Так, иер. Д. Сысоев справедливо указывает, что смерть Рахили описана именно как выход души из тела 139 : Когда выходила из нее душа, ибо она умирала… ( Быт. 35:18 ). Авраам, умирая далеко от своих предков, приложился к народу своему ( Быт. 25:8 ), потому что сошел к нему в шеол душой. Так же Писание описывает смерть других людей, умерших в разных местах, от Палестины и Едома до Египта и Синайского полуострова: Измаила ( Быт. 25:17 ), Исаака (35:29), Иакова (49:33), Аарона ( Чис. 20:24 ), Моисея ( Втор. 32:50 ), Давида ( Деян. 13:36 ), Иосии ( 4Цар. 22:20 ). Отсюда свт. Филарет Московский выводит «древнее общепринятое мнение, что человеки, близкие между собой в настоящей, сближаются и в будущей жизни, по некоторому единству духа и качеств, естественно основывающему единству судьбы ( Ис. 14:9–10 , Иез. 32:18 )» 140 . Когда прор. Илия молился о возвращении к жизни умершего отрока, он сказал: Господи Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него! ( 3Цар. 17:21 ). Конечно, речь не шла просто о безличной жизненной силе, иначе пророк так и сказал бы; но он просил, чтобы вернулась душа. Так и случилось: И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил ( 3Цар. 17:22 ). Если бы речь шла лишь о жизненной силе, то незачем было бы добавлять и он ожил; о безличной силе нельзя сказать душа отрока сего. В книге Иова человек не отождествляется с телом, но обитает в храминах из брения ( Иов 4:19 ); плоть его на нем болит, и душа его в нем страдает ( Иов. 14:22 ). Слова «в нем» показывают, что человек не есть только тело. Иов молит Бога, чтобы после пребывания в преисподней Он положил мне срок и потом вспомнил обо мне ( Иов. 14:13 ), хотя сам человек ляжет и не станет; до скончания неба он не пробудится (ст. 12). Подобным образом и праведный царь Езекия сравнивает при смерти свое тело с временным жилищем, от которого, как от основы, Бог его отрежет, так что ему придется идти во врата преисподней ( Ис. 38:10–12 ). Шеол, в который ушли праотцы, Иов и Езекия,– вовсе не всеобщая могила человечества. Его нельзя отождествить просто со смертью ( Пс. 88:49 ) или могилой ( Пс. 29:4 ), а Корей, Дафан и Авирон сошли в ад живыми ( Чис. 16:30 ), в чем не было бы ничего необычного, если бы шла речь лишь о смерти. Поэтому и царь Давид так говорит о чрезвычайном наказании для врагов: Да найдет на них смерть; да сойдут они живыми в ад ( Пс. 54:16 ). Сознательное бытие пленников ада подробно описано прор. Исаией ( Ис. 14:7–17 ) и Иезекиилем ( Иез. 32:17–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

«Теология процветания» Традиционные христианские конфессии «Ты можешь вступить в сферу Царства Божьего, его богатства и влияния ...» с. 137]. «Царство Божье – это Его правление, воля, цель и программа на сегодня. Если ты не часть этого Царства, ты будешь голодать, барахтаться в грехе, зло будет побеждать тебя» с. 163]. В качестве примеров для подражания выбираются соответственные образы ветхозаветных праведников, кому вернулось преумноженное богатство в земной жизни, в материальном мире: Иов А. Мадубуко (комм. на Иов. 33:23–24 ): «Бог заставит семикратному воздаянию прийти к тебе во имя Иисуса» с. 92], Иосиф А. Мадубуко (комм, на Быт. 45:4–7 ): «Я верю, что говорю сейчас с Иосифами... Пусть Бог сильно благословит тебя. Иосиф, встань и будь благословением, которым ты призван быть» с. 179]. И даже архидьякон Стефан перетолковывается на этот ветхозаветный лад. А. Мадубуко (комм. на Деян. 6:8 ): «Бог высвобождает Стефанов сегодня..., которые будут повелевать финансовым чудесам, сверхъестественным способностям в бизнесе...» с. 181]. Что же касается тех ветхозаветных праведников, которые «были побиваемы камнями, перепиливаемы, ... скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления ... И ... не получили обещанного» ( Евр. 11:36–39 ), их «теология процветания» избегает демонстрировать в качестве наглядных примеров финансового «успеха». Православный комментарий Весь духовный и материальный мир принадлежит Богу: «Господня – земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней» ( Пс. 23:1 ). Ср.: Исх. 19:5 , Агг. 2:8 , Пс. 88:12 , Иез. 29:9 . Бог всегда властвует и управляет Вселенной, поскольку Он – Вседержитель ( Откр. 4:8–11 ), Всемогущий ( Быт. 17:1 ), Неизменный ( Иак. 1:17 ; Мал. 3:6 ). Бог может действовать во Вселенной как через человека: «...скажи Аарону: простри руку твою с жезлом твоим на реки, на потоки и на озера и выведи жаб на землю Египетскую» ( Исх. 8:5 ); Так и помимо человека: «И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот все тела мертвые» ( 4Цар. 19:35 );

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/harizmat...

Угодны ли Богу молитвы св. Ангелов и Угодников? Весьма угодны: «Очи Господни, восклицает псалмопевец Давид, обращены на праведников, и уши его к воплю их. Взывают праведные, и Господь слышит их» ( Ис. 33, 16–18 ). «Много может усиленная молитва праведного» пишет св. ап. Иаков (5, 16). Имеются ли в Слове Божием указания на то, что люди поминали в своих молитвах имена св. Угодников и обращались к ним с молитвами? Имеются. Праведный Азария, по сказанию книги пророка Даниила, так молился Господу: «Не отними от нас милости Твоей ради Авраама, возлюбленного Твоего, ради Исаака, раба Твоего, и Израиля, святого Твоего» (Дан. У, 35). Тот же Азария, совместно с двумя отроками в пещи, взывал ко всем Ангелам и св. Угодникам, восклицая: «Благословите, духи и души праведных, Господа, поите и превозносите Его во веки» ( Дан. 3, 86 ). Но как могут святые слышать наши молитвы к ним: ведь они не всеведущи? Слово Божие повествует, что даже во время земной жизни многие из Святых получают дар прозорливости, почему знают часто то, что недоступно обыкновенным людям. Так в четвертой книге Царств передается, что когда Царь Сирийский удивлялся, почему царь Израильский узнает его тайные замыслы, то один из слуг сказал ему: «Елисей, пророк, который у Израиля, пересказывает царю Израильскому и те слова, которые ты, царь, говоришь в спальной комнате» ( 4Цар. 6, 12 ). Подобным же образом в книге Деяний рассказывается о прозрении ап. Петра в сердце Анании и Сапфиры: «Некоторый муж именем Анания с женой своей Сапфирой, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам апостолов. Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли»? ( Деян. 5, 3–4 ). Если же Святые, еще находясь на земле, обладают высоким даром прозорливости, то тем более, совлекшись бренного тела и предстоя Престолу Божию, они могут знать все, что делается на земле, так как на небе способности каждого человека развиваются и совершенствуются ( 1Кор. 13, 9–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Что касается собрания животных к Ною, как потоп и относящееся к тому действие естественных сил происходили по непосредственному действию изволения Божия: то по тому же действию и самые дикие животные могли собраться к Ною, который в непорочности своей представлял образ первобытного совершенства, могли собраться, как к своему домовладыке и блюстителю. В Писании не нет примеров, где в известных случаях, по воле Божией, являются те или другие животные для пользы ( Ис.1:16,13 ; Чис.11:31 ) или наказания человека ( Чис.21:6 ; 4Цар.17:25–26 ; Ин.2:25 ). 2-я Паремья 160 на Веч. Втор. 3-й Н. В. П. Прит. 8:32–36, 9:1 –11 «32. И так дети, послушайте Меня, и блаженны те, которые будут следовать по путям моим. 33. Слушайте мое наставление, будьте разумны, и не преступайте его. 34. Блажен тот человек, который слушает меня, бодрствуя у ворот моих всякий день и наблюдая вход дверей моих. 35. Ибо кто находит меня, тот находит жизнь и приобретает благоволение у Иеговы. 36. А кто противится мне, тот делает зло душе своей, те, которые не любят меня, любят смерть. Гл. 9-я 1. Премудрость построила себе дом, вытесала к нему семь столпов. 2. Заколола у себя скота, растворила вина и приготовила стол свой. 3. Потом, пославши рабынь своих звать, возглашает с высоких мест города. 4. Ступай сюда всякий необразованный и всякому неразумному говорит. 5. Ступайте, ешьте мой хлеб и пейте вино, которое я растворила. 6. Оставьте безумие, живите и ходите право путем разума. 7. Кто учит наглого, тот принимает бесчестие, и кто обличает развратного, тот навлекает на себя поношение. 8. Не обличай наглого, чтобы он не возненавидел тебя. Дай наставление умному, и он полюбит тебя. 9. Дай совет умному, и он будет еще умнее; поучи человека правдивого, и он вдвое будет разумнее. 10. Начало премудрости есть благоговение пред Иеговой, и разумение Святейшего 161 есть животворное ведение. 11. Ибо чрез меня умножатся дни твои и прибавится тебе лет жизни». Первая половина ( Прит.8:32–36 ) Паремьи содержит заключение предыдущей; в ней делается увещание учащимся мудрости, чтобы слушали и хранили наставления Мудрости и приобретали счастье жизни и благоволение Иеговы.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Начнем с того, что ассирийцы в Библии представлены народом воинственным, победителями многих царей и народов ( 4Цар.19:11–13 ), имевшими многочисленные колесницы (Там же, 23 ст.) и кавалерию ( 4Цар.18:23 ; Ис.22:7 ); меткими стрелками ( 4Цар.19:32 ; Ис.5:28 ); опытными в осаде городов посредством окопов и крепостей ( Ис.29:3 ); безжалостными, после своих побед, обыкновенно превращавшими города в груды развалин ( Ис.37:26 ) и уводящими в плен их обывателей ( 4Цар.15:29; 17:6 ), – молодых и старых, часто „нагих и босых» ( Ис.20:4 ), и замещающими их переселенцами из далеких стран ( 4Цар.17:24 ; 1Ездр.4:2 ). Что касается формы правления, то Ассирия изображена, как империя, заключавшая в себе многих царей-данников ( 1Ездр.10:8 ; 4Цар.19:13 ). Ассирийский монарх занимал господствующее, центральное место; он – великий царь, царь Ассирии ( 4Цар.18:28 ), государь и начальник всех даже самых высших ( 4Цар.18:27 ), и не имел никакого соперничества. После него самое видное положение занимал Фарфан, командующий его войсками в его отсутствие ( Ис.20:1 ; ср. 4Цар.18:17 ). Затем следуют Равосан, Рансак, „начальник евнухов» и „начальник виночерпиев», великие чиновники, представители своего государя при посольствах ( 4Цар.18:17 ). Обыкновенно ассирийский царь лично бывал на войне, выступая из Ниневии во главе армии, которая доходила своею численностью до 200,000 человек ( 4Цар.19:35 ). Он сражается не только из-за чести империи, для восстановления принадлежащих ему прав ( 4Цар.17:4; 18:14 ), но и из-за богатой добычи, вывозимой из побежденной страны. Так, он добивался Сирии с тем, чтобы „подняться с множеством своих колесниц на самые высокие вершины Ливанских гор и срубить там самые высокие из кедров и самые прекрасные из кипарисов» ( 4Цар.19:23 ; ср. Ис.14:8 ). Он захватывает в плен царей, – своих обидчиков ( 4Цар.17:4 ) и надолго оставляет томиться в их заключении ( 2Пар.33:11–12 ; Ис.14:17 ), иногда оказывает им милость, восстановляя их на давно потерянных ими престолах ( 2Пар.33:13 ). Существовал в Ассирии особый варварский обычай по отношению к этим пленникам, – обычай, освященный практикою ассирийских деспотов. Именно, когда подчиненные цари поднимали восстание против своего повелителя, ассирийского царя, то их захватывали в плен и приводили к нему, продевши через губы или челюсти кольцо или крючок, с привязанной веревочкой, за которую держал ведущий.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/bibl...

Прочти со вниманием указанные места Писания и убедись, что как святые Божии, так и ангелы Его принимают почитание от людей без того, чтобы оно причиняло малейшее огорчение Богу. Ибо может ли огорчаться Бог, видя, что друзья Его прославляются, если Он Сам их прославил (см.: Рим.2:10 ), наделив особыми силами и дарами? Сектант : Каковы эти силы и дары? Священник : Прежде всего это силы чудотворения, как написано: Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев ( Пс.67:36 ), и еще: святым, которые на земле Его, дивно явил Господь все желания Свои среди них ( Пс.15:3 ). Не рукою ли пророка Своего Моисея покарил Бог Египет (см.: Исх.7:10–12 ), превратил воду в кровь ( Исх.7:20–21 ), навел жаб ( Исх.8:6 ), песьих мух ( Исх.8:24 ), моровое поветрие ( Исх.9:3 ), жгучие язвы, огненный град ( Исх.9:8, 18, 33 ), саранчу ( Исх.10:4–6 ), тьму ( Исх.10:21 ), поразил смертью первенцев ( Исх.12:29–30 ), провел евреев через Чермное море ( Исх.14:15–16 ), погубил фараона и воинство его ( Исх.14:27 )? И не рукою ли Моисеевой одолел Он Амалика (см.: Исх.17:8–14 ), сделал сладкими воды Мерры ( Исх.15:23–25 ), извел воду из скалы в Хориве ( Исх.17:6 ), разверз землю, дабы она поглотила Корея и Дафана (см.: Чис.16:28–33 ), исцелил уязвленных при посредстве медного змия ( Чис.21:8–9 ), источил воду из камня ( Чис.20:2–11 )? И далее Им произведены: через Иисуса Навина разделение вод Иордана (см.: Нав.3:11–17 ) и сокрушение стен Иерихонских ( Нав.6:6–20 ); через Гедеона истребление мадианитян (см.: Суд.7:16–23 );, через Самсона растерзание льва ( Суд.14:5–6 ), поражение филистимлян, взятие Газы и разрушение капища Дагона ( Суд.16:8–31 ); через Самуила гром и дождь во время жатвы (см.: 1Цар.12:16–18 ); через Илию великая засуха (см.: 3Цар.17:1 ), умножение муки и масла у вдовы ( 3Цар.17:14 ), воскрешение отрока в Сарепте Сидонской ( 3Цар.17:17–23 ), попаление жертвы водою ( 3Цар.18:36–38 ), отверзение небес и обильнейший дождь ( 3Цар.18:41–42 ). Через Илию, сверх того, осужден был на смерть царь Охозия (см.: 4Цар.1:16 ) и вновь разделены воды Иорданские ( 4Цар.2:8 ); через Елисея совершилось третье разделение Иордана ( 4Цар.2:14 ), очищение вод в окрестностях Иерихона ( 4Цар.2:19–22 ), воскрешение сына сонамитянки ( 4Цар.4:32–35 ), исцеление Неемана ( 4Цар.5:10–14 ), поражение Гиезия проказой ( 4Цар.5:27 ), воскрешение умершего прикосновением костей пророковых ( 4Цар.13:21 ), а через Исаию исцеление царя Езекии ( 4Цар.20:1–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Годами правления царей определяется время важных событий, например, нашествие Сусакима египетского (3Цар.14:25), падение Самарии (4Цар.17:6), нашествие Сеннахирима (4Цар.18:13) и Навуходоносора (4Цар.25:1), продолжительность строения храма и дворца (3Цар.6:37—38; 7:1). Построение храма, впрочем, в хронологических датах отличается от других событий: его время определяется годами от исхода из Египта: «в 480 году по исшествии Израиля из Египта, в 4-м году царствования Соломона, в месяце Зиф начал он строить храм Господу» (3Цар.6:1). Придавая, со своей библейско-богословской точки зрения, важное значение награды или наказания за благочестивую и нечестивую жизнь факту почетного погребения или поносного повержения трупа людей, священный историк тщательно, если сохранились сведения, отмечает при описании смерти иудейских и израильских царей: удостоились они погребения или лишены были его почему-либо. Так, об иудейских царях чаще всего говорится, что они погребены были в городе Давида (3Цар.11:43; 14:31; 15:8, 24... 4Цар.12:21; 14:20), об израильских царях замечается, что они погребаемы были в Фирце (3Цар.16:6) или Самарии (3Цар.16:28; 22:37; 4Цар.10:35; 13:9, 13). Большею же частью последние были убиваемы, псы лизали их кровь (3Цар.16:4; 22:38; 4Цар.9:35—37), как в иудейском царстве убита Гофолия (4Цар.11:15—16). Иудейские цари Манассия (4Цар.21:18) и Аммон (4Цар.18:26) были похоронены в саду Уззы. Также, в видах исторической точности и нравственной характеристики иудейских и израильских царей, писатель всегда, где сохранились сведения, определяет имена матерей царей, иногда их родословную и благочестие и нечестие (3Цар.2:13; 14:31; 15:2, 10), справедливо считая их виновницами хорошего или дурного правления их сыновей.    Все указанные признаки и особенности историографии рассматриваемых книг, присущие повествованиям всех отделов их, неоспоримо убеждают в систематичности писания и единстве писателя третьей и четвертой книг Царств. — Эти доказательства имеем право противопоставить всем разнообразным бывшим и будущим рационалистическим гипотезам иного характера.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Охозия Охозия [евр. Ахазья, Ахазьяху, «Яхве захватил, удерживает» ]: 1) сын израил. царя Ахава и Иезавели. Правил только два года (852–851 гг. до Р.Х.) и в служении Ваалу следовал примеру своих родителей ( 3Цар. 22:51–53 ). О. безучастно воспринял отпадение моавитян, царь которых, Меса, после смерти Ахава перестал платить дань Израилю ( 4Цар. 1:1 ; 4Цар. 3:4 ). О. и иуд. царь Иосафат совместно строили корабли в Ецион-Гавере, но когда пр. Елиезер высказал упрек Иосафату за сотрудничество с О., а корабли потерпели крушение, то этой затее пришел конец ( 3Цар. 22:49 ; 2Пар. 20:35–37 ). О. упал с верхнего этажа своего дворца и тогда послал к Веельзевулу в Аккарон узнать, является ли его «болезнь» смертельной. Пр. ⇒ Илия перехватил послов по пути и отправил их назад с сообщением, что О. предстоит умереть, поскольку он не спросил о своей участи у Господа. Так и случилось, и брат О. Иорам наследовал израил. престол, так как у О. не было сына ( 4Цар. 1 ); 2) самый младший сын иуд. царя Иорама и царицы ⇒ Гофолии , дочери Ахава и внучки Амврия (именно это подразумевается под словом «дочь» в 4Цар. 8:26 ). В евр. тексте 2Пар. 21О. в результате перестановки двух составляющих частей его имени назван Иоахазом. Старшие братья О. погибли во время нападения арабов и филистимлян ( 2Пар. 21:16–17 ; 2Пар. 22:1 ). В короткий период своего правления (845 г. до Р.Х.) О. полностью находился под влиянием матери и родственников из рода Ахава ( 2Пар. 22:2–5 ). О. сражался при Рамофе Галаадском против сирийцев вместе со своим дядей израил. царем Иорамом, который был там ранен. При посещении своего дяди в Изрееле О. был убит Ииуем, исполнившим суд Господа над домом Ахава ( 4Цар. 8:28 ; 4Цар. 9:24.27 ). При этом нашли свою смерть еще 42 иуд. царевича, племянники О. ( 4Цар. 10:12–14 ; 2Пар. 22:8 ). Прочих родственников и сыновей О. приказала убить Гофолия, чтобы обеспечить себе власть над Иудеей. Сестре О. удалось спасти только его малолетнего сына Иоаса ( 4Цар. 11:1–3 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Положиша осквернения своя в дому, идеже наречеся имя Мое, в нечистотах своих (34 ст.) – здесь речь о тех же нечистых языческих обрядах, которыми внесли иудеи осквернение в самый храм, посвященный Истинному Богу, о которых пророк говорил выше (см. 11:15 ср. 7:30). – Соградиша требища ваалу, яже в дебри сына Енномля, еже возносити сыны своя и дщери своя молоху (35 ст.) – об этих капищах в честь ваала, устроенных в долине Енномовой, где приносили в жертву молоху детей, пророк тоже упоминает выше (см.– 2:23; ср. 7:31–32; 19:5). – Ваал (господин) – это главное божество или идол ханаанских народов, от которых служение ему переняли и евреи, что случилось очень рано. Первый случай служения евреев ваалу, по свидетельству Св. Писания, был еще во времена Моисея, когда они еще приблизились только к пределам земли обетованной ( Чис. 21:41; 25:3 ; Втор. 1:3 ). По смерти Иисуса Навина служение ваалу упоминается уже очень часто ( Суд. 2:11–13; 3:7; 6:25; 8:33; 10:6 ; 1Цар. 7:4; 12:10 ; 3Цар. 11:4–8 ; 4Цар. 23:5, 13 ). По разделении царств служение ваалу особенно распространено было в царстве израильском ( 3Цар. 16:31–32; 18:18; 19:18; 22:53 ; 4Цар. 17:16 ); но нередко являлось оно и в царстве иудейском ( ; 2Пар. 24:7; 28:2, 33:3 ; Иер. 11:13 ). Под именем ваала чтили солнце, как царя неба, как начало производительной силы природы, подобно тому как под именем астарты чтили луну как царицу неба (ср. толков. на Ис. 65:3 ). – Почитание ваала выражалось различно: устрояли в честь его храмы или капища ( 3Цар. 16:32 ; 4Цар. 10:21 ), ставили истуканов или статуй ( 3Цар. 14:23 ; 4Цар. 3:2; 10:26; 18:4; 23:4–14 ; 2Пар. 14:3; 31:1; 34:4 ; Ис. 17:8; 27:9 : Иез. 6:4, 6 : Мих. 5:12 ), воздвигали алтари или жертвенники, особенно на возвышенных местах ( 4Цар. 23:12 ; Иер. 11:13; 19:5 ), совершали на них, а также на крышах домов ( Иер. 32:29 ) курения ( 4Цар. 23:5 ), приносили разные жертвы ( 3Цар. 18:23–26 ; Иер. 7:9 ), проводили детей чрез огонь ( 4Цар. 16:3; 23:10 ; 2Пар. 28:3, 33:6 ) и даже сожигали ( Иер. 19:5; 32:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Иоаш (Иоас) Иоаш (Иоас) Два евр. имени, которые одинаково передаются средствами рус. языка, но их значения в евр. языке различны: I. «Яхве даровал»: 1) еврей из колена Иуды, потомок Силома ( 1Пар. 4:22 ); 2) потомок Авиезера из колена Манассии, отец Гедеона. Когда Гедеон разрушил жертвенник Ваала и находившееся рядом с ним изображение Ашеры (в Синод. пер. – «священное дерево»), установленные его отцом, И. заступился за сына перед жителями Офры, требовавшими смерти Гедеона: «Если он [Ваал] Бог, то пусть сам вступится за себя» ( Суд. 6:11–32 ); 3) вениамитянин из Гивы, сын Шемаи, пришедший к ⇒ Давиду в Секелаг ( 1Пар. 12:3 ); 4) сын израил. царя Ахава ( 3Цар. 22:26 ; 2Пар. 18:25 ); 5) сын иуд. царя Охозии, царствовал в 840–801 гг. до Р.Х. Своему спасению от Гофолии и восхождению на трон был обязан своей тете Иосавеф и ее мужу, первосвященнику Иодаю, которые укрывали его в храме в течение шести лет ( 4Цар. 11:1 ; 2Пар. 22:10 – 2Пар. 23:21 ). И. стал царем в семилетнем возрасте. Наставляемый Иодаем, И. совершал богоугодные поступки. Только жертвоприношения на высотах не были им упразднены ( 4Цар. 12:3 ; 2Пар. 24:1–3 ). Еще при жизни Иодая И. повелел священникам и левитам ( 4Цар. 12:5.6 ; 2Пар. 24:4.5 ) позаботиться о восстановлении храма, пришедшего в упадок, в первую очередь, по вине Гофолии и ее сыновей. Но в 23-й год своего правления И. убедился, что священники и левиты не выполнили порученного им дела ( 4Цар. 12:6 ). Царь призвал к себе Иодая, освободил священников от ответственности за обновление храма и повелел установить специальный ящик для сбора серебра, которое предназначалось для оплаты труда ремесленников и для закупки строит. материалов ( 2Пар. 24:8–14 ). После смерти Иодая царь подпал под влияние иуд. князей, совративших его к идолопоклонству. Слова пророков не были услышаны. Захария, сын Иодая, по приказу царя был побит камнями во дворе храма, за то что обличал народ в нечестивых делах ( Мф. 23:35 ; Лк. 11:51 ). Перед смертью Захария сказал: «Да видит Господь и да взыщет!» Наказание пришло в лице арамейского (сир.) царя Азаила, который двинул войска на Иерусалим и отступил только после того, как получил золото из сокровищниц храма и цар. дома. Еще раньше арамеи, несмотря на свою малочисленность, разбили большое иуд. войско и взяли богатую добычу ( 4Цар. 12:18.19 ; 2Пар. 24:23.24 ). Спустя время И. был убит в ⇒ Милло заговорщиками: сыном Шимеафы – Завадом и сыном Шимрифы – Иегозавадом. Причиной заговора явилось убийство Захарии ( 4Цар. 12:20.21 ). Согл. 4Цар. 12:21 , И. был погребен в городе Давида, но, как подчеркнуто в 2Пар. 24:25 , не в цар. гробницах. Преемником И. стал его сын Амасия;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010