Любовь к миру угашается размышлением о смерти, страшном суде и вечной участи (4:121, см. СУЕТА , 1027). Любящий Бога ищет славы Божией, для чего уклоняется от зла Истинный Божий любитель во всем ищет славы Божией, а не своей, и молится о том, чтобы имя Божие славилося: «да святится имя Твое, Отче небесный», как Христос научил ( Мф. 6, 9 ). Чего для от всякаго зла уклоняться, и всякое добро делать тщится не ради суетныя своей славы, но в славу и честь имене Божия. Отсюду бывает, что за честь Божию во всякую беду и самую себе повергает, и желает лучше умереть, нежели безчестие видеть или слышать имене Божия, – каковы были мученики святые (2:277). Любящий скорбит, если ОСКОРБЛЯЕТ Бога ГРЕХОМ и спешит принести покаяние Любитель жалеет, когда любимаго чем оскорбит сам, или от другаго кого оскорбленным видит. Тако, кто любит Христа, когда от немощи что согрешит, сокрушается, жалеет, окаевает себе, и со смирением и горячим исповеданием своего греха, и самого себе уничтожением и укорением, падает пред Ним нелицемерно, и сам себе судит всякаго наказания достойным. Таковый, хотя бы во аде был за преступление, и тамо бы хвалил Божию правду (3:144) Любящий Бога, если согрешит, печалится и смиряется Истинный Божий любитель, когда от немощи что согрешит и почувствует в совести ударение, вельми жалеет о том, скорбит, окаевает себе, гневается на себе, смиряется и повергает себе с любовным смирением пред Создателем и Отцем своим небесным. Тако сотворил искренний и теплейший любитель Христа Бога Петр святый, который отрекшися Любимаго, «изшед вон, плакася горько» ( Мф. 26, 75 ) (2:277). Бог ищет любовь человека, чтобы даровать ему блаженство Бог хощет от человека любим быти: любит человека и от него хощет любитися, и тако в дружество с ним войдти. Дружество бо не иное что есть, как взаимная любовь, то есть, любить и любиму быть. За велико почитаем подданному рабу с царем земным дружество иметь, коль несравненно больше есть человеку с Богом, убогому созданию с Создателем, земному и перстному с небесным Царем иметь дружество! Чести сея не токмо словом изобразить, но и умом понять невозможно. К сему так высокому достоинству любовию Своею призывает нас Бог; и благодеяниями, как вестниками и свидетелями любве Своея, привлекает и убеждает. Зде достойно с Пророком удивиться и воскликнуть: «Господи, что есть человек, яко помниши его?» ( Пс. 8, 5 ) (2:280).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

А по разумению духовному: миролюбивый и возлюбленный Бога Отца и Екклезиаст наш есть Христос, Который, разрушив стоявшую посреди преграду и упразднив вражду плотью своею, соделал из обоих одно, говоря: «мир мой даю вам, мир мой оставляю вам» ( Ин.14:27 ), о Котором Отец глаголал ученикам: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Того послушайте», Который есть глава всей церкви. Он говорит не к синагоге иудейской, но ко множеству язычников; Он царь Иерусалима, созданного из живых камней, не того, о котором Сам сказал: «Иерусалиме, Иерусалиме, избивый пророки» ( Мф.23:37 ) и: «се оставляется сам дом ваш пуст» ( Мф.23:38 ), а того, которым Он воспрещает клясться, потому что это город великого Царя. Он есть Сын Давидов, к которому слепые в Евангелии взывали: «помилуй ны, сыне Давидов» ( Мф.9:27 ), и все множество единогласно восклицало: «осанна сыну Давидову» ( Мф.21:9 ). Наконец, не бывает к Нему слово Божие как к Иеремии и прочим пророкам, но поскольку Он Сам и богат, и царь, и могуществен (ибо есть Слово, и Премудрость, и прочие силы), то Он Сам говорит к мужам церкви, – внушает словеса апостолам, о коих воспевается в псалме: «во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их» ( Пс.18:5 ). Неправо некоторые думают, что из этой книги мы возбуждаемся к наслаждениям и роскоши: напротив, здесь предлагается учение, что все, что видим в мире, есть суета, и что мы не должны стремиться к тому, что, тотчас по достижении нами, приходит. Еккл.1:2 . Суета сует, сказал Екклезиаст: суета сует, и все суета. Если все, что сотворил Бог , «добра зело», то каким образом все суета, и не только суета, но и суета сует? Как именем Песни Песней показывается, что это между всеми песнями превосходнейшая песнь, так и словом: «суета сует» обозначается великость суеты. Нечто подобное написано и в псалме: «обаче всяческая суета всяк человек живый» ( Пс.38:6 ). Если живой человек суета, то мертвый суета сует. В Исходе читаем, что лице Моисея настолько было прославлено, что сыны Израилевы не могли смотреть на него; но славу эту по сравнению с славою евангельскою, апостол Павел называет неславною: «ибо не прославися прославленное в части сей, за превосходящую славу» ( 2Кор.3:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Опирающиеся на свой ум, заключенные в его теснины, гордые умом не хотят даже знать никого выше себя, не хотят знать и Бога: они Его или не признают, или сводят к какой-то слепой силе и вообще не могут правильно рассуждать и умствовать о Боге Творце или о мире как творении Божием. Поэтому Бог их и предал превратному уму – делать непотребства ( Рим.1:28 ) и совершение этих злых дел еще и оправдывать извращенными рассуждениями своего поврежденного ума. 62. Живя без Бога, ум человеческий повреждается, истлевает, заражается грехом, поражается смертью, становится одним духом с сатаной. И приходит к тому, что действительно не желает знать Бога. Но, не зная Бога, человеческий ум тем самым не знает ни себя самого, ни человека, ни окружающий мир. Такой о-без-боженный, утративший знание о Боге ум в то же время становится и бесчеловечным, утратившим все человеческое. Так, в конце концов, человек без Бога – это всегда человек без ума: Рече безумен в сердце своем: несть Бог ( Пс.13:1 ). В силу самого отсутствия Бога в человеческом уме, а это значит – в силу самого отсутствия Истины в уме, ум тлеет, разлагается, становится διεφθαρμνος, и в нем естественно плодятся злые мысли, как черви в загнившем мясе (см.: 1Тим.6:5 ). Понятно тогда, что люди истлевшего, поврежденного, извращенного ума (см.: 2Тим.3:8 ) противятся истине, любой истине, а более всего – Вечной Истине: Христу Богу. 63. Богомудро познав природу человеческого ума, апостол Павел благовествует, что суетность ума – это занятие суетными вещами (см.: Еф.4:17–18 ). А что такое суета, если не все настоящее, о чем и говорит Екклесиаст: Суета сует, все суета ( Еккл.1:2 ). Но скажет кто-нибудь: если все суета и везде суетность, что тогда вообще существует? Если это – дело Божие, как тогда оно – суета? И много подобных возражений по этому поводу. Но – отвечает святой Иоанн Златоуст – Екклесиаст не называет суетой дела Божия; ибо не суета – ни небо, ни земля; ни солнце, ни луна, ни звезды, ни тело наше. Все это добро весьма ( Быт.1:31 ). Что же тогда суета? Сам Екклесиаст говорит: Я посадил себе виноградники, завел у себя певцов и певиц, сделал себе водоемы; также крупного и мелкого скота было у меня больше, нежели у всех; собрал себе серебра и золота, и оглянулся я на все дела мои, и вот, все – суета ( Еккл.2:4–11 ). И пророк говорит: Человек... сокровиществует, и не весть, кому соберет я ( Пс.38:7 ). Поэтому суета сует – это великолепные строения, изобилие и преизбыток золота, множество слуг, гордость и славолюбие, мечтательность и надменность. Все это – суета: ибо это произошло не от Бога, но создано людьми. Как напрасно трудился бы человек, если бы наливал воду в худой сосуд, так и человек, предающийся суетным удовольствиям, льет воду в худой сосуд. Вообще суетным называется то, что не служит ничему долговременному. Посему апостол и сказал о людях-язычниках (не ведущих Бога), что они поступают по суетности ума своего ( Еф.4:17 ) (Святой Иоанн Златоуст , Беседа 12 на Послание к Ефесянам).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Иосиф — не единственный из последователей Христа, кто испытывал страх перед иудейской верхушкой, — трижды отрекся от своего Учителя Петр, один из двенадцати, после того как Христос был уже схвачен (см. Ин.18:15–27 ). Много толков было в народе о делах и словах Иисуса, но «никто не говорил о Нем явно, боясь иудеев» ( Ин.7:13 ). Когда иудеи задали вопрос родителям слепого, исцеленного Господом: «Это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит? Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым; а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет. Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги» ( Ин.9:19–22 ). Суета сует СУЕТА СУЕТ. СУЕТА И ТОМЛЕНИЕ ДУХА Оценка действий, усилий или замыслов человека как ничтожных, не имеющих смысла, не связанных с истинными ценностями жизни. Шире — о ком-либо, погруженном в повседневные заботы, стремящемся достигнуть высокого положения в обществе, материального благополучия. Буквальное значение понятия, переведенного с др.-евр. как «суета» — дыхание, исчезающее, растворяющееся в воздухе. Так же как и ряд других (дым, пар, тень, ветер, прах и т.п.), оно используется как образ быстротечности, эфемерности человеческого существования. В книге Екклесиаста, или Проповедника, «суета» — ключевое понятие, проходящее рефреном через ее текст. Она начинается и заканчивается горьким размышлением о тщете всего, что составляет содержание жизни человека. «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — все суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? Род проходит, и род приходит, а земля пребывает вовеки» ( Еккл.1:2–4 ). Когда же наступает час отойти человеку «в вечный дом свой», «возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его. Суета сует, сказал Екклесиаст, все — суета!» ( Еккл.12:7–8 ).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Подобно Григорию Нисскому понимает произволение духа и св. Григорий Богослов : «самозаконное стремление, или, по выражению Соломона, произволение духа » с. 270, Слово 18, говоренное в похвалу отцу]. Св. Григорий Богослов ярко живописует великого Соломона в его великой трагедии духа: « Видех всяческая , говорит Екклесиаст, обозрел я мыслию всё человеческое, богатство, роскошь, могущество, непостоянную славу, мудрость, чаще убегающую, нежели приобретаемую; неоднократно возвращаясь к одному и тому же, рассмотрел опять роскошь, и опять мудрость, потом сластолюбие, сады, многочисленность рабов, множество имения, виночерпцев, певцов и певиц, оружие, оруженосцев, коленопреклонения народов, собираемые дани, царское величие, и все излишества и необходимости жизни, всё, чем превзошёл я всех до меня бывших царей; и что же во всём этом? всё суета суетствий, всяческая суета и произволение духа ( Еккл. 1:2, 14 ), то есть, какое-то неразумное стремление души и развлечение человека, осуждённого на сие, может быть, за древнее падение» с. 171–172, Слово 7, надгробное брату Кесарию]. Своеобразно толкует екклесиастовы слова о том, что всё под солнцем суета, великий учитель Ориген в соответствии со своей богословско-философской концепцией. Для Оригена тела суть темницы, в которые заключены души, сотворённые ещё до появления материального мира. Размышляя о словах апостола Павла тварь покорилась суете ( Рим. 8:20 ), Ориген выясняет, то понимается под суетой. Ориген: «Но прежде всего посмотрим, какова та суета, которой покорилась тварь. Я думаю, что это суета – не что иное, как тела… Вот почему, мне кажется, и Соломон всякую телесную природу называет как бы тягостною в некотором роде и задерживающую силу духов, он говорит: Суета суетствий, и всяческая суета, рече Экклесиаст. Всяческая суета. Видех всяческая сотворения, сотворенная под солнцем, и се вся суетство ( Еккл. 1:1, 14 ). Этой именно суете и покорена тварь» кн. 1, гл. 7, п. 5]. Итак, суета – это, по Оригену , есть тела, в которые заключены человеческие души. В развитие мысли Оригена можно вспомнить, что Раши слово (иньян) объясняет, как «место проживания» и «жилище». Тогда слова это тяжёлое занятие дал Бог сынам человеческим можно читать, как это тяжёлое (худое) жилище дал Бог сынам человеческим и отнести всё это к помещению душ человеческих в материальные тела, к покорению духа суете, то есть телам.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Книга Екклесиаста считается одной из труднейших книг Священного Писания Ветхого Завета. Святитель Григорий Нисский в начале своего толкования на книгу Екклесиаста пишет, что «трудность воззрения на Екклесиаст равняется величию доставляемой им пользы». 60 Далее святитель говорит, что «только пришедшим уже в возраст, способным к слушанию совершеннейших уроков, возможно восхождение и до сего возвышенного и богодухновенного писания. Посему, если притча и упражнение, приуготовляющее нас к сим урокам, суть нечто трудное, и неудобоврзумимое, то сколько надобно труда, чтобы самим вникнуть в сии возвышенные мысли, предлагаемые нам теперь для обозрения?» 61 Все содержание книги Екклесиаста посвящено ответу на вопросы: в чем смысл земной жизни? В прологе говорится, что все на земле суета, нет ничего нового. «Все суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, – все суета!» ( Еккл.1:2 ). «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, – и нет ничего нового под солнцем» ( Еккл.1:9 ). Словом суета переводится еврейское слово hebel. Оно неоднократно употребляется и в других библейских книгах. Буквальное значение слова hebel: выдох, легкий пар, тающий в воздухе, а в переносном смысле: тленность, суетность, бесполезная вещь. Впервые оно употребляется в книге Бытия (4, 2) – имя Авель. Употребляется оно и в книге Иова: «Опротивела мне жизнь. Не вечно жить мне. Отступи от меня, ибо дни мои суета (hebel)» ( Иов 7, 16 ). Всего в Ветхом Завете слово hebel употребляется 78 раз, в том числе в книге Екклесиаста – 37 раз. Употребленное в Синодальном тексте славянское слово «суета» надо признать неудачным, устаревшим переводом слова hebel. В русском языке «суета» – «хлопотливая, усиленная деятельность». Более правильный перевод hebel на русский язык – «тщета», «деятельность, не приносящая результата». Почему Екклесиаст приходит к выводу, что все суета? К такому выводу он приходит на основании своих рассуждений и исследований на практике. «И предал я сердце мое тому, чтоб исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом» ( Еккл.1:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

А пока наш царь и нищий философ-странник бесстрастно вещает страстным: Суета сует, – всё суета! Ученик Оригена св. Григорий Чудотворец , епископ Неокесарийский ( ΙΙΙ в.), словами Екклесиаста побуждается к аскетическому презрению всего суетного, земного, не наследующего Царства Небесного. Св. Григорий Чудотворец : " Как суетны и бесполезны дела и стремления людей, [вообще] всё человеческое. Ибо никто не может сказать, что какая-нибудь польза соединена с тем, что люди, ползающие по земле, и душой и телом спешат совершить, всецело подчинившись временному, даже не желая хотя сколько-нибудь посмотреть благородным оком души выше звёзд» 1]. В христианско-аскетическом презрении суетных благ этого мира и будут в дальнейшем понимать слова Екклесиаста многие преподобные отцы. Св. Кирилл Иерусалимский (IV в.), обращаясь к новокрещённым с тайноводственным словом, называет суетой сует дела человека до его просвещения, дела же христианина уже отнюдь не суета сует , их качество уже совершенно иное. Св. Кирилл: «Прежде нежели приступил ты к благодати, творения твоя были суета суетствий ( Еккл. 1, 2 ). Совлекши же с себя ветхия ризы и облекшись в духовныя, белыя, надлежит всегда быть облеченным в белое. И, без сомнения, разумеем не то, что всегда должно тебе облекаться в белыя одежды, но что необходимо быть тебе облеченным в то, что подлинно бело, светло и духовно» 4 Тайноводств. слово, п. 8]. Так для св. Кирилла суета сует не столько аскетическое отрицание мирских благ, сколько отрицание порочной жизни до крещения и всех прежних языческих ценностей. Для св. Кирилла суета сует и белые ризы разделены не монашеским уходом из мира, а обращением человека из мира ко Христу. Не в постриге, а в крещении видит святой отец переход от суеты мира к сокровищам Царства Небесного. А о беде Соломона православные отцы не очень-то и рассуждают, ведь у Соломона не было ни пострига, ни крещения. Великого царя теснила со всех сторон суета, и где выход из неё?.. Прп. Ефрем Сирин (IV в.) в слове, обращённом к общине братий подвижников, аскетов-монахов, ободряет их: «Поскольку Екклесиаст при таком богатстве и славе вопиет: суета суетствий всяческая суета ( Еккл. 1:2 ); то не принесу уже в дар суете трудов своих, чтобы по исшествии моём другие получили наследство, а я потерпел наказание, но посвящая труды свои благому и милосердному Богу, Который по смерти даёт жизнь и любящим Его уготовал, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша ( 1Кор. 2:9 )» т. 1. О том, как приобретается человеком смиренномудрие, гл. 100].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Блж. Иероним (IV в.), согласно с Григорием Нисским , отмечает, однако, не столько суетность мира без Бога и необходимость от тварного восходить к Творцу, сколько то, что тварное, хотя и прекрасно само по себе, но суетно по сравнению с Богом и Царствием Божиим. Блж. Иероним: «Если всё, что сотворил Бог , добра зело , то каким образом всё суета, и не только суета , но и суета сует ?.. В Исходе читаем, что лицо Моисея настолько было прославлено, что сыны Израилевы не могли смотреть на него; но славу эту, по сравнению со славою евангельскою, апостол Павел называет неславною: ибо не прославися прославленное в части сей, за превосходящую славу ( 2Кор. 3:10 ). Значит, в подобном смысле можем и мы небо, землю, моря и всё, что содержится в их пределах, признавать хотя добрым в себе, но, по сравнению с Богом, считать за ничто… Смотря на мир и на широкое разнообразие предметов, я, хотя и удивляюсь величию творений, но, размышляя, что всё это преходит, и что мир стареется и имеет конец свой, и что один Бог всегда есть то, что был, я невольно вынужден не однажды, а дважды сказать: суета сует, и всё суета » 1, 2]. Взошло солнце – померкли звёзды. Во славе Божией, по сравнению с ней вся красота сего временного мира суета сует . Так мыслил блж. Иероним. Мученик прп. Пётр Дамаскин говорил о семи духовных познаниях нынешнего века и восьмом познании, переходящем в век грядущий. На пятой ступени этой лестницы познания прп. Пётр находит познание естества и изменения вещей. Все семь ступеней возводят к восьмой – к познанию Бога, называемому богословием! 8 Ну, а на пятой ступени – Екклесиаст, познание изменчивости и суетности вещей земных. Прп. Пётр Дамаскин: «По причине сего пятого знания… человек познаёт… естество и изменяемость чувственных творений, что они из земли и снова возвращаются в землю, по изречению Екклесиаста: суета суетствий и всяческая суета ( Еккл. 1:2 ). И Дамаскин так же: суета всё человеческое, что не пребывает по смерти. Не пребывает богатство; не сопутствует слава; с приходом смерти это всё истребляется» кн. 1, гл. «О пятом познании " ].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

22) Антиохия Писидийская (в феме Анатолике). В начале XI в. Антиохийскую кафедру занимал Макарий. В царствование французского короля Роберта (f 1031) он передал управление Елевферию, а сам отправился сначала в Палестину, а потом через Германию в Бельгию, где и скончался. 2499 23) Силей. Михаил Силейский, синкелл, подписался под синодальным определением 1054 г. 2500 24) Коринф. На синодальном постановлении 1027 г. стоит имя Сергия, митрополита Коринфского, на постановлении 1028 г. имя Георгия. 2501 Но относительно этого нужно сказать то же, что выше сказано о митрополите Неокесарийском: есть разночтение, по которому и в 1027 г. действующим лицом является Георгий, а не Сергий. С неизвестным по имени митрополитом Коринфа находился в дружеских отношениях Пселл, письменно ходатайствовавший перед ним за какого-то Хрисобалантита. 2502 25) Афины. При патриархе Алексии митрополитом Афинским был Михаил; он участвовал в синодальных заседаниях 1027 и 1028 гг. и, сверх того, в решении (отрицательном) вопроса о браке в пятой степени родства. 2503 При патриархе Алексии упоминается еще Лев, синкелл, митрополит Афинский; к нему послано было синодальное решение о браке в седьмой степени родства. 2504 Этот Лев синкелл оставался на Афинской кафедре и при патриархе Керулларии, – он подписался под синодальным определением 1054 г. 2505 26) Мокисс. В синодальных заседаниях 1027 и 1028 гг. участвовал Феогност, митрополит Мокисса. 2506 В состав этой митрополии входила епископия Парнас, епископ которой (неизвестный по имени) находился в дружественных отношениях к Пселлу и просил у него рекомендации к кесарю Дуке; Пселл, получивший от епископа по этому случаю в подарок коровье масло и другие продукты, исполнил просьбу. 2507 27) Крит (Гортина). На синодальных заседаниях 1027 и 1028 гг. был Стефан, митрополит Критский. 2508 28) Селевкия. 29) Калабрия (или Реджио). 30) Патры. Константин, митрополит Патр, принимал участие в синодальных заседаниях 1027 и 1028 гг. 2509 При патриархе Керулларии митрополичью кафедру в Патрах занимал Лев, состоявший вместе с тем при дворе в должности заведовавшего прошениями ( π τν δεσεων). 2510 К числу епископий митрополии Патр принадлежала Корона (которую нужно отличать от Коронии, епископии Афинской митрополии). Сохранилось одно письмо Пселла по поводу епископа Коронского, свидетельствующее о невыгодах удаления епископов со своих кафедр. Обычай покидать паству и стремиться в Константинополь делать карьеру, против которого вооружался и патриарх Алексий, требовавший, чтобы епископы не приезжали в столицу и вообще не отлучались из епархий без ведома и рекомендательного письма митрополита, 2511 наносил материальный ущерб Церкви. Епископ Коронский (по имени не названный) долгое время был в отлучке. Пользуясь этим, один нотарий подделал грамоту с подписью руки логофета и, основываясь на ней, начал с епископом иск за имения. Пселл разоблачает подлог перед местными властями. 2512

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Книга первая. Наставления, полезные для духовной жизни Глава 1. О подражании Христу и о презрении мира и всей суеты его «Ходяй по Мне не имать ходити во тьме», – глаголет Господь. Сими словами зовет нас Христос подражать жизни и нравам Его, если хотим воистину просветиться и избавиться от всей слепоты сердечной. Итак, да будет нам главное попечение – поучаться в жизни Христа Иисуса. Его учение превосходнее всякого учения святых, и кто имел бы духа в себе, тот нашел бы в том учении манну сокровенную. Но со многими бывает, что они и часто слышат Евангелие, однако же, мало чувствуют желания, потому что Духа Христова не имеют. А кто хочет в полноте и в сладости уразуметь слова Христовы, тот пусть постарается всю свою жизнь сообразить с Христом. Что пользы тебе высоко мудрствовать о Троице, когда нет в тебе смирения, и от того ты Троице не угоден? Истинно, не высокие слова творят святым и праведным, а жизнь добродетельная творит угодным Богу. Пусть не умею определить, что есть благоговение: лишь бы я его чувствовал. Если знаешь всю Библию и все изречения мудрецов, что пользы во всем том, когда нет любви и благочестия? Суета суетствий, и все суета, – разве любить Бога и служить Ему Единому. Презирая мир, взирать на небесное царствие – вот в чем состоит верховная мудрость. Суета – искать богатства гибнущего и на него возлагать упование. И то суета – гоняться за почестями и подниматься на высоту. Суета прилепляться к желаниям плоти и того желать, от чего после надо понести тяжкое наказание. Суета – желать долгой жизни, а о доброй жизни мало иметь попечения. Суета – о настоящей только жизни заботиться, а в грядущий век не презирать нисколько. Суета – возлюбить, что скоро проходит, и не спешить туда, где пребывает вечная радость. Попекись же отвлечь свое сердце от любви к видимому, ибо кто слушает своих чувственных желаний, тот оскверняет совесть и теряет благодать Божию. 1) 2 Ин. 8:12. 2) Откр. 2:17. Глава 2. О смиренном чувстве Всякий человек по природе желает знать: но в знании без страха Божия, какая важность? Лучше, по истине, смиренный поселянин, кто Богу служит, чем гордый мудрец, кто, о себе не помышляя, исследует ход небесных светил. Кто себя самого в правду знает, тот о себе самом низко думает и не услаждается человеческими похвалами. Если знаю все, что есть во вселенной, а в любви не пребываю, что пользы мне в том пред Богом? Бог по делам будет судить меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010