Азия) в 190 г. до н. э. . Имеется в виду убийство Антиоха III в Сузах в 187 г. до н. э. См.: 2Мак 1:13-16; Диодор Сицилийский. Историческая библиотека, 28.3. . Антиох IV Эпифан, вначале, в 175-170 гг. до н. э., правивший совместно с малолетним сыном Селевка IV Антиохом, которого затем он Умертвил. . Предполагают, что это говорится о визире Гелиодоре и его клике, Уничтоженной Антиохом IV. См.: La Bible, 1981. . Первосвященник Опия III. Ср. 9:26; 1Ен 90:8. . Первый поход Антиоха IV в Египет в 170-169 гг. до н. э. против малолетнего Птолемея VI Филометора, правившего в 181-145 гг. до н. э. и его соправителя с 170 г. Птолемея VIII Эвергета II (Фискона). См.: 1Мак 1:18-19; Иосиф Флавий. Древности, XII 5.2. . Антиох IV Эпифан. . Ср. Сив 3:614 (док-т 3 б). . Имеется в виду нашествие Антиоха IV на Иерусалим по возвращении из Египта в 169 г. до н. э. См.: 9:26; 1Мак 1:20-24; 2Мак 5:11-16; Иосиф Флавий. Древности, XII 5.3. . Второй поход Антиоха IV в Египет в 168 г. до н. э. . В разные времена под «землей Киттим», «киттиями» понимались разные области и народы. В Ис 23:1,12, Иер 2:10, Иел 27:6 это жители средиземноморских островов, прежде всего Кипра. В 1Мак 1:1, 8:5 это македоняне или, шире, греки. В кумранском «Свитке войны» под «киттиями Ассирии» подразумеваются Селевкиды, а под «Киттиями Египта» – Птолемеи (1QM 1:2,4). Но уже с конца II в. до н. э. этот термин стал обозначать римлян. В данном случае, вероятно, имеется в виду римский флот Гая Попилия Лената, прибывший на Кипр и угрожавший Антиоху IV. В Септуагинте и Вульгате слово «Киттимские» переведено как «Римские». Об этой флотилии см.: Полибий. Всеобщая история, 29.27; Диодор Сицилийский. Историческая библиотека, 31.2. . Отступником автор считает следующих за Онией III первосвященников Иисуса-Йасона и Менелая-Манассию, которым покровительствовал Антиох IV Эпифан. . Выражение это, вероятно, указывает на хасидеев (тОЛ; οιδαοι – «благочестивые»), составлявших ядро Маккавейского движения (1Мак 7:13; 2Мак 14:6), в то время как выражение «люди, чтущие своего Бога» в предыдущем стихе обозначает вообще всех евреев, которые сопротивлялись давлению Селевкидов.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

3) Стручцы водружаются вверх концами, обвитыми хлопчатой бумагой; хотя бы было пресвитеров более или менее семи, стручцов должно быть семь – по числу помазаний (там же, 170 стр.). 4) Хотя евангельские зачала, положенные при елеосвящении, и помещены в Требнике, но на столе должно быть Евангелие – во образ присутствия и действия Самого Господа Иисуса Христа, как это читается в заключительной молитве «Последования» (там же, 170 стр.). – По разъяснению одних, взятие св. креста к елеосвящению ни в прежних чинах, ни в нынешних не показано, и целование его ни в начале, ни при отпусте чина не положено и вообще по восточному чину не бывает (см. там же, 172, 213 стр.); но, по указанию других, на столе, согласно принятому у нас обычаю, полагается, кроме Евангелия, и св. крест (см. Пособие, 734 стр.; Таин. Прав. Каф. Вост. Цер., прот. А.Мальцева , 453 стр.). 5) Священникам даются свечи не возжённые; возжигать свечи, следуя древности, пресвитеры должны сами пред освящением елея, по окончании молебного пения, и каждый из них должен гасить свою свечу по совершении им елеопомазания; ибо возжение относится в чине к самому священнодействию таинства. – Водружение в пшеницу, вместе с стручцами, семи возжённых свечей в чине не указано, и это делается по обычаю, явившемуся, вероятно, вследствие совершения чина, по нужде, одним священником, что в таком случае и следует делать, дабы изображалось седмеричное число совершителей таинства и сохранился обычай держания ими свечей. Но свечи над елеем надобно зажигать, по древнему порядку, после влития елея в кандило пред освящением елея. При участии в совершении таинства седми пресвитеров и при держании, ими самими светильников, возжение свечей над елеем есть дело благочестия. То же самое нужно сказать и относительно держания свечей при совершении таинства больным и присутствующими. Если, по недостатку свечей, нельзя будет возжечь их над елеем, а равно и дать свечи больному и присутствующим, то ни пресвитеры, ни больной, ни прочие присутствующие не должны иметь недовольного чувства, так как это возжение «Последованием» не требуется (О тайне св. елея, прот. М.Архангельского , 170, 172–173 стр.). – Само собою разумеется, что о держании недужным зажжённой свечи не может быть и речи, если по состоянию его болезни для него это невозможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

425 Рабинович М. И., Мюезинолу М. К. Нелинейная динамика мозга: эмоции и интеллектуальная деятельность//УФН. 2000. Т. 180. 4. С. 371–387. 427 Wicker B. et al. Brain Res. Rev., 43, 224, 2003; Kelley W. M. et al. Cognitive Neurosci., 14, 785, 2002; Northoff G. et al. Neuro Image, 31, 440, 2006; Broyd S. J. et al. Neurosci Biobehav. Rev., 33, 279, 2009. 428 George F. R. Ellis. Top-Down Causation and the Human Brain Brain//Downward Causation and the Neurobiology of Free Will, 2009, Springer-Verlag, Berlin Heidelberg. P. 63–81 (Nancey Murphy, George F. R. Ellis, and Timothy O’Connor (Eds.)). 431 Чернавский Д. С. Проблема происхождения жизни и мышления с точки зрения современной физики//УФН. 2000. Т. 170. 2. С. 157. 435 Реутов В. П., Шехтер А. М. Как в ХХ веке физики, химики и биологи отвечали на вопрос: что есть жизнь?//Успехи физических наук. 2010. Т. 180. Вып. 4. С. 395. 436 Иваницкий Г. Р. XXI век: что такое жизнь с точки зрения физики?//Успехи физических наук. 2010. Т. 180. Вып. 4. С. 339. 440 Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант: к решению парадокса времени. М.: Книжный дом «Либроком», 2009; Кадомцев Б. Б. Динамика и информация//Успехи физических наук. 1994. Т. 164. Вып. 5. С. 449. 443 Чернавский Д. С. Проблема происхождения жизни и мышления с точки зрения современной физики//УФН. 2000. Т. 170. 2. С. 157. 444 Чернавский Д. С. Проблема происхождения жизни и мышления с точки зрения современной физики//УФН. 2000. Т. 170. 2. С. 157. 447 Обсуждение этого вопроса можно найти, например, в работе: George F. R. Ellis. Top-Down Causation and the Human Brain Brain//Downward Causation and the Neurobiology of Free Will, 2009, Springer-Verlag, Berlin Heidelberg. P. 63–81 (Nancey Murphy, George F. R. Ellis, and Timothy O’Connor (Eds.)). В работе, в частности, говорится: «Коротко: есть другие формы причинной обусловленности, помимо описываемых физикой и физической химией. Полное научное представление о мире должно признать этот факт, или иначе оно проигнорирует важные аспекты причинной обусловленности в реальном мире и, таким образом, даст причинно неполный взгляд на вещи (Эллис, 20 θ5, 2006a, 2006b).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pan...

68. Архиепископ Никон об афонских событиях. — Московские ведомости, 7.09.1913 207). 69. Аскольдов С. О пустынниках Кавказа (по поводу книги В. Свенцицкого «Граждане неба»). — Русская мысль 5, 1916. Ч. 2. С. 27—37. 70. Атеистический словарь. Издание второе, исправленное и дополненное. М., 1985. И. Афонец. Печальная летопись современного Афона. — Русский инок 7, 1913. С. 44S--454. 72. Афонская община. — Новое время, 1.08.1913 13 429). 73. Афонские бунтари. — Русская молва, 16.02.1913 67). 74. Афонские дела. — Утро России, 10.08.1913 184). 75. фонские изгнанники. — Биржевые ведомости, 9.08.1913 13 691). 76. Афонские изгнанники. — Русское слово, 28.07.1913 174). 77. Афонские монахи в Москве. — Дым отечества, 3.07.1914 17). 78. Афонские монахи в Москве. — Русское слово, 23.07.1913 169). 79. Афонские монахи ждут прибежища. — Биржевые ведомости, 13692). 80. Афонские монахи на родине. — Голос Москвы, 12.03.1914 59). 81. Афонские монахи у Венизелоса. — Новое время, 5.03.1913 82. Афонские монахи. — Дым отечества, 8.05.1914 19). 83. Афонские монахи. — Московские ведомости, 24.07.1913 170). 84. Афонские монахи. — Одесский листок, 4.07.1913. 85. Афонские монахи. — Русские ведомости, 13.07.1913 161). 86. Афонские монахи. — Русские ведомости, 14.07.1913 162). 87. Афонские монахи. — Русские ведомости, 16.07.1913 163). 88. Афонские монахи. — Русские ведомости, 18.07.1913 165). 89. Афонские монахи. — Русские ведомости, 23.07.1913 169). 90. Афонские монахи. — Русские ведомости, 15.08.1913 188). 91. Афонские монахи. — Утро России, 24.07.1913 170). 92. Афонские монахи. Беседа с епископом Модестом. — Русское слово, 7.05.1914 104). 93. Афонские пленники. — Биржевые ведомости, 21.07.1913 13660). 94. Афонские пленники. — Русское слово, 14.07.1913 162). 95. Афонские пленники. — Русское слово, 16.07.1913 163). 96. Афонские события. — Голос Москвы, 25.07.1913 171). 97. Афонский вопрос. — Московские ведомости, 24.07.1913 170). 98. Афонский вопрос. — Московские ведомости, 25.10.1913 246). 99. Афонский запрос. — Биржевые ведомости, 13.11.1913 13 854).

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

В частности, Бог, после грехопадения прародителей, сказал Еве: «...Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей...» ( Быт. 3:16 ). По данному вопросу также говорится следующее: «Нечистота относилась к материнской плаценте после рождения ребенка, но не к ребенку» (39:170. См. пояснение к Лев. 12:1–8 ); «Очевидно, что период, в который матери были нечисты, после рождения дочери был в два раза длиннее (80 дней), чем после рождения сына (40 дней). Такое положение отражает пятно позора на женщинах за роль Евы в грехопадении» (39:170. См. пояснение к Лев. 12:5 ). Ибо «от жены начало греха и через нее все мы умираем» ( Сир. 25:27 ); «Несмотря на то, что само событие (рождение ребенка – П.Д.) было радостным, обязательные жертвы предназначались для того, чтобы запечатлеть в сердцах родителей реальность первородного греха и наследование ребенком греховной природы ... так как человек воспроизводит грешников и только грешников» (см. пояснение к Лев. 12:6  в 39:170). Иначе говоря, родители, не нарушая каких – либо законов Божиих, производят при этом ребёнка с греховной природой, что не может быть угодным Богу (см. 41:171–202; 72:316–367). Исходя из сказанного о зачатии и рождении ребенка, можно сделать вывод о том, что связанные с ними временные нечистота и грех являются не следствиями каких-либо греховных действий, совершаемых непосредственно родителями и нарушающих какие-либо постановления Божии, а следствиями первородного греха. И, подобно тому, как все люди, лично не участвующие в первородном грехе, испытывают на себе его последствия, так и родители (в особенности женщина) при зачатии и рождении ребенка испытывают, помимо общих для всех людей последствий первородного греха, также и данные (специфические, то есть свойственные только родителям) его последствия (временные нечистоту и греховность). 4.2.3. О супружеской близости без цели зачатия §1. В гл. 2 «О целях брака» говорилось, что супружеская близость, как «врачевство, истребляющее блуд», средство для «погашение естественного пламени» и «предохранения от распутства и сохранения целомудрия»,   является одной из целей брака, которая имеет бóльшую важность, чем деторождение.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sup...

Z – cod. Atrebatensis, s. XIII–XIV – не полон Q – cod. Panormitanus, s.VIII (IX?) – не использовался Моммзеном. A – cod. Mediolanensis Ambrosianus, s. XI–XII. Нами привлекаются также эксцерпты Фрехульфа (Freeh.), писателя, жившего не позднее 830 г. Рукопись А Моммзен считал codex descriptus, но указывал ее чтения как легшие в основу вульгаты. При пользовании этой рукописью надо учитывать, что она подверглась существенной редактуре и максимальной нормализации, так что некоторые ее чтения являются попросту средневековыми конъектурами. Ниже приводится стемма рукописей, в основе которой лежат идеи Моммзена (добавлена лишь новая рукопись Q). Мнение Моммзена, поддержанное Вёльффлином, о том, что совпадения в независимых ветвях традиции могут иметь характер параллельных исправлений плохой латыни И., оправдывается, хотя и с некоторыми оговорками. α, β, γ, δ, ε, ξ – не сохранились. Относительно стеммы см. также коммент. 101. Мы указывали в комментариях лишь те разночтения, которые имеют стемматическую ценность, т.е. могут восходить к оригиналу. Это важно помнить, так как нередко фигурирующие в научной литературе разночтения такой ценности не представляют. Внесение в текст И. конъектур практически невозможно, так как, исправляя смысловые шероховатости или дефектные чтения, мы всякий раз можем подозревать, что исправляем самого И. Поэтому при выборе между разночтениями орфографического характера предпочтение часто нужно отдавать вслед за Моммзеном наиболее ошибочным, считая остальные попытками нормализации. § 7.1. В наших примечаниях мы старались отмечать отступления от классической латыни у И. Можно выделить следующие 0с °бенности его фонетики и орфографии: 1 . Отпадение -m в ауслауте (MJ, 172–173; Werner. Jord., 21–24). 2 . Переход о → u (MJ, 174; Werner. Jord., 9, 26). 3 . Переход um → о (MJ, 178; Werner. Jord., 65). 4 . Переход e → i в иностранных словах (MJ, 170–171). 5 . Сохранение корневого e вместо i в композитах (MJ, 170–171). 6 . Путаница между ае и е (MJ, 169–170). 7 . (ср.: Гурычева. Народная латынь, 39).

http://azbyka.ru/otechnik/6/svod-drevnej...

454 Так же как современный компьютер, который хоть и работает на основании законов физики и химии, но требует для своей работы алгоритма, который не вытекает из этих законов, а разработан человеком. 455 Рабинович М. И., Мюезинолу М. К. Нелинейная динамика мозга: эмоции и интеллектуальная деятельность//Успехи физических наук. 2010. Т. 180. 4. С. 371–387; Чернавский Д. С. Проблема происхождения жизни и мышления с точки зрения современной физики//УФН. 2000. Т. 170. 2. С. 157. 456 Чернавский Д. С. Проблема происхождения жизни и мышления с точки зрения современной физики//УФН. 2000. Т. 170. 2. С. 157. 457 Чернавский Д. С. Проблема происхождения жизни и мышления с точки зрения современной физики//УФН. 2000. Т. 170. 2. С. 157. 458 Пенроуз Р. Путь к реальности, или Законы, управляющие Вселенной. Полный путеводитель. М.; Ижевск: Институт компьютерных исследований; НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2007; Пенроуз. Р. Новый ум короля. О компьютерах, мышлении и законах физики. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. 459 Панов А. Д. Технологическая сингулярность, теорема Пенроуза об искусственном интеллекте и квантовая природа сознания//Метафизика. 2013. 3 (9). С. 141–188. 460 Пенроуз Р. Путь к реальности, или Законы, управляющие Вселенной. Полный путеводитель. М.; Ижевск: Институт компьютерных исследований; НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2007; Пенроуз. Р. Новый ум короля. О компьютерах, мышлении и законах физики. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. 461 Цехмистро И. З., Штанько В. И. и др. Концепция целостности. Харьков: Изд-во Харьковского государственного университета, 1987. 462 По этому поводу в статье Christof Koch. Free Will, Physics, Biology, and the Brain, представленной в сборнике Downward Causation and the Neurobiology of Free Will, 2009, Springer-Verlag, Berlin Heidelberg. Р. 31–52 (Nancey Murphy, George F. R. Ellis, and Timothy O’Connor (Eds.)), приводится следующее шутливое высказывание: «This well-known propensity is enshrined in the adage: “Under carefully controlled experimental circumstances, an animal will behave as it damned well pleases”», что в переводе на русский язык будет звучать следующим образом: «Эта известная особенность поведения выражается пословицей: “ При экспериментальных обстоятельствах, которыми тщательно управляют, животное будет вести себя, как ему нравится, черт побери”».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pan...

159 Cat 5.1.1—12 160 Cat 3.247—259. 161 Cat 5.49—52. 162 Cat 5.87—107. 163 Cat 5.122—125. 164 Cap 3.23. 165 Cat 4.670—682. 166 Cat 5.467—470. 167 Cat 5.1054—1063. 168 Cat 12.51—58. 169 Cat 15.127—130. 170 Cat 15.130—133. 171 Cat28.126—131. 172 Cat 28.183—185. 173 Cat 16.142—144. 174 Eth 2.7.306—311. 175 Eth 13.222—236. 176 Cat 30.132—140. 177 Cat 30.123—125. 178 Cat 30.140—142. Пр. Иоанн Лествичник пишет в пятой главе Лествицы о «темнице», месте особенно страшном, где находились, добровольно, впрочем, падшие монахи. P. G. 88.764B-781A 179 Cat 30.145—170. 180 Cat 30.221—227. 181 Cat 30.228—235. 182 Cat 30.259—273. 183 Cat 23.8—11. 184 Cat 23.65—94. 185 Cat 23.37—51 186 Cat 23.65—94. 187 Cat 23.95—97. 188 Cat 23.103—108. 189 Cat 23.108—113. 190 Cat 23.145—157. 191 Cat 23.158—170. 192 Cat 23.173—180. 193 Cat 23.185—193. 194 Cat 23.183—201. 195 Cat 23.202—209. 196 Cat 23.217—223. 197 Cat 23.224—237. 198 Более подробно о древней теме «трезвого опьянения» — в моей статье Le theme de Iivresse spirituelle dans la mystigue de St. Symeon le Nouveau Theologien в Studia Patristica t. V, 1962, pp. 368—376. Также: Η . Lewy. Sobria Ebrietas. Untersuchungen zur Geschichte der antiken Mystik. Giessen. 1929. Впрочем, пр. Симеон не говорите «трезвом» опьянении, он только описывает состояние духовного опьянения и свойственные ему черты. 199 «Симеон не пишет о молитве, он молится». Это замечание Фёлькера только наполовину верно. Пр. Симеон много пишет о молитве, но не систематически. См.: V. Volker. Praxis und Theoria S. 432. 200 Нам не представляется возможным рассматривать как подлинное творение пр. Симеона «Метод священной молитвы и внимания» или «О трех образах молитвы», содержащее указания на психофизические приемы призывания имени Иисуса. Текст его в неточном ново-греческом переводе был впервые напечатан в греческом Добротолюбии в 1782 г., стр. 1178—1185. Подлинный текст издан в первый раз И. Хаусхерр " ом в его «Methode de Ioraison hesychaste», Orientalia Christiana, 36, 1927, стр.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4065...

Таким образом: а) повеление не прикасаться к женам за три дня перед явлением Господа на горе Синае (Исх.19:15); б) кратковременная нечистота родителей при зачатии ребенка (Лев.15:18); в) более длительная нечистота женщины после родов (Лев.12:2,4,5); г) необходимость принесения жертвы всесожжения и жертвы за грех после родов (Лев.12:6-8) говорят о том, что зачатие и рождение ребенка связаны с определенными временными, соответственно, нечистотой и нечистотой с греховностью. Причину этого, по-видимому, следует искать в первородном грехе. В частности, отметим, что Бог после грехопадения прародителей сказал Еве: " Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей " (Быт.3:16). Приведем дополнительные сведения по данному вопросу. " Нечистота относилась к материнской плаценте после рождения ребенка, но не к ребенку " (50:170. См. комментарий к Лев.12:1-8). " Очевидно, что период, в который матери были нечисты, после рождения дочери был в два раза длиннее (80 дней), чем после рождения сына (40 дней). Такое положение отражает пятно позора на женщинах за роль Евы в грехопадении " (50:170. См. комментарий к Лев.12:5). Ибо " от жены начало греха и через нее все мы умираем " (Сир.25:27). " Несмотря на то, что само событие (рождение ребенка - П.В.) было радостным, обязательные жертвы предназначались для того, чтобы запечатлеть в сердцах родителей реальность первородного греха и наследование ребенком греховной природы так как человек воспроизводит грешников и только грешников " (см. комментарий к Лев.12:6 в 50:170). Исходя из сказанного в отношении зачатия и рождения ребенка, можно сделать вывод о том, что связанные с ними временные нечистота и грех являются следствиями не каких-либо греховных действий, совершаемых непосредственно родителями и нарушающих какие-либо постановления Божии, а следствиями первородного греха. И подобно тому, как все люди, лично не участвующие в первородном грехе, испытывают на себе его последствия, так и родители (в особенности женщина) при зачатии и рождении ребенка испытывают, помимо общих для всех людей последствий первородного греха, также и данные (специфические, то есть свойственные только родителям) его последствия (временные нечистоту и греховность).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/202/...

Симеона Нового Богослова». Вестник, 75—76. 1971. Стр. 151—170, особенно 168—170 (по-французски)    Eth 4.552.    Eth 1.3.82—86. См.: Часть II. Святая Евхаристия. Пр. 4.    Сар 1.51—52; Cat 28.403—410    Eth 3.203—205; 243—253.    Eth 3.257—263.    Eth 3.375—385.    Eth 3.399—402.    Eth 4.424—429.    Eth 4.856—861.    Eth 4.249—259.    Eth 4.260—269.    Eth 4.917—924.    Eth 5.184—193.    Eth 5.114—125.    Eth 5.212—214.    Eth 5.246—249.    Eth 9.239—245.    Eth 9.246—248.    Eth 9.303—305.    Eth 9.380—387.    Eth 9.390—407.    Eth 10.88—93.    Eth 10.697—713    Eth 10.813—821.    Eth 10.751—753.    Eth 11.157—186.    Euch 1.59—62.    Euch 1.152—154.    Euch 1.181—195.    Euch 1.196—211.    Euch 2.196—207.    Euch 2.208—224.    Euch 1.232—237.    Hymn 28.1—23.    Hymn 28.73—83.    Hymn 41.101—114.    Hymn 42.74—84    См.: Часть IV. Видение света. Прим. 71.    Hymn 42.120—125.    Hymn 55.82—92.    Hymn 50.91—109.    Hymn 23.13—19.    Hymn 23.122—128.    Hymn 23.267—268.    Hymn 23.319—326.    Hymn 23.346—354.    Hymn 23.394—414.    Hymn 23.517—520. Часть IV. С нами Бог 1. ВИДЕНИЕ СВЕТА    Среди различных божественных видений и откровений видение света занимает несомненно первое место в мистическом опыте пр. Симеона. Он постоянно говорит о нем как о внутреннем и даже внешнем мистическом феномене, или как о Боге, являющемся в виде света, но, в конечном итоге, это один и тот же опыт. Однако, сам пр. Симеон при первом явлении света, хорошо не знал, что это за свет, который ему является, какова его природа и происхождение, что он представляет собою. Несомненно, он чувствовал, что это божественное явление, но оставался в неуверенности до момента, когда Сам Свет открыл ему, кто Он. Это хорошо видно из живого автобиографического рассказа о том явлении света, которое пр. Симеон имел в молодости, в возрасте двадцати лет, еще будучи мирянином. Мы уже говорили о нем выше. «Однажды, когда он стоял и говорил «Боже, милостив буди мне грешному», более умом, чем устами, Божественное осияние внезапно богатно явилось сверху и наполнило все место.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4065...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010