а) Поражение Идумеев и сынов Веана (ст. 1–5). б) Поражение Аммонитян (ст. 6–8). в) Нападение язычников на галаадскую страну и посольство Галаадитян к Иуде и братьям его с просьбой о защите (ст. 9–13). г) Подобное же посольство от жителей Галилеи (ст. 14–15). д) Симон, брат Иуды, отправляется с 3000 воинов в Галилею, сам же Иуда с братом Ионафаном идет в Галаад, Иосиф же и Азария остаются начальниками в Иудее (ст. 16–20). е) Симон поражает язычников в Галилее, Иуда же, в Галааде, разбивает Сирийцев и союзных им Аравитян, под начальством Тимофея (ст. 21–44). ж) Взятие и истребление крепости Ефрона на возвратном пути Иуды в Иерусалим (ст. 45–51). з) Поражение Иосифа и Азария, военачальников иудейских, самовольно напавших на Горгия, сирийского военачальника, в отсутствие Иуды (ст. 52–62). и) Победа Иуды Маккавея над Идумеями хевронскими и филистимлянами (ст. 63–68). Ст. 3. …Иуда ополчился против сынов Исава в Идумее, в Акравиме... Акравим была некоторая местность на границах земли Израильской и Идумеи 1110 . Ст. 4. …Вспомнил он и о злобе сынов Веана... Неизвестно с достоверностью, какой здесь разумеется народ. Может быть, это были обитатели страны, где находился город Веон, в окрестностях Мертвого моря 1111 . Ст. 6. …Потом Иуда перешел к сынам Аммона, и встретил... Тимофея, предводителя их... Упоминаемый в сем стихе Тимофей есть лицо, отличное от того, о котором говорится в стихе 11-м. То был предводитель галаадских язычников. Ст. 9. …Тогда собрались язычники, жившие в Галааде, против Израильтян, находившихся в пределах их, чтоб истребить их... Откуда взялись эти язычники? Еще до пленения Вавилонского, под конец Иудейского и Израильского царств, Аммонитяне и Моавитяне завладели почти всеми землями по ту сторону Иордана, т. е. всем Галаадом, как это видно из пророков Иеремии, Иезекииля и Амоса 1112 . По возвращении из плена, прежние галаадские жители, поселившись на своих местах, жили в мире, под покровительством персидских царей. Когда же настали времена гонения Антиохова, то Аммонитяне и Моавитяне восстали против евреев, дабы удовлетворить своей старинной ненависти против Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Во-вторых, исторические свидетельства менее впечатляющие, чем свидетельства природы. Человеческая жизнь слишком короткая, и чтобы разобраться в хитросплетениях истории, необходимо обращаться к историческим документам, которые могут допускать различные интерпретации 62 . Поэтому этот способ общего Откровение может быть понят лишь тогда, когда Бог Сам истолковывает ход и цель человеческой истории. Бог открыл пророку Даниилу, что «Всевышний владычествует над царством человеческим, и даёт его кому хочет, и поставляет над ним уничижённого между людьми» ( Дан.4:14 ). Господь также открыл ему, что человеческая история движется к своей конечной цели – Царствию Божиему ( Дан. 2 и 7 глл.) 63 . Человек. Третья область проявления общего Откровения – это высочайшее из земных творений Божьих, сам человек. Чаще всего этот вид общего Откровения усматривают в физическом устройстве и умственных способностях человека. Бог сотворил человека по Своему образу ( Быт.1:27 ). Некие истины о Боге, следовательно, можно узнать, изучая человеческое существо (ср. Пс.8 ). Свт. Василий Великий в толковании на слова книги Второзакония ( Втор.15:9 ) «Внемли себе...» говорил следующее: «Если внемлешь себе, ты не будешь иметь нужды искать следов Зиждителя в устройстве вселенной, но в себе самом, как бы в малом каком-то мире, усмотришь великую премудрость своего Создателя» 64 . Самое первое, что человек может узнать о Боге, рассматривая себя, – Он премудрый Творец. Псалмопевец восклицает: «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознаёт это» ( Пс.138:13–14 ). Кроме этого через исследования тела можно узнать и о некоторых свойствах Божиих, ибо «насадивший ухо не услышит ли? и образовавший глаз не увидит ли? Вразумляющий народы неужели не обличит, – Тот, Кто учит человека разумению?» ( Пс.93:9–10 ). Такое познание пересекается с Откровением в природе. Однако яснее всего личность Бога и Его действие видны в духовных и нравственных качествах человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Вознесение, как факт небесной и земной истории, является конечной точкой искупления человека, которое завершилось после того, как Распятый и Воскресший Христос вознесся в небесное святилище. С момента Вознесения Господня человек получил возможность полного участия в Божественной жизни и вечном блаженстве, поскольку человеческая природа Христа не растворилась и не была поглощена Его Божественной природой, а стала равночестной и сопрестольной Божеству. Вознесение Господне открывает всем людям возможность быть вознесенными, подобно Господу, если они будут постоянно распинать в себе грех через покаяние и жить по Евангелию. Особенности богослужения праздника Вознесение Господне – подвижный Господский праздник Пасхального цикла. Поскольку само событие Вознесения Христа на Небо совершилось на сороковой день после Его Воскресения, праздник всегда выпадает на один и тот же день недели – четверг. Его празднование продолжается десять дней: один день предпразднства, совпадающий с отданием Пасхи, восемь дней попразднства и отдание – в пятницу седьмой седмицы по Пасхе. Особенности великой вечерни После малого входа читаются три паремии. 1) 2-я глава книги пророка Исаии, стихи 2-й и 3-й. В этой паремии содержится пророчество о воцарении Господа над всеми народами: «Гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы». 2) 62-я глава книги пророка Исаии, стихи с 10-го по 12-й и 63-я глава книги пророка Исаии, стихи с 1-го по 3-й и с 7-го по 9-й. В этой паремии Господь устами пророка призывает Израиль: «Проходите, проходите в ворота, приготовляйте путь народу! Ровняйте, ровняйте дорогу, убирайте камни, поднимите знамя для народов!». Здесь же пророк говорит о гневе и милости Господней к неверному и колеблющемуся народу. 3) 14-я глава книги пророка Захарии, стихи 4-й и с 8-го по 11-й. В этой паремии говорится о том, что безопасность и благополучие Иерусалима и израильского народа в руках Господа. Вознесение Господне На литии поются стихиры празднику, а на стиховне стихиры самогласны 2-го гласа.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Глава 10 (1) О! горе вам, устанавливающим уставы беззаконные, И пишущим, когда пишут приговоры тяжелые, (2) Чтобы тяжбу бедняков исказить, И лишить правосудия притеснённых в народе моем, Чтобы добычею своею сделать вдов И ограбить сирот. (3) Что же сделаете вы в день расчета И идущей издалека грозы? К кому прибегнете за помощью? Куда денете важность свою? (4) Не сдадутся в плен, Так падут убитыми. И при всем том не укротится гнев Его, И рука Его простерта еще. (5) О горе! Ашур – жезл гнева моего, Он розга в руках ярости моей, Против племени нечестивого Я послал его, Против народа прогневавшего Меня приказал Я ему Добывать добычу, Грабить грабежом, Чтобы топтал его, как на улицах грязь. (7) А он не то задумал И сердце его иначе замыслило, И на сердце у него гибель, Истребление народов, но в малом числе; (8) Потому что он говорит: «не князья ли мои все цари? (9) И Кархамиш 62 не то – ли, что Кално? Иль Арпад не Хама? Иль Самария не тоже, что Дамаск? (10) Если поднялась рука моя на царства идольские (А в них идолов больше, чем в Иерусалиме и Самарии), (11) То ужели не сделаю тоже с Самариею и ее идолами? Также поступлю с Иерусалимом и его изваяниями». (12) Но когда Господь окончит все дела свои на горе Сион и в Иерусалиме, Я обращу 63 взор на плоды величавого сердца царя Ашура и на чрезмерную надменность глаз его. (13) Потому что он говорит: «силою своей руки и мудростью своею я делаю это, ибо по своему усмотрению передвигаю границы народов, расхищаю богатства их и, как всемогущий, низвергаю сидящих на престоле. (14) Рука моя захватила богатство народов как гнездо; как забирают яйца оставленные, так забрал я всю землю и никто не пошевелил крылом, не открыл рта, не пискнул. (15) Разве величается секира пред рубящим ею? иль гордится пила пред двигающим ее? разве палка движет того, кто ее поднимает? Как будто не от дерева возвышается ветвь? (16) За то пошлёт Господь, Господь воинств, чахлость на тучных его и под знаменитыми его возгорится жар, как горит огонь. (17) И будет свет израилев – огнём и святыня его – пламенем и сожжёт и пожрет бурьян и терновник его в один день.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Господь в ту же ночь торжественно свидетельствует о Себе в ответ на вопрос первосвященника: «ты ли Христос?» – «Отныне Сын Человеческий воссядет одесную славы Божией» ( Лк. 22:67, 69 ; Мф. 26:63–64 ; Мк. 14:61–62 , где вследствие краткости особенно выразительно: вопрос первосвященника: «Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках»). 28 Иуда мог слышать и эти слова, находясь во дворе первосвященника, и в таком случае, конечно, не мог не связать их с сказанным ему. Происходит некоторый молчаливый и таинственный разговор с Иудой об его искушении. Христос прямо отвечает на мысли Иуды о цели его предательства, спрашивая его: думаешь ли ты целованием предать Мессию, с тем, чтобы Он, явил себя миру, согласно твоему желанию! Смотри же, что будет! Как будто словами этими Христос указывает затаенную цель предательства Иуды, еще раз оставляя его в недоумении: делай, что делаешь, до тех пор, пока не откроются глаза твои, и сам не увидишь всей ложности принятого пути. Этим и исчерпываются отношения Господа к Иуде по Евангелиям. На основании его приходится заключить, что Иуда, несмотря на свое предательство, не был отвернут Господом и лишен апостольства, подобно тому, как не были отвергнуты Им все апостолы, оставившие Его, бежавшие ( Мф. 26:56 ), как и Петр, отрекшийся от Него. Все апостолы, которых сатана «просил сеять, как пшеницу» ( Лк. 22:31 ) имели в эту ночь свои искушения, каждый по своему характеру, одни подвергались им от страха и немощи, Иуда же активно, от ложно направленной воли. Рассказ Евангелия от Иоанна о предательстве Иуды ( Ин.18:1–9 ) отличается от синоптических: в нем отсутствует и лобзание Иуды, и слова Господа к нему, но самому взятию придается мессианский характер, – самосвидетельства Господа: «Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: («спире») кого ищете? Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я. Стоял же с ними и Иуда, предатель Его. И когда Он сказал: «это Я», они отступили назад и пали на землю» ( Ин. 18:4–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

«Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих, и есть и пить с пьяницами». Разве эти слова не могут быть отнесены к любому человеку, не только к пастырю? Разве мы не соблазняем людей, если ведем себя не по-евангельски, нарушаем заповеди? Нам необходимо вести себя так, чтобы не соблазнять тех людей, которые находятся рядом с нами и в отношении которых мы являемся пастырями. Наоборот, мы должны показывать им добрый пример. И вообще всячески заботиться о тех, кто от нас зависит. «И рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами». Если мы не будем исполнять этих заповедей, не будем заботиться о том, чтобы приносить окружающим пользу, значит, у нас будет одна участь с лицемерами, то есть с неверующими людьми. Следующая притча более пространная. Все эти три притчи имеют отношение к Страшному суду и кончине мира. В них объясняется, чего нужно бояться и что нужно делать, чтобы не быть осужденным. «Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных (по-славянски, «юродивых». — Схиигум. А.). Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих» ( Мф.25:1–4 ). Что в притче подразумевается под маслом? Преподобный Серафим Саровский говорит, что под маслом нужно понимать благодать Божию 62 . Также под елеем традиционно подразумеваются и добрые дела 63 . Мы сейчас не будем в это углубляться, смысл в том, что мы должны быть запасливыми. Не нужно рассчитывать на то, что всё произойдет очень быстро. Может быть, нам придется очень долго трудиться — и мы должны быть готовы к испытаниям, трудностям, мы должны иметь терпение, то есть, повторю, что бы мы ни понимали под маслом, мы должны им запастись. Иначе наша порывистость принесет нам в свое время страшный вред. Помимо усердия нужно еще иметь и благоразумие, но не трусливое, которое лишает человека ревности, а такое, которое делает человека готовым к преодолению трудностей.

http://azbyka.ru/apokalipsis/besedy-o-ko...

« И отдал в плен крепость их и красоту их в руки врагов » (ст. 61). Речь продолжается о скинии; в ней была сила и слава народа, по причине священнодействий. Эту–то скинию Бог предал в плен, — не людям (этого не случилось), а в руки врага мысленного; поэтому и упомянуто об одном только враге, а не о многих, и тем показывается, что под врагом разумеется враг особенный. Другие переводчики, желая указать это еще яснее, перевели — одни: в руки противника, другие: в руки мучителя. Этому врагу предал Он скинию за то, что она осквернена была священнодействовавшими, стала непотребной и не имела уже ничего достойного Бога, а было в ней свойственное только тому врагу, которому и предана. И не дивись этому; так и о древнем Иерусалиме Исаия пророчествовал, что Бог предаст его демонам, сиренам и онокентаврам (Ис. 13:21). « И предал мечу народ Свой, и достояние Свое презрел » (ст. 62). И в этом обвинение против иудеев, что Бог, не смотря на то, что они чрез своих отцов стали народом Божиим и Его достоянием, пренебрег их и заключил их мечом, — не только мечом войны, но и мечом слова Божия. « Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого » (Евр. 4:12). Вот почему слово Божие и называется справедливо мечом. 9. Как же Бог заключил их мечом, т. е. удержал, связал? Предписав в законе обрезание плотское, а в евангелии обрезание духовное; там субботу чувственную, здесь — духовную. Связанные этими предписаниями, они и не могут войти в царствие Божие. На то же указывают и дальнейшие слова: « юношей их поел огонь, и девицы их не оплаканы были » (ст. 63). Юношами пророк называет сведущих в законе, — книжников и фарисеев, твердо веривших в силу закона. Их съел огонь, — ненависть, которую питали они к нам, видя, что мы оправдываемся без ига закона. Так и Исаия говорил им: « увидят и устыдятся ненавидящие народ Твой; огонь пожрет врагов Твоих » (Ис. 26:11). « И девицы их не оплаканы были », потому что некому было оплакивать их, когда они умерли от греховной смерти. Здесь пророк высказал обвинение против иудейских учителей, за то, что они не имели сожаления к грешившим девам, и не подражали Иеремии, который говорит: « о сокрушении дщери народа моего я сокрушаюсь, хожу мрачен, ужас объял меня » (Иер.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? (Мф. 26, 63). Евангелист Марк опуская первые слова первосвященника приводит тот же вопрос: Ты ли Христос, Сын Благословенного? (Мк. 14, 61). Повествования евангелистов согласуются между собой, потому что Благословенный (по-еврейски: Барух) является одним из имен Божиих. Следовательно, в приведенном вопросе во втором Евангелии Христос назван тоже Сыном Божиим. Ответ оба евангелиста приводят по смыслу тождественный: У св. Матфея: Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам; отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных (Мф. 26, 64). Согласно св. Марку: Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных (Мк. 14.62). В еврейской речи словосочетание ты сказал имеет положительно-констативный смысл, что подтверждается тождеством последовавших затем слов Спасителя. Некоторая разница в словах могла возникнуть потому, что Евангелие от Матфея дошло до нас не в оригинале, а в переводе с арамейского языка на греческий. Благовествуя о Царствии Божием, Спаситель открывал Себя как Христа либо ученикам Своим (Мф. 16, 16; 23, 8), либо тем, кто имея чуткую и доверчивую душу, готов был воспринять это. Например самарянке и ее соплеменникам (Ин. 4, 25-42). " Он, - пишет исследователь Дидон, - всегда называл Себя Сыном Божиим и перед народом, и перед фарисеями, и перед членами синедриона. Так как, живя, действуя и уча среди них, Он желал установить Свое Божественное Сыновство, то, несмотря на то, что Он знал, что Его ответ будет смертным для Него приговором, Он не поколебался прервать молчание и на предложенный первосвященником вопрос торжественно засвидетельствовать великую истину. Иисус сказал: Я, и вы узрите Сына человеческого сидящего одесную силы, и грядущего на облаках небесных. В этом торжественном откровении выразилось все учение Христа о Своем Лице предназначении и напомнило Его судьям то, что было им особенно неприятно: соучастие Сына человеческого в могуществе Бога-Отца и Его истинную божественность.

http://pravoslavie.ru/put/040409102211.h...

Иез. 16 :60. Но Я вспомню завет Мой, который (был) с тобою во дни младенчества твоего, и возстановлю с тобою завет вечный. Иез. 16 :61. И вспомнишь пути свои 401 и устыдишься 402 , когда примешь сестер своих старейших с юнейшими тебя 403 , и дам их тебе для созидания 404 , но не от завета твоего 405 . Иез. 16 :62. И Я возстановлю завет Мой с тобою, и узнаешь, что Я Господь, Иез. 16 :63. Чтобы ты вспомнила и устыдилась, и не могла более открыть уст своих от стыда своего, когда милостив буду к тебе во всем, что ты сделала, говорит Господь Бог 406 . Глава 17 Иез. 17 :1. И было слово Господне ко мне и сказано: Иез. 17 :2. Сын человеческий! разскажи повесть и скажи притчу на 407 дом Израилев. Иез. 17 :3. И скажи: так говорит Господь Бог: большой орел, с большими крыльями, с длинными членами 408 , с многими когтями 409 , возымел намерение 410 прилететь на Ливан и взял лучшие кедры. Иез. 17 :4. Сорвал мягкие верхние побеги и принес их в землю Хананейскую, положил их в городе, окруженном стеною. Иез. 17 :5. И взял от семени земли, и посадил его на плодородном поле (чтобы укрепился корень) 411 при обильной воде, чтобы видели его. Иез. 17 :6. И стало рости оно и сделалось виноградною лозою слабою 412 и малорослою, так что не видны были лозы его на нем, и корни его под ним были; а потом стало виноградным деревом 413 и произрастило ветви и пустило отрасли свои. Иез. 17 :7. И был другой орел, большой, с большими крыльями, со множеством когтей; и вот виноградное дерево это стало плестись вокруг его, и корни его к нему 414 , и ветви свои направило к нему, чтобы напаять себя и землю 415 сада своего. Иез. 17 :8. На земле хорошей, при большой воде оно питается, так что (могло) пускать отрасли и приносить плод и сделаться лозою большою. Иез. 17 :9. Посему скажи: так говорит Господь Бог: будет ли оно прочно? Не сгниет ли мягкий корень его и плод? И высохнут все отрасли его; и не с большою-ли силою, ни при многолюдстве-ли вырвут его из корня его? Иез. 17 :10. Вот оно напаяется, но будет ли прочно? Не тотчас ли, как только коснется его ветер знойный, оно совсем высохнет? С грядою своих отраслей высохнет.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Иер. 2 :33. Как ты искусно направляешь пути свои, чтобы снискать любовь! 56 Мало этого, ты прибегала к лукавству, чтобы осквернить пути свои. Иер. 2 :34. И в руках твоих находится кровь душ (убогих) 57 невинных; не во рву находил Я их, но во всякой дубраве 58 . Иер. 2 :35. А ты сказала: „я невинна, пусть отвратится гнев Твой от меня“. Вот Я буду судиться с тобою за то, что ты сказала: „я не согрешила“. Иер. 2 :36. Так как ты с пренебрежением 59 повторяла пути свои, то и будешь посрамлена Египтом, как была посрамлена Ассуром. Иер. 2 :37. Потому что и оттуда выйдешь, положив руки на голову свою 60 , ибо отверг Господь надежду твою и не будет тебе помощи в нем 61 . Глава 3 Иер. 3 :1. Если отпустит муж жену свою, и отойдет от него, и сделается (женою) другому мужу, может-ли она возвратиться опять к нему? Ужели непорочна и неосквернена будет жена та? А ты блудодействовала со многими пастухами 62 , и возвращалась ко Мне, говорит Господь. Иер. 3 :2. Подними прямо 63 глаза твои, и посмотри, где ты не блудодействовала 64 ? у дороги 65 сидела ты 66 , как одинокая ворона, и осквернила землю блудом и лукавством твоим. Иер. 3 :3. И имела многих пастухов 67 в преткновение себе, у тебя было лице блудницы, ты не хотела стыдиться ни пред кем. Иер. 3 :4. Не называла-ли ты Меня как бы домом 68 и Отцем, и вождем девства своего? Иер. 3 :5. „Ужели пребудет во век и сохранится непрерывно“? 69 . Так 70 ты говорила и делала злое 71 , и преуспевала (в нем). Иер. 3 :6. И сказал Господь мне во дни царя Иосии: видел-ли ты, что сделал (по отношению ко) Мне дом Израиля? ходили на всякую гору высокую и под всякое дерево ветвистое, и там блудодействовали. Иер. 3 :7. И после всех прелюбодеяний его Я говорил: обратись ко Мне, и не обращался. И видела преступление его преступница Иудея, сестра его. Иер. 3 :8. И Я видел, что за все, в чем (изобличен) 72 был схвачен, в чем любодействовал дом Израиля, за это Я отпустил его, и дал ему разводное письмо в руки его, но не убоялась преступница Иудея (сестра его) 73 , а пошла и сама соблудила.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010