возмущение. Также сочли изменником Иеремию за его пророчества против Иудеи ( Иер. 26,7.11; 37,11–13; 38,1–4 ). 7 от меча умрет Иеровоам. Аллюзия к 7,9, где Господь говорит: «восстану с мечом против дома Иеровоамова». Амасия исказил слова Амоса таким образом, чтобы Иеровоам услышал в них непосредственную угрозу для себя, каковой они в действительности не содержали. 7 там ешь хлеб, и там пророчествуй. Возможно, это стилистическая фигура, означающая: «зарабатывать свой хлеб, пророчествуя в Иудее». Хотя пророку и не запрещалось получать плату за свой труд ( 1Цар. 9,7.8 ; но ср. Мих. 3,5–11 ), Амасия обвиняет Амоса в том, что он пророчествует исключительно ради заработка. Выдвинутое Амасией требование являет собой пример греха, о котором ранее говорил Амос: «вы... пророкам приказывали, говоря: не пророчествуйте» (2,12). 7 не пророчествуй. См. ком. к 7,12; ср. Мих. 2,6 . святыня царя и дом царский. После того, как Иеровоам ввел идолопоклонство в Вефиле (3,14 и ком.), цари израильские приобрели большое влияние на религиозный культ. Амасия более печется о святилище своего земного царя, чем о святилище Царя Небесного. Ирония заключается в том, что Амасия священнослужитель, получающий плату за свое служение, сам преследует земные интересы, т.е. делает то, в чем обвиняет Амоса (7,12). Так и в иные времена священнослужители, принадлежавшие уже к другому поколению, руководствуясь ложным стремлением сохранить свое царство и свой храм, предали смерти Иисуса Христа величайшего из пророков ( Ин. 11,48 ). 7 не пророк и не сын пророка. Амос не был пророком изначально, не принадлежал он также к числу «сынов пророческих» (см. 3Цар. 20,35 ; 4Цар. 2,3.5.7.15 ). собирал сикоморы. Букв.: «разводил сикоморы», т.е. ухаживал за деревьями, подрезая их, чтобы плоды приобрели максимальную сладость к моменту созревания. 7 Господь взял меня от овец... к народу Моему, Израилю. Амос решительно отвергает обвинения Амасии (7,12) и дает понять, что Сам Господь призвал его на пророческое служение. Также Господь когда-то избрал Давида на царство: «Я взял тебя от стада овец, чтобы ты был вождем народа моего, Израиля» ( 2Цар. 7,7 ). Сказанное Амосом означает, что Сам Господь по Своей воле избирает и царей, и пророков, и, следовательно, избранный Им пророк имеет полное право пророчествовать у «святыни царя» (7,13).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Восход солнца. Первый час или первая часть дня. Третий час или вторая часть дня. Полдень. Шестой час или третья часть дня. Девятый час или четвертая часть дня. Ночь Евреи разделяли также на четыре части, которые назывались «стражами»: «В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус» ( Мф.14:25 ). «И если придет во вторую стражу, и найдет их так; то блаженны рабы те» ( Лк.12:38 ). Первая стража начиналась при закате солнца и продолжалась до 9 часов вечера; вторая заключала время до полуночи; третья продолжалась до 3 часов утра; четвертая оканчивалась при восходе солнца. Эти четыре части ночи носят в Св. Писании названия вечера, полуночи, пения петуха и утра: «Итак бодрствуйте; ибо не знаете, когда придет хозяин дома, вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру» ( Мк.13:35 ). (п) Евреи женили своих сыновей и выдавали в замужество дочерей очень рано, как только они выходили из отроческого возраста. Иорам, царь Иудейский, умер 40 лет, а младшему сыну его Охозии было в то время ужо 22 года (Пар.21:20; 22:1). Амон, умерший 24 лет, оставил восьмилетнего сына Иосию, который сделался отцом уже 14 лет ( 4Цар.21:19; 22:11 ), Невесту сыну обыкновенно выбирали родители и часто такую, которой он никогда прежде не видел ( Быт.24 ). Такие случаи, как выбор невесты Самсоном, были исключениями ( Суд.14:1–4 ). Как совершалось сватовство, это можно видеть из истории Сихема и Дины: «Сихем же сказал отцу ее и братьям ее: только бы найти мне благоволение в очах ваших, я дам, что ни скажете мне. Назначьте самое большое вено и дары; я дам, что ни скажете мне: только отдайте мне девицу в жену» ( Быт.34:11–12 ). Из этого видно, что жених покупал невесту. Иаков служил Лавану за его дочерей по 7 лет: «Неужели ты даром будешь служить мне?... Скажи мне, что заплатить тебе?... – Я буду служить тебе семь лет за Рахиль» ( Быт.19:15–18 ). Пророк Осия говорит: «И приобрел я ее (жену) себе за пятнадцать сребреников и за хомер ячменя и полхомера ячменя» ( Ос.3:2 ). Сделав условие с родителями жениха, родители невесты спрашивали у ней, согласна ли она выходить за указанного жениха: «Призовем девицу и спросим, что она скажет.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Далее Иисус переходит к теме Своего второго пришествия. Подробнее Он будет говорить об этом в Иерусалиме, перед арестом ( Мф. 24:4–51 ), но уже на пути к Иерусалиму Он начинает призывать учеников к духовному бодрствованию: Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им. И если придёт во вторую стражу, и в третью стражу придёт, и найдет их так, то блаженны рабы те ( Лк. 12:35–38 ). Препоясание – мужская нижняя одежда, использовавшаяся, в частности, в путешествиях, при выполнении некоторых работ; препоясывались, когда шли на прием к вышестоящему начальству. В повседневной жизни препоясание считалось необязательным. Этой одежды не было на Петре, когда он с другими учениками ловил рыбу: прежде чем броситься в море навстречу Иисусу, он опоясался ( Ин. 21:7 ). Препоясанные чресла – характерная для Ветхого Завета метафора, означающая готовность выступить в путь. Она восходит к заповеди о вкушении пасхального агнца, которую народ Израильский услышал от Бога перед бегством из Египта: Пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью ( Исх. 12:11 ). Препоясание чресл необходимо для быстрой ходьбы или бега ( 3Цар. 18:46 ; 4Цар. 4:29 ). В то же время для того, чтобы разговаривать с Богом, человек также должен препоясать чресла, как муж ( Иов 38:3; 40:2 ). Зажженные светильники – еще одна метафора, указывающая на бодрствование среди ночи. Обычно на ночь все светильники в доме гасили: если светильники оставались горящими, это означало, что обитатели дома кого-то ждут. На этом образе будет построена притча о десяти девах, посвященная той же теме и завершающаяся словами: Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий ( Мф. 25:1–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Дело в том, что святой Иоанн Креститель пришел в этот мир «в духе» пророка Илии. И Сам Христос говорил о нем: «И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти» ( Мф.11:14 ). То есть пророк Илия, который живьем был взят на Небо, еще явится в этот мир при его кончине; но Иоанн Креститель был пророком, подобным ему в духе и силе, как подобным Илие был пророк Елисей. Сказано: «…опочил дух Илии на Елисее. И пошли навстречу ему, и поклонились ему до земли» ( 4Цар.2:15 ). В случае с святым Иоанном Крестителем на нем «опочил дух Илии». И мы читаем далее: Мф.3:5 . «Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему». В данном стихе поражает то, что свое общественное служение Иоанн Креститель начинает не в городах и весях, а в иудейской пустыне, куда люди, чтобы услышать его, должны были выходить к нему из своих домов. Таким образом, они как бы возвращаются ко временам Исхода и Моисея, и глас Господень вновь начинает звучать к ним в пустынных местах, где никто и ничто не может их отвлечь от богомудрия и духовного созерцания. И они начинают догадываться, что всему народу предстоит новый Исход, и нужен новый Законодатель. С другой стороны, он проповедует в пустыне, чтобы показать иудеям тот духовный вакуум, в котором они оказались в результате сугубо подчинения механическому (внешнему) но не сердечному стремлению исполнить Божий Закон. И мы читаем далее: Мф.3:6 . «и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои». Обряд, который совершал на берегу Иордана Иоанн Креститель, у иудеев назывался микве, буквально это слово можно перевести как «скопление (воды)» (ср. «собрание вод» ( Быт.1:10 )). Также этим словом называется водный резервуар для омовения, на иврите – твила, с целью очищения от ритуальной нечистоты. Библия требует «омыть тело водою» ( Лев.14:9; 15,5,7; 16,4,24 ; Чис.19:7–8 и др.) в случаях нарушения ритуальной чистоты как в результате прикосновения к мертвому телу ( Чис.19:11–13 ) или какому-либо иному нечистому объекту ( Лев.5:2–3; 11,24–35 ), так и вследствие нечистых телесных выделений ( Лев.15 -я глава), в частности, менструальных. Омовение в микве предписывается после родов, а также при переходе в иудаизм или при возвращении из языческих стран.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Изъяснение псалма 52-го. Пс.52:1 .  Начальнику хора. На духовом орудии. Учение Давида. «В конец, о Маелефе, разума Давиду». Слова: «о Маелефе» Феодотион перевел: «для ликования», Симмах: «с помощию лика», Акила же: «при ликовании». Псалом сей заключает в себе одну и ту же мысль с псалмом предыдущим, равно как и псалом тринадцатый. Ибо содержание обоих псалмов одно. В обоих осуждается хула Сеннахирима и Рапсака, а также предвозвещается погибель злочестивых. Почему и в надписании упомянуто ликование, каковому, без сомнения, предались улучившие спасение и песнословящие Бога. Присовокуплено же: «в конец», потому что пророчество пришло в исполнение на последок времен. Пс.52:2 .  Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Развратились они и совершили гнусные преступления; нет делающего добро. «Рече безумен в сердцы своем: несть Бог». Ибо не только на так именуемых богов, но и на Бога истиннаго подвиг язык свой, говоря: не возмогли боги языков избавить страну свою от руки моей. Избавит ли Господь Иерусалим? Где Бог Емафа? И где Бог Арфада? И где Бог града Сепфаруима ( 4Цар. 18, 33–35 )? «Растлеша и омерзишася в беззакониих». Причиною злочестия, говорит Пророк, беззаконная жизнь; безстрашно делая все, что им угодно, не хотят и помыслить о Боге, назирающем над всеми, но уверили сами себя, что никто не управляет тварию. «Несть творяй благое», то есть, все возлюбили лукавство Ассириян. Пс.52:3 .  Бог с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. «Бог с небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога». Однакоже Бог, в Котораго они не веруют, Бог, обитающий в вышних и призирающий на смиренных, восхотел изследовать дела их. Пс.52:4 .  Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного. «Вси уклонишася, вкупе непотребни Быша: несть творяй благое, несть до единаго», то есть, всех нашел уклонившимися с праваго пути и возлюбившими все роды порока. Пс.52:5 .  Неужели не вразумятся делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Бога?

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Ис.43:12 . Я пред­рек и спас, и воз­вестил; а иного нет у вас, и вы – свидетели Мои, говорит Го­с­по­дь, что Я Бог; «Я предрек, и спас, и возвестил». В этих словах, кроме общей мысли об исполнении божественных пророчеств, находят и более частный намек на освобождение Иерусалима от нашествия Сеннахирима, возвещенное через пророка Исаию ( Ис.37:33–36 ; ср. 4Цар.19:20–35 ); событие, им заранее предсказанное, а впоследствии им же и воспетое. Ис.43:13 . от начала дней Я Тот же, и никто не спасет от руки Моей; Я сделаю, и кто отме­нит это? «От начала дней Я – тот же». Снося соответствующие параллели, из которых ближайшей оказывается 4 ст. 41-й гл. (см. толкования), мы получаем право утверждать, что здесь указывается на Вечность, Самобытность, Всемогущество и Неизменяемость Всевышнего, как на такие Его свойства, которые легко и непререкаемо для всех говорят об Его Божественном достоинстве. Ис.43:14–18 . Здесь излагается непосредственная, практическая цель речи – ободрение иудеев ввиду предстоящего им вавилонского плена. Творец вселенной и царь Израиля устами пророка возвещает, что враги израильского народа – вавилоняне или халдеи – будут сокрушены и таким образом пленные получат свободу (14–15). Непреложность такого пророчества подтверждается аналогичными историческими параллелями, главным образом, гибелью фараона со всем его воинством при переходе через Чермное море (16–17). Но для Израиля все уроки истории, по-видимому, пропадают бесследно (18 с.). Ис.43:14 . Так говорит Го­с­по­дь, Искупитель ваш, Святый Израилев: ради вас Я по­слал в Вавилон и сокрушил все запоры и Халдеев, величав­шихся кораблями. «Ради вас я послал в Вавилон и сокрушил все запоры и Халдеев, величавшихся кораблями». Ради избавления Израиля из плена Господь пошлет на вавилонян мидян и персов под предводительством Кира, который и обратит всех врагов Израиля в поспешное бегство. Под «халдеями» здесь разумеются вавилоняне вообще, ( Ис.47:1 ) и в, частности, быть может, жители южной Вавилонии, обитавшие по соседству с морем (почему упоминаются и корабли) и невдалеке от Ура Халдейского.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Итак, ангел видит и познает природу человека 107 , низшего по отношению к себе самому чина. Но не наоборот. Человек же (совершенный) познает и видит чин бесов, их мысли и планы, а они его – нет 108 . В конце концов, это тайна, где и как материя переходит в дух, даже не субстанциально, а по месту, последовательно, ибо между материей и просто жизнью опять непроходимая пропасть ( Быт.1:10–12 ). Материя, понятно, ни в какой дух без помощи Божией войти не может. И материалисты правы, когда, расписываясь в своем убожестве, утверждают, что они ограниченны и для них духовного мира не существует. Для плоти и на самом деле он не существует, ей не под силу туда войти. Но обратно? Насколько и как далеко возможно простирание человеческой природы, хотя бы с помощью лучшей ее части, обоженной души (или νοσ), то есть в состоянии духоносном, за границы собственного сознания и материального мира? Нет сомнения, что опыт батюшки в этом отношении приоткрывает завесу, но о.Гавриил не сказал при этом, видел ли он ангелов, куда именно отлучалась душа его. А я не спрашивал. Когда же я спросил его о другом, как он снова стал человеком, как душа вошла в свое тело, он ответил: – Когда душа моя увидела свое тело, бездыханное, мёртвое, а сидевшие в келье отцы и братия говорили: «Отмаялся старец, кончился…» – ей стало жаль его. Я стал обнимать свое тело, по образу пророков Илии и Елисея: «И вошел Елисей в дом, и вот, ребенок умерший лежит на постели его. И вошел, и запер дверь за собой, и помолился Господу. И поднялся, и лег над ребенком, и приложил свои уста к его устам, и свои глаза к его глазам, и свои ладони к его ладоням, и простерся на нем… И чихнул ребенок семь раз, и открыл ребенок глаза свои» ( 4Цар.4:32–35 ). Многие места Священного Писания ( 3Цар.17:21–22 ; Деян.20:10  и др.) показывают, что это величайшее чудо воскресения мертвого требует почему-то такой формы посредства, которая сейчас описана. Нельзя объяснить случайностью или естественностью и другую форму воспроизведения человека, по внешности тождественную с первой. Я разумею половой акт ( Иез.16:25 ). Это все связано. Мистика проникает всюду. Пророки этим вопросом занимаются. Сам Бог запрещает иную форму совокупления ( Иер.3:9 ). Отсюда вывод: все противоположное от диавола.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Итак, если молитвенное предстательство Ангелов за людей есть несомненная истина, то тем менее оснований сомневаться в предстательстве святых угодников Божьих, от земли перешедших в мир загробный и сподобившихся равноангельского ( Лук.20:36 ) общения с Богом. Они были подобострастны нам, понесли на себе все немощи естества нашего, знают нужды наши и потому с тем большей готовностью могут ходатайствовать о нас пред Богом. Если приточный богач, сам отверженный Богом, молит однако о спасении своих земных братий ( Лук.16:27–28 ), то не в гораздо ли большей степени это попечение о спасении ближних должно быть присуще святым, при их чистейшей любви к присным по вере и при их ревности о славе имени Божия? Так, действительно, веровала Церковь во все времена и не переставала обращаться с молитвой к отшедшим святым в том убеждении, что по своей любви к людям они всегда готовы услышать их молитву, а по своей близости и угодности Богу сильны ходатайствовать пред Ним. В ветхом завете было слишком употребительно молитвенное обращение к Богу именем праотцов – Авраама, Исаака, Иакова и др. Так, Моисей молится за народ свой, взывая к Богу: «отврати пламенный гнев Твой… вспомни Авраама, Исаака и Израиля, рабов Твоих… И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой» ( Исх.32:12–14 ). Три отрока в пещи вавилонской молят Бога: «не отними от нас милости Твоей ради Авраама, возлюбленного Тобою, ради Исаака, раба Твоего, и Израиля, святого Твоего ( Дан. 3:35 ). Сам Господь, ниспосылая различные благодеяния Свои потомкам святых патриархов, не раз свидетельствует, что делает это ради благоугодивших Ему праотцов (см. напр. 3Цар.11:34–36 ; 3Цар.15:4–5 ; 4Цар.20:6 и др.). Что значит это «ради», как не особое благоволение Божие к праведникам, коих посредство и ходатайство сильно низвести милость Божию и на таких их ближних, которые сами не заслуживали бы того? Есть, впрочем, мера человеческой греховности, далее которой и предстательства святых не могут иметь силы. Чрез пророка Иеремию говорит Господь, прогневанный преступлениями народа Своего: «хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему» ( Иер.15:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mart...

Итак, если молитвенное предстательство Ангелов за людей есть несомненная истина, то тем менее оснований сомневаться в таком предстательстве святых угодников Божиих, от земли перешедших в мир загробный и сподобившихся равноангельского ( Лк.20:36 ) общения с Богом. Они были подобострастны нам, понесли на себе все немощи естества нашего, знают нужды наши, и потому с тем большею готовностью могут ходатайствовать о нас пред Богом. Если приточный богач, сам отверженный Богом, молит однако о спасении своих земных братий ( Лк.16:27–28 ), то не в гораздо ли большей степени это попечение о спасении ближних должно быть присуще святым, при их чистейшей любви —310— к присным по вере и при их ревности о славе имени Божия? Так, действительно, веровала Церковь во все времена и не переставала обращаться с молитвою к отшедшим святым в том убеждении, что по своей любви к людям они всегда готовы услышать их молитву, а по своей близости и угодности Богу сильны ходатайствовать пред Ним. В ветхом завете было слишком употребительно молитвенное обращение к Богу именем праотцов – Авраама, Исаака, Иакова и др. Так, Моисей молится за народ свой, взывая к Богу: «отврати пламенный гнев Твой.... вспомни Авраама, Исаака и Израиля, рабов Твоих.... И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой» ( Исх.32:12–14 ). Три отрока в пещи вавилонской молят Бога: «не отними от нас милости Твоей ради Авраама, возлюбленного Тобою, ради Исаака, раба Твоего, и Израиля, святого Твоего» ( Дан.3:35 ). Сам Господь, ниспосылая различные благодеяния Свои потомкам святых патриархов, не раз свидетельствует, что делает это ради благоугодивших Ему праотцов (см. напр. 3Цар.11:34:36; 15:4–5 ; 4Цар.20:6 и др.). Что значит это «ради», как не особое благоволение Божие к праведникам, коих посредство и ходатайство сильно низвести милость Божию и на таких их ближних, которые сами не заслуживали бы того? Есть впрочем мера человеческой греховности, далее которой и предстательства святых не могут иметь силы. Чрез пророка Иеремию говорит Господь, прогневанный преступлениями народа Своего: «хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему» ( Иер.15:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Иуда погибнет под волнами Моего гнева, потому что его вельможи, показывая вид, что остаются верными мне, расширяют, вопреки своей совести, повеления Моего закона и передвигают его межи ( Втор.19:41 ; Притч.22:28 ); и угнетен Ефрем, поражен судом, ибо захотел ходить в след суетных (V, 11), по своему произволу, по законам, которые дал сам себе. И я, я с этого времени буду для Ефрема как моль для одежды, пожирающая ее незаметно и быстро; для дома Иудина как гниль для дерева, которое она портит медленно и которое можно назвать целым по наружности, но оно сгнило внутри и ломается при малейшем усилии. И когда наконец Ефрем увидит свою болезнь и Иуда свою рану, что сделают они? Обратятся ли они к тому, кто поразил их и кто один может уврачевать их? Нет, нет, Ефрем пойдет за помощью к Ассуру (VII, 11; XII, 1; XI, 5; IX, 3; см. о Менаиме IV Цар.15:19), и Иуда пошлет к царю иноземному, к своему противнику (X, 6; Пс.35:1 ; см. об Ахазе 4Цар.16:7, 8 ; Uc. VII ). Но эти люди не принесут им никакой помощи, потому что я истощил внутренно и в тайне силы двух виновных; Я, Я Превечный, растерзаю как лев в день наказания и уйду, унесу в пустыню, и никто не спасет, никто не отнимет у меня Моей добычи. Пойду, оставлю землю, возвращусь в Мое место на небеса, отниму знаки Моего присутствия; Моя слава (шекина) не явится более в святом святых, первосвященник не станет вопрошать более эфода, Я не восставлю более пророков доколе Ефрем и Иуда не признают себя виновными и не взыщут лица Моего (V, 10–15). Это последнее предсказание есть повторение в другой форме предсказания, изложенного в III, 4, 5. Евреи, действительно не останутся в своем ослеплении; наступит время (плен Вавилонский, подчинение Римлянам в эпоху Иисуса Христа будущее восстановление иудейского народа), когда они в своем бедствии пойдут искать Меня (V, 6), но искренно и, так сказать, с раннего утра (VI, 1), со времени их пробуждения. Они будут убеждать друг друга пойти к тому, кто уязвил и исцелит их (VI, 1). Они почувствуют себя как бы уничтоженными избытком своих страданий; в качестве народа они не существуют более; в качестве частных лиц они не что иное, как грешники и несчастные; они – мертвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010