сост. А.Ф. Грушина Библиография Храм Святителя Николая в Клённиках 1. Торжество в Николаевской, что в Клённиках, церкви//Московские епархиальные ведомости. 1870. 11. С. 6–7. 2. Холмогоров Г., свящ. Юбилейные церкви//Московские церковные ведомости. 1901. 20. С. 259–261. 3. История храма//Московские церковные ведомости. 1901. 20. С. 260–261. 4. Романовский Н., свящ . Заметка к статье «Юбилейные церкви» // Московские церковные ведомости. 1901. 27. С. 326–328. –Уточнения и дополнения к истории храма. 5. Холмогоров Г., свящ . К 200-летнему юбилею Николаевской, что в Клённиках, церкви//Московские церковные ведомости. 1901. 35. С. 403–404. 6. Романовский Н, свящ. Вынужденное слово//Московские церковные ведомости. 1901. 43. С. 514–515. – Дополнения к истории храма. 7. Денисов Л. И. Первое заседание Церковно-археологического отдела при Обществе любителей духовного просвещения//Московские церковные ведомости. 1902. 6. С. 78–79. – Описание архитектуры храма. 8. Червяков А. Д. Московский архив//Московский журнал. 1991. 5. С. 52–54. 9. Дар московскому приходу//Московский журнал. 1992. 6. С. 61. – О передаче М. А. и Н. А. Струве двух икон письма Т. В. Ельчаниновой в храм Свт. Николая Чудотворца в Клённиках. 10. Бобринский Б., прот. Живая Россия//Русская мысль. 1993. 3971.19–25 марта. С. 16. – О восстановлении храма Святителя Николая в Клённиках в 1990-х гг. 11. Храм Николая Чудотворца в Клённиках (Блинниках)//Указатель материалов о московских храмах, напечатанных в журнале «Московские епархиальные ведомости – Московские церковные ведомости» (1869–1918)/сост. Н. В. Власова, С. П. Прохоров, В. К. Степанов. М., 1993. С. 45. 12. Указатель московских церквей/сост. М. Александровский (1915). Репр. изд. М., 1996. С. 10. 13. На службе Богу//Православная беседа. 1999. 4. С. 22–26. – Рассказ о св. прав. Алексии и сщмч. Сергии. 14. Фрезинская Н. Р. По Покровке-Маросейке...//Московский журнал. 2000. 6. С. 46–53. 14. Паламарчук П. Сорок сороков: Краткая иллюстрированная история всех московских храмов: в 4 т. 3-е изд. М., 2007. Т. 2. С. 182.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Драматургия См. 3029–3039, 3043. Патрология (включает также сочинения русских подвижников благочестия и соответствующие исследования) Творения 275. Августин Блаженный , еп. Иппонский. Об обучении оглашаемых//БТ. 1976. Сб. 15. С. 25–55. 276. Августин Блаженный , еп. Иппонский. Исповедь/[Пер. с лат.: М. Е. Сергеенко]//БТ. 1978. Сб. 19. С. 71–264. 277. Августин Блаженный , еп. Иппонский. О Троице: (Кн. 1)//БТ. 1989. Сб. 29. С. 260–279. 278. Августин Блаженный , еп. Иппонский. Проповеди/Пер. с лат., коммент.: свящ. М. Е. Козлов//АиО. 1996. 1(8). С. 65–77. 279. Августин Блаженный , еп. Иппонский. Толкование на псалом 125-й/Пер. с лат., коммент.: С. А. Степанцов//АиО. 1997. 2(13). С. 52–75. 280. Августин Блаженный , еп. Иппонский. Письмо CCLVIII (к Марциану)/Пер. с лат., коммент.: С. А. Степанцов//БСб. 1999. 4. С. 124–128. 281. Августин Блаженный , еп. Иппонский. Рассуждение в четвертый день празднеств/Пер. с лат.: С. А. Степанцов//БСб. 2000. 5. С. 118–123. 282. Аммон, прп. [Творения]/Пер. с греч., примеч.: [А. И. Сидоров]//БТ. 1997. Сб. 33. С. 258–312. Содержание: Повествование об авве Аммоне; Послания св. Аммона; Наставления св. Аммона. 283. Аммон, прп . Послание об образе жития и отчасти о жизни Пахомия и Феодора/Пер. с греч., предисл., примеч.: А. И. Сидоров//АиО. 2000. 4(26). С. 79–102; 2001. 1(27). С. 94–115. 284. Анастасий Синаит , прп. Три слова об устроении человека по образу и подобию Божиему/Пер. с греч., примеч.: А. И. Сидоров//АиО. 1998. 4(18). С. 89–118; 1999. 1(19). С. 72–91; 2(20). С. 108–146. 285. Афанасий Великий , свт. Слово о Воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти//БТ. 1973. Сб. 11. С. 129–161. 286. Афанасий Великий , свт. О девстве, или О подвижничестве: (Слово спасения к девственнице)/Пер. с греч.: B. Кудрявцев; Подгот. текста, предисл., примеч.: А. И. Сидоров//АиО. 2000. 2(24). С. 110–135. 287. Афанасий Великий , свт. О душе и теле и страстях Господних/Свт. Афанасий Александрийский ; Пер. с коптского, послесл.: Д. Бумажнов//ЦиВр. 2000. 1(10).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Барнаул. Церковь Воздвижения Креста Господня на бывшем кладбище. Крестовоздвиженская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь на городском кладбище, построена в 1908 году. Закрыта вместе с кладбищем в 1929 году. В церкви разместился планетарий. Кладбище было уничтожено - все могилы были срыты, убраны надгробья. Здесь разместился парк культуры и отдыха Октябрьского района. Внешне церковь пострадала несильно, снесены только купол с крестом. С 2001 года ведутся разговоры о передаче храма верующим, однако пока они не увенчались успехом. В январе 1902 г. барнаульская городская Дума рассмотрела вопрос о постройке каменного храма на христианском кладбище по Московскому (Гоньбинскому) тракту, выбрав попечителем над стройкой гласного Думы купца первой гильдии Василия Дмитриевича Сухова. Решено было строить храм, с тем, чтобы он не был причислен к приходским храмам и имел бы отдельного священника для исполнения ежедневных служб и треб. В июне 1902 г. из Томской Духовной Консистории в Строительное отделение Томского губернского управления были направлены на рассмотрение и утверждение проект чертежей, расчет устойчивости и пояснительная записка на постройку каменной во имя Воздвижения Животворящего Креста церкви на новом кладбище в г. Барнауле на 250 человек. В пояснительной записке было отмечено, что на месте предполагаемого построения церкви грунт твердо-глинистый, глубоко промерзающий. Общая площадь храма составляла 14,65 кв. саж., в том числе площадь средней части храма - 8,82 кв. саж., двух боковых частей по 1,96 кв. саж., площадь трапезной - 2,67 кв. саж. Рассчитывая площадь храма по 1 кв. саж. на 15-18 человек, получалось вместимость церкви до 250 человек. Под фундамент решено было выкопать рвы глубиной 3,5 арш. и 1,5 арш. ширины. Толщина стен фундамента, сложенных из железняка, равнялась 4,5 кирпича, толщина цоколя - 4 кирпича и высота 1,5 кирпича. Толщина наружных стен составляла 3,5 кирпича, толщина подпружных арок - 3 кирпича, высота в замках при пролете 0,79 саж., составляла 2,5 кирпича. Перекрытие средней части храма представляло сложный свод, состоящий из четырех распалубков и четырех лотков. В северной и южной частях церкви предполагались коробчатые своды, в алтарной и трапезной – крестовые своды толщиной в 1 кирпич в замках и 1,5 кирпича в пятах. Во избежание промерзания сводов предложено было покрыть их войлоком. Полы должны были быть выполнены из разноцветного кирпича. Над камерой калорифера предполагалось устроить сводики на железных балках длиною 1,41 саж. при пролете в 1,17 саж., для этого потребуется шести прокатная балка 15 по сортировке Тильманса.

http://sobory.ru/article/?object=05376

Богословские и исследовательские работы Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Ветхий Завет . Т. 1. Тверь, 2004. Всесвятая. Православное догматическое учение о почитании Божией Матери: Сборник работ. М., 2000. Душа человеческая. Коломна, 1992. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви (любое издание). Православная богословская энциклопедия: В 11 т. СПб., 1900–1910. Православная энциклопедия. Т. 1–28 (издание продолжается). М., 2000 и далее. Русская религиозная антропология: Антология: В 2 т. М., 1997. Толковая Библия , или Комментарий на все Книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета: В 3 т./Под ред. А.П. Лопухина . СПб.-Стокгольм, 1987. Христианство. Энциклопедия: В 3 т. М., 1993. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. Курс лекций. ТСЛ, 1994. Алмазов А. История чинопоследования Крещения и Миропомазания. Казань, 1884. Амвросий (Погодин) , архим. Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. М., 1994. Амфилохий (Радович) , митр. Основы православного воспитания. Пермь, 2000. Амфилохий (Радович) митр. Человек – носитель вечной жизни/Пер. с серб. С. Луганской. М.: Сретенский м-рь, 2005. Антоний (Блум), митр. Человек перед Богом. М., 2000. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. Бобринский Борис , протопресв. Тайна Пресвятой Троицы. Очерки догматического богословия. М., 2005. Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. 4. М., 1994. Братусъ Б.С. Двойное бытие души и возможность христианской психологии//Вопросы психологии. 1998, стр. 71–79. Братусъ Б.С. К проблеме человека в психологии//Вопросы психологии. 1997, С. 3–19. Братусъ Б.С. Психология – наука о психике или учение о душе?//Человек. 2000, стр. 30–38. Булгаков Сергий , прот. Агнец Божий. М., 1999. Булгаков Сергий , прот. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. – М.: Республика, 1994. Варнава (Беляев) , еп. Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики: В 4 т. Нижний Новгород, 1995–1998.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

Большое Руново (погост Спас-Детчин). Церковь Спаса Преображения. погост Спас-Детчин Карта и ближайшие объекты Церковь Преображения Господня на погосте Спас-Детчин возведена в 1874-1878 гг. на месте старинного деревянного храма. «Над Окой на древнем погосте Спас-Детчин (в одном километре от сельца Лунева «Бесова тож») стоит поздняя церковь, относящаяся ко времени архитектурной эклектики. Если говорить только о ее фасадах и декоре – рядовой пример ретроспективной стилизации с использованием форм и композиционных приемов классицизма и декоративных мотивов древнерусского зодчества. Но разве в этом истинное значение памятника, занимающего господствующее положение в долине Оки, обладающего красивым силуэтом, удачно найденными пропорциями?» Источник: Ф.В.Разумовский «На берегах Оки (от Серпухова до Каширы)», М., 1988 Село Спас-Детчино занимает живописную местность при р. Оке, верстах в 10 от Каширы вниз по течению Оки. До Тулы считается 100 в. Ближайшая ж. д. ст. в с. Озерах Колом. у. в 10 в. Близ села по берегу Оки за дер. Кроптовым сохраняются ясные следы древнего земляного укрепления, называемого „городок”, а далее по берегу же Оки близ Кроптовских выселок начинается ряд курганов, идущий потом к Кашире и далее. По образному народному выражению, с этих курганов. „богатыри топориками перебрасывались”. Определеннее народное предание гласит, что здесь „Литва воевала”. Приход состоит из 5 деревень: слц. Лунева, Бесова тож, в 1/2 от церкви, слц. Кроптова в 1/4 в., дер. Кроптовских выселок в 18 в., слц. Андреевского в 6 в. и слц. Знаменского, Черной деревни тож, в 4 В последнем с 1747 по 1796 г. был дерев. храм во имя Знамения Пресв. Богородицы, от которого осталась лишь ветхая алтарная часть в качестве часовни с могильными памятниками подле нее. Бывшие прихожане этой церкви (одна из слобод Черной деревни) и доселе празднуют Знаменье (27 ноябр.) в качестве храмового праздника. Всех прихожан в Сп.-Детч. приходе муж. п, 462., жен. 559 д. Название Детчино (писалось иногда Дедчино) исконное и, можно полагать, современно самому селу, но отчего получилось оно, неизвестно. Название же „Спас” получено от храма, искони бывшего Спасо-Преображенским. Время происхождении села и прихода с точностью неизвестно. Существует темное предание, что здесь когда-то был монастырь, но оно ничем не подтверждается. Несомненно, однако, что село с храмом Преображения Господня существовало уже во второй половине XVI в. В писцовых книгах 1578-79 гг. значится: „Погост Детчин на р. на Оке, а на пог. церк. Преображение-Спасово, древена, клецки, стоит на царя и велик. князя земле, а церк. поставленье и церковное строенье попа Ивана Васильева сына Попова, да сына его попа Ивана”... Во все последующее время „церковь Преображения Спасова”, по всем данным, непрерывно продолжала свое существование.

http://sobory.ru/article/?object=01455

Греческая церковная поэзия в славянской передаче Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 22, 1999 3 июля, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 22, 1999 1 Коль скоро равноапостольный Кирилл-Константин сам перевел Евангелие на славянский язык — а это засвидетельствовано в его житии, составленном равноапостольным Мефодием 1 , — то именно с него и начинается традиция славянской передачи греческой церковной поэзии, поскольку составление христианских песнопений начинается с Евангелий и Нового Завета, и скорее даже до окончательной редакции отдельных книг; эти песнопения до сего дня входят в состав богослужебных текстов наряду с чтениями из Писания. Они содержатся в первых главах Евангелия от Луки (песнь Богородицы, 1:46–55; песнь Захарии, 1:68–79, песнь Симеона, 2:29–32), а также в Посланиях апостола Павла (Флп 2:6–11), в том числе в пастырских посланиях (1 Тим 3:16; 6:15 и сл.) и в Откровении (Апокалипсисе) Иоанна Богослова (4:11; 5:9 и сл., 5:12,13б). Современные исследования Нового Завета со все большей ясностью показывают, что призыв к верным апостола Павла назидать “самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными” (Еф 5:19; ср. Кол 3:16) никоим образом не остался втуне; эти исследования, исходя из того, что издавна известные раннехристианские песнопения нашли отражение в канонических книгах Нового Завета, обнаружили, что и еще немалое количество фрагментов новозаветного текста представляет цитаты из таких песнопений 2 . Разумеется, песнотворчество не иссякло, когда новозаветное Писание обрело окончательную форму и сложилось в канон Нового Завета. Напротив, общинно-богослужебное пение, как замечает Плиний Старший в письме императору Траяну в 112 г. 3 , стало характерным отличием христиан, а в III в. фрагмент из анонимного антиеретического трактата 4 , дошедшего в передаче Евсевия Кесарийского, свидетельствует о неиссякаемой радости множества христиан, получаемой ими от создания, пения и слушания подобных песнопений. Тем не менее IV век принес с собой планомерную гимнографическую вырубку.

http://pravmir.ru/grecheskaya-tserkovnay...

Журавна. Церковь Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Церковь в с. «Спасское на Журавне» упоминается в писцовых книгах 1578 г. Сохранилась следующая запись: село Спасское на Журавне числится за «вдовою Офросиньею ... за ее внуками ... церковь Преображенье Спасово древена, клецки». В 1698-1710 гг. тщанием помещика И.Д. Щепотьева в селе возведен новый каменный храм в стиле раннего петровского барокко. В 1827 г. здание подверглось переработке в стиле классицизма. В осевой композиции здания «кораблем» доминирует объем храма типа «восьмерик на четверике». В 1858 г. в церкви устроили боковой придел во имя свт. Митрофана Воронежского. В конце 1930-х гг. храм закрыли, в здании находился клуб, затем зерносклад. В 1998 г. создана церковная община, возобновлены богослужения. http://www.mepar.ru Село Спасское на Журавне (в простом наречии Спас-Журавна) отстоит от Тулы в 100 в., от Каширы в 35 в. Первая половина названия получена от храма, искони Спас-Преображенского, а вторая половина от протекающей в селе незначительной речки Журавны. Относительно названия самой речки делаются догадки, что в старину местность эта была болотною и в ней водилось много журавлей, но это опровергается уже тем, что в писцовых книгах XVI в. название этой речки писалось всегда „Жаровня”. О самом селе Спасском в писцовых книгах 1578-79 гг. говорится: „Село Спасское на Жаровне, а в нем церковь Преображенье Спасово, древяна, клецки”. Отсюда видно, что во 2-й половине XVU в. село с храмом Преображения существовало. О возникновении же села и прихода никаких сведений не имеется. В настоящее время приход составляют селения: Зайцево и Федоровка, то и другое в 1 в. от храма, Истомино в 3 в. и Козьяково в 4 вер. В приходе душ муж. пола 597, жен. пола 658. Относительно прежнего храма существует народное предание, что он стоял в расстоянии 3/4 в. от теперешнего на юго-запад, каковое место и теперь называется Старым Спасом, по никаких следов существования прежнего храма не осталось. Теперешний храм каменный, с таковою же колокольнею, во имя Преображении Господни, построен „тщанием и радением того села помещика, стольника Ивана Давыдова сына Щекотьева”, как значится на храмозданном кресте. По надписи на этом кресте, освящение его совершилось в 1710 году, между тем в описи, составленной в 1820 г. и хранящейся в церковной ризнице, сказано, что „оная церковь в сходственность храмозданной грамоты сооружена каменным зданием в 1698 году”. Сопоставляя оба эти известия, должно полагать, что храм построен был в 1698 году, но не скоро еще был отделан внутри и оказался подготовленным к освящению лишь в 1710 году.

http://sobory.ru/article/?object=17207

Крым Таврическая губерния Обителей мужских 8, женских 4. Мужские обители Балаклавский Георгиевский монастырь в Севастопольском уезде. Эта первоклассная общежительная обитель расположилась на склоне скалы, величественно возвышающейся над уровнем Черного моря, среди пустынной местности, в 4 верстах от мыса Фиолента, в 7 в. – от Балаклавы, в 79 – от Ялты и в 12 – от уезд. г. Севастополя. Мы удивляемся, напав на след какой-нибудь киевской или новгородской древности X века, но вот перед нами Георгиевский монастырь, который еще в 1891 г. отпраздновал тысячелетие своего существования. Перед нами место, где около 3 тыс. лет тому назад возвышалось капище кровавой богини девственницы с убежищем жрецов и жриц, где тавры и скифы приносили своим богам в жертву застигнутых бурей      путешественников, – обезглавливали их и трупы бросали в море, а головы, как трофеи, нанизывали на шесты, – и где, наконец, впервые раздалась христианская проповедь Св. ап. Андрея Первозванного. На пути своего апостольского шествия Св. Андрей ставил жертвенники, на месте которых впоследствии возникали христианские храмы, причем, во избежание разрушения их язычниками, храмы устраивались в горах, в лесах и в пещерах. Тогда-то была устроена в горе, около мыса Фиолента, и пещерная церковь , которая несмотря на самые неблагоприятные исторические обстоятельства, сохранилась до IX в. и послужила основанием Георгиевского монастыря. Основание его относится к 891 году. В этом году таврические греки, во время своего плавания по Черному морю по торговым делам, были застигнуты у мыса Фиолента страшной бурей. Разъяренные волны несли их с неудержимой силой на скалистый берег. Ввиду неизбежной гибели они с верой и молитвой воззвали к Св. вмч. Георгию Победоносцу. Услышав сердечный вопль их, он явился на большом камне, в 70 саженях от берега, и по молитве его буря тотчас же утихла. Погибавшие и спасенные от неминуемой гибели взошли на камень и там обрели икону вмч. Георгия, перенесли ее на берег и в благодарность за спасение основали на возвышенном морском берегу, близ места своего спасения и при древнем пещерном храме, монастырь во имя вмч. Георгия. Он сначала управлялся херсонскими епископами, затем с 1804 г. – епископами готской епархии, потом, когда Крым был покорен турками, он стал в зависимость от константинопольского патриарха, а в настоящее время, начиная с момента присоединения Крымского полуострова к русским владениям, монастырь находится в ведении Св. Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Лебедин. Николаевский Лебединский женский монастырь. /// Епархия неизвестна Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1779. Адрес: Черкасская область, Звенигородский р-н, с.Лебедин. Тел.: (04741) 4-79-18 Координаты: 48.966663, 31.586079 Проезд:Древний Свято-Николаевский женский монастырь расположен на восток от села Лебедин Шполянского района в 250 км. от Киева и 100 км. от Черкасс в живописном и уединенном месте, окруженным лесом и озерами. Изменить описание объекта Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. КОЛОКОЛЬНЯ ЛЕБЕДИНСКОГО МОНАСТЫРЯ, 1833 г. Размещена в створе ограды Николаевского монастыря, подчеркивает основную ось его застройки. Кирпичная, прямоугольная в плане, двухъярусная с аттиковым завершением, сооружена в формах классицизма. Центральная ось здания со сквозным проходом закреплена портиками тосканского ордера. Колонны портиков несут антаблемент, завершенный треугольным фронтоном. Стены первого яруса обработаны горизонтальным рустом, пластику стен второго яруса обогащает квадровая рустовка и плоские круглые ниши, в которых помещены небольшие оконные проемы с лучковыми перемычками. Здание завершено невысоким аттиком позднего происхождения (звонный ярус колокольни разобран), декорированным поясом плоских ниш с лучковыми перемычками. Ограда, примыкающая к колокольне, построена одновременно с ней и выдержана в том же стилевом и декоративном ключе. Монументальные формы, строгие пропорции, пластическое оформление памятника ставят его в ряд своеобразных сооружений Правобережья в стиле позднего классицизма. Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 4, стр.257-258, издательство " Будивэльнык " , 1983-1986 год Древний Свято-Николаевский женский монастырь расположен на восток от села Лебедин Шполянского района в 250 км от Киева и 100 км от Черкасс в живописном и уединенном месте, окруженным лесом и озерами. Церковное предание говорит, что основали сию обитель монахини Магдалина и Трифиллия, инокини Дария и Феврония в 1779 г., оставившие свой разграбленный и сожженный турками в Молдавии Свято-Успенский Калатурский монастырь. Проходя Лебединским лесом в поисках нового пристанища, сестры остановились на ночлег и было им видение. Святитель Николай чудотворец благословлял основать здесь монастырь. Наутро они дошли к ручью набрать воды и нашли там икону святителя Николая в подтверждение того, что это был не сон, а благословение Божие. На том месте сохранился целебный источник, открытый святителем Афанасием (Пателарием), Константинопольским патриархом. В народе источник называют " магдалининским " в намять о первой игумении монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=26598

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ III († 8.02.1572, Москва), митр. Московский и всея Руси. Происходил из княжеского рода, о чем свидетельствует запись во вкладной книге Троице-Сергиева мон-ря (см. Троице-Сергиева лавра ): «79 (1571)-го году июня в 10 день Кирил же митрополит дал вкладу по матере своей княгине Ксенье 9 рублев 29 алтын» (ВКТСМ. С. 37). Род К. записан в синодике Коневского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря 2-й пол. XVI в. (РГАЛИ. Ф. 1296. Оп. 2. 58. Л. 13-13 об.): в основном это лица духовного звания и монахи (информация А. В. Маштафарова). Возможно, К. принял постриг в принадлежавшем митрополитам московском Новинском монастыре. В нояб. 1566 г. был поставлен архимандритом Троице-Сергиева монастыря, сменив архим. Меркурия (1564-1566), имя к-рого открывает помянник первосвятителя (ГИМ. Усп. 64. Синодик Успенского собора. XVI в. Л. 294). Во 2-й пол. 60-х гг. XVI в. ясно обозначился приток княжеских вотчин в Троице-Сергиеву обитель: к 1566/67 г. относятся богатые вклады в мон-рь княгинь Микулинских и кн. Ивана Андреевича Булгакова (троицкий старец Иона). 4 нояб. 1568 г. свт. Филипп II (Колычев) за сопротивление опричной политике был насильственно лишен митрополичьей кафедры по приказанию царя Иоанна IV Васильевича и по постановлению церковного Собора, основанному на показаниях лжесвидетелей. По распоряжению царя митрополитом был избран К. ( Штаден Г. О Москве Ивана Грозного: Записки немца опричника. Л., 1925. С. 89), поставление состоялось 11 нояб. 1568 г. (Возведя троицкого настоятеля на митрополичий престол, царь тем не менее крайне отрицательно отзывался о порядках в Троицкой обители в послании братии Кириллова Белозерского мон-ря 1573 г.) 30 апр. 1569 г. Иоанн IV подтвердил К. 3 жалованные грамоты, выданные в 1564 г. митр. Афанасию (АФЗХ. Ч. 3. С. 29-30. 11; Дополнения. С. 359-360. 1; С. 360-363. 2). Эти грамоты ранее не были подтверждены на имя свт. Филиппа II. В 1569 г. скончалась 2-я супруга царя Мария Темрюковна, после чего, как говорится в соборном определении о 4-м браке Иоанна IV, царь просил благословения у К. «к совокуплению третиему браку» (ААЭ. Т. 1. С. 329. 284). 13 нояб. 1569 г. К. «дал вкладу денег 50 рублев» в Троице-Сергиев монастырь (ВКТСМ. С. 37). В нояб. 1569 г. был отправлен в заточение в Варламиев Хутынский в честь Преображения Господня муж. мон-рь архим. Троице-Сергиева мон-ря Памва (преемник К.), арестованный в апр., вероятно, одновременно с убитым позднее, во время новгородского похода, келарем Дорофеем (Курцевым). Возможно, это было сделано с целью устрашения первосвятителя.

http://pravenc.ru/text/1840361.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010