3. 6). 43.  …кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, …или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе (1 Кор. 5. 11). 44.  …худые сообщества развращают добрые нравы (1 Кор. 15. 33). 45.  Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего… дело преступное я ненавижу… клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю. Глаза мои на верных земли, чтобы они пребывали при мне; кто ходит путем непорочности, тот будет служить мне. Не будет жить в доме моем поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими (Пс. 100. 2–7). 46.  Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их! (Пс. 138. 17). 47. Алфавитный патерик. 48. Еккл. 4. 10. 49. Притч. 8. 19. 50. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания, статья 10. 51. 2 Кор. 4. 10. 52. Очевидно, что правила эти, в существенных началах своих, должны быть непременно соблюдаемы, как заключающие в себе постановления Апостолов и святых Отцов, как принадлежащие к нравственному преданию Церкви. Столько же очевидно, что в мелочных частностях, относящихся к наружному благочинию, должно применяться к требованию и положению каждого монастыря. 53. Четьи-Минеи, житие святого Василия Великого, 1 января. 54. Не Великий, но другой, позднейший инок Скита. 55. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 56. Притч. 15. 27. 57.  Так предохраняйте сынов Израилевых от нечистоты их (Лев. 15. 31). 58. Мф. 26. 23. 59. Руководство к духовной жизни преподобных Варсонофия и Иоанна. Ответы на вопросы 256 и 258. 60. Руководство к духовной жизни преподобных Варсонофия и Иоанна. Ответы на вопросы 256 и 258. 61. Святого Исаака Сирского Слово 9. 62. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. Статья о авве Агафоне. 63.  Положи, Господи, охрану устам моим (Пс. 140. 3). 64. Никифора Монашествующего Слово. Добротолюбие. Ч. 2. 65. «Тех, которые притворяются добродетельными и кожею овчею по наружному виду являют одно, а в сущности по внутреннему человеку суть другое, которые исполнены всякой неправды, исполнены зависти, ревности и злосмрадных страстей, почитают святыми и бесстрастными весьма многие, имеющие неочищенное душевное око и не могущие познать их от плодов их; пребывающих же во благоговении, добродетели и простоте сердца, истинно святых, пренебрегают как бы обыкновенных людей, оставляют их без внимания и презирают, вменяют за ничто.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

60. Я Сын Человеческий, Я Господь, Творец, неба и земли, и нет Спасителя, кроме Меня (43, 11). 61. И возвещает Христос Бог: Вот, Я творю новое, и воссияет свет спасения, и сотворю в пустыне путь и в безводной земле реки, и прославит Меня избранный народ Мой (43, 1920). 62. Этот народ, – говорит Христос Спаситель, – Я воссоздал для Себя, и он будет возвещать славу Мою, яко Единородного от Отца, и Я, Я Сам изглаживаю преступление его ради Себя Самого на Голгофе и грехов их не помяну (43, 21–25). 63. Так говорит Господь Иисус Христос: Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее, излию дух Мой народ христианский и благословение Мое на потомство их (44, 3). 64. И будут яко трава посреди воды и яко верба при воде текущей (44, 4). 65. Так говорит Господь Бог, Царь Израилев, и Искупитель Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и Кроме Меня нет Бога (44, 6). 66. Говорит Господь: новый Израиль – народ христианский – не забывай Меня, Я отъял яко облак беззакония и грехи твои, обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя смертью Своей и воскресением (44, 22). 67. Торжествуйте, небеса, ибо Господь соделал это. Восклицайте, глубины земли, шумите от радости, горы, лес и все деревья в нем, ибо искупил Господь Иакова и прославится в Израиле (44, 23). 68. Сице глаголет Господь, искупивший тебя и создавый тя от чрева: Я Господь, Который сотворил все, распростер небо Един и утвердил землю (44, 24). 69. Говорит Господь Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы. И так было, после Навуходоносора стал царем Набонид, и его сын Валтасар правил в столице. В 538 г. Кир захватил Вавилон и основал Мидо-Персидскую монархию (45, 1). 70. Пророк возвещает, что Бог мир приуготавливает к пришествию Спасителя, дабы познали Бога истинного и правду (45, 4). 71. Могила Кира находится в Иране у Персополиса и всем напоминает о судьбах Божиих. Как сказал Господь, так и было: Сядь на прах, дочь Вавилона, нет престола у тебя, уйди в темноту, дочь Халдеев, не будешь ты госпожою царств, ибо ты не оказала милосердия, и никто не спасет тебя (47, 1–15).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Возрадуется и Господь о них: и как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой (Ис. 62:5). Будут видеть Бога Отца своего лицем к лицу (1 Кор. 13:12) и узрят Его как Он есть (1 Ин. 3:2). Будет и Бог на них смотреть, как Отец чадолюбивый на возлюбленных сынов Своих. Будут видеть Христа, Сына Божия, искупившего их Кровью Своею. Будут видеть в божественной славе Его, Которому здесь смирением, любовью и терпением последовали, как Сам Он об этом молился: Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне (Ин. 17:24). Исполнятся всяких даров, утешения, радости и сладости Духа Святого, как живого и животворящего источника. Будут иметь дружбу со святыми Ангелами и с ними вместе во веки веков восхвалять Господа. Тогда будут славно и весело в радости духа торжествовать над смертью, адом и дьяволом: Смерть, где твое жало? ад, где твоя победа? (1 Кор. 15:55). Будут петь пресладкую песнь: «Аллилуия! Возрадуемся и возвеселимся и воздадим славу Ему!» Тому слава, честь и благодарение да будет и от нас, недостойных, ныне, и присно, и во веки веков, аминь! О Боже Отче, Сыне Божий Единородный, и Святый Душе, Триипостасный Боже, Творче, Спасителю и Промыслителю мой, немерцающий Свете, неложная Истино, Любы вечная, Благосте бесконечная, непостижимое Всемогущество, непостижимая Мудросте, всегда сущая Вечносте, Начало безначальное, Сило вся действующая, Животе всех живущих! Живи мя, просвети мя и вразуми мя, да узрю любовь и благость Твою, которую Ты явил роду человеческому. Аминь! notes Примечания 1 Лик – собрание поющих и пляшущих, а также сама песнь, сопровождаемая пляской. Тимпан – музыкальный инструмент наподобие бубна (прим. ред.) 2 В псалмах: 5:7,15-16; 9:26-32; 11:3-5; 35:2-5, 36:12, 14, 21, 32, 35; 49:16-21; 51:3-6; 58:2-4, 8, 13; 63:4-7; 72:6, 7, 11; 93:5-7; 139:2-6, и в прочих. В апостольских посланиях: Рим 1:21-32; 1 Кор 6:9-10; 2 Кор 12:27; Гал 5:19-21; Еф 5:3-5; Фил 3:18-19; Кол 3:5, 8; 1 Тим 1:9-10; 2 Тим 3:2-7; Тит 1:10,16; Откр 21:8; 22:15 и в прочих местах. 3

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Глава 15 1–12. Границы Иудина колена. 13–15. Удел Халева и его завоевание. 16–17. Храбрость Гофониила и награда. 18–20. Благословение Ахсе от отца. 21–62. Города в Иудином колене. 63. Иевусеи в Иерусалиме. Нав.15:1 .  Жребий колену сынов Иудиных, по племенам их, выпал такой: в смежности с Идумеею была пустыня Син, к югу, при конце Фемана; Первый жребий вышел Иудину колену, которое получило удел в южной части Ханаана, в которой находился и Хеврон. Удел Иудина колена граничил с Идумеей, простираясь к пустыне Син, по-еврейскому начертанию Цин (см. Нав.15:3 ) 130 , «к югу, при конце Фемана». Название Цин носила та пустынная полоса, которая находилась в самой южной части Ханаанской земли ( Чис.13:22 ), близ границы Идумеи ( Чис.34:3 ) и по которой проходила пограничная черта между последней и уделом Иудина колена. Местонахождение пустыни Цин видно в частности из того, что в ней находился Кадес ( Чис.20:1 ; Втор.32:51 ). Феман – еврейское слово, употребляющееся а значении нарицательного и собственного имени. Как слово нарицательное феман значит «юг». В этом смысле оно употреблено в Нав.12:3 и Нав.13:4 . В значении собственного имени Феман употребляется как личное имя ( Быт.36:11,15 ) и как название области в Идумее ( Быт.36:34 ; Ам.1:11–12 ; Иез.25:13 ) или вообще как название Идумеи ( Иер.49:7 ; Авд.1:8–9 ; Авв.3:3 ). Как собственное имя употреблено это слово, нужно думать, и в данном месте, так как указание на юг уже сделано было непосредственно ему предшествующим выражением «к югу». Феман может служить здесь обозначением юго-западной Идумейской области, ближайшей к южной части Ханаанской земли 131 . Нав.15:2 .  южным пределом их был край моря Соленого от простирающегося к югу залива; Нав.15:3 .  на юге идет он к возвышенности Акраввимской, проходит Цин и, восходя с южной стороны к Кадес-Варне, проходит Хецрон и, восходя до Аддара, [идет на западной стороне Кадеса,] поворачивает к Каркае, Нав.15:4 .  потом проходит Ацмон, идет к потоку Египетскому, так что конец сего предела есть море. Сей будет южный ваш предел.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 8 Назначение будущего века для немногих (1–3). Недоумения Ездры по поводу жестокой судьбы человека, вышедшего из рук Самого Творца и находящегося под особым покровом Промысла (4–14) и, в частности, по поводу участи избранного народа (15–19). Молитва Ездры о помиловании родного народа (20–36). Естественность гибели грешников, поясняемая примером из жизни земледельца (37–46). Обещание Ездре блаженства в будущем веке (47–55). Законность наказания грешников при существовании свободы воли (56–62). Вопрос Ездры о времени конца (63). 3Езд.8:1 Он отвечал мне и сказал: этот век Всевышний сотворил для многих, а будущий для немногих. 3Езд.8:2 Скажу тебе, Ездра, подобие. Как если спросишь землю, она скажет тебе, что дает очень много вещества, из которого делаются глиняные вещи, а не много праха, из которого бывает золото, так и дела настоящего века. 3Езд.8:3 Многие сотворены, но немногие спасутся. 3 . Ср. Mф XXII:14; XX:46 . Гильгенфельд и Гаусрат сближают выражение пророческой книги Ездры: «многие сотворены, но немногие спасутся» со словами Спасителя: «много званных, а мало избранных» . Первый из них предполагает что евангелист почерпнул это место из книги Ездры, второй допускает обратное заимствование. Однако, несмотря на сходство отдельных слов, между обеими книгами слишком большая разница в мыслях, какие вложены в приведенные выражения. Псевдо-Ездра имеет в виду все человечество, созданное Богом, и поражается малою цифрою спасающихся. Евангелие сопоставляет судьбу избранного народа, который был предметом особого благоволения Божия, призывавшего его в Свое Царство через пророков, с участью язычников, находившихся в худших условиях. Несмотря на это, язычники сделались членами церкви Христовой, а народ Божий отвергнут за свою жестоковыйность. 3Езд.8:4 Я отвечал и сказал: душа! пожри смысл и поглоти мудрость. 3Езд.8:5 Ибо ты обещала слушать, и пожелала пророчествовать, а тебе дано время только, чтобы жить. 5 . Текст Вульгаты в данном месте поврежден, так что смысл его довольно темен. Наиболее отчетливо мысль автора передана в сирском тексте: «Ты приходишь не по своему желанию и уходишь, когда не хочешь. Ибо тебе не дано власти, кроме как на короткое время жизни». Латинские рукописи приводят это место в таком виде: «ты пришла слушаться (obaudire) и ушла не по своей воле ибо тебе дано жить только в течение краткого срока». Гункель объясняет происхождение слова obaudire, плохо вяжущегося с ходом мыслей неправильным чтением греческого слова " κουσα (против воли, sine voluntate, Syr.), принятого за глагол κοσαι (услышать). 126.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую даёт Бог, чтобы во всем прославлен был Бог чрез Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков, аминь. 1 Петр 4:1–11 Среда 33 седмицы. Первое послание Петра, зачало 62 Возлюбленные, не удивляйтесь огню, который среди вас и для испытания вашего посылается, – как будто происходит с вами нечто странное. Но поскольку вы участвуете в страданиях Христовых, радуйтесь, чтобы и в откровении славы Его возрадоваться вам с ликованием. Если вас поносят за имя Христово, блаженны вы, потому что Дух Славы и Дух Божий на вас почивает. Пусть никто из вас не страдает как убийца, или вор, или делаюший злое, или как вмешивающийся в чужие дела. Если же как христианин, да не стыдится, но да прославляет Бога за это имя, потому что время начаться суду с дома Божия. Если же прежде с нас начинается, какой конец непокорным Евангелию Божию? А если праведный едва спасается, то нечестивый и грешный где явится? Итак, страждущие по воле Божией да предают верному Создателю души свои, делая добро. Пресвитеров ваших прошу я, сопресвитер и свидетель Христовых страданий и участник имеющей открыться славы: “Пасите стадо Божие, какое у вас, с бдительным вниманием, не по принуждению, но добровольно, как угодно Богу, и не ища постыдной наживы, но из усердия, и не как господствующие над уделами, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы. Также и молодые, подчиняйтесь пресвитерам; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь в смиренномудрие, потому что Бог гордым противится, смиренным же даёт благодать”. 1 Петр 4:12–5:5 Четверг 33 седмицы. Первое послание Петра, зачало 63 Братья, смиритесь под крепкую руку Божию, чтобы Он вознес вас в Своё время; возложите всякую заботу вашу на Него, потому что Он печется о вас. Трезвитесь и бодрствуйте: противник ваш диавол ходит, как лев рыкающий, ищущий кого поглотить. Противостаньте ему твердой верой, зная, что такие же страдания постигают ваших братьев в мире.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

ибо нет стыда уповающим на тебя. и ныне мы следуем за тобою всем сердцем и боимся тебя и ищем лица твоего. не постыди нас. но поступи с нами по кротости твоей. и по множеству милости твоей свободи нас чудесами твоими, и дай славу имени твоему, Господи. и да посрамятся все, оказывающие злое рабам твоим. и да будут постыждены всякою силою. и крепость их да сокрушится. и да узнают, что ты Господь Бог один и славен на всю вселенную». И не преставали ввергшие их слуги царя разжигать печь нефтью и смолою и паклею и хворостом. и разливался пламень поверх печи на сорок девять локтей. и обхватывал ее и пожигал, кого достигал у печи халдеев. ангел же Господень сошел вместе с сущими около Азарии в печь. и изгнал пламень огня из печи. и произвел в средине печи росу, как шум дуновения. и отнюдь не коснулся их огонь, и даже не причинил ни скорби, ни туги. тогда сии три, как едиными устами, воспели и благословили и прославили Бога в печи, говоря: Благословен еси Господи Боже отцов наших, и препетый и превозносимый во веки. И благословенно имя славы твоей святое, и препетое и превозносимое во веки. Благословен еси в храме святой славы твоей, и препетый и превозносимый во веки. Благословен еси видящий бездны и сидящий на херувимах, и препетый и превозносимый во веки. Благословен еси на престоле славы царства твоего, и препетый и превозносимый во веки. Благословен еси на тверди небесной, и препетый и превозносимый во веки. И тотчас восходит певец на амвон и поет так: Благословите все дела Господни Господа. Люди: Пойте и превозносите его во веки. и пр. и пр. и проч. В навечерие Вознесения Господня Пророчества Исаии чтение. (Гл. 2, 2–4). Вот что говорит Господь: будет в последние дни видна гора Господня. и дом Бога на вершинах гор. и возвысится над холмами. и пойдут к нему все язычники. и придут народы многие и скажут: идите, и взойдем на гору Господню. и в дом Бога нашего. и возвестит нам путь свой. и пойдем по нему. Пророчества Исаии чтение. (Гл. 62, 10–12. Гл. 63, 1–4. 7–10.) Вот что говорит Господь: идите, проходите чрез ворота мои.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Иез.16:61 .  И ты вспомнишь о путях тво­их, и будет стыдно тебе, когда станешь при­нимать к себе сестер тво­их, бóльших тебя, как и меньших тебя, и когда Я буду да­вать тебе их в дочерей, но не от твоего союза. Бог обещает Иерусалиму, что его духовному влиянию подчинит разные народы (ср. Ис 60.1 ), большие, как Самария, и меньшие его, как Содом, и только это пристыдит так Израиля, что положит начало его исправлению. Но все это будет сделано не в силу прежнего завета Бога с Израилем ( «не от твоего союза» – слав.: «но не от завета твоего»), в обязательства которого не входило дело столь бесконечного милосердия со стороны Божиий. Иез.16:62 .  Я восстановлю союз Мой с тобою, и узнаешь, что Я Го­с­по­дь, «И узнаешь, что Я Господь», но не из кары Божией, как везде ранее ( Иез.15.7 и др.), а из милосердия: следовательно, Израиль узнает теперь Бога с другой стороны. В такой длинной главе это частое у Иезекииля выражение только здесь. Иез.16:63 .  для того, чтобы ты по­мнила и стыдилась, и чтобы вперед нельзя было тебе и рта открыть от стыда, когда Я про­щу тебе все, что ты делала, говорит Го­с­по­дь Бог. Бесконечное милосердие Божие произведет в Израиле самое глубокое раскаяние, а, следовательно, и исправление. Но нельзя не заметить, насколько отлично это обетование от обетования христиан предрекаемое здесь настроение обращенного Израиля от радостного настроения христианина. Таким образом данное Богом оказалось еще более обещанного Им. Может быть и пророческое созерцание ветхозаветного человека не способно было проникнуть в светлую глубину возрожденной христианской души. Впрочем нельзя забывать, что пророк имеет надобность описывать здесь только будущее раскаяние нового Израиля. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 4: Пророческие книги. - 1168 с./Книга пророка Иезекииля. 660-1158 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ис.28:16, 13 , или 8:14–15), который Я полагаю пред Иисусом; на этом одном камне семь очей; вот, Я вырежу на нем начертания его, говорит Господь Саваоф (ср. весь стих с Ис.28:16 и 43:4), и изглажу грех земли сей в один день» (ср. Ис.53:11, 5–6 ). В пророчестве Захарии в 9:9 и дал.: «ликуй от радости, дщерь Сиона,... се Царь твой грядет к тебе праведный и спасающий, кроткий (),.. тогда сокрушен будет бранный лук, и Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от рек до концов земли. А что до тебя, ради крови завета твоего, Я выведу узников твоих из рва, в котором нет воды; возвращайтесь на высоту пленники надеющиеся»!... нельзя не узнать отдельных черт, взятых из пророчеств Исаии 62:11; 63:1, мож. быть, Пс.44:5, 2 (где говорится о «Царе», «восседающем на колесницу для истины и кроткой правды», или скорее – псалма 71:8, 1 и дал.;), Исаии 9:5–7; 51:1, 11. Равным образом, пророчество Зах.13:7 (ср. Мф.26:31 ): «о, меч, поднимись на Пастыря Моего и на ближнего Моего, говорит Господь Саваоф: порази Пастыря, и рассеются овцы», очевидно, относятся к Тому же Лицу, которое в 53-ей главе кн. пр. Исаии называется Рабом Господа (ср. особ. 53:4 и 6), и о котором у прор. Иезекииля говорится: «раб Мой Давид будет царем над ними, и единым Пастырем для всех их» (37:24; особ. ср. Иез.34:23–24 и 8–12 ст.); очевидно, след. пр. Захария имел пред собою указанные пророчества о Рабе Господа ( Ис.53 гл.) и пророчества Иезекииля (37 и 34 глл.) и относил их к Мессии, так что нет необходимости указывать, например, на то, что праведный Симеон (еще ветхозаветный праведник) относил пророчество о Рабе Господа ( Ис.42:6 , или лучше 49:3–8; 28:13, 6. ср. Лк.2:28–35 ; или Иоанн Предтеча – см. Ин.1:29 и Ис.53 , стихи 7 и 5) ко Христу Спасителю. И вообще следует заметить, что было бы очень странным, если бы в столь замечательном отделе, как 40–66 глл. Исаии, не было пророчеств о Мессии, тогда как во всех книгах современных плену и послепленных пророков – даже весьма небольших – предвозвещалось Его пришествие.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Мф.17:3 ). Также Господь обличает саддукеев, которые, как иеговисты, отрицают бессмертие души: не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых ( Мф.22:31–32 ). И добавляет: Итак, вы весьма заблуждаетесь ( Мк.12:26–27 ). Ту же самую истину подтверждает и повествование о богаче и Лазаре, воскрешение дочери Иаира, воскрешение Лазаря (о котором притом Господь сказал, что он спит). Также слова Иисуса на кресте: истинно говорю тебе, сегодня же будешь со Мною в раю ( Лк.23:43 ). В своем же издании Священного Писания иеговисты переставили знак препинания после слова «сегодня», так что получилось следующее: «истинно говорю тебе сегодня, будешь со Мною когда-нибудь в раю» вместо правильного: истинно говорю тебе, сегодня же будешь со Мною в раю ( Лк.23:43 ). Но если Господь хотел сказать: «тебе говорю сегодня», то Он бы использовал слово «ныне», как Он это сделал в других случаях (см. Ин.9:41; 14:29 ). Во время распятия Господа многие тела усопших святых воскресли ( Мф.27:52 ). Стефан, когда был побиваем камнями, почил ( Деян.7:60 ). И в других случаях Священное Писание называет смерть сном ( Ин.11:11–13 ; 1Кор.7:39; 15:51–52 ) 62 . Вспомните апостольское чтение на погребение: мы же предупредим (т.е. «не опередим».– Пер.) усопших 63 ( 1Фес.4:15 ). Господь, умирая на кресте, возопил: Отче! в руки Твои предаю дух Мой ( Лк.23:46 ). Также и первомученик Стефан 64 . К тому же душа Господа сходила в ад: [И там Господь ею, т. е. душой] находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал ( 1Пет.3:19 ) и мертвым было благовествуемо ( 1Пет.4:6 ), но не оставлена душа Его во аде и плоть Его не видела истления, как пророчествовал Давид ( Деян.2:31 ). Также Слово Божие нас удостоверяет, что когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный ( 2Кор.5:1 ). Поэтому Павел желает отойти ко Господу ( Флп.1:21–23 ). К тому же известно, что мы не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего ( Евр.13:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010