священники доносят своему епископу чрез особого письмоводителя, содержащегося на иждивении прихожан.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Епископа должен поставлять собор епископов, во всяком случае, по словам правила, их должно быть три, или, по крайней мере, два. Так должно быть потому, что все епископы по своей духовной власти равны между собою, как были равны между собою по власти и Апостолы, преемниками которых являются епископы. Стало быть, ни один епископ самолично не может передать другому всю ту власть, которую имеет сам, удерживая в то же время эту власть и для себя, а это может сделать только собор епископов, т.е. совместная власть нескольких епископов. Так установлено божественным правом, выраженным в книгах Священного Писания Нового Завета. Сам Основатель церкви Иисус Христос несколько раз ясно указал на равенство между Своими Апостолами, и торжественно осудил даже самую мысль некоторых из них, желавших быть старшими, и иметь большую власть. При этом Иисус Христос говорил им, что будет с ними только тогда, когда они будут в единении, и когда, при равенстве власти между ними, будут совместно трудиться в церкви (Мф.18:20; 20:22-27; 23:8-12; Мк.9:34-35; 10:42-45; Ин.18:36; 1Пет.5:2-4; Евр.13:20, и др.). Как среди Апостолов не было и не могло быть у кого-либо из них преимущественной власти, которою бы обладал один из них по отношению к другим, так точно нет, и не может быть преимуществ и среди апостольских преемников - епископов, но все они имеют совершенно одинаковую духовную власть и достоинство, и только общее их собрание может передать новому епископу власть, которую в отдельности имеет каждый из них Множество примеров свидетельствует о том, что это исполнялось и во времена Апостолов. Апостол Павел в своем послании епископу Тимофею советует хранить дар, полученный им через возложение рук священства (1Тим.4:14) В Деяниях св. Апостолов (13:1-3) упоминается, что Павел и Варнава, по внушению Св. Духа, были рукоположены на свою службу собором апостольских преемников. Апостольские постановления (III, 20) в деле поставления епископов требуют того же, что и это Ап. Правило Это правило было общим и неизменным в течение всех веков христианской церкви, и его строго придерживается и в настоящее время наша православная церковь. Обычно три или два епископа, имеющие поставить нового епископа, принадлежат к той митрополичьей области, в которой новый епископ должен занять кафедру. В случае нужды, когда в такой области нет необходимого числа епископов, можно пригласить такового из ближайшей области, и он, вместе с одним или двумя епископами данной области, поставит нового епископа. Такой порядок является совершенно каноническим

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1311...

Житие св. Ионы, часто встречающееся в рукописях, составлено, вероятно, в половине XVI-ro столетия. Оно напечатано в Степенной Книге Ч. II. стр. 69–97. Дополнением к нему, при составлении сего жизнеописания, служили современные летописи и акты, изданные Археографической Комиссией. Святой Иона родился близ Солигалича, ныне уездного города Костромской губернии, в селении, которое, по прозванию отца его, благочестивого Феодора Одноуша, называлось Одноушевым 1 . Год рождения св. Ионы неизвестен: но вероятно он родился в последней четверти XIV столетия 2 . Еще в юности он пожелал оставить дом родительский. Двенадцати лет постригся в одном из монастырей земли Галичской, которыми она была богата 3 . Из неизвестной Обители Промысл Божий вскоре перевел его в столицу Отечества и Церкви, для которых назначил его быть светильником. Иона перешел в Московский Симонов Монастырь 4 . Основанная, по благословению преподобного Сергия Радонежского, Обитель сия славилась святостию жизни своих первых настоятелей: Феодора, племянника Сергиева, в последствии архиепископа Ростовского, и Кирилла, в последствии игумена Белоезерского. Святой Иона еще застал здесь иноков, которые хорошо помнили и неизменно хранили их правила и учреждения. Между ними известны: Варфоломей, строитель (эконом) Симонова монастыря, Иоанн Златой и Игнатий иконник. Собственная ревность Ионы к подвигам иноческим скоро сдружила его с сими благочестивыми старцами, а их наставления и пример воспитали в нем самом строгого подвижника. Подобно им, он неуклонно стоял за исполнение правил монастырских, и, не выходя из границ послушания, с дерзновением напоминал новым настоятелям о преданных святыми предшественниками их правилах благочиния монастырского 5 . А сам подвизался в непрерывных трудах, пощении, молитве и чтении слова Божия, проходя разные иноческие послушания. – В сих подвигах дух его возрастал и совершенствовался столь быстро, что прозорливому оку и в простом послушнике можно было провидеть будущего великого Пастыря Церкви Российской. Жизнеописатель святого Ионы повествует, что в один раз Митрополит Фотий, посещая Симонов монастырь и обходя церкви и службы, нашел в пекарне монастырской инока Иону спящим. Он не потревожил покоя хлебопекаря, на лице которого изображалось изнурение трудами телесными и духовными; но, заметив, что держит он на голове своей руку, как бы сложенную на благословение, тут же сказал окружающим его, что сей Иона будет великим святителем в земле Русской, приведет многих неверных к Богу истинному и наконец будет поставлен пастырем и учителем самому царствующему граду – Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

«И овцы по Нем идут, яко ведят глас Его» (Иоан. 10:4).   В сих словах, содержащихся в евангельской притче о пастыре, указывается на отношение великого Пастыря Христа к овцам Его словесного стада. Безсловесные овцы в странах восточных и южных обыкновенно следуют за пастырем, который идет впереди их. Он хорошо знает каждую овцу, дает ей кличку и достигает того, что овцы на его призывный голос отвечают послушанием, не отстают от стада, не уходят в сторону и таким образом спасаются от опасности заблудиться, попасть в места непроходимые, безводные, покрытые одним песком и камнями, умереть с голоду или сделаться добычею хищного зверя. Подобно доброму пастырю безсловесных животных и Господь Иисус Христос заботится о безопасности своих словесных овец. Он знает каждую христианскую душу и Своим голосом предостерегает и спасает ее от уловления лютейшим зверем, «диаволом, который яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити» (1 Пет. 5:8), от лжеучителей, от мирских соблазнов и искушений. Во время земной Его жизни голос Его неумолкно раздавался в продолжение трех с половиной лет. Это был голос учения или наставления в истинах веры и нравственности, голос обличения врагов истины, голос предостережения от погибели, голос утешительных обетований исполнителям Его заповедей и угроз нарушителям их. Не умолк сей спасительный голос и по отшествии Его от нас на небо с пречистою плотию. Он доселе слышится в Евангелии, которое есть не простая книга, удовлетворяющая человеческой любознательности, но живой проводник благодати, исходящей из уст Его и напояющей жаждущие истины и спасения души. Он слышится также в св. Христовой Церкви, которая есть столп и утверждение истины. Органами Церкви в сем случае служат вселенские и поместные соборы, раскрывшие и утвердившие догматы веры и правила христианского благоповедения, отцы и учители Церкви, устным словом и писанием возвещавшие истину Христову, современные нам пастыри и учители церковные. Авторитет всех этих органов Церкви так велик, что к ним относятся слова Христа Спасителя, сказанные апостолам и в лице их преемникам их служения, пастырям и учителям церковным: «слушаяй вас Мене слушает и отметаяйся вас Мене отметается и Пославшаго Мя» (Лук. 10:16).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Иметь православную веру есть основание добрых дел. Посему от веры начнется слово.   Глава 1. Веруй во Отца и Сына и святого Духа, Троицу нераздельную и неслиянную, едино-божественную, – во Отца нерожденного, Сына рожденного, а не созданного. Духа Святого не рожденного, не созданного, но исходящего; в Троицу, имеющую единую волю, единую славу, единую честь, приемлющую единое поклонение от всей твари, от Ангелов и человеков, превечную и бесконечную, пребывающую во веки. 2. Веруй в Сына Божия, воплотившегося истинно и существенно, а не в призраке, соединяющего в Себе два естества: Божество и человечество, совершенного Бога по Божеству, и совершенного человека по вочеловечению. 3. Родившую Его Матерь именуй Богородицею. Она Дева и Матерь; веруй, что Она родила Христа и питала млеком. Дева же Она так, что всегда была и по рождестве пребывает Девою. 4. Кресту Христову покланяйся с верою: ибо на нем соделал Господь спасение всех человеков. 5. Иконе Христа и Пречистой Матери Его и всех Святых Его воздавай честь с верою: как бы к ним Самим с любовию говори в молитве. 6. Святых всех, угодивших Богу, моли, как помощников и заступников для притекающих к ним: ибо они получили дерзновение к Богу, как угодные рабы к своему Господину. 7. Мощи Святых целуй с верою, и воздавай им честь, как достойным чести: потому что они Христа ради пострадали. 8. Тайнам Божиим, телу и крови Христовой веруй, и причащайся со страхом, да будешь причастник небесного царствия Его. 9. Отвергай неверие, и не спрашивай: каким образом хлеб бывает телом и вино кровию? Но слыши, что сказано: для человеков иное не возможно, а для Бога все возможно. 10. Веруй в воскресение мертвых и жизнь будущего века, по неложному слову Господню, которое слышишь в Евангельском писании. 11. Помни суд, готовься к ответу, и ожидай воздаяния по делам, и веруй, что это будет, и будет непременно. 12. За тем возлюби Господа Бога твоего всею душою твоею и крепостию. Все твои действия и навыки направляй к тому, чтобы угодить Ему. 13. Еще – возлюби искреннего твоего, с которым ты в одной купели возродился, то есть всякого Христианина, или, лучше сказать, брата. Ибо Господь сказал: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

К Римлянам послание святого апостола Павла, с толкованием, подтверждаемым изречениями святых отцов, и других важных писателей Источник Предисловие Древность Богодухновенных писаний Нового Завета, на коей, между прочим, основана и самая их достоверность есть первая Истина, ведущая нас ко испытанию Павловых посланий. Вечные памятники спасительных деяний и учений, каковыми Иисус Христос и Его Апостолы явили себя миру, суть сокровище, наследованное нами от матери нашей, первенствующей Церкви Христовы. Мы не имеем первейшего и больше засвидетельствованного от нее предания, как, что правила веры и жития, приняты ею от Богочеловека Христа и учеников Его. Свидетельство мучеников ее, колико просвещенных, толико и житием непорочных, самое, говорю, дело довлеет к нашему в том уверению, паче всех доводов. Но предложим мы здесь на среду и некоторые изречения древних церковных писателей, как, во-первых, свидетельствующие о посланиях Св. Апостола Павла, так, и вообще служащие к подтверждению новозаветных Писаний. Климент Епископ Римский, живший в первом от Р.Х. столетии, в послании своем к Коринфянам в главе 5-й говорит: «По ревности Павел награду терпения получил. Седмижды носив узы, наказыван, камением биен, проповедник бывши на востоке и западе, благородием веры своея получил славу, научивши правде весь мир: и к пределу запада пришедши, и быв мучен при начальствовавших (тогда), тако освободися он мира, и во Святое место отъиде, сделавшись великим терпения примером». Климент Александрийский , живший во втором столетии, в кн. 4, Строматов. «Должно знать, что хотя Павел и юношествовал летами; (однако ж), вскоре по вознесении Господнем возмужал: впрочем, писание его основано на ветхом Завете, оттоле дышет и глаголет; ибо вера во Христа и познание Евангелия, есть толкование и исполнение закона». Тертуллиан, живший во втором столетии, в книге, предписаний правил еретиков, гл. 36, говорил: «Протеки Апостольские церкви, в которых еще и доныне кафедры Апостолов в своих местах председаются, у которых писанные руками их самих (Апостолов) послания читаются, и самый глас и вид (их) живо изображают».

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Smirno...

Как следует из решения Синода, говорится в обращении, «отлучение Лукияника Вы основываете на Мф. 18, 17, на 55 Правиле Святых Апостолов, 8 Правиле IV Вселенского Собора и 64 Правиле VI Вселенского Собора. 55 Правило Святых Апостолов говорит: " Аще кто из клира досадит епископу, да будет извержен… " , т.е. это Правило относится только к клирикам Церкви, но не к поэтому к Лукиянику, который не является клириком, применено быть не может. 8 Правило IV Вселенского Собора также не имеет никакого отношения к Лукиянику, ибо там речь идет о наказании клириков и которые дерзают выходить " из-под управления своего епископа " . Но всем хорошо известно, что Лукияник никогда не призывал к такого рода действиям. Обличение епископа, который неправо правит, и выход из-под его управления - это совершенно разные вещи. Последнего Лукияник не совершал. Теперь относительно 64 Правила VI Вселенского Собора. В этом Правиле сказано: " Не подобает перед народом произносити слово, или учити, и тако брати на себя учительское достоинство, но повиноватися преданному от Господа чину " . Во-первых, если Вы имеете в виду выступления Лукияника перед народом на молитвенных стояниях, то здесь он поступал в соответствии со следующими словами св. ап. Павла: " утешайте друг друга и созидайте (рус. - назидайте) ближняго… " (1 Сол. 5, 11); а обращаясь к Римлянам, тот же апостол пишет: " …и сами вы полни благости, исполнени всякого разума, могуще и иныя научити " (Рим. 15, 14); и в другом месте: " Темже отложше лжу, глаголите истину ко искреннему своему, зане есмы друг другу удове " (Ефес. 4, 25). Смысл слов ап. Павла понятен - если Господь кому что открыл от Своей Истины, то не держи это в себе, но и передай другим для их духовного назидания, так как все мы являемся членами одного Тела – Христова. Если же предположить, что вообще запрещается говорить слово перед народом вне храма, то получится, что указанное Правило противоречит Посланиям св. Ап. Павла, что невозможно. Таким образом,-данное Правило запрещает мирянину говорить проповедь догматического содержания в храме».

http://ruskline.ru/news_rl/2012/04/02/lu...

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРАХ Вселенских Соборов в истинной Православной Церкви Христовой было семь : 1. Никейский , 2. Константинопольский , 3. Ефесский , 4. Халкидонский , 5. Константинопольский 2-й, 6. Константинопольский 3-й и 7. Никейский 2-й . ПЕРВЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР Первый Вселенский Собор был созван в 325 г., в гор. Никее , при императоре Константине Великом . Созван этот Собор был против лжеучения александрийского священника Ария , который отвергал Божество и предвечное рождение второго Лица Св. Троицы, Сына Божия , от Бога Отца; и учил, что Сын Божий есть только высшее творение. На Соборе участвовало 318 епископов, среди которых были: Св. Николай Чудотворец, Иаков епископ Низибийский, Спиридон Тримифунтский, Св. Афанасий Великий , бывший в то время еще в сане диакона и др. Собор осудил и отверг ересь Ария и утвердил непреложную истину – догмат; Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом. Чтобы все православные христиане могли точно знать истинное учение веры, оно было ясно и кратко изложено в первых семи членах Символа Веры . На этом же Соборе было постановлено праздновать Пасху в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния, определено было также священникам быть женатыми, и установлены были многие другие правила. ВТОРОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР Второй Вселенский Собор был созван в 381 г., в гор. Константинополе , при императоре Феодосии Великом. Созван этот Собор был против лжеучения бывшего арианского епископа константинопольского Македония , который отвергал Божество третьего Лица Св. Троицы, Духа Святого ; он учил, что Дух Святый не есть Бог, и называл Его тварью или сотворенною силою и при том служебною Богу Отцу и Богу Сыну так как Ангелы. На Соборе присутствовало 150 епископов, среди которых были: Григорий Богослов (он был председателем Собора), Григорий Нисский , Мелетий Антиохийский , Амфилохий Иконийский , Кирилл Иерусалимский и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010