Размеры храма по двум измерениям – длине и ширине, указаны во 2 Паралипоменон согласно с ( 3Цар.6:2 ) – 60 локтей длины и 20 ширины, причем замечается (ст. 3), что локоть берется древней меры (евр.: мидда гаришона; LXX: διαμτρησις πρτη, Vulgata: in mensura prima, слав.: «размер первый») – большого размера, т.е. семиладонный, тогда как позднейший, вавилонский, имел 6 ладоней, следовательно, был на 1/7 меньше (ср. Иез.40:5,43:13 ; Втор.3:11 ). Что касается высоты храма, то общая высота здания (по 3 Царств – 30 локтей) по 2 Паралипоменон не показана, но высота притвора показана (ст. 4) несоразмерно большая: 120 локтей, т.е. вчетверо большая общей высоты храма. По-видимому, здесь имеет место ошибка в еврейском тексте (весьма легко объяснимая: могли быть смешаны два слова – сто и локоть): по александрийскому кодексу LXX-mu и по кодексу 158 у Гольмеса, а также переводам сирскому и арабскому, высота притвора была не 120, а лишь 20 локтей (см. у проф. А.А. Олесницхого, Ветхозаветный храм, с. 234–237, 370, 375; Ср. Fr. Böttcher, Neue exegetisch – Kritische Aehrenlese zum Flten Testamente. 3-te Abth. Leipzig, 1865, 229–230) 3 . (Ср. Толков. Библия, т. II, с. 456). 2Пар.3:5 .  Дом же главный обшил деревом кипарисовым и обложил его лучшим золотом, и выделал на нем пальмы и цепочки. 2Пар.3:6 .  И обложил дом дорогими камнями для красоты; золото же было золото Парваимское. «Дом ...главный», евр.: (габ) байт (гаг) гадол, LXX τν οκον τν μγαν, Vulgata: domum majorem, слав.: «дом... великий», т.е. собственно храм – святое и святое святых, в отличие от притвора, внутри по потолку, стенам и полу был обложен кипарисовым (и кедровым: ( 3Цар.6:15 )) деревом, затем золотом и драгоценными камнями (ср. 3Цар.6:21 , ср. Толков. Библия II, 456, 457). Золото, как известно, привозимое Соломону из Офира ( 3Цар.9:28,10:11 ; 2Пар.8:18,9:10 ), названо здесь «Парваимское», евр.: парваим, LXX: Φαρουμ, слав.: «Фаруим». Название это, однажды лишь встречающееся в Библии , Вульгата понимает в нарицательном смысле: aurum erat probatissimum. Но большинство толкователей считает это имя собственным названием золотоносной местности: а) или видят здесь испорченное написание слова Офир (см. у проф. Гуляева, с. 466); б) или производят (Гезениус и др.) от санскритского «пурва», передний, восточный; в) или же усматривают (Sprenger, Alte Geographie v. Arab. s. 54) здесь имя богатой золотыми рудниками местности Фурва в Иемене; по Калмету – это тоже, что Сепарваим ( 4Цар.17:24,18:34 ); по Бахарту – это тоже, что Тапробана или о. Цейлон.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ис.1:7 . Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; по­ля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как по­сле разо­ре­ния чужими. Предшествующая метафора здесь разрешается в прямую речь. «Земля» – собств. поля и нивы. «Все опустело» лучше перевести: все у нас разорено, как может быть опустошена страна каких-нибудь нечестивых язычников (ср. Ис.13:19 ). Ис.1:8 . И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажден­ный город. «Дщерь Сиона» – главный город Иудейского царства Иерусалим. Население города представляется под видом дочери или дочерей, чтобы показать его беззащитность и слабость. «Шатер в винограднике». Приют стража в винограднике, как теперь так и прежде, состоял только в деревянной лачуге, покрытой ветками (Гейки. Святая земля и Библия т. 1 с. 141). «Как осажденный город». Тяжесть осады состоит в том, что все пути сообщения у осажденного города отрезаны и он должен страдать от голода и жажды. Из этого сравнения видно, однако, что речь произнесена была еще тогда, когда настоящей осады, в полном смысле этого слова, еще не установилось. Ис.1:9 . Если бы Го­с­по­дь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре. «Господь Саваоф». Это имя впервые встречается в 1-й кн. Цар ( 1Цар.1:3, 11 ). Саваоф – слово еврейское (zebaoth множ. число от слова zoba), которое может значить: а) воинские отряды ( Чис.1:3 ; Суд.8:6 ; 3Цар.2:5 ); б) с прибавлением haschamaim – небесное воинство, т. е. или небесные светила ( Втор.4:19 ; 4Цар.17:16 ) или воинства ангельские ( 3Цар.22:19 ). Поэтому одни толкователи в словосочетании «Сущий – воинство» видят указание на Господа, как на национального еврейского бога войны, другие под «воинствами» разумеют совокупность творений Божиих, как проявление божественной силы, и выражение «Сущий – воинство» считают синонимом выражению «Вседержитель». Второе толкование более отвечает общему понятию о Боге, какое дает в настоящей главе пророк Исаия: Бог является здесь, в 9-м ст., как Промыслитель Израиля, оставляющий некоторый остаток от него, а не как «бог войны». Поэтому лучше толковать словосочетание «Сущий – воинство» в смысле Вседержителя, имеющего в Своем распоряжении все существа вселенной, даже и ангельские воинства, и направляющего эти «воинства» на служение Своим высоким целям ( Глаголев А. Ветхозав. библ. учение об Ангелах. Киев 1900, с. 238–256).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1Пар.6:10 .  Иоанан родил Азарию, – это тот, который был священником в храме, построенном Соломоном в Иерусалиме. Замечание об Азарии нельзя понимать в том же смысле, что он был первым первосвященником в храме Соломона, так как при построении его первосвященником был Ахимаас. Азария данного стиха не Азария, современник Соломона, а современник Озии прокаженного, известный тем, что противостал Царю, когда тот, присваивая себе право священническое, «хотел воскурить фимиам на алтаре кадильном» ( 2Пар.26:16–20 ). 1Пар.6:11 .  И родил Азария Амарию, Амария родил Ахитува; Амария – современник Иосафата ( 2Пар.19:11 ). 1Пар.6:15 .  Иоседек пошел в плен, когда Господь переселил Иудеев и Иерусалимлян рукою Навуходоносора. Отведение Иоседека, отца первосвященника послепленного периода Иисуса ( 1Езд.3:2 ; Агг.1:1 ), имело место перед разрушением Иерусалима, так как при падении города первосвященником был отец его Сераия ( 4Цар.25:18,21 ). 1Пар.6:17 .  Вот имена сыновей Гирсоновых: Ливни и Шимей. 1Пар.6:18 .  Сыновья Каафа: Амрам, Ицгар, Хеврон и Узиил. 1Пар.6:19 .  Сыновья Мерари: Махли и Муши. Вот потомки Левия по родам их. Два сына Гирсона и Мерари и четыре Каафа с теми же именами исчисляются в ( Чис.3:17–20 ). 1Пар.6:20 .  У Гирсона: Ливни, сын его; Иахав, сын его; Зимма, сын его; 1Пар.6:21 .  Иоах, сын его; Иддо, сын его; Зерах, сын его; Иеафрай, сын его. Поколения Гирсона от сына его Ливни; поколение это другого сына – Шимея приведено ниже при перечислении предков Асафа ( 1Пар.6:39–43 ). В той и другой линии наблюдается тожество имен (Иахав, Зимма, Зерах), что не говорит, однако, о тожестве лиц. Последний из потомков Гирсона – Иеафрай нигде более не упоминается. Стихи ( 1Пар.6:22–28 ): линия Каафа, доведенная до Самуила. Ниже (стихи 1Пар.6:33–38 ) этот же род приводится в восходящей линии с целью указать происхождение от Самуила певца времени Давида Емана. Однако тот и другой список представляет свои особенности, состоящие то в пропуске некоторых членов, то в различных формах одного и того же имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В это время Писание упоминает об установлении седьмого дня ( Быт.2:3 ), брака ( Быт.1:28. 2:24. 24 ), о назначении пищи ( Быт.1:29–30. 9:3–4 ), о жертвоприношениях ( Быт.4:4 ), обрезании ( Быт.17:12 ), телесном очищении ( Быт.35:2 ), об обетах ( Быт.38:20 ), десятинах ( Быт.38:22 ), клятвах ( Быт.14:22–23. 24:2–3 ), рукоположении ( Быт.38:13–14 ) и погребении (37:29–34. 46:4. 50:10). Во всей же своей полноте установления ветхого завета явились уже при Моисее, когда богоизбранное племя Авраамово возросло в многочисленный народ и, по избавлении своем от египетского рабства, сделалось самостоятельным; возникли не постепенно, при разных случаях и требованиях, но все вдруг и в таком совершенстве, что, учреждая порядок нравственный, церковный, гражданский и семейный, предупреждали все будущие недоумения и обстоятельства. Такое явление беспримерной опытности никак не могло быть плодом соображения ума человеческого, но, очевидно, было и есть дело Божие. Установления Моисеевы сохранились неизменно в своем составе в течение почти 1600 лет, до разрушения Иерусалима и храма, как предсказали пророки и Спаситель ( Дан.9:26–27 . Мф.24:2 ). До этого времени, в которое угодно было Промыслу отменить сень законную, ни благочестие мудрых царей иудейских, ни ревность богодухновенных пророков, ни бедствия, коими Бог непрестанно обращал взоры народа Своего к обещанному Спасителю, не изменили в сущности установлений Моисеевых, а ввели в них незначительное только распространение (напр., 1Пар.25:1 . Неем.12:45–47 ). Цари и пророки постоянно внушали исполнять законы Моисеевы, обещая за хранение их Божие благословение, а за нарушение угрожая наказанием (напр., 4Цар.18:6, 12 . Неем.8, 10 . Иез.43 . Дан.9:13 ). Божественное происхождение установлений ветхозаветной Церкви и неизменное употребление их до определенного времени указывает на высокое в плане спасения мира назначение их. Они 1) внушали потомкам Авраама, что Господь есть Царь их, не только как всемогущий Царь всей земли, но и в собственном смысле, как цари мирские над своими подданными; что израильтяне, искупленные Богом от рабства египетского, есть священное Его царство.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

" В прягла ...колесницы свои живущая в Лахисе» ( Мих.1:13 ). Пророк имеет в виду бывшее с царем Амасией, который бежал от восставших жителей Иерусалима и скрылся в Лахисе, но был найден там врагами и умерщвлен. Поэтому жители Лахиса впрягли колесницы или чтобы умертвить царя, или чтобы перевезти его тело в Иерусалим, ибо Писание говорит: «и взяша его на кони, и погребен бысть... во Иерусалиме» ( 4Цар.14:20 ). Таким образом, пророк жителям Лахиса возвещает бедствие, подобное возмущению при Амасии. «Началница греха та есть дщери Сиони» ( Мих.1:13 ), потому что Лахис первым из городов Иудейских обратился к идолослужению, введенному Иеровоамом, и беззаконным своим поступком вовлек в идолослужение и другие города. " Сего ради и ты, – как сестра твоя Самария, – дашь посылаемыя даже до наследия Гефова», потому что Филистимляне не останутся у них в рабстве, но сами будут отведены в плен. «Домы суетны, вотще быша» ( Мих.1:14 ). Пророк говорит так о капищах, в которых они призывали богов своих, в надежде, что услышат их, но не были услышаны. «Наследники приведу тебе, живущая в Марисане», то есть «в Лахисе, – или, – Марешу» ( Мих.1:15 ; 2Пар.11:8 ). Пророк или подразумевает врагов, которые вторгнутся и овладеют городом, или возвещает о возвращении самих жителей города в наследие свое по окончании плена. Глава 2 " Горе тем, которые замышляют обман и делают злая ( злодеяния) на ложах своих, которые совершают утром на рассвете» ( Мих.2:1 ), то есть исполняют с поспешностью то, что придумали во время ночи. »...Желают сел... и домы, и приобретают их насилием» ( Мих.2:2 ). Пророк возвещает о разорении и пленении обоих царств Израильских, и здесь, как и в других местах, показывая, что эти бедствия навлекут на них жажда корыстей (военной добычи), идолослужение и утеснение бедных. «Сего ради сия глаголет Господь: се, Аз помышляю на племя сие злая» ( Мих.2:3 ). Племенем пророк называет весь народ Израильский. «В той день приимется на вы притча» ( Мих.2:4 ). Когда Бог исполнит то, что помыслил на вас прежде, тогда Иезекииль, находящийся вместе с вами в плену, «изречет притчу« ( Иез.17:2 ), и как бы в изумлении воспоет плачевную песнь. «Грабитель разграбил нас, и часть» ( Мих.2:4 ), которую получили мы от трех царей – Саула, Давида и Соломона, один он взял у нас, чтобы разделить ужами, принесенными из Ассирии. И некому возвратить нам поля наши, то есть не будет у них избавителя, который бы земли их отнял у Ассириян и разделил их на участки, как было во дни Иисуса Навина.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Такую чрезвычайную и непосредственную помощь своему народу и городу Иерусалиму оказал Господь под крепкими его стенами особенно очевидно при нападении на него громадных полчищ царя Ассирийского Сеннахирима с его союзниками ( 4Цар.18–19 ). Подобно тому, ещё поразил Господь и союзные полчища Моавитян, Аммонитян, и многих других при царе Иосафате ( 2Пар.20:1–29 ). 8. Духом бурным сокрушиши корабли Фарсийския. Как Царь, Господь велик не на суше только, как иногда были склонны думать язычники, по своему ограниченному взгляду, и – частью даже сами евреи, нет, Он равно могуществен и на море. – Духом бурным или сильным ветром, именно восточным, который служит орудием гнева, Господь сокрушает и корабли, даже Фарсийские, особенно великие и прочные, управлявшиеся самыми опытными моряками. Такие корабли ходили с востока до запада, чрез все Средиземное море, выходили даже в открытый океан. Известно, что еще царь Соломон, вступивши в союз с царем Тирским Хирамом, «имел на море Фарсисский корабль с караблем Хирамовым; в три года раз приходил Фарсисский корабль, привозивший золото, и серебро, и слоновую кость, и обезьян, и павлинов» ( 3Цар.10:22 ; ср. 2Пар.8:17–18;9:21 ). Но, после того, когда вступил Иосафат, царь Иудейский, в общение с Охазиею, царем Израильским, который поступал беззаконно, и соединился с ним, чтобы построить корабли для отправления в Фарсис, то построили они корабли в Ецион-Гаверв. И изрек тогда Елиезере, сын Додавы, из Мареша, пророчество на Иосафата, говоря: так как ты вступил в общение с Охазиею, то разрушил Господь дело твое. – И разбились корабли, и не могли идти в Фарсис» ( 2Пар.20:35–37 ; ср. Ион.1:3–4 ; Пс.106:23–20 ). 9–10. Якоже слышахом, тако и видехом во граде Господа сил, во граде Бога нашего, Бог основа и в век. Прияхом, Боже, милость Твою посреде людий Твоих. Мы, говорит псалмопевец от лица своих благочестивых современников, как слышали о прежних чудесах, так теперь и сами видим подобные чудеса Господа сил, Бога нашего, совершаемые Им в своем городе, именно в Иерусалиме, видим, что Бог утвердил свой город на веки. Разумеется, как защищал Господь свой святой город при Давиде, Езекии, так защищал его и при Иосафате (ст. 4–7; ср. Пс.45:4–8 и сл.). – Эту милость Твою, Боже, т. е. укрепление и защиту святого города Иерусалима, мы приняли, разумеется – в мысли и в сердце, иначе – мы размышляли об этой благости Твоей, Господи, посреде людий Твоих, молитвенно во храме, где в великие праздники собирается весь народ Твой, ради славословий благости Твоей к нему, как и к его предкам (ст. 2–3).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Впрочем, Салманасар и его войска, взяв города Самарийские и предав пламени вместе с ними и другие, величались над пленными и дерзко унижали славу божественную (4Цар.18:17). Посему Пророк ободряет сильно смущенный народ иудейский и утверждает, что Бог всяческих всенепременно подвергнет праведному наказанию враждовавших против Него, говоря: «Бог ревнив, и мстяй Господь с яростию: Господь мстяй сопостатом своим, и потребляяй сам враги своя». Господь долготерпелив и велика крепость его; ибо обладая неодолимою силою, Он победит и покорит оскорбивших Его. Хотя Он и долготерпелив и до сих пор является снисходительным, но в конец «не очистит»; ибо Он — ревнив. И мы увидим, что и Сам Бог сильно возмущен был тем, что Израильтяне потерпели от жестокости Вавилонян: «аз вдах я в руку твою, ты же не дала им милости» (Ис.47:6), и устами Захарии говорит: «ревновах по Иерусалиму и Сиону рвением великим, и гневом велиим аз гневаюся на языки нападающих: зане аз убо прогневахся мало, они же налегоша в злая» (Зах.1:14—15).    Слова: «Бог ревнив» и последующие, по справедливости могут быть отнесены и к тем, кои не желают ходить правою и боголюбивою стезею, но более склонны предпочитать жизнь плотскую. А что Он отмстит им, подвергая их наказаниям и налагая на них кару за их необузданность и преступность, — можно ли в этом усомниться, если истинно то, что «всем... нам явитися подобает пред судищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла» (2Кор.5:10). Тем не менее эти слова по справедливости относятся и к начальникам иудейским, к книжникам, говорю, и фарисеям. Отвергнув веру во Христа, они оказались виновными в погибели и своей собственной и других; ибо они имели неприязненное расположение души и враждовали против домостроительства спасения чрез воплощение Единородного, взяли ключи знания, как Сам Он сказал, но ни сами не вошли, ни другим не позволили войти (Лк.11:52). Итак хотя Он и долготерпелив, но не оставит без наказания враждовавших против истинной веры. Наум.1:3. Господь: в скончании и трусе путь его, и облацы прах ног его.   Намереваясь в утешение пострадавшим предвозвестить о разрушении Ниневии и объявить притеснителям, что они будут низвержены Богом, Пророк целесообразно указывает на всемогущество божественной Природы и на то, что все, что она захочет совершить, не может не исполниться, напротив все с готовностью повинуется Ей и угодное Ей осуществляется: хотя некоторые из совершающихся на земле событий кажутся нам и подобным нам трудно исполнимыми.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3526...

(13) Впрягла колесницы свои живущая в Лахисе. Пророк имеет в виду бывшее с царем Амессиею, который бежал от восставших на него Иерусалимлян, и скрылся в Лахисе, но найден там врагами и умерщвлен. Посему, жители Лахиса впрягли колесницы, или чтобы умертвить царя, или чтобы перевести труп его во Иерусалим; ибо Писание говорит: взяша его на кони, и погребен бысть во Иерусалиме (4Цар.14:20). Таким образом, Пророк жителям Лахиса возвещает бедствие подобное возмущенно при Амессии. Начальница греха та есть дщери Сиони; потому что Лахис первый из городов иудейских обратился к идолослужению, введенному Иеровоамом, и беззаконным своим поступком вовлек в идолослужение и другие города. (14) Сего ради и ты, как сестра твоя Самария, дашь посылаемыя даже до наследия Гефова; потому что Филистимляне не останутся у них в рабстве, но сами будут отведены в плен. Домы суеты вотще быша. Пророк говорить сие о капищах, в которых они призывали богов своих, в надежде, что услышат их, но не были услышаны. (15) Наследники приведу тебе живущая в Марисане (2Пар.11:8). Пророк или разумеет врагов, которые вторгнутся и овладеют городом, или возвещает о возвращении самих жителей города в наследие свое по окончании плена. Глава 2 (1) Горе тем, которые замышляют обман и делают злая на ложах своих, предваряют на разсвете, то есть исполняют с поспешностью, что придумали во время ночи. (2) Желают сел и домов, и приобретают их насилием. Пророк возвещает разорение и пленение обоих царств израильских, и здесь, как и в других местах, показывая, что сии бедствия навлекут на них жажда корыстей, идолослужение и утеснение бедных. (3) Сего ради сия глаголет Господь Бог: се Аз помышляю на племя сие злая. Племенем Пророк называет весь народ израильский. (4) В той день приимется на вы притча. Когда Бог исполнит, что помыслил на вас прежде; тогда Иезекииль, находящийся вместе с вами в плену, изречет притчу (Иез.17:2), и как бы в изумлении воспоет плачевную песнь. Грабитель разграбил нас, и часть, которую получили мы от трех царей - Саула, Давида и Соломона, один он взял у нас, чтобы разделить ужами, принесенными из Ассирии. И некому возвратить нам поля наши, то есть не будет у них избавителя, который бы земли их отнял у Ассириян и разделил их на участки, как было во дни Иисуса Навина.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1090...

—83— святыня в пятый месяц? К чему относится самый способ вопрошения и какая цель вопрошающих? Итак, когда над десятью коленами, в Самарии, царствовал Осия, сын Илы и обнаруживал большую наклонность к отступлению от Бога (ибо служил идолам), тогда Бог обнаруживает гнев на Израиля. Тогда сделал нашествие на страну Салманасар, царь Ассирийский, взял Самарию и выселил Израиля, а некоторым из страны Халдейской повелел поселиться в земле (Израильской), дабы она сделалась собственностью Персов, как имеющая тамошних поселенцев. Повествование об этом ты можешь прочитать в четвёртой книге Царств, где написано так: в лето второенадесять Ахаза царя Иудина царствова Осиа, сын Илы в Самарии над Израилем девять лет. И сотвори лукавое пред очима Господнима, обаче не якоже цари, Израилевы, иже бегай прежде его. И взыде нань Салманасар, царь Ассирииск, и бысть ему Осиа раб. И спустя не много опять говорится: и преселен бысть Исраиль от земли своея. в Ассирианы даже до дне сего. И приведе царь Ассирийский из Вавилона, иже от Хуфы. и от Аиа, и от Емафа, и от Сепфаруима, и вселени быша во градех Самарийских, вместо сынов Исраилевых, и наследиша Самарию ( 4Цар.17:1–3, 23:24 ). Вот эти-то, получившие в наследие страну Самаритян и поселившиеся в этой земле, сделались и отцами детей и устрашённые нападениями львов последовали обычаям Иудеев. Из числа их-то и были Сарасар и Арсевер, который и назван царём ради того, что он предводительствовал поселившимися тогда в Самарии из страны Персов. Это о мужах. Теперь скажем, что надо, и о святыне. —84— Ещё прежде, чем взята была Иудея Навуходоносором, блаженный пророк Иоиль предвозвестил имеющее случиться, и повелевал плакать священникам и находящимся под их руководительством людям, потому что в скором времени Иерусалим будет под ногами врагов и сам божественный храм будет предан пламени. А сказал он следующее: препояшитеся и бийтеся жерцы, плачитеся служащии жертвеннику: внидите, поспите во вретищах служащии Богу, яко отъяся от дому Бога вашего жертва и возлияние.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Иоил.1:4. Останок гусениц поядоша прузи, и останок пругов поядоша мшицы, и останок мшиц поядоша сиплеве.    Всегда речь святых пророков несколько прикровенна, и слишком печальные повествования они излагают медлительно (не сразу) и в предупреждение неукротимого гнева слушателей затемняют возможной неясностью. Но составляя загадки и притчи, они приносят немалую пользу. А иногда у них речь состоит из полезных примеров, каков есть и предлагаемый Иезекиилем: «орел великий, великокрилый, долгий протяжением, и исполн ногтей, иже имат повеление внити в Ливан, и взя избранныя кедра, и верхи мягкости острога, и принесе я в землю Хананейску» (Иез.17:3—4), — указывал на Ассура, владыку земли Вавилонской, который снял все лучшее у Израильтян и похищенное унес домой. Священное Писание говорит и о том, что многократно, и в самой Иудейской стране, бывали неурожаи полей, недостатки плодов земных и жестокие голода. Так однажды, при изнурительном голоде, дошли до такой нужды, что ослиная голова покупалась за пятьдесят сиклей (4Цар.6:25). Доказательством тяжкого времени могут служить женщины, ссорившиеся из-за детей: когда они вдвоем съели одно дитя, то просили у властителей рассудить об оставшемся в живых. Таким образом, если здесь пророческое слово указывает нам на неурожай полей и погубление плодов, то и в таком случае имеется в виду нечто невыносимое. Действительно: последовательное и непрерывное поражение самыми разнообразными и тяжкими язвами не есть ли нечто весьма обременительное и заслуживающее упоминания? Если же мы должны прикровенные мысли свести к иным представлениям, более ясным, то нам кажется, что пророк под видом гусениц, саранчи, червей и жуков и под видом страшного и нестерпимого вреда от них, изображает разных времен опустошения и намекает на разные пленения, которыми они истреблены и погублены вследствие того, что производившие нашествия, так сказать, пожирали их и истребляли как посевы в поле. А отдельных разорений было много, причем иногда воевали против земли Иудейской соседние народы, иногда и цари Египетские.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3523...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010