Сообщения о войнах составляют важный мотив в пророчестве Иезекииля. И в начальном видении Бог предстает перед ним как воин, едущий на колеснице (1,15–18) в сопровождении небесного воинства (1,19–24). 1 бурный ветер. Т.е. один из видов теофании (богоявления). См. 4Цар. 2,1.11 ; Иов 38,1 ; Пс. 82,16; 148,8 ; Ис. 29,6; 66,15 ; Иер. 4,13; 23,19; 30,23 ; Наум 1,3 ; Зах. 9,14 . 1:5–9 Упоминаемые здесь животные это херувимы (10,1; 15,17.20). Ср. Ис. 6,2 , а также Откр. 4,6 . Крылья их «соприкасались одно к другому» (ст. 9), что напоминает серафимов, поставленных в Святом Святых Соломонова храма ( 3Цар. 6,27 ; 2Пар. 3,11.12 ). 1 Подобие лиц их. Упоминаемые четыре лица представляют высшие формы жизни среди разных категорий тварных созданий. Лицо человека выше других, и оно обращено наружу. Телец представляет домашних животных, лев диких, а орел птиц. Эти существа образовали четырехугольник. Под каким бы углом ни смотреть на каждое из них, одновременно были видны четыре различных лица. 1 крылья. См. Ис. 6,2 и ком. к Иез. 1,5–9 . 1:13–14 горящих углей... огонь... сияние... молния. Огонь это первичный вид богоявления ( Быт. 15,17 ; Исх. 3,2; 13,21.22 ; Чис. 11,1 ; Пс. 17,9 ). 1 сильный шум. Звуковой компонент это обычный элемент богоявления, если в них участвует небесное воинство ( 2Цар. 5,24 ; 4Цар. 7,6 ; Иоил. 2,5 . Ср. также Быт. 3,8 ; Исх. 19,19 ; Ис. 6,4 ). См. об этом особенно 3,12.13; 10,5. 1 вид огня внутри него вокруг. Свет, характерный для присутствия Божия, заполняет всего человека (ср. Дан. 7,9.10 ) ведь Божественный свет является неприступным ( 1Тим. 6,16 ). Никто никогда не видел Бога, и никто не может описать Его; поэтому и Иезекииль говорит только о «видении подобия славы Господней» (2,1), т.е. он трижды избегает реального описания Бога. 1 радуга. Радуга не только отражает великолепие облика Божия, но и напоминает о Его обетованиях ( Быт. 9,16.17 ). Глава 3 3 тебя... Меня. Ср. Лк. 10,16 ; Ин. 8,42.47; 13,20 . 3 сделал... крепким. Намек на имя Иезекииля, которое на иврите означает: «Бог делает крепким, укрепляет».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Естественно, что эти слова пророка Божия не остались неизвестными в Израиле и в связи с настоящим бедственным положением дел при Иоахаве колебали дух народа Божия, наводя его на мысль, что должно быть Господь хочет вконец искоренить Израиля. (Поэтому вероятно писатель книги Царств и замечает, показывая неосновательность этого упадка духа, что и не глагола Господь искоренити семене Израилева под небесем; 14:27. Ср. Ин.21:22, 23 ). В таком положении оставил Иоахав царство израильское сыну своему Иоасу, и потому, когда пр. Елисей, главный провозвестник воли Божией при Ииуе и Иоахаве об отношении Израиля к сирийцам, сделался болен предсмертной болезнью, при Иоасе 23 , царь израильский пришёл к нему и плакал над ним. Человек Божий сказал ему: ты победиши Сирию во Афеке до скончания, и велел ему бить луком по земле. Царь ударил трижды и остановился; Елисей, разгневавшись на это, сказал, что за это он победит Сирийцев только трижды, а не до скончания, и умер ( 4Цар.13:14–20 ). Царю нужен был руководитель, который был бы при нём, ободрял бы его во имя Иеговы в его военных подвигах с сирийцами, досказал бы недосказанное Елисеем. Таким-то руководителем при царе Иоасе, заступившим место Елисея, и был по всей вероятности пр.Иона. Пророчество его о расширении пределов израильского царства есть в своём существе продолжение и дополнение пророчества Елисея, которое послужило для него историческим основанием, и как такое, вероятно изречено было им одновременно, или даже прежде троекратной победы Иоаса над Сирийцами, следовательно, прежде конца его царствования, когда он воевал уже с Иудейским царём ( 4Цар.14:1, 5–14 ). Св. Димитрий Ростовский в житии пр.Ионы, распространяя это замечание, конечно справедливое в своём общем, говорит что пр.Иона, «пришедши в возраст живяше добродетельно, ходя во всех заповедех Господних безпорочно, благоугоди же Богу толико, яко сподобися пророческаго дара и пророчествова о страсти Господней, и о запустении Иерусалима, и о кончине: внегда, рече, узрят камень вопиющ тонким гласом и жалостным и от древа вещание к Богу, тогда приближится спасение и пойдут вси языцы в Иерусалим на поклонение Господеви, будет же Иерусалиму омерзети в запустение зверей и тогда приидет кончина всякому дыханию» 27 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

( 3Цар.8:54 ); о целовании статуй золотых тельцов см. ( Ос.13:2 ). Ср. у М. Пальмова, Идолопоклонство у древних евреев, с. 232. 3Цар.19:19 .  И пошел он оттуда, и нашел Елисея, сына Сафатова, когда он орал; двенадцать пар [волов] было у него, и сам он был при двенадцатой. Илия, проходя мимо него, бросил на него милоть свою. 3Цар.19:20 .  И оставил [Елисей] волов, и побежал за Илиею, и сказал: позволь мне поцеловать отца моего и мать мою, и я пойду за тобою. Он сказал ему: пойди и приходи назад, ибо что сделал я тебе? 3Цар.19:21 .  Он, отойдя от него, взял пару волов и заколол их и, зажегши плуг волов, изжарил мясо их, и роздал людям, и они ели. А сам встал и пошел за Илиею, и стал служить ему. Хотя голос Божий повелевал Илии (ст. 15) идти с Хорива через пустыню в Дамаск – столицу Сирии ( Ис.7:8 ); Onomast 378, для помазания Азаила, но он, решив прежде всего поставить преемника в будущем, а в настоящем необходимого сотрудника, идет в город Авел-Мехолу, где жил Елисей. Возможно, что пророк Илия ранее знал этого юношу (почему прямо на нем остановился), принадлежавшего, видимо, к богатой семье (12 пар рабочих волов). Символическое действие пророка Илии, означавшее принятие им Елисея в свое духовное общение (ср. Руф.3:9 ; Иез.16:8 ), частнее в сотрудничество по пророческому служению (ср. 4Цар.2:13 ), так именно и было понято Елисеем, который всецело, с полной готовностью следует этому призванию, испросив лишь согласие пророка Илии проститься с родителями (ст. 20; слова пророка Илии «что сделал я тебе» указывают на важность призвания к пророчеству и вместе на свободу в следовании этому призванию) и устроив прощальную трапезу родным и знакомым из тех самых волов, на которых пахал. Этим пророк порывал свои житейские отношения для высшего служения Богу в сане пророка (ст. 21). 23 Талмудисты под именем «Завета» (евр. берит) здесь, на основании ( Быт.17:13–14 ), разумеют обрезание, и так как обрезание в действительности не было оставлено во времена пророка, то, по верованию талмудистов, пророк Илия был наказан за свое неправильное осуждение Израиля тем, что навсегда с тех пор обязан присутствовать при операции обрезании, для чего обыкновенно при обрезании поставляется особый стул для пророка Илии. См А. Алексеев . Богослужение, праздники и религиозные обряды нынешних евреев. Новгород, 1861, с. 154–155

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Гадания в Православной традиции прямо воспрещаются церковными канонами. В соответствии с правилом 61 VI Вселенского Собора , обращающиеся к волшебникам и другим подобным, «дабы узнать от них, что восхотят им открыть», подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии, согласно этому правилу, «надлежит подвергать и тех, которые… соединяя обман с безумием, произносят гадания о счастье, о судьбе, о родословии и много других подобных толков… «Закосневающих же в сем, и не обращающихся и не убегающих от таковых пагубных и языческих вымыслов», следует «совсем извергать из Церкви». Согласно 24 правилу Анкирского собора , на гадающих налагается пятилетняя епитимия (3 года пребывания в чине припадающих и ещё 2 года без права причащения). 36е правило Лаодикийского собора запрещает быть волшебниками или обаятелями, или числогадателями, или астрологами «освященным или причетникам». 83е правило свт. Василия Великого за гадание или обращение к гадателям назначает шестилетнюю епитимию (1 год в числе плачущих, 1 год – слушающих, 3 года – припадающих, 1 год – стоящих с верными). Согласно 13 правилу Номоканона при Большом Требнике, волхвы, чародеи и прорицатели подлежат отлучению от причастия на 20 лет. Тех, кто обращаются к цыганкам, Номоканон предписывает отлучать от причастия, гадающих на бобах или ячмене – на 6 лет ( 16 правило ). Как относиться к гадателям заповедовал Бог во времена Ветхого Завета? Гаданием занимался нечестивейший иудейский царь Манассия ( 4Цар.21:6 ), греховные действия которого стали причиной вавилонского плена иудеев. Гадание рассматривалось Творцом в единстве с такими явлениями, как колдовство, чародейство, волхвование, магия и т. п. ( Исх.22:18 ; Лев.19:26, 31, 20:6, 27 ; Втор.18:9-12 ). Гадание воспринималось как измена Богу Единому, которая должна была караться смертью ( Исх.22:18 ; Лев.20:6, 27 ). Богоизбранный народ впадал в заблуждения в силу того, что жил в окружении языческих народов, обычаи которых он нередко перенимал. Это был длинный и трудный путь воспитания преданности истинному Богу.

http://azbyka.ru/gadanie

28:16,21. Наум. 3:4 ). Дорого купил мир у ассирийского царя и Езекия, когда первый взял твердые города Иудины – лозы виноградника ( 4Цар. 18:13 . Наум. 2:2 ); не довольный такой ценой, Сеннахирим (обладал многими водами – LXX), послал свою зло тяжкую силу против Иерусалима ( 4Цар. 18:12 ; Наум. 1:12 ), и здесь в громком голосе послов великого царя ассирийского ( Наум. 2:13 . Ср. 4Цар. 18:23 ) слышалась, во уши всего народа, укоризна на Иакова и на Бога, спасающего Евреев ( 4Цар. 18:19 и др.; Наум. 1:9 ; сн. Фeoдopum in Nah. 1: 2): да не прельщает вас Езекия словесы, не может избавить вас: и да не глаголет вам Езекия, яко избавит вас Бог , и не предастся град сей в руки царя ассирийского ( Ис. 36:14,15 и др.; 37: 9 и сл.). Тяжело было и иудейскому царю, и иудейскому народу. Страшный завоеватель был перед стенами их, как разлившаяся вода, со своей зло-тяжкой силой; он сам хвалился, что погубил всю землю ( Ис. 37:11 ); но и без этого самохвальства много говорили дела его ( Наум. 2:13 ) – победы его над другими народами ( Ис. 36:17,19; 37:12.13 ) и недавнее падение Фив, которым ( Наум. 3: 8–10 ) не помогли ни крепости, ни союзники, ни боги; еще больше говорил Иудеям пример Самарии ( Ис. 36:20 ), наказанной Богом за отступление, но все-же принадлежавшей к части Божественного виноградника; много говорили и занятие врагом их собственных (Иудиных) твердых городов ( 4Цар. 18:13 ; ср. Наум. 2:2 ), и опустошение, с каким он прошел по Иудее ( Наум. 1:15 ), хотя благочестивый царь и обнадеживал их Господом глаголя: изымая изымет вас Господь, и не предастся город сей в руки царя ассирийского ( 4Цар. 18:30 ). Заключился Иерусалим; кончились его праздники (ср. 2Пар. 30:15 ); без исполнения оставались благочестивые обеты или давались новые, в надежде избавления (с. Наум. 1, 15 ); казалось, наступили дни болезни-рождение, и крепости у рождающей не было ( 4Цар. 19, 3 ). Народ, боявшийся Бога ( Наум. 1, 8 ), нуждался в утешении и был вполне его достоин; почему и был утешен великим из современных пророков ( Ис. 37:31 и дал.).

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

2 . Построение храма (6,1–38) 3 . Строительство царского дворца (7,1–12) 4 . Окончание построения храма (7,13–51) 5 . Молитва Соломона и освящение храма (8,1–66) 6 . Завет Господа с Соломоном (9,1–9) 7 . Соломон на вершине славы (9,10 10,29) В. Духовное и политическое падение Соломона (гл. 11) 1 . Грехи Соломона (11,1–13) 2 . Наказание Соломона за его грехи (11,14–25) 3 . Возвышение Иеровоама (11,26–43) II. Ранняя эпоха разделенного царства (12,1 16,34) А. Отделение северных колен израилевых (12,1–24) Б. Иеровоам I, царь израильский (12,25 14,20) 1 . Установление Иеровоамом языческих жертвенников (12,25–33) 2 . Два пророка (гл. 13) 3 . Суд Божий над Иеровоамом (14,1–20) В. Ровоам, царь иудейский (14,21–31) Г. Авия, царь иудейский (15,1–8) Д. Аса, царь израильский (15,9–24) Е. Нават, царь израильский (15,25–32) Ж. Вааса, царь израильский (15,33 16,7) З. Ила, царь израильский (16,8–14) И. Замврий, царь израильский (16,15–20) К. Амврий, царь израильский (16,21–28) Л. Ахав, царь израильский (16,29–34) III. Пророки и цари ( 3Цар. 17,1 4Цар. 8,15 ) А. Пророки и Ахав (17,1 22,40) 1 . Илия фесвитянин (17,1–24) 2 . Илия против хананейских пророков (18,1–46) 3 . Явление Господа Илии на горе Хорив (19,1–21) 4 . Неправильное поведение Ахава во время священной войны (20,1–43) 5 . Ахав с помощью Иезавели отнимает виноградник у Навуфея (21,1–29) 6 . Осуждение Ахава пророком Михеем (22,1–40) Б. Иосафат, царь иудейский (22,41–50) В. Охозия, царь израильский, противится Илии ( 3Цар. 22,51 4Цар. 1,18 ) Глава 1 12,11 Соломон становится царем, несмотря на происки другого сына Давида Адонии, также претендующего на отцовский престол. 1 состарился, вошел в преклонные лета. Ко времени описываемых событий Давиду было около семидесяти лет (2,11; 2Цар. 5,4.5 ). 1 Ависагу Сунамитянку. Т.е. Ависага родом из города Сонама (Сунема), который находился в Изреельской долине неподалеку от горы Гелвуй ( Нав. 19,18 ; 1Цар. 28,4 ; 4Цар. 4,8 ). 1 но царь не познал ее. Давид не имел супружеской связи с Ависагой, и поэтому желание Адонии взять в жены Ависагу после кончины Давида (2,17) не противоречило закону ( Втор. 22,30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Содержание I. Повествования (гл. 1–6) А. Вознаграждение Богом Даниила и его друзей за их верность Ему (гл. 1) Б. Толкование Даниилом сна Навуходоносора (гл. 2) В. Спасение Богом друзей Даниила из огненной печи (гл. 3) Г. Суд Господень над Навуходоносором (гл. 4) Д. Суд Господень над Валтасаром (гл. 5) Е. Спасение Богом Даниила из рва со львами (гл. 6) II. Видения Даниила (гл. 7–12) А. Видение о четырех зверях и об установлении Царства Божиего (гл. 7) Б. Видение об овне и козленке (гл. 8) В. Видение о семидесяти седьминах (гл. 9) Г. Видение об ангеле и о будущем народа Божиего (гл. 10–12) 1 . Обращение к Даниилу ангела (10,1 11,1) 2 . Ближневосточная история от времени Даниила до царствования Антиоха IV Епифана (11,2–20) 3 . Царствование Антиоха IV Епифана (11,21–35) а) воцарение Антиоха Епифана и характеристика этого царя (11,21–24) б) его царствование (11,25–31) в) участь народа Божиего в период его царствования (11,32–35) 4 . Правление антихриста (11,36 12,3) а) признаки антихриста (11,36–39) б) его деяния (11,40–45) в) участь народа Божиего в период правления антихриста (12,1–3) 5 . Заключительное обращение ангела к Даниилу (12,4–13) Глава 1 1 третий год царствования Иоакима. Третий год царствования Иоакима соответствует 605 г. до Р.Х. В этот год Навуходоносор одержал при Каркемише внушительную победу над объединенными силами ассирийцев и египтян, чем положил начало приобретению Вавилоном статуса сильнейшей в регионе державы. После победы при Каркемише Навуходоносор выступил против Иоакима ( 4Цар. 24,1.2 ; 2Пар. 36,5–7 ) и, снова одержав победу, увел в плен иудеев, среди которых был и Даниил. Это было первое из трех вторжений вавилонского царя в Иудею; второе произошло в 597 г. до Р.Х. ( 4Цар. 24,10–14 ), третье в 587 г. до Р.Х. ( 4Цар. 25,1–24 ). Видимое несоответствие между 1,1 и Иер. 25,1; 46,2 (Иеремия датирует поход Навуходоносора против Иоакима не третьим, а четвертым годом правления царя Иудеи) объясняется разницей между иудейской и вавилонской системами летоисчисления. Вавилоняне, чьей системе, судя по всему, и следует Даниил, первый по восшествии царя на престол год называли «годом воцарения», а отсчет срока царствования начинали только с первого дня следующего года.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Общий взгляд на царствование 8-го израильского царя, сына Амврия, Ахава: (LXX: Αχαβ, слав.: «Ахаав») крайнее нечестие этого царя. Отдельные события его царствования излагаются ниже: гл. XVII – XXII; здесь же ( 3Цар. 16:30–33 ) делается общее введение к повествованию о царствовании Ахава и устанавливается религиозно-теократическая точка зрения на деятельность Ахава, его религиозный синкретизм. С точки зрении политических интересов страны Израильской, сближение Ахава с финикийским царем могло быть столь же благодетельно в культурном смысле для Израильского царства, как и сношения Соломона с Хирамом – для царства Еврейского. Для Ахава, кроме того, могло быть особое побуждение обратиться к Финикии за помощью и союзом: предусмотрительный политик должен был противопоставить угрожающей с востока силе завоевательной Сирии и Ассирии сплоченный союз Израиля и Финикии. Но полезный в политико-экономическом отношении союз Ахава с Финикией оказался чрезвычайно вредным в религиозно-нравственном отношении: не довольствуясь близким к язычеству почитанием Иеговы в образе золотых тельцов, Ахав, вследствие брака своего с Иезавелью, дочерью финикийского царя Ефваала (евр. Етбаал, у И. Флав. Иуд. Древн. VIII, 13, 1–2; прот. Апиона 1 – εθβαλος), бывшего жрецом Ваала и Астарты, – ввел в Израильском царстве формальное отправление культа Ваала 18 (евр. (габ.) Баал, господин, владыка). Ваал первоначально (как и вавилонск. Бель) общее семитское название божества, но затем специально собственное имя главного финикийского бога солнца, преимущественно как носителя и принципа физической жизни, и производительной силы природы, мыслимой в качестве истечения из существа Ваала. Как богу солнца, Ваалу посвящались: 1) т. наз. хамманим, солнечные или огненные столбы или конусообразные статуи ( Ис.17:8 ; 2Пар.34:4 ) – из золота, смарагда (в храме Тирского Ваала – Мелькарта стояли две таких статуи – одна из золота, другая из смарагда. Herodot, II, 44); 2) маццебот – статуи или вообще памятники из камней, а также деревянные стелы ( Лев.26:1 и др.): такую стелу (евр. маццеба) сделал Ахав для Ваала в Самарии, и только сын его Иорам удалил ее ( 4Цар.3:2 ); впоследствии много статуй Ваала было уничтожено и сожжено Ииуем ( 4Цар.10:26–27 ); 3) наконец, Ваалу, как главному из языческих божеств, посвящались капища и храмы ( Суд.9:4,46 ; 3Цар.16:32 ; 4Цар.10:21,25, 11:18 ; 2Пар.23:17 ). Такой храм Ваалу соорудил и Ахав в Самарии (ст. 32), вероятно, под влиянием фанатично преданной этому культу жены своей Иезавели, сделавшейся в Библии синонимом нечестия и порочности ( Откр. 2:20 ). Рядом с мужским божеством Ваалом Ахав ввел и женское Астарту – Ашеру (ср. 3Цар.14:15 ), которой посвятил особую статую с рощей при ней (ст. 33). Как широко развит и как сложно организован был введенный в Израильском царстве Ахавом культ Ваала и Астарты, видно из того, что при Ахаве здесь было 450 пророков Ваала, 400 пророков Астарты – Ашеры ( 3Цар.18:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но по умерщвлении через Иезавель Навуфея, когда пришел пророк Илия и только произнес угрозы, он разодрал одежду и облекся во вретище (см. 3Цар.21:27 ). Что же говорит к Илии человеколюбивый Бог ? Видишь, как смирился предо Мною Ахав? ( 3Цар.21:29 ). Он как бы убеждает воспламененного гневом пророка снизойти кающемуся. Не наведу бед, говорит он, в его дни. И хотя после прощения не оставит он злочестия, однако Господь совершенно прощает ему; не потому, чтобы не знал Он будущего, а дарует прощение соответственно настоящему времени покаяния. Ибо Судия справедливый судит о каждом деле так, как оно случилось. 14 . Равным образом Иеровоам приносил на алтарь идолам жертву (см. 3Цар.13:4 ). Рука его сделалась сухой, когда он велел схватить обличавшего его пророка. Но, познав на опыте силу сего человека, говорит ему: умилостиви лице Господа Бога твоего ( 3Цар.13:6 ). И вследствие слов этих рука его опять исцелела. Если пророк исцелил Иеровоама, неужели Христос не может исцелить и освободить тебя от греха? Манассия также был законопреступнейший человек, он распилил Исаию, осквернил себя всеми родами идолослужений, наполнил Иерусалим невинною кровию. Но, быв отведен пленником в Вавилон, претерпеваемое злосчастие обратил в целительное покаяние. Ибо Писание говорит, что смирился Манассия перед лицом Господним, и помолился Ему, и Бог преклонился к нему... и возвратил его... на царство его ( 2Пар.33:13 ). Если распиливший пророка спасся покаянием, неужели не спасешься ты, ничего такого не сделавший? 15 . Смотри, без причины не отвергай действия покаяния. Хочешь ли узнать, сколь сильно покаяние? Желаешь ли узнать крепкое оружие спасения и уразуметь, сколь сильно исповедание? Сто восемьдесят пять тысяч ( 4Цар.19:35 ) неприятелей исповеданием обратил Езекия в бегство. Велико поистине и это дело, но оно еще малозначительно в отношении к тому, о чем сказано будет. Он же покаянием остановил произнесенное Божественное определение. Во время болезни его говорит ему Исаия: сделай завещание для дома твоего, ибо умрешь ты и не выздоровеешь ( 4Цар.20:1 ; Ис.38:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Занятия по дому и хозяйству, труды ради довольства и благосостояния всей семьи считались женским назначением. Жены пряли и шили, ткали и изготовляли платья, в том числе и на продажу; носили воду, пекли хлеб, принимали странников, смотрели за стадами ( Быт.29:9 , Исх.2:1 , 1Цар.2:19 , 1Цар.8:13 , 2Цар.13:18 , 4Цар.4:8–10 , Быт.24:11 ). Идеал ветхозаветной женщины воспет в книге Притчей Соломоновых ( Притч.31:10–31 ). Случалось, что ветхозаветная женщина являлась иногда на поприще общественной деятельности, в достоинстве пророчицы, в должности судьи, военной предводительницы. Правда, ей не позволялось исполнять какие-либо функции в богослужении ( Исх.23:17 ). И хотя доступ к непосредственному участию в богослужении был воспрещен, Дух Божий нисходил на некоторых из женщин, делая их наравне с мужчинами пророчицами и тем самым показывая, что разница полов не является препятствием для наития Божественной благодати. Так произошло с Мариам, сестрой Аарона ( Исх.15:20–21 ); с Деворой, женой Лапидофа ( Суд.4:4–5 ), которая была не только пророчицей, но и в течение нескольких лет судьёй Израильской земли; с Олдамой, женой Шаллума ( 4Цар.22:14–20 ). В более позднюю эпоху мы видим Анну-пророчицу ( Лк.2:36–38 ), дочь Фануилову, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь ( Лк.2:37 ). В рассмотренных явлениях еврейского быта (многоженстве, наложничестве, материнстве) еще не видно женщины как человека, со всеми нравственными, индивидуальными правами, наравне с мужчиной. Ветхозаветный мир, не знавший еще законов высшей справедливости и человечности, не мог дать женщине возможность достичь высокого положения, которое она займет в христианстве. Непослушание Евы и смирение Пресвятой Девы Марии Райское дерево познания добра и зла было средством испытания верности первых людей своему Творцу, символом послушания. Оно даст познать всю горечь зла, когда они это послушание нарушат: А от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь ( Быт.2:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010