—43— Обесславили святое имя Мое, потому что о них говорят: «они – народ Господа и вышли из земли Его» ( Иез.36:20 ; ср. Рим.2:22–24 ). Эта мерзость упраздняла истинное богопочитание, на место истинного Бога поставляла богов ложных, вместо очистительного иудейского богослужения, вводила безнравственные культы и через них вела к распущенности нравов; она отторгала людей от Бога, лишала их помощи Божией, возжигала в Боге гнев на увлекавшихся ею, подкапывала их благоденствие и счастье, ввергала их в неисчислимые и самые тяжкие бедствия, приводила их к гибели, и, вместе с тем, позорила все священное: имя Божие, храм Божий, землю и народ, составлявшие удел Божий. Так ужасна и разрушительна была мерзость идолослужения! Тем не менее, все-таки это была только низшая степень мерзости. Главное отличие ее от мерзости, о которой говорится в книге Даниила и в Евангелии, в том, что она не стояла на святом месте. Хотя, по свидетельству 4-й книги Царств, во времена Иудейских царей были поставлены языческие жертвенники и идолы, и совершалось идолослужение не только в городах Иудейских, также и в окрестностях, близ Иерусалима ( 4Цар.23:5, 8, 10, 13, 15 ), но и в самом Иерусалиме ( 4Цар.23:42 ); хотя, кони, посвященные солнцу, были поставлены пред входом в дом Господень ( 4Цар.23:11 ); хотя Астарта и вещи, сделанные для Ваала и для Астарты и для всего воинства небесного, были в самом храме Господнем ( 4Цар.23:4, 6 ), а при нем были выстроены дома блудилищные, в честь Астарты ( 4Цар.23:7 ); хотя Манассия сделал на обоих дворах дома Господня и жертвенники, на которых, конечно, приносились языческие жертвы ( 4Цар.23:12 ); хотя, как видно из книги пророка Иезекииля (8 гл.), языческое богослужение Иудеями совершалось и в наружном, и во внутреннем дворе дома Господня, и здесь же стены были покрыты изображениями нечистых животных 1253 и идолов: но совершалось оно, именно, только во дворах храма, т. е., в частях храма, несравненно менее священных, нежели святилище и святое святых, – в частях, составлявших

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ис.66:15–18 . С 15 по 18 ст. идет отдел речи, касающийся участи нераскаянных грешников, для которых день явления славы Господней верующим будет днем откровения праведного, но грозного суда Божия. Ис.66:15 . Ибо вот, при­дет Го­с­по­дь в огне, и колесницы Его – как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и пре­ще­ние Свое с пыла­ю­щим огнем. «Ибо вот, придет Господь в огне, и колесницы Его, как вихрь». Огонь – один из наиболее употребительных атрибутов ветхозаветных теофаний. Бог «в огне» сходит на Синае ( Исх.19:18 ), в столпе облачно-огненном ведет Израиля через пустыню ( Исх.13:21–22 ), путем небесного огня, попаляющего жертву, открывает Свою волю Давиду ( 1Пар.21:26 ), Соломону ( 2Пар.7:1 ). Не раз и пророк Исаия, говоря о богоявлениях, упоминал и сопутствующем им «огне» ( Ис.10:16–18 ; Ис.27:4 ; Ис.29:6 ; Ис.30:27, 30 ; Ис.33:12–14 и др.). Участие огня, как символа, или даже как агента страшного суда Божия, признают и новозаветные писания ( 2Пет.3:7–10 ; 2Фес.1:8 и др.). Упоминание о «колесницах» – ничто иное, как образ, взятый от обычая восточных владык сопровождать себя конницей и колесницами, символизирующий величие и грозную силу этого страшного суда. Ис.66:16 . Ибо Го­с­по­дь с огнем и мечом Сво­им про­изведет суд над всякою плотью, и много будет по­ражен­ных Го­с­по­дом. «Ибо Господь с огнем и мечем Своим произведет суд». «Меч» как символ Божественного Правосудия и наказания грешников встречался у пророка Исаии не раз и раньше ( Ис.27:1 ; Ис.34:5–6 ; Ис.42:13 ; Ис.52:10 ; Ис.59:17 и др.). Ис.66:17 . Те, которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим, едят свиное мясо и мерзость и мышей, – все по­гибнут, говорит Го­с­по­дь. Сокращенное повторение того, о чем более подробно говорилось выше ( Ис.65:3–7 ). Ис.66:18 . Ибо Я знаю деяния их и мысли их; и вот, при­ду собрать все народы и языки, и они при­дут и увидят славу Мою. Начало данного стиха «Ибо Я знаю деяния их и мысли их» – правильнее было бы отнести к концу предыдущего, в качестве заключительного приговора праведного суда Божия. А с дальнейших слов 18 стиха: «и вот, приду собрать все народы» следует начинать новый отдел пророческой речи, в котором говорится о призвании в церковь Христову язычников и вообще об ее универсальном характере.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 2 1–12. Вознесение пророка Илии на небо. 13–25. Начало пророческого служения и общественной деятельности пророка Елисея: его первые чудеса. 4Цар.2:1 .  В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо, шел Илия с Елисеем из Галгала. Первый стих в первой своей половине имеет характер надписания к целому разделу о «вознесении Илии» – событии, видимо, совершенно известном в кругу читателей 4 книги Царств; у евреев это событие, как и вся жизнь пророка Илии были окружены целой сетью преданий 2 . Время события вознесения пророка Илии относится ко времени после смерти царя Охозии израильского ( 4Цар.1:17 ) и, вероятно, к самому началу царствования Иорама иудейского (к которому пророк Илия, по ( 2Пар.21:12–15 ) писал обличительное послание). По значению, таинственное вознесение пророка Илии однородно с таинственным преставлением патриарха Еноха ( Быт.5:24 ; ср. Сир.48:12,49:16 ; см. «Толков. библия», т. I, с. 42–43): то и другое событие уверяло ветхозаветного человека в бытии загробной жизни и предуказывало будущее всеобщее воскресение мертвых Галгалы (евр. гилгал). Из двух местностей этого имени здесь разумеется не так наз. «Холм Обрезания» – Галгалы между Иорданом и Иерихоном к востоку от последнего в колене Вениаминова, известные из истории Иисуса Навина ( Нав.4:19,5:3,10,9:6,10:6,15 ); Самуила и Саула ( 1Цар.6:16,11:15,13:1 и сл.) и Давида ( 2Цар.19:15,40 , теперь Джельджуль (Onomasticon, 287) ), а Галгалы близ Вефиля (ср. 4Цар.4:38 ; Ам.4:4,5:5 ; Ос.4:5,9:15,12:12 ); к юго-западу от Силома, в колене Ефремовом, теперь Джильджилья (Onomasticon, 319). 4Цар.2:2 .  И сказал Илия Елисею: останься здесь, ибо Господь посылает меня в Вефиль. Но Елисей сказал: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пошли они в Вефиль. 4Цар.2:3 .  И вышли сыны пророков, которые в Вефиле, к Елисею и сказали ему: знаешь ли, что сегодня Господь вознесет господина твоего над главою твоею? Он сказал: я также знаю, молчите. 4Цар.2:4 .  И сказал ему Илия: Елисей, останься здесь, ибо Господь посылает меня в Иерихон. И сказал он: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пришли в Иерихон.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Поток Египетский» – здесь, в соответствие Евфрату, лучше, кажется, разуметь не Ринокоруру, которая отграничивает Палестину от Синайского полуострова ( Быт.15:18 ), а настоящую реку египетскую, Нил, как символ южной страны пленения. «Великая труба» – опять символ. Пророк указывает здесь на решение воли Божией, в силу которого евреи должны были вернуться из плена ( 1Ездр.1:1 ). Впрочем, нет сомнения, что, заключая свой апокалипсический отдел, пророк имел в виду здесь и возвращение всего искупленного человечества в небесный дом Отца всех людей и Иерусалим небесный ( Откр.21:2 ). Этот отдел, главы которого имеют сходство между собою по форме и содержанию, представляет собою вид апокалипсиса. Что касается исторического повода, каким вызвано появление этого отдела, то на основании некоторых черт пророчества, обозначающих писателя как жителя Иудеи, имеющего в виду свои, иудейские, интересы и отношения ( Ис.24:2 ; Ис.25:10–12 ; Ис.25:1–10 ), можно заключать, что пророк писал свои апокалипсические речи по случаю падения Самарии, уже наступавшего, когда она, по его выражению, повергалась на землю, как венок ( Ис.28:3 ). Подлинность этого отдела доказывается сходством терминов и выражений, в нем встречающихся, с другими отделами, несомненно, принадлежащими пророку Исаии (ср. Ис.25:9, 10–12 и Ис.27:9–10 и сл. Ис.27:16, 17 и еще: Ис.24 и Ис.23:9 ; Ис.24 и Ис.13:2 ; Ис.24:1, 37, 26 ; Ис.25:4–5 и Ис.4:5–6 ; Ис.27:2, 5 и др.). Никаких следов послепленного происхождения этого отдела не усматривается. Разделение этого отдела на строфы представляется делом затруднительным. Condamin для этого должен был сделать некоторые перестановки в размещении стихов. Вот на какие строфы он делит всю поэму. Строфа 1 – Глава 24, 1–6 – (3, 3, 2) Строфа 2 – Глава 24, 7–13 – (3, 3, 2) Строфа 3 – Глава 24, 14–18(а) – (3, 3) Строфа 1 – Глава 24, 18(б)-20 – (2, 2) Строфа 2 – Глава 24, 21–23 – (2, 2) Строфа 3 – Глава 25, 6–8 – (2, 2, 2) Строфа 1 – Глава 25, 9–12 – (2, 2, 3) Строфа 2 – Глава 26, 1–6 – (3, 2, 2)

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

5 . Пятое горе: на Ассура, спасение и прославление Иерусалима гл. 33. Ассирияне стоят уже в Иудее, опустошили страну и угрожают Иерусалиму. Пророк с оружием пророчества и молитвы является между Ассуром и своим народом, и горе обращается от одного к другому. Ассур некогда испытает сам, что делал другим ( Ис.33:1 ). Пророк молится за свой народ и созерцает духом, как Господь истребит его врагов и начнется новое время ( Ис.33:2–6 ). Но от будущего пророк снова возвращается к настоящему. Он горюет о бедственном современном положении и плачет с своим плачущим народом. Сеннахирим, хотя и получил за мир требуемую сумму, подступает однако к Иерусалиму и опустошает на пути страну ( Ис.33:7–9 ); поэтому Господь истребит Ассура: гнев Ассура на Иерусалим послужит ему в погибель ( Ис.33:10,11 ). Вполне погибнет, внезапно ( Ис.33:12 ), в научение как язычникам, так и Израилю ( Ис.33:13–16 ). Но народ Божий, наученный судом, увидит среди себя во славе своего Царя ( Ис.33:17 ). Горе исчезнет тогда подобно сновидению ( Ис.33:18,19 ); безопасно и спокойно будет стоять вечно Иерусалим и Господь будет жить в нем и служить ему защитой, как если бы он окружен был широкими реками и глубокими каналами ( Ис.33:20–22 ). Теперь Иерусалим подобен кораблю, носимому бурей; но тогда будет иначе. Ассур попадет на мель и Иерусалим, не прибегая к оружию, обогатится богатствами ассирийского лагеря. Но все это спасение основывается на прощении грехов ( Ис.33:23,24 ). Шестая Часть. Заключительная речь о суде над всем миром и о спасении народа Господня гл. 34 и 35. Предсказания пророка касаются всех народов, преимущественно в их отношении к бществу народа Божия. Поэтому пророк заставляет народы, a с ними и всю земную природу выслушать суд, идущий на них ( Ис.34:1–3 ). От этого суда погибнет нынешнее небо и нынешняя земля ( Ис.34:4 ; Апок.6:14 ). Наказующая сила истребляет враждебный народу Божию мир ( Ис.34:5–7 ), для отмщения вечным наказанием за грехи против народа Божия ( Ис.34:8–10 ). Враждебный Богу мир обратится в пустыню, исчезнет навсегда с своим богатством и славою ( Ис.34:11,12 ), он сделается развалинами ( Ис.34:13–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Значение сего показали мы, изъясняя Второзаконие. Владыка постановил, сколько сиклей должны давать обещавшие принести за себя цену Спасителю Богу. Поэтому царь Иоас повелел, чтобы все вносимое серебро собирали иереи и сами уже производили надлежащие поправки в храме. Сие и писатель говорит: «да укрепят ведек дому во всех, идеже аще обращется ведек» ( 4Цар. 12:5 ). А ведеком называет возобновление поврежденных дерев и камней. Книга же Паралипоменон вместо слов «делать ведек» выражается «устроять дом Господень и еще укрепить дом Господень». Вопрос 41. Как должно разуметь сказанное: «раскаялся Господь, и ущедри я, завета ради Своего, иже со Авраамом и Исааком и Иаковом» (4Цар.13:23)? Иохаз, сын Ииуев, царь десяти колен, уклонившись в нечестие, имел и народ сообщником в служении идолам. Посему Господь, наказывая их, предал Азаилу, которого царем Сирии поставил великий Елисей и пролил при сем много слез, потому что провидел разорение, какое учинит он десяти коленам. И Азаил до того истощил их, что остались у них «токмо пятьдесят конник, и десять колесниц, и десять тысяч пешцев» ( 4Цар.13:7 ), тогда как нередко бывало у них более ста тем воинов. Но Бог снова над ними умилосердился и возвратил им города их. Сие-то назвал писатель раскаянием, т.е. переменою злополучия на благополучие. Вопрос 42. Почему пророк пред кончиною своею Иоахазу, сыну Иоаса, возвестил будущую победу посредством лука и стрелы (4Цар.13:15 и далее)? Не столько верили словам, сколько предречениям посредством дел. Поэтому пророк повелел натянуть лук и вложить в него стрелу. Предполагая же, что царь по собственному произволу пустит много стрел, как скоро брошена первая стрела, сказал: «стрела спасения Господня, и стрела спасения на Израиля, и победиши Сирию во Афеке даже до скончания» ( 4Цар.13:17 ). Но поскольку царь пустил только три стрелы, то пророк крайне восскорбел, что Сирия, троекратно только побежденная, не дойдет до крайней гибели. Пророк и по смерти воскресил поднесенного к нему мертвеца, чтобы и сие чудо свидетельствовало о приятой им сугубой против учителя благодати. Вопрос 43. Что означает притча о терне и кедре (4Цар.14:9)?

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

– «И воцарил царь Египетский над Иудеею и Иерусалимом Елиакима... и переменил имя его на Иоакима... 25-и лет был Иоаким, когда воцарился и 11 лет царствовал в Иерусалиме» ( 2Пар.36:4–5 ). 19. И е х о н и я (597) – «И почил Иоаким с отцами своими, и воцарился Иехония, сын его вместо него. 18-и лет был Иехония, когда воцарился, и 3 месяца царствовал в Иерусалиме; имя матери его Нехушта, дочь Елнафана, из Иерусалима» ( 4Цар.24:6:8 ). – «И воцарился Иехония, сын его (т.е. Иоакима), вместо него. 18-и лет был Иехония , когда воцарился, и 3 месяца и 10 дней царствовал в Иерусалиме» ( 2Пар.36:8–9 ). 20. С е д е к и я (597–586) – «И воцарил царь Вавилонский Матфанию, дядю Иехонии, вместо него, и переменил имя его на Седекию. 21-го года был Седекия, когда воцарился, и 11 лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Хамуталь, дочь Иеремии, из Ливны» ( 4Цар.24:17–18 ). – «По прошествии года, послал царь Навуходоносор, и велел взять его в Вавилон... (т.е. Иехонию) и воцарил над Иудеею и Иерусалимом Седекию, брата его (?). 21-го года был Седекия, когда воцарился, и 11 лет царствовал в Иерусалиме» ( 2Пар.36:10–11 ). – «Слова Иеремии... к которому было слово Господне во дни... Иоакима, сына Иосиина... Седекии, сына Иосиина»... ( Иер.1:1–3 ). При сравнении перечня сыновей Иосии, приведённом летописцем в 1Пар.3:15 с другими книгами Библии (4Царств, 2Паралипоменон и Книгой пророка Иеремии), обращает на себя внимание отсутствие среди последних иудейских царей четвёртого сына Иосии ( 1Пар.3:15 ) – Селлума. Но пророк Иеремия утверждает, что «Саллум (евр. Шаллум), сын Иосии, царствовал после отца своего» (22:11). Как это объяснить? Ведь преемником Иосии был сын его Иоахаз ( 4Цар.23:30–31 и 2Пар.36:1–2 ), названный первенцем ( 1Пар.3:15 )? А из сравнения 4Цар.23:31,36 и 2Пар.36:2,5 видно, что Иоахаз был на 2 года моложе Иоакима, следовательно он не мог быть первенцем. За разъяснением обратимся к пророку Иеремии. «Не плачьте об умершем (т.е. о царе Иосии)... но горько плачьте об отходящем в плен (т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

27:5–6 О победе Иоафама над аммонитянами летописец сообщает для того, чтобы подчеркнуть, насколько дела царя были угодны Господу. 27 описаны в книге царей. См.: Первая книга Паралипоменон. Введение: Автор. Глава 28 28:1–27 В начале и конце повествования о царствовании Ахаза летописец в основном придерживается текста книги Царств (ср. 28,1–4 с 4Цар. 16,2–4; 28,22–27 с 4Цар. 16,10.11.19.20 ), но в середине многое добавляет (28,5–21). Повествование делится на четыре части: воцарение Ахаза (28,1), его отступничество (28,1–4), понесенное им военное поражение (28,5–23) и смерть (28,26.27). Противопоставляя царствование Ахаза царствованию его отца, летописец показывает, как отступничество становится причиной поражения. 28 Ахаз... шестнадцать лет царствовал. Ахаз царствовал в 735–71615 гг. до Р.Х. В 735–732 гг. он был соправителем Иоафама, а затем шестнадцать лет единолично царствовал над Иудеей. 28 проводил сыновей своих через огонь. В своем отступничестве Ахаз дошел до того, что стал совершать человеческие жертвоприношения (ср. Лев. 18,21 ; Втор. 12,31;18,10 ; 4Цар.16,3 ; Иер. 32,35 ; Иез.16,20.21 ). 28 в руку царя Сириян... и в руку царя Израильского. Сирийский царь Рецин и израильский Факей выступили против Ахаза объединенными силами ( 4Цар. 16,5.6 ; Ис. 7,1–14 ). Летописец рассказывает о деяниях каждого из них, поскольку ему важно показать реакцию северян на обращенные к ним слова пророка (28,9–15). 28:5–15 Военное поражение Ахаза явилось Божиим судом за его отступничество (28,5.6). 28 взял сокровища из дома Господня. См. ком. к 16,2. не в помощь себе. С помощью ассирийского царя Феглафелласара III Ахазу удалось временно отвести угрозу со стороны Сирии и Израиля ( 4Цар. 16,7–9 ), но Иудея при этом попала в зависимость от Ассирии. 28 устроил высоты. См. ком. к 21,11. 28 описаны в книге царей Иудейских и Израильских. См.: Первая книга Паралипоменон. Введение: Автор. Глава 29 2936,23 Воссоединенное царство. С точки зрения летописца, воцарение Езекии ознаменовало собой начало новой эры в истории Израиля. К этому моменту Израиль был представлен одной только Иудеей, поскольку северное царство пало под ударами Ассирии. По мнению Езекии, народы севера и юга в равной степени отдалились от Бога. Он призвал их объединиться в одно царство, центром религиозной жизни которого стал бы иерусалимский храм. Его призыв был услышан, и с той поры благословения и наказания, плен и избавление от него стали общей участью всех представителей народа Божиего (см. Первая книга Паралипоменон. Введение: Характерные особенности и темы).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Начнем с того, что ассирийцы в Библии представлены народом воинственным, победителями многих царей и народов ( 4Цар.19:11–13 ), имевшими многочисленные колесницы (Там же, 23 ст.) и кавалерию ( 4Цар.18:23 ; Ис.22:7 ); меткими стрелками ( 4Цар.19:32 ; Ис.5:28 ); опытными в осаде городов посредством окопов и крепостей ( Ис.29:3 ); безжалостными, после своих побед, обыкновенно превращавшими города в груды развалин ( Ис.37:26 ) и уводящими в плен их обывателей ( 4Цар.15:29; 17:6 ), – молодых и старых, часто „нагих и босых» ( Ис.20:4 ), и замещающими их переселенцами из далеких стран ( 4Цар.17:24 ; 1Ездр.4:2 ). Что касается формы правления, то Ассирия изображена, как империя, заключавшая в себе многих царей-данников ( 1Ездр.10:8 ; 4Цар.19:13 ). Ассирийский монарх занимал господствующее, центральное место; он – великий царь, царь Ассирии ( 4Цар.18:28 ), государь и начальник всех даже самых высших ( 4Цар.18:27 ), и не имел никакого соперничества. После него самое видное положение занимал Фарфан, командующий его войсками в его отсутствие ( Ис.20:1 ; ср. 4Цар.18:17 ). Затем следуют Равосан, Рансак, „начальник евнухов» и „начальник виночерпиев», великие чиновники, представители своего государя при посольствах ( 4Цар.18:17 ). Обыкновенно ассирийский царь лично бывал на войне, выступая из Ниневии во главе армии, которая доходила своею численностью до 200,000 человек ( 4Цар.19:35 ). Он сражается не только из-за чести империи, для восстановления принадлежащих ему прав ( 4Цар.17:4; 18:14 ), но и из-за богатой добычи, вывозимой из побежденной страны. Так, он добивался Сирии с тем, чтобы „подняться с множеством своих колесниц на самые высокие вершины Ливанских гор и срубить там самые высокие из кедров и самые прекрасные из кипарисов» ( 4Цар.19:23 ; ср. Ис.14:8 ). Он захватывает в плен царей, – своих обидчиков ( 4Цар.17:4 ) и надолго оставляет томиться в их заключении ( 2Пар.33:11–12 ; Ис.14:17 ), иногда оказывает им милость, восстановляя их на давно потерянных ими престолах ( 2Пар.33:13 ). Существовал в Ассирии особый варварский обычай по отношению к этим пленникам, – обычай, освященный практикою ассирийских деспотов. Именно, когда подчиненные цари поднимали восстание против своего повелителя, ассирийского царя, то их захватывали в плен и приводили к нему, продевши через губы или челюсти кольцо или крючок, с привязанной веревочкой, за которую держал ведущий.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/bibl...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Елисей Елисей [евр. Элиша, «Бог помог» ]. Пророк ⇒ Илия , находясь у горы Хорив, получил от Господа поручение сделать своим преемником Е., сына Сафата, из Авел-Мехолы. Илия застал Е. за работой в поле, и тот, оставив родных, пошел за Илией, став его слугой и учеником ( 3Цар. 19:16.19–21 ). Незадолго до того как Илия был вознесен на небо, Е. просил, чтобы Св. Дух, который был на Илии, почил на нем вдвойне. Эта доля соответствовала доле наследства, предназначавшейся первородному сыну, т.е. была вдвое больше доли остальных братьев ( 4Цар 2 и след.; ср. Втор. 21:17 ). Служение Е., самый важный отрезок которого приходится на 12-летнее царствование Иорама ( 4Цар. 3:1 ), ознаменовано многочисл. чудесами, которые делают очевидной Божью помощь во всех жизненных затруднениях: от одолженного топора, который, будучи утрачен, появляется вновь ( 4Цар. 6:1–7 ), заботы о еде ( 4Цар. 4:38–44 ) и питье ( 4Цар. 2:19–22 ), других забот ( 4Цар. 4:1–7.8–17 ; 4Цар. 8:1–6 ) до воскрешения из мертвых ( 4Цар. 4:18–37 ; 4Цар 13 и след.). Чудеса Елисея отмечены добротой и милосердием, что отличает их от деяний Илии, обычно исполнявшего Божий суд. Но и Елисей порой прибегал к жестоким наказаниям по отношению, напр., к дразнившим его детям ( 4Цар 2 и след.), к недоверчивому сановнику царя ( 4Цар. 7:2.17–20 ) или к жадному Гиезию ( 4Цар. 5:19–27 ). На фоне благодетельных и карающих чудес, демонстрирующих абсолютное превосходство Господа над Ваалом, мы видим, какое большое влияние имел Елисей на полит. жизнь своего народа. Во время похода против моавитского царя Месы, предпринятого Иорамом в начале его царствования, Е. спасает войско от опасности и предсказывает ему победу ( 4Цар. 3:9–27 ). Но Е. делает это не ради идолопоклонника Иорама, от которого пророк резко отмежевался, а ради иуд. царя Иосафата. Е. следит за борьбой между Израилем и Арамом (Сирией), которую Иорам продолжил после смерти своего отца Ахава. Е. сообщал царю о передвижениях арам. полчищ и сам привел в плен арамеев, собиравшихся пленить его ( 4Цар. 6:8–23 ). На это время или на период относит. благоприятных отношений между двумя государствами (ср. 4Цар. 5:7 ) приходится и исцеление Неемана от проказы ( 4Цар. 5:1–19 ). Когда бедственное положение в осажденной Самарии достигло апогея, Е. предвещает Иораму спасение на след. день, что в точности сбывается ( 4Цар. 64Цар. 7:20 ). Но все это не заставило Иорама свернуть с прежнего пути; мать царя, Иезавель, по-прежнему пользуется влиянием, и поклонение Ваалу в Израиле продолжается.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010