Таково содержание настоящего псалма, который, как видно из надписания его, назначен для исполнения при общественном богослужении, в храме. Значит, храм, при составлении и назначении псалма сего, еще существовал и, вместе с тем, продолжало совершаться в нем законное богослужение, со священным пением и музыкой, по установлению Давида и Асафа пророка ( 2Пар.29:25–30, 35:15 ). По сим соображениям можно полагать с достаточной вероятностью, что изображенное в этом псалме бедственное положение Израиля есть то самое, которым Господь угрожал иудеям при нечестивом царе Манассии ( 4Цар.21:13–14 ), и что оно относится к тому периоду, который справедливо можно назвать периодом постепенного падения царства Иудейского. Это подтверждается отчасти и сходством некоторых изречений псалма сего (ст. 17–20) с песнию пророка Аввакума ( Авв.3:10–13 ), который выступил на свое пророческое служение вскоре после царствования Манассии. Ст. 1 составляет вышеобъясненное надписание сего псалма. Пс.76:2–3 Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим к Богу, и внят ми. В день скорби моея Бога взысках рукама моима, нощию пред Ним, и не прельщен бых: отвержеся утешитися душа моя. Желая выразить свои скорбные чувства по случаю испытываемого народом его бедственного положения, псалмопевец говорит, что он по случаю тяжкой скорби своей не мог удержаться от громких воплей, но эти вопли были обращены не к человеку и не в пустое пространство изливались, как это бывает иногда у людей малодушных и маловерных, но были обращены с усердною молитвою к Господу Богу. И этот молитвенный вопль, этот глас скорбящей души не был напрасен: Господь слышал его и внимал мне, говорит он, и внят ми. И не только днем, продолжает он, но и ночью я искал Бога, простирал к Нему руки, и я не был обманут, не прельщен бых, т.е. в непрестанной молитве к Богу и уповании на Него я находил некоторый покой душе моей, когда она уже не могла найти никакого утешения среди людей: отвержеся утешитися душа моя. Пс.76:4–5 Помянух Бога и возвеселихся, поглумляхся, и малодушествоваше дух мой. Предваристе стражбы очи мои: смятохся и не глаголах.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Притч. 8:15 . Много цари царствуют, и повелители узаконяют правду. 16 .Мною начальствуют начальники и вельможи, и все судьи земли Притч. 21:1 . Сердце царя в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его. Царя бойся, чти его, будь ему верен и тайну его храни: Тов. 12:7 . Тайну цареву прилично хранить, а о делах Божиих объявлять похвально. Делайте добро, и зло не постигнет вас. Притч. 24:21 . Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся. 1Пет. 2:17 . Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите. Даже и нечестивого царя должно почитать: Вар. 1:11 . И молитесь о жизни Навуходоносора, царя Вавилонского, и о жизни Валтасара, сына его, чтобы дни их были, как дни неба, на земле. 1Цар. 31:11 . И услышали жители Иависа Галаадского о том, как поступили филистимляне с Саулом. 12 .И поднялись все люди сильные, и шли всю ночь, и взяли тело Саула и тела сыновей его со стены Бефсана, и пришли в Иавис и сожгли их там. 13 .И взяли кости их, и погребли под дубом в Иависе, и постились семь дней. 4Цар. 9:34 . И пришел Ииуй, и ел, пил, и сказал: отыщите эту проклятую, и похороните ее, так как царская дочь она. Мф. 22:21 . Тогда говорит им: и так отдавайте Кесарево Кесарю, а Божие Богу. Помазанник, царь – неприкосновенен: 2Цар. 1:14 . Тогда Давид сказал ему: как не побоялся ты поднять руку, чтоб убить помазанника Господня? 15 . И призвал Давид одного из отроков, и сказал ему: подойди, убей его. Пс. 104:15 . Не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла. За царя и начальников должно молиться: 1Тим. 2:1 . Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, 2 .За царей, и за всех начальствующих дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте; 3 .Ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, 4 .Который хочет, чтобы все люди спаслись, и достигли познания истины. Царю и правителю должно повиноваться: Рим. 13:2 . Всякая душа да будет покорна высшим властям: ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Этот способ считался священным. Когда Маккавеи очистили храм от осквернения его при Антиохе Епифане, то для первого жертвоприношения они добыли и огонь именно этим способом. „Очистив храм, они (Маккавей и бывшие с ним) соорудили другой жертвенник, разжегши камни и взявши из них огонь, принесли жертву” ( 2Мак. 10:3 ). Хотя после потопа дозволено было употреблять в пищу мясо животных, но евреи всегда питались преимущественно растительной пищей. Каждодневное употребление в пищу мясных кушаньев было нездорово в том жарком климате, где они жили. Поэтому евреи всего больше питались хлебом, опресноками, пирогами, хлебными зернами, стручками гороха и бобов, зеленью и плодами. Мы знаем, например, что Исав продал свое первородство Иакову не за мясное какое-нибудь кушанье, а за чечевичную похлебку. Когда Давид удалился из Иерусалима во время возмущения Авессалома, то на дороге встретил его Сива, слуга Мемфивосфея с парою навьюченных ослов и на них: 200 хлебов, 100 связок изюму, 100 связок смокв и мех с вином ( 2Цар. 16:1–2 ) – все провианты из растительного царства. И потом, когда Давид перешел Иордан и вступил в Галаад, то богатые Галаадитяне прислали ему и бывшим с ним: пшеницы и ячменя, и муки, и пшена, и бобов, и чечевицы, и жареных зерен, и меду, и масла, ибо, говорили они, народ голоден и утомлен и терпел жажду в пустыне ( 2Цар.17: 28–29 ). Зерновой хлеб евреи ели часто просто в виде сырых или высушенных зерен. Что они ели и сырые зерна, это видим из узаконения Моисея о приношении начатков от плодов земных Господу: „никакого нового хлеба, говорит Моисей, ни сушеных зерен, и ни зерен сырых не ешьте до того дня, в который принесете приношение Господу Богу вашему” ( Лев. 23:14 ). В истории пророка Елисея читаем между прочим следующее. „Пришел некто из Ваал-Шалиши и принес человеку Божию, Елисею, хлебный начаток, 20 ячменных хлебцев, и сырыя зерна в шелухе. И сказал Елисей: отдай людям, пусть едят” ( 4Цар. 4:42 ). Таким образом, читая в Евангелии, что ученики Господа, проходя засеянными полями, начали срывать колосья и есть, мы не должны удивляться этому, не должны думать, что ученики Господа срывали колосья затем, зачем мы иногда это делаем: чтобы посмотреть, сколько зерен в колосе или что-либо подобное.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

4Цар.8:16 .  В пятый год Иорама, сына Ахавова, царя Израильского, за Иосафатом, царем Иудейским, воцарился Иорам, сын Иосафатов, царь Иудейский. 4Цар.8:17 .  Тридцати двух лет был он, когда воцарился, и восемь лет царствовал в Иерусалиме, 4Цар.8:18 .  и ходил путем царей Израильских, как поступал дом Ахавов, потому что дочь Ахава была женою его, и делал неугодное в очах Господних. 4Цар.8:19 .  Однако ж не хотел Господь погубить Иуду, ради Давида, раба Своего, так как Он обещал дать ему светильник в детях его на все времена. 4Цар.8:20 .  Во дни его выступил Едом из-под руки Иуды, и поставили они над собою царя. 4Цар.8:21 .  И пошел Иорам в Цаир, и все колесницы с ним; и встал он ночью, и поразил Идумеян, окружавших его, и начальников над колесницами, но народ убежал в шатры свои. 4Цар.8:22 .  И выступил Едом из-под руки Иуды до сего дня. В то же время выступила и Ливна. 4Цар.8:23 .  Прочее об Иораме и обо всем, что он сделал, написано в летописи царей Иудейских. 4Цар.8:24 .  И почил Иорам с отцами своими, и погребен с отцами своими в городе Давидовом. И воцарился Охозия, сын его, вместо него. О царствовании Иорама, 5-го царя иудейского, параллельное повествование ( 2Пар.21:1 ) содержит, кроме указанного в данном разделе ( 4Цар.8:16–24 ), 3 новые подробности: a) обличительное письмо пророка Илии к Иораму ( 4Цар.8:12–15 ); б) нашествие на Иудею при Иораме филистимлян и аравитян, захвативших в плен имущество и детей Иорама (стихи 16–17) и в) тяжкая болезнь Иорама в течение двух лет, и погребение вне царских гробниц (ст. 18–21). О годе воцарения Иорама (ст. 16–17) ср. комментарий к ( 4Цар.1:17 ). Нечестие его (ст. 18) было делом влияния родственного ему Израильского царствующего дома: он был зятем Ахава и Иезавели ( 2Пар.18:1 ), был женат на дочери их Гофолии. Только верность Иеговы завету своему с Давидом ( 2Цар.7:12 ; ср. 3Цар.11:36 ) хранила этот недостойный отпрыск его рода. Из внешних дел сообщается здесь о неудачном походе Иорама в Идумею (ст. 20–22; 2Пар.21:8–10 ), где при нем явился царь, видимо, самодеятельный, а не наместник иудейского царя, как было прежде ( 3Цар.22:48 ; 4Цар.3:9 и след. ); по И. Флавию (Иуд.Древн. 9:5,1, «идумеяне убили прежнего царя, который был вассалом отца Иорама, и выбрали себе царя по своему усмотрению»; предпринятое Иорамом нападение на Цаир – вероятно на идумейский город (у LXX-mu и слав. Сиор, ср. Onomast. 625, 626) и поражение идумеян не принесло пользы, вместе с отложением Едома (ср. Пс.3:7 ), отложился и город Ливна – древнехананейский город ( Нав.10:22,12:15 ), доставшийся Иудину колену ( Нав.15:42 ) после настоящего нападения еще раз возвратившийся к Иудейскому царству ( 4Цар.19:8 ; Ис.37:8 ; ср. Onomast. 634). В отложении Едома от Иудеи блаж. Феодорит усматривает (вопр. 25) исполнение пророчества Иакова Исаву: будет же время, егда ... отрешиши ярем от выи твоея ( Быт 27.40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Из этого краткого обзора истории царства израильского открывается, как пагубно было для израильтян неуважение к царской наследственной власти; каждый раз, при низвержении царствующего дома, израильтяне теряли какие-нибудь области. На это частое уничтожение прежних и возникновение новых династий, показывавшее неуважение к царской власти, жалуется Бог чрез Пророка Осию ( Ос.7:7, 8:8 ). Но особенно бедственно было царствование Иоахаза, сына Ииуя. Он покушался возвратить потерянные отцом его области, но без всякого успеха. Престарелый Асаил всегда одерживал над ним победу ( 4Цар.13:22 ). А сын его Венадад III 4 , завоевал даже по сю сторону Иордана много городов, которые Иоахаз принужден был уступить во власть Сирии ( 4Цар.13:25 ). Аммонитяне, пользуясь слабостью израильского царства, старались расширить границы свои в Галааде, и в жестокости обращения с пленными не уступали сирийцам ( Ам.1:3 сн. 4Цар.8:12 ). Даже в самую средину израильских владений вторгались войска моавитян ( 4Цар.13:20 ). Постоянные набеги соседственных народов до того уменьшили силы Иоахаза, что он мог выставить в поле только 50 всадников, 10 военных колесниц и 10,000 пехоты ( 4Цар.14:7 ). Вообще, как тяжки были обстоятельства царства, – видно из того, что Иоахаз, не отличавшийся благочестием ( 4Цар.13:2 ), обратился к Господу с молитвою о помощи ( 4Цар.13:4 ). Молитва его была услышана. В продолжение шестнадцатилетнего правления Иоаса, сына Иоахазова, победа начала склоняться мало помалу на сторону израильтян. Своими победами он был обязан Пророку Елиссею ( 4Цар.13:14–20 ). Иоас возвратил от сириан города на западной стороне Иордана, отнятые Венададом III у отца его ( 4Цар.13:25 ), и одержал над ним три победы. Но царство израильское, не смотря на сие, находилось еще в бедственном положении ( 4Цар.14:26 ). Наконец, в лице сына и наследника Иоаса Иеровоама II явился освободитель царства израильского от притеснений Сирии. Его царствованию предшествовало пророчество о его будущем величии. Пророк Иона, сын Амафиин от Гефаховера, предсказывал, что Иеровоам будет победителем окрестных народов. Действительно, во время своего царствования он завоевал у сириян все области принадлежавший царству иудейскому во времена Давида и Соломона; покорил Дамаск и Емаф, моавитян и аммонитян заставил платить дань, хотя они находились под управлением царей из своего племени ( Ам.1:14, 15; 2:2, 3 ). Доказательством того, что моавитяне были покорены Иеровоамом, служат слова св. Дееписателя: приврати предел израилев до моря Аравийского (до моря пустыни haarabah) ( 4Цар.14:25 ), то есть, завоевал земли на восточной стороне Иордана до мертвого моря. Но это еще яснее видно из обозначения южной границы царства израильского у Пророка Амоса 5 . Покорив заиорданские области, Иеровоам сделал народную перепись двум с половиною коленам, обитавшим в Васане и Галааде ( 1Пар.5:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-pror...

Моисеево авторство Второзакония не оспаривалось до появления критики XIX века. Несколько мест были истолкованы как отдельные вставки, сделанные позднейшими редакторами для того, чтобы пояснить текст (2:1011,20–23, 3:9,11,13614, 10:69:34), другие же места объясняли письменный характер материала (27:3,8, 28:58, 29:21,29, 30:10,19, 31:24), указывая на руку Моисея. Появление критики XIX века привело к развитию исследовательских работ, которые пошли значительно дальше этих простых взглядов на авторство и вылились в огромный пласт научной литературы, охватившей широкий спектр идей и теорий. Здесь мы сможем отметить только основные вехи этого процесса. 290 Некоторые критики XIX века связывали Второзаконие с предполагаемым документом D, датируемым VII веком до н.э. Вельхаузен утверждал, что книга «была найдена и издана» в восемнадцатый год правления царя Иосии с целью проведения реформ Иосии и централизации поклонения в Иерусалиме ( 4Цар.22 ). 291 Несколько, как кажется, справедливых причин указывали на связь между этими событиями в 4 Книге Царств и Второзаконием. 292 (1) 12 глава Книги Второзакония требует разрушения ханаанских высот и централизации богослужения, что и было сделано Иосией ( 4Цар.23:420 ). (2) Празднование Пасхи, описанное в 16 главе Книги Второзакония, в отличие от праздника, описанного в 12 главе Книги Исход, проходило в центральном храме по указанию Иосии ( 4Цар.23:2122 ). (3) Книга Второзакония 18:1422 требует уничтожение медиумов и всех форм гадания, что и было сделано Иосией ( 4Цар.23:24 ). (4) Похоже, что Иосия испытал сильное потрясение ( 4Цар.22:13:19 ), прочитав именно о проклятиях в 28 главе Второзакония. (5) Книга Второзакония 17:1819 требует от царей управления по закону, что и старался делать Иосия ( 4Цар.22:11 ). (6) «Книга завета» ( 4Цар.23:2 ), похоже, была признана Второзаконием, после того, как ученые смогли показать схожесть Второзакония и древних ближневосточных договоров. (7) Материал Книги Царств отражает богословие Второзакония в вопросе места, которое избирает Бог для Своего имени ( Втор.12:5 ; 4Цар.23:27 ) и в вопросе божественного наказания за непослушание ( Втор.31:2429 ; 4Цар.22:1620, 23:2627 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

б) перед святилищем находились два двора, обнесенные стенами ( 3Цар. 6:36 ; 3Цар. 7:12 ). Внутр., или «верхний», двор ( Иер. 36:10 ) был предназначен для священников ( 2Пар. 4:9 ) и, вероятно, располагался выше, чем второй. При жертвоприношениях доступ сюда, вероятно, имели и израил. мужчины, в то время как внешний, или большой, двор всегда был открыт для народа; в) на внутр. дворе находились медный жертвенник всесожжения ( 2Пар. 4:1 ; ⇒ Жертвенник всесожжения), возможно, жертвенник скинии (см. 1Пар. 21:29 ; 3Цар. 8:4 ), литое из меди ⇒ «море» ( 3Цар. 7:23–26 ) и десять передвижных подстав с умывальницами ( 3Цар. 6:27–39 ; ⇒ Умывальник, умывальница) и, наконец, справа и слева вход Х. украшали два медных столба ( 3Цар. 6:15–22 ; ⇒ Воаз, 2 ⇒ Иахин, 4); г) в Святом помещался ⇒ жертвенник курения, называемый также «золотым жертвенником» ( 3Цар. 7:48 ); десять золотых семисвечных светильников – по пять на каждой продольной стороне ( 3Цар. 7:49 ); десять столов для хлебов предложения – по пять на каждой стороне ( 2Пар. 4:8 ), причем хлебы предложения, вероятно, размещались только на одном столе ( 3Цар. 7:48 ); д) в Святом Святых находился ⇒ ковчег завета, над которым возвышались два позолоченых ⇒ херувима, вырезанных из масличного дерева (выс. по 10 локтей). Их лица были обращены к Святому, одно крыло каждого из них сходилось в середине с крылом другого, вторым крылом каждый из херувимов касался стены ( 3Цар. 6:23–28 ; 2Пар. 3:10–13 ). III. ИСТОРИЯ ХРАМА Х., по архитектуре и убранству, предметам обстановки и порядку богослужения во многом копировавший скинию, до смерти Соломона оставался центр. святилищем народа Израиля ( 3Цар. 8:14 ). Затем Иеровоам I соорудил для Северного царства святилища в Вефиле и Дане ( 3Цар. 12:26–29 ). Х. же разделил участь Иудейского царства: его сокровища были разграблены ( 3Цар. 14:26 ; 4Цар. 14:14 ) или в силу политич. необходимости розданы иноземным царям ( 4Цар. 12:18 ; 4Цар. 16:8 ; 4Цар. 18:16 ). Периоды, когда Х. осквернялся идолослужением ( 4Цар. 16:14.17 ; 4Цар. 21:7 ; 2Пар. 24:7 ), сменялись периодами восстановления порядка, заповед. Господом ( 4Цар. 12:1 ; 4Цар. 22:3–7 ; 2Пар. 29 ), и наоборот. В конечном итоге привычные в устах израильтян ссылки на Х. потеряли всякий смысл, поскольку их дела полностью противоречили Божьим требованиям ( Иер. 7:4 ). Суд Божий над Иудейским царством завершился тем, что Х., просуществовавший почти 380 лет, в августе 586 г. до Р.Х. был разрушен ⇒ халдеями (Вавилоном) ( 4Цар. 25:8.9 ). ⇒ Скиния (IV). IV. ХРАМ ЗОРОВАВЕЛЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

серафим – «палящие». Но гораздо вероятнее, что это суеверие и идолослужение возникло у евреев в связи с языческим верованием в сверхъестественную силу змей, как это верование встречается у финикиян, египтян и ассировавилонян. Уничтожение идолопоклонства и суеверий, совершенное Езекией (ст. 3–4), однако, не давало бы еще права признать его единственным по благочестию из всех потомков Давида (ст. 5), если бы не были им произведены те реформы по восстановлению во всей чистоте и блеске храмового культа, о которых рассказывает 2 книга Паралипоменон; именно: 1) очищение храма от всех нечистых языческих культов ( 2Пар.29:1–19 ); 2) восстановление регулярно совершаемого истинного богослужения по закону Моисееву и по уставам Давида и современных ему пророков ( 2Пар.29:20–36 ); 3) беспримерное, по торжественности, празднование Пасхи с участием даже жителей Израильского царства ( 2Пар.30:1 ) и 4) восстановление установленных Давидом через священнослужения священников и возвращение последним средств и источников содержания (от приношений к храму), отнятых у священников во время господства идолослужения. Эти дела благочестия стяжали Езекии милость Иеговы (ст. 7), которая и выразилась в двух внешних удачах царствования Езекии: а) отложение Езекии от Ассирии, которой подчинил Иудею Ахаз ( 4Цар.16:7 ), это отложение выразилось, конечно, в неуплате Езекией ассирийскому царю известной дани (ср. 4Цар.17:3–4 ; см. у проф. Гуляева, с. 353) б) в победе Езекии над филистимлянами (ст. 8), которые при Ахазе сделали ряд завоеваний на территории Иудейского царства ( 2Пар.28:18 ). 4Цар.18:9 .  В четвертый год царя Езекии, то есть в седьмой год Осии, сына Илы, царя Израильского, пошел Салманассар, царь Ассирийский, на Самарию, и осадил ее, 4Цар.18:10 .  и взял ее через три года; в шестой год Езекии, то есть в девятый год Осии, царя Израильского, взята Самария. 4Цар.18:11 .  И переселил царь Ассирийский Израильтян в Ассирию, и поселил их в Халахе и в Хаворе, при реке Гозан, и в городах Мидийских, 4Цар.18:12 .  за то, что они не слушали гласа Господа Бога своего и преступили завет Его, всё, что заповедал Моисей раб Господень, они и не слушали и не исполняли. Здесь с почти буквальной точностью повторяется сказанное в ( 4Цар.17:3–6 ) о падении Израильского царства: может быть, сообщение об этом точном событии записано было не только в Израильские, но и в иудейские летописи, целью же повторения было указать, что благочестие Езекии и произведенные им религиозные реформы спасли Иудею от участи Самарии и дали Иудейскому царству силу противостоять напору ассирийцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

4Цар.19:11 .  Ведь ты слышал, что сделали цари Ассирийские со всеми землями, положив на них заклятие, – и ты ли уцелеешь? 4Цар.19:12 .  Боги народов, которых разорили отцы мои, спасли ли их? Спасли ли Гозан, и Харан, и Рецеф, и сынов Едена, что в Фалассаре? 4Цар.19:13 .  Где царь Емафа, и царь Арпада, и царь города Сепарваима, Ены и Иввы? Не получив желаемого ответа от Езекии, Рабсак, вероятно, с войском (ср. 4Цар.18:17 ) оставляет стены Иерусалима и с известием о результатах переговоров направляется к городу – крепости Ливне (Бет-Джибрин теперь. Onomast. 634, см. комментарии к 4Цар.8:22 ), тоже в Иудином колене, но юго-западнее Иерусалима и севернее завоеванного и уже оставленного в тылу Лахиса, на полпути между этими городами. По-видимому, Сеннахирим в направлении к Египту сделал поворот назад, оставив в тылу сильную крепость – Лахис, при которой он получил весть о походе Тиргака, царя Эфиопского, евр. Куш (ст. 9). Имя Куш или Хуш (Хус) иногда означало и местность к северу от персидского залива (ср. Быт.2:13,10:6 и др. ; 1Пар.1:8 и др.), древнее название которой сохранилось и доселе в названии персидской области Хузистан. Но обычно это имя, хорошо известное в памятниках египетских (Kas, Kis, Kes) и ассирииских (Kassu), означает страну, народность и затем государство к югу от Египта по Нилу, на территории нынешней Нубии, страну, называемую в Библии обычно в связи с Египтом ( Ис.20:3–5,11:11 ; Иер.46:9 и др.; Onomasticon, 317, 344; 807): именно эта последняя Эфиопия, без сомнения, разумеется здесь (ст. 9). Тиргак (у Манефона: Ταρακς, у Страбона: Те ρκων Αιθψ; на египетских памятниках: Tahark или Taharka, ассир.: Tarku, LXX: θαρακ, Vulg.: Tharaca, слав.: «Фарака»). Египетские памятники знают Тиргаку, третьего и последнего царя эфиопской династии Египта, более как строителя (ему принадлежит обновление и расширение знаменитого Карпакского храма в Фивах), чем как завоевателя. Тем более с этой последней стороны выступает Тиргака в ассирийских надписях Сеннахирима, Асаргаддона и Асурбанипала, в частности о Сеннахириме там, согласно с Библией , рассказывается, что в 3-й свой поход на Финикию и Палестину он подвергся нападению царя Мерое (Эфиопии) и победил его (о последнем Библия не говорит) (см. Brogsch, Gesch. Aegyptens 1877, s. 715 ff., ср. Ebers в Riehm «Handwörterbuch des Biblischen Altertums», II, 1698–1699). Поход Тиргаки был, вероятно, ответным движением на набег Сеннахирима (ср. проф. Гуляева, с. 359). Письмо свое (стих 96 и далее ) Сеннахирим направляет теперь непосредственно к Езекии, надеясь, конечно, достигнуть лучших результатов, но употребляет ту же аргументацию (ст. 10; ср. 4Цар.18:30 ), что и Рабсак, только называет еще большее число покоренных им стран и городов (ст. 12–13), конечно, с целью произвести большее впечатление. О Гозане см. комментарии к ( 4Цар.17:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

4Цар.11:13 .  И услышала Гофолия голос бегущего народа, и пошла к народу в дом Господень. 4Цар.11:14 .  И видит, и вот царь стоит на возвышении, по обычаю, и князья и трубы подле царя; и весь народ земли веселится, и трубят трубами. И разодрала Гофолия одежды свои, и закричала: заговор! заговор! 4Цар.11:15 .  И дал приказание Иодай священник сотникам, начальствующим над войском, и сказал им: «выведите ее за ряды, а кто пойдет за нею, умерщвляйте мечом», так как думал священник, чтобы не умертвили ее в доме Господнем. 4Цар.11:16 .  И дали ей место, и она прошла чрез вход конский к дому царскому, и умерщвлена там. 4Цар.11:17 .  И заключил Иодай завет между Господом и между царем и народом, чтоб он был народом Господним, и между царем и народом. 4Цар.11:18 .  И пошел весь народ земли в дом Ваала, и разрушили жертвенники его, и изображения его совершенно разбили, и Матфана, жреца Ваалова, убили пред жертвенниками. И учредил священник наблюдение над домом Господним. Привлеченная необычным шумом народных восклицаний Гофолия, как чтительница Ваала (ст. 18) не бывавшая в храме, теперь бежит в храм и здесь видит поразительную картину, предвещавшую конец ее царствования и жизни; умерщвлена она (ст. 16) была, по И. Флавию, в долине кедронской (Иуд.Древн. 9:7, 3; ср. блаж. Феодорит, вопр. 38); «вход конский к дому царскому» (ст. 16), вероятно, тождествен с «воротами конскими» ( Иер.31:40 ; Неем.3:28 ) – на восточной стороне храма и города. Доставив царский престол иудейский законному наследнику его из рода Давидова, Иодай спешит восстановить в Иудее религию Иеговы, попранную нечестием и язычеством Гофолии, Иорама и Охозии, возобновляет завет народа и царя с Иеговой, чтобы первый был народом Иеговы (ст. 17, ср. Исх.19:1 ; Втор.4:20 ), а затем нормирует отношения между народом и царем. Последствием первого завета явилась особенная ревность народа по Иегове, побудившая его разрушить храм Ваала (неизвестно, кем построенный в Иерусалиме; вероятно, Гофолией еще при Иораме, ср. ( 4Цар.8:18 ) ), уничтожить все принадлежности культа Ваала и умертвить главного его жреца Матфана (стих 18). После этого Иодай мог беспрепятственно учредить наблюдение (евр. пекуддот, «блюстительство») над храмом, т. е. возобновить учрежденный еще Давидом ( 1Пар.24:1 ) порядок службы при храме священнических и левитских фамилий, порядок, пришедший в забвение за время Иорама, Охозии и Гофолии; между тем установить определенный штат наблюдателей за храмом важно было и для предупреждения в будущем тех посягательств на достояние храма, какие имели место при Гофолии ( 2Пар.24:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010