Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Аммонитяне Аммонитяне, или «сыны Аммона», а также просто «Аммон». Потомки ⇒ Бен-Амми , т.е. сына Лота и его младшей дочери. Этот народ находился в близком родстве с моавитянами, своими юж. соседями. Как показывают сохранившиеся названия, их язык был близок евр. I. ОБЛАСТЬ РАССЕЛЕНИЯ Тер. А. между Арноном и верхним течением Иавока ранее населяли замзумимы, народ великанов, который был изгнан А. ( Втор. 2:19–21 ). Видимо, А. вначале расселились вплоть до Иордана, что явствует из их притязаний на эти земли (см. Нав. 13:25 ), но оттуда их вытеснил Сигон, царь аморреев. Когда израильтяне овладевали землей обетованной, то, следуя Божьему повелению, пощадили тер. А. ( Втор. 2:19 ), но, превратив Иавок в его верхнем течении в границу тер. колена Гадова и тем самым отрезав земли А. от Иордана, они вызвали враждебность со стороны последних. В верхнем течении Иавока была расположена столица А., резиденция царей, Равва, или Раббат-Аммон (ныне Амман, столица Иордании). II. ИСТОРИЯ А. на протяжении всей своей истории были врагами израильтян. Поскольку А. вместе с моавитянами склоняли Валаама проклясть Израиль (что он, однако, не сделал), то никто из А. и моавитян и в десятом поколении не мог войти в общество израильтян («в общество Господне» – Втор. 23:3 ). Во времена судей А. и амаликитяне, как союзники моавитского царя Еглона, одержали победу над израильтянами, не хранившими верность Богу ( Суд. 3:13 ). Впоследствии Иеффай вытеснил А. в пределы их прежних границ ( Суд. 10:7–9 ; Суд. 11:32–33 ). Саул сражался с царем А. Наасом и победил его ( 1Цар. 11:1–11 ). Давид, напротив, был дружески принят Наасом ( 2Цар. 10:2 ). Но сын Нааса Аннон возобновил прежнюю вражду ( 2Цар 10 и след.). Давид разбил А. и захватил Равву ( 1Пар. 20:1 ). Сила А. оказалась сломленной, но враждебность осталась. При Иосафате нападение А. и моавитян заканчивается их уничтожением ( 2Пар. 20 ). Цари Озия (во времена которого Ам возвещает суд над А., Ам. 1:13–15 ) и Иоафам получают с них дань ( 2Пар. 26:8 ; 2Пар. 27:5 ). Если во время правления ⇒ Иоакима А., будучи вассалами Навуходоносора, напали на Иудею ( 4Цар. 24:2 ), то при ⇒ Седекии они, очевидно, участвуют вместе с Иудеей в восстании против Вавилона ( Иер. 27:3 ). Но вскоре после разрушения Иерусалима Навуходоносором ( 4Цар. 25 ) царь А. Ваалис принимает участие в убийстве иуд. наместника Годолии ( Иер. 40:14 ). А. со злорадством наблюдают, как десять колен Израилевых уводят в плен ( Иез. 25:3 ; Соф. 2:8 ). Вместе с моавитянами они переселяются в уделы Гада и Рувима. Иеремия ( Иер. 49:1–6 ) и Иезекииль ( Иез. 21:20 ; Иез. 25:1–7 ), как до них Ам и Софония, предсказали грядущий суд над А.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Глава 20 (1) В год нашествия Тартана на Ашдод, когда Саргон, царь ассирийский, посылал его завоевать и взять Ашдод 115 , (2) в то время Иегова так сказал Исаие, сыну Амоцову: «ступай, сними одежду с чресл твоих и сапоги сбрось с ног твоих». Он так и сделал, ходя нагой и босой. (3) И сказал Иегова: «что раб мой Исаия ходит нагой и босой, – это за три года предзнаменование и предвещание для Египта и Хуша. (4) Так погонит царь ассирийский пленников египетских и переселенцев из Хуша, юношей и стариков – нагих и босых (а обнажённые бедра – срам для египтян). (5) Тогда убоятся и постыдятся Хуша – опоры своей, и Египта – похвальбы своей. (6) И скажет в то время житель этой страны: «вот сила опоры нашей, к которой мы бежали за помощью, за избавлением от царя ассирийского! как же спасемся мы»? XIV Приговор приморской долине 116 . 115 Хотя ни лицо, ни время царствования Саргона, царя ассирийского, не известны в точности, но, судя потому что Тартан был одним из предводителей войска ассирийского, по приказанию Санхерива, царя ассирийского опустошавшего Иудею в 14 – й год царствования Езекии ( 4Цар. 18, 17 ), нужно полагать, что Саргон был предшественником Санхерива на престол Ассирии, следовательно, царствовал ранее 14 года Езекии. Взятие Ашдода (Азота), значительной филистимской крепости на границах Египта, было необходимо для ассириян, как первый шаг к вступлению в Египет, война с которым продолжалась уже несколько лет и только на время приостановилась после чудесного поражения Санхерива. Таким образом это образное пророчество за неимением ясных исторических указаний нужно относить ко времени от 11 до 13 года царствования Езекии, потому что в 14 – й год царём ассирийским уже является Санхерив, и Исаия, по поводу дерзких речей Тартана, Рав – Сариса и Равшаке предсказываетъ гибель не египтян а ассириян. 116 Эта речь пророка несомненно относится к Вавилону. Эту вторую речь против Вавилона можно с большою вероятностью отнести к 15 или 16 году царствования Езекии, когда, после чудесного выздоровления Езекии, вавилонский царь Меродах – Баладан прислал к нему послов с поздравлением о его выздоровлении. Езекия от радости о таком почётном посольстве показал послам все, что заслуживало внимания в его дворце. Пророк Исаия укорил царя за это тщеславие и грозил, что все драгоценности, виденные вавилонскими послами, будут со временем перенесены в Вавилон и потомки Езекии отведены в позорный плен. Езекия смиренно принял это грозное предсказание ( 4Цар. 20, 12 – 19 . Ис. 39 ). Очень вероятно, что пророк, видя смирение царя, поспешил, по своему обычаю, вслед за обличением подать и утешение в предсказании совершенного падения страшных врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Глава 38 1–3. Болезнь Езекии, 4–8. и выздоровление его. 9–20. Благодарственная песнь Езекии. 21–22. Заключение в дополнение к предшествующему рассказу. Ис.38:1–8 . Объяснение см. в Толковой Библии т.2, стр.548–552 Ис.38:9–20 . В своей благодарственной песне Езекия описывает сначала свое тяжкое состояние во время болезни, а потом предается размышлению о величии совершившегося с ним чуда Божия и дает обещание воспевать Господа во все дни своей жизни. Ис.38:9 . Молитва Езекии, царя Иудейского, когда он болен был и выздоровел от болезни: «Молитва» – по-евр. michtab – собственно: «писание, записанное». Ис.38:10 . «Я сказал в себе: в пре­полове­ние дней мо­их должен я идти во врата пре­исподней; я лишен остатка лет мо­их. «В преполовение дней». Болезнь постигла Езекию на 39-м году его жизни (ср. 4Цар.18 и 4Цар.20:1, 6 ). Другие переводят: «в дни покоя» или «на полудне жизни». «Врата преисподней». Шеол или преисподняя, жилище мертвых изображается здесь, как бы некий замок с твердыми воротами. Ис.38:11 . Я говорил: не увижу я Го­с­по­да, Го­с­по­да на земле живых; не увижу больше человека между живущими в мире; «Не увижу Господа». Видеть Господа – в Библии нередко означает опытно узнавать благость Божию, пользоваться милостями Всевышнего и узнавать Его откровения, какие возвещались первосвященником в храме Господнем (ср. ст. 22). «Между живущими в мире», т. е. не буду больше участвовать в общечеловеческих радостях и печалях. Ис.38:12 . жилище мое снимает­ся с места и уносит­ся от меня, как шалаш пастушеский; я должен отрезать подобно ткачу жизнь мою; Он отрежет меня от основы; день и ночь я ждал, что Ты по­шлешь мне кончину. «Жилище мое», т. е. тело. «Я должен отрезать». возможно правильнее: «Я смотал в клубок жизнь мою, так ткач (который сматывает оставшиеся от пряжи нитки в клубок), так как Он отрезал меня от основы». Езекия хочет сказать, что он считал свою жизнь уже законченной. Ис.38:13 . Я ждал до утра; подобно льву, Он сокрушал все кости мои; день и ночь я ждал, что Ты по­шлешь мне кончину.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 11 Пс.11:1 . В конец, о осмей, псалом Давиду. НАДПИСАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ О сем надписании сказано во псалме Пс. 6:1 . В настоящем же псалме Пророк приносит жалобу Богу на нравы века своего, о окружающих его, притом просит помощи против льстецов и клеветников, и испрося, научает и других уповать паче на Бога, нежели на людей, понеже словеса человеческая часто бывают ложна, словеса же Божия всегда суть истинна и верна. Пс.11:2 . Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный: яко умалишася истины от сынов человеческих. Прекрасна есть добродетель, но и трудна, и сама по себе неудобна, наипаче, когда любящий оную будет жить между малым числом добрых. Аще бо в мореплавании трудно, волнам вопреки стремящимся, управлять кораблем противу оных: кольми паче сие есть трудно в разсуждении добродетели. Для того и Пророк, яко един к ней прилепивыйся, всем прочим шествующим вопреки, к промыслу Божию прибегает, глаголя: спаси мя, Господи. Аки бы рекл: мне потребна рука свыше, потребна помощь оная небесная. Шествуя бо путем, противным человекам прочим, обретаю нужду во многом промысле, да спасуся от опасностей порока и от растления века сего лукаваго. Яко оскуде преподобный, сиречь: яко мало обретается людей благочестивых, праводушных и правдолюбивых. Яко умалишася истины от сынов человеческих, сиречь: яко мало есть людей глаголющих истину, паче же яко и самая истина взятся от среды сынов человеческих. Пс.11:3 . Суетная глагола кийждо ко искреннему своему: устне льстивыя в сердцы, и в сердцы глаголаша злая. То есть, люди не глаголют с ближними своими, как разве с намерением обольстить и обмануть. И не диво: понеже имеют устне льстивыя в сердце, сиречь, глаголют не от чистаго и простаго, но от лукаваго сердца, и в сердце глаголют злая, сиречь, иное языком провещавают, а иное на сердце имеют, и тако простодушных прельщают. Пс.11:4 . Потребит Господь вся устны льстивыя, язык велеречивый, Пс.11:5 . рекшыя: язык наш возвеличим, устны наша при нас суть: кто нам Господь есть? Сими словами пророчествует, что все льстящие языком и мнящиеся приобретать некую корысть от лести, каковы суть клеветники и наушники, вечно погибнут. С устнами льстивыми соединил язык велеречивый, дабы показать, что люди льстивые не только вредят ближнему языком, но тем еще и гордятся, превознося искусство свое похвалами, и за нечто великое почитая уста злоречивыя, и тем как бы презирая Бога, давшаго уста человеку на прославление имени Его. Устны наша при нас суть, кто нам Господь есть? Аки бы рекли: не хощем никого признавать за высшаго, – кто может господствовати над нами? Языком нашим всех превозможем. Таковы были придворные льстецы во времена Давидовы при Сауле; таков был Фараон, таков был Рапсак, таков был Навуходоносор ( Исх. 5:2 ; 4Цар. 18:28–32 ; Дан. 3:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Изъяснение псалма 11-го. Пс.11:1 .  Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида. «В конец, о осмей, псалом Давиду». Пророк жалуется на поступающих двоедушно, которые обещают дружбу, и выдают его врагу Саулу, извещают Саула, где живет он. Надписание же имеет псалом: «о осмей», как упоминающий о праведном суде Божием, каковый праведный Судия произведет, как предварительно говорили мы, после седмицы времен. Поэтому псалом надписывается и «в конец», так как предречение исполнится на последок времен. Пс.11:2 .  Спаси [меня], Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими. «Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный, яко умалишася истины от сынов человеческих». Умоляю о том, чтобы от Тебя, Владыка, получить спасение; потому что все, так сказать, болезнуют неверностию друг другу, и оттого истина в опасности угаснуть. Потом Пророк яснее изображает, на что отваживаются люди: Пс.11:3 .  Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного. «Суетная глагола кийждо ко искреннему своему». Лицемерно показывают дружбу, а делают, что свойственно врагам. «Устне льстивыя в сердце: и в сердце глаголаша злая». С хитростию ведут беседу друг с другом, и один, приводя в движение уста, сердцу ближняго передает ложь, а подобно и другой также воздает ему подобным. За сим Пророк наконец угрожает им наказанием. Пс.11:4 .  Истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый. «Потребит Господь вся устны льстивыя, язык велеречивый». Какого же рода это велеречие? Пс.11:5 .  Тех, которые говорят: «языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин»? «Рекшия: язык наш возвеличим, устны наша при нас суть: кто нам Господь?» Не терпят того, говорит Пророк, чтобы слова соглашать с сущностию дела, не хотят обращать внимание на божественные законы. Но имея необузданныя уста, небоязненно говорят, что хотят, пренебрегая Божие долготерпение, и не думая, что подчинены Божию владычеству. Таков был Фараон. Потому и сказал: «не вем Господа» ( Исх. 5, 2 ). Таков был и Рапсак, осмелившийся сказать: да не обольщает тебя Бог твой, на Котораго ты уповаешь, что избавит Иерусалим от руки моей ( 4Цар. 19:10 ). Таков Навуходоносор, устрашавший мужественных юношей и без трепета сказавший: «кто есть Бог, иже измет вы из руки моея» ( Дан.3:15 )? И как сии понесли наказание за свои дерзости; так и те, о которых говорит пророческое слово, потерпят достойныя наказания. И Пророк, возвещая сие, присовокупил:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Скачать epub pdf Псалом 11 Надписание сего псалма, составляющее первый стих его, читается так: В конец, о осмей, псалом Давиду . Подобное надписание имеется и в шестом псалме, при объяснении которого дано объяснение и сего надписания. В одиннадцатом псалме пророк приносит жалобу Богу на лживых и двоедушных, коварных и льстивых людей, которые, притворяясь искренними и добрыми друзьями на словах, на деле оказываются гордыми и нечестивыми врагами, и при этом советует не полагаться на льстивые слова их, а возложить все упование на Бога, Который не оставляет без Своей помощи надеющихся на Него. Пс.11:2 Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный: яко умалишася истины от сынов человеческих. По переводу с еврейского эти слова читаются так: «Спаси меня, Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими». Таким образом, пророк изображает нравственное состояние окружающих его людей: трудно и тяжело, говорит, жить в обществе таких людей, между которыми не стало правды, среди которых совсем мало людей, любящих и говорящих истину. Спаси меня, Господи, и сохрани во истине Твоей. Пс.11:3 Суетная глагола кийждо ко искреннему своему: устне льстивыя в сердце, и в сердце глаголаша злая. Нет искренности и правды во взаимных отношениях людей: каждый говорит с ближними своими притворно и лживо, с намерением обольстить и обмануть; у каждого лесть на языке, а в сердце зло. На языке и в словах – доброжелательство; а в сердце скрытое зло. Пс.11:4–5 Потребит Господь вся устны льстивыя, язык велеречивый, рекшыя: язык наш возвеличим, устны наша при нас суть: кто нам Господь есть? В словах сего стиха пророк возвещает погибель льстецам и клеветникам, утверждая, что Господь истребит тех людей, которые говорят: «Языком мы сильны, уста наши с нами, кто нам господин?» Это говорят люди нечестивые, которые надеются на свой дерзкий язык (язык велеречивый) и думают властвовать над другими посредством злоречия и клеветы, – и при этом осмеливаются заявлять: мы будем сильнее всех своим языком, кто нам воспрепятствует, кто нам господин? Таковы были льстецы при дворе Саула царя во время Давида ( 1Цар.23:20 ); таков был фараон египетский, который говорил Моисею и Аарону: «Кто такой Господь, чтобы я послушался голоса Его?» ( Исх.5:2 ). Таков был Рабсак, военачальник царя ассирийского ( 4Цар.18:28–32 ); таков был Навуходоносор, царь вавилонский ( Дан.3:15 ). Таковы были и враги Господа нашего Иисуса Христа, которые во время крестных страданий Его не убоялись изрыгать хулы свои и говорили: «Других спасал, а Себя Самого не может спасти! Если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста. Уповал на Бога: пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему» ( Мф.27:42–43 ). Таковых нечестивцев, с их языками велеречивыми, потребит Господь, накажет, истребит.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Старейшины I. В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ В ВЗ звание или ⇒ должность С. происходит из естеств. старшинства в семье, в роде и племени ( Исх. 3:16.18 ; Числ. 22:7 ; Нав. 9:11 ). Но одного возраста было еще недостаточно для занятия этой должности. Важными критериями являлись также мудрость, благочестие и надежность ( Исх. 18:21 ; Втор. 1:13.15 ). Собрание, образованное из С., в большинстве случаев выступало как совещат. орган. (⇒ Колено .) Согл. Втор. 31:9–13 , С. вместе со священниками должны были через каждые семь лет (в год отпущения) участвовать в чтении Закона народу. После овладения землей обетованной С. городов исполняли обязанности судей ( Втор. 19:12 ; Втор. 21:19 ; Втор. 22:15–18 ; Нав. 20:4 ; Руф. 4:2.4.9.11 ; 3Цар. 21:8.11 ; 4Цар. 10:1.5 ). Они выносили решения по простым правовым вопросам. При этом разрешено было подавать апелляции, которые рассматривались священниками и официальными судьями ( Втор. 17:8–13 ; ср. 2Пар. 19:8–11 ). Моисеем были назначены «семьдесят старейшин». Согл. Исх. 18:1 , это было сделано по совету его тестя Иофора, священника мадиамского, чтобы снять с Моисея часть нагрузки и улучшить отправление правосудия; а согл. Числ. 11:16 , – по Божьему повелению в ответ на жалобу Моисея. Здесь должность С. связывается с исполненностью Духом и ее видимыми проявлениями ( Числ. 11:25 ). II. В ИУДАИЗМЕ В иудаизме институт С. приобрел особое значение после гибели Иудейского царства – как в среде угнанных в плен ( Иер. 29:1 ), так и среди израильтян, оставшихся на родине ( Иез. 8:1 ; Иер. 26:17 ). В организац. устройстве синагоги всегда существовало местное правление, обычно состоявшее из семи С. ( Лк. 7:3 ). III. В НОВОМ ЗАВЕТЕ В НЗ Лука вводит обозначение С. (в Синод. пер. – «пресвитеры»; от греч. пресбютерос, «старейший») для людей, которые руководят Иерусалимской церковью ( Деян. 11:30 ; Деян. 15:2.4 ; Деян. 21:18 ), в чем выражается преемственность между ВЗ и НЗ. А. НАЗНАЧЕНИЕ В НЗ говорится о назначении С.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Глава 8 Государственная деятельность Соломона (Ср. 3Цар.9:10–27 ) 1–6. Устроение и постройка городов. 7–9. Государственные подати и повинности. 10–11. Главные приставники Соломона; поселение дочери фараоновой в особом дворце. 12–16. Организация богослужебного персонала. 17–18. Флот Соломона и плавание в Офир. 2Пар.8:2 .  Соломон обстроил и города, которые дал Соломону Хирам, и поселил в них сынов Израилевых. Тогда как по ( 3Цар.9:11 ) Соломон отдал Хираму 20 городов в северной Палестине или земле Галилейской, в уплату за работы и материал по постройке храма, 2 Паралипоменон здесь говорит, наоборот, что Хирам дал Соломону 20 городов. В объяснение этого некоторые толкователи (напр., Calmet, Philippson), полагали, что здесь идет речь, собственно, о возвращении Хирамом городов, уступленных ему Соломоном, но не понравившихся ему («Кавул» – ( 3Цар.9:10–12 )). Но текст библейский говорит о даре, отдаче городов, а не о возвращении, поэтому естественнее видеть здесь (2 Паралипоменон) совершенно другое событие. «Хотя и можно заметить, что в книге Паралипоменон вообще все показания представляются к пользе и славе иудеев, но едва ли справедливо здесь предполагать какое-либо намеренно неверное показание. Нельзя ли два разноречивые показания книг Царств и Паралипоменон принять за две части одного целого? Не была ли выдача известных городов взаимным обменом с той и другой стороны, как новый залог дружбы?» – Проф. М.С. Гуляев, «Исторические книги Священного писания Ветхого Завета», с. 509. 2Пар.8:3 .  И пошел Соломон на Емаф-Сува и взял его. В этом стихе 2 книги Паралипоменон сообщает неизвестный из 3 книги Царств факт похода Соломона против Емафа-Сувы, евр.: Хамат-Цова, Vulgata: Emath Suba, LXX по Александрийскому списку: Αιμιθ Σωβ, слав.: «Эмаф-Сува». Только здесь Эмаф-Сува отожествляется с известным сирийским городом Эмафом (ср. ( Чис.13:22 ; 3Цар.8:65 ); Onomasticon 52, 424, 425, 425; См. «Толковая Библия», т. II, с. 407), позже у греков известным под именем Епифании. Вообще же Сова (или Сува, Цоба) ( 1Цар.14:47 ; 2Цар.8:3 и другие места) предположительно считается государством в Сирии между Оронтом и Евфратом (Onomasticon, 889; «Толковя Библия», т. II, с. 404 и 317). Упоминанием о покорении Эмафа, окончательно завоеванного лишь Иеровоамом II-м ( 4Цар.14:23,25 ), свящ. писатель 2 Паралипоменон имел в виду обозначить северную границу владений Соломона (ср. 3Цар.4:21,24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Гостеприимство Гостеприимство заповедано: Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя: то поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтобы он жил с тобою ( Лев.25:35 ). Ревнуйте о странноприимстве ( Рим.12:13 ). Представляю вам Фиву. Примите ее для Господа и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас: ибо и она была помощницею многим и мне самому ( Рим.16:1,2 ). Страннолюбия не забывайте; ибо чрез него некоторые, не зная, оказали странноприимство ангелам ( Евр.13:2 ). Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота ( 1Петр.4:9 ). Гостеприимство составляет долг верующих: Один ли я съедал кусок мой, и не ел ли от него, и сирота? ( Иов.31:17 ). Мы должны принимать братьев и странников, чтобы сделаться споспешниками истине ( 3Ин.1:8 ). Гостеприимство должно быть оказываемо: а) особенно бедным: Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся ( Ис.58:7 ); б) и даже врагам: Сказал царь израильский Елисею: не избить ли воинов сирийских, отец мой? И сказал он: не убивай, но предложи им хлеба и воды, пусть едят и пьют, и пойдут к государю своему. И приготовил им большой обед, и они ели и пили, и отпустил их. И не ходили более полчища сирийские в землю Израилеву ( 4Цар.6:21–23 ). Если голоден враг твой, накорми его хлебом, и если он жаждет, напой его водою ( Притч.25:21 ; Рим.12:20 ). Господь принимает гостеприимство, оказанное Его ученикам, за гостеприимство, оказанное Ему Самому: Кто принимает вас, принимает Меня ( Мф.10:40 ). Призвав дитя, Он сказал: кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает ( Мф.18:2,5 ; Мк.9:37 ; Лк.9:48 ). Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня, был странником, и вы приняли Меня… Истинно говорю вам: поскольку вы сделали сие одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне ( Мф.25:35,40 ). Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает ( Ин.13:20 ). Обещания оказывающим гостеприимство: Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет ( Притч.11:25 ). Скитающихся бедных введи в дом; когда ты отдашь голодному душу твою, и напитаешь душу страдальца, тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень, и исцеление твое скоро возрастет. Тогда ты воззовешь, и Господь услышишь, возопиешь, и Он скажет: вот Я! И будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою, и ты будешь, как напоенный водою сад ( Пс.58:7–11 ). Когда делаешь обед или ужин, зови нищих, увечных, хромых, слепых: и блажен будешь, что они не могут воздать тебе; ибо воздастся тебе в воскресение праведных ( Лк.14:12–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Псалом 70 Означенный псалом в еврейской Библии не имеет надписания имени автора. У LXX же и в Вульгате он приписывается Давиду, причем добавляется – «сынов Ионадавовых и первых пленшихся» (см. надписание в слав. Библии). Достоверность надписания о принадлежности псалма Давиду опирается на те заимствования, которые он представляет в своем содержании из псалмов, принадлежащих Давиду. Так, он сходен с псалмами 21, 30, 34, 40, 68 и 108. Да и все вообще содержание представляет не что иное, как подробное дополнение к Пс.69 , которого он составляет как бы вторую половину, наподобие уже известных нам Пс.1 и Пс.2 , или псалма 9, разделенного в евр. Библии на два, и др. Обстоятельства жизни Давида вполне согласуются с описаниями псалма состояний его автора, заимствования же из песней эпохи гонений от Авессалома указывают, что и данный псалом нужно относить к этому времени. Под " сынами Ионадавовыми», упоминаемыми в надписании, разумеются Рехавиты ( 4Цар. 10:15, 23 ; Иер. 35:6–19 ), отличавшиеся своим благочестием. Они, вероятно, пели этот псалом после разрушения и опустошения вавилонянами Иерусалима. Пелся этот псалом и первыми плененными иудеями, т. е. означенная прибавка у LXX и в Вульгате указывает на время особенно распространенного употребления этого псалма, в нем находили содержание, отвечавшее настроению этих людей. Пс.70:2 .  По правде Твоей избавь меня и освободи меня; приклони ухо Твое ко мне и спаси меня. Пс.70:3 .  Будь мне твердым прибежищем, куда я всегда мог бы укрываться; Ты заповедал спасти меня, ибо твердыня моя и крепость моя – Ты. Ср. Пс. 30:2–4 . Пс.70:5 .  ибо Ты – надежда моя, Го­с­по­ди Боже, упование мое от юности моей. Пс.70:6 .  На Тебе утверждал­ся я от утробы; Ты извел меня из чрева матери моей; Тебе хвала моя не пре­станет. Ср. Пс. 21:11–12 . Пс.70:10 .  ибо враги мои говорят про­тив меня, и подстерега­ю­щие душу мою советуют­ся между собою, Пс.70:11 .  говоря: «Бог оставил его; пре­следуйте и схватите его, ибо нет избавля­ю­щего». Ср. Пс. 40:6–9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010