Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИПОСТАСЬ [греч. πστασις, от глагола φστημι в непереходном значении], термин поздней античной философии и христ. богословия. Значения слова «ипостась» в античной литературе Термин «ипостась» имеет большое число значений, к-рые могут быть сведены к 4 основным: 1) нечто сгустившееся внизу, осадок, отстой; 2) нечто стоящее внизу и оказывающее сопротивление, упор, опора, основание; 3) некое скрытое основание, обнаруживающее себя в явлениях; 4) возникновение, рождение, существование в самом широком смысле. Исторически самым ранним из перечисленных является 1-е значение. Оно засвидетельствовано для медицинских и естественнонаучных трактатов IV в. до Р. Х., в частности для Гиппократова Корпуса (Corpus Hippocraticum) и сочинений Аристотеля и Теофраста . В этих текстах И., как правило, обозначает осадок, образующийся в результате выделения из жидкости более плотных веществ (см.: Hippocrates. Aphorismi. 4. 79/Ed. É. Littré//Oeuvres complètes d " Hippocrate. P., 1844. Vol. 4; Arist. Meteor. 357b3). Напр., отложившийся в вине винный камень именуется И. вина, сгустившийся творог - И. молока и т. д. Часто термин «ипостась» использовался для обозначения выделений животных, поскольку эти выделения тоже представляют собой осадок, оставшийся в организме после переваривания пищи ( Arist. Meteor. 355b8). Столь же древним, хотя и менее распространенным, является значение И. как упора и опоры; так, Аристотель употреблял это слово при описании передних конечностей четвероногих, служащих им для поддержания тяжести тела (νεχ ποστσεως το βρους - Arist. De part. animal. 659a). В схожем смысле И. может означать опору под ногами: «Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать (οκ στιν πστασις)» (Пс 68. 3, по LXX); фундамент и основание здания ( Diodor. Sic. Bibliotheca. I 66. 6); опору власти и могущества (Иез 26. 11, по LXX); вообще любое сопротивление, как, напр., сопротивление воды воздуху ( Arist.

http://pravenc.ru/text/673779.html

Скачать epub pdf Глава 4. Народ Божий и пастыри Когда мы говорим о «пастырстве», «пастыре», и его «стаде», сами слова эти звучат для нас богословски. В современной, по преимуществу городской, индустриальной культуре они потеряли ту свою первозданную свежесть и живость, с какой произносились среди возделанных полей и пастбищ, в среде народа, изначально занимавшегося скотоводством. На Древнем Востоке цари называли себя пастырями, на которых свыше возложено определенное служение – собирать овец и заботиться о них. Этот образ часто встречается в Ветхом Завете, помогая понять те отношения, которые соединяют народ Божий с Господом через Христа и Его посланников. Образ пастуха, ведущего свое стадо, глубоко укорененный в опыте странствующих арамеян ( Втор.26:5 ), какими были праотцы Израиля в условиях пастушеской жизни, идеально выражает две стороны власти, осуществляемой над людьми, как будто противоположные и часто разделяемые. Пастырь одновременно и возглавитель и сотоварищ. Это человек сильный, способный защитить свое стадо от диких зверей ( 1Цар.17:34–37 ); вместе с тем он внимателен к своим овцам, хорошо их знает ( Притч.27:23 ), применяется к их положению ( Быт. 33:13 ), берет слабых ягнят на свои руки и носит на груди своей ( Ис.40:11 ), бережно водит их среди скал и острых камней по ведомым лишь ему тропкам. Об отеческой любви пастуха к каждой овце повествует Вторая Книга царств (12:2–3). Власть пастыря неоспорима, это власть взаимной любви и преданности. Однако в Ветхозаветных Писаниях Бог редко прямо именуется Пастырем. По-видимому, это наименование оставляется только за Тем, Который должен прийти. Но несмотря на редкость этого аллегорического наименования Бога в книгах Ветхого Завета, отношения Бога с Его народом могут быть представлены как отношения Доброго Пастыря и стада. При исходе Израиль был народом паствы Его и овцами руки Его ( Пс.94:7 ), и Бог повел народ Свой, как овец, и вел их, как стадо, пустынею; вел их безопасно, u они не страшились ( Пс.77:52–53 ). Господь продолжает быть водящим в отношении Своего народа ( Пс.79:2 ), как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки u носить на груди Своей, и водить дойных ( Ис.40:11 ); правда, как упрямая телица, упорен стал Израиль; посему будет ли теперь Господь пасти их, как агнцев на пространном пастбище? – горестно восклицает пророк Осия (4:16). Потому, пророчествует Иеремия, стадо Господне отведено будет в плен (13:17). Но Господь Милующий снова будет вести их и приведет их к источникам вод ( Ис.49:10 ), давая знак (по-еврейски буквально «свистя») рассеянным овцам ( Зах.10:8 ) и собирая их. Такую же заботливость Он проявляет по отношению к каждому верному, который под посохом Божиим не имеет недостатка ни в чем и может ничего не бояться ( Пс.22:1–4 ). Милосердие Господне распространяется на весь мир, на всякую плоть ( Сир.18:9–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 82. О СЛУЖИТЕЛЕ ЭТОГО ТАИНСТВА Теперь мы переходим к рассмотрению служителя этого таинства, под каковым заглавием наличествует десять пунктов: 1) только ли священнику приличествует освящать это таинство; 2) могут ли несколько священников одновременно освящать одну и ту же гостию; 3) только ли священнику приличествует распределять это таинство; 4) вправе ли освящающий священник воздерживаться от причащения; 5) может ли исполнять это таинство священник, пребывающий в грехе; 6) является ли отслуженная нечестивым священником литургия менее значимой, чем литургия, отслуженная священником праведным; 7) могут ли исполнять это таинство еретики, схизматики или отлученные; 8) могут ли делать это священники, лишенные духовного сана; 9) могут ли быть виновными в грехе принимающие в свои руки причастники; 10) вправе ли священник всецело воздерживаться от отправления обряда. Раздел 1. ТОЛЬКО ЛИ СВЯЩЕННИКУ ПРИЛИЧЕСТВУЕТ ОСВЯЩАТЬ ЭТО ТАИНСТВО? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1 . Кажется, что освящать это таинство может не только священник. Ведь мы уже показали (78, 4), что это таинство освящается посредством силы слов, которые являются формой этого таинства. Но эти слова остаются такими же независимо от того, произносит ли их священник или кто-то еще. Следовательно, похоже, что освящать это таинство может не только священник. Возражение 2. Далее, священник исполняет это таинство от лица Христа. Но благочестивый мирянин соединен с Христом посредством любви. Следовательно, похоже, что это таинство может исполнить даже мирянин, тем более что, по мнению Златоуста, «всякий праведник есть священник». Возражение 3. Далее, как явствует из вышесказанного (74, 1; 79, 2), это таинство, как и крещение, определено к спасению человечества. Но ранее мы показали (67, 3), что мирянин может крестить. Следовательно, освящать это таинство приличествует не только священнику. Возражение 4. Кроме того, это таинство завершается в освящении материи. Но освящение других материй, например мира, а также святого и благословенного елея приличествует только епископу, притом что их освящение несопоставимо с освящением святых даров, в которых находится весь Христос. Следовательно, исполнять это таинство приличествует не священнику, а только епископу.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Слово в неделю ваий 79 Радуйтеся всегда о Господе: Господь близ. Ни о чем же пецытеся: но во всем молитвою и молением, со благодарением прошения ваша да сказуются к Богу ( Флп.4:4, 6 ). Сие наставление мы слышали в Апостольском чтении настоящего праздника. Как оно назидательно для празднующих! Праздник Господень сопровождается радостию. Чтобы радоваться достойно праздника, св. апостол учит: радуйтеся всегда о Господе. Радость всегда бывает живее, выразительнее и продолжительнее, когда присутствует виновник праздника. Апостол извещает о присутствии виновника: Господь близ. Пред праздником и в праздник многие заботятся, суетятся и домогаются, как бы провести день праздничный с приятностию и с удовольствием. Апостол воспрещает всякую суетную заботу: ни о чем же пецытеся, а заповедует всегда в молитве и прошении открывать свои желания к Богу: но во всем молитвою и молением, со благодарением прошения ваша да сказуются к Богу. Не трудно, скажете, исполнить Апостольское наставление в праздник, который посвящается исключительно молитве и прославлению имени Божия; но возможно ли исполнять оное во всякое время? Как всегда радоваться и всегда благодарить, когда большей частью живём в скорбях и среди горестей? Как всегда молиться, когда у нас так много предметов, развлекающих наше внимание? Чтобы разрешить сии вопросы, вникнем в побуждения всегдашней радости и благодарности к Богу и воззрим на близость Божию к нам. Чтобы всегда радоваться духовною радостию и всегда быть благодарными к Богу, надобно иметь побуждения самые сильные, живые и очевидные; и мы имеем их в необъятном множестве. Это бесчисленные Божии благодеяния к нам, которыми мы живём и без которых жить не можем. Кто даровал бытие и жизнь человеку в начале? Господь. И кто сохраняет и поддерживает бытие и жизнь? Он же. Наша душа не есть ли дыхание уст Вседержителя, а тело – дело рук Божиих? Наш ум, сердце, воля и чувства не суть ли дары благости Божией? Земля, которая доставляет нам жилище, одеяние и пищу; вода, которая нас поит и омывает; огонь, который нам светит и согревает; воздух, которым мы дышим, – все это Божие устроение, Божия собственность, но вместе не есть ли необозримое благодеяние Божие к человеку? Наконец, наше возрождение в духовную жизнь, наше просвещение светом веры Евангельской, Божие слово, всегда открытое для питания нашей души и сердца, Христовы таинства, всегда готовые на обновление и освящение нашей духовной жизни, всё это суть бесценные, неизъяснимые, неописанные дары благодатного искупления. Вот немногие, но самые сильные и великие побуждения всегдашней радости и благодарности к Богу. При воззрении на такие благодеяния Божии легко понять, как можно всегда радоваться и всегда благодарить Господа; но трудно представить, как можно не всегда радоваться и не всегда благодарить?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 79. О ВНЕШНИХ ПРИЧИНАХ ГРЕХА Теперь подошла очередь рассмотрения внешних причин греха: во-первых, со стороны Бога; во-вторых, со стороны дьявола; в-третьих, со стороны человека. Под первым заглавием наличествует четыре пункта: 1) является ли Бог причиной греха; 2) происходит ли от Бога акт греха; 3) является ли Бог причиной духовной слепоты и ожесточенности сердца; 4) определены ли подобные вещи к спасению тех, кто ослеплен или ожесточен. Раздел 1. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ БОГ ПРИЧИНОЙ ГРЕХА? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что Бог является причиной греха. Так, апостол сказал о некоторых, что «предал их Бог превратному уму – делать непотребства» ( Рим. 1, 28 ), а глосса, комментируя эти слова, говорит, что «Бог соделывает в человеческих сердцах путем склонения их воли к тому, к чему пожелает – либо к доброму либо к дурному». Но грех состоит в делании непотребного и в наличии склонной к дурному воли. Следовательно, для человека Бог является причиной его греха. Возражение 2. Далее, [в Писании] сказано: «создания Божий обратились к мерзости, сделались соблазном душ человеческих» 506 ( Прем. 14, 11 ). Но соблазном принято называть побуждение к греху. Таким образом, коль скоро все сущее, как было установлено в первой части (44, 1), было создано исключительно Богом, то похоже на то, что Бог, побуждая человека к греху, является причиной греха. Возражение 3. Далее, причина причины является также и причиной следствия [последней]. Но Бог является причиной свободной воли, которая непосредственно является причиной греха. Следовательно, Бог является причиной греха. Возражение 4. Кроме того, всякое зло противоположно благу. Но то, что Бог причиняет зло наказания, согласно сказанному [в Писании]: «Я... произвожу бедствия» ( Ис. 45, 7 ), и еще: «Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы?» ( Ам. 3, 6 ), не противоречит благости Бога. Следовательно, то, что Бог карает за провинности путем причинения зла, не является несовместным с Его благостью.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 79. О СЛЕДСТВИЯХ ЭТОГО ТАИНСТВА Теперь мы рассмотрим следствия этого таинства, под каковым заглавием наличествует восемь пунктов: 1) дарует ли это таинство благодать; 2) является ли следствием этого таинства достижение славы; 3) является ли следствием этого таинства отпущение смертного греха; 4) отпускается ли этим таинством простительный грех; 5) отпускается ли этим таинством всякое наказание за грех; 6) оберегает ли это таинство человека от будущих грехов; 7) полезно ли это таинство кому-либо помимо его получателей; 8) о том, что препятствует следствию этого таинства. Раздел 1. ДАРУЕТСЯ ЛИ ПОСРЕДСТВОМ ЭТОГО ТАИНСТВА БЛАГОДАТЬ? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что посредством этого таинства не даруется благодать. В самом деле, это таинство суть духовная пища. Но пища дается только для поддержания жизни. А так как духовная жизнь является следствием благодати, то это таинство приличествует только тому, кто находится в состоянии благодати. Поэтому благодать, которая должна предшествовать этому таинству, не даруется через его посредство. И точно так же оно ничем не содействует возрастанию благодати, поскольку, как мы уже показали (72, 1), духовное возрастание связано с таинством конфирмации. Следовательно, посредством этого таинства не даруется благодать. Возражение 2. Далее, это таинство сообщается как духовное восстановление. Но духовное восстановление, похоже, связано не с дарением благодати, а с ее использованием. Следовательно, дело представляется так, что посредством этого таинства не даруется благодать. Возражение 3. Далее, как уже было сказано (74, 1), «тело Христа предлагается в этом таинстве для спасения тела, а Его кровь – для спасения души». Но субъектом благодати, как было показано выше (ИИ-И, 110, 4), является не тело, а душа. Следовательно, благодать не даруется посредством этого таинства, по крайней мере, в том, что касается тела. Этому противоречат следующие слова нашего Господа: «Хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» ( Ин. 6, 51 ). Но духовная жизнь является следствием благодати. Следовательно, посредством этого таинства даруется благодать.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 79. Об умственных силах Следующий вопрос посвящен рассмотрению умственных сил, и под этим заглавием будет исследовано тринадцать пунктов: 1) является ли ум силой души или же это ее сущность; 2) если силой, то является ли он пассивной силой; 3) если он – пассивная сила, то существует ли активный ум; 4) является ли он чем-то в душе; 5) один ли активный ум на всех; 6) находится ли память в уме; 7) отличается ли память от ума; 8) является ли разум силой, отличной от ума; 9) является ли высший и низший разум различными силами; 10) отличается ли интеллигенция от ума; 11) является ли созерцательный и практический ум различными силами; 12) является ли синдересис 105 силой умственной части [души]; 13) является ли совесть силой умственной части [души]. Раздел 1. Является ли ум силой души? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что ум – это не сила души, а ее сущность. В самом деле, ум, похоже, есть то же, что и разум. Но разум – это не сила души, а ее сущность, поскольку читаем у Августина, что «разум и дух не сказываются относительно, но выказывают сущность» 106 . Следовательно, ум – это сущность души. Возражение 2. Далее, различные рода душевных сил не соединимы в какой-то одной силе, но – исключительно в сущности души. Однако, согласно Философу, желание и разум принадлежат к различным родам душевных сил 107 , и при этом они соединяются в уме, ибо Августин помещает интеллигенцию и волю в ум 108 . Следовательно, разум и ум человека суть самая сущность души, а никак не ее сила. Возражение 3. Далее, Григорий в проповеди , посвященной Вознесению, говорит, что «человек познает подобно ангелам» 109 . Но ангелов называют «разумами» и «умами». Следовательно, разум и ум человека – это не сила души, а сама по себе душа. Возражение 4. Далее, субстанция умна, если нематериальна. Но душа по сущности нематериальна. Таким образом, похоже, что душа должна быть умной по самоей своей сущности. Этому противоречит следующее: Философ определяет умственную способность как силу души 110 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

2. Гимнография как вид творчества Первое существенное отличие поэзии Филофея, как и большей части церковной поэзии, от прозы состоит в обращении: разного рода трактаты, гомилии, жития, «слова» и т.п. всегда адресованы к современникам, к людям; а молитвы и гимны обращены преимущественно к Богу или к образам «человеко-вечности» – к Иисусу Христу, к Богородице, к святым. Можно сказать, что в средневековой пирамиде литературных жанров, увенчанной Священным писанием, гимнография и эвхография образуют непосредственно «подстилающий» Писание слой, покоящийся, в свою очередь, на богословии. Благодаря столь высокому положению – это уровень «подножия» Библии, на котором сходятся разные виды творчества, – гимнография играет самую узловую, наиболее связующую роль в том ансамбле, который средневековая литература образует в совокупности с другими родами искусств: гимн объединяет текст с музыкой, с некоторыми видами сценического действа и с живописью, т. е. с соответствующего содержания иконой или фреской. Являясь во многих отношениях связующей, гимнография, неизбежно, сама оказывается в сильной зависимости и «сверху» – от текстов Священного писания, и «снизу» – от богословской мысли, а также от каждой из соседних с ней областей творчества, не говоря уж о собственных и всего ансамбля традициях. «Христианская гимнография, – пишет ее историк, – начинается с возникновения первой христианской общины, а именно – с самого Христа и его учеников» 6 . Обычай религиозного стихотворчества и песнопения уходит своими корнями глубоко в ветхозаветные жизнь и храмовую практику и, следовательно, хорошо был знаком первому поколению христиан. В этом отношении перерыва традиции не было. В Новом завете насчитывается 137 цитат из Псалтыри 7 . Кроме того, здесь (в Евангелии от Луки) приведено 4 новых гимна: Елизаветы («Благословенна ты в женах. . .»– гл. 1, ст. 42), Марии («Величит душа моя господа...» – гл.1, ст. 46–55), Захарии («Благословен господь Бог Израилев...» – гл. 1, ст. 68–79) и Симеона («Ныне отпущаеши раба твоего, владыко...» – гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

41% церковных людей в России — Атлас Религий и Национальностей (+ Видео + инфографика) Была поставлена задача померить не православных в целом, а православных, относящих себя к Русской Православной Церкви. 18 декабря, 2012 Была поставлена задача померить не православных в целом, а православных, относящих себя к Русской Православной Церкви. В пресс-центре РИА Новости состоялась презентация проекта АРЕНА (Атлас религий и национальностей Российской Федерации). Видеозапись пресс-конференции РИА-Новости Кого, как и где считали? Данные получены по результатам анкетирования, включенного по заказу исследовательской службы «Среда» в Общероссийский опрос МегаФОМ (Фонд «Общественное мнение»). Исследование проходило в 2012 году в 79 субъектах РФ, где проживает 98,8% населения страны. В 4 субъектах РФ исследование не проводилось: Чеченская Республика, Республика Ингушетия, Чукотский автономный округ и Ненецкий автономный округ. В каждом субъекте опрошены от 500 до 800 респондентов от 18 лет и старше, всего — 56 900 человек. Статистическая погрешность составила менее 1%. Уникальное по масштабу исследование МегаФОМ (во всероссийских опросах нормой является 15 человек в 1% опрошенных, тогда как МегаФОМ представляет 569 человек в 1% опрошенных) позволяет восполнить пробелы, возникшие в ходе Всероссийской переписи населения в связи с отменой вопроса о вероисповедании в 2010 году. Координатор исследовательской службы «Среда» Алина Багрина рассказала о методике проведения опроса. Респондентам предлагались четыре карточки со списками утверждений, касающимися вероисповедания, религиозной практики, мировоззрения и национальности. Анкета составлялась так, чтобы минимизировать социально одобряемые ответы. Выбор той или иной позиции означает активное согласие с предлагаемым утверждением. Вопрос «верите ли вы в Бога?» таким образом был исключен — вместо этого была предложена опция «в Бога не верю». Интересно, что принадлежность к православию остается социально одобряемой даже после всех информационных проблем Русской Православной Церкви в 2012 году. По мнению директора по исследованиям Фонда «Общественное мнение» Елены Петренко, в масштабах страны они в целом остались незаметны. Сколько в России православных?

http://pravmir.ru/41-cerkovnyx-lyudej-v-...

#lx_705130 #lx_705130 .lx_home_button #lx_705130 .lx_home_button svg #lx_705130 .lx_home_button svg path #lx_705130 .lx_home_button:hover #lx_705130 #lx_705130 .lx_close_button #lx_705130 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_705130 .lx_no_click #lx_705130[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть itemscope itemtype="" > ВЦИОМ представил результаты мониторингового опроса россиян о работе 13:39 05.04.2024 51 Время на чтение 5 минут Фото: imghub.ru В четверг, 4 апреля, Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил результаты мониторингового опроса россиян о работе. Результаты опроса опубликованы на сайте ВЦИОМ. Большинство работающих россиян удовлетворены своей работой – 84%, в том числе каждый второй вполне удовлетворен (48%), это максимум за время измерений с 2004 г. В течение 20 лет показатель колебался от 68% в 2011 г. до 84% в 2020 г. и в текущем периоде. С 2018 г. показатель не опускался ниже 79%. Несколько возможных объяснений такого повышения удовлетворенности своей работой среди работающих россиян в последние годы: улучшение условий труда и социальной защиты работников, вариативность карьерных стратегий, рост предложений на рынке труда и готовность россиян чаще менять работу в поисках лучшего варианта.

http://ruskline.ru/politnews/2024/04/05/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010